Приказ принимают или издают

| | 0 Comment

Система распорядительных документов

В систему распорядительных документов входят не только приказы. Чем крупнее и старше организация, тем чаще она использует и другие виды распорядительной документации: постановления, решения, распоряжения, указания. Охарактеризуем все эти виды документов, а также рассмотрим на примерах особенности оформления и хранения каждого их них.

РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

В отличие, например, от информационно-справочных документов, каждый из которых имеет собственные цели и задачи, все распорядительные документы издаются с единой целью: довести до исполнителей волю руководства.

Различие между ними только в «ранге» самого распорядительного документа: каждый из них стоит на собственной ступеньке иерархической лестницы, причем какое-либо перемещение по этой иерархии совершенно исключено (рис. 1).

Определимся с целевым назначением каждого из этих документов. Источник всех определений – «Словарь видов и разновидностей современной управленческой документации» (ВНИИДАД, М., 2014).

Постановление

Авторами большей части постановлений являются государственные органы Российской Федерации либо ее субъектов. Значительное количество этих документов принимают также коллегиальные органы управления организацией.

Постановление является высшим по значимости распорядительным документом, а значит, и издается оно высшим по значимости коллегиальным органом управления в особо важных случаях.

Так, постановлением можно оформить решение собрания акционеров о реорганизации акционерного общества, о его ликвидации или об изменении организационной структуры (Пример 1).

Решение

Второй вариант нас не интересует, так как к общему делопроизводству организации не относится.

Исполнительным и совещательным коллегиальным органам организации в большинстве случаев для документирования своих управленческих действий вполне хватает решений (Пример 2).

Приказ

Приказ, несомненно, является наиболее распространенным из всех распорядительных документов. Даже в самой маленькой организации есть необходимый минимум приказов (в отличие от других видов распорядительной документации).

Приказы издаются генеральным директором и только им: в определении документа фигурирует слово «единолично».

Право на подписание приказов может быть передано генеральным директором заместителю или другим топ-менеджерам, но важно учитывать следующие моменты:

• передача этого права обязательно оформляется письменно (издается, опять же, приказ или оформляется доверенность);

• при передаче строго оговаривается срок действия полномочий и то, какие виды приказов может подписывать каждый конкретный топ-менеджер.

Самый распространенный вариант: заместитель наделяется такими правами на период отсутствия генерального директора. Как только руководитель возвращается из командировки или из отпуска, действие полномочий завершается.

Различают следующие виды приказов:

• по основной деятельности;

• по административно-хозяйственной деятельности (АХД);

• по личному составу.

Последними занимается отдел кадров, и рассматривать мы их не будем. Приказы по основной и по административно-хозяйственной деятельности имеют разные сроки хранения: «постоянно» и 5 лет соответственно.

Круг тем, относящихся к административно-хозяйственной деятельности, очерчен в единственном источнике – Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, далее – Перечень 2010). На основании этих сведений можно сделать вывод, что к приказам по АХД относятся приказы, касающиеся:

• соблюдения правил внутреннего распорядка деятельности;

• эксплуатации зданий и помещений;

• транспортного обслуживания, внутренней связи;

• обеспечения безопасности организации.

Приводить пример приказа мы не будем: в каждой организации их достаточное количество.

Распоряжение

Распоряжение, хоть и считается «младшим братом» приказа, близким по целевому назначению к указанию, в нормативных и методических документах по делопроизводству всегда следует в скобках именно за приказом: например, в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76, далее – Методические рекомендации для ФОИВ; Приложение 15) или в Перечне 2010 (ст. 19).

Руководитель организации может издать распоряжение наряду с приказом, а может также наделить бессрочным правом издавать распоряжения топ-менеджеров по направлениям. При этом каждое распоряжение будет действовать в границах направления: дирекции, департамента, управления (Пример 3).

Указание

Указание – документ, создаваемый в последнее время исключительно на уровне топ-менеджеров. Так же, как и распоряжение, указание может быть издано руководителем структурного подразделения, с той разницей, что для этого не требуется специального разрешения генерального директора.

Граница между указанием и распоряжением стирается все сильнее, и постепенно они становятся распорядительными документами одного порядка (Пример 4).

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Коллегиальные органы в организации – это группы лиц, которые либо управляют организацией, либо выполняют в ней какие-то задачи.

Любой постоянно действующий коллегиальный орган строго организован: имеется документ о его создании, положение о коллегиальном органе, а также собственный аппарат управления, состоящий из председателя и секретаря.

В своей деятельности коллегиальный орган обычно руководствуется составленным и утвержденным планом. Заседания коллегиального органа строго протоколируются.

Коллегиальные органы делятся на органы управления, исполнительные и совещательные органы.

Коллегиальные органы управления, как следует из названия, управляют организацией на высшем уровне: собрание акционеров, собрание учредителей общества и т.п.

Если в организации действует коллегиальный орган управления, то генеральный директор подчиняется ему, отчитывается перед ним и по решению этого органа может быть заменен.

Коллегиальный орган управления может влиять на деятельность организации на самом глобальном уровне, вплоть до принятия решений о реорганизации и ликвидации.

Исполнительные коллегиальные органы осуществляют непосредственное руководство организацией. Это может быть, например, совет директоров, в который входят все топ-менеджеры.

В уставе организации прописывается, что генеральный директор (единоличный исполнительный орган) не имеет права принимать решения без согласия коллегиального исполнительного органа.

Совещательные коллегиальные органы действуют при руководителе организации. Это всевозможные комиссии и коллегии. Как-то влиять на управление организацией они не могут, зато могут предлагать, объяснять, рекомендовать что-либо генеральному директору в рамках своей компетенции.

Яркий пример из области делопроизводства – экспертная комиссия, постоянно действующая в организации. В правилах по архивному делу о ней прямо говорится, что это «совещательный орган при руководителе организации» (пункт 4.8 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526).

Распорядительные документы, которые могут издавать коллегиальные органы – постановления и решения.

Например, хорошо знакомые секретарям и делопроизводителям Основные правила работы архивов организаций одобрены решением от 06.02.2002 совещательного органа – Коллегии Росархива. В акционерных обществах действуют советы или собрания акционеров.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Порядок работы с распорядительным документом зависит от того, как документ создается: в условиях коллегиальности или единоначалия.

Коллегиальные органы, прежде чем принять какое-то решение, должны его обсудить на заседании.

Порядок работы над постановлением и решением включает:

1. Обсуждение вопроса на заседании коллегиального органа.

2. Оформление протокола заседания коллегиального органа.

3. Издание распорядительного документа.

Как видим, непосредственно подготовка постановления и решения занимает минимум времени. Ключевой момент здесь – обсуждение вопроса. Принятое решение фиксируется в протоколе, а затем на основании протокола готовится распорядительный документ.

Порядок работы над приказом, распоряжением, указанием

В условиях единоначалия никаких предварительных действий не требуется: генеральный директор принимает решение издать распорядительный документ и дает задание секретарю подготовить проект, после чего подписывает его.

Возможно, проект пройдет перед этим процедуру согласования с компетентными должностными лицами организации.

Все вышеизложенное – какие распорядительные документы кем издаются – можно представить в виде блок-схемы (рис. 2).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Реквизиты распорядительных документов, как и всей организационно-распорядительной документации, оформляются в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Как можно увидеть в примерах 1–4, обязательными реквизитами распорядительных документов являются:

• наименование вида документа;

• регистрационный номер документа;

• место издания документа;

• заголовок к тексту;

• отметка об исполнителе – для приказов, распоряжений и указаний.

Факультативными (необязательными) реквизитами можно считать:

• эмблему организации (логотип) (размещается, если в организации принято брендировать все документы, включая внутренние);

• отметку о приложении (если оно имеется);

• визы согласования (если они необходимы).

Никаких отступлений от правил оформления реквизитов, изложенных в ГОСТ Р 6.30-2003 и методических рекомендациях5 к нему, распорядительные документы не требуют.

Общие правила оформления текстов распорядительных документов можно почерпнуть в Методических рекомендациях для ФОИВ и многих ведомственных инструкциях по делопроизводству.

Общие правила оформления текстов распорядительных документов представлены в таблице.

Особенности оформления реквизитов распорядительных документов, в том числе текста, в коммерческих организациях должны быть описаны в их локальной инструкции по делопроизводству. Именно в ней регламентируются шрифты и межстрочные интервалы, порядок набора слов «постановляю» или «приказываю» (вразрядку или прописными буквами) и их расположение (по центру строки или от левого края текстового поля).

Методические рекомендации для ФОИВ не являются для негосударственных организаций нормативным документом. Это, впрочем, не запрещает взять их за основу для составления собственной инструкции: вся нужная информация содержится в Приложениях 14 и 15 к этому документу.

ХРАНЕНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Хранение распорядительных документов осуществляется на общих основаниях. Они формируются в дела согласно видам и подвидам: при этом не просто хранятся по отдельности постановления, приказы и указания, но приказы по личному составу в обязательном порядке хранятся отдельно от приказов по основной и административно-хозяйственной деятельности.

Сроки хранения устанавливаются по Перечню 2010 (раздел 1 «Организация системы управления»):

• постановления: постоянно (п. «б»–«д» ст. 18);

• решения: постоянно (п. «б»–«д» ст. 18);

• приказы по основной деятельности: постоянно (п. «а» ст. 19);

• приказы по административно-хозяйственным вопросам: 5 лет (п. «в» ст. 19);

• распоряжения: аналогично приказам;

• указания: Перечень 2010 не содержит такого документа, следовательно, срок хранения для указаний устанавливается экспертной комиссией организации.

Не будем забывать: срок хранения «постоянно» для организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, не может быть менее 10 лет.

Что касается постановлений, решений, а также приказов и распоряжений по основной деятельности таких организаций, то при их ликвидации перечисленные документы могут быть приняты на хранение в госархив, если пройдут экспертизу ценности и будут признаны достойными этого. Распорядительные документы в номенклатуре дел организации выглядят следующим образом (Пример 5).

Е.Н. Кожанова,
специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

www.profiz.ru

Когда потребуется приказ о дисциплинарном взыскании

Статьи по теме

Директор подписывает приказ о дисциплинарном взыскании, когда сотрудника привлекают к ответственности за нарушение правил компании или невыполнение обязанностей. Это часть общей процедуры. Без приказа о наложении дисциплинарного взыскания к ответственности привлечь нельзя.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания выносят после выяснения обстоятельств проступка

Приказ о дисциплинарном взыскании – внутренний кадровый документ, который руководитель организации обязан подписать, если кого-то из сотрудников привлекают к ответственности согласно статье 192 ТК. Дисциплинарную меру к сотруднику применяют на основании приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Без этого документа наказать нарушителя нельзя. Отсутствие приказа – нарушение установленной процедуры, и сотрудник сможет пожаловаться в ГИТ или суд. В случае спора его могут поддержать.

Чтобы соблюсти требования закона, руководству нужно издать приказ о применении дисциплинарного взыскания. Для сотрудников частных компаний закон предусматривает три вида наказания: замечание, выговор и увольнение. Для госслужащих, военнослужащих, а также других особых категорий работников существуют дополнительные дисциплинарные меры. О том, какую меру компания намерена применить, нужно написать в документе.

Образец приказа о дисциплинарном взыскании

Прежде чем оформлять приказ, компания должна разобраться, что произошло:

  • какой проступок совершил работник,
  • что его к этому подтолкнуло,
  • как он сам объясняет произошедшее,
  • насколько серьезным было нарушение,
  • какие последствия повлекло или могло повлечь,
  • какие факты и документы подтверждают происшествие.

На основании этих фактов принимают решение о том, какую дисциплинарную меру избрать. Учитывают характер нарушения и тяжесть последствий. В ряде случаев за грубое нарушение работника можно уволить. Например, если он совершил проступок, который угрожал жизни и здоровью окружающих. Когда предыдущие этапы процедуры привлечения к ответственности выполнили, директор подписывает приказ о дисциплинарном взыскании.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания составляют в свободной форме, кроме случаев увольнения

Форма приказа о дисциплинарном взыскании зависит от того, как решили наказать работника. Если ему объявят выговор или вынесут замечание, приказ о применении дисциплинарного взыскания составляют в произвольной форме. Если работника увольняют, приказ о дисциплинарном взыскании в виде увольнения выглядит так же, как обычный приказ об увольнении, его составляют по форме Т-8. В основании увольнения указывают соответствующий пункт статьи 81 ТК, если увольняют по этой статье. Например, когда с работником расстаются из-за многочисленных прогулов, указывают подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81. За утрату доверия увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 81.

Приказ о дисциплинарном взыскании в виде увольнения

Чтобы не ошибиться при составлении документа, посмотрите образцы приказов о дисциплинарном взыскании в журнале «Трудовые споры». Кроме того, пустые бланки приказов о дисциплинарном взыскании можно сказать из приложения к статье.

Некоторые сведения нужно указать независимо от формы приказа о дисциплинарном взыскании

Хотя документ можно составить в произвольной форме, есть несколько элементов, которые должны быть обязательно. В документе указывают:

  • название и номер приказа;
  • реквизиты компании;
  • дату и место составления;
  • ФИО нарушителя и суть происшествия;
  • основания для издания приказа и применения наказания;
  • конкретную дисциплинарную меру;
  • фамилию ответственного лица, которое ознакомит нарушителя с приказом под роспись, а также обязанность ознакомить.
  • В документе должна быть строка для подписи директора с указанием должности и расшифровкой подписи, а также строка для подписи работника с расшифровкой и формулировкой «с приказом ознакомлен».

    Например, в приказе о дисциплинарном взыскании в виде замечания пишут, по какой причине сотрудник получает замечание. А в приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора – на каких основаниях объявляют выговор. В заглавии документа не обязательно должно стоять «приказ о дисциплинарном взыскании в виде выговора», можно написать просто «приказ об объявлении выговора».

    При составлении приказа о дисциплинарном взыскании нужно проверить, не истек ли срок применения меры. Нужно уложиться в месяц со дня выявления проступка. Кроме того, необходимы основания для издания приказа. Таким основанием может послужить докладная записка непосредственного руководителя нарушителя, жалоба клиента компании и т. п.

    www.law.ru

    Приказ принимают или издают

    Подзаконный нормативно-правовой акт — это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

    Подзаконный нормативный акт — понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания — от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. Всем

    этим актам присуще одно общее свойство — подзаконность. В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов.

    Акты федеральных органов государственной власти. В Российской Федерации до последнего времени это были акты Съезда народных депутатов, Верховного Совета России и его Президиума. Съезд народных депутатов и Верховный Совет кроме законов, обладающих высшей юридической силой, деклараций и обращений, имеющих в большей степени общественно-политический, нежели юридический характер, принимали постановления. Они и являлись подзаконными нормативными актами. Аналогичная ситуация сохраняется и в новом российском парламенте. Подзаконные нормативные постановления высших органов государственной власти неоднородны. Постановлениями утверждаются положения о государственных органах и неправительственных организациях или об определенном виде государственной деятельности. Таковы «Положение о Российском фонде федерального имущества», утвержденное постановлением Верховного Совета в 1991 г., «Положение о претензионном порядке урегулирования споров», утвержденное постановлением Верховного Совета в 1992 г., и др. Однако чаще всего нормативные постановления высших органов власти посвящены урегулированию организационно-технических, процедурных вопросов, не терпящих, как правило, отлагательства (например, постановление Верховного Совета «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» 1992 г. ).

    Нормативные постановления федеральных представительных органов не следует смешивать с индивидуальными ненормативными постановлениями, которые также принимаются этими органами (к примеру, постановление высшего представительного органа о прекращении депутатских полномочий того или иного лица, постановление о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации того или иного российского гражданина и др.).

    Акты Президента. Российский Закон о Президенте считает его высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Реализуя свои полномочия, Президент издает указы и распоряжения. Ведя речь о подзаконных нормативно-правовых актах, следует иметь в виду только нормативные указы и распоряжения. Президент, как известно, издает и многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении гражданина орденом, о присвоении заслуженного звания работнику определенной отрасли и т.д.).

    Нормативные указы и распоряжения Президента довольно сложно раграничить по объекту регулирования, хотя распоряжения более тяготеют к решению текущих, процедурных вопросов (например, распоряжения Президента «О прекращении испытаний ядерного оружия на полигоне Новой Земли» 1991 г., «О распределении обязанностей между заместителями председателя Правительства Российской Федерации» 1991 г. и др.).

    Указы и распоряжения Президента издаются на основе Конституции и законов Российской Федерации, имеют обязательную силу на всей территории их действия и в отношении всех лиц, на которых они распространяются.

    Указ — наиболее характерный для Президента подзаконный нормативно-правовой акт. В случае его противоречия Конституции и законам России, на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации, указ Президента может быть отменен высшими органами государственной власти.

    Публикуются нормативно-правовые акты Президента вместе с актами Совета Министров — Правительства (в одном издании).

    Акты Совета Министров — Правительства. Совет Министров — Правительство Российской Федерации является высшим органом государственного управления и исполнительной власти. Он осуществляет управление экономическим и социально-культурным процессами, создает условия для предпринимательства, для перехода к рыночной экономике, руководит основными сферами внутренней и внешней жизнедеятельности государства.

    Реализуя свои функции, Совет Министров принима-

    ет постановления и издает распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Как устанавливает Закон РФ «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» 1992 г., решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

    Публикуются нормативно-правовые акты Правительства и акты Президента в официальном издании — «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», а также в «Российской газете» и газете «Российские вести».

    Акты министерств и ведомств. В соответствии с нынешним законодательством, на период радикальной экономической реформы в Российской Федерации действуют следующие центральные органы исполнительной власти: министерство, государственный комитет, комитет, федеральная служба, российское агентство, федеральная инспекция. Все эти органы, за исключением министерств, принято называть ведомствами.

    Для руководства той или иной отраслью управления или сферой деятельности, реализации специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций министерства и ведомства разрабатывают и издают нормативно-правовые акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы и т.д. В системе этих актов ведущую роль играют приказы и инструкции. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы министерства или ведомства: их структуре, задачам, функциям. Инструкции же регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.

    Инструкции всегда нормативны. Приказы же могут быть и ненормативными, т.е. индивидуальными (приказы министра о назначении того или иного лица на руководящую должность, о поощрении конкретных сотрудников и др.).

    Акты министерств и ведомств подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назна,че-

    ние (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю сферу действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, предприятий, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

    Такие акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. При регистрации подобного акта проверяется его законность: не ущемляет ли он права и свободы граждан, не возлагает ли на них дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности, не вышел ли орган, издавший акт, за пределы своей компетенции. Акты министерств и ведомств внешнего действия публикуются в издаваемом Министерством юстиции Российской Федерации «Бюллетене нормативных актов».

    Принятый 21 января 1993 г. Указ Президента РФ «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» устанавливает, что «нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г. и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», если иное не предусмотрено законодательством.

    Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

    Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

    По мере укрепления и развития правовой основы Российского государства ведомственное регулирование должно быть существенно сокращено. Вопросы, затрагивающие общегражданские права, политические и личные свободы, обязанности человека и гражданина, должны регулироваться законом или хотя бы правительственными актами. Это позволит избежать ведомственного диктата в правовом регулировании. Отрадно, что этот процесс уже начался. Так, постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей» отменены ведомственные нормативные акты, в том числе инструкции, регулирующие отношения в области прав потребителей.

    Акты органов государственной власти и управления края, области, города, района, села. Краевые, областные и иные местные представительные органы государственной власти в своем регионе, решая возложенные на него задачи, принимают решения, а председатели этих органов по вопросам своей компетенции издают распоряжения. В соответствии с Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» 1992 г. решения Совета этого уровня доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления решения в силу. Вступает решение в силу со дня опубликования, если в нем не указано иное.

    Актами краевой, областной и иной местной администрации являются постановления, распоряжения и приказы, вступающие в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения.

    Все указанные акты имеют локальный характер действия — они распространяются лишь на территорию соответствующих краев, областей, городов, районов, сел. Срок действия многих из них не превышает полномочий соответствующих Советов и глав администраций.

    Акты государственных и негосударственных организаций. Реализуя свои функции, эти организации разрабатывают и принимают (издают) такие виды нормативно-правовых актов, как приказы (издаются руководителем организации), различного рода уставы, положения, на основе которых они действуют (устав предприятия, ассоциации, концерна, объединения, акционерного общества открытого или закрытого типа, утверждаемый участниками или принимаемый на общем собрании, конференции трудового коллектива). Эти акты, замыкая систему подзаконных нормативно-правовых актов, действуют в рамках организации и обязательны только для ее членов.

    www.kursach.com

    Это интересно:

    • Виды наказаний в упк Статья 44. Виды наказаний Видами наказаний являются: б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) […]
    • По договору переуступки права собственности Переуступка права собственности По договору переуступки права одна сторона передает другой права и обязанности, которые у нее имеются перед третьими лицами. Такой договор является сделкой, юридическим актом. В отношении недвижимого имущества переуступка подлежит […]
    • Кабинет прокурора Это больница? А где у вас кабинет дежурного прокурора? Пациент любой российской больницы юридически беззащитен. Если с ним что-то случится — никто не ответит. Но ведь можно изменить ситуацию… Фото: «Новая газета» Эпопея жительницы Москвы, топ-менеджера крупной […]
    • Как оформить школьный проездной билет 2018 москва Правила предоставления учащимся льгот на проезд в общественном транспорте Учащиеся высших и общеобразовательных учебных заведений входят в особую категорию населения. Они имеют право на получение определенного вида льгот. Одним из самых востребованных методов […]
    • Правила делового письма в русском Образец делового письма Составление различного рода деловых писем – необходимая часть работы представителей бизнеса. Благодаря подобным посланиям они приобретают возможность решать коммерческие вопросы наиболее доступным, быстрым и оптимальным путем. Какие деловые письма […]
    • Приказ прораб образец Должностные инструкции Инструкции по категориям: Инструкции по алфавиту: Производитель работ (прораб) Должностная инструкция производителя работ (прораба) ( zip, 23 Кб., рейтинг: 3865 ) Вы можете скачать должностную инструкцию производителя работ (прораба) […]
    • Иск признание права собствен Собственность Право собственности и другие вещные права Приобретение и прекращение права собственности Ограниченные вещные права Земля как объект гражданских прав Право собственности на землю Право собственности на земельный участок Право пожизненного […]
    • Ремонт коллектора рено Ремонт и чистка впускного коллектора автомобиля Статья о том, как правильно ремонтировать и очищать впускной коллектор двигателя машины. Советы и рекомендации. В конце статьи - интересное видео о впускном коллекторе автомобиля. Содержание статьи: Конструктивные […]