Аппарат высшего арбитражного суда рф

| | 0 Comment

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Владимир Путин, выступая 21 июня 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме, предложил объединить в единый судебный орган Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд и внести соответствующие поправки в Конституцию.

7 октября 2013 года Президент РФ внёс в Государственную Думу проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», которым Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а его полномочия и штатная численность судей передаются Верховному Суду РФ.

21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего Арбитражного суда в Верховный суд РФ во втором чтении.

6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов. Срок реорганизации — 6 месяцев со дня подписания и опубликования закона.

По Конституции РФ функции суда переданы Верховному суду РФ.

Состав:

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

ВАС России функционирует в составе:

  • Пленума ВАС РФ
  • Президиума ВАС РФ
  • двух судебных коллегий (по рассмотрению гражданских споров; и административных споров)
  • Существует 6 судебных составов ВАС РФ:

  • 1-й состав (по корпоративному праву)
  • 2-й состав (по вещному праву)
  • 3-й состав (по договорному праву)
  • 4-й состав (административный)
  • 5-й состав (налоговый)
  • 6-й состав (экспертный)
  • Полномочия:

    Высший Арбитражный Суд в качестве суда первой инстанции рассматривает:

    • дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, а также Совета Федерации, Государственной Думы и Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, которые затрагивают права в сфере предпринимательской деятельности;
    • экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации, либо между субъектами Федерации.
    • Основной задачей Высшего Арбитражного Суда является рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов нижестоящих арбитражных судов, в том числе их пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

      Также он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, даёт разъяснения по вопросам судебной практики и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере деятельности (имеет право законодательной инициативы).

      Аппарат ВАС РФ

      Руководитель аппарата, администратор суда — Егоров Андрей Владимирович

    • Секретариат Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    • Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    • Контрольно-аналитическое управление
      • Контрольно-инспекторский отдел
      • Аналитический отдел
      • Управление делопроизводства
        • Отдел регистрации судебных дел и заявлений
        • Отдел регистрации документов
        • Общий отдел
        • Управление информатизации и связи
          • Информационно-аналитический отдел
          • Отдел аппаратно-программных средств и телекоммуникаций
          • Отдел связи и защиты информации
          • Управление кадров и государственной службы
            • Отдел по вопросам государственной службы и работе с кадрами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
            • Отдел по работе с кандидатами на должности судей арбитражных судов
            • Отдел кадрового обеспечения арбитражных судов
            • Отдел подготовки и повышения квалификации кадров
            • Управление материально-технического обеспечения
              • Отдел капитального строительства
              • Отдел капитального, текущего ремонта и эксплуатации зданий
              • Планово-договорной отдел
              • Сметно-экспертный отдел
              • Отдел снабжения
              • Отдел социально-бытового обслуживания
              • Отдел организации закупок
              • Отдел автотранспорта
              • Управление международного права и сотрудничества
                • Отдел международного права
                • Отдел международного сотрудничества
                • Управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации
                  • Отдел по работе со средствами массовой информации
                  • Отдел режима
                  • Управление публичного права и процесса
                  • Управление частного права
                  • Финансово-экономическое управление
                    • Отдел планирования и финансирования расходов
                    • Отдел учёта, отчётности и контроля
                    • Отдел бухгалтерского учёта в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
                      • Административный отдел
                      • Контрольно-ревизионный отдел
                      • Отдел по защите государственной тайны
                      • xn--80abeb1breebrggmb.xn--p1ai

                        Высший Арбитражный Суд
                        Российской Федерации

                        Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

                        Статья 127
                        Конституция Российской Федерации

                        Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак — эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

                        Регламент арбитражных судов Российской Федерации

                        Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

                      • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
                      • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
                      • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
                      • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

                      Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

                      В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

                      Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

                      На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

                      При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

                      Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

                      Председатель ВАС РФ

                      Иванов Антон Александрович

                      Председатель
                      Высшего Арбитражного Суда
                      Российской Федерации

                      Родился 6 июля 1965 года в городе Гатчине Ленинградской области.

                      В 1982 году успешно окончил среднюю школу № 3 города Гатчины, затем поступил на дневное отделение юридического факультета Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета, где обучался с 1982 по 1987 годы по специальности «Правоведение». В том же году поступил в очную аспирантуру при том же университете, которую окончил в 1990 году. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Право собственности и товарно-денежные отношения».

                      Сразу же после окончания университета стал работать ассистентом на кафедре гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета, затем перешел на работу в журнал «Правоведение», где стал ведущим редактором. В 1995 году уволился из журнала по собственному желанию, однако продолжал преподавательскую деятельность и во время работы в журнале и во все остальные периоды своей трудовой деятельности.

                      В 1995 году работал начальником юридического отдела ООО «Союзконтракт-Услуги». В январе 1997 года был назначен начальником Управления юстиции Санкт-Петербурга, где проработал до апреля 1999 года. С 1999 до 2003 годы работал доцентом кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета. В июле 2004 года был приглашен на должность первого заместителя генерального директора ОАО «Газпром-Медиа», где и проработал вплоть до назначения Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В январе 2005 года назначен на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 января 2005 года № 6-СФ. В январе 2011 года постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 января 2011 года № 1-СФ назначен на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на новый срок.

                      Занимается научной деятельностью с 1987 года. Имеет около 40 опубликованных работ. Соавтор учебника по гражданскому праву, которому была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2001 год. Член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ. Разработчик проекта закона о недрах для Центра стратегических разработок.

                      Имеет высший квалификационный класс судьи.

                      Заслуженный юрист Российской Федерации.

                      Имеет государственную награду — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и ведомственную награду — медаль «За заслуги перед судебной системой Российской Федерации» I степени.

                      1. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

                      2. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

                      1) организует деятельность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

                      2) созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к их ведению;

                      3) осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

                      4) распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

                      5) формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебные составы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

                      6) выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к его ведению;

                      7) представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

                      8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным конституционным законом.

                      Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

                      3. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

                      Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов стало реальностью

                      Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ, устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.

                      Через полгода судебная сис­тема России должна преобразиться — вступят в силу нормативные акты, регулирующие процедуру объединения двух судов — Высшего арбитражного и Верховного. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов (как теоретиков, так и практиков).

                      Помимо Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о поправке), судебная реформа оформлена тремя законами (см. также «ЭЖ», 2013, № 48, с. 07):

                      ■ Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“» (далее — Закон № 4-ФКЗ);

                      ■ Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном cуде Российской Федерации» (далее — Закон о Верховном суде);

                      ■ Федеральным законом от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного cуда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном cуде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“» (далее — Закон о порядке отбора кандидатов).

                      Закон о поправке и Закон о порядке отбора кандидатов вступили в силу с момента его официального опубликования — 6 февраля 2014 г. (ст. 3 Закона о поправке). Закон № 4-ФКЗ начнет действовать с отсрочкой в 180 дней, то есть вступит в силу 6 августа 2014 г.

                      Закон о Верховном суде по большей части вступит в силу в этот же день, за исключением некоторых положений. В частности, нормы Закона о Верховном суде, регламентирующие состав нового единого суда, вступили в силу вместе с Законом о поправке; положения о месте расположения нового Верховного суда начнут работать с даты его фактического переезда в Санкт-Петербург, а нормы, касающиеся оснований и размеров компенсаций судьям и сотрудникам аппаратов Высшего арбитражного и Верховного судов, начнут действовать с 15 февраля.

                      Для решения судьбы судебной системы хватило трех месяцев

                      Напомним, что для принятия закона о поправках в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» необходимо получить одобрение органов законодательной влас­ти не менее чем двух третей от общего количества субъектов Российской Федерации (­сейчас их 83).

                      Согласно постановлению Совета Федерации Федерального Соб­рания РФ от 29.01.2014 № 1-СФ «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“» за объединение судов высказались представительные органы всех 83 субъектов Федерации. Причем тексты актов этих органов вместе с постановлением Совета Федерации не приводятся, а на сайте asozd2.duma.gov.ru, где размещаются данные о рассмотрении законопроектов, опуб­ликованы заключения только от семи субъектов.

                      Интересно, что на одобрение поправки к Конституции РФ субъектам понадобилось не так уж много времени. Постановление Совета Федерации РФ, которым было решено направить тогда еще законопроект для рассмотрения представительными органами субъектов РФ, датировано 27.11.2013 (№ 442-СФ). А 29 января одобрение от всех субъектов уже было получено. А ведь вопрос об одобрении поправки к Конституции явно не решали на новогодних каникулах, значит, 83 региона страны рассмотрели, обсудили и единогласно одобрили поправки менее чем за два месяца. Как бы то ни было, факт есть факт — в августе Высший арбитражный суд РФ прекратит свое существование.

                      Арбитражные суды остаются, но ФАСы — переименовываются

                      В целом после объединения судов сама система изменится не очень. Высшими судебными инстанциями останутся две — Конституционный суд РФ, которого не касаются изменения, и Верховный суд РФ. Их деятельность будут обеспечивать аппараты соответствующих судов (подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ).

                      Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды респуб­лик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В сис­тему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.

                      Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).

                      Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.

                      Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации

                      Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого замес­тителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4 Закона о Верховном суде).

                      Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.

                      В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, преду­смотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.

                      Законом о порядке отбора кандидатов установлено количест­во судей, которых будут набирать в пять коллегий первого состава объединенного суда. Так, на судебную коллегию по административным делам отводится 33 судьи, на судебную коллегию по гражданским делам — 32 судьи, судебную коллегию по экономическим спорам — 30 судей, судебную коллегию по уголовным делам — пять судей. Председатели и судьи всех коллегий будут назначаться председателем ВС РФ (подп. 10 п. 3 ст. 12 Закона о Верховном суде).

                      Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).

                      За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент

                      Хотя Закон о поправке уже вступил в силу, фактически процесс объединения судов и переезда нового Верховного суда РФ в Санкт-Петербург, вероятно, будет длиться намного дольше.

                      Финансовые вопросы ликвидации Высшего арбитражного суда РФ решать будет действующий Верховный суд РФ совместно с Судебным департаментом при нем (п. 3 ст. 25 Закона о Верховном суде). При этом объем бюджетных расходов, выделяемых сегодня отдельно для ВАС РФ и отдельно для ВС РФ, сохранится на следующие за объединением три года (п. 4 ст. 25 Закона о Верховном суде).

                      Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.

                      Суды объединяются и переезжают, а вопросы остаются

                      В ноябре прошлого года, когда судебная реформа только началась, в ходе заседания в Госдуме докладчики по законопроекту о поправке к Конституции РФ на вопросы депутатов о том, где же конкретика, обещали после одобрения законопроекта представить все необходимые нормативные акты. Результатом таких обещаний стали рассмот­ренные три закона. ­Однако и они не регулируют предстоящее объединение в полной мере.

                      Вопросы остались, и их немало. Например, за переходный период, отведенный на упразднение ВАС РФ и формирование нового суда, законодателям предстоит внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, исключив оттуда упоминания о ВАС РФ и скорректировав нормы о вопросах его компетенции и иные процессуальные тонкос­ти. Остается надеяться, что сделана эта работа будет более тщательно и не так быстро, как ­была ­принята судебная реформа.

                      Кроме того, предстоит решить судьбу судебных дел, которые будут возбуждены или приняты к производству коллегиями или Президиумом ВАС РФ вплоть до последнего дня его деятельности (который, как отмечено ранее, еще под вопросом). И, наконец, Совету Федерации нужно будет решить вопрос о том, кто же возглавит новую судебную инстанцию. Хотя первично этот вопрос решит президент, представив Совету Федерации подходящую кандидатуру.

                      www.eg-online.ru

                      Аппарат высшего арбитражного суда рф

                      С приветственными словами к участникам обратились Лорд-канцлер Председатель Палаты Лордов, Государственный секретарь юстиции Крис Грейлинг, достопочтенный лорд-мэр Лондона Альдерман Дэвид Вутон, председатель Ассоциации юристов Великобритании, королевский адвокат Майкл Тодд и посол Российской Федерации в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии Александр Яковенко.

                      В рамках Недели российского права прошли дискуссии, посвященные ключевым вопросам развития и применения права в Российской Федерации. Ученые, судьи, представители министерств юстиции и адвокаты России и Великобритании обсудили проект изменений Гражданского кодекса Российской Федерации и последние тенденции российской судебной практики, вопросы разработки необходимых условий для создания благоприятного инвестиционного климата в России и проблемы корпоративного управления и прав акционеров, правовые последствия присоединения Российской Федерации к ВТО и особенности третейского разбирательства коммерческих споров в России. И сама постановка вопросов, вынесенных на Неделю российского права, и характер их обсуждения показали, что отечественные и зарубежные правоведы, как представители научных кругов, так и практикующие юристы, внимательно изучают работу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по развитию судебной практики и подготовке правовых позиций.

                      Руководитель аппарата — администратор Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андрей Егоров принял участие в дискуссиях по проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации и по вопросам развития судебной практики.

                      В первой секции свое выступление Андрей Егоров посвятил не только вопросам развития гражданского законодательства, но и одному из самых сложных и дискуссионных вопросов современного правоведения, а именно внедрению английских правовых институтов в российское право. В частности, Андрей Егоров отметил, что взаимовлияние мировых правовых систем — «историческая неизбежность, с которой не нужно бороться, но которую целесообразно изучать и творчески перерабатывать с тем, чтобы использовать прогрессивные институты англо-саксонского права при помощи привычных конструкций континентальной системы права». По мнению Андрея Егорова, взаимовлияние мировых правовых систем связано, прежде всего, с экономическим господством в современном мире стран, воспринявших систему прецедентного права. Кроме того, во многом этот феномен, возможно, объясняется и тем, что современным языком делового общения в последние сто с лишним лет является английский язык. История наблюдений за причинно-следственной связью общепринятого языка международного общения и развитием правовых институтов показывает, что, например, в начале XIX века эпоха господства французского языка проявила себя в преимущественном заимствовании французского права, во второй половине XIX — начале XX века эпоха господства немецкого языка — в преимущественном заимствовании германского права.

                      Андрей Егоров также рассказал о реформировании института недействительности сделок: «С одной стороны, в Гражданском кодексе появится значительное число норм, затрудняющих недобросовестное оспаривание сделок и повышающих тем самым стабильность гражданского оборота. С другой стороны, будут уточнены и развиты отдельные составы недействительных сделок, а основания оспаривания будут приведены в унисон с известными зарубежными образцами». Например, как отметил Андрей Егоров, в статье 174 ГК РФ появится новое основание недействительности сделки — сделки, совершенной явно вопреки интересам представляемого юридического лица. Такое основание недействительности прямо закреплено в голландском праве и не чуждо английскому правопорядку. В современной отечественной арбитражной практике, пояснил Андрей Егоров, за неимением специальной нормы ту же роль выполняет статья 10 ГК РФ, которая говорит о недопустимости злоупотребления правом.

                      Андрей Егоров рассказал и о своем видении нескольких аспектов реформы, чрезвычайно важных для развития корпоративного права. Установление публичной достоверности реестра юридических лиц, по мнению Андрея Егорова, означает право добросовестных участников оборота полагаться на содержащиеся в реестре сведения даже и в том случае, если они неверны по существу. При этом, как полагает Андрей Егоров, публичная достоверность устанавливается не в том абсолютном виде, который известен, например, германскому или голландскому праву, а с существенной оговоркой, предполагающей, что при попадании в реестр сведений о юридическом лице в результате мошеннических действий добросовестные участники оборота избавлены от необходимости доказывать свою невиновность. И такой компромиссный подход сегодня более чем актуален. Ведь из проекта поправок исчезли положения, которые содержали перечень мер, направленных на предотвращение попадания в реестр неверных сведений: например, установление права органа, осуществляющего регистрацию, проверять достоверность и законность представленных на регистрацию сведений или обязательное нотариальное удостоверение решений собраний участников юридических лиц. А введение нормы о непосредственной ответственности контролирующих лиц перед юридическим лицом позволит, по мнению Андрея Егорова, преодолеть сложившуюся практику нелегального перемещения активов между компаниями, входящими в одну группу, и будет способствовать переходу к применению добросовестных способов перераспределения активов.

                      Одним из главных и неожиданных итогов работы над изменениями Гражданского кодекса, заметил Андрей Егоров, стал рост активности гражданского общества, прежде всего, юридической общественности и представителей крупного бизнеса.

                      — Голос мелкого и среднего бизнеса, а также граждан-потребителей, — сказал Андрей Егоров, — был практически не представлен, их интересы приходилось отстаивать разработчикам кодекса. Но главный итог нашей работы — это осознание цели, к которой необходимо двигаться в процессе реформы. А это значит, что, даже если ГК не будет принят, большинство достигнутых наработок не просто имеет шанс на восприятие на уровне судебной практики, этот процесс начался, так что многие доктрины, которые не нашли своего развития ни у ученых-правоведов, ни у законодателя, уже успешно разрабатываются и применяются судами.

                      Во второй секции Недели российского права в Лондоне рассматривались вопросы судебной практики взыскания судебных расходов, включая судебные расходы в делах о банкротстве. Участники обсуждения позитивно оценили динамику развития данного подхода в работе Высшего Арбитражного Суда и арбитражных судов Российской Федерации и отметили значимость возложения обязанности возмещения судебных расходов победившей стороны на проигравшую как действенного элемента защиты от возбуждения необоснованных судебных разбирательств.

                      Предметом большого интереса стала и последняя практика Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросу запрета диспропорциональных (ассиметричных) третейских оговорок. Например, такой подход отражен в постановлении Президиума № 1831/12. Участники дискуссии обратили внимание на то, что данный вывод Президиума может получить разновариантное толкование. Пока эту позицию можно понимать и как вывод о недействительности диспропорциональной (ассиметричной) третейской оговорки как наделяющей другую сторону аналогичными правами на альтернативное обращение в государственный суд или арбитраж, и как вывод о ее недействительности, уничтожающий третейскую оговорку в целом, вследствие чего ни одна из сторон более не вправе обращаться в третейский суд. Что, в свою очередь, неизбежно приведет к нарушению принципа правовой определенности и ослаблению защиты прав и законных интересов граждан. Участники дискуссии согласились с тем, что в целях создания предсказуемой судебной практики и установления стабильности гражданского оборота Высшему Арбитражному Суду было бы целесообразно дополнительно изучить возникшие в этой сфере проблемы и выработать соответствующие правовые позиции.

                      Неделя российского права в Лондоне организована Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации в сотрудничестве с Обществом солиситоров и Совета барристеров Англии и Уэльса, Британско-Российской правовой ассоциацией и Англо-Российской ассоциацией.

                      Управление по взаимодействию
                      с общественностью и средствами массовой информации

                      www.arbitr.ru

                      Это интересно:

                      • Правила прикорма грудных детей Козье молоко для новорожденных Хорошо, когда ребенок получает с рождения мамино грудное молоко. А как быть тем, кто по разным причинам не может кормить младенца грудью? Многие родители считают, что лучшее питание для грудничка – коровье или козье молоко. Что лучше: […]
                      • Как избежать штраф по 44-фз Способы снижения пеней и штрафов, начисленных Заказчиками по 44-ФЗ Как снизить вероятность получения от Заказчика требования об уплате пеней или штрафа? Как мы знаем, что профилактика – предпочтительнее лечения. В госзакупках тоже имеются свои тонкости. Довольно часто […]
                      • Как получить российское гражданство гражданину кыргызстана Получение и оформление гражданства РФ для граждан Киргизии Пути получения гражданства РФ для иммигрантов из Республики Киргизстан признанные носителями русского языка, владеющие им на уровне достаточном для бытового и культурного общения; Обращаясь в ФМС или […]
                      • Дела о наследстве нотариус Как открыть наследственное дело у нотариуса Открытие наследственного дела у нотариуса – наиболее важная процедура для каждого наследника. Благодаря правильным действиям, родственники наследодателя имеют возможность оформить законный статус имущества. В дальнейшем это может […]
                      • Адвокат вопрос по земле Консультации юристов по земельным вопросам Вопросы по земельным правоотношениям порой трудно разрешить самостоятельно. Участку присвоен неверный кадастровый номер При межевании участка допущена ошибка Вы не можете определить право собственности на земельный участок […]
                      • Работа для юристов в королеве Работа «Юрист» в Королеве: 10 вакансий Авиамоторная Автозаводская Академическая Александровский сад Алексеевская Алма-Атинская Алтуфьево Андроновка Аннино Арбатская Аэропорт Бабушкинская Багратионовская Балтийская Баррикадная Бауманская Беговая Белокаменная […]
                      • Снт исковые заявления Образцы деклараций, форм отчетности. Далее--> Довольно часто членам СНТ требуются те или иные официальные документы СНТ, как-то: протоколы собраний, сметы, протоколы ревизионных комиссий, план общественных земель, план СНТ и другие. Востребованность данных документов […]
                      • Базовый тариф полиса осаго у всех страховщиков ОСАГО, базовый тариф Когда встает вопрос об оформлении полиса обязательного страхования, каждый надеется получить максимум выгоды и минимум вложений. Но такого не бывает, ведь страховой фонд формируется именно из сумм, собранных при оформлении услуги в компании. Страховой […]