Закон о судебно-экспертной деятельности рф

| | 0 Comment

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЛИ ЛИЦАМИ,
НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТАМИ

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и в порядке уголовного судопроизводства. При этом ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. УПК РФ, регламентируя деятельность участников уголовного процесса по собиранию, проверке и оценке доказательств, предусматривает возможность назначения и производства судебных экспертиз, допуская в качестве самостоятельных доказательств заключение и показания эксперта (ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 80 УПК РФ заключение эксперта — это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

Заключение эксперта является результатом осуществления его деятельности в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств,

подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ). Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности в сфере уголовного судопроизводства являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм УПК РФ, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О судебной экспертизе по уголовным делам» от 21 декабря 2010 г. № 28. Не будет преувеличением сказать, что необходимость принятия данного постановления назрела давно, поскольку законодательство, регулирующее производство судебной экспертизы, претерпело существенные изменения: был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Наряду с этим Конституционным Судом Российской Федерации были вынесены определения, имеющие значение для разрешения ряда вопросов, возникающих при производстве судебных экспертиз.

Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведения исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

Назначению любой судебной экспертизы предшествует деятельность, в ходе которой решаются организационные вопросы: осуществляется сбор материалов для экспертизы, решается вопрос о выборе экспертного учреждения или о привлечении в качестве эксперта конкретного лица (лиц), обладающего требуемыми специальными знаниями. Большинство экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 195 УПК РФ и ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

До настоящего времени законодательно статус негосударственного судебно-экспертного учреждения не установлен, поэтому юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, именуют себя «экспертными учреждениями», независимо от их организационно-правовой формы и основного рода деятельности, понимая этот термин максимально расширительно. Верховный Суд Российской Федерации определяет негосударственные судебно-экспертные учреждения как «некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,

осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами»;(1).

Как отмечалось, на стадии подготовки судебной экспертизы должен быть решен вопрос о выборе экспертного учреждения, которому будет поручено производство экспертизы. Ранее существовала рекомендательная практика назначения и производства экспертиз государственными учреждениями, поскольку и в ч. 2 ст. 195 УПК РФ, и в ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не конкретизируется, в каких случаях привлекаются государственные, а в каких — негосударственные эксперты (наиболее часто негосударственным экспертам поручается производство судебно-бухгал-терских, судебно-экономических экспертиз, решение отдельных вопросов, относящихся к ведению компьютерно-техничес-кой экспертизы и т. п.).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации определил условия поручения производства судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению или лицу, не работающему в государственном судебно-экспертном учреждении, а именно:

отсутствие в государственном судебно-экспертном учреждении эксперта конкретной специальности;

отсутствие надлежащей материально-технической базы либо специальных условий;

наличие обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ.

Причем данные условия должны распространяться на все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории;(2). В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны мотивы поручения производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что поручение производства судебной экспертизы негосударственному судебно-экспертному учреждению, при отсутствии указанных выше условий, может послужить основанием для признания судом заключения эксперта недопустимым доказательством.

Одним из вопросов, который неизбежно приходится решать при производстве экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами, является установление компетентности «потенциальных» экспертов.

Уровень квалификации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений гарантируется порядком назначения их на должность.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Сведения о прохождении аттестации на право самостоятельного производства экспертиз не предусмотрены законодателем как обязательные для отражения в соответствующих документах (ч. 1 ст. 195 , ч. 1 ст. 204 УПК РФ). Тем не менее если в ходе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы подозреваемый (обвиняемый) выражает желание ознакомиться с соответствующими данными,

ему должна быть предоставлена необходимая информация;(1).

В случае возникновения каких-либо сомнений в допустимости, обоснованности, полноте, мотивированности и достоверности экспертного заключения вследствие недостаточной компетентности и квалификации эксперта как лица, обладающего специальными знаниями, умениями и навыками в той или иной отрасли, эти сомнения разрешаются, в том числе и в вышестоящем органе исполнительной власти, которому подконтрольно (поднадзорно) государственное судебно-экспертное учреждение.

К сожалению, до настоящего времени не определен способ контроля и надзора за негосударственными экспертами. Одним из способов контроля в России является лицензирование. Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ содержит Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Судебно-экспертная деятельность в этом перечне отсутствует и, следовательно, не подлежит лицензированию. Единственным исключением является судебно-медицинская экспертная деятельность, поскольку данный вид деятельности относится к медицинской, подлежащей в соответствии с п. 96 ст. 17 указанного закона лицензированию (требования данного закона не распространяются на медицинскую деятельность, осуществляемую негосударственными медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

К лицензируемым видам медицинской экспертной деятельности относятся все виды судебно-медицинской экспертизы (экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов, экспертиза и исследование трупов, экспертиза подозреваемых, обвиняемых и других лиц) и судебно-психиатрической экспертизы;(2).

В целях осуществления государственного контроля и надзора за независимыми негосударственными экспертами дважды предпринимались попытки создать реестр экспертов. Так, в рамках создания реестра экспертов-автотехников были утверждены приказом Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г. Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам; приказом Минюста России от 30 июня 2003 г. № 155 Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников; приказом Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 335 Формы свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств. Однако такой реестр не создан, поскольку до настоящего времени не образована межведомственная комиссия, занимающаяся ведением реестра экспертов-автотехников. Вторая попытка заключалась в создании в порядке добровольной сертификации реестра экспертов. В настоящее время в реестр экспертов включаются лишь лица, прошедшие добровольную сертификацию при Минюсте России. Иные эксперты МВД, ФСБ, негосударственные, штатные эксперты Минюста России в этот реестр не включены.

Поскольку государственный контроль за деятельностью негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, явно недостаточен, зачастую возникают трудности при проверке и оценке заключений негосударственных судебных экспертов с точки зрения компетентности данного эксперта, реализации прав участников уголовного процесса в случае производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» распространяет действие ряда своих норм на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами (ст. 41). Так, общими для производства судебной экспертизы, как государственным,

так и негосударственным экспертом, являются задачи судебно-экспертной деятельности; требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности; принципы независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на негосударственного эксперта распространяются обязанности (ст. 16) и права (ст. 17) государственного эксперта, основания отвода от участия в производстве судебной экспертизы (ч. 2 ст. 18), а также особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы (ст. 24) и требования к форме и содержанию заключения эксперта (ст. 25).

При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения;(1)>.

Поскольку решения следователя, дознавателя, суда о поручении производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, могут быть обжалованы участниками уголовного процесса, в том числе и в отношении квалификации данного эксперта, сторонам должна обеспечиваться возможность ознакомления с данными, свидетельствующими о надлежащей квалификации эксперта, а форма и порядок ознакомления с материалами избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны;(2).

Привлечение к производству судебной экспертизы негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, требует тщательного соблюдения всех требований действующего законодательства в части регламентации порядка назначения и производства судебной экспертизы. Государственный эксперт при аттестации на право самостоятельного производства экспертизы обязан продемонстрировать знание действующего законодательства, регулирующего производство судебных экспертиз и ведомственных нормативных актов. В частности, именно поэтому ч. 2 ст. 199 УПК РФ содержит следующее положение: при этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, а в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной экспертизе по уголовным делам» прямо указывается, что в случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы;(3).

Независимо от того, проводится судебная экспертиза государственным или негосударственным экспертом, ее результаты оформляются в виде заключения. В целях исключения возможных проблем в случае подготовки заключения негосударственным экспертом целесообразно при разъяснении ему положений ст. 57 УПК РФ знакомить его с требованиями ст. 204 УПК РФ, с тем чтобы заключение являлось полноценным доказательством и могло быть использовано для формирования устойчивой доказательственной базы.

www.procuror.spb.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2001 года №73-ФЗ

О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, 05.02.2007 г. №10-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 28.06.2009 г. №124-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ)

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Государственная судебно-экспертная деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также — эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 2. Задача государственной судебно-экспертной деятельности

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности

Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ)

Статья 4. Принципы государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Статья 5. Соблюдение законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Судебно-экспертные исследования (далее — исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

base.spinform.ru

Обзор проекта нового Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в РФ»

Проект закона рассматривается исключительно с точки зрения гражданского, арбитражного процесса и производства по делам об административных правонарушениях в контексте негосударственных экспертов и экспертных организаций. Уголовный процесс исключается по простой причине – нет соответствующей практики. Все акценты расставлены на стороне интересов основных участников процесса – истцы, ответчики, третьи лица, потерпевшие и «привлекаемые».

Прежде всего, необходимо отметить огромную актуальность столь долгожданного изменения законодательного регулирования судебной экспертизы. Будем до конца честны: судебная экспертиза в негосударственных учреждениях сегодня – это кладезь «специалистов», не имеющих ровным счетом никакой реальной ответственности. Не многим лучше дела обстоят с методиками исследований – здесь также кто во что горазд. Именно ввиду фактически отсутствующего подробного нормативного регулирования деятельности негосударственных судебных экспертов, отсутствует и механизм привлечения их к ответственности (в т.ч. и по причине трудоемкости доказывания оснований таковой). Основная причина в том, что действующий Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» в отношении негосударственных экспертов устанавливает лишь обязательность общих положений[1]. Процессуальное законодательство устанавливает еще меньше требований к таким экспертам.

Первый же пункт (с учетом пунктов 3 и 7) первой статьи проекта закона вселяет вожделенную надежду на упорядочивание основы любого экспертного исследования – использование методических материалов, то есть методик исследования. Указанные положения предусматривают их валидацию – оценку пригодности, либо сертификацию – что де-факто также ведет к проверке и подтверждению методик для целей судебной экспертизы. В этих процедурах заключается следование одному из основополагающих принципов судебной экспертизы – объективность и всесторонность исследования посредством использования научно обоснованных, практически освоенных методик.

Необходимость использования методик, прошедших валидацию или сертификацию прямо закреплена в ч. 3 ст. 10 проекта закона. При этом, остается много вопросов к ч. 4 ст. 10, которая допускает использование методик и применение средств, не прошедших названные процедуры, но только в случае если эксперт приводит научное обоснование пригодности методик. Главный вопрос: экспертиза назначается в тех случаях, когда суд или должностное лицо (орган) не имеют специальных знаний в соответствующем вопросе (ст. 79 ГПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 82 АПК РФ), и каким образом указанные лица смогут оценить такое научное обоснование, данное экспертом? Вопрос риторический, поскольку ситуация эта априори влечет необходимость назначения по делу новой экспертизы посредством консилиума соответствующих специалистов (ученых).

Одним из наиболее серьезных формальных ограничений на рынке судебных экспертиз может стать форма негосударственных судебно-экспертных организаций – таковыми проектом закона предлагается считать исключительно некоммерческие организации (ч. 2 ст. 13). Тем самым с рынка уйдет масса ООО, что не помешает им зарегистрировать любую из форм некоммерческих организаций. Однако главное отличие здесь – это надзор Минюста за НКО, что совершенно не случайно, ведь Минюст планирует и проводить сертификацию компетентности экспертов (что и делает в настоящее время на строго добровольных началах).

Вторым требованием к негосударственной судебно-экспертной организации названо наличие в штате сертифицированного эксперта[2], работающего там по основному месту. Третий критерий – наличие у руководителя высшего профессионального образования и прошедшего обучение в области судебной экспертизы (ч. 2 ст. 14). Вопрос о том, кто будет проводить обучение не стоит, поскольку ст. 32 его должна разрешить – учить будут государственные судебно-экспертные организации и образовательные организации.

Между тем, оговорка в последнем предложении ч. 2 ст. 13 и прямое указание в абз. 2 части третьей ст. 15, а также ч. 3 ст. 18 проекта закона приводят к тому, что судебную экспертизу может проводить и лицо, не имеющее сертификата компетентности[3], которое, однако, по требованию органа (лица) назначившего экспертизу обязано предоставить ряд документов, свидетельствующих, по мнению разработчиков проекта, о компетентности и надлежащем уровне квалификации. Что это?! Суду вновь предоставлена возможность погрузиться в область специальных познаний, в которых у него этих самых знаний недостаточно, ввиду чего он и хотел бы привлечь эксперта.

Следует особо подчеркнуть, что лицо без сертификата может и не предоставлять названные в норме документы, если их не требуют. При этом ч. 1 ст. 16 проекта закона, указывая на профессиональные и квалификационные требования к эксперту, прямо говорит, что к судебной экспертизе может быть допущено даже лицо, не имеющее специального образования – достаточно профессионального опыта. На мой скромный взгляд никакая техническая наука не может быть применена на практике без достаточного теоретического базиса.

Важным критерием недопущения лица к производству экспертизы является факт прекращения действия ранее выданного сертификата компетентности (п. 3 части третьей ст. 16). Данный запрет действует в течение трех лет с момента названного обстоятельства. При этом, по смыслу ч. 4 ст. 17 проекта закона Минюст (без сомнений – именно ему будет поручена сертификация) должен будет обеспечить реализацию процедуры прекращения действия и лишения сертификата компетентности эксперта.

Остальные положения проекта закона не вызывают сколь-нибудь значимого интереса, поскольку либо воспроизводят существовавшие нормы (общие положения, требования к заключению эксперта, права и обязанности экспертов и пр.), либо носят акцессорный характер.

Резюмировать можно тем, что с одной стороны сделан весомый шаг в сторону упорядочивания сферы судебной экспертизы (введены критерии допуска) и оставлена номинальная возможность проводить экспертизу лицам, не получившим заветный сертификат. Хотелось бы верить, что сделано последнее в целях переходного периода, чтобы в полной мере обеспечить отрасль кадрами, средствами, разработанными методиками и лишь потом окончательно «закрутить гайки». С другой стороны, как всегда все будет зависеть от правоприменителей – судей, должностных лиц. Не менее важным окажется и то, насколько детально будут проработаны экспертные специальности, роды (виды) экспертиз с точки зрения максимально исчерпывающего описания их классификации. Показательным станет и то, как будет происходить процесс валидации, сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы.

Иными словами, если заложенное в проекте закона начинание получит непрерывное и качественное развитие, то через 3-5 лет мы получим хорошо регулируемый (по качественным показателям) рынок судебных экспертиз, выполняемых негосударственными организациями.

[1] подробнее см. ст. 41 Федерального закона от 31.05.2011 № 73-ФЗ

[2] понятие сертификации компетентности [эксперта] дано в п. 8 ст. 1 проекта закона

zakon.ru

Из-за нового закона о судэкспертизе Минюст правит УПК, ГПК, КоАП и переименовывает действующий ФЗ

Минюст России представил проект поправок в УПК, ГПК, КоАП РФ и Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в связи с предстоящим принятием нового закона «О судебно-экспертной деятельности в РФ». Сегодня этот документ размещен на федеральном портале проектов правовых актов.

Напомним, что правительственный законопроект № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (проект ФЗ СЭД) был внесен в Госдуму в конце июня (подробнее о нем читайте в «Право.Ru» здесь). Он уточняет и конкретизирует положения процессуальных кодексов. Например, в процессуальных кодексах предусмотрены требования к оценке компетентности эксперта, а проект ФЗ СЭД содержит положения о сертификации компетентности судебных экспертов как механизма реализации указанного процессуального требования.

В проекте ФЗ СЭД учитываются особенности производства судебной экспертизы в государственных, негосударственных судебно-экспертных организациях, а также судебными экспертами. В процессуальном законодательстве подобное разделение не предусмотрено. Так, государственные судебные эксперты обязаны иметь высшее образование, сертификат компетентности или свидетельство об аттестации, на иных участников судебно-экспертной деятельности данные требования не распространяются.

В случаях, когда в разных видах судопроизводства имеются существенные различия, нормы проекта ФЗ СЭД носят универсальный характер и применимы ко всем видам судопроизводства. Например, ГПК РФ не предусматривает поручение экспертизы руководителем экспертного учреждения нескольким экспертам, за исключением указания в определении о назначении комиссионной или комплексной экспертизы, а в соответствии с УПК РФ комиссионный характер экспертизы может быть определен руководителем экспертного учреждения. Поэтому в целях единообразного применения норм, регулирующих осуществление судебно-экспертной деятельности, проектом ФЗ СЭД предусмотрено, что комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, руководителем судебно-экспертной организации.

Законопроектом о внесении поправок в законодательные акты в связи с принятием ФЗ СЭД также предусмотрены изменения в Федеральный закон от 31.05.2001 №73-ФЗ в части изменения его наименования, ограничения предмета его регулирования и распространения его действия исключительно на организацию и производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, исключив нормы, связанные с деятельностью экспертных подразделений органов внутренних дел РФ.

По согласованной с Минздравом России позиции из проекта ФЗ СЭД исключены положения, связанные с организацией и производством судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, и предполагается разработка отдельного федерального закона «О судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе в Российской Федерации». До его принятия в целях исключения коллизий в правоприменительной практике предлагается наименование Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ изложить в следующей редакции: «О государственной судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертной деятельности в Российской Федерации».

С текстом законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

pravo.ru

Это интересно:

  • Руководитель судебно-медицинской экспертизы Руководитель судебно-медицинской экспертизы КУ ХМАО-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Государственная судебно-экспертная служба в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре создана в 1994 году и в настоящее время представлена казенным учреждением Ханты-Мансийского […]
  • Комментарии к статье 303 ук рф Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности СТ 303 УК РФ. 1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об […]
  • Организация судебно медицинской экспертизы Организация судебно-медицинской службы в РФ В соответствии с Федеральным законом 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в нашей стране функционируют государственные учреждения судебной экспертизы. Эти учреждения […]
  • Взрывозащищённые вентиляторы правила Взрывозащищённые вентиляторы правила Вентиляторы предназначены для перемещения взрывоопасных газопаровоздушных смесей категорий IIА, IIВ, групп Т1 - Т4 по классификации ГОСТ 12.1.011-78, в которых скорость коррозии металлов проточных частей вентиляторов не превышает 0,1 […]
  • 305 приказ мо рф Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 05.02.2002 N 45 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ИЮЛЯ 2001 Г. N 305" "Бюллетень […]
  • Отказ от экспертизы в гражданском процессе Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 1585-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Богданова Дмитрия Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 79 и 80 Гражданского процессуального кодекса Российской […]
  • Когда космонавт на пенсию Когда космонавт на пенсию Пунктом 3 статьи 31 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - закон № 173-ФЗ) сохранены действующие до 1 января 2002 года условия и нормы пенсионного обеспечения космонавтов и членов их семей. В том случае, если указанные лица […]
  • Приказ 600 налог на прибыль Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/600@ г. Москва "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль […]