Возросли полномочия

| | 0 Comment

Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий

Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки правительство вчера внесло в Госдуму. В Белом доме давно обещали провести масштабную оценку полномочий субъектов РФ, которые недовольны, что иногда вынуждены реализовывать полномочия, «не подкрепленные финансово». Собеседники “Ъ” в региональных администрациях говорят, что в некоторых случаях будут рады возможности передавать полномочия «наверх». Эксперты опасаются злоупотреблений при изъятии полномочий: «централизация» процессов в России и так «порой избыточна».

Поправки, разработанные Минюстом, предлагается внести в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26.3 и 26.9). Сейчас полномочия могут передаваться регионам законами, указами президента и постановлениями правительства. Теперь решено описать порядок изъятия полномочий. Сейчас «в качестве оснований их изъятия упомянуты лишь случаи ненадлежащего исполнения или неисполнения», говорится в пояснительной записке. По внесенному в Госдуму законопроекту «общие основания для изъятия переданных полномочий» должны применяться «независимо от сферы общественных отношений».

Полномочия могут быть изъяты, если субъект не может исполнять их из-за «стихийного бедствия, катастрофы или иной чрезвычайной ситуации», если это обусловлено «обеспечением обороны страны и безопасности государства» или необходимостью «реализации международных или общенациональных мероприятий». Основанием для изъятия также станет нарушение при их реализации или возможность обеспечить сокращение расходов федерального и регионального бюджетов. Если данные полномочия были «субделегированы» регионом на муниципальный уровень, они будут также изыматься.

Белый дом объявил об инвентаризации полномочий субъектов РФ год назад. Представляя в Совете федерации (СФ) основы региональной политики, вице-премьер Дмитрий Козак называл главной проблемой нехватку ресурсов: «Все чаще регионы предлагают вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социального характера, в связи с недостаточностью ресурсов». Господин Козак говорил, что «регионы исполняют более 500 полномочий, которые переданы различными законами без определенного статуса и источников финансирования: то ли они собственные и выполняются за счет региональных бюджетов, то ли делегированные и должны финансироваться из федерального бюджета» (см. “Ъ” от 16 июня 2016 года). До этого сенаторы, ссылаясь на данные Минюста, указывали, что регионы исполняют около 400 собственных и делегированных центром полномочий, а их количество за десять лет возросло почти в два раза, причем без передачи «достаточных источников их финансового обеспечения». Еще сложнее ситуация в муниципалитетах (см. “Ъ” от 17 мая 2016 года).

Законопроект принципиально не меняет отношений между центром и регионами, зато позволяет изымать полномочия по решению президента или правительства «на основании мотивированного обращения» главы субъекта, в том числе совместного с федеральным ведомством. Вместе с полномочиями на федеральный уровень будет передано имущество, которое использовалось для их реализации, также будет прекращено предоставление субвенций, а «возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет» произойдет «в месячный срок».

Изымать полномочия, согласно поправкам, можно будет «не более чем на два года».

По информации “Ъ”, экспертное управление президента обращало внимание на то, что положение о сроках изъятия требует «дополнительного обоснования». В Минюсте сообщили “Ъ”, что «на момент внесения законопроекта в Госдуму неурегулированных разногласий с администрацией президента РФ по положениям и обоснованию законопроекта не имелось». В ведомстве пояснили, что изъятие переданных полномочий на более короткий срок «не представляется целесообразным в связи с необходимостью перераспределения» финансов, а также передачи имущества. Более продолжительный срок изъятия не будет соотноситься с основаниями «для их изъятия, которые связаны с необходимостью решения оперативных вопросов».

Член СФ, бывший глава Карелии Сергей Катанандов называет перераспределение полномочий «нормальным процессом»: по его мнению, логично отдавать полномочия, в том числе по ликвидации ЧС, «на тот уровень, где лучше и быстрее с ними справляются». Сенатор, руководитель совета экспертов всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко считает, что передача полномочий, например, по ликвидации катастроф или обеспечению безопасности «обоснованна». На противодействие терроризму «у регионов часто не хватает средств», указывает он. Но господин Тимченко видит и потенциальную «опасность» в применении новых поправок, которые могут превратиться в «кнут для регионов»: «Главное, чтобы вместе с “общегосударственными” проблемами не забрали полномочия, которые должны находиться в ведении региональных властей, например, вопросы территориального развития».

«Мы со своими полномочиями справляемся самостоятельно,— заявил “Ъ” первый вице-премьер правительства Орловской области Александр Бударин.— Хорошо, что у регионов появляется официальное право инициативы при передаче полномочий “наверх”. Это может стать инструментом для каких-то специфических задач. К примеру, думаю, было бы неплохо передать на федеральный уровень полномочия по обеспечению отдельных категорий людей, которым требуется дорогостоящее лечение». Чиновник предположил, что поправки могут активно использоваться для регионов, которые в 2018 году примут матчи футбольного чемпионата мира, где «могут возникать те же вопросы безопасности и международных отношений».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич говорит, что регионы сопротивлялись передаче полномочий из центра «как подорванные», поскольку за ними не следовало достаточное финансирование полномочий.

«Я не знаю ни одного региона, который сказал бы “забирайте полномочия”, если они подкреплены финансово,— говорит “Ъ” высокопоставленный чиновник одного из субъектов РФ.— На практике передаются полномочия, которые не подкрепляются финансово. Но есть регионы-доноры, которые могут позволить себе выполнение ряда повышенных социальных обязательств, а есть те, кому требуется софинансирование». Полномочия по предметам совместного ведения тоже де-факто реализуют регионы, они зачастую берут на себя значительную часть финансирования, говорит один из чиновников. К примеру, в реализации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот тяжелей приходится тем субъектам РФ, где больше очередников, отмечает собеседник “Ъ”. Но «регион должен иметь полномочия по принятию решений в разных областях», отмечает региональный чиновник, поэтому «с кондачка отдать полномочия нельзя».

Член думского комитета по федеративному устройству единоросс Андрей Марков считает важным, чтобы «закон применялся действительно в исключительных ситуациях», а в целом во взаимоотношениях с регионами «нужно наполнять полномочия целью и материальным обеспечением».

Эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей Максимов говорит, что логично искать полномочия, «которые, напротив, можно передать с федерального на региональный уровень, а с регионального — на муниципальный». Он отмечает, что централизация процессов в России и так «порой избыточна». По словам господина Максимова, «настораживает» и «требует конкретизации» пункт об изъятии полномочий с целью «экономии расходов»: «Экономическую эффективность можно найти где угодно».

to39.minjust.ru

Регионам могут сократить полномочия для экономии средств

Избавление российских регионов от ряда полномочий позволит снизить финансовую нагрузку на субъекты на сумму в 3,2 триллиона рублей. Об этом сообщил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов на заседании рабочей группы Совета Федерации по инвентаризации российских правовых актов, требования которых приводят к избыточным расходным обязательствам областных бюджетов.

По словам Шипова, с 2004 по 2018 год число полномочий регионов возросло с 41 до 110, что повлекло за собой увеличение финансовой нагрузки.

Регионы займутся финансовым контролем за муниципальными расходами

Для устранения избыточного регулирования на федеральном уровне полномочий регионов и минимизации неэффективных расходов региональных бюджетов на базе Минэкономразвития был создан штаб, в состав которого вошли представители 12 пилотных регионов.

По его словам, члены штаба провели инвентаризацию всех правовых актов, которые оказывают влияние на исполнение каждого из 110 полномочий, переданных регионам.

«В процессе анализа были выявлены неэффективные и дублирующие полномочия региональных властей и подготовлены поправки в ряд федеральных законов, исключающих неэффективные полномочия регионов и снижающие их зарегулированность», — пояснил замминистра.

По словам руководителя рабочей группы, председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Мезенцева, устранение ненужных полномочий позволит не только уменьшить финансовую нагрузку на региональные бюджеты, но и решить приоритетные задачи по пространственному развитию страны, которые президент Владимир Путин озвучил в Послании Федеральному Собранию.

www.pnp.ru

Президент: значение и полномочия районных и городских собраний значительно возросли после проведенной реформы органов местного самоуправления

Президент Рауль Хаджимба принял избранных председателей районных и городских собраний.

Сухум. 5 мая. Апсныпресс. Глава государства поздравил участников встречи и их коллег с избранием в органы местного самоуправления.

Президент подчеркнул особую роль органов местного самоуправления в демократическом обществе, отметив, что, не являясь частью системы органов государственной власти, органы местного самоуправления обладают важными полномочиями, связанными с утверждением местных бюджетов, налогов, иных платежей, решают вопросы муниципальной собственности и другие, имеющие непосредственное отношение к интересам наших граждан.

«На депутатов районных и городских собраний возложена большая ответственность и соответствующие полномочия. Вы непосредственно взаимодействуете с нашими гражданами, и зачастую именно от вас люди ждут внимания к своим проблемам, своевременного и результативного отношения», – сказал глава государства.

Президент подчеркнул, что значение и полномочия районных и городских собраний значительно возросли после проведённой реформы органов местного самоуправления и внесения соответствующих изменений в Конституцию. «Отныне такой важнейший вопрос, как назначение главы городской или районной администрации, Президент может решать, только заручившись поддержкой Собрания. Таким образом, наши граждане через вас, своих представителей, дают согласие на назначение Президентом главы администрации района или города», – сказал Рауль Хаджимба.

Президент с удовлетворением отметил, что среди депутатов собраний оказалось много молодых людей. Глава государства выразил надежду на то, что работе молодых депутатов будет свойственен присущий их более опытным коллегам спокойный, взвешенный, ответственный и профессиональный подход. «Не сомневаюсь, что наделённые новыми полномочиями Собрания покажут себя с лучшей стороны и смогут эффективно решать значимые для граждан вопросы», – сказал Рауль Хаджимба.

Председатели районных и городских собраний поблагодарили Президента за приём и выразили надежду на то, что подобные встречи станут регулярными.

В ходе совещания также обсуждалась возможность возобновления деятельности Совета глав районных собраний.

Источник: официальный сайт Президента РА

gagra.biz

Полномочия губернаторов: расширять, сокращать или оставить как есть?

ВЛАДИВОСТОК, 16 июля, PrimaMedia. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают объём полномочий губернаторов, как относятся к произошедшей три года назад отмене прямых выборов губернаторов населением регионов, сообщает Клуб Регионов.

Как считают 44% опрошенных, полномочий у губернаторов достаточно, расширять или сокращать их не следует. Хотя это мнение об объёме полномочий глав субъектов РФ остаётся самым распространённым, однако за два года число его сторонников сократилось (в 2006г. было 53%). 23% респондентов полагают, что полномочия следует расширить, в основном, за счёт федерального уровня власти (14%), реже – за счёт местного самоуправления (9%). А по мнению 13% опрошенных, полномочия губернаторов сегодня избыточны, их следовало бы сократить. В 2006г. число тех, кто считал полномочия недостаточными или избыточными, было примерно таким же, как сейчас. Число затрудняющихся с оценкой за два года возросло с 12% до 20%.

Принятое В. Путиным три года назад решение об отмене прямых выборов губернаторов населением регионов и переход к их избранию региональными законодательными собраниями по представлению президента страны себя оправдало, как отмечают 42% опрошенных. Немало и тех, кто не согласен с этой точкой зрения (33%). Причём за два года доля несогласных возросла на 6%.

В Сибирском и особенно Дальневосточном федеральных округах преобладает мнение, что отмена прямых выборов глав субъектов РФ себя не оправдала (42% против 36% и 48% против 32%), в остальных округах данная мера скорее одобряется. В Южном, Приволжском и Уральском ФО положительно оценивают отмену прямых выборов губернаторов 44-45% опрошенных, отрицательно – 20-30%.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 5-6 июля 2008г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как Вам кажется, достаточны ли сегодня полномочия, которыми располагают губернаторы, или же для того, чтобы они эффективнее работали, их полномочия должны быть расширены? Или, наоборот, сокращены?

primamedia.ru

Полномочия нотариусов расширились, но и ответственность возросла

Принят правительственный законопроект, который обязывает нотариуса, занимающегося частной практикой и удостоверяющего договоры ипотеки, заключать договор гражданской ответственности на сумму не менее 5 млн рублей.

Документ вносит поправки в Основы законодательства РФ о нотариате и увеличивает размер минимальной страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности нотариуса. Теперь сумма по договору нотариуса, работающего в сельском поселении, увеличивается с 1 до 1,5 млн рублей, а в городском поселении — с 1,5 до 2 миллионов. При этом закон обязывает нотариальную палату субъекта РФ заключать договор страхования ответственности нотариусов, входящих в ее состав, на сумму из расчета не менее 500 000 рублей на каждого.

Закон предусматривает сокращение сроков госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий и сооружений с одного месяца до 15 рабочих дней, что, по мнению разработчиков документа, позволит развивать институт ипотечного кредитования. При этом сохраняется положение о пятидневной регистрации ипотеки жилых помещений со дня приема соответствующего заявления. Новшеством стала и предусмотренная законодателем возможность передачи договора и заявления в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как самим нотариусом, так и уполномоченным на то лицом.

О новых возможностях, которые открывает принятый закон, мы попросили рассказать опытного руководителя столичных нотариусов.

Константин Корсик, президент Московской городской нотариальной палаты,

доктор юридических наук, член правления Ассоциации юристов России

— В конце 2011 года президент России подписал ряд нормативных актов, затрагивающих организацию нотариальной деятельности и расширяющих полномочия нотариата. Особое место в этом пакете занимает Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество».

Этот документ затрагивает сразу семь действующих законов и предусматривает возможность внесудебного обращения взыскания на заложенное имущество в случае нотариального удостоверения договора ипотеки.

При этом особое значение уделяется такому действию, как исполнительная надпись нотариуса. Иными словами, кредитор в случае просроченной задолженности может теперь обратиться не в суд, а к нотариусу, удостоверившему договор. И далее, при наличии исполнительной надписи, напрямую в Службу судебных приставов.

В связи с этим в Основах законодательства о нотариате появилась новая глава, регулирующая особенности совершения исполнительной надписи. Изменения внесены также в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, в законы «О залоге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об исполнительном производстве».

Впрочем, необходимо уточнить, что внесудебная процедура взыскания возможна только в том случае, если она предусмотрена в договоре.

На основании заявления нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, может осуществляться также государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу нотариально удостоверенного договора.

Кроме того, закон позволяет нотариусам в случае совершения нотариального действия бесплатно получать информацию из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Он вводит также сокращенный пятидневный срок регистрации нотариально удостоверенного договора ипотеки и упрощенную правовую экспертизу. Допускается передача документов на регистрацию не только самим нотариусом, но и уполномоченным помощником.

Стоит отметить, что предстоит еще большая работа по внедрению в отношения между Росреестром и нотариатом электронных технологий. Сегодня лишь в нескольких регионах нотариусы наладили с регистрирующими органами юридически значимый электронный документооборот. Этот опыт, а также практика европейских стран указывают на существенное улучшение системы оборота недвижимости и декриминализацию всего процесса гражданско-правовых отношений граждан и юридических лиц.

В этом направлении необходимо в скорейшее время предусмотреть соответствующее нормативное регулирование. Дело за Минэкономразвития, в ведении которого находится система регистрации прав собственности на недвижимость. Нотариальное сообщество также ответственно за то, чтобы в скорейшее время был найден способ решения вопроса о передаче документов на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронной форме. Такой подход позволит сократить нагрузку на госорганы и минимизирует расходы граждан.

Не обошел законодатель и вопрос повышения ответственности нотариусов. С вступлением закона в силу норма страхования профессиональных рисков увеличилась на 500 тыс. Вводится также обязательное коллективное страхование гражданской ответственности для нотариальных палат, каждый член которых (для всех нотариусов предусмотрено обязательное членство в нотариальной палате субъекта РФ) должен быть застрахован не менее чем на 500 тыс. руб.

Несомненно, этот нормативный акт усиливает влияние нотариата в гражданском обороте, и в первую очередь на рынке недвижимости. Законодатель также подчеркивает приоритет квалифицированной нотариальной формы договора над всеми остальными, тем самым не только юридически, но и фактически признавая институт независимой правовой экспертизы.

Более того, российскому нотариальному сообществу впервые за всю историю его существования даны реальные полномочия на осуществление превентивного правосудия по бесспорным делам. Тем самым перераспределяется нагрузка бесспорной юрисдикции с судебной системы на нотариальное сообщество.

Олег Валов, «Российская газета», № 5683 (10) от 19.01.2012.

www.advpalataro.ru

Это интересно:

  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Бланк декларации земельного налога Как заполнять и подавать декларацию по земельному налогу? В соответствии с нормами действующего законодательства, организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых в собственности находятся земельные участки, должна предоставляться налоговая декларация по […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]