Пособие для учителя азбука берегоши

| | 0 Comment

Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию»

Алена Антонова
Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию»

Азбука Берегоши

Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы, энергосберегалочка.

Дидактическая игрушка Транжира; костюм Берегоши, демонстрационный материал «Электроприборы», материал для эксперимента, энергосберегалочки, лабиринт.

Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».

Воспитатель Игра «Минутка вхождения в день».

Стук в дверь, входит ребенок в костюме «Берегоши».

Берегоша (ребенок).

Мое имя Берегоша

Бережливый гномик я.

И ко всем моим советам

Вы прислушайтесь, друзья!

Я пришел сегодня к вам

С таким предложением:

Давайте вместе обучаться

Энергосбережению!

Воспитатель: Здравствуй, Берегоша, мы рады с тобой подружиться.

Ой, кто-то еще стучится.

Транжира (кукла). Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.

Восп. Здравствуй, Транжира.

Транжира. Здравствуй, Берегоша и дети.

А как у вас в группе тепло, хорошо, уютно. И вода, наверное, горячая есть? Я люблю поплескаться.

Восп. А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь?

Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я даже иногда кран забываю закрыть.

Берегоша. Но воду беречь надо всегда.

Восп. Правильно, Берегоша, и не важно, колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туды и не сюды». Ребята, разве Транжира правильно поступает?

Дети рассказывают, как надо беречь воду (закрывать кран, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой, ремонтировать кран, если он сломался и вода капает, когда чистишь зубы, то кран надо закрывать и пользоваться стаканом с водой и т. д.).

Транжира. Я постараюсь запомнить эти правила. А как у вас тепло, уходить не хочется!

Восп. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен. Установить пластиковые окна с климат контролем. А ты как свой дом утеплил?

Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Ребенок. В доме с плохими окнами топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадет, а тепла не будет.

Восп. Ребята, поможем Транжире?

Транжира. И у меня тепло будет?

Берегоша. Будет, будет!

В. Ребята, как вы думаете, что Транжире необходимо сделать, чтобы было тепло в его доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать, не закрывать их мебелью).

В. Вот, Транжира, ты уже узнал, как надо беречь воду, тепло, а что еще надо экономить ты узнаешь, когда послушаешь стихотворение.

Ярко солнышко светило,

Но когда ушло оно,

Сразу стало так уныло,

Очень мрачно и темно.

Только я не унываю

И скорее свет включаю.

В лампе солнышко живет,

Лампа свет чудесно льет.

Можно вечером играть

И читать, и рисовать.

Вот оно магическое

Солнце электрическое!

Транжира. Экономить электричество?

Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что случится, если отключится электричество? (Электроприборы не будут работать, не приготовить пищу, не постирать на стиральной машине, не зарядить телефон и т. д.).

Проводиться игра с мячом «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в. (стиральной машине).

Папа может пылесосить ковер. (пылесосом).

Дочь может гладить белье. (утюгом).

Бабушка достает продукты из. (холодильника).

Может готовить на. (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Послушать. (радио, магнитофон).

Поговорить по. (телефону).

Почитать книгу, сидя около. (настольной лампы).

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель, на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.

В. Ребята, я знаю еще один способ, как можно экономить электроэнергию.

Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)

При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой.

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)

В. Ребята, а давайте для всех транжир оформим плакат в картинках и научим их беречь воду, тепло, электричество.

Дети выполняют коллаж.

Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помогли вы и Берегоша!

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. А я вам подарочки принес. Энергосберегалочки.

(Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают картинки возле кранов, выключателей).

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как очистить воду?» Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие. Цель Ознакомление.

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе «Берегите воду» Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему: «Берегите воду»! Автор : Горбунова Елена Анатольевна,воспитатель,СП.

Конспект «Как научиться дружить. Или… Секреты дружбы» Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу. Задачи: 1. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание.

Конспект занятия «Берегите воду» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» города Валуйки Белгородской области.

Конспект занятия по ОБЖ для второй младшей группы «Опасные предметы вокруг нас, или Как мы лису Василису учили» Программное содержание: 1. Познакомить детей с предметами, которые при неправильном обращении могут быть опасны для жизни и здоровья человека.

Конспект занятия по ОТСМ-ТРИЗ «Греет ли шуба, или Как Снегурочке попасть в Африку» Греет ли шуба, или Как Снегурочке попасть в Африку. Цель: Познакомить детей с тепловыми явлениями. Дать понятие о теплопроводности. Методы:.

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Как сохранить воду чистой» Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Как сохранить воду чистой». Программное содержание: Образовательные.

Методическая идея «Как собрать бросовый материал, или Как мы готовились к экологическому проекту» (старшая группа) В нашей группе планировалась работа над экологическим проектом «Вторая жизнь ненужных вещей». Необходимо было собрать бросовый материал.

Опыт: «Как растения пьют воду» В процессе полива растений, у детей возник вопрос «Как растения пьют воду?». Я, как педагог решила показать детям наглядно, как это происходит.

Проект «Театральная азбука или организация и оформление рппс для театральной деятельности» Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь-май 2016г) Тип проекта: познавательно-творческий, групповой. Участники проекта: дети.

www.maam.ru

Галузо Илларион Викторович

Гречихо Елена Владимировна

Курилина Елена Федоровна

Мацкевич Светлана Валерьевна

Учимся экономии и бережливости

Учебно-методическое пособие для учителей

с русским языком обучения

Под общей редакцией И.В. Галузо

Содержание факультативных занятий с младшими школьниками по программе «Азбука Берегоши» направлено на формирование ответственного отношения учащихся к природной среде и энергоресурсам. Процесс обучения не ограничивается овладением системой знаний по этому кругу вопросов, он еще связан с выработкой некоторых умений и навыков природоохранительного характера, а также простейших практических навыков в энергосбережении.

В пособии имеется примерный тематический план занятий, справочный материал для учителя, даются методические указания к организации и проведению занятий по каждой теме, подобран практический материал для игровых форм обучения (загадки, пословицы и поговорки, кроссворды, стихи, подвижные игры и т.д.).

Предназначено для учителей общеобразовательных учреждений. Может быть полезно родителям и студентам педагогических специальностей ВУЗов.

Программа факультативных занятий «Азбука Берегоши» является составной частью программы «Учимся экономии и бережливости», разработанной для 2–10 классов общеобразовательных учреждений.

Целостность системы изучения проблем энергосбережения и связанных с ними проблем экологии представлена следующими модулями факультативных занятий:

программа «Азбука Берегоши» (2–4 классы);

программа «Школа Берегоши» (5 класс);

программа «Основы энергоэффективности» (6–7 классы);

программа «Энергоэффективность: современное энергетическое производство» (8 класс);

программа «Энергоэффективность: производственное и бытовое энергосбережение» (9 класс);

программа «Энергоэффективность: энергопользование и экология» (10 класс).

Так как программы факультативных занятий охватывают практически все классы общеобразовательных учреждений, т.е. контингент обучаемых постепенно изменяется по возрасту и уровню подготовки, то содержание программ для отдельных классов (особенно для I ступени общего среднего образования) построено по принципу концентров, когда учебный материал усложняется и расширяется из года в год.

Начальный этап в системе работы по воспитанию у учащихся бережного энергопользования приходится на 1–5 классы. В 1 классе занятия могут проводиться в рамках отдельных внеурочных мероприятий в форме дидактических игр, бесед, практических работ, конкурсов рисунков и т.д. по проблематике экономии и бережливости как пропедевтические к изучению «Азбуки Берегоши». Во 2–5 классах программы «Азбука Берегоши» и «Школа Берегоши» реализуются посредством максимального использования дидактических игр, с передачей информации в занимательной форме от лица условных и сказочных персонажей. Познавательная деятельность учеников основана на восприятии материала в основном из устных источников, осмыслении полученной информации, ее усвоении в виде знаний и реализации в поведении и поступках школьников. Особенности этого этапа — быстрая передача информации с опорой на положительные эмоции, ее небольшой и мобильный по содержанию объем, педагогическая целесообразность, дозирование, логическая последовательность. Содержание занятий и проводимых мероприятий должно базироваться на бытовом и местном материале, который (в силу возрастных особенностей) наиболее полно и осознанно будет восприниматься учащимися.

Изучения содержания каждой из программ комплекта «Учимся экономии и бережливости» рассчитано на 1 час в неделю. Для оказания помощи учителю в планировании занятий для каждой темы указано ориентировочное содержание часов для изучения ее с учащимися. Учитель вполне может в разумных пределах корректировать содержание каждой темы, а также количество часов на ее изучение. Это означает, что некоторые вопросы можно изложить в ознакомительном плане, а вместо этого в пределах общего количества часов расширить другие или дополнительно включить новые вопросы, что особенно касается регионального компонента. Все зависит от уровня подготовки учащихся, их интересов, новизны и актуальности данной темы, местных условий. Главное — сохранить систему и логику занятий, организовав их так, чтобы они были интересными и увлекательными для учащихся.

Методические рекомендации, изложенные в данном пособии, раскрывают содержание программы «Азбука Берегоши» и окажут помощь учителям-практикам при проведении занятий по интересам в начальной школе.

Содержание каждой темы в пособии имеет следующую структуру:

методические рекомендации по проведению занятий;

справочный материал для учителя;

практический материал к занятиям.

Предложенная авторами структура пособия позволит учителю самостоятельно избрать методы и приемы подачи материала на каждом конкретном занятии.

Творческая группа авторов-составителей методических рекомендаций выражает огромную благодарность за активное участие в сборе материалов для обеспечения факультативных занятий по программе «Азбука Берегоши» учителям начальных классов Витебской области — слушателям базовых курсов УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» 2007 года, а также членам методического объединения начальных классов Витебской области, и в частности УО «ГОСШ № 4 г. Витебска», УО «ГОСШ № 18 г. Полоцка», УО « ГОСШ № 3 г. Глубокое», УО «ГОСШ № 34 г. Витебска», УО «ГОСШ № 1 г. Докшицы» и многим-многим другим. Благодаря вашему усердию и творческому отношению к своей каждодневной педагогической работе, родилась идея создания методических материалов в помощь учителям начальных классов Республики Беларусь.

Желаем учителям творческих успехов в обучении младших школьников основам эффективного энергопользования и ресурсосбережения на благо родной страны и планеты Земля.

studfiles.net

Учимся экономии и бережливости: азбука Берегоши

факультативных занятий для 1-4 классов

УЧИМСЯ ЭКОНОМИИ И БЕРЕЖЛИВОСТИ:

ГАЛУЗО Илларион Викторович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей физики и астрономии УО «Витебский государственный университет имени »

ГРЕЧИХО Елена Владимировна – доцент кафедры управления и технологий образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»

МАЦКЕВИЧ Светлана Валерьевна – заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 11 г. Витебска»

Содержание учебной программы «Учимся экономии и бережливости» является первоначальным этапом знакомства учащихся 1–4 классов с основами бережного отношения к энергоресурсам. Отсюда следует её уточняющее название «Азбука Берегоши».

Общая цель факультативных занятий на данном этапе — вооружить учащихся первоначальными знаниями об экономии и бережливости и обеспечить усвоение простейших способов экономии воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне. Проведённые в игровой форме факультативные занятия позволят сформировать первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, расширить представления об окружающей среде, осознать необходимость её сохранения, позволят освоить способы ее сбережения.

Учебная программа факультативных занятий «Учимся экономии и бережливости: Азбука Берегоши» (I-IV классы) является составной частью целостной учебной программы «Учимся экономии и бережливости», разработанной для учащихся I – X классов учреждений общего среднего образования.

Учебная программа (далее программа или «Азбука Берегоши») предназначена для проведения начального этапа в системе работы по воспитанию у детей бережливого энергопользования. Именно в период обучения на I ступени общего среднего образования необходимо заложить основы знаний по экономному расходованию энергии и рачительному хозяйствованию. Средством реализации этой ключевой идеи может стать максимальное использование на занятиях дидактических игр с передачей информации в занимательной форме от лица условных и сказочных персонажей, экскурсий, встреч, практической деятельности.

Изучение содержания учебной программы рассчитано на 1 час факультативных занятий в неделю, что в общей совокупности составляет 34 часа в год для 1-х и 2-х классов, 35 часов – для 3-х и 4-х классов.

Цель факультативных занятий «Азбука Берегоши» – повышение у обучающихся интереса к изучаемым областям знания, связанным с охраной окружающей среды; воспитание у них элементарной культуры бережного энергопользования. Бережливость здесь рассматривается как рачительное отношение к материальным и духовным ценностям, аккуратное обращение с ресурсами, как важнейшее условие формирования умений производительно и деловито выполнять любую работу.

— предоставить обучающимся объективную информацию об энергии и связанных с ней процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека, о правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов;

— создать условия для понимания учащимися сущности и условий эффективного энергопользования, воспитания у них осознанной ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом;

— ознакомить учащихся с элементарными методами, способами, приемами и средствами экономии ресурсов;

— содействовать формированию у детей убежденности в важности и необходимости личных усилий каждого в деле экономии энергии и ресурсов, сбережения среды обитания, сохранения природы для себя и для будущих поколений.

Учебная программа занятий «Азбука Берегоши» в I-IV классах представлена учебными блоками: «Уроки Энергоши», «Уроки Электроши», «Уроки Теплоши», «Уроки Водяши», «Уроки Экоши». Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов, каждый из блоков наполнен соответствующим содержанием, занятия проводятся от имени условных персонажей. Структура программы гибкая, позволяющая начинать занятия с любого класса.

Первые занятия в любом случае посвящаются знакомству с главными действующими персонажами с именами которых связаны все действия учащихся: Берегоша – «академик бережливости», Энергоша – «профессор энергетических наук», Электроша – «профессор электрических наук», Водяша – «профессор водных наук», Экоша – «профессор экологии».

Учебная программа занятий предполагает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Этому способствует проведение познавательных, исследовательских и практических видов деятельности с учётом последовательности активизации различных сфер личности учащихся младшего школьного возраста:

1) включение эмоций (удивление, переживание, сочувствие и др.);

2) включение интеллекта (переработка информации, поступающей извне, во время игр и наблюдений);

3) включение действий (поиск способа решения проблемы, выбор и выполнение действия).

Здесь важно не только получение определенных знаний по разным вопросам энерго — и ресурсосбережения, но и осознанное, грамотное их применение на практике. Для этого обучение рекомендуется осуществлять посредством активных форм работы, практической деятельности, постановки опытов, проведения элементарных видов исследовательских работ, самостоятельной деятельности школьников. Нужно использовать как можно больше игрового и занимательного материала (тематические загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, экологические сказки, проблемные ситуации, создаваемые от имени условных персонажей и т. д.). Сказочные герои знакомят детей со сложными физическими понятиями через незатейливые сюжеты, иллюстрации.

Для обучения учащихся методам подсчета расходов энергоресурсов в быту и способам их экономии используются активные формы работы: соревнования, тематические экскурсии, выставки, устные журналы, викторины, рейды-проверки, коллективные творческие дела, праздники и т. п.

Чтение текстов и пассивное восприятие информации детьми во время занятий сводится к минимуму. На занятиях должна преобладать положительная информация и эмоции. Важным представляется стимулирование фантазии и воображения детей, предоставление им возможности думать и рассуждать самостоятельно, развивать их речь и мышление. При этом у учащихся необходимо формировать и нравственные чувства: чувство долга, патриотизма, сопереживания, ответственности, бережливости и др. Значительный воспитательный потенциал содержит материал, предназначенный для развития эмоционально-волевых качеств личности.

Отметка в баллах не всегда пригодна для младшего школьного возраста, поэтому оценкой знаний учащихся выступают результаты их деятельности. Сообщаемая ученику оценка должна отражать процесс продвижения и индивидуальный прогресс в учебной деятельности, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства такой оценки создаются учителем совместно с детьми с учётом особенностей учреждения образования, класса и учащихся. Оценкой знаний учащихся являются те результаты их поисков, выводов и заметок, которые они сами сделают, результаты практической деятельности.

1-й класс (34 часа)

Тема 1. Берегоша, Энергоша, Электроша, Теплоша, Водяша, Экоша – верные друзья (4 часа)

Знакомство с главными действующими лицами – Берегошей, Энергошей, Электрошей, Теплошей, Водяшей, Экошей. Наш общий дом – планета Земля. Условия сохранения жизни на Земле. Важность действий каждого человека для сохранения планеты.

Практические работы: сказки, пословицы и поговорки об экономии и бережливости; конкурс рисунков, конкурс поделок, конкурс чтецов, наблюдения, экскурсии, игры и др.

Тема 2. Уроки Энергоши (3 часа)

Общее представление об энергии. Значение энергии в жизни человека. Откуда берется энергия? Энергоресурсы. Виды энергии. Энергетические затраты.

Практические работы: наблюдения за действиями, требующими затрат энергии (движения, взаимодействие, притяжение, мыслительная деятельность и т. д.); наблюдение за источниками энергии (пламя свечи, Солнце, тепло человеческого тела, нагретые предметы и т. д.); отгадывание загадок об источниках энергии и др.

Тема 3. Уроки Электроши (7 часов)

Общее представление об электрическом токе. Электричество вокруг нас. Основы безопасного обращения с электричеством. Значение электричества в жизни человека. Бережное отношение к электроэнергии.

Практические работы: экскурсии «Электричество в школе», «Электричество в моем населенном пункте»; наблюдения за применением электричества в домашнем хозяйстве; викторина «Электроприборы в школе и дома»; элементарные правила пользования электроприборами; наблюдение за естественным и искусственным освещением; игра «Разведка бережливых дел»; рейд «Экономим электроэнергию в школе и дома» и др.

Тема 4. Уроки Теплоши (7 часов)

Понятие о теплоте и ее роли в жизни человека. Представление о топливе и его видах. Общее представление о способах сохранения тепловой энергии. Куда исчезает тепло?

Практические работы: отработка простейших способов сохранения тепловой энергии; рейд «Теплая школа»; игра «Разведка бережливых дел»; акция «Сохраним тепло в школе и дома» и др.

Необыкновенное чудо самая обыкновенная вода. Знакомство со свойствами воды. Значение воды в жизни человека. Простейшие способы сохранения природных запасов пресной воды.

Практические работы: наблюдения за свойствами воды; упражнения в экономном использовании воды; экскурсия «Вода в школе»; акция «Не дай капельке упасть»; разведка бережливых дел «Экономим воду в школе и дома» и др.

Общее представление об окружающей среде. Элементарные способы сохранения окружающей среды при использовании различных видов энергии.

Практические работы: отработка простейших способов сохранения окружающей среды; игра «Можно и нельзя»; разведка бережливых дел «Команда Берегоши» и др.

К концу учебного года учащиеся должны:

а) иметь первоначальные представления:

— об энергии и энергоресурсах;

— об электрическом токе и его значении в жизни человека;

— об элементарных способах сохранения тепловой энергии;

— о свойствах воды и её значении в жизни человека.

б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:

— выполнять элементарные правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами;

— использовать простейшие способы экономии воды, тепловой и электрической энергии;

— применять изученные правила энергопользования в быту.

Тема 1. Берегоша и его верные друзья (2 часа)

Повторение изученного в 1 классе.

Практические работы: изображение символов экономии, бережливости и энергоэффективности с участием Берегоши, Энергоши, Электроши, Теплоши, Водяши, Экоши; конкурс рисунков «Команда Берегоши»; викторина; игра «Собери пословицу»; «Разведка бережливых дел» и др.

Тема 2. Уроки Энергоши (5 часов)

Энергия, ее источники и энергоресурсы. Проблемы и возможности энергосбережения. Средства и способы энергосбережения.

Практические работы: пословицы и поговорки об экономии и бережливости; экскурсии и наблюдения; изображение предметов, обладающих энергией и действий, требующих энергии; отгадывание загадок; ребусов; игры и рейды бережливости и др.

Эта великая сила – электрический ток. Источники электрической силы. Ресурсы экономии электричества. Правила пользования электроприборами.

Практические работы: экскурсии «Электричество вокруг нас», «Источники энергоресурсов»; викторина; конкурс рисунков; выработка правил безопасного пользования электроприборами и др.

Виды тепловой энергии. Разнообразие способов получения тепловой энергии. Проблемы теплосбережения. Способы сохранения тепловой энергии. Тепло в твоем доме и в твоей школе.

Практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры; разработка памятки по экономному пользованию теплом; игры и соревнования; рейды бережливости и др.

Тема 5. Уроки Водяши (6 часов)

Источники водных ресурсов. Способы сохранения природных запасов пресной воды. Свойства воды и ее состояния. Учет потребления горячей и холодной воды.

Практические работы: разведка бережливых дел «Экономим воду в школе и дома»; экскурсии; опыты; конкурсы чтецов произведений о воде и др.

Понятие об окружающей среде. Значение охраны окружающей среды в жизни человека. Экологические проблемы и пути их решения. Способы сохранения окружающей среды.

Практические работы: отработка различных способов сохранения окружающей среды; разведка бережливых дел «Команда Берегоши»; коллективное творческое дело «Команда Берегоши действует» и др.

— о необходимости бережного отношения к энергоресурсам;

— о способах получения и сохранения тепла;

— о способах сохранения природных запасов пресной воды;

— о важности охраны окружающей среды;

— о правилах безопасности пользования энергоресурсами.

— выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

— использовать приёмы экономии воды, тепловой и электрической энергии;

— применять правила эффективного энергопользования.

Тема 1. Команда Берегоши снова с нами (2 часа)

Повторение изученного материала в 1 и 2 классах.

Тема 2. Уроки Энергоши (4 часа)

Общее представление о разных видах энергии. Энергоресурсы. Исчерпаемость энергоресурсов. Меры и мероприятия по сохранению энергоносителей.

Практические работы: сочинение и отгадывание загадок об энергоресурсах и различных источниках энергии; наблюдения за использованием различных видов энергии; открытие пресс-центра Берегоши (сбор информации из различных средств массовой информации об энергосбережении) и др.

Тема 3. Уроки Электроши (9 часов)

Путь электричества в дом. Электроэнергия в жизни человека. Возможность и необходимость экономии электричества. Электрический счетчик: назначение и устройство.

Практические работы: конкурс рисунков «Электричество вокруг нас»; сочинение и отгадывание загадок об электроприборах; безопасное пользование электроприборами; измерение электроэнергии с помощью электрического счетчика; решение простых задач на расчет электроэнергии; разведка бережливых дел «Электричество в школе и дома» и др.

Тема 4. Уроки Теплоши (10 часов)

Ее высочество Теплота. Источники получения тепловой энергии. Топливо и его виды. Использование топлива. Путь тепловой энергии в наш дом. Необходимость сохранения тепловой энергии. Способы сохранения тепла в помещении и за его пределами. Термометр и правила пользования им. Знакомство со счетчиком тепловой энергии.

Практические работы: изучение способов сохранения тепла в помещениях; разведка бережливых дел «Тёплые окна — какие они?»; составление рекомендаций для учащихся, их родителей, общественности «Береги тепло»; выпуск тематических стенгазет; сочинение поговорок, слоганов, четверостиший и др.

Тема 5. Уроки Водяши (5 часов)

Вода и ее волшебные свойства. Пути капелек воды в наши дома. Проблема нехватки пресной воды. Необходимость и способы рационального использования водных ресурсов. Средства учета потребления воды. Счетчики воды.

Практические работы: знакомство со счетчиками воды; решение простых задач на исчисление расхода воды; акция «Береги воду»; сочинение-фантазия «Жизнь без воды» и др.

Человек и окружающая среда. Охрана окружающей среды при использовании различных видов энергии.

Практические работы: разведка бережливых дел «Команда Берегоши действует»; акция «Приведи в порядок свою планету»; коллективные творческие дела и др.

а) иметь первоначальные представления:

— о видах энергоресурсов;

— о правилах безопасного потребления электроэнергии;

— о простейших способах рационального использования воды, тепла, электричества;

— о способах учета различных видов энергии;

— о способах охраны окружающей среды при использовании различных видов энергии.

б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:

— безопасно обращаться с бытовыми электрическими приборами;

— измерять температуру тела и окружающей среды по показаниям термометра;

— измерять количество потребленной электроэнергии по показаниям электросчетчика;

— решать простые задачи на расчет количества электроэнергии и исчисление расходов воды;

— применять изученные правила эффективного энергопользования в быту.

Тема 1. Новые встречи с Берегошей и его друзьями (2 часа)

Повторение изученного в 1-3 классах.

Разнообразие источников энергии. Источники энергии возобновляемые и не возобновляемые. Правила и приемы энергосбережения.

Практические работы: игра «Как солнышко электрическую лампочку зажгло»; конкурс сочинителей сказок о возобновляемых источниках энергии; соревнование эрудитов «Энергетика и мы» и др.

Исторический экскурс, посвященный источникам света «От лучины до электрической лампочки». Световой режим: понятие, правила использования. Изучение электрических источников света. Экономичные источники света.

Практические работы: сравнение степени энергопотребления различными источниками света; конкурс загадок и поговорок об источниках света; решение задач на потребление электроэнергии различными источниками света; разведка бережливых дел «Электричество в школе и дома»; конкурс плакатов; интеллектуальное соревнование «Что я знаю об электричестве» и др.

Тема 4. Уроки Теплоши (5 часов)

Разнообразие видов топлива, используемых в Республике Беларусь. Технологии использования местных видов топлива. Экономия и бережливость в отношении топливных ресурсов.

Практические работы: изучение коллекций разных видов топлива; «путешествие» по карте Республики Беларусь, выявление месторасположения местных топливных ресурсов; мини-сочинение «Необыкновенные приключения Теплоши» и др.

Как горячая вода приходит в наш дом. Необходимость и способы рационального использования горячей воды. Понятие о геотермальных источниках воды. Средства учета потребления горячей и холодной воды. Способы экономного расходования воды.

Практические работы: решение задач на исчисление расхода холодной и горячей воды; рейд бережливости «Экономим воду в школе и дома»; конкурс знатоков «Что мы знаем о воде»; написание стихов о воде и др.

Тема 6. Уроки Экоши (6 часов)

Экологические проблемы современности и средства их предупреждения и преодоления. Чистый воздух. Чистая вода. Состояние почвы и здоровье человека. Способы сохранения чистоты воздуха, воды и почвы.

Практические работы: конкурс творческих работ «Планета в опасности»; прогулки по экологическим тропам; конкурс агитбригад; акция «Экологический патруль»; игра «Экологическая почта» и др.

— о возобновляемых и не возобновляемых источниках энергии;

— о световом режиме и источниках света;

— о способах учета энергоресурсов;

— об экологических требованиях к воде, воздуху, почве;

— об экологических проблемах современности.

— различать и характеризовать виды топлива, используемые в Беларуси;

— на основе данных различных источников электрического освещения качественно сравнивать их энергопотребление;

— решать простейшие задачи на потребление электроэнергии различными источниками света;

— применять изученные правила эффективного использования энергоресурсов на практике.

1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / . – Ярославль: Аккад. Развития, 1998. – 240 с.

2. Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого / Е. Грачева. – Челябинск: ОГУП «Энергосбережение», 2002. – 112 с.

3. Данилов-Данилян, В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие / -Данилян, . – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 418 с.

4. Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» // Энергоэффективность. – 1998. – № 7. – С. 2-5.

5. Твайдел, Дж. Возобновляемые источники энергии / Дж. Твайдел, А. Уэйр. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 121 с.

6. Учимся экономии и бережливости. Азбука Берегоши: 2-4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 336 с.

7. Чабаненко, Л. Л. Наше богатство в наших руках: метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / . – Минск: Зорны верасень, 2009. – 88 с.

8. Экономия и бережливость – основа энергетической независимости и экономической безопасности Беларуси (Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3).

9. Энергия вокруг нас: Учебный модуль. – Брянск: БРОО “Виола”, 2003. – 128 с.

pandia.ru

Это интересно:

  • Исковое о взыскании алиментов на родителей Исковое о взыскании алиментов на родителей Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм отчетности. Далее--> […]
  • Правило предлог на английском Английские предлоги. Предлоги в английском языке (Prepositions) Упражнения по теме: Урок начального уровня "вставить предлоги" Урок среднего уровня "вставить предлоги" Урок высшего уровня "вставить предлоги" Грамматический тест высшего уровня "предлоги on, in, under, out" […]
  • Закон постоянства состава урок Закон постоянства состава вещества Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: свойство, состав, строение. Б.М.Кедров Цели. Дидактическая – рассмотреть понятия «химический элемент», «сложное вещество», а также […]
  • Договор купле продажи котенка Договор купли-продажи племенного животного (для ознакомления - образец!) ДОГОВОР ПРОДАЖИ КОТЕНКА Заводчик Мейн кунов Я _________________ фамилия, имя, отчество покупателя _______________ ____________________ Прожив. по адресу ________________ город, улица, дом, […]
  • Бланк заявления стандартного налогового вычета Заявление на стандартный налоговый вычет на работника О стандартных вычетах по НДФЛ знает практически каждый работающий россиянин. Они позволяют налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход, с которого исчисляется и уплачивается налог. Физлицо может получить вычет […]
  • Проверка штрафов гибдд по белгородской области Гибдд белгород штрафы КБК и ОКТМО, предложенные в форме машин, выехав на встречную полосу, за такое пересечение сплошной Гибдд белгород штрафы линии предусмотрен только штраф по ст.12.15 ч.Гибдд белгород штрафы 3. Страхованию гражданскоправовой ответственности перевозчика […]
  • Правила обж на примерах Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность» Игорь Чистяков Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность» Урок 3 по ОБЖ в 5 классе. Как научиться выявлять и предвидеть опасности Материал учебника: § 3. Цели […]
  • Приказ на диагностику в доу Приказ по итогам диагностики (конец года) Юлия Веремьёва Приказ по итогам диагностики (конец года) ПРИКАЗ от «25» мая 2016г. № 41 - ОД «Об итогах проведения мониторинга освоения образовательной программы за 2015/2016 учебный» В соответствие с планом работы муниципального […]