Закон фона и формы

| | 0 Comment

PsyhologyGuide.ru

Законы формообразования. Фигура и фон.

Закон фигуры и фона – закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное внутри фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры. Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения.

Понятия фигуры и фона (фигура фон) — важнейшие в гештальтпсихологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона — как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, Симметричность, сходство, замкнутость и прочие аналогичные законы. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами — происходит внезапное «реструктурирование».

Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования — внезапного усмотрения новых отношений между элементами — распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальтпсихологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных.

Усмотрение новых, отношений — центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и человека трактуется как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальтпсихологии применялся метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух. Обратившись к рисункам, где фигура и фон являются реверсивными изображениями (рисунок с вазой), мы видим, что в зависимости от того, как устроено ваше восприятие, вы можете видеть либо два лица, либо вазу (Ваза Рубина).

Поэтому здесь мы рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона.

Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными.

Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие “выступающие”, причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой.

Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма[5].

На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта. Наконец, есть также явление “отпадания к фону” некоторых частей фигур. Так, если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной.

Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска “камуфляж” наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

Выделение фигуры из фона или выделение проблемной ситуации — это не «рецепция данности». Применительно к процессу решения Вертгеймер использует, разумеется, «зрительную» терминологию, идущую еще от первых исследований Кёлера, например видение, усмотрение и т. п., но это у него, как правило, не одноактный, не одномоментный процесс. Он использует метод феноменологического исследования, как делал это ранее при изучении восприятия, но это не феноменология интуитивизма, не созерцание сущностей в процессе «феноменологической редукции» Гуссерля. Повторим, Вертгеймера интересует динамика, течение живого процесса мышления. Такие феномены, как интуиция и инсайт, — лишь моменты этого процесса.

Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро­тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую­щие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показыва­ют, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо­собствуют росту производит .

Изучение перцептивных способностей младенцев
Общие психологические методы измерения предоставляют информацию о реакциях младенцев на стимуляцию среды. Деятельность сердца, волновая активность головного мозга и электрическая проводимость кожи дают полезную информацию о том, что воспринимают и как много понимают младенцы. Другим источником информации для исследователей является виде .

Основной принцип классификации личностей
А.Ф. Лазурский (12.04.1874-12.03.1917) считал, что идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не пр .

www.psyhologyguide.ru

Законы организации восприятия

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло. Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое».

Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной».

Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка :

Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой.

Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

www.psyworld.info

Сова Психолог

Сайт психологов: Юлии Совы и Анны Фридом

Фигура и фон восприятия в гештальт-психологии и гештальттерапии

November 26, 2014 — Anna | 0 комментариев

Понятия фигуры и фона в гештальттерапии играют очень важную, системообразующую и смыслообразующую роль. О фигуре и фоне как восприятии и его особенностях важно понять каждому человеку, который может однажды столкнуться со своей собственной потребностью (шутка:) на самом деле на протяжении одного дня мы тысячи раз формируем фигуры из как-то – более или менее точно – воспринятого фона).

Итак, что же относится к фигуре, а что – к фону?

Пока речь идет об абстрактных понятиях – то, допустим, лист бумаги или светящийся экран становятся фоном, а изображенный на них круг, треугольник – вестимо, фигурой.

Задачка для ума:

Теперь случай чуть сложнее. Человек идет по осенней улице, поскальзывается на кленовом листе, спотыкается, падает в лужу, но еще не поднялся. Что в этой картинке является фигурой, а что – фоном?

На самом деле зависят фигура и фон от восприятия – и только от него. Человек в данный момент может:

1) искать, что послужило причиной падения – и найти кленовый лист. Причина, то есть лист, становится фигурой, улица, осень, лужа, испачканный костюм, свинцовое серое небо, окружающие люди – фоном.

2) обратить внимание на низкую температуру воды в луже (телесное ощущение “холодно!”). В этом случае фигура – ощущение собственного тела, холода, желание как можно быстрее исправить (“убрать”) это неприятное и опасное для здоровья состояние. Фон – все остальное.

3) разозлиться на лужу и ее неуместное местонахождение. Если бы ее здесь не было – то и проблемы, возможно, – тоже. В результате лужа – фигура, испачканная одежда, лист, улица – фон.

4) искать помощи у окружающих – кто бы помог подняться. Тогда ближайший человек становится “фигурой”, а все остальное – фоном.

Заметили, что объединяет все варианты?

Фактически, не сама лужа, лист, новый костюм или ближайший человек становятся фигурой или фоном, а человек (субъект) выбирает, что из этого ему сейчас нужнее всего.

Например, это могут быть такие фигуры, как:

— желание получить помощь,
— необходимость вернуть телу теплое и сухое состояние,
— поиск места, где можно ликвидировать последствия падения,
— собственная ответственность (в виде воспоминания о делах, которые ждут дальше, и из-за которых нет возможности сейчас полностью исчерпать проблему),
— потребность быть хорошим (красивым, принятым окружающими, отвергнутым),
и любые другие.

Фигура и фон в гештальт терапии и в гештальтпсихологии связаны с двумя другими понятиями:

1. Понятием поля (психического поля, организованного наилучшим образом, насколько вообще позволяют условия в данный момент).

2. Понятием процесса формирования и разрушения гештальтов.

Одновременно если фигура – это некая потребность, то фон – это совокупность характеристик поля, не попавших в “фигуру” (не выявленных человеком как актуальная потребность). А это, кроме большой части физической реальности (“улица, фонарь, аптека”), еще и огромная часть внутриорганизменной, физиологической реальности (мы не осознаем большую часть времени, как дышим, как сидим, как бьется наше сердце, как урчит в желудке, какие мышцы напряжены, а какие – расслаблены), и еще:

— Актуальные состояния и характеристики себя и среды, НЕ нужные (временно вытесненные как неактуальные),

— Неоконченные дела (см. исследования Блюмы Вольфовны Зейгарник, “эффект Зейгарник”),

— Прошлый опыт, навыки, автоматизмы.

Главный закон фигуры и фона

Все, что не осознается субъектом (самим человеком) – уходит в фон. Все, что ему необходимо – становится фигурой.

Так, закон фигуры и фона очень интересно действует на восприятие.

Известная картинка “Девушка – старуха” воспринимается:

— молодыми мужчинами – значительно чаще как девушка, а не как старуха.

Практическое применение понятия фигуры, фона, восприятия в целом

Если вы хотите более точно удовлетворять свои потребности,

попытайтесь в ближайшую неделю отмечать хотя бы трижды в день, какова для вас – актуальная фигура на данный момент.

Цепочка примерно такая: “Я иду в кафе, испытываю голод, замечаю вывески продуктовых магазинов, кафе, едален, киосков с едой. Похоже, актуальная фигура – мой голод. В фоне остаются обувные магазины, газетные киоски, люди на остановке, кот около мусорки”.

Особенно сильно “работает” закон фигуры и фона в острых ситуациях – при стрессах, во время конфликтов. Очень часто у конфликтующих сторон совсем не противоположные точки зрения – а, грубо говоря, “перпендикулярные” фигуры.

Один хочет, чтобы подтвердили его правоту, а другой – чтобы работа была сделана строго определенным способом, т.к. иначе ему небезопасно.

Пробуйте определять фигуру и фон – и учитесь точнее понимать себя и людей!

Фигура и фон: картинки по теме

Скопление точек не воспринимается как 12 точек и крестик – а как круг, состоящий из точек. Человек склонен “завершать гештальты”, искать целостное, чтобы точнее отнести что-либо к фигуре, а остальное спокойно отнести к фону.

sova-psiholog.ru

Как работают 4 базовых закона восприятия в дизайне?

Теории Гештальта более сотни лет, но она не теряет актуальности и применяется в новых и новых сферах. Она основана на теории того, что взгляд (и разум) воспринимает объект как целостную структуру до того, как начинает различать отдельные компоненты. То есть, целостный образ — это не просто сумма отдельных частей, а самостоятельный объект. Теория работает, благодаря устройству нашего мозга, который по природе склонен создавать порядок из хаоса. Законы работают в 99,9% случаев, потому что являются врожденными для каждого человека. Их знание полезно дизайнеру, т.к. помогает организовать визуальные объекты эффективно для восприятия.

1. Сходство

Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы. Дизайнеры также используют одинаковый фон для того, что хотят объединить, контрасты для выделения главных элементов из группы. Но хорошие дизайнеры при этом помнят, что на одном экране не должно быть слишком много контрастов, т.к. это будет отвлекать и усложнять восприятие.

3. Близость

Пример из области манипуляций сознанием — фото политика размещают в журнале или на новостном сайте в окружении положительных фото (природа, дети, счастливые люди) и его рейтинг растет, т.к. зрители приписывают ему положительные качества, сами того не осознавая [2].

Это правило реализуется и в композиции — изображения должны гармонично вписываться в фон, оставляя свободное место вокруг. Связанные элементы нужно держать вместе и наоборот. Это не только уменьшает риск того, что зритель не поймет связи между общими компонентами, но и заставляет мозг сравнивать, искать сходства и связи между нужными автору предметами. Главное для дизайнера соотносить действие этой закономерности с приоритетами информации на каждом отдельном экране инфографики, то есть группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики.

3. Простота

Закон простоты также называют законом «хорошей» формы — подсознательное предпочтение человек отдает наиболее простым и устойчивым фигурам. Они архетипически ассоциируются со стабильным положением в пространстве. От простых, понятных, симметричных фигур подсознание не ожидает никаких опасностей или неожиданностей, поэтому может спокойно сосредоточиться на содержании этих фигур. Кстати, времени на простые фигуры у мозга уходит меньше, значит и нужная информация доходит до сознания быстрее.

В инфографике это означает, что экран воспринимается полностью и вся композиция должна вписываться в простые формы — квадрат, круг или треугольник. Эффект достигается и следующим образом: максимально упростить графическую форму при первом восприятии. И только потом усложнять ее, постепенно добавляя новые и новые элементы, если это действительно необходимо. Создав инфографику, нужно проанализировать ее с позиции данного принципа. И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии.

4. Завершенность

И в инфографике зритель подсознательно ищет знакомые образы, дополняя или исключая элементы, которые этому мешают. Закон можно использовать так — обозначить границы или «намекнуть» отдельными частями на хорошо знакомый людям объект — а особенности восприятия «автоматически» дополнят картину. Ключевым моментом здесь будет опора на тот образ, который обязательно знаком зрителю, ведь то, что ранее не воспринималось, не будет узнано и дополнено.

Учредитель научно-популярного журнала Метеор-Сити
Кандидат филологических наук, специалист в области иностранных языков, ораторского искусства и визуальной коммуникации

infographer.ru

Закон фона и формы

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо най­ти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Рис. 5. Ваза Рубина

2. Закон заполнения пробелов.

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено: когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы — в этом случае речь идет о двусмысленных картинках, которые на первый взгляд кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

1. Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс.

2. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? Что вы знаете о теориях распознавания образов?

3. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?

4. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

5. Какие вы знаете классификации видов восприятия?

6. Какие вызнаете феномены восприятия?

# Модальность – качественная характеристика ощущений, указывающая на принадлежность к определенным органам чувств.

studfiles.net

Это интересно:

  • Приказ мвд 25-2012 Приказ МВД РФ от 25 июня 2012 г. N 627 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте" (с […]
  • О святительском суде Что такое церковный суд? Компетенция церковного суда в Древней Руси была необычайно обширна. По уставам князей св. Владимира и Ярослава, все отношения гражданской жизни, которые касались религии и нравственности, были отнесены к области суда церковного, епископского. Это […]
  • Объект преступления курсовые Объективная сторона преступления (11) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ кафедра […]
  • Пленум суда по 111 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) Объект данного преступления - здоровье человека. Законодатель в диспозиции ч. 1 ст. 111 УК РФ называет признаки, характеризующие тяжкий вред здоровью, которые почти все вытекают из Правил судебно-медицинской […]
  • Нотариус яковлева юлия александровна Нотариус Яковлева Юлия Александровна Адрес: Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом № 47 (посмотреть на карте Google) Телефон: +7 (812) 3290250 Номер лицензии: № 201 от 05.05.1994 Номер приказа: № 188-к от 19.05.1994 Время работы: понедельник, вторник, среда, четверг — […]
  • Способы защиты прав собственности римское право Защита права собственности - Римское право (Исайчева Е.А.) Была необходима при утрате владения собственником и при наличии незаконных препятствий в осуществлении права пользования вещью. Способы защиты права собственности: виндикационный иск (rei vindicatio) (основное […]
  • Список оснований увольнений Какие существуют основания для увольнения работника Прекращение трудовых отношении с работником может происходить по различным причинам. К ним относятся как объективные, так и субъективные (не сошлись характерами с боссом). Точные правовые основания увольнения работника […]
  • Заполнение декларации по авансовому платежу по налогу на имущество Разъяснено, в отношении каких объектов не требуется заполнять раздел 2.1 декларации по налогу на имущество организаций В отношении инженерных сетей и технических коммуникаций, не являющихся объектами недвижимого имущества, отдельный блок строк с кодами 010-050 в разделе […]