Хадис о разводе

| | 0 Comment

Содержание

20. Книга развода (китабут-таляк)

753. Глава о недопустимости развода с достойной женой

Хадис 2156. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Из того, что дозволил Великий и Всемогущий Аллах, нет для Него ничего ненавистней развода. И Аллах питает отвращение к часто разводящемуся человеку». (6-54)

Хадис 2157. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах любит дом, построенный на браке, и питает отвращение к дому, разрушенному разводом. И нет для Великого и Всемогущего Аллаха чего-либо ненавистней развода». (6-54)

Хадис 2158. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «До Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, дошла весть о том, что Абу Аййуб желает развести свою жену. И тогда Посланник Аллаха сказал: «Развод с Умм Аййуб является грехом». (6-55)

754. Глава о том, кто развёлся не по Книге и сунне

Хадис 2159. Передаёт Мухаммад Халаби: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина разводит свою жену во время её месячных». Он сказал: «Развод, не основанный на сунне, недействителен». Я сказал: «Мужчина даёт три развода подряд». Он сказал: «Необходимо возвратить это к сунне». (6-58)

Хадис 2160. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-то даст три развода подряд, когда женщина не чиста от месячных, то ничего не произойдёт. Разводом является лишь то, что повелел Великий и Всемогущий Аллах. А кто поступит наперекор этому, тот не совершит развода. Ибн Умар дал своей жене три развода подряд, и у неё были месячные. И Пророк, да благословит Аллах его и его род, повелел ему сблизиться с ней и не считать это разводом». Имам сказал: «К Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, пришёл мужчина и сказал: «О, Повелитель правоверных, я развёл свою жену». Он спросил: «Есть ли у тебя свидетели?» Он сказал: «Нет». Тогда он сказал: «Уходи». (6-58)

Хадис 2161. Имам Бакир и Имам Садик, да будет мир с ними, сказали: «Если мужчина разведёт жену во время послеродовых кровотечений или разведёт её после того, как сблизится с ней, то развод, данный им ей, не является разводом. И если он разведёт её после наступления чистоты, не вступая с ней в половую близость, но не возьмёт в свидетели двух справедливых мужчин, то развод, данный им ей, не является разводом». (6-60)

755. Глава о том, что нет развода до брака

Хадис 2162. Передаёт Абдулла ибн Сулейман от своего отца Сулеймана: «Я находился в мечети, когда туда вошёл Имам Саджад, да будет мир с ним. Я не знал его, и спросил о нём, и меня известили об его имени. Я подошёл к нему вместе с другими людьми, мы окружили его и поприветствовали. Некий мужчина сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Что ты думаешь о мужчине, который назвал имя женщины и сказал, что в тот день, когда он женится на ней, она будет трижды разведена им. А затем получилось так, что он женился на ней. Дозволено ли это для него?» Он сказал: «Развод действителен только после брака». (6-62)

756. Глава о разъяснении развода по сунне

Хадис 2163. Передаёт Зурара: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Каждый развод, не являющийся разводом по сунне или разводом в установленный срок, недействителен. Зурара сказал: «Я сказал Имаму Бакиру: «Разъясни мне развод по сунне и развод в установленный срок». Он сказал: «Что касается развода по сунне. Если мужчина желает развести свою жену, то ему следует подождать, пока у неё начнутся месячные и пока она не очистится. После того, как у неё закончатся месячные, ему нужно развести её, не вступая с ней в половую близость, и взять двух свидетелей развода. Затем ему следует оставить её, пока у неё не пройдут два периода месячных. И её идда истечёт с началом третьих месячных, после чего она расстанется с ним. И он может свататься к ней, как сватаются другие. Если она пожелает, то может выйти за него замуж, а если пожелает, то может не выходить за него замуж. И до тех пор, пока она соблюдает идду, он должен обеспечивать её расходы и обеспечивать её жильём. И они имеют право наследования друг от друга, пока не истечёт идда». Потом он сказал: «Теперь что касается развода в установленный срок, о котором Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок»[1]. Если мужчина из вас желает развести свою жену, то ему следует подождать, пока у неё начнутся и закончатся месячные. Затем ему нужно развести её, не вступая с ней в половую близость, и взять двух справедливых свидетелей. А затем вернуть её в тот же день или через несколько дней или до того, как у неё начнутся месячные. Ему нужно взять свидетелей возвращения, и нужно вступить с ней в половую близость. Ему следует быть с ней, пока у неё не начнутся месячные. Когда у неё начнутся и закончатся месячные, ему нужно снова развести её, не вступая с ней в половую близость, и взять свидетелей развода. Затем снова вернуть в любое время до начала месячных, когда он пожелает. Ему нужно взять свидетелей возвращения, и нужно вступить с ней в половую близость. Ему следует быть с ней, пока у неё не начнутся третьи месячные. Когда у неё закончатся третьи месячные, ему нужно развести её в третий раз, не вступая с ней в половую близость, и взять свидетелей развода. Когда он сделает это, она расстанется с ним и не будет дозволена для него, пока не выйдет замуж за другого». Его спросили: «А если женщина относится к тем женщинам, у которых нет месячных?» Он сказал: «Подобно этому пусть даст ей развод по сунне». (6-65)

Хадис 2164. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Развод, о котором Великий и Всемогущий Аллах повелел в Своей Книге, а Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, ввёл в традицию, заключается в том, что мужчина должен отстраниться от жены. Когда у неё начнутся и закончатся месячные, ему следует взять в свидетели развода двух справедливых мужчин. Она должна быть чиста от месячных, и он не должен вступать с ней в половую близость. И до тех пор, пока не истекут три периода месячных, он имеет право вернуть её. И каждый развод, лишённый этих условий, недействителен и не является разводом». (6-68)

1. Сура «Развод», аят 1

757. Глава о том, что должен сказать тот, кто желает развестись

Хадис 2165. Мухаммад ибн Муслим спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о мужчине, который говорит своей жене: «Ты мне запрещена», или «Ты разлучена», или «Ты отделена», или «Ты освобождена» или «Ты незанята». Он сказал: «Всё это не имеет силы. Разводом является лишь то, что он скажет ей после окончания её месячных, не вступая с ней в половую близость: «Ты разведена». Или скажет: «Начни соблюдать идду», подразумевая под этим развод. И он должен взять в свидетели этого двух справедливых мужчин». (6-69)

758. Глава о том, кто дал три развода подряд

Хадис 2166. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о мужчине, который дал своей жене три или большее число разводов подряд, и она была чиста от месячных». Он сказал: «Это один развод». (6-70)

759. Глава о том, кто дал развод и разделил свидетелей, или дал развод в присутствии людей, но не сказал им: «Засвидетельствуйте»

Хадис 2167. Передаёт Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним: «Мужчина развёл свою жену, когда она была чиста от месячных, не вступая с ней в половую близость. В тот день он взял в свидетели одного мужчину. Затем подождал пять дней, а затем взял в свидетели другого мужчину». Он сказал: «Ему велено, чтобы двое свидетельствовали вместе». (6-71)

Хадис 2168. Передаёт Сафван ибн Яхья: «Имама Риду, да будет мир с ним, спросили: «Жена мужчины очистилась от месячных. Этот мужчина сказал: «Такая-то женщина разведена», и люди слышали его слова, но он не сказал им: «Засвидетельствуйте». Имеет ли развод с ней силу?» Он сказал: «Да, это свидетельство». (6-72)

760. Глава о свидетельстве при возвращении

Хадис 2169. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Развод не даётся без свидетелей, а возвращение без свидетелей это возвращение. Но если потом мужчина возьмёт свидетелей, то это лучше». (6-73)

761. Глава о женщине, которая не дозволена для мужа, пока не выйдет замуж за другого

Хадис 2170. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о женщине, которая не дозволена для своего мужа, пока не выйдет замуж за другого. Он сказал: «Это женщина, которая была разведена, а затем возвращена. Затем снова разведена, а затем возвращена. А затем была разведена в третий раз. И она та, которая не дозволена для своего мужа, пока не выйдет замуж за другого, и пока тот не попробует её сладость». (6-76)

762. Глава о женщинах, которых можно развести в любом состоянии

Хадис 2171. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Пять женщин будут разведены в любом состоянии. Беременная женщина. Женщина, муж которой далеко от неё. Женщина, у которой нет месячных. Пожилая женщина, у которой прекратились месячные. И женщина, с которой муж не вступал в половую близость после брака». (6-79)

763. Глава о времени, после которого разведённая женщина расстаётся с мужем

Хадис 2172. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Мужчина развёл свою жену, когда она была чиста от месячных, не вступая с ней в половую близость, взяв в свидетели двух справедливых мужчин». Он сказал: «Когда у неё начнутся третьи месячные, её идда истечёт, и она станет дозволенной для тех, кто хочет стать её мужем». Я сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Жители Ирака рассказывают от Али, да будет мир с ним, что он сказал: «Муж вправе вернуть её, пока она не совершит большое омовение после третьих месячных». Он сказал: «Они лгут». (6-87)

Хадис 2173. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда разведённая женщина увидит кровь третьих месячных, она расстанется с мужем». (6-87)

764. Глава об обеспечении беременной жены, получившей развод

Хадис 2174. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о мужчине, который развёл свою беременную жену: «Её идда завершится, когда она родит. И пока она не родит, он должен обеспечивать её». (6-103)

765. Глава о том, что разведённая женщина, муж которой далеко от неё, соблюдает идду со дня развода

Хадис 2175. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который развёл свою жену, находясь далеко от неё: «С какого дня она должна соблюсти идду?» Он сказал: «Если справедливые свидетели укажут, что она была разведена в определённый день, и она убедится в этом, то её идда начинается со дня развода. А если она не знает, в какой день и в какой месяц она получила развод, то её идда начинается со дня, когда она получила весть о разводе». (6-110)

Хадис 2176. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина, находящийся далеко от жены, разведёт её, то идду ей следует соблюдать со дня развода». (6-110)

766. Глава об идде женщины, у которой умер муж

Хадис 2177. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если муж женщины, находящийся далеко от неё, умер, и его смерть подкреплена свидетельством, то идду в течение четырёх месяцев и десяти дней ей следует соблюсти с того дня, когда до неё дошла весть о смерти мужа. Ей следует соблюсти по его смерти траур четыре месяца и десять дней. И ей нужно воздержаться от сурьмы, благовоний и красочной одежды». (6-112)

767. Глава о разводе под принуждением

Хадис 2178. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не дозволен развод под принуждением. Не дозволено освобождение раба под принуждением. Не дозволена клятва ни в разрывании родственных связей, ни в чём-либо из ослушания Аллаха. Кто поклянётся в чем-либо из этого или его заставят поклясться, на том ничего нет». И он сказал: «Развод действителен лишь тогда, когда желается развод. Без принуждения и без намерения причинения вреда. В установленный срок и по сунне. Во время чистоты от месячных, без половой близости и с привлечением двух свидетелей. Если кто поступит наперекор этому, то его развод и его клятва недействительны. И это необходимо возвратить к Книге Великого и Всемогущего Аллаха». (6-127)

768. Глава о предоставлении полномочий в разводе

Хадис 2179. Передаёт Саид Арадж: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который поручил развод своей жены другому мужчине и сказал: «Засвидетельствуйте, что развод такой-то я поручил такому-то», и тот развёл её: «Дозволено ли это для мужчины?» Он сказал: «Да». (6-129)

769. Глава о мужчине, который говорит своей жене, что она для него запретна

Хадис 2180. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Что ты скажешь о мужчине, который говорит своей жене: «Ты для меня запретна». В Ираке нам рассказывают, что Али, да будет мир с ним, считал подобные слова тремя разводами». Он сказал: «Они лгут. Он не считал эти слова разводом. Если бы у меня была власть над этим мужчиной, я ударил бы его голову плетью, а затем сказал: «Великий и Всемогущий Аллах дозволил её для тебя. Что же запретило её для тебя? Ты ничего не добавил, кроме того, что солгал, назвав запретным то, что дозволил для тебя Аллах». (6-135)

Хадис 2181. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина говорит своей жене: «Ты для меня запретна». Он сказал: «Эти слова не влекут для него искупления и не являются разводом». (6-135)

770. Глава о разладе и двух судьях

Хадис 2182. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Пошлите судью из его семьи и судью из её семьи»[1]. Он сказал: «Двое судей не имеют права разлучать мужа и жену, пока не получат их согласия, и пока не условятся с ними: «Если мы пожелаем, мы соединим вас, а если пожелаем, мы разведём вас». И если они соединят их, то это дозволено. И если они разведут их, то и это дозволено». (6-146)

1. Сура «Женщины», аят 35

771. Глава о пропавшем муже

Хадис 2183. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о пропавшем муже. Он сказал: «Если жена знает, в какой он находится местности, то ей следует ждать его, пока к ней не придёт весть о его смерти или развод от него. А если она не знает, в какой он местности, и нет от него ни письма, ни известий, то ей нужно прийти к имаму, который велит ей ждать четыре года. Мужа будут искать по земле. И если после истечения четырёх лет не будет найдено его следа, то имам велит ей соблюсти идду в течение четырёх месяцев и десяти дней. После этого она будет дозволена для мужчин. И если её муж появится после того, как закончится её идда, то он не сможет вернуть её. А если её муж появится во время соблюдения ею идды в течение четырёх месяцев и десяти дней, то он имеет право вернуть её». (6-148)

Хадис 2184. Передаёт Зурара: «Имаму Бакиру, да будет мир с ним, сказали: «О смерти мужчины была извещена его жена или ей сказали, что он развёл её. Тогда она соблюла идду, а затем снова вышла замуж. А после этого объявился её первый муж». Он сказал: «Первый муж имеет на неё больше прав, чем другой. Независимо от того, вступал тот с ней в половую близость или нет. И ей полагается махр от другого за то, что он считал дозволенным её лоно». (6-150)

772. Глава об уподоблении жён матерям

Хадис 2185. Передаёт Хумран: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Женщина из числа мусульман пришла к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и сказала: «О, Посланник Аллаха! Я родила своему мужу детей, помогала ему в его ближнем мире и мире загробном, и он не видел от меня дурного. Но я жалуюсь на него Великому и Всемогущему Аллаху и тебе». Он спросил: «В чём ты жалуешься на него?» Она сказала ему: «Он сказал мне сегодня: «Ты для меня запретна как спина моей матери», и выставил меня из моего жилища. Рассмотри моё дело». Посланник Аллаха сказал: «Аллах не посылал мне писания, посредством которого я рассудил бы между тобой и твоим мужем. И я не желаю быть из притворяющихся». Женщина стала плакать и жаловаться Аллаху и Его Посланнику, и ушла. Великий и Всемогущий Аллах слышал её разговор с Его посланником об её муже, и её жалобу на него. И по этому поводу Великий и Всемогущий Аллах ниспослал аяты Корана: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Аллах услышал слова женщины, которая спорила с тобой о своём муже и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор», то есть её разговор с Посланником Аллаха о своём муже, «ведь Аллах Слышащий, Видящий. Те из вас, которые уподобляют своих жён матерям, говорят порицаемые слова и ложь. Они им не матери. Их матери лишь те, которые их родили. Воистину, Аллах Снисходительный, Прощающий»[1]. Тогда Посланник Аллаха послал за женщиной, и она пришла к нему. Он сказал ей: «Приди ко мне со своим мужем». Она пришла с мужем. Посланник Аллаха спросил его: «Ты сказал своей жене: «Ты для меня запретна как спина моей матери?» Он сказал: «Да, я сказал ей это». Посланник Аллаха сказал ему: «Великий и Всемогущий Аллах послал о тебе и твоей жене аяты Корана». И он прочитал ему то, что послал Аллах, от слов «Аллах услышал слова женщины, которая спорила с тобой о своём муже» до слов «Аллах Снисходительный, Прощающий». Посланник Аллаха сказал: «Обними свою жену, ибо ты сказал порицаемые слова и ложь. Аллах проявил к тебе снисходительность и простил тебя. Не повторяй этого». И мужчина ушёл, сожалея о том, что сказал своей жене. Аллах не желал подобного для верующих впредь. Поэтому Великий и Всемогущий Аллах ниспослал: «Те, которые уподобляют своих жён матерям, а затем отрекаются от сказанного», то есть от того, что сказал первый мужчина своей жене: «Ты для меня запретна как спина моей матери». Если кто-то скажет подобное после того, как Аллах проявил снисходительность к первому мужчине и простил его, то «они должны освободить раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу», то есть вступят в половую близость. «Этим вас увещевают, и Аллах сведущ в том, что вы совершаете. А кто не сможет сделать этого, тот должен беспрерывно поститься в течение двух месяцев прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тот должен накормить шестьдесят бедняков.» И этим Аллах установил наказание для тех, кто уподобляет своих жён матерям после данного запрета. И Он сказал: «Это для того, чтобы вы верили в Аллаха и Его Посланника. Таковы ограничения Аллаха»[2]. Великий и Всемогущий Аллах установил это ограничением для уподобления жён матерям». Хумран передаёт: «Имам Бакир сказал: «Уподобления жён матерям нет в клятве, нет для причинения вреда и нет в состоянии гнева. И уподобление жён матерям имеет силу только в состоянии чистоты от месячных, без половой близости и при свидетельстве двух мусульман». (6-152)

1. Сура «Препирательство», аяты 1-2

2. Сура «Препирательство», аяты 3-4

773. Глава о вероотступнике

Хадис 2186. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о вероотступнике. Он сказал: «Кто отвратился от ислама и после ислама перестал верить в то, что ниспослано Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, покаяние того не принимается. Лишение его жизни обязательно, с ним расстаётся его жена, а оставшееся от него делится между его потомками». (6-174)

al-kafi.ru

Развод – самое ненавистное из дозволенного

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.

Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия произнесения развода

Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно:

Первое. Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла. Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Второе. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод. Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Третье. Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза. Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа.

Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т. е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода.

Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам). » (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха! Я же ведь среди вас».

Четвёртое. Необходимость соблюдения женщиной идды. Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого.

Шестое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды. Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т. д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т. е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха. Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230).

Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т. к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз.

Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать: «Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься» или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно. Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды.

Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия. Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается. После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

islamdag.ru

Тройной развод (талак)

Настоящий материал входит в подраздел «Развод». Если вам интересные другие материалы про мусульманскую семью, то посетите раздел «Семья и Ислам». Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три[1]; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три[2]]»[3].

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один[4]. Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)»[5].

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»[6]

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

Лекция на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

[2] Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

[3] Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

[4] Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

[5] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

[6] Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

umma.ru

Это интересно:

  • Оплата госпошлины по судебному приказу Оплата госпошлины в суд. В соответствии со ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению направляемому в суд, кроме прочего, в обязательном порядке прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, как правило - это квитанция выданная банком или терминалом. Но […]
  • Выдача птс госпошлина Замена ПТС автомобиля (нет места, при смене фамилии): порядок, цена? ПТС – один из основных документов на транспортное средство. Замена ПТС, цена которой фиксирована и составляет 800 руб., происходит, например, если все поля документа заполнены. Важно также следить за […]
  • Развод инициатор мужчина Datalife Engine Demo Не секрет, что чаще инициатором развода становится именно мужчина. К тому же, его гораздо труднее отговорить от этого шага, чем женщину. В чем причины такого решения? Что может повлиять на уход мужчины? Конечно же, все мужчины разные, отличаются также […]
  • Московское правительство сайт жалобы Куда направлять жалобы мэру и в правительство Москвы Евгения Емельянова. Котловка. Как объяснили в столичном правительстве, замечания и жалобы на работу городских служб и государственных служащих Москвы можно отправить любым из этих способов:- написать письмо и выслать его […]
  • Заявление в росздравнадзор Электронные сервисы Счетчик обращений граждан Кабинет заявителя (Информация о ходе рассмотрения документов, поданных на регистрацию медицинских изделий) Шаг 1: Укажите критерий поиска по входящему номеру и дате заявления о регистрации / ВИРД (внесение изменений в […]
  • Удалить office 2013 из реестра Как удалить Office 2013 полностью Многие пользователи, попробовав новый офис от разработчиков компании Майкрософт, остаются недовольны его интерфейсом и хотят вернуться к более старым версиям программы. Однако, сделать это можно лишь полностью удалив новый офис из ОС […]
  • Права родителей на воспитание ребенка при разводе Права родителей на воспитание ребенка при разводе Права отца после развода регулируются нормами СК РФ. Прочитайте их если вам это интересно (если нет - пропустите абзац и читайте дальше): "Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. […]
  • Что нового про материнский капитал 2018 Медведев расширил возможности использования материнского капитала Эти средства теперь можно направлять на перекредитование вне зависимости от того, когда возникла такая необходимость ГОРКИ, 4 июня. /ТАСС/. Материнский капитал можно теперь использовать на перекредитование […]