Ресоциализация несовершеннолетних это

| | 0 Comment

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 1114 раз

Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Кораблева К. А., Кораблева И. Г. К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 55-58. — URL https://moluch.ru/archive/103/24328/ (дата обращения: 22.07.2018).

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представлены основные индивидуально-типологические особенности несовершеннолетних, находящихся на исправлении.

Ключевые слова: воспитательная колония, воспитанники, несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, социальная адаптация.

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные и индивидуально-типологические особенности личностного развития. Основная цель воспитательной колонии – исправление осужденных, осуществление превентивных мер по предотвращению совершения новых преступлений освободившимися, интеграция их в общество, как законопослушных гражданин, способных успешно адаптироваться к сложным жизненных ситуациям.

Задачи воспитательной колонии состоят в организации деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в колонии; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; предотвращение рецидивной преступности воспитанников, и повторной осужденности несовершеннолетних. Для успешного достижения целей и задач администрации колонии и ее сотрудникам необходимо создать оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную их реализацию [1].

В отечественной науке вопросом противоправного поведения подростков занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы стремящиеся найти путь к совершенствованию и самосовершенствованию личности получившее раскрытие в работах В. М. Бехтерева, П. Б. Ганушкина, С. С. Корсакова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского и др. А так же в работе М. И. Гернета, энциклопедически изучившего нравы и традиции тюремной жизни [2].

Проблема ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рассматривалась в работах В.М.Анисимкова, А.М.Яковлев, В. И. Селиверстова, Н. А. Беляева, Ю.И.Бытко, Ю.А.Алферова, А. И. Васильева и др.

Для осуществления успешной ресоциализации осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, определения возможностей сопровождения их в реабилитационных общественных и муниципальных центров на стадии подготовки воспитанников ВК к освобождению, шире привлекать к сотрудничеству с администрацией ВК представителей общественности и религиозных организаций к устройству их дальнейшей судьбы, заранее знакомя с теми воспитанниками, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, бомжи и т.д. [3].

Сегодня ресоциализация воспитанников исправительных учреждений является приоритетной задачей, которая решается на уровне государственных структур. Основными задачами работы данного учреждения являются:

•формирование нравственных отношений между осужденными;

•искоренение проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных;

•адаптация к нормальному существованию в обществе;

•формирование позитивных ориентаций, устранение отрицательных последствий после пребывания в воспитательных колониях, оказание постпенитенциарной помощи.

Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, составляют освободившиеся из мест лишения свободы. В первую очередь это важно и самому обществу, чтобы эти люди вновь не стали преступниками.

Несомненно важно, чтобы в воспитательных учреждениях не принижалась индивидуальность осужденного, его человеческое достоинство и не ограничивалась свобода.

Сам процесс ресоциализации не должен развивать в воспитаннике отрицательные качества и негативно влиять на психику.

Положительно зарекомендовали себя в процессе индивидуальной и групповой работы с лицами, освобождаемыми из исправительных учреждений, психологические тренинги, проводимые представители общественности совместно с психологами и социальными педагогами. Они направлены на формирование и закрепление у осужденных определенных правил поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, освободившись из учреждения. Например, «Как лучше добраться до дома после освобождения из ВК», «Продолжать ли обучение в школе (профессиональном училище)», «Как устроиться на работу», «Как вести себя при встрече со «старыми» друзьями» и т.д. Важным моментом в проведении социально-педагогической работы с осужденными на этапе подготовки к освобождению является организация встреч, консультаций, бесед с представителями местных органов власти, общественных формирований и конфессий. Подобные встречи должны быть направлены на решение различных социальных проблем, возникающих после освобождения у осужденных: где жить, работать, учиться, получать медицинскую помощь, как зарегистрироваться по месту жительства и т.д.

В последние годы все более важным направлением в сотрудничестве администрации учреждения с общественными организациями становится социально-психологическое и духовно-нравственное воздействие на личность воспитанника. Именно в этом направлении, так важно привлечь высокопрофессиональные кадры общественности, как к воспитательному процессу внутри учреждения, так и к сопровождению воспитанника по месту жительства после освобождения.

Самую многочисленную возрастную группу осужденных ВК продолжают составлять 16-17-летние осужденные – примерно 75% и 18-19-летние – 20% Это означает, что направленные в ВК несовершеннолетние осужденные уже прошли определенный этап социализации в обществе, что необходимо учитывать при планировании социально-педагогического воздействия на них. До осуждения большинство из несовершеннолетних осужденных училось в общеобразовательных школах и других учебных заведениях – почти 75%. Только 4% из них до направления в ВК работали, а более 21% не работали и не учились. Поступающие в ВК несовершеннолетние осужденные характеризуются пониженным уровнем физического и психического здоровья.

В 2014 г. в ВК в основном отбывали наказание осужденные, совершившие преступления средней тяжести и тяжкие преступления, соответственно 62,3% и 31,9%. Как правило, несовершеннолетние осужденные не успевают завершить срок отбывания наказания в ВК до наступления совершеннолетия и их переводят для завершения срока исполнения наказания в исправительную колонию. Это негативно влияет на личность переводимого осужденного, осложняет процесс его исправления и ресоциализации.

В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) возникает необходимость повышение эффективности функционирования психологических служб, совершенствования содержания средств, методов и технологий воздействия работы с осужденными, обеспечения их успешной социальной интеграции и адаптации в обществе в период после освобождения.

Большинство подростков попадающих в воспитательные колонии раскаиваются о содеянном, сожалеют о невозможности исправить случившееся, однако не считают то, что ими сделано тяжким преступлением, не испытывая чувства вины. Попадая в новые условия, быстро усваивают неформальные тюремные отношения и нормы, с легкостью нарушают режимные требования, присваивают негативные установки в отношении сотрудников колонии [4].

Исследования личностных особенностей воспитанников воспитательной колонии показали, что заключенные, имеют в основном заниженную самооценку, низкий уровень притязаний, высокий уровень тревожности и низкий уровень волевого самоконтроля [2]. Их отличает демонстративно-приспособительный характер и вызывающее оппозиционное поведение.

Что находит подтверждение в результате повтора преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести. Даже после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних, которое осуществляется лишь при наличии примерного поведения осужденных, отсутствия нарушений во время отбывания наказания встало на путь исправления. Что свидетельствует о необходимости поиска новых путей, методов и технологий в решении проблемы ресоциализации воспитанников, возложенной на сотрудников воспитательных колоний: воспитателей, психологов и социальных работников

Процесс адаптации к социуму, на сегодняшний день, достаточно сложен для освободившихся из мест лишения свободы, а особенно, несовершеннолетних, имеющих психические отклонения, состояние которых еще и усугубляется под влиянием пенитенциарного стресса и является для них психотравмирующим звеном в их личностном развитии.

Психологи уголовно-исполнительной системы осуществляют целенаправленную работу с различными категориями осужденных, в том числе с группой, имеющих психические аномалии, используют различные эффективные подходы, способствующие формированию нового социального опыта, развитию навыков социально приемлемого и одобряемого поведения. В последнее время приходится актуализировать работу психолога, пересмотреть все имеющиеся в арсенале сотрудников формы, методы и технологии работы в использовании дифференцированного подхода к осужденными, имеющим психические отклонения. Одной из эффективных технологий в работе с данной группой осужденных является терапия творчеством (арт-терапия), которая помогает найти оптимально эффективный подход в решении значимых проблемных ситуаций в жизни воспитанника. Целью коррекционного воздействия является обогащение субъективного личностного опыта в различных ситуациях, проработка внутриличностных конфликтов.

Воспитанник воспитательной колонии по окончании срока наказания вновь попадает в общество, законы которого он должен знать и соблюдать, но он не всегда способен им следовать, в связи с искаженной социальной адаптацией. Именно поэтому, на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.

Данный процесс предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания (за полгода до окончания назначенного судом срока освобождения осужденного). Подготовка к освобождению в широком смысле охватывает все проводимые с осужденными в период их пребывания в ВК воспитательные мероприятия, а так же социальную и профилактическую работу с ними, поскольку все это должно быть ориентировано на возвращение осужденных к нормальной жизни в социуме, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания. Следовательно, с ним проводятся процедуры по возобновлению утраченных во время отбывания уголовного наказания социального статуса и социальных функций. Осужденный усваивает социально одобряемые образцы поведения и ценностные ориентации.

В качестве основных направлений ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений можно отнести следующие направления: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного; выявление конкретных дефектов его общей социализации; разработка программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции; осуществление необходимых мер психотерапии; охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях; повышение общеобразовательного уровня осужденных; обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Таким образом, ресоциализация осужденных, представляя собой элемент межкультурного взаимодействия, может рассматриваться как процесс аккультурации, предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания, охватывает все проводимые мероприятия, в том числе социальную и профилактическую работу, ориентированный на возвращение осужденных к жизни в социуме в постпеницитарный период, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания.

moluch.ru

Ресоциализация несовершеннолетних это

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие…изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т. п.). Эти меры осуществляются со стороны различных социальных служб.

Дело в том, что у большинства несовершеннолетних преступников до осуждения не существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Значит о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е. о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе» [1] .

Так или иначе становление социально-полезных связей, восстановление в правах проходит через процесс социальной адаптации. Т. е. человек должен приспособиться к условиям общества.

Термин «адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популя­ций, видов), их органов к условиям среды». В общественных науках он означает следующее: Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой [2] . Этот же источник дает понятие реадаптации как «восстановление адаптационных способностей». Но причем тут способности? Чтобы восстанавливать способности, их нужно сначала утратить, а утратить их можно вследствие сильного психического или физического нарушения функций центральной нервной системы, а это нарушение встречается редко. То есть человек в любом случае адаптируется к условиям существования, но в силу физиологических особенностей у разных людей этот процесс идет по разному. Поэтому следует рассматривать реадаптацию, как адаптацию к новым условиям.

Поведение отдельного лица после отбытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния

на него факторов постпенитенциарной адаптации. Одни из них способствуют закреплению результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, — влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полез­ных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств.

Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы являются следующие:

· она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы;

· этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения осужденных из мест лишения свободы и завершается достижением соответствия между ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением ранее судимого лица;

· задачей социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм;

· социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы зависит также от адаптационных навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания;

· успех социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением, семьей);

· социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы может быть обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого, совместимости социальных ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности [3] .

Протекание социальной адаптации зависит от множества факторов. Одни из них благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.

Важнейшим фактором, от которого зависит социальная адаптация, является соотношение между диспозиционной структурой личности и социальными ожиданиями среды.

Анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации несовершеннолетних освобожденных из мест лишения свободы, его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или адаптационные проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории.

Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта.

Другая группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду — семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве). Во второй — решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т. е. факторы субъективного плана.

И те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально-демографических параметров личности.

Исходя из достаточно достоверного предположения о том, что повторное осуждение спустя непродолжительное время после освобождения в большинстве случаев означает неудачу социальной адаптации, можно считать показатель рецидива преступлений своеобразным индикатором адаптации (со знаком минус).

Одна из важнейших естественных потребностей человека — потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных несовершеннолетних, явились – отсутствие постоянного места жительства, нежелание возвращаться к семье, лишение родителей осужденного родительских прав.

Обстоятельствами, обусловливающими возникновение адаптационных жилищных проблем у освобожденных от из мест лишения свободы несовершеннолетних, не имеющих постоянного места жительства, являются длительность периода с момента освобождения до получения жилья; прибытие части освобожденных в местность, где отсутствует возможность бытового и трудового устройства. Жилищные трудности у освобожденных вызваны объективными и субъективными причинами. Прежде всего, общий недостаток жилья в городах [4] .

Количество несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, не имеющих постоянного места жительства составляет существенную долю от их общего числа, и этот фактор является серьезной проблемой в их социальной адаптации.

Нельзя не сказать о профессиональной адаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.). Почти 40% несовершеннолетних, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы испытали при трудоустройстве серьезные препятствия. И хотя внушительное количество молодых людей (68,2%) владели той или иной профессией, которую они получили в воспитательной колонии в ряду причин, обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности [5] .

По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной зависимости от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье — ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая так или иначе способствовала их противозаконным поступкам.

Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях (34,8%), то нетрудно предположить, что условия реадаптации тут вряд ли будут благоприятными [6] .

Воссоздание нормальных коммуникативных связей — еще один из важнейших процессов реадаптации бывших несовершеннолетних заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них [7] . Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и Комиссиями по делам несовершеннолетних, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших заключенных — неотъемлемая составная их социальной реадаптации. Совершивший преступление и понесший за это кару несовершеннолетний сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.

В оценке жизненных перспектив неосвершеннолетние отбывшие наказание обычно проявляют сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные (43,5%). Питают надежду на решение своих проблем 17,6%. С разной интенсивностью, у многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к ним отношения (48,8%) [8] .

Сложность их корреспондирования с окружающим миром, отчужденность иллюстрируются и тем фактом, что 80% или не очень обращают внимание на общественное мнение о себе, или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие его установок. Итог закономерен — механизм воздействия на процесс реадаптации становится трудноуправляемым.

Молодым людям, склонным к совершению преступлений, свойственен разрыв между теми нравственными ценностями, которые они вроде бы признают, и теми, которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива — отношение к требованиям закона. Лишь 14,1% респондентов считают их выполнение необходимым; 30,6% готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются собственные интересы [9] . Оттого-то вряд ли можно считать основную массу выходцев из воспитательных колоний законопослушными гражданами. Готовность преступить закон — прямой путь к рецидиву.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих реадаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в воспитатетльных колониях, о которая была подробно рассмотрена в предыдущей главе, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Данные опроса подростков, воспитывающихся в колонии, подтверждают вывод о том, что места лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние «воров в законе» на основную массу осужденных, особенно молодежь. Оно проникает, как видим, и в воспитательные колонии, где содержатся несовершеннолетние.

Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИУ. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют в общем естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время.

Обращает на себя внимание тот факт, что 32,9 % освобожденных заявили о своих постоянных связях с ранее судимыми лицами, которым отдавалось предпочтение по сравнению с несудимыми [10] . Иными словами, только один из семи освобожденных не имел вообще в своем ближайшем окружении судимых лиц.

Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства (26,4 % опрошенных), а также по месту работы и учебы (19,3 %). Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность.

Об этом, в частности, свидетельствует и то, что 17 % изученных нами лиц, осужденных повторно за групповые преступления, были знакомы с соучастниками непродолжительное время: познакомились либо непосредственно перед совершением преступления, либо знали друг друга не более месяца (17 % освобожденных) [11] .

Таковы основные проблемы, встающие перед многими несовершеннолетними освобожденными из мест лишения свободы. Ослабление их остроты и по возможности нейтрализация, а также создание нормальных условий для социальной работы — важнейшая задача государственных органов и общественности, основное направление предупреждения рецидивной преступности.

Но, к сожалению, из-за отсутствия достаточных средств, такая работа не проводится. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, на которые возложен контроль за несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний, носит формальный характер.

Как видно из изложенного материала никакого опыта по социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, кроме статистического обобщения у нас нет.

В современных условиях необходимы достаточные капитальные вложения для проведения мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы. Эту задачу должно выполнять государство, но пока что этим занимаются негосударственные организации, занимающиеся благотворительной деятельностью.

Так в Санкт-Петербурге существует Благотворительный фонд помощи заключенным «Помощь» Зарегистрирован еще в 1994 г. Цель: создание условий для реабилитации заключенных и освободившихся из мест лишения свободы, адаптация их к условиям жизни в обществе, снижение уровня рецидивной преступности.

· содействие в решение проблем правовой защищенности осужденных, создание общественного контроля над местами лишения свободы;

· оказание социальной, духовной и медицинской помощи заключенным, моральная и материальная поддержка;

· содействие профессионально-техническому обучению заключенных, организация рабочих мест, библиотек;

· помощь в обустройстве, содействие в поиске работы, гуманитарная помощь (медикаменты, продукты питания, сигареты, одежда) освободившимся из заключения;

· формирование положительного отношения в обществе к осужденным, находящимся в местах лишения свободы, и освободившимся из заключения.

Но таких организаций крайне мало.

[1] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков 1990. С 47.

[2] Словарь по социальной работе. М 1997. С 173

[3] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков 1990. С. 10

[4] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков 1990. С 51

[5] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

[6] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

[7] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

[8] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

[9] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

[10] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

[11] Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3 1999. С 57-73.

www.allpravo.ru

Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных 1210

Попадая в МЛС, несовершеннолетние преступники в силу незрелости психики, отсутствия устойчивых морально-этических установок и иных сдерживающих механизмов легко приобретают новые антиобщественные привычки и идеологию. Нередко после периода адаптации к новым условиям криминальная система ценностных ориентаций становится для подростка более привлекательной и кажется более справедливой, чем нормы, с которыми они сталкивались на свободе. Другие, не привыкшие к жизненным трудностям, к самостоятельному решению личностных проблем, потеряв реальные жизненные перспективы и поддержку семьи, легко ломаются под прессингом жестоких взаимоотношений и после периода безнадежности и отчаяния также начинают приспосабливаться к неформальным требованиям тюремной этики. Наибольшая опасность солидаризации с неформальной нормативно-ценностной системой криминальной субкультуры наблюдается у несовершеннолетних осужденных уже в силу естественных психофизиологических и психологических причин, особенно при недостаточно продуманных и адекватных мерах индивидуально-воспитательного воздействия.

Несовершеннолетние осужденные, испытывающие трудности в адаптации к условиям лишения свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обусловливающая злопамятность и скрытую агрессивность. Они предпочитают ориентироваться на мнение референтной или значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих. Кроме того, для них характерны проявления агрессивного и аутоагрессивного поведения, направленного на других и на себя, возникающие в ситуациях эмоционального отвержения со стороны значимых лиц, отсутствие близких родственников, рассогласования привычных образцов поведения, противоречащих текущему психоэмоциональному состоянию неожиданных поручений, при предъявлении необоснованных претензий, притеснении со стороны окружающих, при собственных неудачах. Для некоторых же подростков агрессивность, бравада, неповиновение выступают средством поднятия своего личного положения в ближайшем социальном окружении, демонстрацией уверенности [3].

Лишение подростка свободы и социальная изоляция в значительной степени трансформируют его поведение, происходит изменение привычного уклада жизни, отрыв от родных и близких людей; он попадает в атмосферу частых межличностных конфликтов, недоброжелательности окружающих, грубости обращения, в скудные бытовые условия, криминальную субкультуру, что приводит к проявлению дефектов личности. Ситуация сенсорной и эмоциональной депривации, ограниченные возможности удовлетворения базовых потребностей, регламентация режима, однообразие обстановки формируют устойчивые негативные черты личности. В этой связи курс на гуманизацию пенитенциарной системы рассматривает вопросы оказания социально-психологической помощи несовершеннолетним осужденным, что позволит более полно реализовывать основную цель пребывания несовершеннолетних в исправительных учреждениях (ИУ) – не только отбывание наказания за совершенное преступление, но и ресоциализация личности путем преодоления негативных асоциальных установок и создание позитивных.

Воспитательная колония (ВК) – это ИУ для несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные особенности. Цель ВК –- исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, возвращение в общество законопослушных гражданин, способных адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Задачи ВК – организация деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в ВК; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; превенция и предотвращение рецидивной преступности воспитанников. Для реализации целей и задач необходимо создать в ВК оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную реализацию. Деятельность воспитательных колоний регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ и предполагает обеспечение исправительного и корректирующего воздействия на личность подростков со сформированными устойчивыми негативными деформациями, провоцирующими противоправный характер и высокую общественную опасность поведения. ВК для несовершеннолетних правонарушителей создана государством специально для осуществления исправительного, корректирующего воздействия на личность подростков, отличающихся стойкими негативными деформациями, во многом определяющими противоправный характер и повышенную общественную опасность их поведения.

Исправление осужденных совершается посредством таких мер психолого-педагогического воздействия, как учебно-воспитательного, культурно-массового, профессионально-технического обучения, труда, соблюдения требований режима на основе принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; целесообразного использования принудительных мер, способов исправления и стимулирования правопослушного поведения; объединение карающих и воспитывающих воздействий. Восстановление нарушенной справедливости, предотвращение новых преступлений, исправление выступают в качестве социальных целей наказания и лишения свободы и достигаются путем преодоления антиобщественных взглядов, восстановления деформированной социально-нравственной структуры личности осужденного через формирование устойчивой привычки к труду и обучению, воспитание прочных убеждений в необходимости следования букве закона и выполнения обязанностей гражданина, умение критически анализировать и оценивать собственное поведение, выработку практических навыков правильной организации взаимоотношений с окружающими и самоконтроля поведения.

В настоящее время в РФ действует 46 ВК, в том числе 43 для лиц мужского пола и 3 – женского, максимально рассчитанных на 15 440 и 1323 места соответственно [6]. На 1.01.2012 г. в них отбывали наказание 2792 осужденных, в том числе 196 девушек. Впервые отбывали наказание в виде лишения свободы 2681 человек; ранее привлекались к уголовной ответственности 55,1 % от ныне отбывающих наказание в МЛС. Распределение по видам преступления следующее (%): 19,6 – кража, 19,8 – грабеж, 11,6 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 14,1 – разбой, 34,9 – прочие.

В соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 года, ФСИН России была подготовлена модель воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, согласно которой Воспитательный центр (ВЦ) – это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Целями ВЦ являются: исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия [2].

Переход от ВК к ВЦ предполагается осуществить к 2016 году, при этом численность ВЦ составит 35 учреждений, которые будут существенно отличаться от ныне действующих как своей архитектурой и планировкой, так и организацией и содержанием психолого-педагогического процесса. Принципиальными отличиями станут: отсутствие признаков тюремной атрибутики строительных объектов и одежды осужденных; использование современных сверхточных технологий для охраны осужденных и сотрудников; увеличение норм жилой площади с 3,5 до 6,0 кв. м и размещение в жилых помещениях по 4 несовершеннолетних осужденных с учетом возраста и криминальной зараженности; условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие и предполагают дополнительные преимущества в условиях содержания и отбывания наказания от наличия телевизора в комнате до увеличения количества свиданий; увеличение штатной численности сотрудников, способствующих адаптации, ресоциализации и исправлению несовершеннолетних осужденных – психологов и социальных педагогов.

Ресоциализация – это многоаспектный процесс освоения несовершеннолетним осужденным социально одобряемых норм поведения в системе семейных, межличностных, социально-ролевых и производственных отношений, а также в системе самоотношения; сложное многофункциональное явление, результатом которого является приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации не одномоментен, а растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Так, например, актуальным является определение этапов в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов [1]:

1. Период начальной ресоциализации предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость; реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый.

2. Период частичной (неустойчивой) ресоциализации допускает возможность рецидивов асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения; на данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации.

3. Период полной ресоциализации характеризуется практически завершением процесса, когда у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде; на данном этапе реализуются латентные функции ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих им навыков социального поведения, формирование нового социального статуса – бывшего правонарушителя, а также способности саморегуляции поведения с социально одобряемых позиций. Для осуществления процесса ресоциализации несовершеннолетних в ИУ эффективным является применение программ сопровождения, созданных с использованием адаптационных технологий, на всех этапах отбывания наказания.

Приоритетными задачами ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются:

  • адаптация к условиям отбывания наказания,
  • формирование среды осужденных на основе нравственных отношений,
  • привлечение осужденных к работе в самодеятельных организациях,
  • формирование правильного отношения к обучению и труду,
  • восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей осужденных с родственниками, учебными и трудовыми коллективами,
  • формирование интереса к законопослушной жизни после освобождения.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей включает в себя реорганизацию деятельности социальных институтов, которая предполагает:

  • существенное сужение сферы деятельности специальных органов ранней профилактики – инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, правоохранительных органов,
  • разработку и внедрение в широкую практику институтов образования и здравоохранения коррекционно-реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей,
  • специализированную работу с семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя.
  • Несовершеннолетние попадают в ВК в период активной социализации, что существенно затрудняет социальное созревание личности, в связи с этим период отбывания наказания должен подготовить их к жизни после освобождения и выполнению принятых в обществе социальных ролей. Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование социального статуса бывшего правонарушителя и способности саморегуляции своего поведения с позиции общечеловеческих этических норм и ценностей. Особое внимание надо обратить на повышение образовательного уровня, освоение трудовых профессий, выработку навыков правопослушного поведения и общения с людьми, занятие общественно полезным трудом, поддержание здорового образа жизни. Это возможно, только опираясь на принцип сотрудничества и совместной однонаправленной деятельности самого подростка и сопровождающих его специалистов – учителей общеобразовательной школы ВК, мастеров профессионального училища, воспитателей и психологов.

    В основе ресоциализации несовершеннолетних осужденных лежат такие свойства личности, как способность к саморегуляции в системе значимых межличностных отношений, устойчивость к фрустрации, социальный интеллект, а также определенные психолого-педагогические условия – информированность о социально одобряемых формах поведения в различных социальных ситуациях, включение в совместную деятельность по моделированию социально желаемого поведения в системе межличностных отношений, формирование способности к саморегуляции в ситуации фрустрации, апробация социально одобряемого поведения в условиях группового психокоррекционного процесса, выработка стратегий совладающего поведения.

    Необходимым условием исправления несовершеннолетних осужденных является проведение комплекса воспитательных мероприятий, который включает в себя разнообразные средства и методы воздействия и направленные на социальную реабилитацию подростков. Это требует междисциплинарного подхода совместными усилиями учителей, мастеров профессионального обучения, воспитателей, психологов, социальных педагогов на основе знания возрастных особенностей подростков и позволяет создать необходимые условия для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития осужденных, формирования у них мотивации участия в общественно-полезной деятельности общества, патриотизма и гражданского сознания, обеспечивая смену мировоззрения осужденных, основываясь на гуманном отношении к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности, привлечении подростков к общественно-полезной деятельности в коллективе. Полезным будет также неформальное общение осужденных со сверстниками, посещающими ВК от различных общественных организаций – студентами и волонтерами.

    В процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания приоритетной является коррекция поведения с целью повышения самооценки, формирования навыков адекватного поведения в различных ситуациях для оказании адресной социальной и психологической помощи, особенно в начальный период отбывания наказания и непосредственно перед освобождением. Основными направлениями коррекционной работы должны быть:

    изучение и превенция негативных факторов и явлений, способствующих формированию и развитию аддиктивного, делинквентного и деструктивного поведения личности,

  • развитие уровня доверия между персоналом и осужденными,
  • оказание психологической помощи и поддержки,
  • привлечение к осуществлению ресоциализации государственных, общественных, религиозных учреждений и объединений.
  • Это требует научной обоснованности, практической разработки, внедрения современных адаптационных технологий, постоянного повышения квалификации всеми специалистами, привлечение специалистов-практиков и ученых. Условиями построения оптимальных адаптационных технологий ресоциализации несовершеннолетних осужденных являются прогнозирование процесса сопровождения лиц, отбывающих наказание, с учетом его цели, срока, характера преступления, содержания адаптационных мероприятий, конструирование самого процесса отбывания наказания на основе теории и практики, принципах его организации, использование нормативной базы оценки деятельности сотрудников и осужденных. Итогом данной работы будет личность несовершеннолетнего, прошедшего суровую школу ИУ и изменившего свои взгляды на жизнь, научившегося нести ответственность за свою жизнь и поступки, ставшего полноценным членом правового общества.

    Несовершеннолетние, попадая в исправительное учреждение для исполнения наказания, подвергаются психической и социальной адаптации: изменению динамического стереотипа личности в контексте требований при взаимодействии личности с новой окружающей средой и усвоению ее норм и ценностей в процессе социализации.

    Адаптация характеризуется как процесс, способствующий интеграции личности в систему существующей социальной взаимосвязи и целостных общественных отношений. Процесс адаптирования в условиях ИУ усложнен рядом факторов [4]: повышенная регламентация поведения осужденных, определяющаяся устойчивой системой традиций и ритуалов; четкое иерархическое местоположение каждого члена сообщества; трансформированная в общественно-порицаемую система личностных симпатий и стереотипов поведения. Адаптация в пенитенциарной системе рассматривается на всех этапах отбывания наказания: при поступлении в ИУ – усвоение норм и правил, на основном этапе – к длительному пребыванию в изменившейся социальной ситуации, на этапе, предшествующем освобождению, – к новым условиям жизни на свободе. Технология представляется через комплексные знания о средствах/способах осуществления социальных процессов и самих процессах изменения личности, систематизируя ресоциализирующую деятельность, позволяя выполнять ее относительно разных лиц, в разное время, внося необходимые коррективы, но являясь канвой, алгоритмом, логичным и рациональным механизмом реализации аналогичных задач, не «изобретая велосипед» каждый раз заново.

    Таким образом, под адаптационными технологиями понимается алгоритмическая организация процессов включения личности в группу и в новые условия социальной среды, деятельности, отношений (Наймушин А.И. и др, 2000) [5]. Это активный целенаправленный организационный процесс согласования целей и желаний субъекта с его возможностями, реальностью социальной среды и тенденциями ее развития, который содержит предмет, время, показатели, условия адаптации и критерии ее эффективности, особенности взаимодействия участников процесса, специфику и уровень управления адаптационными технологиями на основе определения целей совместной деятельности участников процесса и его организации, разработки программы совместных действий, определения ее результативности и внесения необходимых корректив, подведения итогов осуществляемой деятельности.

    Адаптационные технологии обеспечивают воспроизводство процессов включения личности осужденного в группы, коллективы и новые условия социальной среды, деятельности, отношений, в которые он попадает в условиях исправительно-воспитательного учреждения. Они характеризуются согласованием потребностей субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития.

    В процессе разработки адаптационных технологий специалистами, на которых возложена эта обязанность – чаще это бывают именно психологи, – необходимо изначально проанализировать специфику и проблемы конкретного исправительного учреждения, возможно проведение мониторинга или пилотажного исследования, анализ статистики или данных психологических обследований за последние годы, чтобы выявить наиболее важные направления в планируемой деятельности; определить особенности контингента осужденных, в отношении которых разрабатывается конкретная программа; познакомиться с имеющимся опытом аналогичных учреждений, методическими рекомендациями профильных специалистов, осуществить теоретический обзор по проблеме с целью выявления наиболее эффективных моделей и способов воздействия на осужденных, взятых за основу при составлении своей программы. Каждая программа должна грамотно сочетать теоретические и практические подходы, не допуская перекоса; иметь четкое и конкретное обоснование актуальности, поставленные цели и задачи, реализация которых позволит достичь успеха в исправительной деятельности.

    Важно оценить возможные влияния имеющихся в обществе и у спецконтингента социальных норм, ценностей, установок на эффективность применения конкретных адаптационных технологий. Кроме того, психологу необходимо из огромного многообразия психологического инструментария выбрать именно те методы, средства, приемы, способы получения, обработки, анализа, интерпретации получаемой информации, которые позволят трансформировать ее в конкретные объективные, статистически достоверные выводы и рекомендации, используемые как на протяжении оказываемых воздействий, так и для осуществления последующего постпенитенциарного сопровождения. Все эти необходимые аспекты должны быть соблюдены в процессе организации практической деятельности по разработке программ сопровождения и адаптационных технологий.

    Разрабатываемые и внедряемые психологами и другими специалистами учреждений пенитенциарной системы адаптационные технологии являются хорошей возможностью оказания активного воздействия на все сферы личности осужденных и призваны способствовать изменению криминальных установок на социально одобряемые. Актуальность и эффективность их применения обусловлена необходимостью внесения корректив в процесс перевоспитания несовершеннолетних, отбывающих наказания в учреждениях пенитенциарной системы. Вместе с тем использование новейших методов коррекции и сопровождения не может стать еще одним способом подавления и манипуляции, что должно обеспечиваться высокой нравственностью как самих инноваций, так и специалистов, их использующих. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей – важная задача государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям. Данный процесс направлен на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений и носит частичный характер и затрагивает по тем или иным причинам лишь отдельные социальные группы, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения.

    psyjournals.ru

    Это интересно:

    • Правило похорон мусульмане Похороны у мусульман Обряды, правила, ритуалы при проведении похорон у мусульман По традиции ислама похороны у мусульман включают множество правил, обычаев и ритуалов. Рассмотрим их далее. Омовение (Тахарат) и обмывание (Гусуль) покойников Над покойниками проводят обряды […]
    • Формы собственности предприятия 2018 Форма собственности предприятия Любая организация бизнеса предполагает выбор организационно-правовой формы собственности предприятия. Рассмотрим основные виды организационно-правовых форм собственности предпринимательской деятельности. Начнём с того, что одни формы […]
    • Работа в районе проживания Вакансии в Едином «Центре Услуг» 007 Работа во всех районах Санкт-Петербурга и близлежащих пригородах. Единый Центр Услуг 007 предлагает следующие вакансии: МАСТЕР ПО ПОКРАСКЕ ДЕРЕВЯННЫХ ОКОН, УТЕПЛЕНИЮ, РЕСТАВРАЦИИ ОКОН Требования: опыт работы от 1 года. График работы: […]
    • Увеличение пенсии в белоруссии в 2018 году Будет ли повышение пенсии в Беларуси в 2018 году Каждый из нас в определенное время достигнет того часа, когда выйдет на пенсию. Нет такого человека, который бы не задумывался о своем будущем финансовом обеспечении. Вопрос пенсионных выплат сейчас особо важен для каждого […]
    • Приказ о внутреннем аудите в бухгалтерии Нюансы проведения внутреннего аудита на предприятии, его организация и оформление результатов Потребность во внутренних проверках уже стала обыденностью для средних и крупных организаций. Малые компании не всегда проводят аудит из-за меньшего объема рабочих процессов, но и […]
    • Как снять проценты по кредиту в суде В каких случаях банк может убрать проценты по кредиту? Вам необходимо обратиться в банк с заявлением о реструктуризации долга.К заявлению прилагайте документы, который подтвердят,что Ваше материальное положение ухудшилось. Реструктуризация долгов предусматривает полное […]
    • Кого коснётся налог с продаж Налог на добавленную стоимость в России. Досье 14 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о планах по повышению ставки налога на добавленную стоимость до 20% ТАСС-ДОСЬЕ. 14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о планах по повышению […]
    • Дзержинский спортивная нотариус Нотариус Паршуковская Марина Анатольевна 143900, Московская область, город Балашиха, проспект Ленина, дом 31 лицензия от 27 января 2003 года №389 Пн. с 10:00 до 18:00 Вт. с 10:00 до 18:00 Ср. с 10:00 до 18:00 Чт. с 10:00 до 18:00 Пт. с 10:00 до 16:00 Каждая 2-я и 4-я Сб. […]