Ст14 закона 402-фз

| | 0 Comment

Обзор нового закона о бухучете № 402-ФЗ

Мы продолжаем обзор новшеств, которые принес новый закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. В этот раз вы узнаете об особенностях бухотчетности при ликвидации, обязательном экземпляре отчетности, а также об упрощении и регулировании бухучета.

Особенности бухотчетности при ликвидации

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязан­ностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Принятие решения о ликвидации влечет пересмотр учетной политики, поскольку из­меняется одно из ее базовых допущений – о непрерывности деятельности организа­ции (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина Рос­сии от 6 октября 2008 г. № 106н). Напри­мер, компания больше не обособляет дол­госрочные задолженности. Теряет смысл и дисконтирование.

В ходе ликвидации юридического лица составляются:

  • промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ);
  • последняя бухгалтерская (финансовая) от­четность (п. 4 ст. 17 Закона 402-ФЗ).
  • Формы промежуточного ликвидацион­ного баланса и ликвидационного баланса, а также состав приложений к ним установ­лены лишь для банков (п. 1.2 и 1.5 Положе­ния о порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируе­мой кредитной организации и их согласова­ния территориальным учреждением Банка России, утв. Банком России 16 января 2007 г. № 301-П). Для этих целей банки применяют форму оборотной ведомости по счетам бух­галтерского учета. Иные организации мо­гут использовать эти же подходы исходя из аналогии (п. 7 ПБУ 1/2008).

    Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, включая налоговый орган (Методические указания для налоговых органов по вопро­сам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в свя­зи с ликвидацией, утв. приказом ФНС Росси и от 25 апреля 2006 г. № САЭ-3-09/257).

    После удовлетворения требований кре­диторов у юридического лица может остаться имущество. Оно передается его учредителям (участникам), имеющим вещ­ные права на это имущество или обязатель­ственные права в отношении этого юриди­ческого лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Иными словами, после составления ликвидационного баланса начинаются рас­четы с собственниками компании. Поэто­му последний отчетный период – это пери­од с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица.

    Ликвидационные балансы представляют­ся в регистрирующий орган (разд. Х Мето­дических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государ­ственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16; подп. «б» п. 1 ст. 21 Феде­рального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпри­нимателей»).

    А вот если имущества компании недоста­точно для погашения ее обязательств, лик­видационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом (письмо Минэко­номразвития России от 7 мая 2010 г. № Д06-1416 ).

    Между тем состав последней бухгалтер­ской (финансовой) отчетности при ликви­дации юридического лица, порядок ее со­ставления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты бухгалтерского учета. А до тех пор, пока эти вопросы централизованно не решены, последняя отчетность не состав­ляется.

    Обязательный экземпляр отчетности

    Закон 402-ФЗ устанавливает единственного адресата для бухгалтерской отчетности, и притом только годовой. Это орган госу­дарственной статистики по месту государ­ственной регистрации компании.

    Последний срок для выполнения этой обязанности – 1 апреля года, следующего за отчетным (если компания не реорганизует­ся и не ликвидируется). Он исчисляется по правилам гражданского законодательства.

    На упрощение способов ведения бухгалтерского учета могут рассчитывать не только малые предприятия, но и отдельные формы некоммерческих организаций.

    Иные адресаты устанавливаются други­ми федеральными законами.

    В частности, годовая бухгалтерская от­четность хозяйственного общества пред­ставляется ее собственникам для утвержде­ния на общем собрании.

    Налоговый кодекс – тоже федеральный закон. В соответствии с подпунктом 5 пун­кта 1 статьи 23 Налогового кодекса годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо представлять в налоговый ор­ган по месту нахождения организаций. Хотя срок для выполнения этой обязанно­сти определяется по правилам налогового законодательства, он тоже приходится на 1 апреля.

    Внутренний контроль

    До введения Закона 402-ФЗ порядок кон­троля за хозяйственными операциями был элементом учетной политики (п. 4 ПБУ 1/ 2008).

    С 1 января 2013 года организация и осу­ществление внутреннего контроля стано­вится обязательным. С этой целью компа­ниям предстоит подготовить соответствую­щие правила. Минфин России планирует подготовить рекомендации по их составле­нию в 2014 году. А пока за основу для раз­работки можно взять Положение об органи­зации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16 декабря 2003 г. № 242-П). Из Положения можно уяснить следующее.

    Внутренний контроль – это деятель­ность, осуществляемая организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) в целях обеспечения:

  • эффективности и результативности фи­нансово-хозяйственной деятельности при совершении хозяйственных опера­ций и других сделок, эффективности уп­равления активами и пассивами, вклю­чая обеспечение сохранности активов, управления рисками;
  • достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
  • информационной безопасности;
  • соблюдения нормативных правовых ак­тов, стандартов саморегулируемых орга­низаций, учредительных и внутренних документов организации;
  • исключения вовлечения организации и участия ее работников в осуществле­нии противоправной деятельности;
  • своевременного представления в соот­ветствии с законодательством РФ сведе­ний в органы государственной власти.
  • Функции контролеров могут исполнять ревизоры, которые предусмотрены феде­ральными законами о хозяйственных обще­ствах (ст. 47 Федерального закона от 8 фев­раля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с огра­ниченной ответственностью», ст. 85 Фе­дерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

    Профессиональные участника рынка ценных бумаг разрабатывают инструкцию о внутреннем контроле в соответствии с приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12-32/пз-н.

    Вспомните, о чем говорилось в прошлых выпусках этой темы: Новый закон о бухучете: обзор изменений

    Регулирование бухучета

    На упрощение способов ведения бухгалтер­ского учета могут рассчитывать не только малые предприятия, но и отдельные формы некоммерческих организаций. Например, это социально ориентированные неком­мерческие организации (п. 2.1 ст. 2 Феде­рального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    • упрощение форм бухгалтерской (финан­совой) отчетности;
    • сокращение перечня форм бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, подлежа­щих представлению в государственные органы; – кассовый метод признания доходов и рас­ходов;
    • ведение учета без применения двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
    • До тех пор пока методология упрощен­ного учета не регламентирована в норма­тивных документах, компании вправе раз­рабатывать соответствующую учетную политику самостоятельно (ст. 8 Закона 402-ФЗ). Так, система бухгалтерского у чета без использования способа двойной записи описана в Методических рекомендациях по ведению бухгалтерского учета в кре­стьянских (фермерских) хозяйствах (утв. приказом Минсельхоза Рос сии от 20 января 2005 г. № 6).

      Существует еще одна возможность для упрощений, которую небольшие компании используют далеко не в полной мере. Это соблюдение требования рациональности учетной политики. Его нужно применять во взаимосвязи с критериями существенно­сти (п. 6 и 17 ПБУ 1/2008).

      Государственный контроль (надзор) в сфе­ре бухгалтерского учета в настоящее время осуществляет Федеральная служба по фи­нансовым рынкам (ФСФР), но лишь в отно­шении компаний, работающих в сфере фи­нансовых рынков. В частности, к ним отно­сятся профессиональные участники рынка ценных бумаг.

      Обратите внимание на перечень вопро­сов, подлежащих регулированию на уровне федеральных стандартов. Именно по таким вопросам, притом касающимся ведения учета и составления отчетности, временно применяются подзаконные нормативные акты, принятые в период действия Закона 129-ФЗ (ПБУ и методические указания Минфина России). Это следует из пункта 1 статьи 30 Закона 402-ФЗ. А вот состав годо­вой бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти определяет только закон (п. 1 ст. 14 За­кона 402-ФЗ).

      Прототипом отраслевых стандартов яв­ляются нормативные документы, регули­рующие учет в страховых организациях.

      Новый для компаний документ – это стан­дарты бухгалтерского учета экономического субъекта. Сокращенно их стали именовать внутрифирменными стандартами.

      Внутрифирменные стандарты иметь не обязательно.

      Если приказ (или иной документ) того или иного ведомства признан Минюстом не нуждающимся в государственной регистрации, то вне стен этого ведомства он носит рекомендательный характер.

      В настоящее время вопросы организаци­онного характера включают в учетную по­литику. Хотя это не вполне корректно. Учет­ная политика все же предназначена для за­крепления решений, от которых зависит качество информации об объектах бухгал­терского учета (подп. 2 п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ). Причем изменения учетной политики оказывают влияние на показатели бухгал­терской отчетности (разд. III ПБУ 1/2008). А, скажем, кто именно ведет бухгалтерский учет – лично директор, штатный бухгалтер или стороннее лицо по договору граждан­ско-правового характера – для отчетности непринципиально. Для отражения подоб­ных решений более уместны внутрифир­менные стандарты. В них можно включить также должностные инструкции бухгалте­ров, положение о коммерческой тайне, пра­вила внутреннего контроля.

      Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатывают и принимают субъек­ты негосударственного регулирования бух­галтерского учета (п. 5 ст. 24 Закона 402-ФЗ). Это некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтер­ского учета (п. 2 ст. 22 Закона 402-ФЗ). Эти цели должны быть определены у них в учре­дительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

      Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по вы­работке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфе­ре бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство фи­нансов Российской Федерации (Минфин России).

      Одна из функций Центрального банка Рос­сийской Федерации – определение порядка ведения кассовых операций. В частности, эта функция реализована в Положении о по­рядке ведения кассовых операций с банкно­тами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Положение устанавливает требования к оформлению первичных документов и документообороту на этом участке бухгалтерского учета. Тре­бования Банка России подлежат обязатель­ному соблюдению (п. 1 ст. 30 Закона 402-ФЗ). Причем некоторые из нарушений кассовой дисциплины грозят административными штрафами (ст. 15.1 КоАП РФ).

      Деятельность Минфина России в обла­сти регулирования бухгалтерского учета, а также функции субъектов негосудар­ственного регулирования бухгалтерского учета охарактеризованы в статьях 23–28 Закона 402-ФЗ. Особенность дальнейшего развития бухгалтерского учета в том, что разработка федеральных стандартов долж­на сопровождаться их публичным обсуж­дением, в том числе в профессиональном бухгалтерском сообществе.

      Отметим, что саморегулируемые орга­низации осуществляют деятельность в со­ответствии с Законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых органи­зациях».

      Саморегулируемые организации бухгал­теров пока не созданы, но активно обсуж­даются.

      Законодатель весьма подробно регламен­тировал процедуру принятия федеральных стандартов. Но все же практического значе­ния эти нормы не имеют. Ими должны ру­ководствоваться разработчики официаль­ных документов в области регулирования бухгалтерского учета. Поэтому от коммен­тариев к указанным статьям воздержимся.

      Добавим, что Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета утверждено приказом Минфина России от 14 но­ября 2012 г. № 145н.

      В следующий раз вы узнаете о специфике хранения документации, особенностях применения нового закона о бухучете. Мы разберемся, стала ли отчетность за 2012 год «переходной»?

      Е.Ю. Диркова, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

      Практическая энциклопедия бухгалтера

      Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

      www.buhgalteria.ru

      Новый закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

      Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), который вступает в силу 01.01.2013.

      Сравним основные положения двух Федеральных законов действующего до 31.12.2012г. Закона № 129-ФЗ и нового Закона № 402-ФЗ вступающего в силу с 01.01.2013г. и проанализируем основные принципиальные изменения.

      До 01.12.12г. (Закон № 129-ФЗ)

      После 01.01.2013г. (Закон № 402-ФЗ)

      Понятие бухгалтерского учета

      Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

      бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Комментарии:

      В новом Законе № 402-ФЗ сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета – бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности. Она должна давать собственникам бизнеса и иным заинтересованным лицам представление о реальном финансовом и имущественном положении организации.

      Объекты бухгалтерского учета

      Объектами бухгалтерского учета являются:

      1) имущество организаций;

      3) хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе своей деятельности.

      Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

      1) факты хозяйственной жизни;

      4) источники финансирования его деятельности;

      7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

      С 2013 г. перечень объектов значительно расширен, хотя это не значит, что появились принципиально новые объекты, которые ранее не отражались в бухгалтерском учете. Просто положения нового Закона в этой части приведены в соответствие с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

      Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона

      1) все организации, находящиеся на территории РФ;

      2) филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

      1) коммерческие и некоммерческие организации;

      2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

      3) Центральный банк Российской Федерации;

      4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой);

      5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

      Новым Законом вместо привычного понятия «организация» введено более широкое понятие «экономический субъект» (п. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).

      Перечень лиц освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета

      Организации, перешедшие на УСНО (за исключением учета основных средств и нематериальных активов.)

      Организации, получившие статус участников проекта «Сколково», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).

      1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ;

      2) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

      Таким образом, с 01.01.2013г. из списка лиц освобожденных от обязанности вести бухгалтерский учет исключены «Упрощенцы» и Участники проекта «Сколково».

      Для субъектов малого предпринимательства федеральными стандартами будут установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Сейчас они существуют в виде Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

      Организация бухгалтерского учета

      П.2 ст.6

      Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

      а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

      б) ввести в штат должность бухгалтера;

      в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

      г) вести бухгалтерский учет лично.

      Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

      Новый Закон запрещает руководителям организаций, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вести бухгалтерский учет лично. Ранее руководитель организации мог самостоятельно принять такое решение. Таким образом, тем, кто не подпадает под действие указанного Закона, потребуется ввести в штатное расписание должность главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

      Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства определены п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

      Требования к Главному бухгалтеру организации

      Требования отсутствуют.

      — главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

      1) иметь высшее профессиональное образование;

      2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

      3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

      Перечисленные требования обязаны предъявлять к главным бухгалтерам, претендующим на эту должность в следующих организациях: АО (за исключением кредитных организаций), страховые организации и НПФ, инвестиционные фонды, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, в органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов.

      Указанные требования касаются и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги по договорам гражданско-правового характера. А в случае оказания бухгалтерских услуг аутсорсинговой компанией в ее штате должен быть как минимум один работник, соответствующий данным требованиям.

      В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ вышеуказанные требования не распространяются на главных бухгалтеров, принятых в штат до 2013 г.

      Формы первичных документов

      П.2 Ст.9

      Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

      а) наименование документа;

      б) дату составления документа;

      в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

      г) содержание хозяйственной операции;

      д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

      е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

      ж) личные подписи указанных лиц;

      П.4 Ст.9

      Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

      Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

      1) наименование документа;

      2) дата составления документа;

      3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

      4) содержание факта хозяйственной жизни;

      5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

      6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

      7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

      Новым Законом N 402-ФЗ отменены унифицированные формы первичных документов. С 2013 г. формы первичных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта. При этом перечень обязательных реквизитов остался неизменным (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):

      Внесение исправлений в документы

      П. 5 Ст.9:

      Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

      В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

      Новым законом № 402-ФЗ не запрещается вносит исправления в кассовые и банковские документы, но Положение о порядке ведения кассовых операций никто не отменял, а п. 2.1 положения установлено, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

      В остальном правила внесения исправлений в первичные документы остались неизменны.

      Электронные документы

      П.7 Ст.9

      Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

      Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

      Новым законом № 402-ФЗ закреплена возможность составления первичных документов в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью, что дает возможность дальнейшему развитию электронного документооборота в нашей стране.

      Бухгалтерские регистры

      П.1 Ст. 10:

      Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

      П.4 Ст.10:

      Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

      1) наименование регистра;

      2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

      3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

      4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

      5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

      6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

      7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

      П.5 Ст. 10:

      Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

      П.6 Ст.10:

      Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

      Новым Законом № 402-ФЗ четко определены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета, в отличии, от действующего Закона 129-ФЗ. Формы регистров бухгалтерского учета по новым правилам должен утверждать руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). В настоящее время согласно п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином.

      В новом законе закреплена возможность составлять регистры в виде электронного документа подписанного ЭЦП.

      В действующем пока Законе N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10). Новый Закон такой нормы не содержит, но и обязанности представлять бухгалтерские регистры по запросам третьих лиц пока не устанавливает.

      Инвентаризация имущества и обязательств

      П.2 Ст.12

      Проведение инвентаризации обязательно:

      — при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

      — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

      — при смене материально ответственных лиц;

      — при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

      — в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

      — при реорганизации или ликвидации организации;

      — в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      П.3. Ст.11

      Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

      П.4 Ст. 11

      Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

      Комментарии:

      В новом Законе № 402-ФЗ не утвержден перечень случаев, при которых проведение инвентаризации обязательно. Также, в новом Законе утверждена дата отражения выявленных расхождений в бухгалтерском учете, она соответствует дате, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В Законе 129-ФЗ такая норма отсутствует.

      Состав бухгалтерской отчетности

      Ст. 13 п.2.

      Бухгалтерская отчетность организаций… состоит из:

      б) отчета о прибылях и убытках;

      в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

      г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

      Ст. 14 п.1

      Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из:

      — отчета о финансовых результатах,

      — и приложений к ним.

      Состав годовой бухгалтерской отчетности по новому закону не вошли аудиторское заключение и пояснительная записка. Обратите внимание на то что, «отчет о прибылях и убытках» переименован в «отчет о финансовых результатах».

      Состав промежуточной бухгалтерской отчетности, как и в старом Законе 129-ФЗ не утвержден. Но новому Закону402-ФЗ ст. 14. П. 2 состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами.

      Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности

      Ст. 15 п. 2

      Организации…. обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

      Ст. 18 п.2

      Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

      Законом 402-ФЗ вводится новый термин: «обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», который экономические субъекты подают в орган государственной статистики по месту регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Сроки представления промежуточной отчетности новым Законом не определены. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетный период для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности – с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, включительно.

      Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие принципиальные изменения.

      С 2013 г. отчетность будет считаться составленной с момента подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В отличие от Закона 129-ФЗ п. 5 ст. 13, подпись главного бухгалтера на отчетности не потребуется.

      На основании п. 11 Ст. 13 Закона 402-ФЗ запрещено устанавливать режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской финансовой отчетности.

      Законом 402-ФЗ п. 4 ст. 18 предусмотрена организация информационного ресурса правила пользования которым (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

      Новым законом 402-ФЗ не регламентированы способы предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. В законе 129-ФЗ способы представления бухгалтерской отчетности перечислены в п. 5 ст. 15.

      Новым законом 402-ФЗ не регламентируется порядок утверждения и опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании п. 9 ст. 13 нового закона этот порядок должен быть утвержден другими федеральными законами.

      В новом законе 402-ФЗ введены новые положения, посвященные порядку составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица ст. 16 и ст.17.

      Регулирование бухгалтерского учета

      Новым законом 402-ФЗ ведены принципиально новые положения посвященные регулированию бухгалтерского учета (Глава 3).

      Положения главы 3 закона 402-ФЗ не затрагивает непосредственно работу бухгалтера, данная глава определяет принципы, документы, а также выделят субъекты в области регулирования бухгалтерского учета.

      Согласно ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется согласно принципам: соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; единства требований к бухгалтерскому учету; использования Международных стандартов как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов.

      В ст. 3 Закона N 402-ФЗ дано определение международному стандарту как стандарту бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

      Теперь должны будут разрабатываться стандарты федеральные и отраслевые, регулирующие ведение бухгалтерского учета и обязательные к применению. По своей сути это ныне действующие ПБУ, претерпевшие значительные доработки, поправки и максимально приближенные к МСФО.

      Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, в частности, порядок классификации объектов бухгалтерского учета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

      Разработкой стандартов будут заниматься Минфин, ЦБ РФ и, что крайне важно, впервые – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета: саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Об этом упоминается в ст. ст. 22 24 Закона N 402-ФЗ.

      Большую значимость приобретают опубликование разработанных проектов федеральных стандартов в печатном издании и Интернете и их публичное обсуждение заинтересованными лицами. В результате данные проекты должны будут дорабатываться разработчиками и приниматься уполномоченным федеральным органом с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанный порядок изложен в ст. ст. 26, 27Закона N 402-ФЗ.

      www.profbuh.ru

      Это интересно:

      • Федеральный закон о пенсионных льготах ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ С 01.01.2002 трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. При установлении размера трудовой пенсии согласно названному […]
      • Правила спортивного центра Правила спортивного центра Настоящие Правила посещения Фитнес-центра СКК «Мрия» являются обязательными для соблюдения всеми посетителями СКК «Мрия» ООО «Гарант-СВ» при посещение Фитнес-центра СКК «Мрия». 1. На территории Фитнес-центра расположены: спортивный зал, […]
      • Справка для путевки приказ 834 PRO kurort Dr. Manshina о курортах и курортном лечении суббота, 5 декабря 2015 г. Унифицированные формы медицинской документации: Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 N 834н Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской […]
      • Новые кбк по земельному налогу на 2018 год КБК земельный налог 2018 КБК на уплату налога на землю зависит от типа муниципального образования, на территории которого располагается участок. Вся необходимая информация на 2018 год – в нашей статье. Скачать готовую памятку по 6-НДФЛ за II кв. от ФНС Срочно! Минтруд […]
      • Пуэ глава 71 правила устройства электроустановок Пуэ глава 71 правила устройства электроустановок Глава 1.1. Общая часть (редакция 2002 г.) 1.1.1-1.1.18. Область применения. Определения 1.1.19-1.1.39. Общие указания по устройству электроустановок Глава 1.2. Электроснабжение и электрические сети (редакция 2002 […]
      • Число выдачи пенсии в 2018 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ 24 апреля 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в мае 2018 года в соответствии с графиком, разработанным ОСП Севастопольский Почтамт ФГУП «Почта Крыма» по согласованию с Отделением ПФР […]
      • Образец заявление об отказе от соцпакета заявление об отказе от соцпакета в пенсионный фонд Где найти образец заявления на отказ от "соцпакета"?Для составления заявления на отказ от "соцпакета" необходим образец заявления. Где его можно найти в электроннм виде? В отделении ПФ. Заполнять 2 минуты, так что проще […]
      • Как получить накопительную пенсию в 2014 году Как получить накопительную пенсию? Пенсионные накопления формируются за счет обязательных страховых взносов вашего работодателя и ваших добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, а также из других источников (ст. 5 Закона от […]