Чем является участие в выборах гражданина рф

| | 0 Comment

  • Политология
  • Политология как наука
  • История политологии
  • Предмет, методы и функции политологии
  • Избирательное право — подотрасль конституционного права, регулирующая отношения, связанные с реализацией прав граждан РФ выбирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Принципы избирательного права

    Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

    Основные принципы избирательного права:

    • всеобщность;
    • равность;
    • прямота;
    • тайность.
    • Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

      Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

      Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

      Выборы в РФ тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

      Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов. Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.

      Принципы участия граждан в выборах

      Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Принцип всеобщего избирательного права

      Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

      Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

      Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

      Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)’ требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

      Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

      По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

      Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:

    • граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    • граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
    • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
    • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
    • подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
    • лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
    • гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
    • гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.
    • Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

      С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

      Принцип равного избирательного права

      Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

      Если на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Благодаря этому при выборах но многомандатным округам исключается возможность обладания избирателями различным числом голосов.

      Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей. За счет этого достигается соотносимая примерно равная значимость голосов всех избирателей на выборах, исключающая ситуации, при которых их «вес» будет заметно различаться.

      Принцип прямого избирательного права

      Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

      Принцип добровольного участия в выборах

      Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

      Принцип тайного голосования

      Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

      Принципы организации и проведения выборов

      Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

      Принцип обязательности выборов

      Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

      Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

      Принцип периодичности выборов

      Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

      В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

      Принцип альтернативности выборов

      Альтернативность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

      Вместе с тем законодательство допускает включение в избирательный бюллетень только одного кандидата. Это возможно при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в одномандатных избирательных округах. Дополнительной гарантией свободы выбора избирателей в указанных случаях служит то, что единственный кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. До недавнего времени помимо соперничества кандидатов и избирательных объединений альтернативность выборов обеспечивалась также предоставлением избирателю возможности проголосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако действующее законодательство отказалось от размещения в тексте избирательного бюллетеня строки «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

      Принцип независимости избирательных комиссий

      Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Независимость избирательных комиссий обеспечивается:

      • во-первых, особым порядком их формирования;
      • во-вторых, ограничениями, установленными для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
      • в-третьих, набором полномочий, наделяющих их исключительными правами по составлению списков избирателей, регистрации кандидатов (списков кандидатов), организации голосования и определению результатов выборов;
      • в-четвертых, обязательностью принятых избирательными комиссиями решений дня федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей;
      • в-пятых, невозможностью расформирования избирательных комиссий иначе чем на основании судебного решения, принятого в установленном законом порядке.

      Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

      Принцип гласности

      Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

      Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

      www.grandars.ru

      Участие в выборах — право, долг, обязанность каждого гражданина

      Выборы (англ. electivity) – форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Законодательство Российской Федерации (РФ) понятием выборы обозначает выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в государственные органы субъектов РФ, выборы в выборные органы местного самоуправления, а также действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и др. избирательные действия в соответствии с федеральными избирательными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.[1].

      Конституцией РФ предусмотрены права избирателя.[2] Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[3] четко закреплено основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Избиратель — тот, кто обладает активным избирательным правом, допускающим возможность принимать участие в выборах. Не имеют право избирать и быть избранными, по Конституции Российской Федерации, граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением.

      Конкретными обязанностями избирателя являются соблюдение всех процедур, установленных действующим избирательным законодательством по реализации его прав, а именно прийти на избирательный участок в день выборов, либо получить заранее открепительное удостоверение, чтобы можно было прийти на любой избирательный участок. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то для реализации права голоса он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Он может сделать это либо по телефону, либо попросить кого-то оповестить избирательную комиссию, где он обычно голосует, и сделать заявку для голосования. Если заявка сделана, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать. Принуждать избирателя к голосованию либо запрещать голосовать никто не имеет права. Продекларированные в статье 3 Конституции РФ [1] свободные выборы предполагают принцип избирательного права — добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

      Избиратели должны прийти на выборы и сделать свой выбор. Отказ от выбора — это тоже выбор. Но при этом политический выбор за них сделают другие, те, кто пришел и проголосовал. Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государства. Значение участия избирателей в выборах на всех уровнях власти огромно. Необходимость участия в выборах обусловлена тем, что от них во многом зависит наша жизнь, жизнь простых граждан, которая, как и во всех демократических государствах, основывается на правоотношениях, регулируемых законами.

      Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».[4]

      Сегодня в современном обществе каждый гражданин знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи — наблюдают за этим процессом со стороны. Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания. Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.

      В последнее время некоторые страны и Россия, в том числе, сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей части населения страны. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.

      Долг – категория этики, нравственной обязанности человека, выполняемый из побуждения совести.[5]

      В большинстве стран мира считается, что участие в выборах — добровольный выбор каждого гражданина. Однако существуют государства, которые придерживаются иной точки зрения. Выборы они расценивают как гражданскую обязанность, невыполнение которой может повлечь за собой наказание. Власть объясняет, какие аргументы стоят за разными выборными традициями.

      Обязательное голосование — концепция не новая. Первой страной, которая ввела соответствующее законодательство, стала Бельгия — в 1892 году. Ее примеру последовала Аргентина (1914) и Австралия (1924). Логика здесь вполне понятна: в течение веков люди боролись (и гибли) за право выбирать свое правительство, свою власть, и теперь это право (и обязанность) — есть основа их общества, то, на чем оно зиждется. Многие страны придерживались принципа обязательного голосования, но затем отменили его. Например, Венесуэла и Нидерланды. Сегодня обязательное голосование на выборах законодательно закреплено всего в 23 странах мира. Апологеты обязательного голосования уверены: чем больше людей участвуют в выборах, тем легитимнее власть. Кроме того, они считают, что голосование дисциплинирует граждан и усиливает в них чувство гражданской ответственности. С точки зрения экономии государственных средств обязательное голосование также оправдано: не нужно тратить деньги на агитирование населения к участию в выборах.

      Так что же такое выборы – право или обязанность?На наш взгляд, есть тонкая грань между добровольным и обязательным. С одной стороны, большинство граждан убеждены, что ходить на избирательный участок – это, прежде всего, право. Те граждане, которым не все равно, в каком обществе, в каком государстве они живут и будут жить, считают, что это обязательное право для каждого человека: для ума и сознания – это право, а для совести – обязанность.

      И все же возникает вопрос: «Почему люди не голосуют? Почему бывает так низка активность на выборах?». Ответов два.

      1.Граждане довольны положением вещей, а человек довольный не видит необходимости ходить на избирательный участок.

      2.Люди не идут голосовать потому, что: а) считают это бесполезным и б) таким образом хотят выразить свое отношение к власти. Если массовое бойкотирование выборов приводит к тому, что выборы считаются несостоявшимися, то бойкот есть выражение такой гражданской позиции.

      На наш взгляд можно выделить четыре основные причины, которые определяют низкую электоральную активность россиян: это неверие в честность выборов, неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области и города, мнение о том, что результаты выборов являются предсказуемыми, а также то, что россиян не интересует политика. Несмотря на настороженное отношение к результатам выборов, необходимость проведения волеизъявления у граждан не вызывает сомнений. 85% жителей нашего муниципального образования уверено, что президента нужно избирать на всеобщих выборах, 50% настаивает на прямых выборах губернатора и глав городов и районов области.[6].

      Считаем, самым важным условием привлечения граждан на выборы это обязательное выполнение депутатами (и политиками вообще) своих предвыборных обещаний, выдвижение понятных и конкретных программ, организация культурно-массовых мероприятий и концертов, транслирование телевизионных молодежных программ, где вместо рекламы показывать научно-познавательные ролики об избирательных правах граждан, о нормах Конституции. Ведь большинство граждан, особенно молодежь (как показал опрос) ни разу не читали российскую Конституцию, не знают, как называются органы государственной власти, и как они формируются. Это говорит о том, что правовое воспитание населения ведется на очень низком уровне и не только в масштабе отдельных муниципальных образований, но и в стране в целом.[6].

      В Конституции РФ 1993 года нормы о правах человека содержатся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст.17-64).[1] Сохраняя в качестве исходных принципов, провозглашенные в декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция точно раскрывает содержание многих прав и свобод.

      Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанности граждан, однако в ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей: платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), воинская обязанность (ст. 59) и др. На наш взгляд в нашей Конституции отсутствует одно очень важное положение об обязанности граждан участвовать в выборах. Считаем необходимым внести дополнение в Конституцию РФ следующего содержания: «Все граждане России, достигшие 18 летнего возраста, не лишенные избирательных прав, обязаны принимать участие в выборах всех уровней власти». Это дополнение позволит сократить возможности фальсификации результатов выборов. Все выборные органы власти будут избраны всенародным голосованием, а не отдельной частью граждан.

      Ссылки на источники

      1. Тихомирова Л.В, Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1997,
      2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/ 13/09/2015/..
      3. Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»//Российская газета от 15 июня 2002 г. N 106/ информационно-правовой портал «Гарант»/13/09/2015/.
      4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //информационно-правовой портал «Гарант»/ 13/09/2015/.
      5. Советский энциклопедический словарь/научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).-М.: «Советская энциклопедия», 1981.
      6. Попова Л.Е. Проблемы повышения избирательной активности граждан РФ.//Наука и образование в жизни современного общества: Международная заочная научно-практическая конференция. Тамбов, 2013.

      1. Тихомирова Л.В, Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 1997,

      2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // справочно-правовая система «КонсультантПлюс»/ 13/09/2015/..

      3. Федеральный закон от 12.06. 2002 № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Российская газета от 15 июня 2002 г. N 106/ информационно-правовой портал «Гарант»/13/09/2015/.

      4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) //информационно-правовой портал «Гарант»/ 13/09/2015/.

      5. Советский энциклопедический словарь/научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.).-М.: «Советская энциклопедия», 1981.

      6. Попова Л.Е. Проблемы повышения избирательной активности граждан РФ.//Наука и образование в жизни современного общества: Международная заочная научно-практическая конференция. Тамбов, 2013.

      e-koncept.ru

      Это интересно:

      • Только с моего разрешения лат Путешествия Они не получают удовольствия, как люди, но в спаривании животных есть свои странности. Какие — «Моя Планета» и «Популярная механика» рассказывают. Все животные обладают инстинктом размножения, но лишь немногие из них получают от секса удовольствие, как люди. […]
      • Виды экспертизы законопроектов Экспертизы законопроекта Правовая экспертиза законопроектов, проводимая до внесения законопроекта в представительный орган В настоящее время любой законопроект проходит экспертизу с целью проверки его качества. Правовую экспертизу правительственных законопроектов до […]
      • Штраф за непредоставление документов в банк Штраф за непредоставление документов Обновление: 7 апреля 2016 г. Если вы представите истребуемые налоговой инспекцией документы с нарушением установленного срока либо вообще не будете их представлять в налоговую инспекци ю п. 4 ст. 93 НК РФ , готовьтесь к следующим […]
      • Размер штрафа за курение в общественном месте 2014 Штраф за курение в общественных местах в 2018 году В 2008 году правительство России начало искать выход из проблемной ситуации, связанной с масштабным распространением курения по территории всей страны. И только с июня этого года в силу вступил закон, предполагающий штраф […]
      • Приложение 1 к приказу 67н от 01072009 Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н"О формах бухгалтерской отчетности организаций" См. комментарии к настоящему приказу В соответствии с положением по бухгалтерскому учету […]
      • Новизна патент Патент на полезную модель. Что такое патент на полезную модель? Полезная модель это предоставляемая государством юридическая форма защиты технических решений, не обладающих "изобретательским уровнем" - критерием оценки патентоспособности необходимым для выдачи патента […]
      • Адреса судов в спб 224-Й ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД 7-812-571-03-69 Адмиралтейский район 190098, Санкт-Петербург, Труда пл., д. 1 ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД СПБ 7-812-571-83-10 7-812-571-91-10 Адмиралтейский район 190000, Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 17 ТРЕТЕЙСКИЙ СУД ПРИ […]
      • Завещание вступление в права наследства Вступление в наследство: по закону по завещанию. Оформление наследства: документы и сроки. Вопрос наследства рано или поздно касается практически каждого гражданина в связи со смертью его родных и близких, после чего встает вопрос оформления наследства. Кто имеет право на […]