14 Экологические преступления

| | 0 Comment

Лекция 6. Правовой механизм охраны окружающей среды

6.4. Уголовная ответственность за экологические преступления

Задачей Уголовного кодекса РФ наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Определение преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов, по мнению О. Л. Дубовик.

Гл. 26 Уголовного кодекса РФ полностью посвящена экологическим преступлениям. В ней сформулированы 17 составов экологических преступлений.

Составы экологических преступлений, с точки зрения выполняемых ими функций, разделяют на три категории: специальные экологические составы, смежные и дополнительные.

Специальными экологическими составами являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (cт. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (cт. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (cт. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (cт. 249);загрязнение вод (cт. 250); загрязнение атмосферы (cт. 251); загрязнение морской среды (cт. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (cт. 253); порча земли (cт. 254); нарушение правил охраны и использования недр (cт. 255); незаконная добыча водных животных и растений (cт. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (cт. 257); незаконная охота (cт. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (cт. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (cт. 260); уничтожение или повреждение лесов (cт. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (cт. 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах УК РФ: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (cт. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (cт. 237); жестокое обращение с животными (cт. 245); экоцид (cт. 358).

Смежными составами экологических преступлений считают те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (cт. 140); регистрация незаконных сделок с землей (cт. 170); терроризм (cт. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (cт. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (cт. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (cт. 218); нарушение правил пожарной безопасности (cт. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (cт. 220) и др.

Не входящие в гл. 26 Уголовного кодекса РФ некоторые составы можно отнести к экологическим преступлениям (например, экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу – cт. 358 УК, халатность – cт. 293 УК и др.).

Уголовное законодательство предусматривает следующие виды наказаний за совершение преступлений: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; обязательные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок.

ekolog.org

Экологические преступления теперь входят в полномочия Международного уголовного суда

Экологические преступления теперь входят в полномочия Международного уголовного суда
Преступления, связанные с окружающей средой, могут быть приравнены к преступлениям против человечества, указывается в документе, опубликованном на сайте Суда. Международный уголовный суд (МУС) объявил о своём решении рассматривать преступления против окружающей среды, затрагивающие интересы тысяч людей, сообщает ИА «Дейта». К таким преступлениям могут относиться захват земель и незаконная добыча природных ресурсов.

МУС является международным трибуналом, функционирующим на постоянной основе. В компетенцию Суда входят дела, связанные с вооруженной агрессией, военными преступлениями, геноцидом, преступлениями против человечности и т.д. На сайте Суда опубликован документ, включающий новые критерии дел, попадающих под его компетенцию. Правозащитные организации встретили это решение с восторгом, сообщает испанское издание Público.

«Степень воздействия подобных преступлений, может быть оценена, среди прочего, через увеличение уязвимости жертв, страха, социального, экономического и экологического вреда, причинённого жителям пострадавших общин. В этом контексте, Суд уделит особенное внимание рассмотрению преступлений, имеющих разрушительный эффект для окружающей среды и связанных с незаконной эксплуатацией природных ресурсов, насильственным выселением людей со своих земель», указывается в заявлении МУСа.

Несмотря на то, что инициатива не предполагает формального расширения юрисдикции суда, она дает возможность, чтобы соответствующие преступления могли быть рассмотрены в ключе преступлений против человечества.

Международный уголовный суд, расположенный в Гааге, был основан в 2002 году после случаев геноцида в Югославии и Руанде. До настоящего момента Суд разбирал вполне конкретные случаи, произошедшие в условиях вооруженных конфликтов. Тем не менее, последствия преступлений против окружающей среды, отражающиеся на тысячах людей, привели к тому, что Суд решил включить соответствующие новые критерии в свою деятельность. Международная организация судит только физические лица, подозреваемые в серьёзных преступлениях. Основной контингент суда состоит из военных преступников и диктаторов. Суд не имеет право принимать решения в отношении частных компаний и государств.

Согласно данным неправительственной организации Global Witness, в 2015 году в среднем каждую неделю погибали по 3 человека, защищая свою землю от добывающих компаний. Большинство погибло в конфликтах, вызванных деятельностью горнодобывающих, агропромышленных, и лесопромышленных проектов, а также строительством гидроэлектростанций. В 90% случаев убийства остаются нераскрытыми.

deita.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Понятие, система и юридическая характеристика экологических преступлений

Экология происходит от греч, oikos (место обитания) и logos (учение) и означает совокупность знаний о взаимосвязях между микроорганизмами, растениями, животными и человеком, о среде обитания этих объектов природы.

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, необратимые вредные последствия для человека и окружающей сто природной среды именуют экоцидом — преступлением против мира и безопасности человечества (см. ст. 358 УК). Деяния, способные вызвать меньшие общественно опасные последствия, называют экологическими преступлениями — преступлениями против экологической безопасности общества (менее значительные деяния именуют правонарушениями).

Экологические преступления представляют собой предусмотренные статьями [246-262] гл. 26 УК общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности, посягающие на установленные в России природоохранительные отношения, экологическую безопасность общества и причиняющие либо способные причинить вред природной среде, человеку, другим правоохраняемым интересам.

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве экологической безопасности общества.

Верховный Суд РФ основные объекты экологических преступлений лаконично заключает в триединое благо: стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и право каждого человека на благоприятную окружающую среду (см. п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», ред. от 06.02.2007 (далее — постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14)).

В зависимости от объекта преступного посягательства система экологических преступлений включает:

— преступления, выражающиеся в нарушении правил общей экологической безопасности (см. ст. 246-248 УК);

— преступления в отношении базовых объектов природной среды: вод, атмосферы, почвы, недр, континентального шельфа (см. ст. 250-255 УК);

— преступления в отношении животного, растительного, иного органического мира:

а) связанные с уничтожением или повреждением указанных объектов природной среды (см. ст. 249, 257, 259- 262 УК);

б) связанные с добычей животных, растений (см. ст. 256, 258 УК).

Предметы преступных посягательств находят отражение в различных объектах природной среды. К ним в соответствии с экологическим законодательством относятся земля (почва), ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, другие естественные экосистемы.

Предмет того или иного конкретного преступления против экологии может включать в себя два самостоятельных элемента: а) основной — тот материальный мир, на который в первую очередь осуществляется посягательство; б) дополнительный/факультативный — тот материальный мир, на который посягательство осуществляется вслед за основным. Например, основным предметом преступного посягательства, предусмотренного ст. 250 УК, является вода (поверхностная, подземная или источников питьевого водоснабжения), а факультативным — животный или растительный мир, продукция лесного или сельского хозяйства, собственная биологическая структура иных объектов природной среды.

Объективная сторона составов преступлений выражается в нарушении предписаний законов, иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных богатств.

Нарушение может осуществляться деянием в форме как действия (например, при незаконных добыче (вылове) водных биологических ресурсов, охоте, рубке лесных насаждений), так и бездействия (например, при невыполнении правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативного правового предписания, или при непринятии мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным по службе лицом).

По законодательной конструкции составы преступлений являются, как правило, материальными. Преступления окончены (составами) в момент наступления соответствующих материальных общественно опасных последствий. Возможны формальная (см. ч. 1 ст. 247, ст. 253, ч. 2 ст. 256 УК) и формально-материальная (см. ч. 2 ст. 247, ч. 1,3 ст. 256, ст. 258 УК) законодательные конструкции составов.

Диспозиции практически всех норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, имеют ссылочно-бланкетный характер, поскольку для определения преступности деяний и надлежащей их квалификации отсылают правоприменителя к законам или иным нормативным правовым актам, посредством которых раскрывается суть противоправного поведения субъекта.

В случае причинения окружающей среде значительного несанкционированного вреда размер материального ущерба и объем возмещения экологического вреда определяются согласно п. 15, 16, 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14: а) по централизованно утвержденным методикам подсчета и установленным таксам; б) в соответствии с региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства; в) по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Из централизованных нормативов, по которым исчисляется и возмещается ущерб, можно выделить, например, приказ Минприроды России от 01.08.2011 № 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу

Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования»; постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства «.

На квалификацию деяния как преступления может повлиять способ (см. ст. 252, 254, п. «б» ч. 1, ч. 3 ст. 256, ст. 257, п. «б» ч. 1, ч. 2 ст. 258, ст. 260, 261 УК), место (см. ст. 250, 252, 253, ч. 2 ст. 254, п. «в», «г» ч. 1, ч. 2 ст. 256, ст. 257, п. «г» ч. 1 ст. 258, ст. 259, 262 УК), средство (см. ст. 246-248, 251, 252, 254, 255, п. «б» ч. 1 ст. 256, п. «б» ч. 1 ст. 258, ст. 261 УК) его совершения.

Субъект преступных посягательств — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Возможен специальный субъект — должностное или иное лицо, ответственное по службе в силу тех или иных конкретных нормативных правовых предписаний.

Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение экологического преступления, должны квалифицироваться по совокупности соответствующей статьи гл. 26 УК и ст. 285 (или ст. 201) УК в том случае, если статья об ответственности за экологическое преступление не предусматривает такого квалифицирующего признака, как использование служебного полномочия. Данный квалифицирующий признак входит в конструкции ст. 256, 258, 260 УК, поэтому квалификация содеянного должна осуществляться без ссылок на ст. 285 или 201 УК (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14).

Субъективная сторона составов преступлений может характеризоваться виной как в форме умысла (например, при незаконной добыче (незаконном вылове) водных биологических ресурсов, незаконной охоте), так и в форме неосторожности (например, при нарушении правил экологической безопасности ответственным по службе лицом, не предвидевшим возможность наступления материальных общественно опасных последствий в силу пренебрежительного отношения к соблюдению служебных инструкций; при уничтожении лесных насаждений в результате небрежного обращения с огнем).

Мотивы и цели для квалификации деяний как экологических преступлений значения не имеют, но, как правило, учитываются при назначении уголовных наказаний.

studme.org

Научная электронная библиотека

§ 2. Понятие экологического преступления

Термин «экологическое преступление», введенный в научную литературу В.Д. Пакутиным в 1980 г., является производным от понятия «экологическое правонарушение», впервые употребленного О.С. Колбасовым в 1972 г. на пленуме Верховного Суда СССР, обсуждавшего практику применения судами законодательства об охране природы, этот вопрос поднимался также в Постановлении Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» (1989 г.), однако в то время он так и не был решен.

Название главы 26 «Экологические преступления» УК РФ несомненно означает, что все предусмотренные в ней составы преступлений являются экологическими, то есть посягающими на окружающую среду. Вместе с тем, как и в УК РСФСР, законодатель не дает определения экологического преступления, предоставляя его разработку эколого-правовой науке.

Понятие экологического преступления необходимо для уяснения трех основных вопросов:

1) только ли входящие в данную группу преступления являются экологическими или они по тем или иным причинам могут также быть регламентированы в других главах Уголовного кодекса;

2) что общего имеется у экологических преступлений, какие юридические последствия влечет признание преступлений (групп преступлений) экологическими;

3) является ли достаточно полным и последовательным уголовно-правовое регулирование поведения по отношению к объектам окружающей среды?

Само понятие экологического преступления базируется на двух группах предпосылок. К первой относится опасность антропогенного воздействия, причиняющего такой ущерб окружающей среде, который может подорвать условия существования человека как вида, нарушить функционирование человеческого общества, привести к генетическим изменениям и т.п. Ответственность за экологические преступления оказывается инструментом самозащиты общества в целях выживания.

Вторая группа предпосылок – это установленные законом условия наступления и реализации уголовной ответственности. Экологические преступления есть только вид, группа преступлений, предусмотренных УК РФ. Поэтому описывающее их понятие отражает и учитывает специфику как социально и экологически вредного поведения, так и общие черты преступления, то есть уголовно наказуемого деяния, вырабатываемого с учетом ст. 14 УК РФ «Понятие преступления» и норм специального экологического законодательства.

Ранее действовавший Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды»[43] определял экологическое преступление как опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которое установлена уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РСФСР. Данное определение достаточно эффективно раскрывало сущность указанного преступления на основе теории уголовного права и специфики охраняемых общественных отношений.

В настоящий момент в связи с отсутствием законодательно установленной дефиниции экологического преступления возможны споры относительно вопросов толкования и применения соответствующих статей УК РФ. Правовая природа рассматриваемого понятия основана не только на законодательном определении понятия преступления, научных его толкованиях, но и на основе экономических, политических, социальных процессов, приоритетов.

В отечественной литературе уделялось достаточно пристальное внимание разработке понятия «экологическое преступление». В работах П.С. Дагеля, Э.Н. Жевлакова, Ю.И. Ляпунова, В.Д. Пакутина, В.В. Петрова и других авторов характеризовались различные подходы к нему, предлагались формулировки, описывались признаки. Многие разработанные положения были использованы при создании проектов Уголовного кодекса, другие отвергнуты, некоторые вошли в научный оборот, но напрямую не были использованы законодателем, хотя и будут сказываться на правоприменении.

Одни ученые рассматривают экологическое преступление как предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты[44].

Другие считают, что экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов[45].

В Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа – 6 сентября 1985 г.)[46] экологические преступления отнесены к особо опасным преступлениям, на которые должно распространяться предупреждение преступности как глобального явления.

Таким образом, на основе анализа приведенных концепций и всей теории уголовного права можно дать определение экологического преступления как общественно опасного, виновно совершенного деяния, состоящего в причинении вреда (или угрозе его причинения) охраняемым уголовным законом общественным отношениям, регулирующим порядок реализации экологических прав и обязанностей всех субъектов в интересах экологического порядка и экологической безопасности. Данное определение имеет теоретическую и практическую значимость в деле борьбы с различными экологическими преступлениями.

Анализ содержания понятия «экологическое преступление» основывается на характеристике таких его черт, как экологичность, противоправность и общественная опасность.

Экологичность (или отнесение к экологическим того или иного преступления) связана с социальными и естественно-природными закономерностями взаимодействия общества и человека с окружающей средой, отражает исторический уровень развития науки, технологий, масштабы потребления и производства; зависит от уровня научных представлений о механизмах и последствиях различного вида антропогенных воздействий, дает возможность выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний.

Идентифицирующими признаками экологического преступления являются: освоение объектов окружающей среды (ее компонентов, элементов, природных ресурсов) как операционного базиса деятельности, необходимого для поддержания жизни, или иной (например, культурной, духовной) социальной ценности; направленность на такое использование окружающей среды или воздействие на нее, которое прямо запрещено уголовным законом, непосредственное социально осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных параметров окружающей среды; нарушение конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений является сложнейшим правовым феноменом. Экологические преступления, за небольшим исключением, представляют собой сложные акты человеческой деятельности, урегулированной правом в разной степени. Как уже говорилось, сфера действия уголовно-правовых норм в УК РФ очень широка, но это объективный процесс отражения разнообразия охраняемых правом объектов, видов и областей человеческой деятельности. В разном объеме нормативный массив российского законодательства устанавливает порядок и правила охраны окружающей среды. Типичный пример: соотношение норм и уровень кодификации такого традиционного института, как охрана животного мира, и института обращения с отходами, опасными химическими и биологическими веществами. Второй пример: введение квалифицирующего признака – совершение преступления в зоне экологического бедствия. Таким образом, экологические преступления в большей степени, чем иные, завися тот усмотрения законодателя, от уровня развития правовой культуры и юридической техники.

Правовая оценка этих деяний изменчива, а их фиксируемая общественная опасность не всегда воспринимается обществом, властными структурами и юристами однозначно.

Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления, как отмечалось выше, являются бланкетными. Законодатель, очень широко использует при формулировании составов оборот «нарушение правил охраны окружающей среды» и аналогичные выражения. Это означает необходимость обращения к чрезвычайно обширному, сложному по структуре и используемой специальной терминологии экологического законодательства, которое в последние годы развивается интенсивно и по различным направлениям.

Общественная опасность экологических преступлений не сводится к сумме вредных единичных последствий, к сумме причиненного экологического и экономического вреда, а также вреда здоровью людей, хотя эта составная часть общественной опасности наиболее очевидна и ощутима. Она имеет интегрированные качественную и количественную характеристики.

Качественная характеристика общественной опасности определяется характером, экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется данное противоправное поведение, расхождением его с действительными интересами и возможностями общества и человека, а также всем содержанием экологически вредного поведения (при обращении к составу преступления, то есть юридической модели поведения, – всеми его признаками).

Таким образом, общественная опасность экологических преступлений состоит в умалении экологических интересов общества, в частности в нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду, в причинении вреда здоровью, имуществу, природе, в подрыве уважения к правовым природоохранительным и иным нормам, в снижении уровня безопасности населения, экологической дисциплины и т.п.

Количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем как в санкциях, так и в содержании ответственности за совершенное деяние. Критериями определения степени общественной опасности являются: размеры причиненного вреда (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, распространение эпидемий, эпизоотии, тяжкие последствия, существенный, значительный вред и т.д.), набор разнообразных квалифицирующих признаков и другие количественные параметры умаления социальной ценности объектов окружающей среды.

Показателями общественной опасности отдельных экологических преступлений новых для российского уголовного законодательства являются криминализация нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, то есть при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных и иных объектов (ст. 246 УК РФ), а также нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (радиоактивных, бактериологических и химических) (ст. 247 УК РФ) была вызвана распространением такого рода опасного поведения, ростом масштабов наносимого окружающей среде и здоровью людей вреда.

Наиболее полно сущность экологического преступления познается через его состав. Основные два признака, по которым составы экологических преступлений отличаются от иных составов, предусмотренных уголовным законодательством, – это объект и факт причинения вреда природной среде[47].

Однако в уголовно-правовой теории до сих пор нет общей позиции по вопросу установления единых критериев, позволяющих однозначно характеризовать объект преступных экологических посягательств. Терминология в этой области далеко не единообразна. Кроме понятия объекта ряд ученых использует понятие предмета экологического преступления, но одни из них применяют его по аналогии с предметом науки, а другие выделяют предмет как признак объективной стороны преступления, то есть понимают как материальный предмет.

Исходя из вышесказанного, понятия объекта и предмета экологического преступления нуждаются в уточнении в целях их разграничения и недопущения их смешивания.

Традиционно под объектом преступления в науке уголовного права понимается уголовно-правовая категория, используемая для обозначения общественных институтов, которым причиняется ущерб вследствие совершения преступления. Чаще всего в числе таких институтов называются общественные отношения, а также социальные ценности, интересы и блага: человек, его права и свободы, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, государственный строй и государственное управление, мир и безопасность человечества[48]. В законодательствах различных стран мира этот перечень может варьироваться, но перечисленные объекты являются основными и охраняются практически во всех странах.

Объект преступления находит отражение в Особенной части кодифицированных уголовно-правовых актов: преступления в них могут группироваться по разделам и главам по признаку родового объекта преступления[49]. Объект преступления рассматривается в числе элементов состава преступления.

В юридической литературе предлагаются самые различные подходы к выявлению специфики объекта экологических преступлений. Одни авторы считают объектом отношения собственности, материализованные в природных ресурсах[50]. Другие называют объектом экологических преступлений саму природу и ее материальные блага, а общественные отношения в сфере их охраны считают предметом данной группы преступлений[51].

По мнению Н.В. Свердюкова объектом экологического преступления является «сложившееся равновесие (баланс), способность окружающей среды к самовосстановлению, природоресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду»[52].

Можно также встретить утверждения, что объектом являются порядок использования природных богатств[53]; интересы народного хозяйства в различных сферах; социально-экологические отношения[54] и т.п.

На наш взгляд, следует согласиться с позицией авторов, которые считают, что объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения[55].

Глава «Экологические преступления» помещена законодателями в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Подобное решение обусловлено тем, что родовым объектом экологических преступлений является общественная безопасность в широком смысле слова. В состав общественной безопасности входит экологическая безопасность, предполагающая сохранение благоприятных для человека и иных живых существ природной среды, а равно рациональное (без причинения трудно восполнимого ущерба) использование природных ресурсов.

Непосредственные объекты экологических преступлений, как элементы видового объекта – экологической безопасности, подразделяются на две группы: экологическая безопасность отдельных видов объектов окружающей природной среды (объектов живой и неживой природы) и экологическая безопасность при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности, что в свою очередь определяет двухкомпонентную природу предмета экологического преступления, в качестве которого выступают окружающая природная среда (ее отдельные компоненты), а также экологически опасные антропогенные объекты. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию диких зверей, птиц и иных животных.

Предмет преступления обычно в уголовно-правовой литературе рассматривается совокупно с объектом преступления, однако эти понятия имеют разное содержание. Объект всегда идеализирован: это интересы, блага и иные значимые для общества ценности, охраняемые уголовным правом. Предмет преступления всегда материален, это конкретная вещь материального мира. Объекту преступления в ходе преступного посягательства всегда наносится ущерб. Предмет преступления далеко не всегда ухудшает свои свойства в результате преступного посягательства: он может оставаться неизменным, либо приобретать новые и улучшать старые качества[56].

Значение признаков предмета преступления заключается в его использовании для разграничения преступного и непреступного поведения, а также смежных составов преступлений[57].

Предмет экологического преступления – это предмет материального мира (элемент окружающей природной среды или антропогенный объект), экологически значимые свойства которого (экологическая полезность или экологическая вредность) предусмотрены нормативными правовыми актами.

Предмет экологического преступления характеризуется тремя признаками: материальным, экологическим, юридическим.

Материальный (физический) признак означает, что предметом экологического преступления могут быть элементы окружающей среды (объекты природы и антропогенные объекты), которые объективно существуют, имеют материализованное выражение.

Экологический признак означает, что объекты природы являются неотъемлемым элементом экологической системы и выполняют в этой системе экологически значимую функцию, в результате этого имеют экологическую ценность (полезность), а антропогенные объекты обладают экологической вредностью (опасностью).

Юридический признак означает, что объекты природной среды должны находиться под правовой охраной, а экологически опасные антропогенные объекты должны быть зафиксированы в качестве экологически вредных, что обеспечивается путем их государственного учета в виде закрепления в качестве таковых в нормативных актах федерального, регионального или местного уровня (списках, перечнях, книгах, кадастрах) и составления учетной документации (паспортизации).

Предметом экологических преступлений в широком смысле слова выступает природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся во взаимоотношении и во взаимосвязи между собой, они составляют единую экосистему. Особенностью предмета экологического преступления следует назвать то, что причинение вреда одной из частей экосистемы немедленно отражается на состоянии других.

В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются отдельные компоненты природной среды (вода, недра, земля, животный и растительный мир, атмосфера и т.д.).

Предмет преступления – это признак состава, который чаще всего используется для определения объекта экологического преступления. С установлением предмета обычно начинается процесс выяснения характера посягательства и способов его воздействия на определенный объект. Но, поскольку одни и те же элементы природной среды могут находиться в сфере различных общественных отношений, нужно выяснить социальную роль предмета посягательства.

Так, по-разному будет квалифицироваться незаконный вылов рыбы в реке и в прудовом хозяйстве, где рыба выращивается как товар. В первом случае деяние будет квалифицироваться по ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», во втором – по статье 158 УК РФ «Кража». Поэтому в экологических преступлениях предмет посягательства всегда необходимо рассматривать в связи с объектом.

Особое значение имеет решение этого вопроса для отграничения экологических преступлений от посягательств на собственность.

Для того, чтобы природный ресурс мог быть имуществом, товаром (соответственно и предметом преступления против собственности), он должен, «во-первых, овеществлять в себе известное количество конкретного общественно необходимого труда человека и, во-вторых, быть им извлеченным полностью или иным образом обособленным от окружающей природной среды»[58].

Экологическое право, относя к экологическим отношения, возникающие в связи с возобновлением, восстановлением и улучшением природного вещества, тем самым признает, что искусственно выращенные и выпущенные в природу рыбы, звери, птицы есть предметы этих отношений. Из этого следует, что они могут быть и предметом экологического преступления.

Соответственно, те элементы природной среды, к которым приложен человеческий труд и которые вносятся, внедряются в ней для выполнения природных функций, также выпадают из понятия «имущество», «товар», приобретают иное (экологическое) социальное значение, попадая в сферу экологических отношений.

Обобщая сказанное, предметом экологических преступлений следует считать различные элементы природной среды, не отторгнутые и не обособленные человеческим трудом от естественных природных условий, либо внесенных в нее для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Изложенное находит свое подтверждение и в судебной практике высших судебных органов. Так, в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ сказано: «Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение чужого имущества»[59].

Объективная сторона охватывает, как правило: совершение действий (бездействие), состоящих в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Ряд составов экологических преступлений относится к категории формальных. Для формальных составов закон считает преступление оконченным после (в момент) совершения общественно опасного деяния независимо от наступления определенных общественно опасных последствий (к таким относятся ч. 1 ст. 247, ч. 1 ст. 252, ст. 253, ч. 2 ст. 256 УК РФ). Многие составы содержат указания на последствия преступлений как обязательный признак и относятся к материальным (ст. 249, ч. 1 ст. 256, ст. 257, ст. 259 УК РФ).

Кроме того, в главе 26 УК РФ присутствуют комбинированные формально-материальные составы – ч. 3 ст. 256, ст. 258 УК РФ, – которые содержат разновидности преступлений с материальными и с формальными составами.

По субъективной стороне экологические преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной.

В большинстве составов умышленная вина представлена в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично.

Некоторые преступления характеризуются неосторожностью по отношению к последствиям. Согласно ч. 2 ст. 24 УК РФ деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В рассматриваемых составах неосторожная форма вины специально предусмотрена законодателем в нормах ст. 249, ст. 257, ч. 1 ст. 261 УК РФ.

Для привлечения лица к ответственности достаточно, чтобы оно предвидело возможность наступления реальных экологически опасных последствий и рассчитывало их предотвратить. Тем самым лицо сознает необоснованный риск своего поведения.

Мотивы и цели экологических преступлений могут быть самыми разнообразными в зависимости от возникшей ситуации, характера объекта посягательства и других обстоятельств их совершения, но по форме и содержанию они криминально экологичны. По мнению Э.Н. Жевлакова, экологические преступления описаны таким образом, что мотив находится за пределами состава, поэтому следственные и судебные органы зачастую игнорируют его. Между тем степень общественной опасности личности преступника, совершившего преступление по различным мотивам, также различна даже при наличии одинаковых целей. Так, незаконная охота, совершенная по мотивам нуждаемости в продуктах питания, и совершенная из побуждений наживы отнюдь не равнозначны, что должно учитываться при решении вопросов ответственности и наказания виновных[60].

Субъектом экологического преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста на момент совершения преступления. В ряде составов УК РФ указаны признаки специального субъекта (ст.ст. 246-249). По мнению В.Г. Павлова, под специальным субъектом преступления следует понимать физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста, наделенное или обладающее дополнительными признаками, присущими ему на момент совершения общественно опасного деяния, и способное нести уголовную ответственность за преступление[61].

Законодатель не случайно ввел этот признак, поскольку немалое количество подобных деяний совершается лицами, использующими свое служебное положение. Благодаря наличию данного положения процесс совершения преступления в таких случаях значительно облегчается и увеличиваются шансы его успешного доведения до конца. Так, наличие служебного положения выступает дополнительным признаком субъекта преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ.

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» обращено внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ.

При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.

Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, которая к числу субъектов ответственности, злоупотребляющих служебными полномочиями по ч. 3 ст. 256 УК РФ, относит:

– должностных лиц (например, работников Федерального агентства по рыболовству, сотрудников правоохранительных органов);

– лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (например, руководителей организаций, занимающихся рыбным промыслом);

– служащих, не наделенных признаками должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (государственных служащих, муниципальных служащих, служащих коммерческой или иной организации). Обязательным признаком, кроме факта наличия служебного (должностного) положения, является использование его для совершения преступления[62].

www.monographies.ru

Это интересно:

  • Приказ фсин россии 777 об организации планирования Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777 "Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777"Об организации планирования в […]
  • Гпх с несовершеннолетними Может ли организация заключить договор гражданско-правового характера с несовершеннолетним лицом, которому исполнилось 17 лет? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Организация вправе заключить гражданско-правовой договор с лицом, достигшим 17 лет, однако данная […]
  • Законы в области автомобильного транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ"Устав автомобильного транспорта и городского наземного […]
  • Приказ о внесении дополнений в ооп ноо Приказ о внесении дополнений в ооп ноо Управление образования администрации города Иванова Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательный лицей № 33 от 02.03.2012г. № 179А «О внесении изменений в На основании приказа Министерства образования и науки […]
  • Федеральный закон о пенсионных льготах ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ С 01.01.2002 трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. При установлении размера трудовой пенсии согласно названному […]
  • Ст14 закона 402-фз Обзор нового закона о бухучете № 402-ФЗ Мы продолжаем обзор новшеств, которые принес новый закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. В этот раз вы узнаете об особенностях бухотчетности при ликвидации, обязательном экземпляре отчетности, а также об упрощении и регулировании […]
  • Бюджет россии на 2018 год материнский капитал В 2018 году размер материнского капитала превысит полмиллиона рублей 10 декабря 2015 в 11:14 Министерство труда внесло в правительство законопроект о выплатах материнского капитала в 2017–2018 годах. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». Документ уже согласован со всеми […]
  • Получение детского пособия многодетным семьям Какие положены пособия и выплаты многодетным семьям в 2018 году На территории Российской Федерации на сегодня насчитывается огромное количество многодетных семей, которые имеют полное право на получение различных выплат и пособий. Однако мало кто из таких семей знают о […]