Акт об установлении опеки и попечительства

| | 0 Comment

Приложение N 3. Акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно

Бланк органа опеки и

(наименование нормативного правового акта органа опеки и попечительства

(постановление, распоряжение и др.)

об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним

проживающего(ей) по адресу

с просьбой о назначении его (ее) опекуном (попечителем) на возмездной основе над несовершеннолетним

дата рождения ____________________________________, проживающим по адресу

(указывается адрес места проживания с индексом)

и принимая во внимание, что:

1. Родители несовершеннолетнего:

(Ф.И.О., адрес места проживания (при наличии), а также причины утраты родительского попечения)

2. Из представленных документов и материалов обследования следует, что гражданин(ка) может представить несовершеннолетнему надлежащие условия содержания, воспитания и образования.

3. У несовершеннолетнего имеется имущество, опись которого проведена в установленном порядке.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» _____________________________________

(наименование органа опеки и попечительства)

1. Назначить гражданина(ку) _____________________________________________

опекуном (попечителем) несовершеннолетнего _____________________________,

исполняющим свои обязанности возмездно.

2. В соответствии с _____________________________________________________

(наименование нормативного правового акта субъекта Российской Федерации)

установить выплату денежных средств на передаваемого под опеку (попечительство) несовершеннолетнего в размере __________________________ _________________________________________________________________________

(указывается размер выплат (прописью))

3. Контроль за исполнением настоящего ___________________________________

(постановления, распоряжения или др.)

возложить на ___________________________________________________________.

(Ф.И.О., должность уполномоченного должностного лица)

base.garant.ru

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Предварительные опека и попечительство

В случаях, если в интересах несовершеннолетнего ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя и нецелесообразно помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве).

Для оформления предварительной опеки установлены следующие требования:

гражданин, выразивший желание взять ребенка под предварительную опеку или попечительство, должен:

быть совершеннолетним дееспособным лицом;

предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет);

орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни гражданина и составить акт обследования с заключением о возможности (невозможности) гражданина осуществлять предварительную опеку или попечительство над несовершеннолетним.

Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

«Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

www.usynovite.ru

Установление опеки и попечительства

И опека, и попечительство призваны защищать права и интересы тех граждан, чья дееспособность полностью или частично ограничена.

Цели и задачи установления опеки и попечительства

Нормы ст.ст. 31 – 40 Гражданского кодекса определяют наиболее обобщенные положения по вопросу «установление опеки и попечительства». Cпециализация таких норм отражена в СК РФ, ФЗ № 48-ФЗ, принятом 24.04.2008 г.

Нормативные акты подразумевают под опекой и попечительством такой законодательный институт, который обладает признаками комплексности, сочетания частноправовых и публично-правовых норм.

Однако ни один из законодательных актов не дает самого определения этих понятий, ограничиваясь лишь их целями.

Установление опеки и попечительства призваны защищать права и интересы тех граждан, чья дееспособность полностью или частично ограничена. Нормы СК предполагают установление опеки и попечительства над малолетними лицами и теми, кто недееспособен полностью. Попечительство же назначается над теми, чья дееспособность ограничена, а также над теми несовершеннолетними, которым исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Данные формы государственного социального воздействия — установление опеки и попечительства — предусмотрены в отношении несовершеннолетних не только для защиты преследуемых ими интересов, но и для проведения их воспитания, оказания содействия в исполнении прав, принадлежащих им, охране от противоправных действий третьих лиц.

Такие положения Федерального закона смогли наиболее полно раскрыть суть определений опеки и попечительства, применяемых в отношении несовершеннолетних детей. Установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, является вынужденной мерой государства, призванной к проявлению заботы об интересах несовершеннолетних.

Основания установления опеки или попечительства

Последствия отсутствия родительской опеки, требуемой в отношении несовершеннолетних, проявляются в установлении над ними опеки или попечительства, Основания и порядок установления опеки и попечительства отражены в ст. 121 СК.

Исключительным случаем установления опеки является назначение опекуна над ребенком родителя, который не достиг 16-летия. Такое правило установлено ст. 62 СК.

Ошибочным является мнение о том, что установить опеку или попечительство можно только в отношении такого несовершеннолетнего, у которого родители утратили свои права.

Ребенок может быть признан не имеющим родительского попечения в случаях:

  • смерти родителей;
  • наличия решения, которым родители лишены прав на ребенка;
  • наличия болезни у родителя, препятствующей воспитанию ребенка;
  • родительского бездействия.
  • Данный перечень не является окончательным. Главное значение обстоятельств должно заключаться в невозможности нормального воспитания ребенка, его обучения и развития, а также создании таких условий проживания, которые угрожают здоровью и существованию несовершеннолетнего.

    Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

    Опека и попечительство имеют социально значимое предназначение. Благодаря их установлению осуществляется защита лиц определенных категорий.

    Данные понятия относятся к положениям Гражданского и Семейного права, в результате чего их применение осуществляется к отдельным лицам.

    В чем отличие установление опеки и попечительства над несовершеннолетними?

    Опека, как категория СК, устанавливается над несовершеннолетними детьми, которые не достигли 14-летия и, родители которых не оказывают им своего попечения. Исключительным случаем является назначение опеки в отношении ребенка, родитель которого не достиг 16 лет. Это не означает, что такой родитель не исполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. С точки зрения ГК, опека назначается над недееспособными гражданами.

    Попечительство в разрезе СК назначается над несовершеннолетними, находящимися в возрасте 14-18 лет. ГК же устанавливает попечительство над теми лицами, чья дееспособность ограничена.

    Назначение опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего возможно и в тех случаях, когда свобода родителя ограничена судебным решением о помещении последнего в места лишения свободы.

    Порядок установления попечительства и опеки

    Несовершеннолетние, в отношении которых требуется установление опеки и попечительства, не всегда являются детьми тех родителей, чьи права в отношении ребенка прекращены судом.

    Защищая интересы детей, с 01.08.2008 года, в силу вступило положение, согласно которому отдельные категории детей наделяются правом предоставления согласия или несогласия на установление опеки и попечительства .

    Так, мнение детей, достигших 10 лет, будет учтено органом опеки при установлении над ним опекуна или попечителя. Такие несовершеннолетние вправе не давать согласие на проведение в отношении них опекунских процедур и установление конкретного лица опекуном или попечителем. Согласие опекаемого должно быть изложено в письменной форме.

    Дети младшего возраста не наделены правом выражения согласия или несогласия в отношении данного рода процессуальных действий.

    Процедура назначения ограничивается изданием опекунским органом приказа, в котором указывается лицо опекун (попечитель) и лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство). В данном документе определяется срок действия такого процессуального положения сторон. Даже если этот срок не определен приказом, по общему правилу, он прекращается совершеннолетием ребенка.

    Передача братьев и сестер под опеку

    Одним из нововведений действующего законодательства стала обязательная недопустимость передачи братьев и сестер под опеку различных опекунов, влекущую их разлучение.

    Недопустимость такой разлуки является обеспечением интересов детей. Руководствуясь теми же интересами, орган опеки может назначить братьям и сестрам разных опекунов и попечителей, однако в документе, свидетельствующем о таком решении должны быть указаны причины такого действия, а также основания, по которым одно и тоже лицо не смогло получить опекунство в отношении всех несовершеннолетних, имеющих родство.

    Практика показывает, что дети, объединенные родством и лишенные попечительства своих родителей, передаются под опеку одному лицу, что позволяет не разлучать их и демонстрировать семейные ценности, которые защищаются государством.

    Порядок установления попечительства и опеки над детьми, которые имеют родственную связь, не отличается в иных процедурах от общего приказного назначения лиц.

    Выбор опекунов

    Назначение опекунов и попечителей осуществляется в отношении несовершеннолетних детей с целью достижения индивидуально защищенности их интересов. Распоряжение органа опеки является основанием для такого назначения.

    Граждане, изъявившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних, подают заявления от своего имени в орган опеки, который территориально соответствует месту жительства ребенка, в исключительных случаях, по месту собственного жительства.

    Кандидат, прошедший процедуру назначения считается опекуном (попечителем) ребенка. Такое назначение подлежит обжалованию по заявлению заинтересованных лиц. Примером может послужить желание родственника стать опекуном ребенка после того, как в отношении последнего был назначен опекун, не имеющий общего родства с несовершеннолетним.

    Обжалование производится в судебном порядке, а его завершением является судебное решение, которое выносится в интересах опекаемого.

    Опекуны или попечители не имеют специальных удостоверений, их полномочия подтверждаются распоряжением о назначении, изданном органом опеки.

    Прекращение опеки или попечительства

    Существует ряд оснований, по которым опека или попечительство прекращаются в автоматическом порядке:

    • достижение ребенком 14-летнего возраста в отношении опеки и совершеннолетия в отношении попечительства;
    • эмансипация ребенка, основанная на получении дееспособности в полном объеме, что возможно в результате заключения брака;
    • эмансипация 16-летнего ребенка по согласию попечителя;
    • получение полной дееспособности родителем ребенка, в отношении которого назначен опекун. Поводом может стать совершеннолетие родителя, его эмансипация или заключение брака, в возрасте до 18 лет;
    • судебное решение, которым родители ребенка восстановлены в своих правах на него. В случаях, когда родители не были лишены родительских прав, вопрос об отмене опеки (попечительства) разрешается органом опеки;
    • судебное решение, прекращающее ограничение прав родителей на ребенка;
    • усыновление несовершеннолетнего
    • Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей на основании собственного заявления, а также отстранен от обязанностей в случае их ненадлежащего исполнения.

      Отстранение опекунов

      Общее правило свидетельствует о возможности отстранения опекуна (попечителя) от его обязанностей по отношению к несовершеннолетнему, в случае:

    • исполнения своих обязанностей ненадлежащим образом;
    • умышленного и корыстного нарушения прав несовершеннолетнего, пребывающего под опекой;
    • установления фактов нарушения правил по охране имущества опекаемого или порядка распоряжения таким имуществом.
    • Отстранение осуществляется незамедлительно, начиная с того момента, когда орган опеки обнаруживает факты, свидетельствующие о недобросовестном исполнении обязанностей опекуна или попечителя, вне зависимости от наличия последствий.

      advokat-malov.ru

      Статья 145 СК РФ. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

      1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

      2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

      Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

      3. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

      4. Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

      5. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

      6. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

      7. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

      При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

      При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

      Комментарии к ст. 145 СК РФ

      1. В комментируемой статье сформулированы основные правила установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в частности, предписания о целях опеки и попечительства, возрасте подопечных, применяемых нормативных правовых актах, специфике договорного регулирования в данной сфере.

      Пункт 1, закрепляя основание установления и цели опеки и попечительства над детьми, определяет сущность этого института. Названным основанием является отсутствие родительского попечения по различным причинам. Статьей 31 ГК РФ и ст. 121 СК РФ к числу таких причин, в частности, отнесены: отсутствие у несовершеннолетних родителей, усыновителей; лишение судом родителей родительских прав; ситуация, когда родители уклоняются от воспитания несовершеннолетних либо защиты их прав и интересов; признание родителей недееспособными и т.д. Согласно ст. 31 ГК РФ и ст. 145 СК РФ целями опеки и попечительства над детьми являются: 1) защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; 2) их воспитание; 3) содержание и 4) образование подопечных.

      Отношения, связанные с опекой и попечительством (отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства), складываются между следующими субъектами: опекунами и попечителями и их подопечными; подопечными и органами опеки и попечительства; органами опеки и попечительства, с одной стороны, и опекунами и попечителями, с другой стороны; отношения, связанные с назначением опеки и попечительства, отношения по надзору за деятельностью опекунов и попечителей; между опекунами и попечителями и иными третьими лицами — отношения законного представительства и др.

      2. В п. 2 ст. 145 СК РФ указывается на один из разграничительных правовых признаков опеки и попечительства. В соответствии с действующим гражданским и семейным законодательством разграничение между опекой и попечительством над детьми проводится по двум основным параметрам (признакам) — в зависимости от того, кто является подопечным, по полномочиям опекунов и попечителей. В соответствии со ст. 32 ГК РФ, ст. 145 СК РФ, ст. 2 Закона об опеке опека устанавливается над малолетними, т.е. лицами до 14 лет, а опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а также иные юридически значимые действия (действия в области гражданского и публичного права — налоговое представительство и др.). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, и оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

      3. В п. 3 ст. 145 СК РФ закреплены особенности правового регулирования отношений по опеке и попечительству над детьми. При этом приоритет законодатель отдает СК РФ и другим актам, содержащим нормы семейного права. Кроме СК РФ, правовое регулирование отношений по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних осуществляют ГК РФ, Закон об опеке, отдельные федеральные законы и федеральные подзаконные акты. Например, это Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» и др. Кроме того, некоторые отношения по опеке и попечительству регулируются законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке). Так, согласно ч. 1 ст. 14 Закона об опеке, установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства допускается в том числе и в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

      СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.

      4 — 7. Пункты 4 — 7 ст. 145 СК РФ закрепляют основные правила установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Такое установление производится через юридическую процедуру назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя, которая обычно состоит из трех этапов:

      — информационного, в рамках которого собирается необходимая информация, в частности о ребенке, оставшемся без родительского попечения, о кандидатурах опекуна (попечителя) и т.д.;

      — проверочного, на котором указанная информация проверяется. В основу указанной проверки положена следующая схема: проверить самого опекуна или попечителя, обстановку, в которую будет помещен подопечный, а также выявить и учесть качества несовершеннолетнего. Орган опеки и попечительства проверяет соблюдение закрепленных законом условий установления опеки и попечительства, а также фактических условий будущей опеки или попечительства. К числу последних относятся: 1) согласие конкретного опекуна или попечителя (п. 3 ст. 35 ГК РФ) на выполнение соответствующих функций (обязанностей); 2) наличие у опекуна или попечителя особых личных, в том числе и нравственных, качеств, позволяющих эффективно исполнять обязанности опекуна или попечителя; 3) фактическая способность к выполнению своих обязанностей (обязанностей опекуна или попечителя) — семейное положение, состояние здоровья (ст. 146 СК РФ), жилищные условия и т.п.; 4) отношения, существующие между потенциальным опекуном или попечителем и несовершеннолетним; 5) мнение самого подопечного (его согласие — если он достиг десяти лет) в отношении назначения конкретного лица опекуном или попечителем (п. 4 ст. 145 СК РФ). Однако несовершеннолетний может находиться в таком состоянии, когда у него нет возможности выразить свое отношение к опекуну или попечителю (в силу возраста, здоровья). В подобных случаях мнение (согласие) подопечного не учитывается;

      — этапа назначения опекуна и попечителя. Также возможно судебное оспаривание назначения опекуна или попечителя заинтересованными лицами (ст. 35 ГК РФ). На заключительном третьем этапе органом опеки и попечительства производится назначение конкретного лица опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При этом, по общему правилу, подопечному может быть назначен один опекун или попечитель, а одно и то же лицо, как правило, может быть назначено опекуном или попечителем только одного гражданина. Однако передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей (п. 5 ст. 145 СК РФ, ст. 10 Закона об опеке).

      По общему правилу (ст. 35 ГК РФ) вся указанная процедура осуществляется и, соответственно, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (отсутствие у ребенка постоянного места жительства) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

      Назначение опекуна или попечителя должно состояться в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Соответственно предельный срок осуществления юридической процедуры установления опеки и попечительства составляет один месяц. Вместе с тем, если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

      Устройство ребенка под опеку или попечительство подлежит специальному оформлению (п. п. 6 — 7 ст. 145 СК РФ), которое производится на отмеченном выше третьем этапе. Назначение или отказ в назначении опекуна или попечителя оформляется актом органа опеки и попечительства о назначении (об отказе в назначении) опекуна или попечителя. В случае назначения опекуна или попечителя данный акт является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. Указанные акты органа опеки и попечительства могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (ч. ч. 6, 7 ст. 11 Закона об опеке).

      Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке). В таком случае, кроме оформления указанного акта, между органом опеки и попечительства и опекуном или попечителем заключается названный договор. Подобное двойное оформление необходимо для случая, когда опекун или попечитель исполняют свои обязанности возмездно (п. 7 ст. 145 СК РФ). При этом право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства, а права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Учитывая, что закон разделяет подобным образом указанные моменты, а орган опеки и попечительства может необоснованно уклоняться от заключения договора, опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, основанные на п. 4 ст. 445 ГК РФ, о понуждении заключить договор, а также о возмещении причиненных убытков.

      rulaws.ru

      Акт об установлении опеки и попечительства

      22 октября 1997, среда

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
      Закон Красноярского края

      ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ
      И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

      Статья 1. Органы опеки и попечительства
      Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
      Полномочия органов опеки и попечительства, если иное не установлено уставом или правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляют:
      в отношении несовершеннолетних лиц — муниципальные органы управления образованием;
      в отношении несовершеннолетних лиц, не достигших 3-летнего возраста, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, — муниципальные органы управления здравоохранением;
      в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, — муниципальные органы социальной защиты.
      Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

      Статья 2. Задачи органов опеки и попечительства
      Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
      обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье; защита их прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории несовершеннолетних;
      защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.

      Статья 3. Полномочия органов опеки и попечительства
      Органы опеки и попечительства:
      а) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
      б) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, а также сохранность имущества;
      в) дают предварительное согласие для совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных статьями 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и 60 Семейного кодекса Российской Федерации о порядке управления имуществом подопечного; назначают управляющего имуществом граждан в случаях, предусмотренных ст.38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации;
      г) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
      д) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
      е) подготавливают материалы о назначении пособия на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
      ж) участвуют в судах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
      з) осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
      и) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
      к) заключают договор с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью; принимают решение о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;
      л) принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
      м) решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
      н) принимают решения об установлении опеки и попечительства; освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
      о) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
      п) осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

      Статья 4. Полномочия по опеке и попечительству муниципальных органов управления образованием
      Муниципальные органы управления образованием осуществляют полномочия, перечисленные в ст.3 настоящего Закона, в отношении несовершеннолетних лиц старше 3 лет.
      Кроме того, муниципальные органы управления образованием:
      а) участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения;
      б) ведут учет выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;
      в) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
      г) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательные или лечебно-профилактические учреждения;
      д) готовят лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
      е) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключения о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
      ж) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
      з) дают разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным;
      и) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
      к) возбуждают в судах дела и дают заключения о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления и в других случаях, предусмотренных законом, в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; участвуют в судах по делам, связанным с воспитанием детей, нуждающихся в государственной помощи;
      л) проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
      м) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
      н) участвуют в исполнении решений судов по делам, связанным с воспитанием детей;
      о) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
      п) готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
      р) принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
      с) осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

      Статья 5. Полномочия по опеке и попечительству муниципальных органов управления здравоохранением
      Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют полномочия, перечисленные в ст.3 настоящего Закона, в отношении несовершеннолетних лиц, не достигших 3-летнего возраста, и лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
      Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением:
      а) выявляют душевнобольных и слабоумных лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных детей, оказавшихся без попечения родителей;
      б) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия;
      в) осуществляют устройство новорожденных детей, оказавшихся без попечения родителей в подведомственных учреждениях;
      г) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
      д) возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела в интересах прав и охраняемых законом интересов подопечных;
      е) выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

      Статья 6. Полномочия по опеке и попечительству муниципальных органов социальной защиты
      Муниципальные органы социальной защиты осуществляют полномочия, перечисленные в ст.3 настоящего Закона, в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
      Кроме того, муниципальные органы социальной защиты:
      а) выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья;
      б) оказывают необходимую помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности;
      в) осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
      г) осуществляют патронаж лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
      д) осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, в приюты и центры социально-бытовой реабилитации;
      е) выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

      Статья 7. Реализация полномочий по опеке и попечительству
      Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
      Сельские, поселковые, городские (районных городов) органы местного самоуправления непосредственно осуществляют полномочия по опеке и попечительству, предусмотренные статьями 4-6 настоящего Закона, за исключением полномочий, связанных с усыновлением (удочерением) детей.
      Полномочия по опеке и попечительству, за исключением указанных в ч.2 настоящей статьи, осуществляют органы местного самоуправления районов края.
      Органы местного самоуправления краевых городов непосредственно осуществляют предусмотренные настоящим Законом полномочия по опеке и попечительству в полном объеме.

      Статья 8.
      Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете “Красноярский рабочий”.

      Губернатор
      Красноярского края
      В.М.ЗУБОВ

      Документ опубликован: 15.11.1997, «Красноярский рабочий», № 218-219

      zakon.krskstate.ru

      Это интересно:

      • Реквизиты госпошлины в загс на заключение брака Оплата государственной пошлины В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" за регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины за регистрацию конкретного акта […]
      • Ст 119 ук рф с комментариями 1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными […]
      • Как помирится если дело дошло до развода Как помириться с женой если дело дошло до развода Семейная жизнь не статична и требует от обоих партнеров постоянной работы над отношениями. Постоянные конфликты между супругами, отсутствие внимания и измены порой вынуждают женщин подать на развод. Как помириться с женой […]
      • Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых […]
      • Ru 210 закон Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" С […]
      • Образец жалоб в рэс Elektro-Help.ru Правовая помощь в подключении к электросетям Как следует направлять претензии и жалобы электросетевым компаниям. Никак не предполагал, что придется посвятить целую публикацию такой, казалось бы, чисто технической, детали – отправке претензии в […]
      • Преступления на камерах наблюдения 8-800-775-82-95 Звонок по России бесплатный Камеры видеонаблюдения – основа современной безопасности Охранное видеонаблюдение не сможет защитить от проникновения преступника, но зафиксирует, при каких обстоятельствах произошло происшествие. Камеры видеонаблюдения с точки […]
      • Возврат ндс предприятию Группа компаний GALAXY Делимся своим опытом по всем вопросам связанным с логистикой и перевозками. Возмещение НДС для юридических лиц Вопрос о том, как возместить НДС, рано или поздно может встать перед любым юридическим лицом. Но чаще всего сталкиваться с ним приходится […]