Возврат мистраль

| | 0 Comment

Франция вернула России деньги за «Мистрали»

Затянувшаяся история с непоставкой России заказанных ею во Франции вертолетоносцев типа «Мистраль», похоже, близка к своему завершению. Как стало известно вечером в среду, президенты России и Франции Владимир Путин и Франсуа Олланд провели телефонные переговоры в результате которых долгожданное соглашение было достигнуто.

Вертолетоносец «Мистраль» ФОТО: Global Look Press

По данным Елисейского дворца, стороны договорились о том, что оба построенных вертолетоносца будут переданы в полное распоряжение французской стороне. Стоимость контракта на постройку двух боевых кораблей уже переведена в Россию.

Схожую информацию выдают и российские источники. «Президент Российской Федерации и президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года», — говорится в сообщении на официальном сайте Кремля.
Точную цифру суммы, перечисленной французами, стороны не сообщают. По данным, приводимым «Коммерсантом», Россия оценила свои «убытки и расходы» в сумму 1,163 млрд. евро. В нее входит выплаченный Франции аванс в размере 892,9 млн. евро, а также затраты на обучение экипажа, создание инфраструктуры для базирования «Мистралей» во Владивостоке и работы над новой модификацией вертолетов КА-52К, предполагаемых к использованию на «Мистралях». Впрочем, по данным издания, Франция готова была возместить России «расходы и убытки» лишь в размере 784,5 млн. евро.
Напомним, что Россия и Франция заключили контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» — «Владивосток» и «Севастополь» 17 июня 2011 года. Предполагалось, что первый вертолетоносец, «Владивосток», должны быть передан российской стороне осенью 2014 года. Однако, осенью 2014 года Франсуа Олланд заявил, что передача кораблей откладывается из-за ситуации на Украине. После этого, Москва предложила Парижу вернуть либо деньги, либо корабли.

Нынешнее решение, даже невзирая на неизвестность возвращенной французами суммы, можно отнести к разряду невоенных побед Москвы. Эксперты склоняются к мысли, что плохо соответствующие российской военно-морской и кораблестроительной концепции «Мистрали», заказанные еще в бытность министром обороны Анатолия Сердюкова, вряд ли могли бы полностью вписаться в то, что сегодня называется российским военно-морским флотом. И в этой ситуации, возврат Францией денег за непоставленные корабли снимает с российских военных множество проблем, с которыми им только предстояло столкнуться. Одним словом, сегодня можно смело говорить как о финансовой, так и о военно-политической победе Кремля.

utro.ru

«Мистрали» 21 месяц назад

Новости Общество

Контракт расторгнут: России — деньги, Франции — «Мистрали»

Президенты двух стран приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль».

Как сообщает «Интерфакс», сторонам в ходе переговоров удалось договориться о возмещении России средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов.

«Франция уже перечислила упомянутые средства и после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями. В Москве считают вопрос «Мистралей» полностью урегулированным», — говорится в сообщении.

«Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух десантных вертолетоносных кораблей-доков проекта «Мистраль» в июне 2011 года. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе. Первый вертолетоносец «Владивосток» Россия должна была получить в середине ноября прошлого года, однако руководство Франции под давлением союзников по НАТО и, прежде всего, США отказалось выполнять договорные обязательства, мотивируя свое решение обострением обстановки на востоке Украины.

Как пишет французская пресса, теперь Франции предстоит решить, что делать с вертолетоносцами, поскольку французским военным подобные корабли не нужны. Вероятно, Париж попытается продать «Мистрали». Среди возможных покупателей ранее называли Канаду и Индию.

www.vesti.ru

Десантные корабли «Мистраль»: возврат денег и дальнейшие перспективы

В начале августа Россия и Франция поставили точку в нашумевшей истории с поставкой двух десантных кораблей типа Mistral. После нескольких месяцев переговоров стороны нашли общий язык и решили расторгнуть контракт, подписанный в начале 2011 года. В соответствии с новым соглашением Франция сохраняет свою позицию и не передает корабли заказчику в связи с разногласиями по украинскому кризису, а Россия, в свою очередь, получает все деньги, выплаченные ранее производителю «Мистралей».

Напомним, первый из двух заказанных десантных кораблей французские судостроители должны были передать России еще осенью прошлого года. Тем не менее, за несколько месяцев до указанного срока французский президент Франсуа Олланд заявил о невозможности передачи кораблей из-за текущей сложной ситуации на международной арене. Осенью 2015 года российское военное ведомство должно было получить и второй корабль, но его поставка теперь окончательно отменена.

Вскоре после появления первых сведений о завершении переговоров было объявлено, что Франция выплатила России компенсацию за отказ в поставке двух кораблей, но точная сумма не сообщалась. Сумма, которую пришлось выплатить французской стороне, стала известна только в начале сентября. По данным зарубежных и отечественных СМИ, разрыв контракта обошелся Франции в 949 754 859 евро. При этом в некоторых отечественных изданиях приводились иные цифры. Так, издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на неназванные источники сообщило, что Россия уже получила компенсацию в размере 950 млн евро за два корабля и 67,5 млн евро за построенные в нашей стране их кормовые части.

В прессе приводятся разные цифры, однако реальную ситуацию, скорее всего, отражают данные о 949,75 млн евро. По имеющимся данным, именно такая сумма фигурирует в тексте соглашения о разрыве контракта на поставку кораблей, переданного для одобрения в Национальное собрание Франции. 15 сентября нижняя палата французского парламента должна рассмотреть и одобрить документ. При этом следует отметить, договор уже подписан, а компенсация за корабли уже выплачена в полном объеме.

Через несколько дней после сведений об объеме компенсаций появились данные о дальнейшей совместной работе двух стран. В соответствии с новым соглашением французские судостроители должны будут демонтировать с двух десантных кораблей оборудование российского производства. По данным СМИ, работы по демонтажу должны начаться в сентябре. Кроме того, утверждалось, что демонтаж будут осуществлять французские специалисты под надзором российских коллег.

По обновленному проекту, десантные корабли для России должны были получить ряд оборудования российского производства. Предполагалось использовать российские системы связи и управления, вооружение и т.д. Насколько известно, большая часть этих систем была передана компании-подрядчику, которая установила их на корабли. После передачи России два корабля должны были стать в док для монтажа оставшегося вооружения. По понятным причинам, этот этап проекта так и не будет реализован.

В ближайшее время два корабля должны лишиться части бортовой аппаратуры, которую французская сторона обязана вернуть России. По некоторым данным, общая стоимость этого оборудования оценивается примерно в 50 млн евро. Эту сумму, с определенными оговорками, можно прибавить к основной компенсации при подсчете общих убытков Франции.

Официальные сведения о списке систем, которые будут демонтированы с двух кораблей в ближайшее время, пока отсутствует. Тем не менее, предпринимаются попытки определить этот список и сделать некоторые выводы. Так, издание FlotProm 8 сентября опубликовало материал «Осколки «Мистралей»: какое российское оборудование вернет Франция», в котором попыталось определить, какие корабельные системы будут сняты с кораблей, упакованы и отправлены на российские склады.

По данным «Флотпрома», корабли типа «Мистраль» должны были получить аппаратуру радиолокационного опознавания 67Р, изготовленную Казанским электротехническим заводом. Отмечается, что эта система, предназначенная для определения государственной принадлежности авиационной техники или кораблей, пригодна для установки на катера и корабли различных проектов.

Задачи боевого управления кораблем и тактическим соединением на «Мистралях» должна была выполнять боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Это оборудование, производимое НПО «Марс», может устанавливаться на кораблях разных проектов и рангов, в том числе и на десантные корабли французского производства.

Для обнаружения и атаки целей новые корабли должны были использовать оптико-электронный и тепловизионный комплекс МТК-201МЭ. Подобное оборудование используется на отечественных корветах проекта 20380 и позволяет следить за обстановкой в радиусе до 20 км.

Также FlotProm приводит список средств связи, поставленных во Францию для установки на «Мистрали». Так, для спутниковой радиосвязи предлагалась станция Р-793-М «Прицеп-М», при помощи которой корабли могли бы поддерживать связь с другими судами и берегом. Кроме того, десантные корабли должны были нести вторую станцию спутниковой связи, Р-794-1 «Центавр-НМ1». Также были закуплены радиоприемное устройство сверхдлинного диапазона Р-774СД1.1 и 16-канальное приемное устройство Р-693.

В комплекс вооружения двух кораблей планировалось включить зенитные артиллерийские и ракетные системы российского производства. В соответствии с договором о строительстве и поставке кораблей, французский подрядчик должен был подготовить места для установки вооружения. Собственно монтаж оружия и некоторых вспомогательных систем предполагалось осуществлять на российских предприятиях после передачи кораблей. Ввиду срыва поставки корабли так и не получили вооружение. По имеющимся данным, для самообороны два десантных корабля типа Mistral должны были использовать зенитные установки АК-630 и ракетные комплексы 3М47 «Гибка».

В настоящее время французские специалисты должны начать подготовку к демонтажу систем российского производства, подлежащих возврату. France Presse со ссылкой на свои источники сообщает, что на демонтаж российской аппаратуры уйдет несколько месяцев – эти работы будут завершены только в январе следующего года.

Буквально на днях стало известно, что в сложившейся ситуации получит судостроительная компания DCNS, бывшая головным подрядчиком по российско-французскому контракту. Французский генеральный секретарь по обороне и безопасности Луи Готье во время своего выступления в парламенте рассказал, что судостроители получат страховые выплаты в размере 1,1 млрд евро. В эту сумму входит стоимость самих кораблей, а также расходы по их содержанию в ожидании решения о дальнейшей судьбе. При этом в страховых выплатах не учитываются расходы на демонтаж систем, возвращаемых России.

На данный момент дальнейшая судьба двух десантных кораблей, строившихся для России, является темой споров и обсуждений. По данным разных средств массовой информации, сейчас сразу несколько стран проявляют интерес к французским кораблям и могут даже приобрести их. В списке возможных покупателей сейчас присутствуют как ожидаемые, так и неожиданные позиции.

Ранее активно обсуждалась возможность продажи кораблей типа Mistral Канаде. В пользу версии о возможности появления французско-канадского контракта приводился довод в виде многочисленных доработок конструкции кораблей, направленных на обеспечение эффективной работы в северных широтах. Тем не менее, канадские военные не могут позволить себе столь крупные и дорогие покупки. По этой причине возможность продажи двух «Мистралей» Канаде сейчас уже не рассматривается всерьез.

В начале сентября издание Defense News добавило в список потенциальных покупателей Объединенные Арабские Эмираты. По словам неназванного представителя правительства ОАЭ, которого процитировало издание, его страна заинтересована в покупке одного из готовых десантных кораблей.

Чуть позже французские журналисты из Intelligence Online рассмотрели несколько версий о возможной продаже двух кораблей и пришли к выводу, что самым лучшим вариантом является передача техники Египту. Тем не менее, официальный Каир не может выделить необходимое финансирование. В связи с этим оплату по контракту может произвести Саудовская Аравия, уже заказавшая за свой счет некоторое количество военной техники для египетских военных. При этом французское издание упоминает некие переговоры в Эр-Рияде. Возможно, французские и аравийские чиновники уже начали обсуждать возможный контракт.

Следует отметить, в прессе разных стран сейчас обсуждаются и другие «кандидатуры» покупателей построенных кораблей. Согласно различным публикациям, два «Мистраля» могут пополнить военные флоты Индии, Вьетнама, Саудовской Аравии, Бразилии и т.д. Тем не менее, пока ни одна из стран, упоминаемых в контексте последних новостей и слухов, официально не выражала готовности приобрести французские корабли.

В сложившейся ситуации Россия, по-видимому, не желает упускать своей выгоды и поэтому намерена делать выгодные предложения. Так, по данным газеты «КоммерсантЪ», российская сторона может предложить потенциальному покупателю «Мистралей» палубные вертолеты Ка-52К. Эта модификация «сухопутного» ударного вертолета разрабатывалась специально для базирования на десантных кораблях, и теперь ее дальнейшая судьба оказалась под вопросом. При этом российское экспортное предложение может быть выгодным для потенциальных заказчиков, поскольку вертолеты Ка-52К разрабатывались для конкретного типа кораблей и приспособлены для работы на них.

На фоне обсуждений возможной продажи кораблей третьим странам в зарубежной прессе появились новые слухи, касающиеся дальнейшей роли России в этой истории. По некоторым данным, российская сторона может отказаться от требования вернуть аппаратуру собственного производства. Такое условие, согласно некоторым изданиям, касается возможной продажи кораблей Египту и Индии. Иными словами, если два «Мистраля» будут проданы дружественному России государству, то она не будет настаивать на возвращении своих систем.

Как видим, несмотря на появление соглашения, аннулирующего российско-французский контракт на поставку двух десантных кораблей, и выплату компенсации, ситуация продолжает вызывать массу вопросов. Главный из них – дальнейшая судьба двух построенных кораблей. До конца года два «Мистраля» должны лишиться ряда систем российского производства, после чего французские судостроители смогут начать подготовку кораблей к дальнейшей продаже.

Кто именно выразит желание приобрести два корабля, строившиеся для России, пока до конца не ясно. В отечественной и зарубежной прессе высказываются различные предположения, но все они, по-видимому, не в полной мере соответствуют реальному положению дел. В экспортной судьбе десантных кораблей на данный момент точно известен только один факт – их уже не передадут изначальному заказчику. Новый покупатель, в свою очередь, пока не определен.

В сложившейся ситуации можно только делать прогнозы и пытаться предугадать дальнейшее развитие судьбы двух кораблей типа Mistral. Кроме того, следует следить за новостями. Что именно случится с кораблями в будущем – покажет время.

topwar.ru

Все политические течения и подводные камни на пути Mistral в Россию

Между Россией и Францией никогда не заключался контракт, который мог бы сравниться с поставкой ВМФ РФ двух вертолетоносцев типа Mistral. Подписывая его в 2011 году, Москва рассчитывала получить технологии, Париж — свыше €1 млрд, не говоря уже о политических бонусах для обеих сторон. Спустя четыре года бонусы превратились в минусы, а контракт века грозит перерасти в беспрецедентный судебный процесс.

Ветер не с моря

История с Mistral де-факто началась в 2008 году, когда главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий во время посещения военно-морского салона Euronaval в Ле-Бурже заявил: Россия заинтересована в приобретении иностранной военной техники. Французская пресса практически сразу определила, что речь идет о вертолетоносцах корпорации DCNS. Первое официальное подтверждение поступило уже спустя несколько недель: занимавший пост начальника Генштаба Николай Макаров прямо сказал, что Минобороны намерено закупить во Франции именно Mistral, и пообещал выйти на «соответствующие договоренности» до конца года. Уложиться в обозначенные генералом сроки сторонам, впрочем, не удалось: агентство по оборонным закупкам Франции (DGA) одобрило продажу вертолетоносцев только в феврале 2010 года. Чуть позже директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев задержку с заключением твердого соглашения пояснял тем, что в России ранее «никогда не подписывали столь крупный контракт на закупку такого вида вооружения».

Универсальный десантный корабль класса Mistral предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. Головной корабль серии — L9013 Mistral — строился на верфях французских компаний DCNS и ALSTOM, вступил в состав французского флота в 2006 году. Стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное 21 300 тонн. Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,2 м. Скорость полного хода 18,8 узла, дальность плавания до 19 800 миль. Взлетная палуба имеет 6 посадочных мест, корабль может перевозить 16 вертолетов (8 десантных и 8 штурмовых). В док-камере могут размещаться четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На грузовой палубе можно перевозить 1100 тонн грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Вооружение — две пусковые установки зенитного ракетного комплекса Simbad, две 30-миллиметровые артустановки Breda-Mauser, четыре 12,7-миллиметровых пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и возможность размещения 150 человек штабного персонала. Экипаж 160 человек (в том числе 20 офицеров).

Как признается источник «Денег», близкий к руководству Минобороны времен Анатолия Сердюкова, у военных уже тогда отсутствовало четкое понимание, для чего именно нужны эти корабли и в каком виде их можно будет эксплуатировать. Отчасти это постарался объяснить тогдашний замминистра обороны по вооружениям Владимир Поповкин. «Вы, наверное, забыли, что у нас на Дальнем Востоке, с точки зрения Японии, есть нерешенный вопрос с островами? Вы, наверное, забыли, что у нас есть Калининградский особый район как анклав, с которым нет прямой связи. Как туда все будет доставляться?» — задавался вопросами генерал во время одной из пресс-конференций. Однако, по словам собеседника «Денег», ни к претензиям Японии на Курильские острова, ни к любым другим потенциальным конфликтам проект Mistral отношения не имел: существовавшая тогда в Минобороны идеология закупок иностранной техники (при отсутствии российских аналогов) вышла боком самим военным. Вертолетоносцы же стали разменной монетой в политическом соглашении между президентами России и Франции — Дмитрием Медведевым и Никола Саркози: первый, покупая их, стремился наладить отношения с Елисейским дворцом, второй, продавая, обеспечивал работой на несколько лет верфи своей страны, решая вопрос с безработицей.

Переговоры высокого давления

В 2010 году Минобороны РФ, спецэкспортер вооружений «Рособоронэкспорт» и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начали предварительные консультации о формате сделки. Российская сторона настаивала на закупке одного корабля и строительстве еще трех на верфях РФ, французские судостроители из DCNS рассчитывали продать два корабля, а еще по двум выдать техническую документацию на постройку.

Первые разногласия проявились совсем скоро. С учетом особой значимости сделки к работе привлекли специальную правительственную комиссию во главе с вице-премьером и председателем совета директоров ОСК Игорем Сечиным, считавшим, что «стоит покупать не конкретный объект (Mistral.— «Деньги»), а технологии». Иными словами, он настаивал на локализации кораблей данного типа в России, не прибегая к их прямой закупке у Франции. Военные в споре придерживались иной точки зрения, не веря, что российские корабелы смогут с ходу качественно и быстро собрать вертолетоносцы (по оценкам Генштаба, на перевооружение мощностей предприятий ушло бы не менее пяти-семи лет). Не верили они и в способности российских конструкторских бюро, обещавших разработать проект, который бы ни в чем не уступал французскому аналогу. Поняв, что военные на российские предложения соглашаться не намерены, судостроители попытались убедить их изменить выбор в пользу корейского корабля Dokdo, говоря, что смогут построить его за три года. Им вновь не поверили, хотя положенный по закону тендер все же пришлось объявить: в нем помимо Франции должны были участвовать судостроительные компании из Германии, Испании и Южной Кореи. Из-за этого французским властям пришлось успокаивать профсоюзы верфи в Сен-Назере, которые занимаются строительством Mistral.

Неловкую ситуацию удалось сгладить в декабре 2010 года, когда победителем был признан консорциум DCNS и ОСК. Тогда же стало понятно, что формат сделки будет «2+2». По словам источников «Денег», причастных к заключению контракта, победа в тендере была де-факто определена заранее. А вот переговоры, предшествующие этому событию, были «крайне сложными»: договоренности «в верхах» уже существовали, а практическое согласование деталей ложилось на плечи переговорщиков, на которых с обеих сторон оказывалось колоссальное давление.

Еще не заключив контракт, DCNS уже обещала начать строительство первого корабля в 2011 году. И если вопрос об исполнителе к тому моменту вроде как был закрыт (межправительственное соглашение о строительстве Mistral Игорь Сечин и тогдашний министр обороны Франции Ален Жюппе заключили 25 января), то подписание твердого контракта, определявшего четкие финансовые параметры сделки, постоянно откладывалось. Причиной было не только отсутствие взаимопонимания с французскими переговорщиками, но и внутренние конфликты. Начальник управления военно-технического сотрудничества Владимир Белуков — единственный специалист ОСК, имевший реальный опыт внешнеэкономической деятельности,— был обвинен в срыве планов ОСК стать полноценным участником процесса подготовки этого контракта. После инцидента судостроителей фактически отстранили от переговоров с французами.

Представители «Рособоронэкспорта» и Минобороны предприняли попытку форсировать переговоры. Как рассказал «Деньгам» один из участников событий, Россия и Франция практически сошлись в цене — около €980 млн за два вертолетоносца, оставалось только урегулировать вопрос о включении в стоимость Mistral цены лицензий и техдокументации на строительство отдельных узлов этих кораблей в России. Когда Владимир Поповкин завел об этом разговор, французы его быстро перебили, заявив, что у них есть юридические основания отказаться от такого предложения. «Они положили на стол протокол от декабря 2010 года с подписью замглавкома ВМФ Николая Борисова, в котором была зафиксирована стоимость контракта — €1,15 млрд,— рассказывает собеседник «Денег».— Поповкин сразу же свернул переговоры, объявив, что ему нужно время для консультаций». Впоследствии выяснилось, что Борисов поставил подпись не просто так, а на основании директивы Анатолия Сердюкова, которая не была согласована ни с кем из российских участников переговоров. В апреле 2011 года Дмитрий Медведев уволил адмирала Борисова с военной службы, а Владимир Поповкин возглавил Федеральное космическое агентство. Переговоры окончательно зашли в тупик.

Чтобы решить накопившиеся проблемы, в дело вступили Медведев и Саркози. В мае 2011 года во время Петербургского экономического форума глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин и руководитель DCNS Патрик Буасье подписали контракт на €1,163 млрд. За эти деньги Россия должна была получить не только два вертолетоносца, спроектированные по заданию военных, но и техническую документацию и обучение около 400 моряков.

От Mistral разворот

По условиям контракта DCNS была обязана поставить первый корабль в Россию в ноябре 2014 года, а второй — в конце 2015-го. Исполнение соглашения не предвещало проблем даже после того, как президентами России и Франции стали Владимир Путин и Франсуа Олланд соответственно, а Минобороны РФ в ноябре 2012 года возглавил Сергей Шойгу, рьяно взявшийся пересматривать решения, принятые при Анатолии Сердюкове.

Ситуация резко изменилась в начале сентября 2014 года, когда Олланд прямо заявил, что не видит достаточных оснований для передачи заказчику первого Mistral «из-за действий России на востоке Украины». В Елисейском дворце сразу же уточнили, что эти слова не несут «юридических последствий» в виде расторжения контракта. Компания DCNS даже определила конкретную дату передачи Mistral, выслав приглашения на официальную церемонию 14 ноября в «Рособоронэкспорт». Однако за несколько недель до события вице-премьер Дмитрий Рогозин опубликовал копию документа в соцсетях, корпорация уволила одного из главных сотрудников Ива Дестефаниса, отвечавшего за организацию поставок Mistral в РФ, и передача корабля сорвалась.

Вслед за французами изменили риторику представители РФ: замминистра по вооружениям Юрий Борисов говорил, что вертолетоносцы не составляют необходимый элемент развития флота. Дмитрий Рогозин отмечал, что еще на этапе заключения контракта критически относился к контракту, считая, что корабли Mistral слишком дороги. Наконец, Путин на встрече с Олландом 27 апреля заявил, что Россию устроит либо поставка кораблей, либо возврат денег. Примечательно, что Дмитрий Медведев последний раз о ситуации с Mistral высказался 1 ноября 2013 года: «Россия рассчитывает на дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Францией, а кооперация в части Mistral будет этому способствовать».

Какой именно из двух вариантов выберет Париж, до сих пор неизвестно, хотя предложения о разрыве контракта и последующей компенсации в Москву уже направлены. По неофициальной информации, французы готовы возместить российской стороне около €785 млн (это сумма зафиксирована в актах приемки выполненных работ), при том что DCNS получила от Минобороны РФ чистый аванс в размере €892 млн. Москва же оценивает потери российских предприятий и организаций в €1,163 млрд: туда включен аванс, все логистические расходы, стоимость опытных работ по созданию палубных вертолетов Ка-52, строительство причальных сооружений во Владивостоке, а также плата за обучение российских экипажей в Сен-Назере. Кроме того, Париж желает получить право на реэкспорт кораблей до того момента, как вернет деньги в Москву. В Москве же готовы согласиться на перепродажу вертолетоносцев только после того, как Франция обеспечит возврат указанной суммы. На время ведения коммерческих споров DCNS за свой счет содержит готовый «Владивосток», на что, по оценкам французских экспертов, уходит €3-5 млн ежемесячно.

Одними материальными потерями проблемы Франции не ограниваются. Оборудование и кабельные сети двух вертолетоносцев привязаны к российским стандартам, а ангар адаптирован под вертолеты Ка-52К, поэтому переделка вертолетоносца под нужды другого заказчика обернется дополнительными тратами. Предложение американских конгрессменов к генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу о выкупе пары Mistral, предназначенных для России, оказалось несостоятельным: бюджет альянса на такое не рассчитан. Военно-морским силам Франции, по словам начальника штаба ВМФ Франции адмирала Бернара Рожеля, такие корабли не нужны. А предположение газеты Le Figaro, что в случае отказа от поставки кораблей в Россию их можно просто вывести в море и затопить, выглядит откровенным издевательством над работниками верфи в Сен-Назере.

Официально от поставок Mistral во Франции до сих пор не отказались, более того, правительство республики так и не воспользовалось форс-мажорными обстоятельствами, согласно которым контракт можно разорвать при помощи объявления «ограничительных мер правительства». По информации «Денег», уполномоченные решать проблему Mistral Дмитрий Рогозин и генеральный секретарь обороны и национальной безопасности Франции Луи Готье находятся в постоянном контакте и, согласно последним достигнутым договоренностям, попытаются выйти на результат до начала июля.

Корабль судного дня

В конце 2014 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин не исключил, что Россия может перевести вопрос о передаче Mistral ВМФ в судебную плоскость, подав иск в Европейский арбитражный суд. «Если Париж не исполнит обязательств, то французы понесут серьезные экономические потери, но еще больше пострадает их имидж,— говорит источник «Денег» в Кремле.— А ведь они позиционируют себя серьезным игроком на рынке. Мы не дети, мы понимаем, откуда дует ветер и кто за всеми этими заявлениями (французских властей.— «Деньги») стоит. Но за поведением Франции наблюдаем не только мы, но и все их клиенты. Если они ведут себя с нами так, значит, могут и с ними поступить так же».

С этим трудно поспорить: конкуренция на оружейном рынке растет, и имидж надежного партнера играет в этом немалую роль. Эксперты считают, что история с Mistral косвенно отразилась на сотрудничестве Франции и Индии: французская компания Dassault стала победителем «тендера века» на поставку индийским ВВС 126 истребителей Rafale стоимостью около $20 млрд, однако твердый контракт был заключен только на 36 машин.

Перспективы России в этом плане не так уж плохи: инициатором разрыва контракта страна не выступала, авансы выдавала исправно и на открытый конфликт ни разу не пошла. Тем не менее, если Рогозин и Готье не договорятся о будущем кораблей, других вариантов, кроме как подать судебный иск, у Москвы не останется. А это означает, что рассчитывать на скорейшее возвращение средств, вложенных в проект Mistral, не приходится: практика показывает, что такие споры могут рассматриваться годами.

«Это был один из контрактов ВТС, не более»

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

«Деньги» проследили, как менялось отношение российских официальных лиц к кораблям Mistral.

Замминистра обороны Владимир Поповкин*: «У нас нет доков, чтобы построить авианосец. Но когда начинались переговоры с французами, сразу поднялся шум. Говорят: нельзя этого делать. Мы, мол, погубим отечественную судостроительную промышленность. А как быть, если промышленность не может сделать то, что нам надо?» (8 сентября 2009 года в интервью «Российской газете»).

Начальник Генштаба вооруженных сил Николай Макаров: «Корабль типа «Мистраль» по водоизмещению превосходит в три раза наши большие десантные корабли и при этом в три раза экономичнее. Нам необходимы корабли типа «Мистраль» как корабли широкого спектра применения, корабли большой функциональности» (17 февраля 2010 года в Москве на пресс-конференции, посвященной проблемам реформирования армии).

Вице-премьер Игорь Сечин: «Для нас эта сделка может представлять интерес только в том случае, если она будет осуществляться с параллельной передачей технологий, чтобы наше судостроение — и военное, и гражданское — получало бы новые технологические толчки к развитию» (11 июня 2010 года в интервью агентству AFP и телеканалу France 2).

Главком ВМФ России Владимир Высоцкий: «Данный корабль может быть использован в качестве корабля управления, координирующего действия группировки, развертываемой в любых районах Мирового океана. именно эти качества кораблей типа «Мистраль» позволяют говорить о необходимости и целесообразности их применения в составе российского военно-морского флота по всему спектру задач»(17 июня 2011 года на Петербургском экономическом форуме).

Замминистра обороны Юрий Борисов: «Отказ от этого контракта не будет для нас трагедией в плане перевооружения и реализации госпрограммы вооружения» (3 сентября 2014 года в интервью ТАСС).

Заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук: «Мы не зависим от Франции, это был один из контрактов ВТС, не более, строительство кораблей подобного класса спланировано программой кораблестроения, и они будут строиться на российских предприятиях» (25 октября 2014 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы»).

Вице-премьер Дмитрий Рогозин: «Я всегда был против этого контракта и считал его, по сути дела, личным делом товарища Сердюкова. Ситуация с «Мистралем» демонстрирует пагубность зависимости технологической от другого государства» (4 декабря 2014 года в интервью «РИА Новости»).

Президент Владимир Путин: «Отказ от поставки кораблей по действующему контракту — конечно, это плохой знак. Но для нас это сточки зрения поддержания нашей обороноспособности, сказать вам откровенно, не имеет никакого значения» (16 апреля 2015 года в ходе прямой линии).

*Должности указаны на момент высказывания.

www.kommersant.ru

Это интересно:

  • Дворники в москве с проживанием Дворник с проживанием Вакансия 387671 Просмотров: 2063 Требования к соискателю и условия труда: Уборка территории склада Вахта в Подмосковье График работы по 11 часов (час на обед), 6/1 Бесплатное жилье на территории Спец. одежда Оплата 950р/смена Аванс еженедельно В день […]
  • Вас рф официальный сайт госпошлина Государственная пошлина по-новому Несколько дней назад на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" 1 (далее – Постановление). 22 […]
  • Приказ минздравсоцразвития от 2604 2011 342н Приказ минздравсоцразвития от 2604 2011 342н Оренбургская обл, г. Бугуруслан, ул Московская 52 "А" (35352) 2-39-16 bu@mail.orb.ru Новости СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах до 31 декабря 2018 года СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах до 31 […]
  • Имеют ли право отключить воду всему дому Когда имеют право отключить воду за неуплату Отключение горячей воды – это крайняя мера, на которую идут поставщики коммунальных услуг, когда владелец помещения долго не оплачивает квартплату. В некоторых случаях управляющие компании грозят, что будет отключена не только […]
  • Материнский капитал от соцзащиты Материнский капитал от соцзащиты "Управление социальной защиты населения Кстовского района" Телефон: 8 (831 45) 2-10-90 Факс: 8 (831 45) 7-79-02 Адрес: Нижегородская область,г.Кстово, бульвар Нефтепереработчиков, дом 3 e-mail: uszn@soc.kst.nnov.ru ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕГО […]
  • Правила страхования каско вск 2018 Страховая компания ВСК Калькулятор Каско в СК «ВСК» Информация о страховой компании, офисы продаж, отзывы. Экспертное мнение о компании «ВСК» Ведущая розничная страховая компания России, основанная в 1992г. Общий сбор премий 2011 года превысил 29 млрд. руб., выплат более […]
  • Что нужно чтобы оформить tax free Советы как оформлять tax-free (такс фри) Поездки заграницу часто заканчиваются приятным посещением пункта возврата Tax-free, где счастливому путешественнику возвращают часть потраченных в стране денег. Что же такое тах free (такс фри)? Туристу возвращают сумму налога на […]
  • Закон о бухучете в рф Новый Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" Статьи по теме: Оформление операций в бухучете в 2014 году Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и налогообложения. Ведь в НК РФ одним из важнейших […]