Специальные исторические дисциплины учебное пособие

| | 0 Comment

Читать онлайн «Вспомогательные исторические дисциплины: учебник для вузов» автора Леонтьева Галина Александровна — RuLit — Страница 1

Галина Александровна Леонтьева, Павел Александрович Шорин, Владимир Борисович Кобрин

Вспомогательные исторические дисциплины

Что такое вспомогательные исторические дисциплины

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и др. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники, – звуковые записи, фото-и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источниковедение.

Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?

Первый этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства, условий написания и подлинности, восстановление утраченных мест и первоначального текста, установление редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научная ценность источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели – всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.

Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, археография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.

Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).

Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в oтрыве от них, а геральдики – гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах). Археография разрабатывает правила и методы издания исторических источников. (Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам.)

www.rulit.me

Специальные исторические дисциплины учебное пособие

Специальные исторические дисциплины
Учеб. пособие / С. В. Белецкий, И. В. Воронцова, 3. В. Дмитриева и др.;
Сост. М. М. Кром.

СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 634 с.

Учебное пособие предназначено для студентов исторических факультетов вузов и содержит очерки по всем предусмотренным программой специальным (или вспомогательным) дисциплинам: палеографии (включая кодикологию), хронологии, генеалогии, геральдике, метрологии, нумизматике, сфрагистике, исторической географии.

Каждый раздел написан специалистом по данной дисциплине, поэтому читатель найдет в книге не просто сумму сведений по предмету, но и четко сформулированные авторские позиции по тем или иным вопросам. В ряде глав авторы использовали материалы и результаты своих исследований.

По объему данное пособие значительно превосходит используемые сейчас в вузовской практике учебники. Кроме того, оно выгодно отличается наличием материалов и заданий для самостоятельной работы. Таким образом, книга может быть использована и как пособие к лекционному курсу, и как практикум для проведения семинарских занятий, К числу достоинств данного издания относится также значительное количество иллюстраций. В конце тома помещена обширная библиография.

Ответственный редактор и составитель: кандидат исторических наук М. М. Кром

Рецензент: доктор исторических наук А. П. Павлов

Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество (Фонд Сороса). Россия», грант № НВС 912

В оформлении обложки использованы изображения гербов Брюсов и Челищевых работы М. Ю. Медведева

© Коллектив авторов, 2003
© Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2003
© «Дмитрий Буланин», 2003

В предлагаемом вниманию читателей учебном пособии изложены основы специальных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, нумизматики, сфрагистики, генеалогии, геральдики, исторической географии, метрологии. Более распространенным, правда, является другое наименование этих дисциплин — «вспомогательные», однако по ряду причин авторы этой книги решили от него отказаться. Термин «вспомогательные дисциплины» подразумевает, что названные науки не вполне самостоятельны и призваны служить лишь «помощницами» Большой Истории. Подобная характеристика, будучи справедливой применительно к XVIII—XIX вв. — периоду становления специальных исторических дисциплин, когда на них действительно смотрели как на вспомогательное средство при написании исторических трудов, — никак не соответствует их нынешнему состоянию. 1 В наши дни генеалогия и геральдика, сфрагистика и нумизматика, историческая география и другие дисциплины представляют собой самостоятельные отрасли научного знания, обладающие собственным предметом и методами исследования, способные ставить и успешно решать важные проблемы общеисторического характера.

Кроме того, при выборе названия для учебного пособия, вероятно, должны приниматься во внимание и соображения, так сказать, педагогического свойства: не подумают ли студенты-историки, которым в первую очередь адресован наш труд, что предлагаемый им курс «вспомогательных дисциплин» — это некое необязательное дополнение к «основному» историческому образованию? Авторы данного пособия убеждены в обратном: специальные исторические дисциплины — ключ к постижению ремесла историка, без них самостоятельная исследовательская работа просто невозможна. Термин «специальные», на наш взгляд, удачно подчеркивает необходимость специализации и овладения профессиональными навыками.

Задачи специальных исторических дисциплин до некоторой степени схожи с задачами источниковедения — в том, что касается разработки методики анализа определенных видов источников. Так, для нумизматики основным источником служат монеты и их клады, для сфрагистики — печати, для геральдики — гербы и т. д. Однако решением источниковедческих задач возможности специальных исторических дисциплин отнюдь не исчерпываются. Методы некоторых из этих дисциплин (например, генеалогии или исторической географии) могут играть интегрирующую роль в историческом исследовании, систематизируя данные, полученные из источников разного рода, и помогая найти убедительное объяснение изучаемым явлениям. Что это за методы и как они «работают» в историческом исследовании — об этом рассказывается на страницах данной книги.

Несколько слов о замысле и структуре предлагаемого учебного пособия. Оно написано на материалах, относящихся к истории России (хотя авторы, там, где это было необходимо, делали экскурсы в историю развития той или иной специальной дисциплины в зарубежных странах). Что касается полноты изложения, то она напрямую зависит от степени научной разработки тех или иных сюжетов и проблем. Именно поэтому в ряде разделов книги средневековый период изложен значительно подробнее, чем период Нового времени.

Мы попытались объединить в одном томе изложение теоретических основ каждой дисциплины (ее задач, методики исследования, терминологии), с одной стороны, и материалы для практических занятий, тренировочные задания — с другой. Таким образом, по замыслу авторов, данное пособие может использоваться как для изучения теоретической части курса, так и для проведения семинарских занятий. Понимая, что многие вузовские библиотеки сейчас испытывают острую нехватку специальной литературы, мы стремились включить в пособие как можно больше разнообразной информации, иллюстраций, справочного материала. Вместе с тем, для тех наших читателей, которые захотят в дальнейшем углубить свои познания в какой-либо из специальных дисциплин, путеводителем послужит подробная библиография, приложенная к тексту книги. 2

Специфика отдельных дисциплин, особенности исследовательского и преподавательского опыта авторов, их творческой манеры — все это обусловило большое своеобразие каждой из глав этой книги. Как составитель, я вовсе не стремился их искусственно унифицировать. Авторы имели полную возможность выразить свое научное кредо в избранной области, свою точку зрения по затрагиваемым, в том числе спорным, вопросам. Тем не менее мы стремились выдержать во всех главах единую структуру изложения, осветить примерно один и тот же круг вопросов: предмет и задачи данной дисциплины; краткий очерк ее становления и развития (в Европе и России); характеристика важнейших для нее источников и приемов работы с ними; специальные методы исследования и их применение при изучении истории России.

Очерки, объединенные в данном томе, продолжают давнюю историографическую традицию изучения специальных исторических дисциплин, которая в России насчитывает уже почти два столетия. То, что сегодняшний студент, берущий в руки учебник, воспринимает как некую сумму готовых знаний, на самом деле является результатом неустанного научного поиска многих замечательных ученых. Так, невозможно себе представить русскую генеалогию без трудов Л. М. Савелова, Г. А. Власьева, С. Б. Веселовского; а нумизматику — без работ И. И. Толстого, А. В. Орешникова, И. Г. Спасского. Некоторые исследователи, подобно академику В. Л. Янину, внесли свой вклад в развитие нескольких исторических дисциплин (сфрагистики, нумизматики, метрологии и др.). Но если можно назвать ученого, чье имя в первую очередь ассоциируется со становлением специальных или вспомогательных исторических дисциплин в России, то это, бесспорно, — Николай Петрович Лихачев (1862—1936). Собранные им бесценные коллекции и принадлежащие его перу новаторские труды по сфрагистике, генеалогии, нумизматике, палеографии до сих пор образуют фундамент наших знаний во многих специальных дисциплинах, о которых рассказывается на страницах данной книги. В 2002 г. исполняется 140 лет со дня рождения Н. П. Лихачева, и этот том по праву должен быть посвящен его светлой памяти.

Учебное пособие написано авторским коллективом в составе: кандидата ист. наук М. М. Крома (руководитель, автор раздела «Генеалогия»), кандидата филол. наук Е. В. Крушельницкой (раздел «Палеография»), кандидата ист. наук А. А. Романовой (раздел «Хронология»), И. В. Воронцовой и кандидата ист. наук С. Н. Травкина (раздел «Нумизматика»), доктора ист. наук С. В. Белецкого (раздел «Сфрагистика»), кандидата ист. наук М. Ю. Медведева (раздел «Геральдика»), кандидата ист. наук А. А. Селина (раздел «Историческая география»), доктора ист. наук 3. В. Дмитриевой (раздел «Метрология»). Теми же авторами составлены материалы и задания для практических занятий и библиография к соответствующим разделам.

1 Уместно напомнить, что в XIX в. археология и этнография также считались вспомогательными историческими дисциплинами. Дальнейшая специализация отраслей исторического знания привела к тому, что в XX в. обе эти дисциплины получили статус самостоятельных наук.
2 При ссылках на работы, помещенные в списке рекомендованной литературы в конце учебного пособия, принята следующая система: в тексте в скобках указывается фамилия цитируемого автора (курсивом) и год издания, а затем номер страницы, В списке литературы нужное издание следует искать под рубрикой соответствующей специальной дисциплины (палеографии, нумизматики и т. п.).

От составителя (М. М. Кром)

Палеография (Е. В. Крушельницкая)
Палеографический альбом

Хронология (А. М. Романова)

Нумизматика (И. В. Воронцова. С. И. Травкин)

Сфрагистика (С. В. Белецкий)

Историческая генеалогия (М. М. Кром)

Геральдика (М. Ю. Медведев)

Историческая география (А. А. Селин)

Метрология (3. В. Дмитриева)

Материалы и задания для практических занятий

К разделу «Палеография»
К разделу «Хронология»
К разделу «Нумизматика»
К разделу «Сфрагистика»
К разделу «Историческая генеалогия»
К разделу «Геральдика»
К разделу «Метрология»
К разделу «Историческая география»

petergen.com

Специальные исторические дисциплины

Под редакцией сообщества: История

В данном разделе энциклопедии представлено:

Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины – наименование исторически сложившейся и продолжающей развиваться совокупности (системы) особых научных направлений. В рамках этих научных направлений разрабатываются методики изучения письменных, вещественных, изобразительных исторических источников.

Содержание

↑Рекомендуемая литература

Уровень подготовки аудитории: общеобразовательный, студенты вузов

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный

Уровень подготовки аудитории: общеобразовательный, студенты вузов, профессиональный

Произведений нет, хотите добавить?

↑Персоналии

Персоналий нет, хотите добавить?

↑Термины и понятия

Терминов и понятий нет, хотите добавить?

↑Научные центры и организации

Создание в 1952 г. по инициативе М.Н.Тихомирова кафедры источниковедения открыло новый этап в изучении и преподавании специальных исторических дисциплин, от освоения которых во многом зависит профессиональная культура историков. С приходом к руководству кафедрой в 1966 году И.Д.Ковальченко исследовательские интересы коллектива кафедры сосредоточились вокруг проблем методологии, источниковедения и историографии. Усилия преподавателей и сотрудников кафедры были направлены на изучение фундаментальных проблем экономической, социально-политической и социально-культурной истории России, результатом чего стали выдающиеся авторские труды, коллективные монографии и учебные пособия. Ныне кафедра является крупным педагогическим и научным центром, где разрабатываются актуальные проблемы методологии исторической науки, теоретические и конкретные проблемы источниковедения и историографии; определяется содержание курсов, отвечающее современным задачам подготовки новых кадров. Значительные достижения последних десятилетий связаны с изучением массовых исторических источников, применением количественных методов в исторических исследованиях.

Тип: Учебное учреждение

Археографическая лаборатория исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова – один из ведущих российских научных центров, занимающихся разносторонней деятельностью в области археографии. Основные направления научной и педагогической работы Археографической лаборатории связаны с историей рукописной и старопечатной славяно-русской книги, книжности и культуры позднего русского средневековья как основы духовной жизни всех слоев русского общества, государства и церкви.

www.lomonosov-fund.ru

Мифы Древней Греции

Материал сайта можно использовать при изучении темы «История и культура Древней Греции». На сайте вы можете узнать всё про богов и героев Эллады, прочитать полные тексты поэмы Гомера «Илиада» и поэм Гесиода «О происхождении богов» и «Работы и дни», а также изложение древнегреческих мифов Николая Куна и истории о Геракле и Одиссее, пересказанные Г.Л. Олди. Проект Греческие мифы в мировой поэзии познакомит вас с лучшими произведения великих поэтов на мифологические сюжеты!
В разделе Мифологические картины вы можете увидеть полотна великих мастеров, посвященные древнегреческим мифам и легендам. В Видеотеке найдете каталог художественных фильмов и мультфильмов, снятых по сюжетам греческой мифологии, а в Библиографии — список литературы по мифам древней Греции на русском языке. В разделе Рефераты вы сможете найти уникальную подборку рефератов, посвященных античной культуре и истории.

Тип материала: Научно-образовательные и культурные проекты; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее; Высшее;

Поход Наполеона в Россию

Электронная версия мемуаров Армана де Коленкура, французского аристократа и соратника императора Наполеона, непосредственного участника не только компании 1812 года, но и политической интриги, накануне войны между Францией и Россией.

Тип материала: Монография; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Общее; Профессиональное;

История книги: электронный учебник

Электронный учебник, составленный по одноименному изданию под редакцией А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой. Вступительная часть посвящена методам изучения, источниковедению и историографии истории книги. Отдельно рассматриваются всеобщая история книги, начиная с систем письменности у древних народов, и история русской книги. Материал изложен в хронологическом порядке. В повествовательной форме идет подробный рассказ о зарождении книжного дела в России, от первых свидетельств письменности — граффити и берестяных грамот — до первой рукописной книги, от возникновения книгопечатания до начала книжной торговли. В учебнике последовательно даны все важнейшие периоды развития и трансформации книги в России вплоть до 90-х годов XX столетия. Материал завершается обширной библиографией. Учебник поможет студентам всех специальностей, связанных с книжным делом, освоить дисциплину «История книжного дела».

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;

Сайт редких карт Александра Акопяна

Основные разделы сайта: «Непризнанный страны», «Великие страны», «Спорные территории», рассылка о флагах стран.

Тип материала: Коллекция; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Абитуриент; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее;

Источниковедение отечественной истории: Учебное пособие

Курс источниковедения входит в цикл специальных исторических дисциплин, служащих фундаментом исторического образования. Предметом изучения источниковедения являются письменные источники, являющиеся предметом следования исторической науки. Исторические источники — это все, отражающее развитие человеческого общества для его научного познания и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни. Источниковедение включает теоретическое и конкретное раскрытие связей познающего субъекта-историка с изучаемым им источником, т.е. это история и практика изучения и использования источника в историческом исследовании.

Основы архивоведения: Учебное пособие

Учебное пособие написано на основе лекционного курса, читаемого на историческом факультете Казанского государственного университета. В пособии рассматриваются основы теории и практики архивного дела, вопросы истории архивного дела и его организации в России, современная организация архивного дела и сеть федеральных архивов Российской Федерации. Пособие призвано заложить теоретическую базу прохождения архивной практики студентами исторического факультета Казанского государственного университета, а также самостоятельной работы начинающих исследователей в архивах.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, всех интересующихся историей и современным состоянием архивов и архивного дела в России, а также для делающих первые шаги в освоении навыков работы в архивах.

Отечественная история

Библиотека ссылок на информационные статьи и исторические материалы. Генеалогическое дерево русских князей IX-XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX-XVII вв.), карты Древней Руси. Электронная версия учебного пособия «История Российской государственности». Несколько лекций из курса И.Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)». Справочник по истории Руси и др.

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее; Высшее;

Русская Правда

Электронная версия «Пособия для изучения Русской Правды» М.Н. Тихомирова (zip). Русская Правда — древнейший памятник славянского права. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах.

Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей

Электронная версия рыботы Исаака Массы. Рукопись Массы хранится в Гааге. Голландский текст был напечатан в издании Археографической комиссии («Сказания
иностранных писателей о России», т.II, СПб.,1868). Первый русский перевод появился в 1874 г. В 1937 г. он был переработан и снабжен комментариями.

Генеалогия и элита России и Европы

Генеалогия правящих классов Европы и России.

Тип материала: Интернет-публикация научно-популярного характера; | Аудитория: Учащийся; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;

Свидетельства источников о школах на Руси в XI-XIII вв.

Приводятся выдержки из издания «Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.» М.: Педагогика. 1985.
Древнейшие письменные источники — летописи и граффити — свидетельствуют и об особой переводческой школе, существовав-шей при Киевском Софийском соборе в начале XI в., и о школах в Новгороде и Курске, а также первом на Руси женском училище. Узнает посетитель и о древнерусских училищах в Переяславле, Суздале, Чернигове, Муроме, Владимире-Волынском и Полоцке, Смоленске, Галицкой земле и других городах русских. Материал завершается обширной библиографией.

Тип материала: Обзор; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;

Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)

Лекции из курса известного историка И.Н. Данилевского, члена общества исследователей Древней Руси, занимающегося хронологией русского летописания и источниковедением русской истории XI-XVII вв. В лекциях исследуются вопросы истории народов России, образования древнерусского государства и организации власти в нем, языческих традиций и христианства в Древней Руси, обыденных представлений древнерусского человека.

Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Преподаватель; Абитуриент; | Уровень образования: Высшее;

Факультет технотронных архивов и документов Российского государственного гуманитарного университета

Факультет технотронных архивов и документов РГГУ ведет обучение по специализациям «Аудиовизуальные коммуникации», «Бизнес-архивы» и «Историческая информатика» и включает три кафедры — аудиовизуальных документов и архивов, научно-технических и экономических документов и архивов, электронных документов архивов и технологий. История ФТАД. Научные направления. Сведения о кафедрах и специализациях. Научно-педагогический коллектив. Страницы выпускников.

Тип материала: Подразделения вузов; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Абитуриент; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Историография истории южных и западных славян

В учебном пособии освещено развитие исторического славяноведения с конца XVIII в. до наших дней, рассмотрен процесс исследования национальной истории в зарубежных славянских странах, охарактеризованы главные направления историографии южных и западных славян. Учебное пособие написано коллективом кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ, специалистами других вузов и сотрудниками Института славяноведения и балканистики АН СССР. Книга отражает многолетний опыт преподавания курса «Историография истории южных и западных славян» в Московском университете.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Основы теории и методологии исторической науки: Учебное пособие в схемах

Баринова Е.П., Иполлитов Г.М., Бобкова Е.Ю.

Пособие предназначено для специалистов технических и экономических наук, студентов и аспирантов негуманитарных институтов и факультетов, а также для всех тех, кто хочет не только знать исторические факты, но и понимать причинно-следственные связи исторического развития общества. В пособии раскрываются посредством схем и диаграмм основы теории и методологии исторической науки в том объеме, в котором предполагают ГОС ВПО по специальности «Отечественная история». Пособие рассчитано на студентов всех специальностей (кроме специальности «История»).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Архивное дело: Учебное пособие

В пособии в краткой форме изложены основные теоретические вопросы, характеризующие организацию архивного дела, история возникновения и развития архивного дела в России, освещаются современные проблемы организации архивного дела в Российской Федерации. Пособие подготовлено на кафедре философии Томского политехнического университета, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов Института дистанционного образования ТПУ направления 521100 «Социальная работа».

О России в царствование Алексея Михайловича

Электронная версия книги Григория Котошихина. Сочинение Г.К.Котошихина является одним из ценнейших источников о состоянии Московского государства в середине XVII века.

Тип материала: Электронная версия печатного издания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Переподготовка и повышение квалификации;

Максимилиан Робеспьер. Избранные выступления, речи, письма

Электронное издание избранных выступлений, речей и писем Максимилиана Робеспьера.

Тип материала: Электронная версия печатного издания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее;

Полибий: судьба греческого политика и историка в условиях римской экспансии

Статья Г.С.Самохиной посвящена Полибию — автору «Всеобщей истории», грандиозного исторического труда III — II вв. до н.э.

Тип материала: Статья; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Профессиональное; Переподготовка и повышение квалификации;

Книгоиздатель граф Н.П. Румянцев

Статья Б. Самородова из сборника «Выдающиеся деятели отечественного книгопечатания» о незаурядном государственном деятеле России конца XVIII — начала XIX вв. Николае Петровиче Румянцеве. Страстный патриот, ревнитель истории Отечества за свою жизнь собрал в российских и заребежных архивах великое множество редчайших рукописей, печатных материалов и других исторических документов. Для их исследования граф создал знаменитый «Румянцевский кружок», издавший за время своей деятельности около 50 ценнейших книг по истории.
Богатейшие коллекции и библиотека Н.П. Румянцева в 28,5 тысяч томов составили «Румянцевский Музеум», первоначально учрежденый в Петербурге, а затем переданный в Москву и размещенный в доме Пашкова напротив Боровицких ворот Кремля. Румянцевская библиотека после 1917 г. стала известной нам Библиотекой им. Ленина, а ныне — Российской государственной библиотекой.

Тип материала: Статья; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее;

Коллекционирование рукописных и печатных русских книг, созданных до XVIII века

На данной странице виртуальной энциклопедии «Русский антиквариат» кроме статьи о коллекционировании старинных книг представлена целая серия интереснейших статей П. Овчинникова. Это богато иллюстрированные рассказы об изобретении бумаги и книгопечатании в Китае, Европе и на Руси, а также русских рукописных книгах XI -XVII вв. и русских печатных книгах XVI-XVII.

Тип материала: Статья; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Менеджер; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Спецкурс «Политическая жизнь второй половины 15 — начала 17 вв. и развитие русской публицистики»

Пособие содержит учебные материалы, необходимые для практических занятий и самостоятельной работы студентов по теме спецкурса, перечень тем для докладов и рефератов, список рекомендованных источников и литературы. Кроме того, приводятся краткие биографические сведения о писателях-публицистах, произведения которых являются основными источниками по данной проблеме.

Тип материала: Учебная программа; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Высшее;

История исторической науки. Историография: Учебно-методическое пособие

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях курс «История исторической науки. Историография». Основная цель данного курса состоит в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с исторической литературой, умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный исторической наукой. Программа курса включает в себя анализ основных этапов становления и развития исторической науки в России. Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с историческими концепциями ведущих историков России, анализа их исторических трудов. Пособие содержит программу курсу, рекомендуемую литературу, тематику семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, примерный перечень контрольных заданий.

Вспомогательные исторические дисциплины: историческая география и картография, сфрагистика, геральдика, генеалогия: Учебно-методическое пособие

Литвин А.Л., Каштанов С.М., Малышева С.Ю., Сальникова А.А., Астафьев В.В., Галиуллина Д.М., Амалиева Г.Г.

Предлагаемое методическое пособие касается тех курсов, которые преподаются сотрудниками кафедры историографии и источниковедения исторического факультета Казанского государственного университета. В водной части рассматривается место и роль вспомогательных исторических дисциплин в системе исторического знания. Далее три главы — Историческая география и картография, Сфрагистика и геральдика, Генеалогия — включают общую характеристику соответствующего курса, программу курса, вопросы для самоконтроля, контрольно-тестовые задания, рекомендуемую литературу.

Архивное дело: Хрестоматия

В хрестоматии приводятся основные нормативно-правовые акты, характеризующие организацию архивного дела в Российской Федерации. Хрестоматия подготовлена на кафедре философии Томского политехнического университета, соответствует программе дисциплины и предназначена для студентов Института дистанционного образования специальности 040101 «Социальная работа».

Тип материала: Хрестоматия; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

О происхождении германцев и местоположении Германии

Текст работы римского историка Тацита Публия Корнелия (около 56 — около 117 гг.).

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Профессиональное;

«История» Лев Диакон

Тексты книг одного из крупнейших византийских авторов второй половины Х в.

Тип материала: Электронная версия печатного издания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Учебные материалы, необходимые для практических занятий и самостоятельной работы студентов по теме спецкурса: перечень тем для докладов и рефератов, список рекомендованных источников и литературы, краткие биографические сведения о писателях-публицистах, произведения которых являются основными источниками по данной проблеме.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Профессиональное;

Источниковедение отечественной истории. Программа лекционного курса

Приведена рабочая программа и список литературы по курсу «Источниковедение отечественной истории» для студентов исторического отделения гуманитарного факультета НГУ (2-й курс, IV семестр).

Историографический анализ в дипломной работе: Учебное пособие

Астахов М.В., Филимонова Е.Н.

Учебное пособие, посвященное историографическому анализу в дипломной работе, предназначено для студентов исторического факультета. В работе рассмотрены место и роль историографического анализа в дипломной работе, этапы историографического анализа, приведены образцы историографических выписок.

Русская консервативная мысль во второй половине XIX-XX в.: Учебная программа специального курса

Программа подготовлена на кафедре отечественной истории новейшего времени и историографии исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 3 курса дневного отделения для специальности 030401 — «История».

Источниковедение отечественной истории: Учебно-методический комплекс

Сальникова А.А., Галиуллина Д.М.

Цель курса «Источниковедение отечественной истории» — выработать у студентов соответствующие современному уровню развития исторической науки представления о типологии, периодизации и эволюции корпуса российских исторических источников, о методе их источниковедческого анализа. Задачи курса: дать студентам системные знания об основных понятиях источниковедения; сформулировать у них профессиональные навыки источниковедческого анализа и синтеза; познакомить их с основными источниками по отечественной истории и методами их изучения. Данный учебно-методический комплекс включает в себя методические указания, программу, вопросы для самоконтроля, примерные контрольно-тестовые задания, контрольные задания и список рекомендуемой литературы по курсу.

Тип материала: Учебно-методические материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Источниковедение истории общественных движений и политических партий России: Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс по курсу «Источниковедение истории общественных движений и политических партий России» предназначен для студентов исторического факультета ЮФУ, обучающихся по специальности 07.00.02 — «Отечественная история», специализация «Историческая политология». Цели курса: исследовать историографию источниковедения истории общественных движений и политических партий России в связи с необходимостью определения приоритетных направлений его современного изучения; овладеть теоретико-методологическими основами источниковедения истории общественных движений и политических партий России, комплексом современных методов работы с историко-политическими источниками; овладеть методикой источниковедческой практики через обоснование классификационных систем выделения источников (аналитико-информационное источниковедение) и использование комплекса приемов источниковедческой практики.

Библия и наука

Сведения о древних городах и Библейской археологии. Религии мира и Библия. Археологическое исследование книг — Есфирь и Руфь, пророков Ионы и Наума, Исход и Иисуса Навина, Бытие. О судьях, приговоривших себя. Монографии. Информационные материалы. Описание исследований. Поиск материалов.

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Профессиональное; Дополнительное;

О заговоре Катилины (Саллюстий)

Текст работы римского историка Гая Саллюстия Криспа (86-35 до н. э.).

Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Профессиональное;

Путешествие в Восточные страны

Электронная версия книги Гильома де Рубрука, описывающая путешествие в Восточные страны, совершенное В. де Рубруком в 1253 г.

Тип материала: Электронная версия печатного издания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Профессиональное;

Трудовые конфликты на текстильных фабриках Центрально-Промышленного Района в 1895-1901 гг.

База данных материалов по экономической истории России, составленная на основе материалов многотомного издания «Рабочее движение в России. 1895 — февраль 1917 г. Хроника». Дается подробное описание работы с базой данных, которую можно получить в виде zip-архива (180 kb).

Тип материала: База данных; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Профессиональное;

История делопроизводства в России

Учебно-методическое пособие по курсу «История делопроизводства в России» предназначено для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности «Историко-архивоведение», специализация «Делопроизводство и ведомственные архивы» и включает в себя программу курса, список источников и литературы, задания для практических занятий, хрестоматию документов.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Высшее;

Вспомогательные исторические дисциплины. Программа лекционного курса

Приведена рабочая программа и список литературы по курсу «Вспомогательные исторические дисциплины» для студентов исторического отделения гуманитарного факультета НГУ (2-й курс, III семестр).

Тип материала: Учебная программа; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Историография отечественной истории (IX — начало XX вв.): Учебное пособие

В предлагаемом учебном пособии содержатся основные тенденции развития российской исторической науки, особенности формирования теоретико-методологических взглядов крупнейших исследователей прошлого, анализ содержания их работ. Компьютерное учебное пособие построено в соответствии с принципами исторической науки, с учетом основных работ исследовательского, учебно-методологического характера по исторической науке. Структура пособия состоит из четырех модулей, содержащих текстовое изложение материала. В работу включен обширный справочный материал, позволяющий студентам расширить свои познания. Для понимания теоретико-методологических проблем исторической науки, получения более полных подходов ученых — историков к событиям прошлого в учебном пособии существует глоссарий, содержащий термины и понятия, относящиеся к историографии России.

Практикум для практических занятий по источниковедению

Практикум подготовлен на кафедре истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета ВГУ для специальности: 030401 — «История». Предлагаемый практикум призван содействовать овладению на практике основами научной критики исторического источника. К таковым навыкам, в частности, относятся: 1) умение выявлять особенности различных видов исторических источников; 2) применение на практике методики исторического исследования: определение истории текста, авторства, датировки, интерпретации исторического источника, определение его научной значимости; 3) знакомство с некоторыми дискуссионными проблемами современного источниковедения. Тематика отдельных заданий практикума соотносится с общим курсом источниковедения и программой практических занятий.

Тип материала: Методические указания; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Источниковедение новейшей отечественной истории: Программа курса

Программа подготовлена на кафедре новейшей отечественной истории и историографии исторического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 3 курса дневного отделения исторического факультета для специальности 030401 — «История».

Самарский центр аналитической истории и исторической информатики

Самарский центр аналитической истории и исторической информатики занимается вопросами общей методологии исторической науки, методологией исторической библиографии, методологией историографии. Общие сведения о центре, устав, направления деятельности, материалы для студентов и исследователей, участники центра, новости, контактные данные.

Тип материала: Ассоциации, объединения, фонды; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Курс лекций по отечественной историографии. Досоветский период

В курсе лекций рассматриваются узловые вопросы развития отечественной историографии в досоветский период. Автор впервые строит изложение материала, исходя из концепции развития внутренних факторов науки. На их основе построена периодизация курса, естественно, с учетом факторов социально-экономических и общественно-политических наук. Автором курса особо выделена проблема взаимосвязи и развития исторической мысли и исторической науки. Тщательному анализу подвергнуты концептуальные построения выдающихся отечественных историков XVIII — начала XX века. Определенное внимание уделено анализу специфики развития провинциальной исторической мысли России.
Материалы курса предназначены для углубленного изучения истории развития отечественной исторической мысли и исторической науки как историками-профессионалами, так и любителями отечественной истории.

Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

window.edu.ru

Это интересно:

  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Ходатайство об уточнении размера исковых требований Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]
  • Каков возраст выхода на пенсию Какой сейчас пенсионный возраст в России для мужчин и женщин? Будет ли его повышение с 2017-2019 года до 63/65 лет? Самые последние новости из Госдумы ​ не планируется.​ для госслужащих -​ страховой стаж с​необходимо отрегулировать возможность переквалификации​сокращение […]
  • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
  • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
  • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]