Акты международных судов

| | 0 Comment

Лекция 3. Источники и нормы международного права

3.3. Иные источники международного права

Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую форму согласованные ими нормы будут воплощены, в каком источнике зафиксированы.

Помимо традиционных договора и обычая в настоящее время в международных отношениях активно используется такой источник международного права, как заключительные акты международных конференций и совещаний.

Нужно сказать, что далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками международного права. Иногда в международный документ включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания в данном случае представляет собой один из способов установления подлинности текста (аутентичности) договора.

В качестве источников международного права следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1991 г. и др.

Юридическая природа этих документов следующая: они содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Часто заключительные акты конференций и совещаний, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как «государства обязались соблюдать», «обеспечивать исполнение актов», «приводить свое законодательство в соответствие с актами» и т.д.

Следовательно, поскольку некоторые акты конференций и совещаний содержат международно-правовые нормы, их следует считать источниками международного права.

В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания международно-правовых норм — путем принятия резолюций международных органов и организаций.

Необходимо отметить, что юридическая сила резолюций международных организаций чаще всего определяется их учредительными документами (уставами). В соответствии с уставами большинства организаций резолюции их органов имеют рекомендательный характер. Вследствие этого выделяют две группы нормативных резолюций:

1) устанавливающие обязательные для органов данной организации правила и являющиеся частью внутреннего права данной организации (регламенты органов, резолюции о формировании бюджета организации, нормы, регулирующие порядок функционирования этой организации, и др.);

2) приобретающие юридическую обязательность в силу отсылки к юридически обязательным нормам международных договоров (стандарты ИКАО, рекомендации МАГАТЭ и др.) или внутригосударственного законодательства.

В качестве примера можно привести распоряжение Президента РФ от 22 ноября 1994 г. «О мерах, связанных с выполнением Резолюции Совета Безопасности ООН № 943 от 23 сентября 1994 г.». Правительство РФ во исполнение указанного распоряжения установило ограничительные меры в отношении Союзной Республики Югославии.

Таким образом, подобно процессу создания международно-правовых норм в процессе создания нормативных резолюций международных организаций можно выделить два этапа: установление правила поведения и придание согласованному правилу юридической силы международно-правовой нормы.

К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что права человека впервые были сформулированы в национальных документах, а впоследствии, как один из самых ценных институтов, «перекочевали» в общее международное право. В данном случае национальное право выступило в качестве первичного источника. В дальнейшем институт прав человека трансформировался в практике ООН. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т.д.), которые, не являясь источником международного права (не создают норм), тем не менее, могут порождать для государства юридические обязательства.

Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного права признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Международного суда ООН имеют важное значение, прежде всего, по причине упомянутой выше конкретизации обычных норм. Кроме того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания обычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняются важные принципы, регулирующие международные отношения.

Необходимо также обратить внимание на отсылку в ст. 38 Статута Международного суда ООН к правилу, закрепленному в ст. 59 Статута. В соответствии с этим правилом Международный суд ООН не связан своими предыдущими решениями, что подчеркивает вспомогательный характер прецедентов. Тем не менее, Международный суд ООН обязан идти в русле политики, выработанной предыдущими решениями, и, таким образом, косвенно зависит от вынесенных ранее решений.

Особое место в международно-правовой системе принадлежит доктринам международного права. Теория всегда играла существенную роль в юриспруденции. Достаточно хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстиниана представляли собой свод выдержек из трудов римских юристов. В формировании международного права труды юристов имели очень большое значение. Именно в этих трудах была высказана сама идея его создания. Тем не менее, исторически доктрины международного права всегда страдали национализмом, и только в последнее время усиливается процесс интернационализации международно-правовой теории. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, созданная в 1873 г., штаб-квартира которой находится в Лондоне, Института международного права, учрежденного в 1873 г. в Брюсселе, и т.д. Тем не менее, доктрина согласно российской теории права — только вспомогательное средство для определения норм.

www.aup.ru

Роль актов международных судов в международном праве.

Суды в качестве основания при вынесении решения часто ссылаются на выводы, сформулированные ими в ранее принятых решениях. Это особенно характерно для ЕСПЧ, Суда Европейских сообществ, Экономического Суда СНГ и некоторых других.

В МП судебные решения – это вспомогательное средство для определения правовых норм. Если необходимые нормы отсутствуют, суд нередко обращается к общепризнанным принципам права или к нормам общего характера. Сформулированная таким образом правовая позиция не должна противоречить иным действующим нормам международного права.

Правовая позиция, которая является частью судебного решения, обязательна для сторон участников спора. Суд в этом случае выступает, как специальный международный орган и самостоятельный субъект МП.

Наряду с правовыми позициями Международные суды своими решениями могут создавать нормы, встречающиеся в решениях по территориальным спорам. Для МП характерно обилие двусторонних норм. Юридическая сила судебного решения аналогична силе международного договора. Судебное решение в определенных случаях может одновременно выступать, как юридический факт и как норма права.

Практика Суда Европейских сообществ показывает, что в некоторых случаях суд весьма расширительно толкует положения учредительных договоров, создавая новые нормы.

Судебные постановления ЕСПЧ в части толкования, как правило, не дублируют Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а устанавливают положения, которые направлены на детальную регламентацию порядка реализации закрепленных в ней прав и определяют содержание конкретного права и гарантии его соблюдения.

Судебные решения в качестве самостоятельного источника международ­ного права признаются в англоязычных государствах. Однако, как вспомога­тельный источник права, решения Международного Суда ООН, имеют важное значение прежде всего по причине выше упомянутой конкретизации обычных норм. Кроме того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания обычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняются важные принципы, регулирующие международные отношения.

В основе международного судебного прецедента лежит прежде всего коллективное решение судей. Суд является международным органом, созданным государствами, наделенным ими определенной компетенцией.

Решения суда является решением международного органа; государства обязаны исполнять его решения.

Таким образом, можно сделать вывод о самостоятельной роли судебного решения, как источника МП, имеющего особую юридическую природу.

Особенности судебных решений:

· Прецедентные нормы в МП всегда принимаются в развитие каких-либо действующих норм à прецедентные нормы по отношению к международно-правовым выступают в качестве производных

· Действия прецедента распространяется в отношении только тех государств, которые связаны какой-то основной нормой

· Суд, создавший прецедент в праве его отменить или изменить как устаревший, не отвечающий новым условиям жизни общества

24.Реализация международного права: понятие, формы, содержание процесса реализации.

Реализация – имплементация – осуществление.

Реализация – воплощение норм МП в практических действиях государств и иных субъектов.

Формы реализации:

  • соблюдение – это нормы – запреты. Субъектам предписывается воздержаться от каких – либо действий (пример: право на справедливое судебное разбирательство – запрет принуждать подозреваемых к даче показаний против самих себя; запрет признавать виновным до вступления в законную силу приговора суда; запрет повторного преследования по одному и тому же делу)
  • исполнение – активная деятельность субъектов. Реализуется: право беспрепятственного доступа к суду; право на доступ к услугам адвоката, конфиденциальность общения; право на квалифицированную юридическую помощь; право на незамедлительное уведомление обвиняемого о характере, основании предъявляемого обвинения; право на бесплатную помощь переводчика; право требовать время для подготовки своей защиты.
  • использование – использование возможностей, содержащихся в нормах МП (право на возмещение ущерба за совершенную судебную ошибку)
  • применениекак форма реализации – это принятие необходимых мер для претворения правовых предписаний в жизнь компетентными органами, наделение властными полномочиями. Применение норм МП – основанная на нормах МП индивидуальная \ коллективная деятельность государств, иных субъектов по реализации МП предписаний в конкретных ситуациях..
  • Особенности:

    1. осуществляется уполномоченными на то органами государств в пределах их компетенции

    2. рассмотрение конкретного юридического, по которому выносится решение индивидуального характера

    3. вынесенное решение является обязательным для тех субъектов, в отношении которых оно вынесено

    4. правоприменительная деятельность урегулирована процессуальными нормами.

    Содержание процесса реализации включает два вида деятельности:

    • непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимого результата.
    • правовое, организационное обеспечение фактической деятельности

    25.Международный механизм реализации международного права: общая характеристика.

    Механизм реализации норм МП – это совокупность нормативных и институциональных организационно – правовых средств, используемых субъектами МП на международных и национальных уровнях с целью реализации норм.

    Международный нормативный = конвенционный механизм.

    1.Правообеспечительное нормотворчество:

    · предварительное нормотворчество – создание норм права, которые предшествуют созданию основных норм

    · конкретизация – осуществляется одновременно с созданием основных норм или в процессе их реализации.

    2. Толкование – средство обеспечения реализации и осуществление как в процессе нормотворчества, так и в процессе правоприменения. (пример: ст. 6 Европейской Конвенции – право каждого на справедливое судебное разбирательство; ст. 14 Международного пакта о гражданских политических правах )

    3. Международный контроль – деятельность уполномоченных служб по сбору информации о выполнении субъектами МП требований международных норм.

    Деятельность осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства с предписанием норм. Контроль может осуществляться индивидуально, т.е. с помощью национальных средств, либо совместно посредством использования международного механизма.

    Как правило международный контроль международными органами осуществляется посредством:

    1. заслушивания докладов от государств (Комитет по правам ребенка, человека)

    2. назначение специального доклада по определенной тематике

    3. путем направления запросов государства.

    26.Внутригосударственный механизм реализации международного права: общая характеристика.

    Механизмреализации норм МП – это совокупность нормативных и институциональных\организационно – правовых средств, используемых субъектами МП на международных и национальных уровнях с целью реализации норм.

    Правоприменение – как форма реализации.

    Международный институциональный механизм включает в себя государство, различные международные организации, международные органы (комитеты), комиссии, судебные учреждения.

    Государства используют для обеспечения реализации норм различные формы обсуждения, решения международных проблем:

    · форма № 1 – переговоры. Двусторонние, много сторонние по уровню : главы государств – главы правительств.

    · Форма № 2 – добрые услуги – деятельность 3-х государств по организации переговоров между спорящими сторонами; м.б. оказаны либо по просьбе спорящих, либо по инициативе других государств.

    · Форма № 3 – посредничество – деятельность 3 – х государств, международных организаций не только с целью проведения переговоров, но и для оказания помощи спорящим для решения проблем.

    · Форма № 4 – международные конференции – временный форум государств – участников договора для определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели: обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций, учреждений, специальных органов.

    Международные органы могут создаваться на постоянной \ временной основе, именуются комитеты, комиссии, рабочие группы.

    Конкретные функции, порядок действия органов определяется договорами, на основании которых они учреждены.

    Международные организации создаются для координации, сотрудничества государств в определенной сфере, по возможности оказывают необходимую помощь государствам в реализации договора в той же сфере сотрудничества. Организации могут наделяться широкими полномочиями: все организации вправе принимать акты толкования, осуществлять контроль за исполнением международных обязательств, участвовать в мирном разрешении споров. Некоторые организации наделены правом издавать НА.

    Следственные комиссии – призваны расследовать нарушения норм МП. Выясняют фактические обстоятельства нарушения норм, дают им юридическую оценку. Сам факт создания таких комиссий закрепленных в Конвенции о мирном разрешений международных столкновений. Основная задача данного органа – расследование серьезных нарушений Женевской Конвенции. Комиссии создаются решением Совета Безопасности. Полномочия следственных комиссий:

    · расследование сообщений о серьезных нарушениях норм МП

    · квалификация преступлений, установление факта наличия актов геноцида

    · выявление конкретных лиц, виновных в совершении нарушений.

    Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 61 ; Нарушение авторских прав

    lektsii.com

    § 6. Акты международных судебных органов

    Вспомогательный характер прецедентных решений обусловлен их юридической природой. В случае отсутствия необходимой нормы, на основании которой может быть разрешен спор, суд нередко обращается к общепризнанным принципам права либо к нормам общего характера и на их основе вырабатывает новое, конкретизирующее общую норму правило, применимое к сложившейся ситуации. Сформулированное таким образом положение (правовая позиция) не должно противоречить иным действующим нормам международного права. Однако следует отметить, что данное правило будет являться самостоятельной нормой лишь в случае, если содержит в себе положения, которые развивают, конкретизируют предписания, содержащиеся в самом принципе или норме.

    Правовая позиция, являясь частью судебного решения, обязательна прежде всего для сторон — участников спора в силу соглашения о признании юрисдикции суда. Однако ею оказывается связан и суд, непосредственно создавший норму, который в данной ситуации выступает как специальный международный орган и самостоятельный субъект международного права. В этом заключается двойственность юридического характера правовых позиций. С одной стороны, они выступают как партикулярные нормы, на основании которых разрешен спор между сто-ронами. С другой — суд при рассмотрении аналогичного спора с участием иных сторон не может игнорировать установленную ранее и зафиксированную в решении конкретизирую-щую норму и должен ее применить. В противном случае нарушался бы принцип справедливости, являющийся общепризнанным в любой правовой системе.

    Наряду с правовыми позициями, имеющими общий характер, международные суды своими решениями могут создавать еще одну категорию норм, встречающихся в решениях по территориальным спорам. Данные споры рассматриваются судебным органом, как правило, с согласия спорящих сторон, в силу чего вынесенные решения являются для них обязатель-

    ными. Так, например, решением от 22 декабря 1986 г. Международный Суд ООН определил линию границы между государствами Буркина-Фасо и Мали. Возникает вопрос, в чем различие между договорными нормами, устанавливающими линию границы, и данным решением? По-видимому, лишь в механизме их создания. Правовые же последствия принятия этих актов идентичны.

    Для международного права, в отличие от права внутригосударственного, характерно обилие двусторонних норм. При этом общеобязательность такой нормы заключается не в неограниченном круге субъектов, которым она адресована, а в возможности ее неоднократного применения. Юридическая сила судебного решения по вышеупомянутому спору аналогична силе международного договора. Иными словами, можно сказать, что Суд создал двустороннюю норму, регулирующую отношения между сопредельными государствами, так как решение не только разрешает существующий спор, но и будет в последующем регламентировать отношения между государствами по данному вопросу. Следовательно, судебное решение в определенных случаях может одновременно выступать и как юридический факт, и как норма права.

    В отличие от Международного Суда ООН возможность принятия нормативных (прецедентных) решений такими международными судебными органами, как Суд Европейских сообществ, Европейский Суд по правам человека, Экономический суд СНГ, является фактом общепризнанным. Анализ практической деятельности этих судов со всей очевидностью подтверждает данный вывод. Более того, прецедентный характер решений Экономического суда СНГ подтвержден нормативными актами, непосредственно регламентирующими деятельность данного судебного органа. Так, согласно п. 29 Регламента Экономического суда СНГ, утвержденного постановлением Пленума Суда от 10 июля 1997 г., Суд рассматривает дела и разрешает споры на основе норм материального права, применяя наряду с актами органов и институтов Содружества, международными договорами, обычаями, общепризнанными принципами международного права, общими принципами права, признанными в государствах — участниках Содружества, и такие источники, как постановления Пленума и решения Суда, носящие прецедентный характер.

    Для более точного уяснения сущности создаваемых международными судебными органами норм необходимо четко отграничить их от иных норм международного права.

    Влияние Суда на процесс становления обычая заключается в том, что, применяя обычай при разрешении спора, Суд лишь авторитетно подтверждает факт его существования. При этом судебное решение не выступает в качестве источника нормы обычного права. Суд не может сформировать обычай в силу особенностей его юридической природы. Данное правило поведения складывается непосредственно в процессе взаимоотношений государств и признается ими в качестве юридически обязательного. Суд не вправе выступать и в качестве первооткрывателя нормы, созданной не самим Судом, а иными субъектами права.

    Напротив, в основе международного судебного прецедента лежит прежде всего не практика государств, а коллективное решение судей. Поэтому в отношении судебных решений, содержащих положения, конкретизирующие ту или иную норму международного права либо восполняющие пробел в праве, нельзя применить определение обычая, данное в ст. 38 Статута.

    Нельзя поставить знак равенства и между судебным прецедентом и доктриной. Под доктриной в международном праве понимается система взглядов и концепций, изложенная в научных трудах юристов-международников. Суд является международным органом, созданным государствами и наделенным ими определенной компетенцией. Поэтому решение Суда является решением международного органа, а не отдельных индивидов — специалистов в области права. Государства исполняют решение этого органа. Мнение каких бы то ни было специалистов, не обладающих специальной правоспособностью, не может быть юридически обязательным для государств. В противном случае можно было бы говорить о том, что меж-дународный договор заключается не государствами, а государственными чиновниками и отражает их мнение по регулируемому вопросу.

    Таким образом, можно сделать вывод о самостоятельной роли судебного решения как источника международного права, имеющего особую юридическую природу. Анализ норм, зафиксированных в прецедентных решениях международных судебных органов, позволяет выделить эти особенности.

    Во-первых, прецедентные нормы в международном праве всегда принимаются в развитие каких-либо действующих норм: договорных, обычных либо норм-принципов. Из этого следует, что прецедентные нормы по отношению к названным международно-правовым нормам выступают в качестве производных. Данная особенность выражается в том, что их действие непосредственно связано с действием «основной» нормы, послужившей исходным материалом для их создания. Поэтому изменение или отмена, к примеру, какого-либо положения договора, на основании которого был создан прецедент, влечет за собой прекращение действия прецедентной нормы. В этом аспекте международный судебный прецедент можно сравнить с подзаконным актом во внутригосударственном праве.

    Во-вторых, действие прецедента распространяется в отношении только тех государств, которые связаны «основной» нормой.

    В-третьих, суд, создавший прецедент, вправе его отменить либо изменить как «устаревший», не отвечающий новым условиям жизни общества.

    knigi.news

    Акты международных организаций и конференций

    В широком смысле международное правотворчество – это всякая деятельность, которая прямо или косвенно направлена на развитие и усовершенствование международного права. В более узком смысле речь идет о деятельности субъектов международного права, направленной на создание, изменение или отмену норм международного права.

    Правотворческий процесс в международном праве не ограничивается заключением международного договора и признанием международного обычая в качестве обычной нормы международного права. К новым способам международного правотворчества можно отнести заключительные акты международных совещаний и конференций, резолюции и иные акты международных организаций.

    Например, многие современные межгосударственные организации разрабатывают и принимают так называемые административно-регламентационные акты, которые содержат правила, относящиеся к различным аспектам их внешнего функционирования и способствуют осуществлению их уставных задач (например, административные регламенты (МСЭ, ВПС); технические регламенты (ВМО); международные стандарты (ИКАО); медико-санитарные правила (ВОЗ); международные правила (МАГАТЭ, Международный орган по морскому дну); регламенты (Европейский Союз)

    Рассматривая правовую природу актов международных организаций можно выделить несколько точек зрения. Так, в современной международно-правовой литературе обращается внимание на сходство процедуры разработки международных стандартов, с одной стороны, и процессом выработки международного соглашения в рамках международной организации – с другой.

    Кроме того, высказывается позиция, что регламенты международных организаций есть результат их законодательной или квазизаконодательной деятельности.

    По своей юридической силе акты международных орагнизаций могут быть как рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер. И правомочие международных организаций на принятие того или иного вида данных актов (обязательного либо необязательного) целиком зависит и основывается на положениях их учредительных актов, подписанных и ратифицированных государствами-членами на основе их суверенного волеизъявления, и других нормативных установлениях, составляющих «правила организации».

    Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея — рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности — доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.

    Успешно действуют специальные Комиссии ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.), чьи нормативные модели чаще всего служат стандартом для применения в национально — правовых системах.

    Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Так, в июне 1990 года принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. Выражено, в частности, пожелание приступить к сравнительному изучению законодательства, административных правил и судебной практики, а также государственных институтов стран — участниц.

    В мире действует немало международных специализированных организаций. Их задача — содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм. Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений.

    В русле этих процессов можно отметить и повышение удельного веса правил, норм и стандартов, разрабатываемых и принимаемых независимыми международными структурами. Высокое качество документов и авторитет этих структур придают их рекомендательным актам значение универсальных регуляторов. Конвенции, кодексы, общие принципы УНИДРУА (например, о международном финансовом лизинге), ЮНСИТРАЛ, принципы Европейского контрактного права, типовые финансовые правила расчетов, кодексы корпоративного поведения и управления все шире используются для нормативной ориентации в процессе правотворчества и правоприменения при осуществлении финансово — экономических операций.

    Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений. В одном случае речь идет об особом виде норм международного права, в другом – о неправовых международных нормах.

    В первом случае к этой категории относят нормы, которые не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Как правило, подобные нормы содержатся в актах международных организаций.

    Т.Н. Нешатаева отметила, и с ней нельзя не согла­ситься, что «вопрос о природе резолюций-рекоменда­ций, их юридической силе, а также о роли в междуна­родном нормотворческом процессе является сегодня одним из наиболее спорных в международно-право­вой доктрине». Она выделяет несколько оценок роли резолюций-рекомендаций в международном нормо­творческом процессе. 1) такие акты могут выступать в качестве промежуточной стадии образования нормы международного права, 2) резолюции являются спосо­бом констатации действующей международно-пра­вовой нормы обычного характера, 3) резолюции-рекомендации могут служить целям толкования международно-правовой нормы.

    Относительно юридической силы таких норм существует два противоположных мнения:

    — отсутствие у документа, в котором содержатся такие нормы юридического содержания;

    — нормы «мягкого права» являются международно-правовыми.

    Нормы «мягкого права» могут решать различные задачи. Например, регулировать международные отношения с участием субъектов национального права. Экономические, культурные, научно-технические связи осуществляются в основном частными лицами и организациями, которые не могут быть обязаны государством к соответствующей деятельности.

    «Мягкие нормы» вовсе не представляют собой чуждое или негативное явление в международном праве, а являются его необходимым элементом.

    Отличительной особенностью норм «мягкое право» является особый «мягкий» механизм действия, включающий и «мягкую» ответственность. Этот механизм является не юридическим, а политическим. Нарушение нормы «мягкого права» влечет не юридическую, а политическую ответственность. Действие такого рода норм не регулируется правом, что вовсе не означает, что совершаемые на их основе действия могут выходить за рамки права. Это не является исключительно теоретическим выводом. Соответствующие моменты находят достаточно четкое понимание в практике государств.

    Решения международных судебных и арбитражных учреждений.

    В науке международного права существуют полярные точки зрения в отношении судебных решений. Например, для романо-германской правовой системы характерно отрицание за судебными решениями статуса источников международного права, а представители англо-американской наоборот преувеличивают их значение.

    Сторонники признания прецедентов в качестве источников указывают, что решение международных судов констатирует наличие права, что не означает, что они не являются фактическими источниками международного права. Поскольку осуществляя толкование той или иной нормы, суд создает новую. Тем не менее, данная позиция является относительно спорной, поскольку, например, решение Международного Суда ООН обязательно только лишь для сторон, в отношении которых оно вынесено. Однако если анализировать практику применения решений таких судов как Суд Европейских сообществ или Европейского суда по правам человека, то можно сделать вывод о «неограниченности» применения его решений.

    Отнесение решений судов к вспомогательным источникам является справедливым. Как правило, судебное решение используется для установления еще не достаточно ясной нормы международного права.

    Вместе с тем судебные решения имеют большое значение для единообразного толкования и применения международного права. В международных отношениях суды и арбитражи не имеют инстанционности. Каждый орган действует изолировано и создает собственное прецедентное право. Очень часто толкование норм, констатация существования норм международного права данное судом в решении становится неотделимой от международного договора или обычая при их применении. Это даже нашло отражение в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ». Пункт 10 этого Постановления устанавливает, что применение Европейской Конвенции прав человека и основных свобод 1950 г. должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции. В п. 11 подчеркивается обязательность для всех государственных органов РФ, в том числе судов решений Европейского Суда по правам человека.

    studopedia.ru

    Это интересно:

    • Официальный сайт свердловского районного суда города белгорода Свердловский районный суд г. Белгорода Белгородской области До образования Белгородской области в г. Белгороде было два судебных участка: судебный участок №1 и судебный участок №2 . Судебный участок №1 располагался по адресу : ул. Сталина 12 ( сейчас на этом месте […]
    • Опек страны экспортеры нефти Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК ОРГАНИЗАЦИЯ CTPAH-ЭКСПОРТЁРОВ НЕФТИ, ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Соuntries, OPEC), — межправительственная организация, координирующая и унифицирующая нефтяную политику стран-членов и разрабатывающая пути и методы […]
    • Спектакль развод по-мужски театр маяковского отзывы Спектакль развод по-мужски театр маяковского отзывы жанр: Комедия в 2-х актах автор: Нил Саймон продолжительность: 2 ч 30 мин Оскар Медисон Феликс Унгар Мюррей Рой Стиви Винни Сесили Гвендолин Бланш Дети: Алиса Колотинская, Даша […]
    • Опек википедия расшифровка Все о нефти ОПЕК: Организация стран – экспортеров нефти The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и […]
    • Юрист во франции и в германии Юрист во франции и в германии Для звонков из Швейцарии: +4143 508 8595 Окончил в 1969 году Кантональный педагогический институт города Роршах, Ст. Галлен, получив сертификат учителя начальных классов. 1971-1975 г. обучался на юридическом факультете университета города […]
    • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
    • Бланк декларации земельного налога Как заполнять и подавать декларацию по земельному налогу? В соответствии с нормами действующего законодательства, организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых в собственности находятся земельные участки, должна предоставляться налоговая декларация по […]
    • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]