Правило про корни слова

| | 0 Comment

Корень как часть слова

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.
  • Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

    Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

    • 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
    • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
    • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
    • 4) а\ о- расти- росток;
    • 5) е\ и- блестеть- блистать;
    • 6) б\ бл- любовь- люблю;
    • 7) в\ вл- ловить- ловля;
    • 8) м\ мл- ломить- преломление;
    • 9) п\ пл- лупить- луплю;
    • 10) ф\ фл- графить- графлю.

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова

    Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

    Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

    Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

    Чередующиеся гласные в корнях

    Написание гласной зависит от места ударения

    1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

    Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

    Исключения: пригарь, утварь.

    2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.

    Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

    Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

    1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о

    Пример: Касаться, Коснуться

    2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

    Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

    Запомните написание слов: сочетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

    Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

    1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

    Пример: Предлагать, предложение

    Исключение: Полог

    2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.

    Пример: Растение, выращенный, вырос

    Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль

    3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о

    Пример: Проскакать, проскочить

    www.nado5.ru

    2.2. Корень слова

    1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.

    Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).

    2. В сложных словах выделяются два и более корня.

    Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

    3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

    Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

    4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

    Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

    Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

    Чередование сочетаний звуков

    5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

    Ср.: стол , лев , стен а и др.

    Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

    Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

    6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

    Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

    Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

    Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.

    7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

    Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

    licey.net

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    На главную

    Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

    Важнейшие правила правописания.

    Правописание корней.

    к) Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью»: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, бумага промокает; вымокнуть (под дождем), промокательная бумага, промокашка.

    15. Корни с чередованием еи. Для правописания корней с чередованием е — и надо заметить следующее:

    а) Корни, имеющиеся в глаголах соберусобираю, сдерусдираю, постелюпостилаю, умеретьумирать, заперетьзапирать, теретьстирать, прочестьпрочитать, обжечьобжигать, блестетьблистать, пишутся с буквой и (вместо е), когда после корня следует суффикс -а-.

    От перемены приставки в глаголе написание корня, конечно, не меняется: разберуразбираю, выберувыбираю; счестьсчитать, вычестьвычитать и т. д.

    Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

    б) Слова дитя, дитятко, пишутся с буквой и, хотя во множественном числе дети.

    16. Другие случаи чередования. Для правописания важно заметить корни с чередованием
    а (я) — им или а (я) — ин. Сочетания звуков им или ин (с буквой и) бывают в этих корнях в том случае, когда за ними следует суффикс -а-: снятьснимать, сжатьсжимать, примятьприминать, пожатьпожинать, начатьначинать, проклястьпроклинать, распятьраспинать.

    17. Буквы о — ё — у в корнях слов после шипящих. После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё (е), если при изменении слова или образования родственного слова в этом корне появляется е: шёлшедший, жёлтыйжелтеть, шёлкшелка, чёт, зачёт, отчёт, счётвычет, щёгольщеголять, жёлобжелоба, жёлудьжелудей, чёртчерти, шёпотшептать и т. п.

    Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с ё: зажор (затор льда во время ледохода), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть), жом (пресс), жох (пройдоха), джонка (китайская лодка), мажорный (бодрый), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь), шорох, чопорный, чохом (оптом, без счета) и т. п.

    То же правило применено к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнен.

    Примечание 1. Заметьте исключения: принято писать о в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор.

    Примечание 2. В заимствованных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жоке́й, жолнёр, жонглёр, шовини́зм, шокола́д, шоссе́, шофёр, Шотла́ндия; а также в производных словах: жоке́йский, шовини́ст и т.п.

    dictionary.liferus.ru

    Правило про корни слова

    Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 6 класс>>Русский язык: Корень слова. Урок развития речи. Выделение основной мысли текста, озаглавливание текста

    Корень слова. Урок развития речи. Выделение основной мысли текста, озаглавливание текста
    Теория А

    КОРЕНЬ — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов. ОДНОКОРЕННЫЕ (родственные) слова — это слова с общим корнем:

    В слове может быть два корня и больше. Такие слова называются СЛОЖНЫМИ (по-укр.: складні):

    Помните, что однокоренные слова нередко используются как средство связи предложений в тексте.

    1. Закончите предложения.

    1. Корень — это главная часть слова, в которой . . 2. Однокоренные слова — это . . 3. Однокоренные слова нередко используются в тексте как .

    2. Выделите корни в данных рядах слов.

    A. Преодолеть, преодоление, непреодолимый.
    Б. Морозить, замораживать, изморозь, мороженое, разморозить.
    B. Учитель, училище, поучиться, учебник, учёный, ученик.
    Г. Выходка, всходы, заходить, переход, обход, ходики.

    3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите, с помощью каких однокоренных слов связаны данные предложения.

    Катя уч..тся в новой школ.. . Ей очень нравится школьная библиотека. А ещё Катя очень любит ухаж..вать за цветами на пришкол..ном участке.

    4. Устраните недочёты в употреблении однокоренных слов.

    1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Проходят мимо станции товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скоростной экспресс. 3. Глубина тёмного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все ученики своевременно выполнили заданное задание. 5. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

    5. Составьте небольшие тексты на тему «На уроке» («В мастерской»), используя однокоренные слова для связи предложений.

    Д л я с п р а в о к: учитель, учить, учебник, ученики, учащиеся; чинить, починка, починить.

    Чтобы найти корень слова, надо подобрать родственные (однокоренные) слова. Так, в словах корень -иск-; в словах — корень -ум-.
    Есть слова с корнями, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.

    6. восстановите порядок действий при выделении корня.

    Чтобы найти корень слова, надо выделить общую морфему и подобрать родственные (однокоренные) слова.

    Следуя указанному выше порядку, найдите корни слов.

    Пришкольный, учебник, ученик, русский.

    7. Найдите лишнее слово. Свой выбор обоснуйте. При необходимости обратитесь к толковому словарю. К каждому слову, которое оказалось лишним, подберите однокоренные слова.

    А. Подножный, нога, подножка, ножик, ножка.
    Б. Положение, приложить, ложечник, полагаться.

    8. Прочитайте диалог. В чём кроется его юмористический смысл?

    РОДСТВЕННИКИ
    — Вы кто такие?
    — Я Гусь, это — Гусыня, это — наши Гусята. А ты кто?
    — А я ваша тётя — Гусеница.

    УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

    Хлеб. Один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Хлеб рождён нашей прекрасной землёй, нашими широкими реками и тихими озёрами, чистым воздухом голубых небес и жарким, животворящим огнём. Хлеб создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, тяжёлой — «в поте лица своего», самой нужной в мире работой.

    Рождение хлеба — всегда чудо: и много веков назад, когда далёкие наши предки впервые отведали обугленные на кострах комки твёрдой зерновой каши — прародительницы первого хлеба, и в наши дни, когда на огромных хлебозаводах мощные печные агрегаты непрерывно выносят из своих недр золотистые потоки пшеничных калачей, батонов, булок, глянцевато-коричневых караваев и буханок ржаного хлеба. Днём и ночью работают хлебозаводы, днём и ночью происходит сотворение великого продукта, от которого и сегодня зависит жизнь на земле.

    Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней.

    Одно из самых ярких воспоминаний о детстве — ломоть хлеба из ласковых рук матери. Это мог быть чёрный ломоть военного хлеба, замешанный на слезах и горе человеческом, это могла быть сдобная булочка мирных лет, ароматная лепёшка, необычайно вкусный бублик или сладкий сухарик. Бесспорно одно: каждый из нас на всю жизнь сохраняет память о своём первом хлебе. И чем труднее доставался нашим родителям хлеб, тем слаще и теплее воспоминания о нём.

    Можно без преувеличения сказать, что хлеб является вечным продуктом, мерилом достатка людей, символом национального богатства, одним из самых надёжных средств борьбы человека с голодом, болезнями, преждевременной старостью.

    Хлеб неизменно присутствует на нашем столе и в будни, и в праздники. Он сопровождает нас в путешествиях, поездках, дальних походах. И он никогда не приедается, никогда не надоедает — это удивительное свойство хлеба. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? Или о том, насколько беднее был бы наш стол, если бы его не украшал хлеб?

    В каждом ломте хлеба — труд миллионов людей: трактористов и агрономов, комбайнеров и мелиораторов, металлургов и машиностроителей, селекционеров и генетиков, микробиологов и биохимиков, хранителей зерна и мукомолов, дрож-жевиков и пекарей, водителей хлебных фургонов, продавцов булочных — людей многих профессий, но одного конвейера.

    Возьмите в руки ломоть хлеба — вдохните тончайшей, ни с чем не сравнимый хлебный аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, святое отношение к этому замечательному продукту, носителю и продолжателю жизни на земле.
    (В. Патт)

    9. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его.

    10. Определите тип речи (описание, рассуждение, повествование). Свою мысль обоснуйте.

    11. Выпишите из текста слова и словосочетания, соответствующие украинским, и прочитайте их.

    Дивовижний продукт, наші далекі пращури, глянсовий, кусень чорного хліба, пшеничні калачі, житній хліб, ароматний корж, здобна булочка, бідніший був би стіл.

    12. Найдите в тексте названия хлебобулочных изделий. Доползите этот список своими примерами.

    13. Выпишите из текста синонимы к словамеда, есть (принимать пищу).

    14. Определите значения слов по их составу.

    О б р а з е ц.

    Хлебороб, хлебозавод, хлебопекарня, хлебопёк, хлебоуборка.

    Почему хлеб — один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых надёжных видов пищи на земле?

    Каким был хлеб у первобытных людей? Как сегодня пекут хлеб?

    Люди каких профессий причастны к производству хлеба?

    Почему публицист Виталий Патт говорит о хлебе возвышенно и торжественно? Какие слова эту возвышенность подчёркивают?

    Можно ли сказать, что автор не только информирует читателей, но и призывает их бережно относиться к хлебу? Свой ответ обоснуйте.

    Где этот текст будет наиболее уместным — в разговорной речи, в художественном произведении или в газете (журнале)?

    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Скачать конспекты, школьный план, открытый урок русского языка, учебники скачать бесплатно, рефераты онлайн, готовые домашние задания

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

    edufuture.biz

    Что такое корень слова: определение, примеры, правила

    О том, что такое корень слова, знать необходимо для того, что безошибочно делать морфемный разбор. Кроме того, от данного понятия русского языка зависит и корректное написание многих орфограмм, потому что правила гласят, что необходимо подобрать однокоренные слова. Что это такое? Расскажем в данной статье.

    Корень слова: определение понятия

    Любое слово русского языка можно расчленить на морфемы — значимые части. Одни из них заключают в себе грамматическое содержание, другие – лексическое. К последним и относится корень. Именно в этой части заключено лексическое значение.

    Корень слова – это основная его часть. Действительно, лексема может существовать без приставки, суффикса, иметь нулевую флексию. А вот без корня это будет ничего не значащий набор букв или символов.

    Приведем пример: в словах «заводь», «водный» есть приставка и суффикс, соответственно. Если мы уберем их, значение «нечто, связанное с водой» останется. А вот если убрать корень -вод-, то они перестанут быть таковыми. Таким образом, мы доказали, что именно корень – носитель основного смысла.

    Эта морфема может быть свободной (существовать без других частей) и связанной (не иметь смысла без приставок, окончаний и суффиксов). Так, корень лексемы «забегать» – свободный (бег – значение слова можно определить), а вот у лексемы «вить» корень связанный -в-, потому что отдельно без флексии и суффикса — это просто ничего не значащий слог.

    Слово без корня

    Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: «вынуть». Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.

    Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому – «вынять». Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как «сунуть», «дунуть», «тронуть». По аналогии с ними изменился и «вынять» – он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.

    Какие слова являются однокоренными

    Однокоренные слова – это те, которые в составе имеют один и тот же корень, лексическое значение у них также схоже. Лексемы «беда» – «бедный» – «бедность» – «обеднеть» – однокоренные, потому что имеют одинаковый корень -бед-, обозначающий несчастье, обездоленность.

    Приведем еще пример: корень слова «искать» совпадает с морфемами в словах «поиск», «разыскивать», «поисковик», «заискивать». Таким образом, все эти лексемы – однокоренные.

    Однокоренные слова таят в себе угрозу сделать ошибку при их идентификации. Следует четко понимать, что у них помимо одинаковой общей части должно быть и схожее значение. К примеру, в словах «водить» и «подводник» корень один и тот же, -вод-. Однако, значение у данных слов разнится: водить – управлять транспортным средством, а подводник – тот, кто работает под водой. Таким образом, данные омонимичные корни не образуют пару однокоренных слов.

    Также ошибкой будет выделять как однокоренные слова формы одного и того же слова: «нянчить» – «нянчила» – «нянчили». Это лишь глагол нянчить, употребленный в форме единственного или множественного числа и женского рода.

    Как искать корень слова

    Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.

    Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: «свет» – «светлый» – «светить» – «светло»; «зелень» – «зеленый» – «зеленеть» – «зелено»; «мир» – «мировой» – «мирить» – «мирно».

    Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.

    Например, в слове «подорожник» приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

    Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.

    Собирать – собрать – соберу.

    Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

    www.syl.ru

    Это интересно:

    • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
    • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]
    • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
    • Расчет осаго в костроме Расчет осаго в костроме Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного средства от […]
    • Региональный материнский капитал москвы в 2018 году Материнский капитал в Москве Столичные родители могут получить маткапитал по федеральной программе. Вместо регионального семейного капитала, который действует в других регионах страны, москвичам положены единовременные выплаты на каждого ребенка, начиная с […]
    • Субсидия правительства москвы для малого бизнеса Какие предоставляются субсидии для МСП и как их получить? Какие предоставляются субсидии для МСП и как их получить? Городские и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса предоставляют московским предпринимателям и организациям возможность получить […]
    • База для расчета налога на недвижимость Налоговики рассказали об особенностях исчисления налога на имущество физлиц за 2016 год Как разъяснили представители ФНС России на своем официальном сайте, с 1 января 2015 года на территории Москвы налог на имущество физлиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости […]
    • Коллекторы финанс Вся правда о коллекторах агентства «МБА Финансы» Миссия коллекторов «МБА Финансы» заключается в борьбе с задолженностью по кредитованию, коммунальным счетам, услугам связи и другим финансовым услугам. Представители данной компании описывают свои принципы деятельности на […]