Обязательство по законам ману

| | 0 Comment

Законы Ману

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности :

  • получение милостыни;
  • Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

  • договор найма рабочей силы;
  • договор аренды земли;
  • договор купли-продажи;
  • В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

    В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

    5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

    • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.
    • Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    • государственные преступления;
    • преступления против собственности;
    • На первом месте стоят государственные — служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

      Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

      Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

      Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

      6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

      1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

    • завоевание;
    • исполнение работы;
    • давность владения (10 лет).
    • договор займа;
    • Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

      Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации — землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

      Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

      Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

    • рецидив;
    • соучастие;
    • принцип талиона («мера за меру»);
    • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
    • преступления, посягающие на семейные отношения.
    • К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

      Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний , в том числе:

    • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
    • штрафы;
    • тюремное заключение.

    Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

  • наследование;
  • получение в виде дара или находка;
  • покупка;
  • ростовщичество;
  • 3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения . В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

  • договор дарения.
  • Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

    Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

  • формы вины;
  • ордалии (суд богов);
  • Виды преступлений , называемых Законами Ману:

  • преступления против личности;
  • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
  • изгнание;
  • При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

    opokar.peterlife.ru

    Основные черты права

    В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются законы Many, носящие имя мифического прародителя людей Ману.

    Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

    Собственность и обязательства

    В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

    При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – только для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. В жизни, конечно, это не всегда строго соблюдалось.

    В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как по давности владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

    Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник ноля засевает чужое ноле своими семенами, то он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняли и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.

    В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров относительно границ между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей, которые также имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

    Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров – договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые па земледельческих работах, получали десятую часть урожая, в скотоводстве – десятую часть масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось.

    Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.

    Известен был в Древней Индии и договор аренды земли, который приобрел значение и получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

    Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговли людьми. При этом торговля рассматривалась как занятие не для высших каст.

    Упоминается в законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Соглашение считалось недействительным, если было заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

    Законам Ману известны были и обязательства вследствие причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    studme.org

    Это интересно:

    • Пособие по истории epub Читать онлайн "История России. Учебное пособие" автора Авторов коллектив - RuLit - Страница 1 История России. Учебное пособие для вузов Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных […]
    • Система счисления это совокупность правил Система счисления это совокупность правил Система счисления - это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Количество цифр, необходимых для записи числа в системе, называют основанием системы счисления. Основание системы записывается в […]
    • Приказ ловчий ПРИКАЗ ЛОВЧИЙ Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. — М.: Крафт+ . А. Р. Андреев . 2001 . Смотреть что такое "ПРИКАЗ ЛОВЧИЙ" в других словарях: Ловчий приказ — заведовал звериной охотой. Неволин полагает, что возник он с учреждением звания […]
    • Графическое пособие Рельефно-графическое пособие «Путешествие по железной дороге» представили сотрудники специальной библиотеки для слепых на всероссийском конкурсе Вологодская областная специальная библиотека для слепых стала участником IX Всероссийского конкурса на лучшее издание для […]
    • С приказом 535 фнс россии Приказ Федеральной налоговой службы от 12 апреля 2017 г. № ММВ-7-6/305@ “О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@” В целях обеспечения унификации информационного взаимодействия в электронном виде между налогоплательщиками и налоговыми органами […]
    • Приказ о проведении государственной итоговой аттестации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 декабря 2013 г. N 1394 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" Изменения и […]
    • Правила пожбезопасности в рф Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01–03) Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01–03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313) Похожие главы из других книг Раздел VIII. ЗАПАС ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЛУЖБЫ […]
    • Ст20 закона о въезде и выезде из рф Ст 20 закона о выезде из рф и въезде в с ребенком Ст 20 закона о порядке выезда из рф и въезда в Транзитная виза выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию в соответствии с настоящим Федеральным законом. Глава V. […]