Энгельс возникновение частной собственности

| | 0 Comment

Происхождение семьи, частной собственности и государства

Цитаты из статьи «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884 (автор Фридрих Энгельс)

  • Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию — иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.
  • Групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
  • Заключение брака в современной нам буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители по-прежнему подыскивают юному буржуазному сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа, пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены. Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств. В протестантских странах, напротив, буржуазному сынку, как правило, предоставляется большая или меньшая свобода выбирать себе жену из своего класса; поэтому основой для заключения брака может служить в известной степени любовь, как это, приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем. [. ] Но и в том и в другом случае брак обусловливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчету.
  • Не лучше обстоит дело с юридическим равноправием мужчины и женщины в браке. Правовое неравенство обоих, унаследованное нами от прежних общественных отношений, — не причина, а результат экономического угнетения женщины. В старом коммунистическом домашнем хозяйстве, охватывавшем много брачных пар с их детьми, вверенное женщинам ведение этого хозяйства было столь же общественным, необходимым для общества родом деятельности, как и добывание мужчинами средств пропитания. С возникновением патриархальной семьи и еще более — моногамной индивидуальной семьи положение изменилось. Ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества. Оно стало частным занятием, жена сделалась главной служанкой, была устранена от участия в общественном производстве. Только крупная промышленность нашего времени вновь открыла ей — да и то лишь пролетарке — путь к общественному производству. Но при этом, если она выполняет свои частные обязанности по обслуживанию семьи, она остается вне общественного производства и не может ничего заработать, а если она хочет участвовать в общественном труде и иметь самостоятельный заработок, то она не в состоянии выполнять семейные обязанности. И в этом отношении положение женщины одинаково как на фабрике, так и во всех областях деятельности, вплоть до медицины и адвокатуры.
  • Нерасторжимость брака уже в настоящее время нарушается в тысячах случаев. Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать.
  • Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним.
  • Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины, а современное общество — это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул. Муж в настоящее время должен в большинстве случаев добывать деньги, быть кормильцем семьи, по крайней мере в среде имущих классов, и это дает ему господствующее положение, которое ни в каких особых юридических привилегиях не нуждается. Он в семье — буржуа, жена представляет пролетариат. Но в области промышленности специфический характер тяготеющего над пролетариатом экономического гнета выступает со всей своей резкостью только после того, как устранены все признанные законом особые привилегии класса капиталистов и установлено полное юридическое равноправие обоих классов; демократическая республика не уничтожает противоположности обоих классов — она, напротив, лишь создает почву, на которой развертывается борьба за разрешение этой противоположности. Равным образом, своеобразный характер господства мужа над женой в современной семье и необходимость установления действительного общественного равенства для обоих, а также способ достижения этого только тогда выступят в полном свете, когда супруги юридически станут вполне равноправными. Тогда обнаружится, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества.
  • Согласно буржуазному пониманию, брак был договором, юридической сделкой, и притом самой важной из всех, так как она на всю жизнь определяла судьбу тела и души двух человек. В ту пору формально сделка эта, правда, заключалась добровольно; без согласия сторон дело не решалось. Но слишком хорошо было известно, как получалось это согласие и кто фактически заключал брак.
  • Среди женщин проституция развращает только тех несчастных, которые становятся ее жертвами, да и их далеко не в той степени, как это обычно полагают. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер.

ru.m.wikiquote.org

О работе К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

О работе К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Работа К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» одно из основных произведений марксизма. В этой работе дан научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрыт процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, показаны общие черты этого общества, выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно – экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказана историческая неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового коммунистического общества.

Ф.Энгельс сделал обзор развития взглядов на историю семьи от Баховена до Моргана и добавил некоторые разделы и также Энгельс заново переработал экономические обоснования Моргана.

Ф.Энгельс исследовании Моргана сделал критические замечания которые относятся к этой теме: « Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но оно само бывает двоякого рода. С одной стороны производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого инструментов; с другой стороны производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи определенной страны, обуславливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда , с другой – семьи . Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой основанной на родовых связях структуры общества все больше развивается производительность труда, а вместе с ней – частная собственность обмен ,имущественные различия , возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течении поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока наконец, несовместимость того и другого приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых обледенениях , взрывается в результате столкновения новооброзовывавшихся общественных классов; его место занимает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, — общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развиваются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писанной истории вплоть до нашего времени.»

Изучение семьи начинается с 1861 года, когда в свет вышла работа Баховена « Материнское право». Автор выдвинул в этой работе следующие положения:

у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил выражением «гетеризм»,

такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии – согласно материнскому праву, — как первоначально это и было у всех народов древности ;

вследствие этого женщины как матери, единственно известные родители молодого поколения и они пользовались уважением и почетом, доходившим, по мнению Бахофена до полного господства женщин;

Доказательство этих положений Бахофен находит в цитатах классической литературы древности. Развитие «гетеризма» от материнского права к отцовскому происходит, по его мнению, как вследствие религиозных представлений, появления новых божеств, новых воззрений, в традиционных богов, олицетворявших старые взгляды, оттесняются на задний план первыми. Таким образом, не развитие действительных условий жизни людей, а религиозное отражение этих условий в головах тех же людей вызвало, по Бахофену, исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины.

Эта книга была написана Энгельсом в течение двух месяцев. Разбирая рукописи Маркса, Энгельс обнаружил подробный конспект книги американского ученого Л.Г.Моргана «древнее общество», составленный Марксом в 1880 — 1881 гг. и содержащий много критики и собственных положений, а также дополнений из других источников Прочитав конспект и убедившись в том ,что книга Моргана подтверждает выработанное Марксом материалистическое понимание истории и первобытное общество. Энгельс счел необходимым написать специальную работу, широко использовав замечания Маркса, а также некоторые выводы и фактический материал, содержавшийся в книге Моргана. Энгельс рассматривал это как «в известной мере выполнение завещания» Маркса.

В основе социально – экономических факторов развития лежат первобытное общество, неолитическая революция ,общественное разделения труда, подъем производительности труда и орудий труда также появление прибыли и частной собственности.

Морган был первый, попытался внести в предысторию человечества в определенную систему. Эта система состоит из трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации. Каждую из этих двух первых эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом производства и средств жизни.

Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических лесах. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.

Средняя ступень. Начинается с введения рыбной пищи и с применением огня. Но с этой новой пищей они люди стали независимыми от климата и местности; они могли уже расселятся на большом расстоянии. Заселение новых мест и постоянное стремление к поискам, в соединение с обладанием с огнем, добывающийся трением, доставляли новые средства питания.

Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из обычной отраслей труда. Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством можно найти некоторые зачатки поселения деревнями, известную ступень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество каменные орудия . Огонь и каменный топор уже дают возможность делать лодки и изготовлять бревна и доски для постройки жилища.

Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства. Оно было обязано своим возникновением обмазыванием плетенных сосудов глиной с целью сделать их огнеупорными.

Характерной особенностью этого периода является приручение и разведение животных и возделывание растений. Восточный материк, так называемый Старый свет, обладал почти всеми пригодными для разведения видами животных и видами злаков, кроме одного; западный материк, Америка, из всех поддающихся приручению животных только ламой, а из культурных злаков только одним – маисом. Вследствие этого различия в природных и условиях население каждого полушария развивается по своему собственному сценарию, и межевые знаки на границах отдельных ступеней развития становятся разными для каждого из полушарий.

Средняя ступень, На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения и употребления построек из адобов и камня. Приручение стад и образования крупных стад вело к пастушеской жизни. Возделывание злаков было вызвано, прежде всего, потребностью в корме для скота и только в последствии стало важным источником питания для людей.

Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате буквенного письма и применения его записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии , более богата успехами в области производства , чем все предыдущие ступени. К ней принадлежат греки героической эпохи, итальянские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов.

Произошло изобретение железного плуга, топора, лопаты; благодаря этому земледелие стало в большом размере, полеводство, увеличение жизненных припасов. Начался также быстрый рост населения, которое стало более густым на небольших пространствах, появляются задатки центрального управления. Появились железные орудия, обработка металлов, переходящие в художественное ремесло, зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями, гомеровский эпохи вся мифология – вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию.

3 Социальные факторы.

Варварство – период ведения скотоводства и земледелия, период овладением методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности . Цивилизация – период введения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности и искусства.

Возникнув на средней ступени дикости и продолжавшиеся развиваться на высшей ступени, род, насколько позволяет судить источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства. Родовой строй – это простая организация вполне соответствует общественным условиям, из которых он возник. Он представляет собой естественно выросшую структуру; он в состоянии улаживать все конфликты, которые могут возникнуть внутри такого общества. Величие родового строя, но вместе с тем его ограниченность проявляется в том, что здесь нет господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями. Разделение труда – естественного происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды. Каждый является собственником изготовленных и употребляемых им орудий труда. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. Здесь, таким образом, существует придуманная юристами и экономистами цивилизованного общества « собственность, добытая собственным трудом», на которое опирается современная капиталистическая собственность. У некоторых наиболее передовых племен – арийцев, семитов, туранцев – главной отраслью труда сделалось сначала приручение скота ,а потом разведение за ним. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров – это было первым разделением труда. На этой ступени развития обмен мог возникнуть только в нутрии племени. Первоначально обмен производился между племенами посредством родовых старейшин каждой стороны. Главный предмет обмена, был скот, скот сделался товаром, посредством которого оценивали все другие товары.

На следующей ступени произошло крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности влекло за собой рабство. Из первого крупного разделения труда возникло и первые два класса – господ и рабов. Появилось потребность в привлечении рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов.

На высшей ступени варварства человеку стало служить железо. Оно сделало полеводство на более крупных площадях. Богатство быстро возрастало, но и как богатство отдельных лиц. Возрастала степень разнообразия и совершенства ремесел, столь разнообразная деятельность не могла уже выполнятся одним лицом. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на две крупные отрасли возникает товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не в нутрии племени, а с заморскими странами. Золото становится преобладающим товаром – деньгами, их еще не чеканят, а обменивают по весу.

Различие между богатыми и бедными выступает наряду с различием между свободными и рабами, — с новым разделением труда возникает новое разделение общества на классы. Имущественные различия между отдельными главами семей взрывают старую коммунистическую общину везде, где она сохранилась; вместе с ней исчезает, и совместная обработка земли средствами этой общины пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям – сначала на время потом на всегда. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества. Союз родственных племен становится повсюду необходимостью, делается необходимым даже их слияние и тем самым слияние отдельных племенных территорией в одну общую территорию всего народа. Появляется народное собрание. Военачальник, совет, народное собрание, образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Война становится регулярной. Богатство соседей возбуждают жадность народов. Они варвары: грабеж им кажется более легким, чем труд. Война, которую раньше вели только, чтобы отомстить за нападения или для расширения территорий, приобретает форму грабежа, становится постоянным промыслом. Недаром высятся грозные стены вокруг городов: в их рвах зияет могила родового строя, их башни достигают уже цивилизации. Тоже самое происходит и в нутрии общества.

Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, как и его приближенных; установленное обычаем избрание их приемников из одних и тех же семей переходит в наследственную власть, закладываются основы наследственной королевской власти. Органы рода отрываются от своих корней и постепенно превращаются в цивилизацию.

В этих трех эпохах: дикости, варварства и цивилизации прослеживается процесс постепенной эволюции в социальной и политической сфере общественной жизни родового общества. Так, здесь проявляется антагонизм и дифференция.

Антагонизм – это одна из форм противоречий, непримиримой борьбы между разными силами, классами, борьбой между разным политическим строем. С возникновения общества, начиная с эпохи дикости по цивилизацию, происходит борьба между классами в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом строях в формациях к социализму, показательно, что антагонизм разрешается путем классовой борьбы, формы собственности. Содержание антагонизма определяется конкретно – историческими условиями их развития.

Дифференция – это расчленение в процессе эволюции Единой группы на две несколько групп, приводит к возникновению новой группы. Неизбежно сопровождается возникновением иерархической системы формируя классы, разных видов власти. Связанна с интеграцией ; становится в своих жизненных проявлениях более сложным, отдельные части гармонично дополняют друг друга и возникает возможность эволюции.

В результате дифференции происходит расчленение социального целого, ведет к образованию рационализации норм , ценностей , отношений. Наличное составляющие ведет к возникновению различных классов и социальных ролей. Связана с разделением труда, сферой производства, взаимоотношениями в нутрии общества, выделением отдельных сфер общества.

Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством.

Цивилизация усиливает все возникшие до нее виды разделения труда, путем противоположности между городом и деревней. Создается новый класс – купечество, это класс, который не принимая участия в производстве, экономически подчиняет себе производителей, становится их посредником и быстро приобретает богатство. В период цивилизации подчиняет себе производство, пока, не создается периодические торговые кризисы. Появляются металлические деньги, чеканная монета – новое средство господство непроизводителя над производителем. Был открыт товар товаров, который превращался в любой товар. Вслед за покупкой товаров на деньги появляется денежные ссуды, а вместе с ними – процент и ростовщичество.

Государство поднимается на развалинах родового строя. Афины представляют собой чистую классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового общества. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженной бесправным обществом. У германских победителей Рима государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не создает никаких средств.

Итак ,государство никаким не представляет собой силы ,извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стаи развития; государство есть признание, что общество запуталось, раскололось нанепримеримые противоположности, классы. А чтобы эти противоположности не пожрали друг друга необходима сила, стоявшая над обществом, сила, которая умеряла столкновение, держала его в границах порядка. Эта сила, происшедшая из общества и есть государство.

По сравнению со старой родовой организацией государство отличается:

разделением подданных государства по территориальным делениям

учреждение публичной власти, которое уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооруженная сила. Эта особая публичная власть необходима, потому, самодействующая сила армии сделалась невозможной со времени раскола населения на классы.

Появились взносы граждан – налоги. Они небыли известны родовому обществу,, займы, государственные долги.

Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих этих столкновениях, то государство является самым могущественным политическим классом эксплотирует все другие классы. Государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него. На определенной ступени развития, которая необходимо связанна была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся к такой ступени развития производства, когда классы станут помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они возникли в прошлом. С исчезновение классов исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного и свободного уважения , с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если они могли завоевать его, они должны добывать уважение путем исключительных законов, в силу которых они приобретают святость и неприкосновенность. Самый могущественный монарх или государственный деятель мог бы позавидовать тому не из под палки приобретенного уважения, которое оказывали самому незначительному старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены представлять нечто вне его и над ним.

С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им таким умелым, что это богатство неодолимой силой, противостоящей народу. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, ели только прогресс не останется в будущем. Если богатство единственная конечная цель, угрожает людям гибелью. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой стремятся опыт, разум и наука.

Итак, согласно сказанному, цивилизация является ступенью общественного развития, на которой разделение труда и вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе.

Производство на всех остальных предшествующих ступенях общественного развития было по существу коллективным, равным образом и потребление сводилось к прямому распределению продуктов внутри больших коммунистических общин. Это коллективный характер производства осуществляется в самих узких рамках, но он влек за собой господство производителей над своим производственным процессом продуктом производства. Они знают что делается с продуктом: они потребляют его, он не выходит из их рук, и пока производство ведется на этой основе, оно не может перерасти производителей, не может породить чуждые им силы, как это бывает в эпоху цивилизации.

Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация, экономически характеризуется:

Введением денег, капитала ,ростовщичества;

Появление купцов как посреднического класса между производителями;

Возникновением частной собственности на землю;

появление рабского труда как господствующей формы производства.

Итак, основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, то все ее противоречия совершаются в развитии. Всякое благо для одних является злом для других, всякое новое освобождение одного класса – новым угнетением для другого.

Ф.Энгельс « Происхождение семьи, частной собственности и государства» Москва 1985 год.

www.km.ru

«Происхождение семьи, частной собственности и государства»

К числу самых замечательных произведений марксизма принадлежит написанная Энгельсом в 1884 г. классическая работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ленин писал об этом труде, что это — одно из основных произведений научного социализма.

Не являясь исключительно экономической работой, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» содержит постановку и развитие целого ряда экономических вопросов и является образцом того, как следует применять теорию в качестве орудия анализа конкретного исторического материала. На основе изучения и обобщения огромного исторического материала Энгельс показывает в этой работе процесс возникновения и развития частной собственности, классов и государства.

И для историка и для экономиста огромный интерес и значение имеет его блестящий анализ экономических процессов, лежащих в основе развития общества.

На заре человеческой истории люди обладали лишь примитивными орудиями труда и могли только общими усилиями бороться за свое существование. Средства производства находились в общественной собственности, эксплуатации человека человеком не было. Разделение труда и рост производительности труда приводят к возникновению обмена. С развитием обмена неизбежно возникает имущественное неравенство внутри общества — появляются богатые и бедные, возникает частная собственность, общество раскалывается на классы.

«. Все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней — частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий».

Энгельс доказал, что на первых ступенях общественного развития не было государства, оно возникает с появлением классов как орган господства одного класса над другим. Таким образом, государство является институтом историческим, возникшим на определенной ступени развития общества, как продукт классовых противоречий.

Экономически господствующий класс при помощи государства приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев для подавления рабов, феодальное — орудием дворян для подавления крепостных и зависимых крестьян, буржуазное государство — «орудие эксплуатации наемного труда капиталом».

Но классы не будут существовать вечно, они так же неизбежно исчезнут, как и появятся. «С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».
Свое дальнейшее, развитие эти идеи получили в работах В. И. Ленина и его учеников.

В последние годы своей жизни Энгельс написал ряд других небольших работ. В частности, в связи с повторным изданием тех или иных работ Маркса он написал ряд предисловий к ним. Необходимость их написания вызывалась клеветнической кампанией буржуазной печати в адрес Маркса, в связи с которой Энгельс отстаивал идеи своего великого друга, давал отпор всяческим попыткам умалить их величие и доказывал их значение как открытий, означавших революционный переворот в экономической теории.

Источник: История экономических учений, М., 1963

www.ekoslovar.ru

Это интересно:

  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Как уменьшить алименты на детей от первого брака Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке Часто бывает так, что после расторжения брака один из бывших супругов вступает в новый брак. Во втором браке, как и в первом, тоже рождаются дети, которых нужно обеспечивать. Это не значит, что после рождения второго […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
  • Правила перевозки багажа ручная кладь Что можно провозить в ручной клади в самолете? Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа и без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель; папка для […]
  • Что полагается за третьего ребенка матери одиночке Мать-одиночка: льготы и пособия в 2018 году Понятие «одинокая мама» отличается в трудовом и социальном праве. В большинстве случаев под определением «мать-одиночка» понимается женщина, у которой в документах ребенка не указан отец (или указан с ее слов). Дополнительные […]
  • Соглашение о переходе прав собственности Передача права собственности на квартиру родственнику Содержание Согласно ст. 209 ГК РФ, право собственности на имущество дает возможность гражданину осуществлять владение, распоряжение, пользование принадлежащими ему активами. При этом право собственности обозначает […]
  • Разрешения на охоту с оружием Разрешение на охотничье оружие (лицензия): порядок получения, документы Разрешение на охотничье оружие – документ, получаемый в лицензионно-разрешительном отделе (ЛРО), без которого человек не имеет права на использование охотничьего ружья. Разрешение не может быть выдано […]
  • Заявление в росздравнадзор Электронные сервисы Счетчик обращений граждан Кабинет заявителя (Информация о ходе рассмотрения документов, поданных на регистрацию медицинских изделий) Шаг 1: Укажите критерий поиска по входящему номеру и дате заявления о регистрации / ВИРД (внесение изменений в […]