Законы с кладами

| | 0 Comment

Статья 233 ГК РФ. Клад (действующая редакция)

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Комментарий к ст. 233 ГК РФ

1. Под кладом следует понимать имущество в виде денег или ценных предметов, которые зарыты в земле либо скрыты другим образом. Обратим внимание на то, что кладом исходя из п. 1 комментируемой статьи может быть не любое имущество, а только деньги и ценные предметы. Легального определения понятия «ценные предметы» нет, однако полагаем, что под ними можно понимать имущество, которое является значимым для лица, его сокрывшего, а также для лица, его обнаружившего, и общества в целом. Таким образом, иное имущество, не относящееся к деньгам и ценным предметам, но при этом также зарытое в земле или иным способом сокрытое, кладом не является.

Клад может быть двух видов, в зависимости от чего определяется порядок приобретения на него права собственности:

1) имущество, относящееся к культурным ценностям;

2) иное имущество, относящееся к деньгам или ценным предметам.

В случае если имущество относится к первому виду и его собственник не известен либо утратил на него право собственности, обнаруженные культурные ценности поступают в государственную собственность. Если имущество не является культурной ценностью, то оно поступает в собственность того лица, который является собственником земельного участка или иного объекта, в пределах которого был обнаружен клад. Однако если клад был обнаружен лицом, не являющимся собственником земельного участка или иного объекта, то клад поступает в собственность также лица, обнаружившего данный клад.

Аналогичный порядок п. 1 комментируемой статьи предусмотрен также и для имущества, которое является культурной ценностью. Поскольку такое имущество поступает в собственность государства, лицу, обнаружившему данное имущество, и лицу, в чьей собственности находится земельный участок или иной объект, в пределах которого было обнаружено данное имущество, предоставляется право на получение вознаграждения. Вознаграждение в данном случае представляет собой выплату денежных средств вышеуказанным лицам или лицу в размере пятидесяти процентов от стоимости вклада. Поскольку в данном случае имущество в целом переходит в собственность государства, то в целях определения стоимости этого имущества проводится его оценка. Так, например, в Республике Марий Эл было удовлетворено исковое заявление гражданина к Министерству финансов РФ, Министерству культуры РФ о взыскании вознаграждения за обнаружение клада из 818 монет, относящихся к памятникам истории и культуры. Данное имущество было передано гражданином сотрудникам полиции, а впоследствии в собственность Республики Марий Эл. Однако суд посчитал, что тот факт, что впоследствии сотрудниками полиции имущество не передано Минкультуры России либо Росимуществу, не может влиять на возникшее у истца право на получение вознаграждения, обязательство по его выплате лежит именно на Министерстве финансов РФ как финансовом органе государства.

По общему правилу вознаграждение, а также обнаруженное в качестве вклада имущество поступает вышеуказанным лицам в равных долях, однако соглашение между ними (устное либо письменное) может предусматривать и иные условия, например, если обнаруженное имущество является неделимым, то одному из лиц могут быть выплачены денежные средства пропорционально определенной доли в стоимости этого имущества.

Если лица обнаружили клад в результате проведения ими поисков и раскопок на земельном участке или ином объекте, который им не принадлежит, без согласия собственника данного земельного участка, то они лишаются права на получение части этого имущества и вознаграждения как лица, обнаружившие клад. В этом случае клад либо вознаграждение за него поступают полностью в собственность лица, которое является собственником земельного участка или иного объекта, на котором этот клад был обнаружен.

2. В случае если клад был обнаружен лицами, которые в силу своих должностных и трудовых обязанностей проводили раскопки и поиск зарытых или сокрытых вещей, они лишаются права на получение в собственность данного имущества или вознаграждения в силу того, что им за их работу (их действия) выплачивается заработная плата.

3. Применимое законодательство:

— Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 N 311.

4. Судебная практика:

— Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 05.06.2014 по делу N 33-1028/2014.

www.zakonrf.info

Законы о кладах: где-то можно разбогатеть, а где-то и в тюрьме оказаться

Искать клады интересно, увлекательно, полезно с точки заполнения пробелов в истории и восполнения культурных ценностей. Но прежде всего, искать клады выгодно. Во всяком случае, сложилось такое мнение. Хотя выгодность поисков и нахождения кладов — это вопрос неоднозначный не в последнюю очередь и с юридической точки зрения. Возможно, для некоторых потенциальных кладоискателей это окажется сюрпризом, но все вопросы, касающиеся кладов, регулируются законом, и лучше заранее ознакомиться с законами тех стран, где есть надежда и намерение заполучить клад.

Легко запутаться

Поиск кладов в Российской Федерации. Прежде всего, поиск кладов Поиск кладов: когда манят сокровища российскими законами не запрещён — и это уже немалое достижение. Более того, в России человек может законно искать, находить клад и даже претендовать на половину от его стоимости. Однако существует множество нюансов и оговорок. В первую очередь, закон запрещает изымать клады из земли, если они находятся на территории археологических, природных, отдельных исторических памятников, архитектурных ансамблей и достопримечательностей, исторических поселений. Нарушителю соответствующих положений закона грозят крупные денежные штрафы, а в случае установленного серьёзного ущерба, нанесённого охраняемым памятникам, наказание может составить тюремное заключение сроком до пяти лет.

Также большое значение имеет место, где именно искать, находить и изымать клад. Найденные на принадлежащей самому кладоискателю недвижимости ценности оцениваются и затем половина от установленной стоимостью отходит нашедшему, половину забирает государство. Если же экспертиза установит, что предметы в кладе не представляют художественно и исторической ценности, то клад полностью становится собственностью нашедшего. Наиболее распространённый вариант это когда кладоискатель находит на объекте недвижимости, принадлежащем какому-то собственнику — в этом случае государство забирает свою долю в 50%, а нашедший и владелец недвижимости делят оставшуюся половину. Но для этого кладоискатель должен искать клад с ведома и согласия собственника недвижимости, если же такого согласия не было, то нашедшему не достаётся ровным счётом ничего, а его доля уходит к владельцу.

В Китае лучше даже не пытаться…

Самые большие юридические сложности возникают с кладами, поднимаемыми из воды. Так как каждая страна имеет собственные особенности законодательства относительно найденных в их территориальных водах ценностей или ценностей, поднятых с кораблей, когда-то принадлежавших этим странам. К тому же могут вмешаться и страховые компании, которые в своё время осуществили страховые выплаты по утерянным ценностям и теперь имеют приоритетные права собственности на груз. Поэтому в каждом конкретном случае нахождения подводного клада начинается сложное и обычно долгое судебное разбирательство. Если же говорить о законах о кладах непосредственно на территории страны, то в разных государствах имеются свои особенности. Вот некоторые из стран:

  • в ряде стран поиск кладов вообще категорически запрещён. Такая ситуация наблюдается, например, в Китае и Греции (и даже в Монголии, что довольно странно и удивительно), где за любой поднятый с земли артефакт можно получить штраф, а то и тюремный срок;
  • в США законы о кладах довольно сильно различаются в отдельных штатах: где-то стоимость клада делится между нашедшим и собственником недвижимости, где был обнаружен клад; где-то вся стоимость клада отходит к собственнику, а где-то клад полностью уходит к нашедшему (большинство штатов). Если предметы в кладе имеют более чем столетний возраст и найдены на федеральной земле, они переходят в разряд археологических ценностей и переходят к государству;
  • в Эстонии закон о кладах гласит: стоимость клада делится поровну между нашедшим и собственником недвижимости, где найден клад; если клад найден без ведома собственника, ему отходит полная стоимость; если предметы клада признаются исторической или художественной ценностью, он безвозмездно отходит государству;
  • белорусское законодательство гласит: «клад, собственник которого не может быть установлен, либо в силу акта законодательства утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строения и так далее), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях».
  • www.chuchotezvous.ru

    Что делать, если вы нашли клад

    За последний месяц в разных уголках мира были обнаружены внушительное количество кладов, среди которых есть и по-настоящему значимые находки. Например, монеты времен правления царя Алексея Михайловича, серебряные копейки рассвета советского государства и даже золото испанских галеонов, найденное на берегах Флориды.

    Однако вопрос дележа найденного всегда стоял ребром в «кладовом законодательстве» большинства стран. Обычно в распределении клада участвуют несколько сторон: государство, кладоискатель и собственник места нахождения клада. Чтобы понять, на что каждый из участников может претендовать, ситуацию в интервью «МИР 24» прокомментировал член международной коллегии адвокатов «Закон и Человек» Владимир Голубев.

    Клады стали находить все чаще — только в августе уже объявлено о нескольких серьезных находках. На ваш взгляд, чем может быть вызвана эта ситуация?

    — С одной стороны, я бы упомянул технический момент: сегодня для поиска клада создано очень много средств, которые помогают повысить эффективность поиска и существенно сократить при этом время. Раньше нужно было раскопать курган, чтобы что-то найти или, самое обидное – не найти что-то. Сейчас, безусловно, все стало на порядок проще и быстрее. Второй момент: а мы уверены, что клады стали чаще находить? Может быть, количество находок не изменилось, просто о них стали чаще говорить. Я не исключаю, что изменилось не количество, а информационный фон, из которого мы, собственно и получаем сведения о том, что где-то нашли клад. Сегодня человек, настолько привыкший к жизни в соцсетях, неизбежно хочет все больших разговоров вокруг своей фигуры. Вероятно, из-за этого фактора тоже стали больше обнародовать свои находки. И последнее, сегодняшний «кладовый бум» может быть связан с размером вознаграждения. Безусловно, кладоискатель соизмеряет, что ему выгоднее получить от находки: реализовать ее каким-то образом или получить законное вознаграждение. Для этого, вероятно, и заявляют о находке.

    А каким в России может быть вознаграждение за клад, и зависит ли оно от ценности клада или его местонахождения?

    — Клад может быть найден разными способами: например, человек может искать клад на своем участке, который находится в его собственности. В этом случае все, что он найдет, будет принадлежать ему же, за исключением тех случаев, когда находка представляет определенную культурную ценность. Тогда клад будет подлежать обязательной передаче государству, а кладоискатель получит вознаграждение в 50% от стоимости. Если же клад был найден другим человеком, не имеющим отношения к участку поиска, но с согласия собственника этого участка, товознаграждение будет разделено между этими двумя лицами. На практике обычно эта сумма делится пополам. Есть еще один вариант, когда кладоискателя специально нанимает собственник – здесь оба заключают договор, по которому вместе определяют сумму вознаграждения при удачной находке. Последний вариант этой ситуации — когда клад обнаружен на территории, собственник которой не давал согласия на поиски. В этом случае вся находка, если она не составляет особой культурной ценности, принадлежит собственнику дома или участка земли, где он был найден. Еще раз подчеркну, что, если эксперты сочтут находку некой культурной ценностью, то описанная половина стоимости от нее отойдет собственнику. Кладоискатель же останется ни с чем.

    Существует ли юридическая разница между «находкой» и «кладом»?

    — Дело в том, что найти можно любое имущество и не все оно представляет собой клад. Разница между этими понятиями в том, что к кладу относят ценности, которые не имеют собственника, либо его невозможно установить. Может быть еще ситуация, что собственник на основании какого-то закона лишен прав на эти ценности. Например, во времена революции, большую часть общества лишили права иметь золото. В этом случае находка будет называться кладом и дальше распределяться с учетом всех деталей ее нахождения. Конечно, если найдены древности, владелец которых уже давно умер, то они переходят в руки государства, а нашедший после оценки стоимости клада получает 50% от стоимости, как я и говорил.

    Если человек нашел клад, но совершенно не знает, что ему делать, куда стоит обратиться в первую очередь?

    — Дело в том, что сейчас продолжает действовать инструкция, принятая еще в СССР, которая предписывает, что хранением кладов должна заниматься налоговая. Одновременно с этим есть еще и более свежая инструкция, по которой обеспечением сохранности находок должны заниматься органы внутренних дел. Но чтобы нашедшему счастливчику не путаться, я советую просто обратиться в ближайший отдел полиции, куда нужно по описи передать свою находку. Дальше судьба кладоискателя будет зависеть от самой находки и ее ценности.

    Кто, собственно, определяет, имеет ли находка культурную ценность или нет?

    — Удивительно, но в инструкциях, которые я упоминал, толком этого не написано. Сказано, что в обязанности правоохранительных органов входит обеспечение сохранности клада, после чего в игру вступают иные компетентные органы. Получается, что также, как и в любом гражданском или уголовном процессе кладоискателю нужно обратиться к специалисту с соответствующим образованием, который и установят стоимость. Как такового органа, оценивающего все находки, нет. Если речь идет о картине, то обращаться нужно к работникам российского музея с соответствующей квалификацией, а если мы говорим о монетах, то к нумизматам, например.

    Если сравнить Россию с другими государствами, насколько сильно разнится законодательство в области кладоискания?

    — Законодательство каждого государства индивидуально. Однако могу отметить положительную особенность многих стран в том, что в них также, как и у нас, большую роль играют договоры. Все громкие розыски подводных лодок и затонувших кораблей, о которых мы знаем из СМИ – это не счастливый случай, а плодотворная работа фирмы, заключившей договор на поиск клада. Обычно в этом договоре сразу прописывают все тонкости раздела будущей находки. Говоря в целом, то принципиально новых законов, я на практике не встречал. Общая суть законодательства кладов едина – различаются только проценты, которые получает одна из сторон-участников.

    Напомним, что за последний месяц было обнаружено несколько кладов, как на территории России, так и на территории других стран. Одной из последних находок стали золотые монеты испанских галеонов. Всего в нескольких метрах от берегов Флориды кладоискатели обнаружили 350 монет, девять из которых считаются очень редкими. Стоимость находки на сегодняшний день оценили в 4,5 миллиона долларов.

    В России в этом месяце тоже обнаружили несколько ценных находок. В ходе раскопок близ крепости Старая Ладога, ученые нашли несколько древних серебряных монет времен Ивана Грозного. И еще ранее в столице был найден тайник с медными монетами, отчеканенными еще в период правления Алексея Михайловича.

    mir24.tv

    Законы о кладах

    В штате экспедиций, организованных профессиональными кладоискателями, одна из самых почетных профессий — это юрист или адвокат. Прежде чем искать клад, необходимо изучить законодательную базу страны, где будут производиться раскопки. В противном случае вам грозит прослыть черным копателем со всеми вытекающими отсюда уголовными и административными последствиями. Особенно тщательно изучите закон в части:

    • Кому принадлежат найденные сокровища (помимо самого кладоискателя доли могут иметь государство, владелец земли, наследник сокровища, и пр.)
    • Каков размер налога на найденные сокровища
    • Возможно ли будет вывезти и каким образом из этой страны находки

    Могут также быть ограничения на использование тех или иных видов поискового снаряжения. В России федеральных ограничений на использование металлоискателей нет. Однако необходимо уточнять районные, областные законы. Там могут быть ньюансы.

    Одновременно с легальным рынком артефактов, существует и черный рынок, на котором работают черные копатели. Естественно с финансовой точки зрения кладоискателю выгоднее реализовать старинный предмет на черном рынке. Так, в России, в случае легальной продажи кладоискатель получит за артефакт около 20-25% от его стоимости на черном рынке. Бывают, конечно, лазейки в законодательстве, и легальный заработок может быть практически так же высок, как и доход черного копателя. Так, например, вы нашли у себя чердаке меч великого князя древнерусского, и заявили этот меч как находку в милицию согласно Гражданскому Кодексу РФ, ст. 227 . И если через 6 месяцев князь за своим мечом не явится, то владельцем меча, согласно ст.228 Гражданского Кодекса РФ , автоматически становитесь вы, и доход ваш в этом случае равен рыночной стоимости этого древнего меча. В Гражданском Кодексе РФ не фигурирует время потери вещи, нет разницы — 600 лет назад ее обронили или позавчера. Но такие лазейки скорее исключение, чем правило. В целом доход «белых кладоискателей» меньше в 3-4 раза заработков черных копателей на черных рынках. Зато отсутствует риск понести административное или даже уголовное наказание.

    Если вы решили искать клады легитимно, первое, что вам нужно сделать перед раскопками на территории России, это определить, является ли место поиска памятником истории и культуры. Как это сделать? Для этого необходимо изучить закон ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» , Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» , а также Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» . В противном случае, если вы не идентифицируете место раскопок и начнете работы, вам может грозить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

    Если место поиска вы определили, опираясь на документальные источники, достаточно точно, а оно вдруг оказалось памятником истории и культуры, то необходимо запросить разрешение. Право на раскопки предоставляет только Открытый лист, выдает его исключительно Совет Отдела Полевых исследований Института Археологии РАН. Разрешение может быть с большой долей вероятности выдано вам в том случае, если у вас есть диплом археолога, опыт и рекомендации. Это хоть какие-то гарантии того, что вы не нанесете непоправимый вред историческому наследию государства. Однако особо важно отметить, что диплом археолога еще не гарантирует получение права на раскопки. Ситуация каждый раз решается индивидуально. Что делать, если у вас есть четкий план, огромное желание действовать, но нет даже диплома? Нужно заинтересовать кого-то из археологов своей идеей. И объединить усилия. Такое встречается достаточно часто. Однако придется делиться с напарником славой, признанием, деньгами, наконец. Еще способ — стать черным копателем, искать тайком, без официального разрешения, и быть готовым понести уголовную ответственность за свои действия.

    Если поиск кладов кажется слишком скучным занятием, попробуйте автогонки или парашютизм ..

    Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

    Уголовный Кодекс Российской Федерации

    Гражданский кодекс Российской Федерации

    ЗАКОН РСФСР «ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ»

    Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

    Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

    (принят Государственной Думой РФ 24 мая 2002 года, одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года)

    Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

    К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

    Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

    памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

    ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

    достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

    Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны

    1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

    2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны, —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    Статья 7.14. Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия

    Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, —

    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

    Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

    (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 133-ФЗ)

    1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

    Уголовный Кодекс Российской Федерации

    Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры

    1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, —

    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

    2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, —

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

    1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

    3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

    Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

    4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

    Статья 228. Приобретение права собственности на находку

    1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

    2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

    Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь

    1. Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность — от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.

    2. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

    Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.

    Статья 233. Клад

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

    ЗАКОН РСФСР «ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ» (в редакции Указов Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ)

    Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан

    Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно — прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

    Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры

    Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.

    Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются в установленном порядке.

    Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно — реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно — строительными организациями под наблюдением специалистов — реставраторов.

    Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения

    Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

    Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и других работ, а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры

    В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР.

    В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

    (часть вторая в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985)

    Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ

    Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.

    Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.

    Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

    Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

    Принят Государственной Думой РФ 15 февраля 1995 года, №33-ФЗ

    Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

    Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

    1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

    а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    б) национальные парки;

    в) природные парки;

    г) государственные природные заказники;

    д) памятники природы;

    е) дендрологические парки и ботанические сады;

    ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    2. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

    (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

    Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

    1. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

    2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

    3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

    Важно! Все нормативные акты приведены на май 2009 года. Проверяйте актуальность формулировок в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

    www.need-for-adventures.ru

    Это интересно:

    • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
    • Бланк декларации земельного налога Как заполнять и подавать декларацию по земельному налогу? В соответствии с нормами действующего законодательства, организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых в собственности находятся земельные участки, должна предоставляться налоговая декларация по […]
    • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
    • Приказ 544 по плану графику Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
    • Закон рф о борьбе с терроризмом 2018 Основные законы по противодействию терроризму. Досье В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок […]
    • Приказ 302 приложение 1 п24 Про прохождение медицинских осмотров сотрудников Вопрос-ответ по теме Должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры сотрудники, связанные с эксплуатацией персональных компьютеров, то есть работающие с […]
    • Закон о порядке предоставления информации Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ"Об обеспечении доступа к информации о […]
    • Программа стажировки у нотариуса Московская городская нотариальная палата Стажировка Законом г.Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» срок стажировки для лиц желающих получить Квалификационное свидетельство (Лицензию) на право нотариальной деятельности в гор.Москве определен в […]