Налог на имущество объекты недвижимости

| | 0 Comment

Объект налогообложения по налогу на имущество

Актуально на: 17 марта 2017 г.

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68 ).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования;
  • основные средства из 1 или 2 амортизационных групп в соответствии с Классификацией ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
  • Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, – скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    Движимое имущество, как объект налогообложения

    С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ, Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572 ).

    Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

    Недвижимое имущество, как объект налогообложения

    Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Если же у организации есть жилая недвижимость, которая не учтена на балансе, то с нее платить налог на имущество нужно исходя из кадастровой стоимости, если это установлено законом субъекта РФ (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Как вы помните, есть и другие объекты недвижимости, которые облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. И платить налог по ним должны не только организации на ОСН, но и компании на спецрежимах.

    glavkniga.ru

    Налог на имущество организаций при разделении объекта недвижимости

    ФНС России сообщила, как рассчитать налог на имущество, если в течение года недвижимость из перечня объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, разделена на несколько новых объектов.

    Налог по кадастровой стоимости

    “Торговые” объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Это, в частности:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания или фактически используемые для размещения таких объектов.
  • В отношении таких объектов недвижимости налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости только в случае, если в субъекте РФ принят закон, а сам объект включен в специальный перечень (п. 2, п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Перечень составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода.

    Налог при разделении объекта

    Если здание, которое значилось в “кадастровом” перечне, в течение года было разделено на несколько новых объектов, то они еще не включены в перечень. В связи с этим возникает вопрос: каким образом и по какой стоимости учитывать их при формировании налоговой базы по налогу на имущество?

    Налог на имущество по новым объектам нужно рассчитывать на основании прямой нормы пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, где сказано: до включения в перечень вновь образованные объекты подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату их постановки на кадастровый учет (письмо ФНС России от 02.03.2016 № БС-3-11/852@).

    Причем сумму налога нужно скорректировать на коэффициент владения, рассчитываемый как отношение количества полных месяцев, в течение которых объект находился в собственности организации, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 5 ст. 382 НК РФ).

    По общему правилу, если право собственности на объект возникло до 15-го числа месяца включительно или прекратилось после 15-го числа месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. А если право собственности возникло после 15-го числа месяца или прекращение права произошло до 15-го числа месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) права при определении коэффициента владения не учитывается.

    Однако в случае разделения недвижимости месяц возникновения (прекращения) права собственности учитывается при расчете коэффициента как по разделенному, так и по вновь образованным объектам, если они соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 07.07.2016 № БС-4-11/12195@).

    А в случае несоответствия новых объектов критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (в том числе дополнительным критериям, установленным законом субъекта РФ – например, исходя из площади объектов), они не будут включены в Перечень, поэтому они облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости (письмо ФНС России от 18.08.2017 № ЗН-4-21/16379).

    Например, статьей 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 “О налоге на имущество организаций” установлено ограничение по площади для торговых центров, облагаемых по кадастровой стоимости, – свыше 3000 кв.м. Допустим, что по состоянию на 01.01.2017 торговый центр площадью 5000 кв.м был включен в Перечень. В результате реконструкции были образованы два новых торговых центра площадью 2500 кв.м каждый. Они не относятся к объектам, облагаемым по кадастровой стоимости на территории Санкт-Петербурга, так как не соответствуют критерию площади. Значит, они облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости.

    Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

    Электронная версия журнала
    «НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

    Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

    www.buhgalteria.ru

    Организация на УСН должна платить налог на имущество, только если оно включено в региональный перечень объектов недвижимости

    В рассмотренном примере московская организация, применяющая УСН, предоставляет в аренду офисное помещение. В 2016 году налог на имущество она не уплачивала. В связи с этим у нее возник вопрос: нужно ли ей платить налог на имущество в 2017 году?

    Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ разъяснили, что если нежилое помещение находится в здании (строении, сооружении), включенном в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, либо само помещение внесено в указанный Перечень, то организация, применяющая УСН, должна уплачивать в отношении такого помещения налог на имущество организаций.

    Напомним, что с 1 января 2015 года налогоплательщики-организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

    Объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, законодательно установлены (п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378-378.1 НК РФ (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

    К такому имуществу относятся, в частности:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).

Подлежат ли налогообложению из кадастровой стоимости объекты торгово-офисной недвижимости у организаций, владеющих ими на праве хозяйственного ведения? Ответ – в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В свою очередь закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (подп. 1-2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень таких объектов недвижимого имущества, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ, письмо Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 03-05-05-01/76359).

www.garant.ru

Налог на имущество, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Размер налога на имущество организаций, уплачиваемого юридическими лицами- собственниками объектов недвижимости, существенно отличается в зависимости от вида таких объектов.

В общем случае налог исчисляется исходя из балансовой стоимости недвижимости, которая существенно ниже рыночной. Но для отдельных категорий объектов недвижимости налог рассчитывается из кадастровой стоимости недвижимости, которая близка к рыночной или даже может превышать ее в связи с чем налоговое бремя для собственников таких объектов существенно больше.

В соответствии с федеральным законодательством, налог на имущество, определяемый исходя из кадастровой стоимости, может применяться:

  • Административно-деловым (офисным) объектам недвижимости.
  • Объектам торговли, общественного питания и бытовых услуг.
  • Объектам недвижимости иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России или объектам, не относящимся к деятельности иностранной организации через представительство (независимо от назначения недвижимости).
  • Конкретные категории таких объектов устанавливаются региональным законодательством.

    Так в Москве и Московской области установлены принципиально различные критерии как установления категорий объектов, облагаемых наглом исходя из кадастровой стоимости, так и применения льготных режимов по данному налогу.

    При этом является крайне несовершенной законодательная база, в частности, по вопросам видов разрешенного использования земельных участков и зданий, методики кадастровой оценки объектов капитального строительства и др. В связи с этим при расчете налога неизбежно возникают спорные ситуации относительно как круга объектов, на которые данный налог распространяется, так и размера кадастровой стоимости зданий, на основании которой он должен рассчитываться.

    Соответственно, во многих случаях размер налога оказывается неадекватно высоким по сравнению с реальной доходностью недвижимости.

    При этом с 2015 г. налог на имущество, определяемый исходя из кадастровой стоимости уплачивают даже те организации, которые освобождены от налога на имущество в отношении иных объектов в связи с применением УСН или ЕНВД.

    В связи с этим в зависимости от ситуации могут потребоваться:

    Правовой центр «Два М» предлагает следующие услуги, связанные со снижением налогового бремени по налогу на имущество организаций:

    • консультирование по вопросам, связанным с правомерностью отнесения организаций к плательщикам налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости. В том числе – подготовка развернутого юридического заключения по вопросам, связанным с оптимизацией налогового бремени.
    • правовая экспертиза обоснованности установленного размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, используемого при исчислении налога..
    • юридическое сопровождение действий по снижению налога на имущество организаций.
    • представление интересов в органах исполнительной власти, в том числе в Департаменте городского имущества г. Москвы и Федеральной кадастровой палате Росреестра, Налоговых инспекциях по вопросам обжалования обоснованности расчета налога исходя из кадастровой стоимости.
    • полное сопровождение интересов Заказчика в судах по искам об обжаловании действий, связанных с необоснованным взиманием налога исходя из кадастровой стоимости недвижимости или с завышением такой стоимости.
    • осуществление направленных на законную оптимизацию налога мероприятий по разделу земельных участков, изменению их разрешенного использования и т.д. В том числе правовая экспертиза документов, представление интересов в уполномоченных органах и судах.
    • По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

      www.2m.ru

      Всероссийский муниципальный форум

    • Единственное в стране

      издание о государственной

      и методологов страны

      Нас читает вся страна

      Для функционирования любого государства должна быть создана эффективная система налогообложения, обеспечивающая его финансовые потребности. В связи с тем что существует два уровня власти (государственный и местный), возникает необходимость наполнения бюджетов каждого из них. Одними из наиболее важных источников бюджетных доходов являются налоги на недвижимость.

      Сергей Валентинович БОГАЧЕВ,
      доктор экономических наук, профессор, ведущий сотрудник Института экономико-правовых исследований НАН Украины

      Говоря о местных бюджетах, необходимо отметить, что все европейские страны руководствуются принципами международной демократии, которые отражены в Европейской хартии о местном самоуправлении. Российская Федерация ратифицировала этот документ в апреле 1998 года. Одним из основных принципов местного самоуправления является принцип бюджетного федерализма, а это значит, что часть функций органы местной власти должны решать за счет собственных доходных источников. Среди них наиболее существенным и широко распространенным является налог на недвижимость.

      В большинстве стран налоговые системы формировались в течение значительных промежутков времени, и на них оказывали влияние самые разные экономические, политические и социальные факторы. Именно поэтому налоговые системы в разных странах отличаются не только по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, но и по фискальным полномочиям органов власти и предоставляемым льготам. Это касается и налогообложения различных видов имущества, в частности недвижимости (включая жилые дома, здания, сооружения и строения, застроенные и незастроенные земельные участки). Ставки налога могут зависеть как от материала сооружений, так и от размера и назначения объекта (жилая застройка, промышленные или хозяйственные сооружения).

      Ставка налога на земельные участки устанавливается в соответствии с их хозяйственно-целевым назначением. Сумма налогообложения застроенных и незастроенных земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Однако необходимо констатировать, что государства при формировании своих налоговых систем руководствуются рядом общих принципов.

      Ставки налога

      Установление ставок налога находится в прямой зависимости от законодательной и экономической практики. При этом используются две формы: фиксированная и переменная ставки. При использовании фиксированных ставок центральный орган власти определяет процент от налогооблагаемой стоимости, что не позволяет оперативно управлять доходной частью местного бюджета.

      Переменная ставка налога устанавливается органами местного самоуправления, как правило, ежегодно, исходя из прогнозируемых расходов бюджета и наличия базы налогообложения. Органы местного самоуправления при этом либо наделяются соответствующими полномочиями для определения размеров ставок, либо определяют ставку на основе минимальных или максимальных ограничений, которые устанавливаются законодательно на общегосударственном и региональном уровнях.

      В настоящее время недвижимость облагается налогами в 130 странах. При этом в большинстве стран этот налог поступает в местные бюджеты, и его доля составляет от 1 до 3% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, во Франции — 2,17%, в Дании — 1,85%, Нидерландах и Италии — 1,8%, Германии — 1,06%, Швеции — 0,89%. Однако есть и исключения. К примеру, в Великобритании налог на имущество составляет 10% доходов бюджетной системы, в США — 9%, в Канаде — 8%. Очевидно, что в этих странах он имеет значительное влияние на доходность местных бюджетов. В частности, доля имущественных налогов в доходах местных бюджетов Канады составляет до 40%, Великобритании — до 30%, Франции — до 20%.

      Общие характеристики систем налогообложения недвижимости в развитых странах приведены в таблице.

      Налог на недвижимость в Европе

      Остановимся детальнее на особенностях системы налогообложения имущества в отдельных странах.

      Великобритания

      В Российской империи в конце XIX века домовладельцы уплачивали оценочный сбор по недвижимому имуществу. Ежегодно в книгах оценочного сбора, которые велись в каждом районе, фиксировалась ценность имущества по каждой улице. В начале XX века налог на недвижимость взыскивался с прибыли, получаемой от аренды зданий, и являлся городским, земским и казенным. Начиная с 2016 года налог на имущество в некоторых субъектах Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

      В Великобритании имущество, которое используется для предпринимательской деятельности, облагается единым налогом, а кроме того, органами местного самоуправления взимается налог на недвижимость физических лиц. Налогооблагаемой базой выступает прогнозируемая сумма годовой арендной платы за недвижимое имущество производственного или непроизводственного назначения, включая землю. Налог уплачивается либо один раз в год, либо ежемесячно и полностью зачисляется в местный бюджет.

      За счет высокой ставки налог составляет практически треть поступлений доходной части местного бюджета. Налогооблагаемая база определяется каждые десять лет на основе оценки стоимости недвижимого имущества, которая определяется как предполагаемая сумма годового дохода от сдачи имущества в аренду. Применяется переменная ставка, которая определяется исходя из прогнозируемых на следующий год финансовых расходов муниципалитета и общей стоимости имущества, находящегося на его территории. При этом своевременно уплаченный налог на недвижимость, которая используется для торговли, бизнеса и иной профессиональной деятельности, становится основанием для корректировки налога на доходы компаний.

      Во Франции взимается три вида налогов на недвижимость — налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки и налог на жилье. Налог на застроенные участки исчисляется на основе коэффициентов, устанавливаемых ежегодно органами местного самоуправления к половине стоимости условной арендной платы, определяемой местным земельным реестром. Налог на незастроенные участки определяется исходя из стоимости условной арендной платы (80% от арендной платы застроенного участка) и коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления на основе земельного кадастра.

      Налог на жилье является местным и оплачивается жильцом ежегодно. Сумма налога исчисляется исходя из стоимости условной арендной платы жилья, определенной местным земельным реестром, и коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления. Последние также определяют ставку налогов на недвижимость исходя из прогнозируемых расходов бюджета, величины имеющейся налоговой базы и законодательно установленного максимума.

      Не подлежит налогообложению государственная собственность, участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, а также здания вне черты города. Льготами при уплате налога на недвижимость пользуются граждане старше 75 лет и лица, получающие пособия по инвалидности.

      Таблица. Налог на недвижимость в развитых странах

      bujet.ru

      Это интересно:

      • 25 глава нк рф налог на имущество организаций Глава 30 НК РФ Налог на имущество организаций Стоит начать с того, что согласно НК РФ, налог на имущество организаций является региональным и устанавливается определенный порядок расчета и уплаты принятым помимо Налогового Кодекса законами субъектов РФ. То есть, в […]
      • Какая ставка по налогу на недвижимость Рыночный налог на недвижимость: сколько придется платить за квартиру в Москве и Подмосковье? Согласно новому закону 284-ФЗ от 04.10.2014 г. субъекты РФ могут устанавливать ставки налогообложения на собственность по своему усмотрению (в рамках, установленных на федеральном […]
      • Суммы детских пособий на 2018 год Детские пособия с 1 мая 2018 года: новые размеры Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 163 руб. По сравнению с предыдущим […]
      • Закон 307-62 Закон Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 г. N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 17 июня 2009 года) Закон Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 г. N 307-62 "О […]
      • Налог на имущество в ростовской области в 2014 году Налог на имущество в Ростовской области исходя из кадастровой стоимости На протяжении нескольких лет региональные власти вводили налогообложение имущества, исходя из определения его кадастровой стоимости. К 2015 году такие законы были введены уже в 28 регионах: налог на […]
      • Форма авансы по налогу на имущество 2018 Налог на имущество в 2018 году Контур.Бухгалтерия — месяц бесплатно! Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру! В 2018 году в правилах уплаты налога на имущество появятся некоторые новшества. В […]
      • Бланки штрафов в налоговую Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)? Отправить на почту Как заполнить платежное поручение на штрафы? С этим вопросом время от времени сталкивается любой бухгалтер. Составление такого документа имеет свои нюансы, с которыми мы будем разбираться в этой […]
      • Правила оформления рамки в чертеже Правила выполнения чертежей Все правила выполнения чертежей, действующие в настоящее время, отражены в государственных стандартах (ГОСТ) Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД), учитывающей многие рекомендации международных организаций по стандартизации. Все […]