Законы об образовании перечень

| | 0 Comment

Правительство России

Президент России подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 21 июля 2012 года №1386-р. Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в сфере образования с учётом видов, уровней, форм получения образования, а также потребностей и интересов обучающихся.

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 31 июля 2012 года №1386-р.

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Федеральный закон направлен на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства.

Федеральным законом определяется правовой статус образовательных организаций (государственных, муниципальных, частных), организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей и регулируется порядок их образовательной деятельности. Устанавливаются права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических и других работников образовательных организаций, а также меры их социального обеспечения.

Федеральным законом определяются принципы и механизмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование, в том числе статус и значение федеральных государственных образовательных стандартов, порядок приёма в организации, занимающиеся образовательной деятельностью, порядок разработки и особенности реализации образовательных программ в зависимости от уровня и направленности образования.

Устанавливаются уровни общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и профессионального образования (среднее профессиональное, высшее – бакалавриат, высшее – специалитет, магистратура, высшее – подготовка кадров высшей квалификации). Кроме того, регулируются вопросы получения дополнительного образования и профессионального обучения.

Федеральным законом устанавливаются полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере образования, определяется порядок лицензирования, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В Федеральном законе содержатся нормы, определяющие нормативы финансирования образовательной деятельности за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в сфере образования с учётом видов, уровней, форм получения образования, а также потребностей и интересов обучающихся.

Со дня вступления в силу Федерального закона Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

m.government.ru

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Комментарий к Ст. 18 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства и посвящена вопросам применения в учебном процессе печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов.

Статья определяет нормы обеспеченности учебно-методическими материалами, условия использования учебных изданий в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного образования.

Части 1-3 комментируемой статьи касаются наличия в образовательном учреждении библиотеки. В соответствии с духом времени, в неё могут входить как книги на бумажном, так и электронном носителях. Ключевым является требование, что в неё должны входить учебные, методические и периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), в соответствии с установленными нормами и с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.

Части 4-9 комментируемой статьи напрочь исключает реализацию конституционного требования свободы преподавания, а также нарушают конституционное право человека на свободу мысли и слова (ст. 29 Основного закона). Комментируемый Закон в виде обязательного требования устанавливает «федеральный перечень учебников», изданных организациями, «входящими в утверждённый перечень». Примерно так, как в Кремле (27 февраля 2013 г.) всерьёз обсуждали требования к единому (читай: единственному) учебнику по истории для средней школы. Или как в анекдоте: Василию Ивановичу не надо дарить книгу, потому что книга у Чапаева уже есть. Такой подход выхолащивает среднюю, а особенно высшую школу, лишает обучаемых главного способности самостоятельно мыслить и оценивать факты и окружающую их действительность.

zakonobobrazovanii.ru

Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

12.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

13) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации.

zakon-ob-obrazovanii.ru

Нормативные документы об образовании в России

Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования.

Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска «ГАРАНТ-Образование», которая позволит наиболее комфортно работать с его текстом. Обратите внимание, интернет-версия спецвыпуска «ГАРАНТ-Образование» обновляется 1 раз в неделю, по-этому все документы представлены в актуальных редакциях.

Кодексы РФ

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья, четвертая)
  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ)
  • Федеральные законы РФ и Законы РФ

  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ
    «О воинской обязанности и военной службе»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закон РФ от 30 марта 1993 г. N 4693-I
    «О минимальном размере оплаты труда» (утратил силу)
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ

    • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
      «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»
    • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420
      «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»
    • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610
      «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»
    • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612
      «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате»
    • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
      «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
    • Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867
      «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
    • Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046
      «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой»
    • Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441
      «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»
    • Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
      «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»
    • Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 846
      «О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования»
    • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71
      «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»
    • Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р
      «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»
    • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152
      «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»
    • Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 328
      «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах»
    • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521
      «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»
    • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543
      «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»
    • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991
      «О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций»
    • Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164
      «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»
    • Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2303-р
      «О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания»
    • Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505
      «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утратило силу)
    • Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ

      Приказы других Министерств и ведомств

      СанПиНы

      Федеральные государственные образовательные стандарты

      Региональные документы

      NEW:
      Сравнительный анализ старого и нового законов об образовании (подготовлен экспертами компании «Гарант»).
      Сравнительный анализ двух законов, включает в себя не только постатейное сравнение, но и подробно описывает различия в подходах к образованию.

      Не нашли нужного документа?

      Вполне возможно, что вы найдете его в специальных интернет-версиях системы ГАРАНТ:

      «Нормативные документы
      об образовании»

      (более 22 000 документов)

      в интернет-версии
      «ГАРАНТ-Образование»

      (около 100 000 документов)

      edu.garant.ru

      Законы об образовании перечень

      Российское законодательство об образовании исключительно динамично дополняется и изменяется, и это следует считать первоочередной проблемой как для законодателя, так и для субъектов образовательных правоотношений, в том числе для надзорных органов в сфере образования. Тот факт, что предпосылки для упорядочения образовательного законодательства уже назрели в обществе, не вызывает сомнений; актуальность систематизации законодательства об образовании отмечается в научной литературе многими авторами [1], [2].

      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года представляет собой комплексный нормативно-правовой акт, поскольку устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования и т.д. [6].

      По структуре, объему, полноте регулируемой области отношений этот акт приближается к кодифицированному нормативно-правовому акту. Однако по состоянию на 1 сентября было принято несколько десятков подзаконных актов, развивающих положения рассматриваемого закона, и уже в сентябре подготовлено еще более ста проектов. Такое количество нормативных правовых актов, детализирующих положения одного закона, как правило, приводит к избыточности правового регулирования, а также к коллизиям. Некоторые же правовые акты, придерживаясь ориентировки законодателя на увеличение степени свободы обучающихся, оставляют многое на усмотрение вузов. Например, Положение о порядке предоставления академического отпуска устанавливает, что таковой предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам [7]. Для сравнения, в действующем ранее Положении было определено, что решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является: по медицинским показаниям — личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения; в других исключительных случаях — личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины. Очевидно, что утратившее силу Положение четко определяло основания академического отпуска (хотя бы в части требования предоставить документы) и, соответственно, не допускало произвольного, безосновательного перерыва процесса обучения; в настоящее время обучающийся не обязан обосновывать заявление о предоставлении академического отпуска (т.е. прилагать какие-либо подтверждающие уважительность документы), а в случае отказа вправе обратиться в суд.

      Разумеется, это не единственная проблема, возникающая на практике; можно указать и иные. Так, учеными-правоведами отмечается, что высшее образование включено в структуру профессионального, в образовательных стандартах, помимо общекультурных, установлены профессиональные компетенции, на которые и следует ориентироваться при подготовке основной образовательной программы по специальности (направлению подготовки). Тем не менее к уровням образования в статье 10 Закона об образовании отнесены среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Так каким должно быть высшее образование — профессиональным или все-таки фундаментальным, нацеленным на реализацию принципа «гуманистического характера образования» (пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона об образовании), подразумевающего воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, способности работать «в команде», сохраняя при этом свою способность отстаивать собственную позицию и т.д.

      Не представляется возможным полностью реализовать на практике требование информационной открытости (ст. 29 Закона об образовании), согласно которому образовательная организация обязана разместить в интернете определенную информацию, в том числе сведения о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года, о педагогических работниках и др. Кроме того, требует осмысления вопрос о возможном нарушении режима персональных данных физического лица — педагогического работника, и, как следствие, привлечения к административной ответственности образовательной организации [3]. Не вполне ясен механизм сбора информации о трудоустройстве выпускников, поскольку, согласно Федеральному закону «О персональных данных», в состав таковых входят и сведения о месте работы. Следовательно, выпускающая кафедра обязана получить от выпускников согласие на обработку персональных данных, а от сотрудников кафедры — подписку о неразглашении данного вида конфиденциальной информации. За какой период времени следует хранить информацию? Следует ли собирать сведения о трудоустройстве с лиц, окончивших учебное заведение два, три года назад, или контролирующие органы интересует информация о месте работы только окончивших обучение? Во всяком случае, очевидно, что такую информацию достаточно проблематично проверить. Кроме того, законодатель не учитывает, что часть студентов отправляются служить по призыву, некоторые уезжают за границу, становятся домохозяйками и т.п. Таковые обстоятельства не должны снижать рейтинг вуза, однако, к какой категории отнести таких «нетрудоустроенных» выпускников? Можно отметить, что наличие такого показателя в рейтинге вуза можно осмыслить с точки зрения соответствия статье 37 Конституции, провозглашающей свободу труда.

      Исключительно важной проблемой является заложенная в закон идея конфликта интересов педагогического работника. Это ситуация, когда у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Идея, заложенная в законопроект, достаточно полезна, и, по словам Дмитрия Ливанова, в будущем в каждой образовательной организации будет принят Кодекс профессиональной этики, профессиональное сообщество само должно выработать правила честного поведения по отношению к учащимся. По словам министра, преподаватели будут сами решать, насколько этично заниматься репетиторством.

      Следует отметить, что в законодательстве ранее уже аналогичный термин использовался — в Федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4], «О противодействии коррупции» [5]. Под сформулированные в названных законах определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций достаточно сложно. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, перечисляющий ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Анализ предложенных ситуаций приводит к выводу о том, что некоторые из них могут быть адаптированы к педагогической работе. И в результате, помимо репетиторства, к конфликту интересов могут привести выполнение иной оплачиваемой работы; получение подарков и услуг. Под иной оплачиваемой работой можно понимать оказываемые платные услуги — консультации по юридическим, управленческим, экономическим вопросам, в том числе подготовка документов (исковых заявлений, документов на регистрацию юридического лица, проектной документации, сетевое планирование).

      Для урегулирования возможного конфликта интересов (и не только) законодатель предлагает создать комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В Законе устанавливается, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Что касается порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров и их исполнения, то такие вопросы должны быть регламентированы локальным нормативным актом.

      Закономерно возникает вопрос о статусе и составе такой комиссии. Интересно, что решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений. Обжаловать такое решение можно, но лишь в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Нерешенными остаются многие вопросы. Например, должна ли комиссия подчиняться какому-либо органу управления образовательной организации? Какие формы взаимодействия комиссии с профсоюзными организациями являются допустимыми?

      Исключительно важным и пока не решенным является вопрос о соотношении с трудовым законодательством — наложение дисциплинарных взысканий (это возможно только при нарушении трудовых обязанностей, а конфликт интересов может возникнуть и при безукоризненном их выполнении). Не менее интересен и тот факт, что статья 48 Закона «Об образовании» устанавливает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации, а к числу обязанностей отнесено и соблюдение нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики (видимо, речь идет о кодексе профессиональной этики).

      В завершение рассуждений отметим еще одну проблему. До 1 сентября 2013 года законодатель не регулировал отношения, связанные с прекращением образовательных правоотношений. В новом законе об образовании статья 61 устанавливает две категории оснований прекращения образовательных отношений — в связи с завершением обучения и досрочно. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно, во-первых, по инициативе обучающегося, во-вторых, по инициативе образовательной организации, в-третьих, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (можно провести аналогию с порядком прекращения трудовых отношений). Из текста самого закона для лица, не имеющего юридического образования, не становится очевидным, что случаи, включенные в подпункт «инициатива образовательной организации», являются самостоятельными основаниями прекращения образовательных отношений. Речь идет, во-первых, о применении отчисления как меры дисциплинарного воздействия и, во-вторых, о применении отчисления в случае невыполнения обучающимся обязанностей по освоению образовательной программы. В первом случае, по аналогии с трудовым законодательством, необходимо затребовать объяснительную в порядке, установленном локальными нормативными актами (правилами внутреннего распорядка) и т.д. Во втором случае объяснительная не нужна.

      Резюмируя изложенное, следует отметить, что множество подзаконных актов, развивающих положения закона, дополненных локальным нормотворчеством, на сегодняшний день оставляют многие проблемы нерешенными, доказательством тому является огромное количество вопросов, возникающих в любом образовательном учреждении.

      Рецензенты:

      Казанник А.И., д.ю.н., профессор кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.

      Рыбаков В.А., д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.

      www.science-education.ru

      Это интересно:

      • Пленум верховного суда от 19 июня 2012 года Пленум верховного суда от 19 июня 2012 года Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» Читать | Скачать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 […]
      • Целевое назначение пенсии Постановление Правления Пенсионного фонда России от 29 марта 2018 г. № 144п “Об утверждении Порядка направления уведомления о предоставлении субсидии, имеющей целевое назначение, из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации” (не вступило в силу) В соответствии с […]
      • Приказ 253 мо рф Юридический портал Советы профессионалов Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г Установлен новый федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного и среднего общего […]
      • Приказ мз рф 572н от 1112012 г Приказ Минздрава России от 01. 11. 2012 n 572н (ред от 12. 01. 2016) "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (Зарегистрировано в Минюсте России […]
      • Избирательный закон рф Подписан закон о едином дне голосования Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской […]
      • Приказ 1100 от 24122014 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. N 1100н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря […]
      • Приказ рф 302 н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н “О внесении изменения в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н “Об […]
      • Приказ от 15112012 923н ПРИКАЗ Минздрава РФ от 15.11.2012 N 923н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ "ТЕРАПИЯ" Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2012 г. N 26482 В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ […]