Душа мой павел держись моих правил

| | 0 Comment

Душа мой павел держись моих правил

Всероссийского музея А. С. Пушкина

Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 12

Портрет кн. П. П. Вяземского в детстве, «Али Паша». Н. Жерен. Бумага, акварель.

Павел Петрович Вяземский

«Душа моя Павел…»

Маленькому князю Павлуше Вяземскому шесть лет, а он уже знает многих литературных знаменитостей. Они приходят в гости к родителям: павлушин отец, князь Петр Андреевич – известный поэт. Он еще совсем не стар, а на службу не ходит. Он в отставке. Из разговоров взрослых Павлуша понял: отец «в немилости». Его не любит царь! А друзья-литераторы любят и часто приходят. Добрый, веселый Василий Андреевич Жуковский, близкий друг отца, нередко заглядывает в детскую. Любит побеседовать с Павлушей и Иван Иванович Дмитриев – замечательный поэт, а в прошлом еще и важный чиновник, министр юстиции. Жалко, что уже нет в живых Николая Михайловича Карамзина. Как горевали все в доме, когда он умер! Правда, Павлуша побаивался его: уж очень знаменит. Писал стихи, повести, прославился как издатель. Для детей издавал чудный журнал: «Детское чтение для сердца и разума». Павлуша чуть ли не наизусть знает эти книжки… А главный труд Николая Михайловича – многотомная «История государства Российского». Мальчик с уважением поглядывает на первые восемь томов – они давно изданы, стоят на полках в отцовском кабинете. Надо будет прочитать!

А вот Пушкина Павлуша еще никогда не видел, хотя слышал о нем часто и много, особенно от отца. Отец помнит Александра Сергеевича еще ребенком. В юности князь Петр Андреевич частенько бывал в гостях у его родителей и у дяди Василия Львовича, известного стихотворца. Правда, в те времена маленький Александр был не очень-то интересен князю Вяземскому. Шустрый, голубоглазый, явно умный мальчик… В общем-то – ничего особенного! По-настоящему они познакомились позже, в Царскосельском лицее, где Пушкин учился. Петр Андреевич узнал о ранней известности лицейского воспитанника и навестил его там. Началась их дружба. Окончив Лицей, Пушкин поселился в столице, и друзья часто виделись там. Встречались в театре, на балах, кутили вместе, обсуждали стихи… Павлуша любил послушать об этом!

Рассказывал отец и о ссылке Пушкина. Царь был недоволен его стихами, и вот уже шесть лет – всю павлушину жизнь! – Пушкин далеко от столиц. Сначала его выслали на юг. Мама, княгиня Вера Федоровна, отдыхала в Одессе и подружилась там с Пушкиным. Ох, и странный же этот человек – по рассказам мамы! Взрослый – уже 25 ему было! – а иногда шалил, как ребенок. Например, мог неожиданно для всех исчезнуть на три дня. Потом выяснялось: пропадал где-то на кораблях. С начальником своим, графом Воронцовым, совсем не ладил. И Воронцов добился, чтобы его выслали из Одессы.

Царь решил отправить поэта в псковскую деревню, в имение его матери – Михайловское. Когда Пушкин узнал, что предстоят такие перемены, прибежал к Вере Федоровне растерянный, без шляпы, без перчаток… Хотел сесть на корабль и бежать из России! Павлушина мама успокаивала его, как могла, пыталась собрать для него денег, если побег удастся. Ничего из этого плана не получилось. А оказавшись в Михайловском, Пушкин полюбил деревенскую жизнь… Хорошо, что так сложилось, но все же в ссылке, наверное, грустно. Во всяком случае, отец очень беспокоился о друге!

И вот как-то осенью 1826 года – Павлуша жил тогда у родных в подмосковной усадьбе – по всему дому раздался крик: «Пушкин, Пушкин приехал!» Дети, учителя, гувернантки бросились в верхний этаж смотреть на героя дня.

Император простил Пушкина, и поэт поселился в родном городе – в Москве. Как восторженно встречали его москвичи! Родители рассказывали, что в театре публика больше смотрела на Пушкина, сидевшего в зале, чем на сцену… И на балах поэт был окружен необычайным вниманием. Удивительно: в эти счастливые для него дни Пушкин успел подружиться с маленьким Павлушей. Однажды мальчик попросил поэта написать ему что-нибудь в альбом. Появилось замечательное стихотворение:

Кн. П. П. Вяземскому

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

Прочитав стихи, Павлуша был так горд и доволен, что даже немного смутился. И было из-за чего! Ведь Александр Сергеевич обратился к нему как ко взрослому, понимающему жизнь. А еще радовало, что стихотворение веселое. Кто ни прочтет – обязательно улыбнется. Дома Павлушу теперь так и стали звать: «Душа моя Павел…».

Пушкину понравилось возиться с сыном друга. Играл с ним в горелки, учил боксировать по-английски. Мальчику так понравился бокс, что он стал приставать с этой забавой к своим сверстникам на детских балах. Кончилось плохо: семилетнего князя перестали возить даже на семейные праздники… Мама сердилась, а Павлуша все равно гордился, что Пушкин научил его боксерским приемам.

Не меньше, чем бокс и игры, маленького Павла интересовали пушкинские сочинения. Некоторые он читал сразу, а многое откладывал на будущее. Когда мальчику исполнилось восемь, он решил, что пора ему познакомиться с «Евгением Онегиным». Родители часто говорили об этом пушкинском романе. Поэт писал его уже пять лет, но пока еще не окончил. Печатал свое любимое сочинение по главам, небольшими изящными книжками. Павлуша одолел три главы. Оказалось, такая скука! Мальчику захотелось изложить свое мнение на бумаге, как это делают настоящие литераторы. Он раскрыл тетрадь и вывел старательно: «Критика на “Евгения Онегина”». Выписал стихи, которые казались ему особенно неудачными, и подытожил другой строчкой, тоже из «Онегина»: «Какие глупые места!». Отец, когда увидел, хохотал чуть не до слез. Но на сына совсем не сердился, хвалил его за интерес к поэзии и критике. А Пушкин – он был тогда в отъезде – попросил Петра Андреевича прислать ему павлушины замечания. Кажется, отец их не послал: видно, посчитал, что критика сына пока не стоит серьезного внимания. Если говорить начистоту, сам маленький князь тоже так думал…

Взрослел Павел – и его общение с поэтом становилось другим. И Вяземские, и Пушкин жили тогда в Петербурге. Виделись часто. Пушкин любил гулять со своим юным другом. Обсуждали важные вопросы: стоит ли учиться в университете? какие книги читать? как понравиться женщинам?

В январе 1837 года, когда Дантес смертельно ранил Александра Сергеевича на дуэли, князю Павлу было уже семнадцать. Наступили тяжелые дни. Пока Пушкин был жив, родители почти постоянно находились в его квартире в доме на Мойке. Так хотелось верить, что он поправится! Но чуда не произошло. Прощался с Пушкиным весь Петербург. На отпевании Павел Вяземский стоял среди самых близких друзей поэта: рядом с родителями, Жуковским, Александром Ивановичем Тургеневым, когда-то устроившим маленького Пушкина в Лицей…

Пройдут годы, жизнь Павла Петровича Вяземского сложится удачно. Он станет известным человеком, сенатором. Увлечется древнерусской литературой, историей, археологией, фольклором. Создаст общество любителей древней письменности. Напишет замечательные воспоминания о Пушкине. А каждый, кто сегодня откроет пушкинский том и прочтет стихотворение «Душа моя Павел…», легко представит себе шаловливого смышленого мальчика – любимца великого поэта.

museumpushkin-lib.ru

Педагогика для всех

Книга III. Глава III. Выпуск 9.

В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю — краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче — в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей.

Однажды Пушкин записал шутливые стихи в альбом семилетнего мальчика, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

В шести строчках — все искусство воспитания!

«Душа моя Павел» — люби ребенка, как душу свою, умей выразить любовь в ласковом слове, в ласковой интонации.

«Павел», «Кн. П.П.Вяземскому» — обращайся с ребенком как с равным, как со взрослым, невзначай подчеркивай, что он уже большой — Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы ты ни любил ребенка, будь с ним немножко сдержан, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел».

«Держись моих правил» — сначала обзаведись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями, принципами — без них к ребенку лучше и не подходить. И это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно. Сколько неудач в воспитании из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» — слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское: «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись» поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый направляет, а действует ребенок сам.

«Люби то-то, то-то. » — люби! Все воспитание держится на одном этом слове: люби! Воспитание — это не запреты, воспитывать — пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства — люби.

«Не делай того-то» — сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» — относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил — «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» — закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю — не в моих правилах. «Не делай» и «люби» — двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна — «люби!».

«Кажись, это ясно» — ребенку и надо внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого — не страшно. Вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно. » Он открывается перед мальчиком. Он не просто подчеркивает равенство обращением «Павел», он в самом деле чувствует себя равным с мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит не заученное, а только что самим открытое.

«Прощай, мой прекрасный» — прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви — и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.

И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» — тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей.

1001.ru

Искусство воспитания для очень занятых людей

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

Это было в 1826 году. Молодой Пушкин сидел в гостях у Петра Вяземского. К нему подошел семилетний Павлуша, сын хозяина дома, и попросил написать что-нибудь в его альбом. У всех тогда были такие альбомы. Пушкин улыбнулся и мгновенно набросал для мальчика несколько строк.

Кн. П. П. Вяземскому.
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

Просто пошутил, отделался от малыша, чтобы вернуться к прерванной взрослой беседе? Можно так подумать сначала. Но если быть внимательными, то мы увидим здесь что-то очень для себя важное. Симон Соловейчик писал, что в этих шести строчках вся наука воспитания.

«Душа моя Павел. » — ребенок драгоценен для тебя, как собственная душа. Любовь к ребенку умей выразить в ласковом слове, в ласковом обращении.

«Павел», «Кн. П. П. Вяземскому» — обращайся к ребенку как к равному, так же серьезно, как ко взрослому, пробуждай этим ответственность в нем. Не сюсюкай, особенно с мальчиком: «душа моя», но «Павел».

«Держись моих правил. » — прежде чем учить, выработай сначала собственные принципы, убеждения и правила жизни. Невозможно внушить детям правила, которых мы сами не придерживаемся! И здесь не поучение, а дружеское «держись». Понимание того, что ребенок самостоятельная личность, и что ему дана свобода выбора. Мы только направляем, а ребенок смотрит на нас, но действует сам.

«Люби то-то, то-то. » — люби! Все начинается с любви. Воспитание заключается в том, чтобы учить любви, поддерживать в ребенке способность любить.

«Не делай того-то. »— сказано категорично и без объяснений. «Не делай» — это правило жизни, а не особое детское правило для маленьких. Это закон взрослых, серьезных людей. Не «запрещено», не «накажут», но «не делаю» — не в моих правилах.

«Кажись, это ясно. » — все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. И ты все понимаешь, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Даже если малыш и не всегда понял взрослого, наша вера в понятливость ребенка делает его умнее. «Кажись, это ясно. »—поэт опять подчеркивает равенство и понимание, что ребенок не глупее его самого.

«Прощай, мой прекрасный»— не надо долгих нравоучений. Детям нужно быть со своими сверстниками, игрушками и играми. Поговорили, получили порцию любви — достаточно, беги опять к своим детским делам.

И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в ваших глазах. Кто умеет от всего сердца сказать маленькому человеку «мой прекрасный», у того счастливые дети.

Вот и весь краткий курс педагогики от Пушкина. Гениально! Куда короче — в шести строках!

5sfer.com

Какой процент от вашего совокупного дохода составляет репетиторство или другая подработка?

Не более 20 процентов

Подработка дает больше

Я не подрабатываю

Всего проголосовало: 130

Текущий номер

Футбол как национальная идея

номер 29, от 17 июля 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Центр «Содействие» – сюда за помощью и советом едут родители детей с ограниченными возможностями здоровья, папы и мамы приемных детей Ростова Великого. Почему именно сюда? Ответ – в специальном репортаже Надежды Тумовой и Михаила Кузминского.

В этом году попытки апелляции по итогам ЕГЭ не очень порадовали желавших разобраться и повысить свои баллы. Кого-то из детей педагоги даже отговаривали: «Не ездите, баллы ведь можно и потерять»… Что же пошло не так? Свои предположения высказывают те, кто в этом году получил бесценный опыт отстаивания своей позиции.

Министерству высшего образования и науки и Рособрнадзору поручено реформировать порядок проведения государственной аккредитации вузов. Это решение поддерживают и сами ректоры: накануне они направили президенту письмо с просьбой изменить устаревшую систему госаккредитации. Что для этого нужно сделать в первую очередь? Размышляют наши эксперты.

Наши приложения

Душа моя, Павел

Любой учитель понимает, что отсутствие творческого начала — серьезное препятствие в старших классах, когда от ребят требуется решение нестандартных задач, к тому же в дальнейшем человек, лишенный творческого видения мира, тяжело переживает неудачи и стрессы. Именно от людей творческих зависит прогресс всего общества.

Какие же направления я считаю главными в работе с детьми?

1. Накопление чувственного опыта. Мы ходим на экскурсии. Учимся не только смотреть, но и видеть, сравнивать. И вот уже знакомая аллея предстала волшебным миром, наполненным невыразимой прелестью и таинственностью. Именно тот, кто поднимается до искреннего удивления и восхищения, прорывается к истокам творчества.

2. Погружение в искусство. Дети, опираясь на чувственный опыт, постигают секреты литературы, музыки, живописи. Для создания целостного образа использую прием интеграции. Ребята читают стихотворение А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь. », рассматривают репродукцию А.Куинджи, слушают «Лунную сонату» Л.Бетховена.

Я согласна с Мишелем Монтенем, который писал: «Нам без отдыха жужжат в уши разнообразные знания, а я хотел бы, чтобы, сообразуясь с душевными склонностями ребенка, учитель предоставил возможность ему самому изведать вкус вещей и отыскивать дорогу к знаниям. » Значит, учитель должен так организовать исследовательскую деятельность, чтобы ученик сам додумался до решения ключевой проблемы и ощущал радость от самостоятельного поиска.

Для этого урок-монолог должен уступить место уроку-диалогу. Коммуникативно-диалоговый поиск — вот главная примета современного урока, который включает в себя приемы побуждающего и подводящего диалога, прием «яркое пятно».

Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Поиск здоровьесберегающих технологий привел меня к упражнениям на релаксацию, валеологическим минуткам, приемам самовнушения и природотерапии.

Читая книгу Дейла Карнеги, я была по-настоящему потрясена историей жизни одного известного человека. Десятилетним мальчиком, работая на фабрике, он мечтал стать певцом, но первый учитель охладил его пыл: «Ты не можешь петь. Твой голос звучит, как ветер в оконных ставнях». Однако мудрая мать, простая крестьянка, ободрила его: «Я знаю, у тебя все получится. Я уже чувствую твои успехи». Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату уроков. Звали мальчика Энрико Карузо. Верю всем сердцем, что сидят передо мною за партами будущие Моцарт и Паганини, Анна Павлова и Суриков, и дарю эту веру своим ученикам.

А.С.Пушкин создал краткий курс педагогики. Всего 6 строк — куда короче, но в них все искусство воспитания! Он записал их в альбом семилетнего мальчика Павлуши Вяземского.

Держись моих правил:

Не делай того-то.

Кто умеет от своего сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» — тот счастлив в детях, и у него счастливые дети.

Татьяна САРАЕВА, учитель начальных классов лицея села Долгоруково, учитель года Липецкой области-2005

www.ug.ru

Павел Техдир Антипов

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
/А.С.Пушкин в альбом П.П.Вяземскому/

Раньше я думал, что пишу для себя.
Теперь мне нравится думать, что ещё кому-нибудь могут оказаться интересными эти строки.

Критика приветствуется.
Ни один из авторов сайта не мешает мне сочинять и публиковать здесь свои сочинения.

Произведения

  • Инакомыслие. Что значит уважать чужое мнение?— публицистика, 10.08.2011 11:12
  • Конфликтология.— миниатюры, 10.03.2009 14:36
  • Конфликтология. О публичных спорах— миниатюры, 08.11.2009 12:09
  • Конфликтология. О провокациях— миниатюры, 13.12.2010 16:34
  • Конфликтология. Про собачку— миниатюры, 15.12.2010 16:41
  • Конфликтология. Общение на письме— миниатюры, 18.03.2009 08:25
  • Персональный практикум от Леонида Платонова— религия, 23.08.2012 16:53

Избранные авторы:

Ссылки на другие ресурсы:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

www.proza.ru

Это интересно:

  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Бланк декларации земельного налога Как заполнять и подавать декларацию по земельному налогу? В соответствии с нормами действующего законодательства, организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых в собственности находятся земельные участки, должна предоставляться налоговая декларация по […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Правила выбора шкафа купе Как выбрать шкаф-купе и на что обращать внимание. Предлагаем ознакомиться со списком вопросов, которые возникают наиболее часто при выборе шкафа купе: часто задаваемые вопросы. Наши покупатели имеют возможность оставить вопрос в Книге вопросов и ответов. Тут тоже можно […]
  • Ходатайство об уточнении размера исковых требований Уточнение исковых требований После принятия судом иска и даже в процессу судебного разбирательства истец имеет право заявить уточнение исковых требований. В порядке уточнений можно указать новые обстоятельства или дополнить старые, увеличить или уменьшить сумму иска, […]
  • Какое наказание за нештатный ксенон Штраф за ксеноны в 2018 году На сегодняшний день фары с ксеноном довольно популярны среди водителей. Ксеноновые лампы по своим характеристикам намного лучше, чем простые галогеновые. Во-первых, они намного шире, четче и качественнее освещают дорогу в любую погоду (в ясную, […]
  • Иждивение оформить Как оформить иждивение? Вопросы необходимости оформления иждивения возникают не часто, поскольку большая часть иждивенцев являются таковыми в силу закона, и проблема установления факта иждивения отпадает сама по себе. Вместе с тем, в ряде случаев необходимость оформления […]
  • Форма документов на возврат товара Бланк возврата товара Обновление: 8 января 2018 г. Образец бланка на возврат товара Покупатель имеет возможность отказаться от товара, который он купил, если недоволен покупкой. Такая ситуация может возникнуть, если товар не подходит по размеру, цвету, имеет какие-нибудь […]