Предназначение суда

| | 0 Comment

Судебный Департамент при Верховном Суде РФ: предназначение, структура и система

ФЗ О СД при Верховном Суде РФ 08.01.98г является фед гос органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена — гражданских и военных, специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. обязанности по обеспечению деят-ти судов, в том числе аппарата судов, по организации делопроизводства. Система СД: СД при Верховном суде РФ + управления (отделы) СД в субъектах РФ + учреждения создаваемые Судебным департаментом.

СД возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Работники аппарата СД и работники органов и

учреждений СД являются гос служащими

На центральный аппарат и управления

(отделы) СД возложены все функции, из

которых слагается организационноеруководство судами. ст. 6 и 14 Закона о СД

разработку и представление в Правительство РФ согласованных с

Председателем ВерхСуда и Советом судей РФ предложений о финансир-и судов и

квалифик. коллегий судей;

изучение организации деят-ти судов и разработку предложений о ее совершен-и;

внесение в Верх.Суд предложений о создании либо об упразднении судов;

определение потребности судов в кадрах; обеспеч-е работы по отбору и подготовке

кандидатов на должности судей; взаимодействие с образ. учр-ями, осущ-ми

подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников

ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, а

также работников органов и учреждений СД;

ведение судебной статистики, организация делопрва и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного стат. отчета;

организация строит-ва зданий, а также ремонта и тех. оснащения помещений судов, органов и учр-й СД;

принятие мер по обеспечению независ-ти,неприкосн-ти и безопасности судей, а также членов их семей;

орган-я мат. и соц-го обеспечения, медиц. обслуживания работников аппаратов судов, обеспеч. Их жильем;

взаимодействие с адвокатурой и гос органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

организация и обеспечение работы экзаменац-х комиссий по приему экзамена на должность судьи;

возбуждение по согласованию с председателями соответствующих судов ходатайств о награждении работников аппаратов судов государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Закон о СД (ст. 17—19) предусматривает введение в штаты всех гр. судов общей юрисдикции должностных лиц, именуемых администраторами судов. Администраторы верховных судов республик,краевых, областных и приравненных к ним судов должны назначаться начальником входящего в центральный аппарат СД главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, а администраторы районных судов — начальниками местных управлений (отделов) СД по представлению председателей соответствующих судов.

В принципе в таком же порядке должны назначаться администраторы военных судов (ч. 3 ст. 34 Закона о военных судах). Администраторы подчинены председателям «своих»

судов и выполняют их распоряжения. Однако их деятельность должна протекать под контролем органов СД и во взаимодействии с ними. Основная задача — освобождение председателей

судов; их заместителей и судей от необходимости выполнений организационной работы. К их

обязанностям отнесены, к примеру, следующие:

принятие мер по организационному обеспеч. деят-сти суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

взаимодействие с адвокатурой, другими правоох. органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

обеспечение надлежащих матер и бытовых условий для судей и работников аппарата суда.

осуществление информационно-правового обеспечения деятельности суда;

организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы;

организация строительства зданий, а также ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

разработка проекта сметы расходов суда,утверждаемой председателем суда, и представление

его в соответствующее подразделение СД или управление (отдел) СД.

Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономных округов и автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия.

Фз о судах общей юрисдикции от07.02.2011 г.

Статья 24. Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

3. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1.Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами,

studopedia.ru

Человеческие страхи: в ожидании Суда и наказания

Человеческие страхи: в ожидании Суда и наказания

Вскоре после возвращения в свою духовную группу души предстают перед собранием мудрых Существ. Находясь на один или два уровня выше наших Гидов, эти Вознесенные Мастера являются теми наиболее продвинутыми зримыми существами, которых видят в Мире Душ мои все еще воплощающиеся пациенты. Они дают им различные названия, такие как, например, Старейшие, Священные Мастера, Преподобные или такие рабочие названия, как Экзаменаторы или Комитет. Чаще всего этих в высшей степени развитых Мастеров называют Советом и Старейшими, поэтому для их описания я и буду использовать эти названия.

Поскольку Совет Старейших представляет собой неких авторитетов в Мире Душ, некоторые слушатели на моих лекциях настораживаются, когда я рассказываю о существах в длинных облачениях, которые задают душам вопросы об их действиях в прошлой жизни. Один человек в Торонто даже не смог сдержаться и громко, на всю аудиторию произнес: «Ага! Знаю, знаю! Зал суда, судьи, наказание!» Откуда в умах стольких людей сидит этот страх и цинизм относительно того, что происходит после жизни?

Религиозные институты, гражданские суды и военные трибуналы определяют наш свод законов морали и правосудия, которые оказывают влияние на миллионы людей. Преступление и наказание, а также традиции сурового наказания за проступки и правонарушения существуют с первобытных времен. Позитивная роль морального кодекса в человеческой культуре, представленного в религиях всех времен и народов, огромна. Считается, что именно страх кары небесной вынуждает массы людей соблюдать хоть какие-то нормы поведения. Тем не менее мне кажется, что в любой религиозной доктрине имеется и темная сторона, которая порождает в человеке тоску и страх перед ожидающей их после смерти встречей с суровыми судьями и ужасными духами.

Организованные религии как таковые существуют в нашей жизни последние пять тысяч лет. Антропологи утверждают, что задолго до этого первобытные люди верили, что в одушевленных и неодушевленных объектах живут духи — хорошие или плохие. В этом отношении древние племенные практики не очень отличаются от религиозных культов. Многие боги древности были гневливыми и беспощадными, в то время как другие великодушными и заботливыми. Люди всегда испытывали беспокойство относительно сил, находящихся вне их контроля, особенно божеств, которые могут распоряжаться их жизнью после смерти.

Поскольку переживания, связанные со спасением (души), всегда составляли неотъемлемую часть нашей жизни, отсюда вытекает, что человеческие существа рассматривают смерть как некий страшный финал. На протяжении нашей длительной истории жестокость жизни означала, что суд, наказание и страдание продолжатся в той или иной форме и после смерти. Многие культуры на Земле поддерживали подобные представления в своих собственных интересах. В людях воспитывали убеждение, что всем душам, хорошим и плохим, сразу же после смерти предстоит последовать в мрачный загробный мир и пройти через суровые испытания.

На Западе чистилище долгое время изображалось как уединенное место пребывания душ, оказавшихся между раем и адом. Не евангелические церкви последних десятилетий дают более либеральное определение чистилища как состояния изоляции для очищения души от грехов и недостатков перед тем, как вступить рай. Существующая в концепциях восточной философии, особенно канонах индуизма и буддистских сект Махаяны, идея «духовных тюрем» в форме низших планов существования также несколько смягчилась. И эта концепция — еще одна причина, по которой я возражаю против использования образа концентрических кругов множественных астральных планов, по которым душа проходит после смерти. Исторически они были задуманы для того, чтобы показать многообразие очистительных «камер» в загробном мире, где обитают демоны и вершат суд грозные судьи.

Искатели истины, которые обращаются к древним метафизическим традициям Востока, обнаруживают там такую же странную смесь суеверий и пережитков, как и в Западной теологии. Наряду с идеей реинкарнации в восточной философии сохраняется доктрина трансмиграции. Путешествуя по Индии, я заметил, что идея трансмиграции является средством запугивания людей и используется для того, чтобы контролировать их поведение. Согласно этой идее, существует широкий «ассортимент» грехов, за которые душа трансмигрирует назад, к низшим, или животным, формам жизни в своем следующем круге существования. В моей исследовательской практике я не обнаружил никаких подтверждений концепции трансмиграции души. Мои Субъекты отмечают, что энергия душ различных форм жизни на Земле не смешивается в Мире Душ. С моей точки зрения, запугивание и страх, который порождает идея трансмиграции, противоречат реальному процессу кармического правосудия. Я обнаружил, что души людей, живших в своих прошлых воплощениях в других мирах, имели тела, которые обладали разумом чуть больше или меньше, чем человеческий вид жизни. Мне никогда не встречались такие пациенты, которых направляли в какой-нибудь мир, где они не были самыми разумными из имеющихся там существ. Таков изначальный замысел.

Мы проходим не столько через стадии наказания, сколько через стадии самообразования и просвещения. Однако значительная часть человеческого сообщества не может освободиться от выработанного существующей на протяжении тысячелетий культурной традицией затаенного гнетущего чувства, что некий суд и наказание должны присутствовать в той или иной форме после жизни, как мы видим это на Земле. Не обязательно ад, в котором силы тьмы карают и пытают нас, но, несомненно, что-то весьма неприятное. Я надеюсь, что сказанное мной в этой главе успокоит людей, испытывающих страх перед неизбежностью наказания после смерти. С другой стороны, кому-то совсем не понравится необходимость отчитываться перед Советом Старейших. «Эпикурейцы» этого мира — те, кто склонны посвящать свою жизнь ничем не ограниченным наслаждениям и при этом не обращать внимания на проблемы окружающих, — также могут не одобрить эту главу, как, впрочем, и «иконоборцы», которые не признают вообще никаких авторитетов — ни моральных, ни каких бы то ни было еще.

Мир Душ — это место, в котором установлен определенный порядок, и Совет Старейших вершит правосудие. Они не представляют собой абсолютный источник божественной власти, но являются верховными авторитетами, ответственными задуши, все еще воплощающиеся на Земле. Эти мудрые существа испытывают огромное сострадание к слабостям людей и с бесконечным терпением относятся к нашим недостатком. Нам представятся новые возможности в наших будущих жизнях. Эти жизни не будут вариантом легкого кармического выбора, иначе мы бы ничему не могли научиться, воплощаясь на Земле. Однако тяжелая и рискованная жизнь на этой планете не предназначена для того, чтобы быть источником и причиной будущих страданий после смерти.

psy.wikireading.ru

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда)

Рубрика: 5. Административное право

Дата публикации: 24.10.2014

Статья просмотрена: 1093 раза

Библиографическое описание:

Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6457/ (дата обращения: 22.07.2018).

Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно правовыми актами РФ. Роль аппарата связана с повышением эффективности работы по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, автономных округов, районных судов, городских и межрайонных судов, а также определяет общие принципы организации и направления деятельности аппарата федерального суда общей юрисдикции.

В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ, а также необходимо отметить, что руководство деятельностью аппарата суда осуществляется председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

Необходимо указать, что аппарат федерального суда общей юрисдикции выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции по отправлению правосудия.

Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений отделов, если же численность аппарата суда не позволяет создать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей. Что касается структуры аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, организационная структура, подчинённость подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ либо с начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ.

В своей работе я бы хотел обратить внимание на деятельность районного суда. Согласно штатного расписания, в структуру суда могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений –отделов осуществляет председатель суда или его заместители. Непосредственно руководство структурными подразделениями осуществляется непосредственно начальниками отдела, а в их отсутствие — их заместителями.

Также в своей работе хотел бы указать на предназначение и основные задачи аппарата суда- аппарат осуществляет организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, которые включают в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Среди основных задач аппарата суда можно выделить следующие: организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства в районном суде; организационное и техническое обеспечение судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным материалам, а также по осуществлению организационно –подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственному проведению судебных заседаний, понятие и выдача документов, удостоверений копий документов, вручение документов, уведомление и вызов сторон, контроль уплаты государственной пошлины, обеспечение ведения протокола судебного заседания, ведение учёта движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и т. д.; организация и ведение архивного делопроизводства, и осуществление хранения дел и иных материалов; организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, а именно внесение надлежащей информации сведений в базы данных ГАС «Правосудие»; организация и сопровождение кадровой деятельности; осуществление приёма граждан и документов; организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации.

В штатном расписании районного суда утверждён ряд должностей, одной из которых является — должность секретаря судебного заседания. Указано, что он является субъектом процессуальной деятельности, в связи с чем часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. Вместе с тем, более подробно функция секретаря судебного заседания изложены в Инструкции по делопроизводству. При подготовке дела к судебному рассмотрению секретарь судебного заседания путём выписки повесток и извещений осуществляет вызов участников судебного разбирательства, свидетелей с указанием времени и места рассмотрения судом. Непосредственно перед началом судебного разбирательства секретарь проверяет явку участников процесса иных лиц, вызванных в судебное заседание, выясняет причину неявки какого-либо и докладывает судье. Основная обязанность секретаря судебного заседания состоит в ведении протокола судебного заседания — процессуального документа, который должен отразить точно и полно ход судебного заседания. До ведения в судопроизводстве аудиозаписей нередко поступали замечания на неполноту протоколов судебного заседания. Ведение в районном суде аудиозаписи судебного процесса исключило поступление замечаний на неполноту протоколов судебных заседаний, поскольку более полно фиксируется в протоколе ход судебного заседания. Если до введения аудиозаписи протокол судебного заседания составлял 150 -200 страниц (при рассмотрении уголовного дела в общем порядке), то теперь почти каждый протокол содержит 400–600 страниц. Также среди обязанностей секретаря судебного заседания выделяются — контроль за вручением копий обвинительных заключений (по уголовным делам); направление копий исковых заявлений (по гражданским делам); подготовка и направление запросов по рассматриваемым делам; составление списка дел, назначенных к рассмотрению и вывешивание его на специально оборудованное место; ознакомление лиц участвующих в деле, осужденного, потерпевшего с материалами дела; оформление исполнительных листов и передача их по принадлежности; оформление дел об административных правонарушениях; оформление материалов, связанных с исполнением приговоров, решений, а также не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

После рассмотрения дела с вынесением судебного решения или определения секретарь судебного заседания составляет опись материалов дела, делает отметку в журнале учёта дел, результаты рассмотрения, после чего передаёт их в отдел делопроизводства по уголовным делам секретарю суда или главному специалисту.

Что касается организации аппарата мировых судей (имеют статус судов общей юрисдикции) решены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно законодательства на участках мировых судей обеспечивают два вида государственных служащих — секретарь судебного заседания и секретарь участка, а также помощники судей. Но также не решена проблема по поводу сотрудников, обеспечивающих надлежащий уровень информатизации судебных участков, внедрение компьютерной техники.

Подводя итог своей работе, я хотел бы показать структуру, предназначение и задачи аппарата суда, а также роль одного из субъектов процессуальной деятельности — секретаря судебного заседания. Именно часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. В дальнейшем необходимо распространение законодательства о государственной гражданской службе на всех государственных служащих аппаратов всей страны. Служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функций правосудия. К сотрудникам аппаратов судов должны предоставляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов исходя из общих требований для гражданской службы, а также специальные дополнительные требования, включая отличное знание процессуального законодательства, знание информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия.

Суды занимают особое положение в системе обеспечения законности в стране, в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому как сами судьи, так и лица, обеспечивающие исполнение судьями полномочий, государственные служащие аппаратов судов должны строго соблюдать Конституцию РФ, законы, быть компетентными и высокими профессионалами.

Говоря о формировании государственной службы в аппаратах судов, т. е. в сфере осуществления правосудия, необходимо также учитывать специфику задач данной ветви государственной власти.

1. Конституция Российской Федерации;

2. ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

3. ФКЗ от 7.022011г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

4. ФЗ от 27.07.2004г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

5. Уголовно –процессуальный кодекс Российской Федерации;

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

7. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённая приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36;

8. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утверждённое приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012г. № 238.

Похожие статьи

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции. судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

Аппарат суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд, Верховный Суд РФ, штатное расписание, федеральный суд, Судебный департамент, аппарат судов, организационное обеспечение деятельности.

судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд.

Вспомогательные органы Конституционного Суда Российской.

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2)

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов.

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2).

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

Место мирового суда в судебной системе Российской. Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

районный суд, качество суда, суд, РФ, Верховный Суд РФ, инстанция, решение мировых судей, Конституционный суд РФ, общая юрисдикция, соответствующий судебный район.

moluch.ru

Предназначение суда

В теории конституционные суды – это последние бастионы демократии, они задумываются как своеобразная помесь вестибулярного аппарата и иммунной системы демократических режимов. Задача конституционного суда – защитить стабильность правовой системы, верховенство права и гражданские свободы, в случае если исполнительная и законодательная власть находятся в политическом клинче, слишком быстро и кардинально экспериментируют с законодательством, а то и вовсе пытаются узурпировать власть в стране.

Но что если узурпация власти уже произошла, независимость судей существует только на бумаге, а их назначение, карьера, а иногда даже жизни и здоровье находятся в руках автократа? Что если судьи в таком марионеточном конституционном суде набираются по принципу личной лояльности определенной партии или конкретному политику? Здравый смысл подсказывает, что такой конституционный суд из последнего бастиона демократии должен превратиться в мрачную крепость авторитаризма. На первый взгляд это действительно так, и в авторитарных режимах суды обычно послушно утверждают волю и решения автократа, нисколько не стесняясь расправляться с его оппонентами, игнорируя их просьбы восстановить законность и справедливость.

Но все не так просто. В начале 2000-х гг. политолог Гретхен Хелмке обратила внимание на любопытный факт. В Аргентине после смерти Хуана Доминго Перона сначала установилась жесткая диктатура времен «Операции Кондор» – печально знаменитые массовые преследования и убийства коммунистов, социалистов и левой интеллигенции, которые скоординированно осуществлялись рядом крайне правых (обычно военных) режимов Латинской Америки. Диктатура постепенно уступила место слабой демократии (с периодическими рецидивами авторитарных тенденций), после чего возникла парадоксальная ситуация. Судьи конституционного суда даже при самой жесткой диктатуре умудрялись принимать решения, идущие вразрез с волей и интересами правителей. Причем это были действительно не декоративные, а важные, иногда судьбоносные решения, касавшиеся политических прав, судьбы оппозиционных политиков и т. д.

Хотя существуют и отклоняющиеся случаи вроде Филиппин, описанное Хелмке явление повторялось и за пределами Латинской Америки, например в ЮАР. Что это? Глупость? Личная смелость? Или, быть может, совесть?

Этот на первый взгляд необъяснимый феномен получил в политической науке название «стратегического предательства». Оказалось, что повышенная смелость и гражданская ответственность судей проявляется вовсе не случайным образом, а как раз незадолго до краха режима или смены правителя. До тех пор пока режим стабилен и не демонстрирует признаков утраты контроля над политической ситуацией, судьи продолжают принимать решения в пользу El Presidente. Но стоит ему дать слабину – судьи вдруг вспоминают о своем демократическом долге, начинают массово поддерживать оппозицию, гражданских активистов и демократические принципы, закрепленные в конституциях даже самых жестких авторитарных режимов.

Это связано с тем, что, какими бы зависимыми, лояльными, коррумпированными или запуганными они ни были, судьи прежде всего рационально мыслящие индивиды. Иначе говоря, они стараются вести себя разумно и стратегически. Когда перед ними возникает альтернатива – или быть погребенными под обломками авторитарного режима (или карьеры президента, который хотел стать автократом, но не смог), или же оказать услугу тем, кто в ближайшее время может сменить правителя, – второй вариант по мере дестабилизации режима начинает казаться все более привлекательным. Это логично: ведь там, где судебная власть не обладает реальной независимостью, судьями становятся, как правило, оппортунисты и карьеристы. Собственно, за это они и ценятся автократами – с оппортунистом очень легко договориться. Беда в том, что это самое качество и превращает такого судью в потенциального стратегического предателя, который, увидев возможность воткнуть нож в спину своему патрону, не преминет ею воспользоваться, если это сулит хоть какие-то выгоды.

Забавный парадокс здесь заключается в том, что при определенных условиях слабость и зависимость конституционных судов в автократиях и неконсолидированных демократиях диалектически превращает их из дремучих охранителей в тот самый «последний бастион демократических свобод».

Автор — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

www.vedomosti.ru

Это интересно:

  • Как сохранить деньги при разводе Как сохранить деньги при разводе? Здравствуйте! Я нахожусь в браке с мужем,есть 8 месячный ребенок. Не работаю, так как сижу дома по уходу за ребенком. Не живем с мужем вместе с рождения ребенка. Подала на алименты, так как муж не дает денег на ребенка. Я положила свои […]
  • Ст14 закона 402-фз Обзор нового закона о бухучете № 402-ФЗ Мы продолжаем обзор новшеств, которые принес новый закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. В этот раз вы узнаете об особенностях бухотчетности при ликвидации, обязательном экземпляре отчетности, а также об упрощении и регулировании […]
  • Федеральный закон о пенсионных льготах ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ С 01.01.2002 трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. При установлении размера трудовой пенсии согласно названному […]
  • Бюджет россии на 2018 год материнский капитал В 2018 году размер материнского капитала превысит полмиллиона рублей 10 декабря 2015 в 11:14 Министерство труда внесло в правительство законопроект о выплатах материнского капитала в 2017–2018 годах. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». Документ уже согласован со всеми […]
  • 14 Экологические преступления Лекция 6. Правовой механизм охраны окружающей среды 6.4. Уголовная ответственность за экологические преступления Задачей Уголовного кодекса РФ наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей […]
  • Опека в случае смерти их родителей Опека в случае смерти их родителей Опека и попечительство — так называется форма заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты. Целями опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми являются их воспитание и помощь, необходимая защита. Также […]
  • Законы в области автомобильного транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ"Устав автомобильного транспорта и городского наземного […]
  • Оформление документов на пенсию по инвалидности Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? Существует три вида пенсий по инвалидности (п. 2 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 3, 5 п. 1, п. 6 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ): страховая пенсия по инвалидности; пенсия по инвалидности по […]