Закон 127 фз о науке

| | 0 Comment

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
«О науке и государственной научно-технической политике»

С изменениями и дополнениями от:

19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января, 27, 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня, 31 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 10 февраля, 2 августа, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 27 июля 2010 г., 1 марта, 19, 20, 21 июля, 6 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 27 сентября, 2 ноября 2013 г., 22 декабря 2014 г., 20 апреля, 13 июля 2015 г., 23 мая 2016 г.

Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

Президент Российской Федерации

23 августа 1996 года

Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.

Научная деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Установлен правовой статус научных работников и научных организаций.

Научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Определяется также статус российских Академий наук.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 3 сентября 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35, ст. 4137

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 148-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 270-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением дополнения статьёй 6.4, вступающего в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ

Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 марта 2011 г. N 22-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ

Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2005 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 168-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 3 января 2000 г. N 41-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 189-ФЗ

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 111-ФЗ

base.garant.ru

Закон о науке

Новые знания необходимы человечеству для развития, понимания и усовершенствования мира. Исследования в медицине, образовании и других сферах жизнедеятельности человека регламентируются Федеральным Законом Российской Федерации.

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации 7.08.1996 года. Регламент подразумевает отношения между научными деятелями, государственными органами и потребителями научно-технических работ, исследований, услуг.

Закон гласит, что у сотрудников научной деятельности есть право выбора на проведение интересующих исследований, а также:

  • свода выбора в тематике и способе экспериментальных работ;
  • защита от недобросовестной конкуренции;
  • понимание риска;
  • доступ к любой информации, за исключением секретной (подробнее этот пункт описан в статье №3 ФЗ О науке).
  • Научный деятель, это гражданин Российской Федерации (кстати, узнайте о законе РФ о гражданстве), который имеет определенную научную степень (кандидат, доктор, доцент или профессор). Квалификация присуждается по результатам аттестации. По закону, ученый имеет право на:

    • признание авторства;
    • получение вознаграждения за свою деятельность, например за собственное изобретение;
    • выплату процента за реализацию своего конечного продукта;
    • занятие собственной предпринимательской научной деятельностью;
    • принимать участие в научных исследованиях, конференциях и коллоквиумах;
    • финансирование своих исследований за счет государства;
    • участие в конкурсах и проектах;
    • дополнительное образование.
    • Для присвоения научной степени кандидатам необходимо написать диссертацию и иметь высшее образование. Допускаются магистры и аспиранты. Доктор наук — это следующая ступень в квалификации научно-технических работников (статья 4 ФЗ о науке). Для защиты научной работы создается аттестационная комиссия, которая дает оценку, а также принимает решение о присвоении или лишении ученой степени кандидата.

      Для подтверждения документа о научной степени необходимо его заверить юридически. Это обязательно для иностранных сотрудников или признание документов действительными в другом иностранном государстве. По закону подтверждение документов осуществляется на основе письменного заявления соискателя (Статья №6 ФЗ-127).

      Государством ежедневно рассматриваются заявления на признание наук общественно значимыми. По закону, организации имеют право на льготы, финансирование своих проектов, последующее признание и привлечение иностранных специалистов. Для развития проектов создаются научно-технические фонды поддержки. Основателями могут быть как физические так и юридические лица, заинтересованные в развитии науки. Работа фонда поддержки регламентируется Федеральным Законом о науке, и подразумевает:

    • формирование направлений научно-технических исследований;
    • выбор программы и академических проектов;
    • проведение экспертиз;
    • финансирование;
    • контроль процессов научно-технической деятельности;
    • сотрудничество с иностранными фондами поддержки естествознания (Статья 15.1 от 27.12.2000 года, ФЗ о науке).
    • Изменения в закон вносились в 2011 году. Они определяют аспекты бюджетной организации научно-технической деятельности — грантов. Финансирование проектов допускается иностранными фондами поддержки, и регламентируется законодательством Российской Федерации (Статья №2, ФЗ о науке).

      Важно! Под номером 127 в РФ так же существует важный закон о несостоятельности граждан и банкротстве. Ознакомиться с основными положениями можно тут:

      Последние изменения в законе о науке

      ФЗ о научной деятельности был дополнен 18 мая 2016 года. Последняя редакция затронула статью №4, в которой говорится о передаче университетам полномочий самостоятельно регулировать часть процессов по защите академических работ.

      Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а так же другие высшие учебные заведения, которые достигли результатов в подготовке и реализации научно-технической деятельности, вправе самостоятельно утверждать положения о советах по защите ученых диссертаций. Так же, университеты имеют право:

    • регламентировать правила присуждения академической степени;
    • устанавливать критерии которым должны соответствовать диссертации;
    • Данные университеты принимают решения о предоставлении и лишении ученых степеней.

    Закон о науке и научной деятельности 127

    Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» регламентирует проведение академических исследований и деятельность организаций на основе требований.

    Скачать ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 127 по ссылке

    210fz.ru

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»

    Принят Государственной Думой 10 мая 2016 года

    Одобрен Советом Федерации 18 мая 2016 года

    Внести в статью 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2001, N 1, ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5280; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 31, ст. 4167; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 29, ст. 4396) следующие изменения:

    а) дополнить словами «, установленных настоящей статьей»;

    б) дополнить абзацами следующего содержания:

    «Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Указанная номенклатура является обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации.

    Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук.»;

    2) пункт 2 1 изложить в следующей редакции:

    «2 1 . Порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее — Высшая аттестационная комиссия), диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.»;

    а) абзац первый дополнить словами «, если иное не установлено настоящей статьей»;

    б) абзац второй после слов «научно-технической деятельности,» дополнить словами «если иное не установлено настоящей статьей,»;

    в) абзац третий дополнить словами «, если иное не установлено настоящей статьей»;

    4) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

    «3 1 . Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», в соответствии с требованиями настоящего пункта вправе самостоятельно:

    создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определять и изменять составы этих советов, устанавливать полномочия этих советов, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществлять контроль за деятельностью этих советов, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов;

    устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций;

    утверждать положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.

    Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, присуждаемых в соответствии с настоящим пунктом, а также требования к научной квалификации членов советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, создаваемых в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть ниже аналогичных критериев и требований, установленных в соответствии с пунктом 2[1] и абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи.

    Перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым — четвертым настоящего пункта, порядок формирования этого перечня, в том числе дополнительные критерии включения в него указанных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, утверждает перечень отраслей науки, в рамках которых организациям, включенным в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта перечень, предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым — четвертым настоящего пункта.

    Указанные в настоящем пункте организации представляют в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, предусмотренную статьей 6 4 настоящего Федерального закона, информацию о локальных нормативных актах организаций, касающихся присуждения ученых степеней, о советах по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, о присуждении, лишении, восстановлении ученых степеней.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, устанавливает состав информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документах об ученых степенях, присуждаемых в соответствии с требованиями настоящего пункта.».

    1. Права, предусмотренные пунктом 3 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляют:

    1) Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет с 1 сентября 2016 года;

    2) организации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, со дня включения соответствующей организации в указанный перечень, но не ранее 1 сентября 2017 года.

    2. Деятельность советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона на базе:

    1) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, прекращается не позднее 1 сентября 2017 года;

    2) организаций, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, прекращается в течение одного года со дня включения соответствующей организации в указанный перечень, но не ранее 1 сентября 2017 года.

    3. Документы об ученых степенях, выданные в соответствии с пунктом 3 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции настоящего Федерального закона), предоставляют их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об ученых степенях, выданных в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции настоящего Федерального закона).

    4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, на основе информации, представляемой в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, предусмотренную статьей 6 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», осуществляет мониторинг деятельности советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, осуществляемой в соответствии с пунктом 3 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции настоящего Федерального закона).

    Президент Российской Федерации В. Путин

    rg.ru

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 N 127-ФЗ «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»
  • «Российская газета», N 167, 03.09.96;
  • «Собрание законодательства РФ», 1996, N 35, ст. 4137
  • Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности

    1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

    2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей субъектов Российской Федерации, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:

    выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки и техники;

    формировании научных и научно-технических программ и проектов;

    проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.

    3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.

    4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.

    5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.

    zakonbase.ru

    Закон о науке даст «зеленый свет» четвертой промышленной революции

    Тема эффективной организации науки в последнее время заняла большое место в государственной повестке. Президент страны в мае и июне встречался с академиками РАН.

    Зеркальный телескоп в Крымской астрофизической обсерватории РАН в поселке Научный / Фото РИА «НОВОСТИ»

    Речь идет о новом структурировании всей системы администрирования научной сферы, превращении Академии наук в национальный штаб исследований, определяющий задачи научно-технологического развития страны. Вполне закономерно, что очень активно занялись наукой и депутаты Госдумы, где на подходе сразу несколько законопроектов.

    ЗАКОНОПРОЕКТ БОЛЬШИХ ОЖИДАНИЙ

    Каждый из них важен. Но, пожалуй, особенно большие ожидания вызывает новая редакция закона о науке — «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ». Новый базовый закон заменит действующий ФЗ-127 от 1996 года. Последний за прошедшие два десятилетия неоднократно изменялся и превратился в лоскутное одеяло. Да и концептуально он уже не отвечает решению задач, поставленных Стратегией научно-технологического развития РФ на период до 2030 года.

    Интересно, что ФЗ-127 стал первым в нашей истории законом о науке. В Советском Союзе наука, и очень даже неплохая, была, а закона о ней — нет.

    Новый законопроект вызревал в недрах Минобрнауки и Госдумы с 2014 года. Толчок его разработке дало заседание Совета по образованию и науке при председателе Госдумы. В рабочую группу по подготовке концепции документа вошли парламентарии, представители Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфина, Общественной палаты, РАН, университетов и других заинтересованных структур.

    Научное сообщество ждет, что закон выстроит процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований, обеспечит социальные и профессиональные права и гарантии ученым. Государство ставит цель минимизации директивного управления, создания конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, саморегулирования национальной научно-технологической системы.

    Министр образования Ольга Васильева назвала ключевой задачей формирование открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти. Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев, взаимодействующий с Госдумой, охарактеризовал концепцию закона как «не прямое управление, а умное регулирование» (smart regulation — модный термин).

    ФЗ-127 стал первым в нашей истории законом о науке. В Советском Союзе наука, и очень даже неплохая, была, а закона о ней — нет»

    СИСТЕМНОСТЬ, ГИБКОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ

    Что нового в законопроекте? Первое — системность. Под регулирование подпадают все виды деятельности в сфере науки и инноваций: научная, научно-техническая, инновационная, научно-просветительская, научно-экспертная. Второе — гибкость на основе новой системы принципов регулирования. Третье — упор на приоритеты научно-технологического развития, максимальную открытость и конкурентность финансирования на проектной основе. Четвертое — отказ государства от прав на созданные в рамках общественного заказа результаты. Они уходят в оборот и оцениваются в рамках социально-экономического развития.

    «Это новый виток законодательства о науке, — отмечает сопредседатель экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству академик Валерий Черешнев.

    Он очень хорошо знаком с документом, потому что возглавлял в прошлом созыве нижней палаты Комитет по науке и наукоемким технологиям. Впервые так много места уделяется инновационной деятельности. В ФЗ-127 она лишь обозначена, упоминается о ней в законодательстве о государственных научных центрах, о национальных научно-исследовательских институтах и центрах. Причем у Курчатовского института свой закон, у института Жуковского — свой и так далее.

    Инновационные исследования остаются за академией, которая должна полностью отвечать за научный продукт, порожденный фундаментальной наукой. С ее открытий и начинается инновационный процесс.

    В законе будет отражена модель взаимодействия РАН с другими структурами, расписаны ее функции — экспертная, прогнозная и другие. Конкретизируется роль ключевых субъектов научной деятельности (РАН, национальные исследовательские центры, государственные научные центры) в стратегическом планировании научной и научно-технической деятельности. Правда, здесь еще надо дорабатывать».

    В числе новшеств — кардинальное изменение роли государственных научных центров. Чтобы сохранить статус, им придется ежегодно отчитываться перед органами власти о результатах работы по утвержденным программам развития. Новшеством является и упрощение процедуры получения ученых званий. Активных и результативных исследователей «разгрузят» от лишних формальностей, в частности от публичной защиты. Присуждать научную степень будут «по совокупности работ». Это, видимо, ответ на ряд скандалов, связанных с плагиатом в диссертациях и сомнительным авторством. Приведет ли оно к повышению уровня самой науки и значимости научного статуса, выяснится впоследствии.

    На вопрос, почему законопроект так медленно движется, директор Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН ответил: «Это будет новый основной закон о науке. Он очень сложный и требует согласования со всеми министерствами, законом о реформировании науки и остальными правовыми актами».

    Здание президиума РАН на Ленинском проспекте столицы / Фото РИА «НОВОСТИ»

    НАДО ГОВОРИТЬ НЕ О «СВОБОДЕ», А О ПОЛНОМОЧИЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    «Потенциал российской науки — до сих пор высокий в целом ряде направлений — не находит должной реализации. Это чрезвычайно негативно отражается на социально-экономическом развитии страны и общества, статусе самой науки, престиже профессии исследователя, — считает другой сопредседатель Экспертного совета гендиректор Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», член президентского Совета по науке и образованию Андрей Дутов: — Бесспорно, новый закон надо принимать, — не сомневается он. — Но в нынешнем виде документ содержит в себе принципиальные противоречия, которые могут привести к серьезным издержкам в правоприменительной практике. Так, неоднократное декларирование обеспечения «свободы научного творчества», по моему мнению, противоречит природе и характеру деятельности современной науки. Она чрезвычайно ресурсоемкая и требует привлечения значительных объемов ограниченных общественных ресурсов.

    Поэтому вместо акцента на «свободе» более уместно говорить о полномочиях компетентных профессионалов и их ответственности за выбор направлений поиска и полученные результаты.

    И еще. В понятийном аппарате текста смешаны понятия прикладных и поисковых научных исследований. Желательно четче определить различные виды исследований и разработок и их позиционирование в жизненном цикле результатов интеллектуальной деятельности — от идеи до ее воплощения в продукте или услуге.

    Еще одно пожелание — разграничить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Типизация научных организаций должна, по моему мнению, отражать их роль и место в жизненном цикле знаний, технологий и наукоемкой продукции, а не результаты ранжирования по тем или иным критериям результативности. Это и будет отвечать принципу усиления полномочий и ответственности, «включенности» науки в процессы управления развитием».

    ПУТЬ К РАЗРАБОТКЕ «ОБРАЗОВ» ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОДУКТОВ XXI ВЕКА

    «В ходе рассмотрения проекта в Госдуме все шероховатости будут устранены, — заверяет первый зампред Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. — Такой закон давно нужен, поскольку действующий («О науке и государственной научно-технической политике») за двадцать лет устарел.

    У нас качественно изменились общественно-производственные отношения, конструирование и технологические процессы. Центр добавленной стоимости переместился из производства в проектирование и в промышленный дизайн. В развитых странах практически закончилась третья промышленная, так называемая цифровая революция и уже начинается четвертая, в основе которой — киберфизические системы».

    Закон назрел еще и потому, что за прошедший период Госдума приняла целый ряд других документов, непосредственно затрагивающих принципы функционирования научных исследовательских организаций, деятельности ученых, инновационной деятельности, образования отдельных территорий с высоким научно-техническим потенциалом.

    «Сегодня мы говорим о приоритете научной, научно-технической и инновационной деятельности на этапе перехода к высокотехнологическому развитию, — подчеркнул депутат. — Поэтому все целеполагающие нормативные положения здесь следует сосредоточить в одном документе».

    Владимир Гутенев также обратил внимание на то, что новый законопроект призван четко определить приоритеты и механизмы, связанные с перспективной тематикой. «Тот задел, который создали для нас предыдущие поколения российских ученых и инженеров, исчерпан, — подчеркнул он. — Нужно уже сегодня создавать новый задел на будущее. Предстоит по каждому направлению разработать «облики» и «образы» перспективных продуктов, созданных не в результате реинжиниринга существующих решений, а принципиально новых, соответствующих прогнозам развития общества, техники и технологий.

    Естественно, при этом необходимо предусмотреть различные источники и механизмы финансирования таких проектов. Причем объектами должны быть не только «заказные» работы, но и обязательно инициативные. Только так можно обеспечить реализацию прорывных проектов и заметное место на мировых рынках продуктов производства.

    В новом законе сформулированы основные принципы и механизмы, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность на период ускоренного технологического развития, — подытоживает Владимир Гутенев. — Уверен, что он станет действенным инструментом развития как непосредственно науки, так и всех отраслей народного хозяйства России».

    ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РАН — ВОПРОС НЕ ПРОЦЕДУРНЫЙ

    Раз мы говорим о науке, то нельзя обойти вниманием и еще два законопроекта, которые в июне обсудил Комитет Госдумы по образованию и науке. Первый, правительственный, «Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций». Депутаты единогласно поддержали концепцию создания в разных регионах РФ центров, подобных Сколково.

    Второй, депутатский, касается изменений в закон о РАН по части регулирования процедуры выборов президента Академии наук. Большинство проголосовало «за». 23 июня он принят в первом чтении. За день до этого, 22 июня, разговор о нем состоялся на встрече Президента РФ с академиками РАН. Ее участник, член Президиума РАН Валерий Черешнев рассказал: «У академического сообщества есть три поправки в закон о выборах. Первая — выборы президента РАН простым большинством голосов (50 процентов плюс 1). Вторая — утверждение президента академии главой государства. Третья — согласование с Правительством, которое выдвигает на выборы не более трех кандидатов от отделений. Это всеми оспаривается как грубое нарушение академических свобод. Что согласовывать — правильно, но почему три, а не четыре, не пять?

    Выслушав нас, Владимир Путин сказал примерно следующее: хорошо, давайте еще подумаем, еще встретимся, внимательно все обговорим, чтобы никаких поспешных шагов не делать.

    Наше мнение: в законодательстве надо прописать, за что ФАНО отвечает, за что академия. Научно-методическое руководство — за академией, ФАНО же обязано в соответствии с рекомендациями РАН четко финансировать, помогать оборудованием, помещением, имуществом».

    Как отметил сам Владимир Путин, порядок выборов президента РАН — вопрос не процедурный, а сущностный. От него зависят приоритеты развития Академии и ее взаимодействие с органами власти.

    Добавим: и в конечном итоге достижение Россией мирового лидерства, в которое, как подчеркнул глава государства, должна внести свой вклад наука.

    www.pnp.ru

    Это интересно:

    • Закон о ветеранах рф Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 […]
    • Закон 7 о нко Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 […]
    • Закон об ипотечном займе Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 […]
    • Федерального закона n 174-фз Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" С изменениями и дополнениями от: 24 июля, 18 октября 2007 г., 8 мая 2010 г., 14 июня, 18 […]
    • Ст33 закона 79-фз Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
    • Приказ минобра 276 Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276"Об […]
    • Федеральный закон 137-фз от 25102001 Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" С изменениями и […]
    • Закон российской федерации о свободе совести и о религиозных объединениях Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях" С изменениями и дополнениями от: 26 марта […]