ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ С ОБЪЯВЛЕННОЙ ЦЕННОСТЬЮ
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее — Устав) и устанавливают порядок предъявления грузоотправителями грузов к перевозкам, с объявлением их ценности.
Объявление грузоотправителем ценности обязательно при предъявлении для перевозки следующих грузов:
драгоценных металлов, камней и изделий из них;
музейных и антикварных ценностей; предметы искусства и иные художественные изделия;
грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Ценность грузов объявляется исходя из их стоимости.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно определяется по аналогичным товарам.
3. При предъявлении для перевозок грузов с объявленной ценностью грузоотправитель вместе с транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) представляет перевозчику опись грузов (грузовых мест) с объявленной ценностью, заполненную согласно форме, предусмотренной в приложении N 1 к настоящим Правилам.
При предъявлении к перевозке по одной накладной грузов различной объявленной ценности их отличительные признаки, количество мест и их объявленная ценность указываются в описи грузов отдельной строкой.
Опись грузов с объявленной ценностью составляется в трех, а для грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, — в двух экземплярах. Один из экземпляров возвращается грузоотправителю. Другой экземпляр описи остается у перевозчика. Оставшийся экземпляр закрепляется внутри вагона, контейнера на видном месте либо при перевозке грузов мелкой отправкой вкладывается в одно из грузовых мест.
Перевозчик проверяет соответствие количества груза (грузовых мест), предъявляемого к перевозке с данными описи грузов.
4. Прием грузов к перевозке с объявленной ценностью для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и настоящими правилами.
5. При оформлении представленных грузоотправителем перевозочных документов перевозчик должен проверить правильность заполнения грузоотправителем описи грузов, указать в ней номер накладной, расписаться в строке «Опись принята» и проставить в описи грузов календарный штемпель. Если опись грузов составлена на нескольких листах, календарный штемпель и подписи грузоотправителя и перевозчика проставляются на каждом листе.
6. Объявленная грузоотправителем ценность груза не должна превышать действительной стоимости.
Перевозчик возмещает грузоотправителю, грузополучателю ущерб, причиненный при перевозке груза с объявленной ценностью, в размере объявленной стоимости груза (в случае, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости) или в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, а также возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
7. При предъявлении претензии к перевозчику грузоотправитель (грузополучатель) должен предъявить документы, подтверждающие фактический ущерб.
8. Опломбирование вагонов, контейнеров запорно-пломбировочными устройствами при перевозках грузов с объявленной ценностью осуществляется в порядке, предусмотренном правилами пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
9. За перевозки грузов с объявленной ценностью взимаются сборы, ставки которых устанавливаются тарифным руководством.
www.zakonprost.ru
Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 34 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору»
Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 34
«Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору»
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору.
2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 11 мая 1999 г. N 4ЦЗ «Об утверждении Правил перевозок грузов, подконтрольных Госветнадзору, на железнодорожном транспорте» (зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 1999 г. N 1933).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4766
Правила
перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору
(утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 34)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) (далее — Устав) и определяют порядок осуществления перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — органы Госветнадзора).
Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые зональными управлениями государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте см. приказ Минсельхоза РФ от 25 августа 2003 г. N 1264
1.2. Продукты и сырье животного происхождения, корма для животных, по установленному перечню допускаются к перевозке железнодорожным транспортом с территорий, не подвергнутых заразным болезням животных, под контролем органов Госветнадзора.
Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации может устанавливать особые условия ввоза, либо запрет на ввоз подконтрольных органам Госветнадзора грузов и заблаговременно информировать об этом перевозчиков.
1.3. Продукты и пищевое сырье животного происхождения перевозятся железнодорожным транспортом в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
1.4. Перевозки животных осуществляются в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом животных.
2. Оформление перевозок, формы сопроводительных документов
2.1. Подконтрольные органам Госветнадзора грузы принимаются к перевозке железнодорожным транспортом только при наличии ветеринарных сопроводительных документов на каждый вагон, контейнер, мелкую отправку: ветеринарных свидетельств формы N 2 или N 3, указанных в приложении N 3 к Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнодзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом России 12.04.97 г. N 13-7-2/871 и зарегистрированной Минюстом России 22.05.97 г. N 1310 (далее Инструкция), либо ветеринарных сертификатов формы N 5 (b, d, е) указанных в приложениях N 4, 5, 6 и 7 к Инструкции.
2.2. Ветеринарными свидетельствами форм N 2 и 3 сопровождаются грузы, указанные в приложениях 2.1 и 3.1 к Инструкции, которые перевозятся в пределах территории Российской Федерации и между государствами — участниками Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) — членов Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии (далее — Соглашение).
2.3. Грузы, вывозимые из Российской Федерации в государства, не являющиеся участниками СНГ — членами Соглашения, сопровождаются ветеринарными сертификатами, которые оформляются представителями органа Госветнадзора (специалистами пограничного ветеринарного надзора) на пограничном контрольном ветеринарном пункте — далее ПКВП.
Ветеринарные сертификаты формы N 5 (b, d, e) выдаются на экспортируемые из Российской Федерации фуражное зерно и другие растительные продукты для животноводства (форма N 5 b), молоко и молочные продукты (форма N 5 d), мясо и мясопродукты домашних и диких животных (форма N 5 e).
2.4. На грузы, ввозимые в Российскую Федерацию из государств, не являющихся участниками СНГ — членами Соглашения, взамен зарубежных ветеринарных сертификатов на ПКВП специалистами пограничного контрольного ветеринарного надзора выдаются ветеринарные свидетельства.
2.5. Подконтрольные органам Госветнадзора грузы, перевозимые в пределах территории Российской Федерации и между государствами — участниками СНГ- членами Соглашения, сопровождаются ветеринарными свидетельствами, заполненными на русском языке, которые оформляются представителями органа Госветнадзора (ветеринарными специалистами государственной ветеринарной службы района, города) и заверяются специалистами ПКВП.
Не требуется оформления ветеринарных свидетельств, при перевозках ветеринарных биологических и химико-фармацевтических препаратов.
2.6. Ветеринарные свидетельства и сертификаты без указания всех требуемых сведений, заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, с исправлениями, неясным оттиском печати, либо без печати, подписи, полного наименования должности, фамилии и инициалов специалиста подписавшего документ, а также их копии считаются недействительными и, груз по таким документам к перевозке не принимается.
2.7. В ветеринарных свидетельствах (сертификатах) должны быть указаны номера и даты разрешений Главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации, а также разрешений компетентных органов государств — участников СНГ, на ввоз и перевозку транзитом экспортно-импортных грузов через их территории.
3. Ветеринарное свидетельство (сертификат) прикладывается к транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) или к железнодорожной накладной Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее — СМГС). В накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя», а в накладной СМГС в графе «Документы, прилагаемые отправителем», грузоотправителем указывается наименование ветеринарного документа, номер и дата его выдачи.
4. Ветеринарные свидетельства формы N 2 и N 3 действительны в течение трех дней с момента выдачи и до начала погрузки.
5. Вывоз и ввоз подконтрольных органам Госветнадзора экспортно-импортных грузов производятся только через те станции, на которых имеются пограничные контрольные ветеринарные пункты. О поступлении таких грузов перевозчик на пограничной передаточной станции извещает пограничный ветеринарный пункт.
6. О предстоящей погрузке подконтрольных органам Госветнадзора грузов грузоотправитель не менее чем за 12 часов до ее начала уведомляет местный орган Госветнадзора.
Грузы, подлежащие ветеринарно-санитарному надзору, принимаются к перевозке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве (сертификате).
Изменение станции назначения и наименования грузополучателя допускается в исключительных случаях по согласованию с органом Госветнадзора.
7. Осмотр грузов представителем органа Госветнадзора производится при их погрузке, выгрузке и в пунктах перегрузки.
Отметки о проведенном ветеринарно-санитарном осмотре груза делаются представителем органа Госветнадзора в первоначально выданном ветеринарном свидетельстве (сертификате) с указанием даты осмотра и с заверением его своей подписью и печатью.
Представитель органа Госветнадзора имеет право требовать от грузоотправителя (грузополучателя) выборочного комиссионного вскрытия тары с грузом и, в случае несоответствия груза ветеринарным требованиям, — запретить его перевозку.
8. В случае обнаружения перевозчиком подконтрольного органам Госветнадзора груза без ветеринарных сопроводительных документов или при наличии у представителя органа Госветнадзора обоснованных подозрений, что такой груз является продуктом убоя больных заразными болезнями животных, груз, по требованию представителя органа Госветнадзора задерживается. Вопрос о возможности дальнейшей перевозки такого груза решается органом Госветнадзора.
9. При необходимости задержки для проверки в пути следования грузов, подлежащих ветеринарно-санитарному надзору, представитель органа Госветнадзора предъявляет об этом требование перевозчику.
О такой задержке груза перевозчиком на железнодорожной станции, где находится груз, составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, с участием представителя органа Госветнадзора, в котором указываются причины задержки и меры по их устранению. Копия акта прикладывается к перевозочным документам, о чем перевозчик делает в них отметку в графе «Отметки перевозчика».
10. Пресносухое и сухосоленое кожевенное и меховое сырье принимается к перевозке в твердой или мягкой таре, а мокросоленое — в бочках или ящиках, не дающих течи. Кожевенное и меховое сырье без упаковки, а также в замороженном состоянии к перевозке железнодорожным транспортом не принимается.
Не допускается перевозка мокросоленого кожевенного, мехового сырья в одном вагоне с другим техническим сырьем животного происхождения, следующего без упаковки или упакованного в мягкую тару.
11. Кожевенное и меховое сырье, пушнина подлежат исследованию на сибирскую язву органами Госветнадзора. Результат такого исследования, показавший отрицательную реакцию, должен быть отражен в ветеринарном свидетельстве (сертификате). Кожевенное и меховое сырье, пушнина с отрицательной реакцией на сибирскую язву должны иметь клеймо органа Госветнадзора, производившего их исследование. Все клейма должны быть на русском языке.
12. Обрезки невыделанных шкур перевозятся в сухом виде в холщовых мешках, в ящиках или коробках.
Мездра в сухом виде предъявляется к перевозке в плотных мешках с вкладышем из полимерной пленки, а консервированная известковым молоком — в бочках, не дающих течи.
13. Шерсть, щетина, волос, перо и пух предъявляются к перевозке упакованными в мягкую тару. Каждый отправляемый с шерстомоек тюк шерсти должен иметь фабричную марку.
14. Сухое кишечное сырье и мочевые пузыри предъявляются к перевозке в ящиках или тюках, обернутых в плотную мягкую тару.
Сухосоленое и мокросоленое кишечное сырье предъявляется к перевозке в прочных бочках, не дающих течи.
15. Рога, копыта и кости предъявляются к перевозке в мягкой упаковке, очищенными от мягких частей, грязи и высушенными. Без упаковки, невысушенные рога, копыта и кости к перевозке не принимаются.
Рога, копыта, кости разрешается перевозить без тары в не принадлежащих перевозчику или арендованных крытых вагонах или контейнерах.
Допускается очищенные от мягких тканей сырые рога, копыта и кости перевозить в замороженном виде в крытых вагонах в зимний период года при температуре наружного воздуха не выше минус 5°С при условии согласия грузополучателя на такую перевозку. В этом случае в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель должен сделать отметку «Перевозка сырой кости (рогов, копыт) в замороженном виде с грузополучателем согласована».
16. Не допускается перевозка, в том числе мелкими отправками, сырья животного происхождения совместно с продуктами питания, кормами для животных, металлическими изделиями, красящими, пахучими и испаряющимися веществами, грузами для личных (бытовых) нужд. Не допускается совместная перевозка пищевого сырья с техническим сырьем животного происхождения.
Перевозка в контейнерах сырья животного происхождения, кроме пушно-мехового сырья, не подлежащего исследованию на сибирскую язву, допускается только в не принадлежащих перевозчику или арендованных у него контейнерах.
17. Перевозка мелкими отправками технического сырья животного происхождения и кормов производится в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками с соблюдением указанных в настоящем пункте дополнительных условий.
17.1. Кожевенное, меховое сырье, пушнина, шерсть, щетина, волос, перо, пух, кишечное сырье, мочевые пузыри, рога, копыта, кости, мездра и обрезки кожсырья предъявляются к перевозке мелкими отправками в упакованном виде.
17.2. Шерсть, щетина, волос, перо и пух предъявляются к перевозке мелкими отправками в ящиках или в плотной мягкой таре, а рога и копыта — только в твердой таре.
17.3. Перевозка обрезков шкур мокросоленых и мездры консервированной мелкими отправками допускается только при условии упаковки их в бочки, не дающие течи.
18. Вагоны после перевозки продуктов и сырья животного происхождения, перечень которых приведен в приложении к настоящим Правилам, а также используемые для перевозки мяса и мясопродуктов, подвергаются ветеринарно-санитарной обработке.
Категория ветеринарно-санитарной обработки вагонов устанавливается представителем органа Госветнадзора, который выдает ветеринарное назначение установленной формы на каждый вагон с указанием направления на обработку.
Ветеринарно-санитарная обработка вагонов производится перевозчиком за счет грузополучателей.
19. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации», 1993, N 24, ст.857) и другими актами законодательства Российской Федерации.
к Правилам перевозок грузов,
Перечень грузов,
после перевозки которых производится ветеринарно-санитарная обработка вагонов
base.garant.ru
Приложение N 1. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей
Приложение N 1
к приказу МПС России
от 18 июня 2003 г. N 38
Правила
перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей
С изменениями и дополнениями от:
22 декабря 2008 г.
О Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ, см. справку
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) (далее — Устав) и определяют порядок обязательного сопровождения и охраны грузов в пути следования (далее — сопровождение) грузоотправителями, грузополучателями при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель, либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти (далее — ведомственная охрана).
Действие настоящих Правил распространяется на перевозки грузов с сопровождением по территории Российской Федерации во всех видах сообщений.
Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора*.
2. Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным.
Постоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же проводниками без смены в пути следования от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции (далее — станция) назначения груза.
Сменное сопровождение грузов осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов. Такое сопровождение груза осуществляется ведомственной охраной. В этом случае сменные проводники ведомственной охраны являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем на сопровождение груза в пути следования на основании соответствующего договора.
Перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения грузоотправителями, грузополучателями на весь путь следования от пункта погрузки до пункта выгрузки, и перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утверждаются МПС России по согласованию с МВД России.
Грузоотправители, грузополучатели а также уполномоченные ими лица могут осуществлять постоянное сопровождение грузов, перечисленных в перечне грузов, требующих сменного сопровождения и охраны в пути следования.
3. В соответствии со статьей 17 Устава перечень воинских грузов, которые при перевозках подлежат сопровождению подразделениями воинских частей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, по согласованию с МПС России.
Информация об изменениях:
Приказом Минтранса РФ от 22 декабря 2008 г. N 216 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения
4. При перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Охрана грузов в вагонах, контейнерах на железнодорожных путях необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной.
В таком же порядке осуществляется постоянное сопровождение при перевозке грузов в международном сообщении.
При перевозке грузов со сменным сопровождением в международном сообщении через российские пограничные передаточные станции их сопровождение осуществляется проводниками в следующем порядке:
при перевозках экспортных грузов — от станции отправления на территории Российской Федерации до выходной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется от момента приема груза к перевозке на станции отправления до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции;
при перевозках импортных грузов — от входной пограничной передаточной станции Российской Федерации до станции назначения. Сопровождение осуществляется с момента передачи перевозчиком ведомственной охране груза на входной пограничной передаточной станции до момента выдачи груза грузополучателю на станции назначения;
при транзитных перевозках грузов — от входной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации до выходной пограничной передаточной станции на территории Российской Федерации. Сопровождение осуществляется с момента передачи груза перевозчиком ведомственной охране на входной пограничной передаточной станции до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции.
При перевозке грузов со сменным сопровождением в прямом смешанном сообщении сопровождение осуществляется в следующем порядке:
при перевозке грузов в железнодорожно-водном сообщении от станции отправления до припортовой станции. Сопровождение осуществляется с момента приема груза к перевозке на станции отправления до момента сдачи перевозчику на припортовой станции;
при перевозке грузов в водно-железнодорожном сообщении от припортовой станции до станции назначения. Сопровождение осуществляется с момента передачи перевозчиком грузов ведомственной охране на припортовой станции до момента выдачи грузополучателю на станции назначения.
Передача грузов между перевозчиком и ведомственной охраной осуществляется по приемо-сдаточному акту, форма которого устанавливается МПС России.
5. При выгрузке грузов на местах общего пользования силами и средствами перевозчика в принадлежащие ему склады и на площадки передача вагонов с грузами, в том числе контейнеров в вагонах, между перевозчиком и сменными проводниками осуществляется в следующем порядке:
5.1. При исправности вагона, контейнера (исправное состоянии запорно-пломбировочных устройств (далее — ЗПУ), отсутствие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера) их передача осуществляется при прибытии грузов на станцию назначения по памятке приемосдатчика с росписью перевозчика и сменного проводника в графах «Вагон сдал» и «Вагон принял».
5.2. При наличии неисправности вагона, контейнера (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера) их передача осуществляется по результатам проверки и выгрузки грузов из вагона и контейнера с оформлением приемо-сдаточного акта, подписанного перевозчиком и сменным проводником, и, при необходимости, составленного перевозчиком коммерческого акта в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
6. При перевозках импортных или транзитных грузов, осуществляемых со сменным сопровождением, грузоотправитель, грузополучатель (при импорте) или уполномоченные ими лица (при транзите — транспортно-экспедиционные организации) до момента прибытия грузов на входную пограничную передаточную станцию Российской Федерации представляют перевозчику информацию о подходе грузов и заверенную копию надлежащим образом оформленной доверенности, выданной ведомственной охране на право сменного сопровождения грузов.
В случае задержки вагонов, контейнеров на входных пограничных станциях по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя или транспортно-экспедиционной организации, вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое этих лиц.
7. В случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз. В этом случае в пути следования на основании письменного заявления проводников перевозчиком совместно с проводниками составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
При необходимости перевозчик может предоставлять проводникам новые ЗПУ по договору, которые учитываются как ЗПУ грузоотправителя. Предоставление новых ЗПУ отражается в акте общей формы с указанием номера ЗПУ и его стоимости.
В случаях обнаружения вагона, контейнера с неисправностями (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера), произошедшими по причинам, зависящим от перевозчика (например, авария, крушение), наложение новых ЗПУ и составление акта общей формы производится за счет средств перевозчика, в этом случае новые ЗПУ учитываются как ЗПУ перевозчика.
8. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случаях, предусмотренных статьей 118 Устава, за исключением случаев, если его вина не будет доказана грузоотправителями, грузополучателями или транспортно-экспедиционными организациями.
9. Прием грузов к перевозке, следующих со сменным или постоянным сопровождением, осуществляется перевозчиком на общих основаниях, предусмотренных правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.
10. Выдача грузополучателям на станции назначения грузов, перевозившихся со сменным или постоянным сопровождением, осуществляется проводниками без участия перевозчика, за исключением случаев:
прибытия вагонов, контейнеров с ЗПУ, наложенными перевозчиком при погрузке, перегрузе в пути следования или по причинам, зависящим от перевозчика, указанным в пункте 7 настоящих Правил;
прибытия вагонов, контейнеров с коммерческим актом, составленным на попутной станции;
прибытия скоропортящихся грузов с нарушением срока их доставки или с нарушением температурного режима в рефрижераторном подвижном составе;
выдачи грузов, выгрузка которых обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования;
прибытия вагонов, контейнеров, погруженных перевозчиком.
11. При перевозке груза с сопровождением грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) под наименованием груза делаются отметки в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
12. Проезд проводников может осуществляться:
12.1. При постоянном сопровождении:
12.1.1. в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя. Заявка на предоставление перевозчиком отдельного вагона для проезда проводников подается грузоотправителем в порядке, установленном правилами приема заявок на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
12.1.2. в отдельном вагоне, принадлежащем грузоотправителю на праве собственности или аренды;
12.1.3. в вагоне совместно с сопровождаемым грузом;
12.1.4. в служебном вагоне при перевозках в рефрижераторном подвижном составе — по договору грузоотправителя, грузополучателя с владельцем рефрижераторного подвижного состава.
12.2. при сменном сопровождении — на локомотиве, на переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком ведомственной охране по договору.
13. В случае проезда проводников при постоянном сопровождении в отдельном вагоне, независимо от его принадлежности, грузоотправитель заполняет накладную по форме и в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной для групповой отправки, в которой указываются сведения по каждому сопровождаемому вагону и сведения о вагоне, в котором следуют проводники.
14. За проезд проводников при постоянном и сменном сопровождении груза с грузоотправителей, грузополучателей взимается плата в размере, предусмотренном в тарифном руководстве. Размер платы за проезд проводников и их количество указываются в накладной перевозчиком.
15. Количество проводников при постоянном сопровождении определяется грузоотправителями (грузополучателями). При сопровождении одного вагона количество проводников может составлять два или три человека, а при сопровождении двух и более вагонов — не более двух человек на каждый сопровождаемый вагон.
16. В случае возникновения препятствий в перевозке и необходимости выдачи грузов в пути следования, перевозимых с постоянным сопровождением, проводник может осуществлять отдельные функции грузоотправителей (грузополучателей) на основании соответствующей доверенности. О возложении на проводника функций грузоотправителей (грузополучателей) делается отметка в оригинале накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» с точным описанием предоставляемых проводнику полномочий.
17. Проводник при постоянном сопровождении имеет право перевозить с собой в вагоне бесплатно принадлежащую ему ручную кладь.
При наличии у проводника ручной клади свыше нормы, установленной законодательством Российской Федерации, с него взимается за излишнюю массу ручной клади провозная плата в размере, предусмотренном в тарифном руководстве (как по грузам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, перевозимым мелкими отправками).
18. При постоянном сопровождении проводник обязан предъявить перевозчику паспорт и командировочное удостоверение. На основании этого и предъявленных перевозочных документов проводнику выдается перевозчиком удостоверение по форме, приведенной в приложении к настоящим Правилам, подписанное перевозчиком и заверенное его календарным штемпелем.
При получении удостоверения проводник знакомится с изложенными в удостоверении основными обязанностями проводника и расписывается об этом в удостоверении и в книге регистрации выдачи удостоверений проводникам грузоотправителей (грузополучателей). При этом проводником в корешке дорожной ведомости под календарным штемпелем должна быть сделана запись «Удостоверение получил. С обязанностями проводника ознакомлен» и поставлена подпись с указанием фамилии, имени и отчества.
При сменном сопровождении ведомственной охраной удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула.
19. Дополнительные условия сопровождения перевозимых опасных грузов устанавливаются правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах — цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.
20. Проводники могут пользоваться отвечающими требованиям пожарной безопасности фонарями и чугунными печами стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). Не допускается курить в вагонах и применять не установленные настоящими Правилами нагревательные и осветительные приборы.
В пути следования проводники обязаны соблюдать требования пожарной и личной безопасности.
21. Необходимые для перевозки грузов при постоянном сопровождении проводниками съемные приспособления, не наносящие повреждений железнодорожному подвижному составу и удовлетворяющие требованиям безопасности движения и пожарной безопасности, предоставляет грузоотправитель. Указанное оборудование и иные приспособления могут предоставляться перевозчиками грузоотправителям на условиях договора.
22. Установка печей и печного оборудования в грузовом вагоне при постоянном сопровождении груза производится грузоотправителями в порядке, установленном правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
При установке в вагонах печей и печного оборудования, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям), их количество указывается в графе 4 оборотной стороны оригинала накладной «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправителями.
Снабжение вагонов твердым топливом для печей на весь путь следования обеспечивается грузоотправителями.
23. При обнаружении в процессе перевозки груза нарушения его крепления проводник сообщает об этом перевозчику и подает ему заявление об отцепке вагона для принятия мер. При нарушении крепления груза по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика. В остальных случаях исправление крепления груза обеспечивается грузоотправителями. Результаты проверки крепления или погрузки груза и время вынужденного простоя вагона по вине грузоотправителя оформляются актом общей формы в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
24. Вагоны, следующие с постоянным сопровождением, а также вагон для проезда проводников (в случае его выделения) должны ставиться перевозчиком в состав поезда одной группой и не разъединяться на всем пути их следования.
При сменном сопровождении в случае, если вагоны с грузом следуют от станции отправления до станции назначения без расформирования в пути следования, вагоны должны ставиться в состав поезда одной группой и не разъединяться на всем пути их следования.
25. При обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей.
Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей или проводника оформляются перевозчиком актом общей формы. Для вагонов, принадлежащих перевозчику, кроме того, составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25. В случае несогласия с содержанием акта о повреждении вагона проводник подписывает его с замечаниями, указав мотивы несогласия. Первый экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к оригиналу накладной для вручения на станции назначения грузополучателю или к досылочной дорожной ведомости, если поврежденный вагон следовал в составе групповой отправки. При этом в досылочной дорожной ведомости под наименованием груза или в графе «Отметки перевозчика» оборотной стороны оригинала накладной указываются номер акта о повреждении вагона, дата и причина его составления. Второй экземпляр акта о повреждении вагона, принадлежащего перевозчику, прилагается к счету за повреждение вагона, который выставляется перевозчиком для оплаты грузополучателю. Третий экземпляр акта о повреждении вагона остается у перевозчика на станции, где произошла отцепка вагона.
Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неисправный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то проводник остается с задержанным вагоном.
В случае, когда для устранения технической неисправности вагона груз перегружен в другой вагон, об этом делается отметка во всех листах накладной или в досылочной дорожной ведомости (если отцепленный вагон следовал в составе групповой отправки) в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов на перевозках грузов железнодорожным транспортом.
26. При возникновении во время постоянного сопровождения обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например, из-за болезни) или проводники отсутствуют, перевозчик должен задержать подлежащие сопровождению вагоны и уведомить грузоотправителя или грузополучателя о необходимости срочного направления новых проводников для сопровождения груза.
До прибытия новых проводников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов.
Грузоотправители, грузополучатели обязаны в кратчайшие сроки направить в указанное перевозчиком место новых проводников.
До прибытия новых проводников перевозчик совместно с ранее сопровождавшими груз проводниками (при возможности) или самостоятельно проводит, при необходимости, проверку задержанных вагонов и при обнаружении неисправностей (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера) проводит осмотр наличия груза в вагоне (контейнере) с оформлением в установленном порядке коммерческого акта. Перевозчик не несет ответственности за все последствия недостачи и повреждения груза, выявленные в процессе проверки, если грузоотправители, грузополучатели не докажут, что отсутствие проводников произошло по вине перевозчика.
Расходы перевозчика, связанные с задержкой и проверкой груза в вагоне, в том числе по простою вагонов и охране, возмещаются перевозчику грузополучателям на основании акта общей формы, приложенного перевозчиком к оригиналу накладной на станции задержки вагонов.
* Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169).