Тема гражданства

| | 0 Comment

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

8.2. Основания приобретения и утраты гражданства

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) — лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости — пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

— наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

— предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств — бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

наличие хотя бы одного родителя — гражданина РФ, проживающего в России;

проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;

рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);

наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей — граждан России и др.

Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти — МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии — срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка — гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна — исключение ситуации безгражданства).

В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения — отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя — гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

8.3. Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев

Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).

Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).

Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев — лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изм. и доп.

Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.

www.telenir.net

Тема 8: Гражданство Российской Федерации § 1. Понятие, принципы и правовые основы гражданства

Понятие. Как уже отмечалось выше, конституционно-правовой статус личности неразрывно связан с гражданством. В конституционном праве гражданство рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: гражданство в субъективном смысле и гражданство как конституционно-правовой институт. Гражданство в субъективном смысле есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Таким образом, суть гражданства в субъективном его смысле — волевые отношения лица и государства по установлению между ними определенной правовой связи. Гражданство как правовая связь лица и государства обладает рядом черт, отличающих его от тех специфических правовых связей, которыми характеризуется правовое положение иностранцев и лиц без гражданства.

Гражданство — это общая, длящаяся и устойчивая правовая связь лица и государства. В отличие от состояния гражданства, отношения государства с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории, не носят, как правило, характера устойчивой правовой связи, прерываются, как только иностранец покидает пределы данного государства. Кроме того, в отличие от граждан, иностранцы и лица без гражданства на территории данного государства не имеют всей полноты прав и свобод, принадлежащих гражданам этого государства, и не несут ряд обязанностей.

Что касается понятия гражданства как конституционно-правового института, то под ним понимается совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы гражданства, регулирующих отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданством детей и гражданством родителей, опекунов и попечителей, недееспособных лиц, а также определенный круг отношений процессуального, процедурного и исполнительного характера.

Принципы гражданства Российской Федерации — это основополагающие идеи, выраженные и закрепленные в конституционно-правовых нормах, на основании которых существует и развивается институт гражданства в РФ. Основные принципы российского гражданства закреплены, прежде всего, в нормах Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ, в законе РФ “О гражданстве РФ”, в международно-правовых актах по правам человека.

К основным принципам российского гражданства относятся:

1) каждый человек имеет право на гражданство РФ;

2) гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом;

3) оно является единым и равным, независимо от оснований приобретения;

4) каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ;

5) гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его;

6) гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству;

7) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами;

8) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правовые основы гражданства в РФ — это система действующих нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством РФ.

К ним, прежде всего, относятся нормы Конституции РФ (ст. 6, 61, 62, 63, 89 и др.); Федеральный закон № 62 от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.; Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., с изм. и доп. от 31 декабря 2003 г.; Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.; Положение о предоставлении политического убежища в РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г.; Закон РФ от 19 февраля 1995 г. «О беженцах»; Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

studfiles.net

Тема гражданства

Институт гражданства в России по историческим меркам существует не так уж и давно – сто лет. В царской России все ее население называлось подданными и они обладали правами согласно принадлежности к определенному сословию. Декретом ВЦИК от 23 (10) нояб- ря 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» провозглашалось общее и единое для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики. А юридически вопросы гражданства впервые были оформлены декретом ВЦИК от 5 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства», рассказывает доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Сурен Авакьян. По словам эксперта, переходу к институту гражданства придавался классовый смысл. Понятие «подданство» связано с такой формой правления, как монархия. Подданный зависим от воли монарха и полностью ему подчинен. А гражданин – это человек, живущий в республике и являющийся участником свободного волеизъявления всего народа. Декрет этот был достаточно конкретен и, как свойственно революционному времени, романтичен, потому что согласно ему гражданином новой свободной России мог стать любой иностранец, сумевший доказать, что он поддерживает советскую власть. Сам же процесс предоставления гражданства отдавался «на откуп», говоря современным языком, на уровень районных Советов. Правда, процесс не носил массовый характер – не так уж много было желающих.
Зато массовым, похоже, стал другой, противоположный процесс – лишение гражданства. Еще в двадцатые годы прошлого столетия, рассказывает профессор Авакьян, были приняты декреты теперь уже на уровне Совета народных комиссаров РСФСР, согласно которым лишались гражданства лица, выступающие с контрреволюционными действиями против Российской Республики. Таких актов было несколько и все они касались тех, кто воевал в Гражданскую войну и потом эмигрировал. По различным данным, общее число эмигрантов из России с 1918 по 1924 год составляло до пяти миллионов человек. И в дальнейшем тема лишения гражданства присутствовала на всех этапах жизни Советского государства и формирования правового поля в этой сфере, а действия власти сказались и на соответствующем законе уже в новой России. Впрочем, не будем забегать вперед.

С созданием СССР в 1924 году появилось первое положение о союзном гражданстве. Оно стало единым для населения всех союзных республик, но правом предоставления статуса гражданина наделялись ЦИК союзных или автономных республик. Вопросы лишения гражданства не регулировались, но действовали документы, принятые до образования СССР. Первым серьезным актом по поводу лишения гражданства был Указ Президиума Верховного Совета СССР 1938 года, где говорилось о том, что в исключительных случаях граждане могут быть лишены гражданства, рассказывает профессор Авакьян. Правда, оснований для этого не было установлено законодательно. Таким образом, перед властями открывалось широкое поле деятельности в этом направлении, что продолжалось практически до начала девяностых годов. То есть можно было совершенно спокойно лишить гражданства на основании закона, что и сделали, например, с Солженицыным, выслав из страны и одновременно лишив его гражданства.

Однако времена менялись и советское законодательство о гражданстве вместе с ним. Появлялись новые положения, например, о том, что граждане СССР за границей находятся под защитой и покровительством государства, или о том, что лиц, находящихся на территории СССР, лишить гражданства СССР невозможно. А вот выехавших за границу и выступающих там с заявлениями, наносящими ущерб интересам и безопасности СССР, – пожалуйста. Именно такой прием был применен к Ростроповичу и Вишневской.

28 ноября 1991 года был принят новый закон РСФСР о гражданстве. Формально по дате он был принят до распада СССР, а вступил в действие 6 февраля 1992 года, когда над Кремлем уже реял российский триколор, напоминает профессор Авакьян. И никто даже не подумал, что его надо синхронизировать с событиями. По этому закону все граждане бывшего СССР признавались гражданами РСФСР, если они в течение года с момента вступления его в силу не заявят, что не считают себя таковыми.
По-другому, видимо, и быть просто не могло. Это был закон в духе того романтического времени, конца восьмидесятых годов, когда казалось, что нет других ценностей, кроме демократии и свободы. В принципе гражданство могли принять все, кто этого хотел, и это было оправданно. Произошел распад Советского Союза и тем, кто себя связывал с СССР, считал себя россиянином, пусть даже и не русским по крови, но желал жить в России, надо было давать гражданство, вспоминает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. Другое дело, что революционный романтизм и историческая память о том, как советская власть расправлялась с сотнями людей, лишая их гражданства своей страны, в наше время отозвались не самым позитивным эхом.

Кстати говоря, даже тот сверхлиберальный закон о гражданстве 1991 года далеко не всем помог получить российское гражданство. Как рассказал Павел Шперов, член Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, он восемь лет прожил вообще без паспорта, не имея возможности получить российский. До последнего момента он использовал паспорт СССР, и только когда с ним перестали пускать на территорию России, был вынужден получить украинские документы. И таких людей, по его словам, было очень много. Можно понять и эмоции депутата, который десятилетиями наблюдал при пересечении границы, как в очередь с российскими паспортами вставали жители среднеазиатских респуб- лик, а к окошку для иностранцев в основном русские. Поэтому и считает Павел Шперов, что ныне действующий закон о российском гражданстве направлен против соотечественников, потому что он создает большие трудности для людей, которые пытаются вернуться в Россию, для русских – выходцев из ближнего зарубежья. Оценка достаточно жесткая, и слышать ее приходилось неоднократно. Но почему так получилось?

Само принятие этого закона было вызвано тем, что люди, приезжавшие в Россию из бывших республик СССР, уже не принадлежали к той исторической общности, которую называли «советский народ», им помогли сформировать другие духовные ценности, а их мировоззрение зиждилось на идеях независимости, самостийности, незалежности. Они получали гражданство не из духовных соображений или принадлежности к российскому народу, а только для того, чтобы получить работу.

Этот поток надо было остановить, что и было сделано с помощью нового закона, вводились ограничения на миграцию, квоты на трудовую деятельность. Но закон, естественно, устроил далеко не всех, особенно предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу. Сформировалось сильное лобби, желавшее внести поправки в закон и облегчить получение гражданства для трудовых мигрантов с одной лишь целью – обойти квоты. С 2009 по 2016 год в закон вносились поправки о том, что люди, получившие профессиональное образование в России, инвесторы, обладатели особо востребованных профессий, несовершеннолетние дети, недееспособные родители и т.д. и т.п. – все эти люди получают гражданство в упрощенном порядке, в обход требований, в частности даже без знания русского языка. Так появилось много лазеек, через которые можно получить российское гражданство, причем довольно быстро. И вот результат: за последние годы количество получивших гражданство в упрощенном порядке увеличилось более чем в пятьдесят раз!

Как рассказал нам Михаил Емельянов, схемы тут используются разные. Самая простая – брак. Три года побыл в браке – получил гражданство и развод. Появились даже профессиональные жены и мужья. По некоторым оценкам, в 2016 году почти 35 тысяч человек получили гражданство на этом основании. Но есть и более сложные комбинации. В упрощенном порядке гражданство могут получать нетрудоспособные лица, имеющие сына или дочь, уже получивших российский паспорт. На практике это выглядит так. В Россию приезжает сын или дочь, получают российское гражданство, потом вытаскивают к себе нетрудоспособных родителей, а уже те – все остальное семейство. Кстати, человек, который совершил теракт в Петербурге, получил гражданство именно по такой схеме – через нетрудоспособного отца.

Подобных схем много, и они не столь безобидны, как представляется на первый взгляд. Более того, они опасны, считает депутат Емельянов. Гражданин России имеет определенные права, и прежде всего право голосовать. Но в чьих интересах он будет это делать? Предполагается, что гражданин голосует в интересах своего государства. Но те, кто получает гражданство чисто формально, все равно остаются причастны к иностранной общности, а не к российской и голосуют не в интересах Российского государства, а исходя из соображений интересов той общности, в которой выросли, где их воспитали и с которой они чувствуют духовное родство и связь. Возникает очевидный вопрос: судьбой какой страны озабочены новые граждане России?

По мнению Михаила Емельянова, необходимо убрать появившиеся в законе лазейки, ведь гражданство не получают по основаниям профессионального образования, нетрудоспособности или индивидуального предпринимательства. Гражданство – это не только формальный акт, который дает право работы в Российской Федерации, и не только правовая связь, как это сказано в законе. Это еще и духовная связь, принадлежность к общности людей, близких по духу, культуре, традициям, чьи интересы рассматриваются как свои. Вот из этого надо исходить при совершенствовании закона о гражданстве, считает депутат.

А еще, полагает Михаил Емель- янов, следует думать об этноконфессиональном балансе и сохранении традиционной социально-культурной среды. По его мнению, упрощенный порядок получения гражданства целесообразен для тех, кто действительно причисляет себя к русской культуре. В этой связи совершенно непонятно, почему не вводится упрощенный порядок для граждан Украины? Сейчас там проводится эксперимент по переделке русских людей в новую нацию и нужно помочь им сохранить русскую идентичность. Если нельзя помочь там, следует дать возможность приехать в Россию и получить гражданство. Серьезным препятствием для этого является требование закона о предоставлении документа о выходе из украинского гражданства. Кто на Украине сейчас даст человеку такой документ? Это не только трудно, но и небезопасно. Вполне могла быть оправдана поправка, что для украинцев такой документ не нужен. Вообще же, совершенствуя закон, нужно прежде всего смотреть на исторические корни, принадлежность к исторической русской общности.

Как нам стало известно, работа по совершенствованию закона о гражданстве уже ведется. По словам Павла Шперова, действует рабочая группа, готовящая предложения, большая часть которых направлена на облегчение получения гражданства России для соотечественников. Речь идет об упрощении процедуры и избавления людей от сбора многих документов, которые иной раз в ряде стран СНГ получить просто невозможно.

Уже принят в первом чтении законопроект от группы депутатов, содержащий поправки в действующий закон в части отмены решения о приеме в гражданство России, если будет установлено, что оно было принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, при нарушении обязательства соблюдать Конституцию и законодательство России, если целью приобретения гражданства являлся подрыв основ конституционного строя и это подтверждено судебным приговором. В законопроекте четко обозначено, что направлен он на противодействие экстремистской и террористической деятельности. Авторы законопроекта – спикер палаты Вячеслав Володин, главы всех четырех фракций, главы профильных комитетов. Очевидно, что судьба этого документа сложится удачно. Как, впрочем, и клятвы верности России, которую недавно предложил ввести в церемонию вступления в российское гражданство глава государства. Вроде бы клятва – формальный акт верности, но она должна быть и при этом иметь юридические последствия, заметил в этой связи Михаил Емельянов. При ее нарушении гражданство теряется.

spec.pnp.ru

Это интересно:

  • Заместителю прокурора области старшему советнику юстиции Хамошин Андрей Николаевич Первый заместитель прокурора Орловской области Родился в 1973 году в Краснозоренском районе Орловской области. В 2000 году окончил Воронежский государственный университет, юриспруденция 1990 – помощник комбайнера, Краснозоренский район, […]
  • Приговор суда кировской Арбитражный суд Кировской области Арбитражные суды Европейский Суд по правам человека Официальный портал правовой информации К 25-летию суда Правовые основы Постановление Правительства РФ от 05 июля 2013 года № 568 Указ Президента РФ от 23 июня 2014 года № […]
  • Я женат на россиянке как получить гражданство Могу ли я получить гражданство по упрощённой схеме? Женат на россиянке Если Вы в браке с гражданкой РФ более 3-х лет,то можете получить гражданство в упрощенном порядке. Здравствуйте! Согласно статье 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве […]
  • Прокурор астраханская область Организация Прокуратура Астраханской области Адрес: Г АСТРАХАНЬ,НАБЕРЕЖНАЯ ПРИВОЛЖСКОГО ЗАТОНА, Д 13/1 Юридический адрес: 414024, Астраханская область, г Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, д. 13, корп. 1 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1400040 - […]
  • Субсидии молодым киров Программа молодая семья в Кирове и Кировской области в 2018 году Программа "Молодая семья" в Кирове и Кировской области работает с 2003 года: в течение 2003 - 2011 годов в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 […]
  • Федеральный закон от 31122014 503 фз ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 10 января 2003 года №18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 07.07.2003 г. N122-ФЗ, 04.12.2006 г. N201-ФЗ, 26.06.2007 г. N118-ФЗ, 08.11.2007 г. N258-ФЗ, […]
  • Возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления Возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. […]
  • Изменение получении гражданства рф Новый закон «Получение гражданства РФ» В государствах, входивших в состав содружества, проживает существенное количество русскоязычных граждан, желающих вернуться на историческую родину. Часть из них уже проживает или трудится на территории Российской Федерации. Из […]