Вычет по налогу на прибыль

| | 0 Comment

Минфин России разъяснил порядок применения инвестиционного налогового вычета в рамках налога на прибыль организаций

Если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объектов основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, то при последующем отказе от этого права налогоплательщик не сможет в отношении таких объектов (соответствующей их первоначальной стоимости) применять положения п. 9 ст. 258 Налогового кодекса и начислять амортизацию. При этом не имеет значения, полностью или частично использован инвестиционный налоговый вычет (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 марта 2018 г. № 03-03-06/1/18609).

Речь идет о новом налоговом вычете – инвестиционном, который начал применяться с 1 января 2018 года. Действие такого вычета рассчитано до 31 декабря 2027 (п. 47 ст. 2, ч. 4 ст. 9, ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ).

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль по основной ставке, может уменьшить региональную часть налога (авансового платежа) на сумму расходов на приобретение (сооружение, изготовление, доставку и доведение до пригодного для использования состояния), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основного средства (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 257 НК РФ). Это возможно, если в субъекте РФ принят соответствующий закон (п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 90% суммы расходов на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) основных средств за текущий период. При этом размер вычета не может быть более его предельной величины (п. 2 ст. 286.1 НК РФ).

Воспользовавшись инвестиционным вычетом, налогоплательщик также вправе уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет. Согласно п. 3 ст. 286.1 НК РФ сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 10% суммы расходов на приобретение, создание, сооружение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) основных средств.

Нужно ли отражать в учетной политике для целей налогообложения решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета? Узнайте ответ из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следует учитывать, что налогоплательщик, воспользовавшийся правом на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объекта основных средств, не вправе в отношении этого объекта применять амортизацию в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного вычета, не подлежат амортизации. Они не подлежат амортизации с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 286.1 НК РФ (подп. 9 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Финансисты обращают внимание на то, что НК РФ не содержит положений, запрещающих учет убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, в соответствии со ст. 283 НК РФ в периодах использования права на применение инвестиционного налогового вычета.

www.garant.ru

Инвестиционный налоговый вычет 2018

Актуально на: 14 декабря 2017 г.

Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль – это новшество в законодательстве, которое вступает в силу с 01.01.2018 и будет действовать по 31.12.2027 включительно (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ ). Вычет представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС. Этот вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог, который перечисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Подробнее об особенностях применения «прибыльного» инвестиционного налогового вычета расскажем в нашем материале.

«Прибыльный» инвестиционный вычет: когда применяется?

Для применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль необходимо выполнение следующих условий:

  • на территории субъекта РФ, где расположена организация или ее обособленное подразделение принят закон, устанавливающий инвестиционный налоговый вычет (п. 6 ст. 286.1 НК РФ);
  • с 01.01.2018 плательщик налога на прибыль ввел в эксплуатацию объекты ОС или для уже введенных в эксплуатацию объектов изменил их стоимость в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, и такие объекты относятся к III-VII амортизационным группам, т. е. срок их полезного использования – свыше 3 до 20 лет включительно. Естественно, объекты ОС должны быть учтены на балансе самой организации или ее обособленного подразделения, расположенных в субъекте РФ, где закон об инвестиционном вычете принят (п.п. 4,5 ст. 286.1 НК РФ);
  • в Учетной политике организации в целях налогообложения закреплено решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
  • Если организация решила использовать инвестиционный вычет по объектам ОС, списать на расходы амортизацию по ним будет нельзя. Аналогично, не получится учесть через амортизацию и затраты по реконструкции, модернизации и прочим улучшениям объектов ОС.

    Применение вычета: ко всем объектам или по выбору?

    Если организация приняла решение использовать инвестиционный налоговый вычет, применяться он должен ко всем объектам, удовлетворяющим условиям применения вычета (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Напомним, что объекты должны относиться к III-VII амортизационным группам; должны быть введены в эксплуатацию с 01.01.2018 или расходы по реконструкции, модернизации и т.д. должны быть произведены после этой даты; в соответствующем субъекте РФ вычет установлен; решение о применении вычета зафиксировано в Учетной политике в целях налогообложения.

    При этом принятое в текущем году решение об использовании вычета применяется с 1 января следующего года. Если организация приняла решение использовать вычет или отказаться от него, изменить свое решение она сможет не ранее, чем по истечении 3 лет.

    Таким образом, организации, которые решат использовать инвестиционный налоговый вычет с 2018 году либо захотят зафиксировать отказ от этого права, должны внести изменения в свою Учетную политику не позднее 31.12.2017.

    Рассчитываем вычет из налога на прибыль

    Приведем общий порядок применения инвестиционного налогового вычета в соответствии со ст. 286.1 НК РФ.

    На инвестиционный налоговый вычет уменьшается налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет.

    Максимальная сумма, на которую можно уменьшить региональный налог, составляет 90% от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС.

    Но уменьшить весь региональный налог нельзя. При уменьшении налога на инвестиционный вычет минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет, составляет 5% от налоговой базы по налогу на прибыль.

    А величина налога, на которую можно уменьшить федеральный налог, составляет 10% от

    от расходов на приобретение объектов ОС, а также расходов на модернизацию, реконструкцию и иные улучшения ОС. При этом минимальный налог, который должен быть уплачен в федеральный бюджет, НК РФ не устанавливает. Это означает, что в результате применения инвестиционного налогового вычета федеральный налог может быть уменьшен до нуля.

    При этом важно помнить, что закон конкретного субъекта РФ, вводящего на своей территории инвестиционный налоговый вычет, может предусматривать (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • иной размер налогового вычета, но не более 90%;
  • конкретные категории налогоплательщиков, которым вычет положен или не разрешается;
  • определенные категории объектов ОС, по которым вычет предоставляется или, наоборот, не положен;
  • запрет на перенос не использованного в отчетном (налоговом) периоде инвестиционного вычета на следующие периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).
  • Кроме того, необходимо учитывать, что применять вычет, скажем, только к региональной части налога, а федеральную платить полностью, нельзя. Если право на вычет используется, уменьшать нужно как федеральную, так и региональную части налога на прибыль.

    Кто не вправе применять инвестиционный налоговый вычет

    Даже если ваши ОС-расходы соответствуют условиям применения вычета, а в соответствующем субъекте принят необходимый закон, воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом не смогут такие организации, как (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):

    • участники региональных инвестиционных проектов;
    • резиденты особых экономических зон;
    • участники свободной экономической зоны;
    • организации, занятые добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении;
    • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
    • резиденты свободного порта Владивосток;
    • организации-«сколковцы»;
    • иностранные организации, которые признаны налоговыми резидентами РФ.
    • Кроме того, инвестиционный налоговый вычет не применяется консолидированной группой налогоплательщиков (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

      Особенности выбытия «объекта с вычетом»

      Если объект ОС, по которому организация применила инвестиционный налоговый вычет, выбывает (например, продается), а срок его полезного использования еще не истек, организации придется рассчитать сэкономленный из-за использования вычета налог и уплатить его вместе с пенями (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). Зато на первоначальную стоимость проданного объекта ОС можно будет уменьшить доходы от его реализации (пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).

      Пример использования инвестиционного налогового вычета

      В Учетной политике организации в целях налогообложения закреплено право на применение инвестиционного налогового вычета. При этом в законе субъекта РФ установлены общие правила применения инвестиционного налогового вычета в соответствии со ст. 286.1 НК РФ. Региональная ставка налога на прибыль – 17%.

      18.01.2018 организация ввела в эксплуатацию объект ОС первоначальной стоимостью 1 525 000 рублей и включила его в IV амортизационную группу. За 1-ый квартал 2018 года налоговая база организации (без учета стоимости объекта ОС) составила 8 300 000 рублей.

      Представим по шагам порядок определения суммы налогового вычета, который организация может применить в 1-ом квартале 2018 года:

      Шаг 1. 90% от расходов на приобретение объекта ОС составляют 1 372 500 рублей (1 525 000 рублей * 90%)

      Шаг 2. Определяем условный минимальный налог, который должен быть уплачен в бюджет субъекта РФ, исходя из ставки 5%:

      8 300 000 рублей * 5% = 415 000 рублей

      Шаг 3. Определяем расчетную сумму налога, которая была бы уплачена в бюджет, если бы вычет не применялся:

      8 300 000 рублей * 17% = 1 411 000 рублей

      Шаг 4. Определяем разницу между минимальным и расчетным налогами:

      1 411 000 рублей – 415 000 рублей = 996 000 рублей

      Таким образом, именно на 996 000 рублей может быть уменьшен налог в бюджет субъекта РФ за 1-ый квартал 2018 года. И в результате применения инвестиционного налогового вычета будет перечислен налог в размере 415 000 рублей (8 300 000 рублей * 17% — 996 000 рублей).

      Соответственно на следующие отчетные (налоговые) периоды будет перенесен налоговый вычет в размере 376 500 рублей (1 372 500 рублей – 996 000 рублей).

      Что касается платежа в федеральный бюджет, то по нему величина налога будет рассчитываться так:

      Шаг 5. Определяем максимальную сумму налога, на которую можно уменьшить федеральную часть налога:

      1 525 000 рублей * 10% = 152 500 рублей

      Шаг 6. Рассчитываем налог, который пришлось бы уплатить в федеральный бюджет без учета инвестиционного вычета:

      8 300 000 рублей * 3% = 249 000 рублей

      Поскольку ограничений на уменьшение федеральной части налога при применении инвестиционного налогового вычета нет, в федеральный бюджет по итогам квартала нужно будет заплатить лишь 96 500 рублей (249 000 рублей – 152 500 рублей).

      glavkniga.ru

      Первый региональный закон, предусматривающий инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

      Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 22 марта 2018 г. Законодательным Собранием Республики Карелия принят закон[1], предусматривающий введение инвестиционного вычета по налогу на прибыль.

      Республика Карелия стала первым российским регионом, который воспользовался предоставленным НК РФ правом по установлению инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ) по налогу на прибыль. Адресатами льготы выбраны инвесторы, которые будут вкладывать средства в такую инновационную отрасль, как производство биологически активных добавок к пище или лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях[2].

      Напомним, что институт инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ) введен Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль на сумму расходов на приобретение новых и/или на реконструкцию (модернизацию, техническое перевооружение) основных средств, включенных в 3 – 7 амортизационные группы[3]. Однако фактическое применение таких вычетов возможно только при наличии закона субъекта РФ, предусматривающего введение в действие на своей территории ИНВ[4].

      Следует помнить, что применение ИНВ имеет ряд особенностей: решение о применении ИНВ налогоплательщик должен отразить в учетной политике; вычет применяется ко всем категориям ОС 37 групп, а не выборочно; изменить решение о применении (отказе от применения) ИНВ налогоплательщик вправе по истечении трех последовательных налоговых периодов, если иной срок не определен решением субъекта РФ (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).

      Законом Республики Карелия вводится инвестиционный налоговый вычет по объектам ОС, относящихся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории Республики и осуществляющим следующие виды экономической деятельности:

    • производство биологически активных добавок к пище;
    • производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
    • В Законе установлено, что инвестиционный налоговый вычет составляет 50% суммы расходов текущего периода, указанных в абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением расходов на ликвидацию ОС)[5].

      При этом сумма вычета, уменьшающего сумму налога (авансового платежа), подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, не может превышать установленную предельную величину. Она определяется согласно абз. 3 п. 1 ст. 286.1 НК РФ как разница между двумя расчетными суммами налога, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ, определенными без учета ИНВ:

    • суммой налога, рассчитанной по общей ставке 17%[6],
    • суммой налога, рассчитанной при условии применения ставки налога, определенной решением субъекта РФ, т.е., согласно Закону Республики Карелия, 8,5%[7].

    Тем самым, при применении Закона Республики Карелия, предельная величина ИНВ, на которую может быть уменьшен налог, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, фактически соответствует сумме налога, рассчитанной по ставке 8,5%.

    Если 50% суммы расходов окажется меньше (равной) рассчитанной предельной величины, то вычет составит указанную сумму расходов.

    Если указанная доля расходов превысит предельную величину, то в вычет можно включить расходы в размере предельной величины, а оставшаяся часть может быть перенесена на последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ)[8].

    Если организация будет применять ИНВ, то она вправе уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет на сумму, равную 10% от суммы расходов на приобретение и модернизацию ОС (абз. 1 п. 3 ст. 286.1 НК РФ). При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

    Новое регулирование распространено Законом Республики Карелия на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г., то есть ему придана обратная сила.

    По имеющейся информации, региональные власти некоторых других субъектов РФ – Московской, Пензенской областей, Ставропольского и Приморского краев также изучают возможность принятия законов о введении инвестиционного налогового вычета. Но пока в доступных базах нет информации о внесенных законопроектах подобного рода.

    Помощь консультанта

    Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом консультирования по вопросам установления и применения налоговых льгот федерального и регионального уровней и готовы оказать правовую помощь компаниям в связи с введением инвестиционного налогового вычета, включая содействие в оценке целесообразности принятия решения о его использовании в каждом конкретном случае.

    [1] Закон Республики Карелия от 04.04.2018 № 2225-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия». Официально опубликован 05.04.2018 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1000201804050001)

    [2] На рассмотрении Законодательного Собрания Республики Карелия в настоящий момент находится также проект отраслевого закона, направленного на поддержку данной отрасли (проект Закона «О государственной поддержке биофармацевтической промышленности в Республике Карелия»). Принят в первом чтении 22 марта 2018 г.

    [4] Регионы вправе устанавливать дополнительные ограничения по размеру вычета, кругу лиц и категориям основных средств.

    [5] Как видно, региональным законодателем существенно снижена доля расходов, которые могли бы быть максимально учтены в рамках инвестиционного налогового вычета (п. 2 ст. 286.1 НК РФ позволял установить долю расходов до 90%).

    [6] Указанная ставка действует в 2017 — 2020 гг. (абз. 3 п. 1 ст. 284 НК РФ).

    [7] Если ставка налога не была специально определена региональным законом для таких случаев, применялась бы ставка 5%, т.е. предельная величина соответствовала бы сумме налога, рассчитанной по ставке 12%.

    [8] Поскольку Законом Республики Карелия не установлено ограничение на такой перенос (п. 9 ст. 286.1 НК РФ). Следует иметь в виду, что в НК РФ конкретный порядок переноса вычета на следующие периоды не урегулирован.

    www.pgplaw.ru

    Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль с 2018 года

    Отправить на почту

    Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыльодин из инструментов налоговой экономии. Мы расскажем вам о том, кто и как сможет им воспользоваться, а также для кого он недоступен.

    Чьи инвестиции могут обернуться налоговой экономией благодаря ст. 286.1 НК РФ?

    С начала 2018 года НК РФ дополнился ст. 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» (закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Прежде чем рассказать вам обинвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль (ИВ), предлагаем решить небольшую задачу.

    ООО «Таежный край», ПАО «Натурпродукты», ИП Колесников И. А. и ООО «Витязь» планируют инвестировать в 2018 году крупные суммы в имущество своих фирм.

    Исходные данные представлены в таблице:


    Вопрос: Кто из указанных фирм может воспользоваться ИВ?

    б) только ООО «Таежный край»;

    в) ООО «Таежный край», ПАО «Натурпродукт», ИП Колесников И. А.;

    Прежде чем вы узнаете правильный ответ, ознакомьтесь со следующей информацией:


    Теперь вы можете проверить свои догадки — правильный ответ «г» (никто). ООО «Витязь» и ИП Колесников И. А. отпадают сразу — оба не платят налог на прибыль, поэтому и ИВ применять не могут. Остальные фирмы, хоть и платят этот налог, инвестиции планируют сделать в имущество, не относящееся к 3–7-й амортизационным группам, что нарушает одно из условий применения ИВ. Кроме того, ПАО «Натурпродукты» является участником особой экономической зоны — только этот статус уже лишает его возможности применять ИВ.

    Далее узнайте об отдельных нюансах применения ст. 286.1 НК РФ.

    Полномочия регионов по ст. 286.1 НК РФ

    У региональных властей в отношении ИВ широкие полномочия. Компания сможет воспользоваться ИВ в том случае, если:

  • в регионе ее нахождения принят закон, устанавливающий право на ИВ;
  • компания не входит в категорию налогоплательщиков, в отношении которых в указанном законе ограничено право на ИВ (при наличии таких ограничений).
  • Кроме того, региональным властям предоставлена возможность:

  • конкретизировать категории основных средств, в отношении которых предоставляется или не предоставляется ИВ;
  • утвердить свою величину ИВ (в рамках норм, установленных в ст. 286.1 НК РФ);
  • запретить или разрешить перенос остатка ИВ на последующие налоговые периоды;
  • установить другие условия и ограничения (к примеру, свою длительность периода, по истечении которого можно снова применять ИВ после отказа от него).
  • Когда региональные законы могут влиять на обязанности налогоплательщиков и/или размеры налоговых обязательств, узнайте здесь.

    Отдельным категориям налогоплательщиков ИВ не доступен вне зависимости от регионального законодательства. «Запретительный» перечень указан в п. 11 ст. 286.1 НК РФ. Если вы найдете себя в нем, можете не утруждаться изучением регионального закона об ИВ — права на вычет вы лишены. Кто попал в этот список, узнайте далее.

    Ограничения по вычету

    В п. 11 ст. 286.11 НК РФ установлен закрытый перечень компаний, не имеющих права на применение ИВ:

    Кроме того, невозможно уменьшить на ИВ налог на прибыль, исчисленный в отношении КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 10 ст. 286.1 НК РФ).

    Применяя ИВ, вам необходимо учесть, что (п.7 ст. 286.1 НК РФ):

  • те основные средства, в отношении которых вы применили ИВ, не подлежат амортизации (запрет распространяется на ту часть первоначальной стоимости, которая образована из расходов, включенных в ИВ);
  • нельзя включать в текущие расходы амортизационную премию.
  • Не забывайте и о временно́м ограничении — предусмотрено, что ст. 286.1 НК РФ будет действовать только в течение 10 лет: до 31.12.2027 (п. 7 ст. 9 закона «О внесении изменений в НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

    О каких еще ограничениях не стоит забывать, узнайте из наших публикаций:

    Алгоритм определения инвестиционного вычета

    По п. 2 ст. 286.1 НК РФ:


    Размер ИВ текущего периода не может превышать предельной величины, представляющей собой разницу двух показателей (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):


    Обе величины определяются без учета ИВ.

    При этом подлежащий зачислению в федеральный бюджет налог на прибыль уменьшается на величину, равную 10% от суммы расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства и/или расходов на достройку, дооборудование, модернизацию имущества.

    Допустимо снижение налога (в результате такого уменьшения) до нулевого значения.

    Когда еще необходимо учесть предельные показатели, узнайте из наших материалов:

    Инвестиционный налоговый вычет — 2018 представляет собой уменьшающую налог на прибыль (или авансы по прибыли) сумму, состоящую из расходов на приобретение и/или модернизацию основных средств.

    Им могут воспользоваться плательщики налога на прибыль в течение 10 лет при условии, что возможность применения вычета предусмотрена законодательным актом региона.

    Вычет не доступен определенной категории налогоплательщиков по перечню из п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

    nalog-nalog.ru

    Инвествычет по налогу на прибыль

    С 1 января 2018 года для плательщиков налога на прибыль введена дополнительная льгота — возможность применения инвестиционного налогового вычета. О том, что это такое, когда этот вычет выгодно применять и когда от него лучше отказаться, мы поговорим в этой статье.

    НК РФ дополнен новой ст. 286.1, соответствующие поправки внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

    Что такое инвестиционный налоговый вычет

    Уникальность инвестиционного налогового вычета (далее — ИНВ, вычет) состоит в том, что впервые в практике налогообложения прибыли законодатель разрешил уменьшать на суммы произведенных налогоплательщиком расходов не налоговую базу, а непосредственно сумму налога, подлежащего уплате. Таким образом, сумму налога можно уменьшить не на 20 % понесенных расходов определенного вида, а на полную сумму таких расходов. Однако есть и некоторые ограничения:

  • не использованную в текущем налоговом периоде сумму ИНВ не всегда можно перенести на будущее;
  • в некоторых случаях всю сумму ранее использованного вычета придется восстановить с доплатой налога и пеней.
  • Условия применения инвестиционного налогового вычета

    Применение ИНВ — это право налогоплательщика, а не обязанность. Для этого нужно включить соответствующее положение в учетную политику для целей налогообложения (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). Перечислим основные условия применения вычета.

    1. Вычет применяется в отношении:

  • расходов на приобретение основных средств, их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования;
  • расходов на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.п.
  • Использованная в норме п. 2 ст. 286.1 НК РФ конструкция «и (или)» позволяет считать, что налогоплательщик может выбрать, применять ли ему ИНВ в отношении только одной из двух перечисленных групп расходов или в отношении расходов всех видов. Однако здесь лучше дождаться официальных разъяснений.

    2. Вычет применяется в отношении всех осуществленных расходов, относящихся к основным средствам, включенным в 3–7-ю амортизационные группы, и в отношении всех основных средств.

    3. Вычет применяется только в случае, если региональным законом введена возможность его использования. При этом субъект РФ может ограничить право применения ИНВ в отношении определенных категорий налогоплательщиков и (или) в отношении определенных категорий основных средств.

    4. Вычет в любом случае не могут применять консолидированные группы налогоплательщиков, а также участники региональных инвестиционных проектов и иные лица, указанные в п. 11 ст. 286.1 НК РФ.

    5. Принятое решение об использовании вычета или об отказе от его использования можно изменить не ранее чем через три года, если региональным законом не установлен иной срок. Отказаться от применения ИНВ ранее установленного срока невозможно.

    Быстро и безошибочно определяйте амортизационную группу в справочнике ОКОФ

    Механизм применения вычета

    Сразу отметим, что «внутри» налогового периода весь расчет фактически выполняется каждый раз заново, так как сумма налога (авансовых платежей) считается нарастающим итогом.

    Шаг 1. Определяем сумму расходов, включаемых в состав вычета

    Эта сумма будет равна сумме расходов на приобретение (сооружение и т.п.) и (или) модернизацию (реконструкцию) и т.п. основных средств, в отношении которых возможно применение ИНВ, за отчетный (налоговый) период. Далее будем называть эту сумму «суммой инвестиционных расходов».

    Шаг 2. Определяем сумму, которая относится на уменьшение «федерального» налога на прибыль

    Эта сумма составляет 10 % величины расходов, определенных в шаге 1, но не более суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Разница между суммой, на которую фактически уменьшен налог на прибыль, и 10 % суммы инвестиционных расходов не может быть использована в следующих налоговых периодах.

    Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 3 млн ₽. По итогам года налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, определен в сумме 270 тыс. ₽. В этом случае сумма вычета, уменьшающая налог в «федеральной» части, составит лишь 270 тыс. ₽. Вычет в размере 30 тыс. ₽ (3 млн ₽ × 10 % – 270 тыс. ₽) использовать не удастся, эти расходы «пропадут» для налога на прибыль.

    Шаг 3. Определяем предельную сумму вычета для «регионального» налога на прибыль

    Для налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ, предельная величина вычета определяется так:

    Предельная величина вычета (ПВВ)

    Налог по ставке, установленной НК РФ

    Налог по ставке
    5 %

    Отметим, что субъект РФ при введении инвестиционного налогового вычета может установить иное (отличное от 5 %) значение ставки налога для расчета предельного размера вычета.

    Шаг 4. Определяем сумму вычета, которая относится на уменьшение «регионального» налога на прибыль

    Величина, которая уменьшает налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, составляет 90 % суммы инвестиционных расходов. К этой величине также добавляется сумма вычета (в «региональной» части), перенесенная с прошлых периодов. При этом налог может быть уменьшен не более чем на ПВВ.

    Например, сумма инвестиционных расходов организации за 2018 год составила 5 млн ₽. По итогам года налоговая база составила 30 млн ₽, ПВВ = 30 млн ₽ × 17 % – 30 млн ₽ × 5 % = 3,6 млн ₽. «Региональная часть» ИНВ составит 90 % инвестиционных расходов, то есть 5 млн ₽ × 90 % = 4,5 млн ₽.

    Значит, в 2018 году сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, будет уменьшена на 3,6 млн ₽ и составит 1,5 млн ₽ (30 млн₽ × 17 % – 3,6 млн ₽). Остаток «регионального вычета» в сумме 4,5 – 3,6 = 0,9 (млн ₽) может быть перенесен на 2019 и последующие годы применения вычета.

    Пример расчета

    ООО «Бета» в октябре 2018 года приобрело и ввело в эксплуатацию производственную линию (4-я амортизационная группа) стоимостью 15 000 тыс. ₽. Срок ее полезного использования — 61 месяц. В феврале 2019 года приобретен станок стоимостью 2 500 тыс. ₽. Его срок полезного использования — также 61 месяц. Иных инвестиционных расходов в 2018 году и в I квартале 2019 года не было.

    В субъекте РФ, в котором зарегистрировано ООО «Бета», принят закон, позволяющий применять инвестиционный налоговый вычет. Предельная величина вычета (для «регионального» налога) рассчитывается с применением ставки в размере 5 %. Общество исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли.

    Налоговая база определена организацией в следующих размерах:

  • за январь — сентябрь 2018 года — 43 000 тыс. ₽;
  • за январь — октябрь 2018 года — 46 000 тыс. ₽;
  • за январь — ноябрь 2018 года — 51 000 тыс. ₽;
  • за 2018 год в целом — 58 000 тыс. ₽;
  • за январь 2019 года — 2 000 тыс.₽;
  • за январь — февраль 2019 года — 16 000 тыс.₽;
  • за январь — март 2019 года — 23 000 тыс.₽.
  • Расчет суммы инвестиционных расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и суммы налога (авансовых платежей) к уплате в каждой из его частей за названные периоды приведен в таблицах 1 и 2.

    Таблица 1. Налоговая база, суммы налога и инвестиционные расходы, тыс. ₽

    Таблица 2. Расчет расходов, уменьшающих налог (авансовые платежи), и сумм налога (авансовых платежей) к уплате, тыс. ₽

    Дадим краткие пояснения.

    За период январь — сентябрь 2018 года инвестиционных расходов не было. Это значит, что суммы авансовых платежей (нарастающим итогом) за период составят, соответственно, 1 290 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 3 %) в федеральный бюджет и 7 310 тыс. ₽ (43 000 тыс. ₽ × 17 %) в бюджет субъекта РФ.

    За период январь — октябрь 2018 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 15 000 тыс. ₽. Из них на 1 500 тыс. ₽ можно уменьшить налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, и на 13 500 тыс. ₽ — налог, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ. Фактически же налог уменьшается только в сумме, не превышающей предельную величину.

    Таким образом, налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет по итогам 10 месяцев 2018 года, уменьшается на 1 380 тыс. ₽ — до нуля. Все ранее уплаченные в 2018 году авансовые платежи становятся излишне уплаченными (и могут быть возвращены или зачтены в общем порядке). Расходы в размере 120 тыс. ₽ в этом отчетном периоде использовать для уменьшения федерального налога не удастся.

    Налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в региональный бюджет, по итогам 10 месяцев 2018 года уменьшается на 5 520 тыс. ₽ и составит 2 300 тыс. ₽. Расходы в размере 7 980 тыс. ₽ остаются неиспользованными.

    За период январьноябрь 2018 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но увеличивается налоговая база, а значит, и возможная величина уменьшения налога (авансовых платежей). По итогам этого отчетного периода расходы в «федеральной» части будут использованы полностью — в сумме 1 500 тыс. ₽, а налог (авансовый платеж), подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 30 тыс. ₽ (1 530 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог (авансовый платеж) в региональный бюджет уменьшится на 6 120 тыс. ₽ и составит 2 550 тыс. ₽ (8 670 тыс. ₽ – 6 120 тыс. ₽).

    За 2018 год в целом сумма инвестиционных расходов остается той же, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога (инвестиционные расходы в федеральной части уже использованы полностью). По итогам года (налогового периода) налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, составит 240 тыс. ₽ (1 740 тыс. ₽ – 1 500 тыс. ₽). Налог в региональный бюджет уменьшится на 6 960 тыс. ₽ и составит 2 900 тыс. ₽ (9 860 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽). Не использованная в 2018 году сумма инвестиционных расходов в размере 6 540 тыс. ₽ (13 500 тыс. ₽ – 6 960 тыс. ₽) переносится на следующие налоговые периоды.

    За первый отчетный период (январь) 2019 года инвестиционные расходы у ООО «Бета» отсутствуют. Поэтому налог (авансовый платеж) в федеральный бюджет подлежит уплате в полной исчисленной сумме — 60 тыс. ₽. А вот в региональной части авансовый платеж можно уменьшить на инвестиционные расходы, перенесенные с прошлого года, но опять же не более чем до минимального размера, определенного законом. Таким образом, «региональный» налог (авансовый платеж) уменьшается на 240 тыс. ₽ и составляет 100 тыс. ₽.

    За период январь — февраль 2019 года осуществлены инвестиционные расходы в сумме 2 500 тыс. ₽. Поэтому «федеральный» авансовый платеж уменьшается на 250 тыс. ₽ и составляет 230 тыс. ₽ (в «федеральной» части инвестиционные расходы будут использованы полностью). «Региональный» авансовый платеж уменьшается на 1 920 тыс. ₽ и составляет 800 тыс. ₽, при этом использовать перенесенные с прошлого года расходы по итогам этого отчетного периода в целом (поскольку налог исчисляется нарастающим итогом) не удастся.

    В этой ситуации возможна и иная логика (в таблице мы эти значения отметили *). Поскольку в предыдущем отчетном периоде часть «перенесенных» расходов уже использована, то уменьшать эту использованную часть оснований нет. Однако в этом случае сумма расходов текущего периода, уменьшающих налог (авансовый платеж), уменьшится на ту же величину, то есть сумма налога (авансового платежа) к уплате в любом случае не будет менее 5 % налоговой базы, а неиспользованная сумма все равно будет перенесена на будущее. Иными словами, итоговый результат при любом варианте рассуждений будет одинаковым, разным будет лишь распределение использованного вычета между конкретными основными средствами, которое важно при досрочном выбытии ОС.

    Конкретный порядок использования инвестиционных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения.

    Тем не менее представляется, что более корректным является именно тот вариант, который отражен в таблице: по аналогии с переносом убытков на будущее сначала используются все инвестиционные расходы текущего периода, а лишь затем — остаток вычета, перенесенный с прошлых лет.

    За период январь — март 2019 года сумма инвестиционных расходов не изменяется, но еще увеличивается величина уменьшения «регионального» налога. Авансовый платеж к уплате в федеральный бюджет составит 440 тыс. ₽ (690 тыс. ₽ – 250 тыс. ₽). Расходы, принимаемые в уменьшение «регионального» авансового платежа, составят 2 760 тыс. ₽, в том числе 2 250 тыс. ₽ расходов текущего периода и 510 тыс. ₽ из суммы, перенесенной с 2018 года. Таким образом, авансовый платеж, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ по итогам отчетного периода, составит 1 150 тыс. ₽.

    Последствия применения инвествычета

    Важно, что по основным средствам, по которым применен вычет, нельзя ни начислять амортизацию, ни применять «амортизационную премию» в соответствующей части расходов. Этот запрет сохраняется, даже если вычет уменьшил сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате, только частично или не уменьшил ее вовсе.

    ООО «Альфа» применило ИНВ в отношении расходов на приобретение основного средства. Фактически только часть расходов на приобретение основных средств была использована в уменьшение налога, подлежащего уплате.

    Вне зависимости от этого, на оставшиеся расходы на приобретение этого основного средства нельзя ни начислять амортизацию, ни применять амортизационную премию.

    Если в будущем это основное средство будет модернизировано и расходы на модернизацию не будут включены в состав ИНВ (например, к этому времени ООО «Альфа» откажется от применения вычета), то расходы на модернизацию можно будет амортизировать, также в отношении таких расходов можно будет применять амортизационную премию.

    Если же расходы на модернизацию также будут включены в состав ИНВ (вне зависимости от того, уменьшат ли эти расходы сумму налога, и если уменьшат, то в какой части), то начисление амортизации и применение амортизационной премии будет невозможно и по расходам на модернизацию.

    ООО «Гамма» применило ИНВ в отношении расходов на модернизацию основного средства, в отношении расходов на его приобретение вычет не применялся.

    В этой ситуации основное средство продолжает амортизироваться в части расходов на приобретение (то есть фактически в прежнем порядке, как будто модернизации не было), а по расходам на модернизацию нельзя ни применять амортизационную премию, ни начислять амортизацию.

    Кратко назовем также иные последствия применения вычета.

    1. При камеральной налоговой проверке декларации, в которой заявлено применение вычета, налоговый орган вправе требовать пояснения или документы, подтверждающие правомерность применения вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ). Напомним, что в общем случае требовать пояснения при камеральной проверке можно лишь в строго ограниченном числе случаев, а требовать документы вообще нельзя.

    2. Снижается порог признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами: если хотя бы одна из сторон применяет вычет, то достаточно, чтобы общая сумма сделок превысила 60 млн ₽ (в общем случае 1 млрд ₽; пп. 1, 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

    Восстановление инвествычета

    Если организация продаст основное средство, в отношении которого она использовала инвествычет, до окончания срока его полезного использования, то нужно восстановить сумму налога, недоплаченного в связи с применением вычета, и уплатить ее в бюджет с пенями. То же самое нужно сделать и при любом ином выбытии ОС, кроме ликвидации.

    Пени рассчитываются со дня, следующего за сроком уплаты недоплаченного налога.

    Отметим, что в норме (п. 12 ст. 286.1 НК РФ) речь идет именно о налоге, но не об авансовом платеже, то есть недоплаченная сумма налога определяется только по итогам года (налогового периода), а не отчетных периодов.

    Распределение вычета между ОС при его неполном использовании

    Как мы видим, при досрочном выбытии основного средства недоплаченный налог, подлежащий доплате, определяется только по этому объекту. Это означает, что налогоплательщику необходимо вести учет инвестиционных расходов, уменьшающих сумму уплаченного налога, по каждому объекту основных средств в отдельности.

    Если расходы на приобретение или модернизацию ОС полностью использованы для уменьшения налога, то проблемы с определением суммы, подлежащей восстановлению и доплате, не возникает. Но как быть если они использованы не полностью и при этом учтены сразу по нескольким объектам ОС?

    Никакого порядка для этого случая НК РФ не устанавливает, поэтому налогоплательщику необходимо разработать его самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Представляется, что здесь возможны два варианта:

    1. Распределять суммы по всем основным средствам, по которым используется вычет, пропорционально их стоимости. Полагаем, что этот вариант несет наименьшие риски претензий налогового органа, он не вызывает вопросов с точки зрения экономического смысла и логики.

    2. Использовать инвестиционные расходы для уменьшения налога последовательно по объектам основных средств, то есть считать, что пока не полностью «покрыто» одно ОС, расходы по другим вообще не используются. Однако этот вариант представляется менее логичным, так как в этом случае формально можно считать нарушенным требование п. 8 ст. 286.1 НК РФ: инвествычет применяется ко всем объектам основных средств.

    Воспользуйтесь поиском по региональному законодательству и узнайте, можно ли применять инвествычет в вашем регионе

    Применять или не применять

    В заключение попробуем ответить на вопрос, когда применение ИНВ выгодно, а когда лучше применять традиционный механизм в виде амортизации. Безусловно, вычет дает возможность получить налоговую выгоду в большем размере, чем «классическая» амортизация. Однако это справедливо только для случая, когда организация платит значительные суммы налога на прибыль.

    Иными словами, если доходы организации почти равны ее расходам или даже есть убытки в налоговом учете, применение инвествычета будет невозможно, организация просто «потеряет» расходы на приобретение (модернизацию) ОС. Таким образом, применение инвествычета имеет смысл только тогда, когда есть достаточная для этого налоговая база и, соответственно, сумма налога к уплате.

    kontur.ru

    Это интересно:

    • Серпуховская нотариусы Нотариусы Москвы на станции метро Серпуховская Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алехин Евгений Владимирович Телефон: (917) 529-81-80, (499) […]
    • Изменения к приказу 706 н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н"Об […]
    • Приказ 183н от 23122010 Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского […]
    • Прокурор качанов Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Территориальные прокуроры Прокуратура г.Сургута Адрес:628417, г.Сургут, ул. Островского, 47 Телефон: 8-3462-21-99-05 Прокурор – Балин Леонид Алексеевич Прокуратура г.Нижневартовска Адрес :628601, г. Нижневартовск, […]
    • Закон о федеральном налоге на прибыль Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I"О налоге на прибыль предприятий и организаций" С изменениями и дополнениями от: 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 […]
    • Налог на недвижимость 2018 для усн Применение УСН освобождает индивидуальных предпринимателей, а также организации от уплаты некоторых налогов. Это касается и налога на имущество при УСН в 2018 году. Тем не менее, существуют некоторые важные исключения, о которых вы сможете узнать, прочитав эту […]
    • Закон страхования опасных объектов Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ"Об […]
    • Федеральный конституционный закон о судебной системе в российской федерации Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]