Закон о работе ломбардов

| | 0 Comment

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ
«О ломбардах»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2007 г., 21 декабря 2013 г., 13 июля 2015 г., 23 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 29 июня 2007 года

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Установлены правовые основы деятельности ломбардов — специализированных коммерческих организаций, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов гражданам под залог и хранение вещей.

Действие Закона не распространяется на кредитные организации.

Определены требования, предъявляемые к ломбардам, виды сведений, составляющих профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи, а также условия договора займа и договора хранения, содержание залогового билета и сохранной квитанции.

Ломбарду запрещено осуществлять иную предпринимательскую деятельность, кроме предоставления займов, хранения вещей, оказания консультационных и информационных услуг.

Закреплена обязанность ломбарда страховать за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение.

Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Регламентирован порядок реализации невостребованных вещей.

Если сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить: разницу между суммой оценки и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, не превышает сумму оценки); разницу между суммой, вырученной при реализации, и суммой обязательств (если сумма, вырученная при реализации, превышает сумму оценки).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. N 164, в «Парламентской газете» от 9 августа 2007 г. N 99-101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 3992

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Новый закон «О ломбардах»

С началом мирового экономического кризиса, популярность банковских кредитов упала в разы. Большие процентные ставки отпугнули всех желающих улучшить свое материальное положение. Но свято место пусто не бывает, и эту нишу быстро заняли ломбарды. Количество людей, обратившихся в ломбарды Москвы, по сравнению с началом двухтысячных выросло почти в два раза. Сегодня, когда банки возвращаются к докризисным условиям кредитования, популярность ломбардов не падает. Ломбарды Москвы сегодня – это не старухи процентщицы или ростовщики, а представители малого бизнеса, о поддержке которого так много говориться на правительственном уровне.

Ломбарды Москвы, на протяжении долгого времени остававшиеся в тени, привлекли внимание законодательной власти. Законодатели решили внести поправки в статью 2 ФЗ «О ломбардах». Если этот закон не претерпит изменений до своего вступления в силу, то количество ломбардов Москвы и других городов в Российской Федерации значительно сократится. Основным условием существования ломбарда в скором времени будет наличие уставного капитала в размере пятидесяти миллионов рублей. Зачем нужна такая сумма бизнесмену, пока не очень ясно. Для того, чтобы ломбард успешно работал, нужна куда меньшая сумма. Кроме того, чтобы осуществлять свою деятельность, ломбардам необходимо будет иметь площадь не менее пятидесяти квадратных метров. Правительство аргументирует свои требования тем, что ломбарды должны иметь достаточно места для хранения вещей, которые люди оставляют под залог.

В последней редакции законопроекта ничего не сказано о дополнительных услугах, которые может предоставлять ломбард. Но, как говорится, что законом не запрещено, то разрешено. Поэтому чистка драгоценных металлов и ремонт часов по-прежнему могут сопутствовать основной деятельности ломбардов.
По словам одного из авторов проекта, все эти меры необходимы для того, чтобы потребитель не сомневался в условиях хранения сданной в ломбард вещи и не стал жертвой недобросовестных предпринимателей.

Сегодня ломбарды Москвы продолжают твердым шагом входить в экономику нашей страны и даже в некоторых случаях могут составить конкуренцию банкам.

www.ssudy.ru

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ «О ломбардах»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 29 июня 2007 года

Одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность кредитных организаций.

Статья 2. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности

1. Ломбардом является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

2. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

3. Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

4. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

5. Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.

6. В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

2. Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Последствия изъятия, принудительного изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи

1. В случае принудительного изъятия заложенной вещи по основаниям, предусмотренным статьей 354 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступают последствия, предусмотренные указанной статьей.

2. В случае выемки заложенной или сданной на хранение вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях договор займа или договор хранения прекращается.

3. При наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика или поклажедателя. Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения, уведомлением о вручении и содержит следующую информацию:

1) дата изъятия либо выемки вещи;

2) указание на основание произведенного изъятия либо выемки вещи;

3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие либо выемку вещи;

4) сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом, определенная в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

4. С момента получения заемщиком уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, у него возникает обязательство перед ломбардом, сумма которого определяется в соответствии с условиями договора займа на день изъятия либо выемки заложенной вещи или на день истечения льготного срока, установленного статьей 10 настоящего Федерального закона, в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия сданной на хранение вещи у поклажедателя не возникает обязательство перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ломбардом обязанности, возложенной на него в соответствии с частью 3 настоящей статьи, ломбард лишается права на удовлетворение своего требования к заемщику или поклажедателю.

6. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятая вещь подлежит возврату, возврат такой вещи должен быть произведен ее собственнику, за исключением случая, если изъятая вещь на день ее изъятия либо выемки являлась не востребованной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Возврат вещи, являющейся невостребованной, должен быть произведен ломбарду.

Статья 5. Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение

Оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение.

Статья 6. Страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение

1. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

2. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.

3. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

Глава 2. Правила кредитования ломбардами

Статья 7. Договор займа

1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) — заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

4. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

6. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

7. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

8. Договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных частями 4-7 настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

9. Залоговый билет может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Статья 8. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом

1. Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

1) сумму предоставленного займа;

2) проценты за пользование займом, исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования, не возникающие из обязательств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Глава 3. Правила хранения вещей в ломбарде

Статья 9. Договор хранения

1. По условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) — поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.

2. Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

3. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции (далее — сохранная квитанция). Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки сданной на хранение вещи;

5) дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;

6) технологические условия хранения вещи;

7) вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

5. Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму, вырученную от продажи невостребованной вещи, или сумму ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

6. Сохранная квитанция может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.

Глава 4. Порядок реализации невостребованных вещей

Статья 10. Льготный срок по договору займа

1. Если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока.

2. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете.

3. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

Статья 11. Льготный срок по договору хранения

1. Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок, установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока.

2. Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции.

3. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

Статья 12. Порядок обращения взыскания на невостребованные вещи

1. По истечении льготного срока, установленного статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной.

2. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи.

3. Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса.

4. Заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Порядок реализации невостребованной вещи

1. Целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

2. Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. Форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.

3. После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения.

4. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:

1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;

2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

5. Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Статья 15. Заключительные положения

Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

Президент Российской Федерации
В. Путин

rg.ru

Закон о работе ломбардов

Центробанк и крупнейшие ломбардные ассоциации подготовили дорожную карту развития рынка ломбардов до 2020 г. («Ведомости» с ней ознакомились). Представитель ЦБ подтвердил: регулятор завершает работу над документом. Ключевое изменение, которое ЦБ готовит для рынка, – дифференцированный надзор. Регулятор планирует смягчить надзор за малыми ломбардами (сейчас к ним относятся компании с оборотом до 7,5 млн руб. в квартал), они будут сдавать лишь часть отчетности и только раз в полгода, а кроме того, платить меньше штрафов, следует из документа.

Послабления регулятора могут помочь остановить переток ломбардов в теневой сектор: по оценке двух ассоциаций – Национального объединения ломбардов и Региональной ассоциации ломбардов, сейчас не менее 20% ломбардов получили статус комиссионных магазинов. «Теневые ломбарды часто называются скупкой: человек закладывает вещь не по договору займа, а по договору купли-продажи, организация выходит из-под зоны действия ЦБ и применяет упрощенную систему налогообложения», – говорит президент Лиги ломбардов Михаил Унксов. Переток ломбардов в теневой сектор усиливается, указывает председатель совета Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин, и формально комиссионные магазины не нарушают закон – ЦБ не занимается регулированием этого рынка. Цель регулятора – не допустить дальнейшего перехода рынка в тень, говорит один из участников совещания по ломбардному рынку в ЦБ.

Кроме того, ЦБ намерен увеличить лимит оценки невостребованной вещи для ее реализации без проведения торгов, следует из проекта (цифры регулятор не раскрывает). Сейчас лимит составляет 30 000 руб., есть понимание, что сумма может вырасти в 10 раз, говорят сотрудники двух отраслевых ассоциаций. Регулятор также планирует ввести градацию полной стоимости кредита (ПСК) исходя из срока займа и вида залогов (ювелирные изделия, бытовая техника и электроника, а также одежда и антиквариат). Сейчас ПСК одинакова для всех видов залогов, кроме автомобилей. «Около 90% ломбардов ювелирные, потому в свое время было принято решение, что разделение ПСК не нужно. Но теперь участники рынка на этом стали настаивать: некоторые товары требуют определенных условий хранения – например, шубы хранятся в холодильниках, поэтому логично, чтобы ПСК на них и на технику была немного выше», – объясняет председатель правления Региональной ассоциации ломбардов Людмила Грибок. Она полагает, что это деление усложнит отчетность для ломбардов. С 2014 г. полная стоимость кредитов у ломбардов снизилась в полтора раза, говорит Лазутин, возможно, дифференциация поможет немного увеличить стоимость.

8500 столько организаций с названием «ломбард» внесено в ЕГРЮЛ. В действительности же работает 4500 ломбардов, их совокупный кредитный портфель сейчас достигает 40 млрд руб., указано в проекте дорожной карты

Дорожная карта предусматривает объединение двух документов в один – залогового билета и договора потребительского займа. Также ЦБ может расширить перечень видов деятельности – ломбардам позволят сдавать помещения в аренду и оказывать агентские услуги (продавать страховки и заниматься денежными переводами). Кроме того, регулятор готов продлить рабочий день ломбардов на два часа – до 22.00. Ограничение по времени должно было препятствовать скупке краденого, однако ломбарды еще в 2014 г. представляли в ЦБ убедительную статистику, которая свидетельствует о чистоте их бизнеса, говорит Лазутин: правоохранительные органы изымают из всех ломбардов до 0,2% залогов от портфеля в среднем по России (исследование проводилось несколькими профобъединениями с выборкой 2000 компаний). Сами ломбарды настаивали на круглосуточной работе.

Еще одно запланированное нововведение – отмена обязательной инкассации для ломбардов. Компании сейчас часто не инкассируют возвращенные займы и начисленные проценты, а используют их для выдачи новых займов, хотя инструкции ЦБ требуют инкассации для всех поднадзорных в рамках борьбы с терроризмом, объясняет участник обсуждения в ЦБ. Взамен регулятор обяжет ломбарды вступить в реестр, из которого он сможет их исключать за неисполнение предписаний. «Формально реестр существует, но сейчас ликвидация ломбардов происходит в судебном порядке, поправки в закон позволят регулятору самостоятельно прекращать деятельность ломбардов», – говорит генеральный директор сети «Фианит-ломбард» Станислав Боронин.

Наиболее острые вопросы для ломбардов остались за рамками дорожной карты, говорят представители ассоциаций и ломбардов. С 1 июля 2018 г. ломбардам предстоит внедрить технологии контрольно-кассовой техники в режиме онлайн, а через два года ломбарды должны будут начать сдавать отчетность по МСФО. «Все это повлечет колоссальные операционные издержки, что пагубно отразится на маленьких игроках, которые будут вынуждены уйти в тень или покинуть рынок», – говорит Боронин. Скорее всего, мероприятия, предусмотренные дорожной картой, лишь замедлят переток ломбардов в тень, заключает Грибок.

www.vedomosti.ru

Правовые основы деятельности ломбардов

30.01.2017 – 05.02.2017, № 5 (460)

Правовые основы деятельности ломбардов

В условиях нарастающего финансового кризиса ломбардный бизнес расширяется, поскольку население вынуждено чаще прибегать к ломбардным услугам. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет о правовых основах организации деятельности ломбардов.

Влада Карпова,
к. э. н., консультант по вопросам учета и налогообложения

Ломбард – это финансовое учреждение, исключительным видом деятельности которого является предоставление на собственный риск финансовых кредитов физическим лицам за счет собственных или привлеченных средств, под залог имущества на определенный срок и под процент и предоставление сопутствующих услуг ломбарда ( п. 1.2 Положения № 3981 ). Таким образом, ломбард имеет право предоставлять кредиты только физическим лицам.

Это определение не вполне согласуется с определением ломбардной операции из пп. 14.1.100 НКУ , где под ней подразумевается операция, осуществляемая физическим или юридическим лицом, по получению средств от юридического лица, являющегося финансовым учреждением, согласно законодательству Украины, под залог товаров или валютных ценностей. Ломбардные операции являются разновидностью кредита под залог.

В таких условиях приоритет имеет определение из п. 1.2 Положения № 3981 , поскольку этот документ согласно его п. 1.1 определяет перечень видов деятельности ломбарда, требования к ломбарду для предоставления финансовых услуг, требования к учетной и регистрирующей системе ломбарда.

Ломбард может быть создан только в форме полного общества ( ст. 4 Закона № 698 ). Полным является общество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором осуществляют предпринимательскую деятельность от имени общества и солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам всем имуществом, которое им принадлежат ( ч. 1 ст. 119 ГКУ ).

Отличительной особенностью полного общества является то, что в случае недостаточности у него имущества для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме его участники солидарно отвечают по обязательствам общества всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание ( ч. 1 ст. 124 ГКУ ).

Заметим, что если юридическое или физическое лицо намеревается приобрести существенное участие в финансовом учреждении (в том числе в ломбарде) или увеличить его таким образом, что это лицо будет прямо или опосредствовано владеть или контролировать 10, 25, 50 и 75 % его уставного капитала или права голоса приобретенных акций (долей) в органах финансового учреждения, оно обязано получить письменное согласование Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере рынков финансовых услуг, в соответствии с Порядком № 2531 .

Ломбарды подлежат регистрации в Государственном реестре финансовых учреждений ( ч. 1 ст. 7 Закона № 2664 , пп. 2.1.2 Положения № 3981 ). В частности, положения ч. 1 ст. 7 Закона № 2664 предусматривают, что юридическое лицо, которое намерено оказывать финансовые услуги, обязано обратиться в соответствующий орган государственного регулирования рынков финансовых услуг в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации для включения его в государственный реестр финансовых учреждений.

Ломбарды также должны иметь в наличии помещение (на правах собственности или пользования) площадью не менее чем 5 м 2 , предназначенное для предоставления финансовых услуг и сопутствующих услуг ломбарда, и специальное место хранения залогового имущества ( пп. 3 ч. 1 разд. VІІI Положения № 41 ). О необходимости наличия такого помещения у ломбардов говорится и в п. 96 Лицензионных условий № 913 , которым должны соответствовать ломбарды.

Специальное место хранения залогового имущества – отдельное помещение, отдельная территория, другое место с ограниченным доступом, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, быть расположенными по местонахождению ломбарда или его обособленного подразделения или по другому адресу и быть оборудованными необходимыми средствами, которые должны обеспечить сохранность предметов залога и содержания предметов залога в надлежащем состоянии.

Ломбарды не имеют права осуществлять любую иную предпринимательскую деятельность, кроме предпринимательской деятельности, предусмотренной законодательством для ломбардов ( пп. 2.1.7 Положения № 3981 ).

Собственный капитал ломбарда должен составлять сумму не менее 200 тыс. грн ( пп. 2.1.11 Положения № 3981 , пп. 2 ч. 1 разд. VІІI Положения № 41 ), причем взносы в уставный капитал вносятся исключительно в денежной форме и размещаются на банковских счетах ( ч. 2 ст. 9 Закона № 2664 ).

Заметим, что на условиях франшизы ломбарды работать не могут, поскольку франшиза (в нашем законодательстве коммерческая концессия) предполагает наличие взаимоотношений между отдельными субъектами хозяйствования ( ст. ст. 1115 , 1117 ГКУ ). В то же время ломбарды имеют право открывать только филиалы, не являющиеся юридическим лицом.

Предметом залога в ломбарде может быть любое имущество, которое может быть отчуждено залогодателем и на которое может быть обращено взыскание ( ч. 1 ст. 576 ГКУ ). Конкретный перечень залогового имущества зависит от специализации ломбарда.

В части движимого имущества ломбарды выдают кредиты под заклад – залог движимого имущества, которое передается во владение залогодержателя или по его приказу – во владение третьему лицу ( ч. 2 ст. 575 ГКУ ). То есть залоговое имущество находится на хранении ломбарда – это необходимо для того, чтобы в случае невыполнения договорных условий ломбард имел возможность самостоятельно реализовать предмет залога.

Какие услуги может оказывать ломбард

Ломбард может оказывать следующие финансовые услуги ( п. 3.1 Положения № 3981 ):

– предоставление финансовых кредитов за счет собственных средств;

– предоставление финансовых кредитов за счет привлеченных средств, которыми являются средства, полученные на возвратной основе от физических лиц – участников ломбарда, юридических лиц, и средства, полученные от кредитных учреждений по кредитным договорам ( п. 1.2 Положения № 3981 ). Предоставление таких кредитов возможно только при наличии лицензии (см. Лицензионные условия № 4802 ).

К сопутствующим услугам ломбарда относятся следующие ( п. 3.2 Положения № 3981 ):

– оценка заложенного имущества в соответствии с действующим законодательством и/или условиям договора;

– предоставление посреднических услуг по страхованию предмета залога на основании агентского договора со страховой компанией;

– реализация заложенного имущества в соответствии с действующим законодательством и/или условиями договора.

Обязательные требования, которые предъявляются к договору о предоставлении финансового кредита ломбардом, изложены в п. 3.3 Положения № 3981 .

Так, договор о предоставлении финансового кредита ломбардом должен соответствовать требованиям, установленным законодательством, и в соответствии со ст. 6 Закона № 2664 должен содержать:

– наименование, местонахождение и реквизиты – для ломбарда, фамилия, имя, отчество физического лица, данные паспорта (номер, серия, дата выдачи, выдавший орган) или другой документ, удостоверяющий личность, и данные о месте проживания – для физических лиц;

– права и обязанности сторон;

– сумму финансового кредита;

– дату предоставления финансового кредита;

– срок пользования финансовым кредитом;

– дату возврата финансового кредита;

– основания для пролонгации, прекращения действия и расторжения договора;

Кроме этого, в договоре должна быть указана следующая информация ( пп. 3.3.1 Положения № 3981 ):

– процент за пользование финансовым кредитом;

– ссылка на договор залога, который обеспечивает обязательство по договору финансового кредита;

– ссылка на договор страхования предмета залога в случае наличия;

– отметка об ознакомлении заемщика с внутренними правилами или положением о предоставлении финансовых услуг ломбардом.

Договоры о предоставлении финансовых кредитов ломбарду могут содержать и другие условия, при согласии сторон.

Договор о предоставлении финансового кредита и договор залога, обеспечивающий обязательство по договору финансового кредита, могут быть оформлены как один документ ( пп. 3.3.2 Положения № 3981 ). Этот документ по форме и содержанию должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 3 Положения № 3981 .

Договор залога заключается в письменной форме. Обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры залога недвижимого имущества; имущественных прав на недвижимость, строительство которой не завершено; транспортных средств, подлежащих государственной регистрации ( ч. 1 ст. 577 ГКУ , ст. 13 Закона № 2654 , ст. 3 Закона № 898 ).

Несоблюдение письменной (в указанных случаях нотариальной) формы договора залога влечет за собой его ничтожность ( ст. 547 ГКУ ).

Ведение отдельной документации ломбардами нормативными актами не предусмотрено. В п. 13 Типового уставе ломбарда, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 19.06.79 г. № 315 (на данный момент утратил силу), говорится, что при принятии имущества на хранение ломбард выдает охранные квитанции, при принятии имущества в залог – залоговые билеты.

В соответствии с ч. 1 ст. 967 ГКУ договор хранения вещи, принятой ломбардом от физического лица, оформляется выдачей именной квитанции. В связи с этим ломбарды могут разработать собственные формы документов, содержащие обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения № 88 .

Ранее налоговики разрешали ломбардам не применять РРО при проведении операций по выдаче и возврату ссуды и оформлять их приходными и расходными кассовыми ордерами (см. письмо ГНСУ от 08.10.2012 г. № 3217/0/61-12/22-1315/1043 ). При этом они руководствовались нормами ч. 1 ст. 9 Закона № 265 , который на тот момент позволял не применять регистраторы расчетных операций при оказании услуг.

Вместе с тем с 01.01.2015 г. в указанную норму были внесены изменения, и услуги из нее были исключены. Поэтому на данный момент ломбарды обязаны использовать регистраторы расчетных операций, на что обращают внимание и налоговики (см. разъяснение из раздела 109.03 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ).

В разъяснении из раздела 109.07 модуля БАЗА НАЛОГОВЫХ ЗНАНИЙ контролеры подчеркнули, что поскольку форма Книги учета расчетных операций , зарегистрированной на РРО, не предусматривает отдельную графу для указания суммы предоставленных средств в заем, то субъект хозяйствования, оказывающий финансовые услуги, вправе в графах 5 – 10 раздела 2 этой Книги вводить дополнительные графы для указания сумм выданных средств (ссуда, кредит, залоговые средства и т.п.).

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 05 за 2017 год):

11. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 .

12. Порядок № 2531 – Порядок согласования приобретения или увеличения существенного участия в финансовом учреждении, утвержденный распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере рынков финансовых услуг, от 04.12.2012 г. № 2531 .

13. Лицензионные условия № 913 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), утвержденные постановлением Кабмина от 07.12.2016 г. № 913 .

14. Лицензионные условия № 4802 – Лицензионные условия осуществления деятельности по предоставлению финансовых кредитов за счет привлеченных средств кредитными учреждениями, утвержденные распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 18.10.2005 г. № 4802 .

search.ligazakon.ua

Это интересно:

  • Материнский капитал до конца 2018 года Путин продлил до 2021 года программу материнского капитала Президент России Владимир Путин подписал в последние дни уходящего года ряд законов социальной направленности. Он, в частности, продлил на три года программу материнского капитала, ввел ежемесячные выплаты семьям […]
  • Приказ 1145 от 14102013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего […]
  • Закон москвы 48 о землепользовании в городе москве Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48"О землепользовании в городе Москве" С изменениями и дополнениями от: 3 февраля 2010 г., 23 марта, 13 апреля, 21 декабря […]
  • Закон об охране атмосферного воздуха 96-фз Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 23 июля, 30 […]
  • Закон 360 фз от 30112011 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ"О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" С […]
  • Закон от 6 декабря 2011 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября […]
  • Закон о категорировании Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ"О транспортной безопасности" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г., 29 июня 2010 г., 7 […]
  • Как рассчитать общий стаж по трудовой книжке Как рассчитать общий стаж по трудовой книжке Как подсчитать общий трудовой стаж по трудовой книжке Недавно меня попросила подруга посчитать ей общий трудовой стаж по трудовой книжке. Стала разбираться, и оказалось, что это сделать очень просто. Можно посчитать стаж […]