Проекты увеличения налогов

| | 0 Comment

Налоги на пороге: 6 важных изменений 2017 года

Последние пару лет руководство страны воздерживалось от открытого повышения налогов для физических лиц и предпринимателей. Однако после выборов в Госдуму снятие ограничивающей налоговые изменения политической составляющей и вопрос повышения налоговых сборов вновь активизировался в умах правительственных чиновников.

На днях Минфин РФ направил российскому правительству и депутатам Госдумы проект основных направлений налоговой политики на 2017 год и перспективу 2018-2019 годов. Что это за изменения и как эти меры отразятся на рядовых гражданах, а также малом и среднем бизнесе?

1. Увеличение акциза на крепленые вина — с 9 до 18 рублей

К крепленым винам относится весьма обширный перечень алкогольной продукции: портвейны, вермуты и вина, крепость которых достигается не естественным брожением, а добавлением в них этилового спирта. Двукратное повышение акциза на данные напитки приведет к их удорожанию примерно на 25-40 рублей за бутылку.

На так называемые «вина с защищенным географическим названием» акциз будет увеличен с 5 до 10 рублей за бутылку. К данной категории относятся большинство легких столовых вин, которые обычно именуются по названию местности выращивания винограда, послужившего сырьем. Такое вино может называться «Бургундское» или «Крымское» (но никак не «777»). Стоимость сухого, полусладкого и сладкого вина увеличится с введением новых акцизов на 20-30 рублей за бутылку. Для потребителей легкого вина это будет малозаметно ввиду его более высокой стоимости в сравнении с крепленым. На игристые вина и шампанское акцизы поднимать вовсе не будут.

Налоговые изменения коснутся и пива крепостью до 0,5% (так называемого «безалкогольного»). Сейчас акциз на его производство не взимается, что привело к росту выпуска пива с градусностью ровно 0,5% , которое безалкогольным назвать уже трудно. С 2017 года планируется прировнять такое пиво к обычному (крепостью от 0,5 до 8,6%) и установить налог — 21 рубль с бутылки. В данный момент акциз на алкогольное пиво составляет 20 рублей.

2. Под акцизное налогообложение могут попасть «электронные» сигареты

На одноразовые электронные сигареты Минфин РФ предлагает установить акциз 40 рублей за штуку, а на курительную жидкость, используемую в многоразовых электронных сигаретах, — 15 рублей за миллилитр.

Таким дифференцированным увеличением сборов с разных категорий алкогольной и табачной продукции предполагается бороться с засильем низкокачественного крепленого вина, а также слабоалкогольного пива и суррогатных заменителей сигарет, столь полюбившихся молодежью.

3. Увеличение налога на бензин и дизтопливо

Сейчас налоговом облагается только 98-й бензин (класса 5) — 7530 рублей за тонну. Остальной бензин идет по повышенной ставке 10 500 рублей за тонну, а дизтопливо по пониженной — 4150 рублей.

В 2017 году Министерство финансов планирует повысить акциз на 92-й и 95-й бензин — до 13 100 рублей, сохранив его размер до 2019 года. На дизтопливо налог предлагается увеличить в 2017 году до 7400 рублей за тонну, с дальнейшим повышением к 2019 году до уровня 8080 рублей.

Повышение акциза на бензин, в случае принятия предложений Минфина, составит порядка 25%, а на дизтопливо – почти 80%. В результате этих мер стоимость бензина на автозаправках увеличится на 2-3 рубля, что довольно существенно в сравнении с обычным среднегодовым ростом 1,3-1,8 рубля.

Если акцизы на дизельное топливо будут подняты до 7400 рублей за тонну, то его литр на заправке подорожает на 6-8 рублей, что практически сравняет его стоимость с бензином «Евро – 98» (на этот вид планируется повышение только на 35%).

4. Введение налога на незарегистрированную недвижимость

Речь идет об инициативе финансовых властей по взиманию налога с собственников земли, на которой находится незарегистрированная постройка, причем истинных владельцев недвижимости искать в этом случае не планируется.

Администрировать налог на недвижимость планируется по схеме, которая работает при взимании штрафов за нарушение правил дорожного движения: не важно, кто управлял машиной и совершил административное правонарушение – штраф за него платит собственник машины. Похоже, финансовое ведомство предлагает идти по пути наименьшего сопротивления: собственника земли (как и владельца машины) отыскать просто, а владельца недвижимости (или того кто был за рулем) не всегда.

5. Увеличение размера пени за несвоевременную уплату в федеральный и местный бюджеты различных налогов, сборов и взносов

Сейчас размер пени равен одной трехсотой от ставки рефинансирования ЦБ. Предлагается увеличить его до одной стовосьмидисятой (рост в 2 раза).

Такой же размер пени существует при несвоевременной оплате задолженности в различные государственные ведомства, и даже частные предприятия (жилищно – эксплуатационные управления, например). Если по задолженности в бюджет пени будут повышены в 2 раза, то и в указанные учреждения придется платить также в 2 раза больше.

Предположим, человек сегодня имеет задолженность по квартплате в сумме 30 тыс. рублей. Пени ему начисляются, исходя из процентной ставки 10% годовых (10/300=0,033333% в день х 30 тыс. рублей = 10 рублей). То есть 10 рублей – это и есть ежедневная сумма пени. Сумма незначительная, однако, учитывая тот факт, что долги людей перед государственными органами и другими юридическими лицами подчас исчисляются шестизначными суммами, то двукратное увеличение пени может серьезно ударить по карману.

6. Оптимизация федеральных льгот по региональным налогам

Пожалуй, самый интересный пункт из налогового послания Минфина в Госдуму — предложение так оптимизировать федеральные льготы по региональным налогам, чтобы они с федерального уровня «перекочевали» на региональный, где местные власти могут их благополучно отменить.

В настоящий момент региональные власти обязаны предоставлять отдельным категориям граждан льготы по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет. С нового 2017 года предлагается ввести переходный период от одного года до пяти лет (для разных категорий льготников), в течение которого налоговые льготы будут сохраняться. Затем субъектам федерации будет предоставлено право самим решать сохранять эти налоговые льготы или отменить их.

Если учесть, что большинство субъектов федерации это регионы–реципиенты с хронической нехваткой денежных средств нетрудно догадаться, каково будет решение властей на местах. Цель подобных мер – предоставить право регионам самим собирать средства на собственное существование, а не просить трансферты из федерального бюджета. Тем самым у центра появляется возможность снижать дотации регионам, а непопулярные фискальные решения будут осуществляться руками местных властей.

Причем здесь нефть?

Значительную роль в количественных характеристиках новых налоговых платежей – вводимых и повышаемых — сыграет цена на нефть.

Если наблюдаемое сегодня повышение стоимости продлится до конца года, а цена Brent будет держаться на уровнях 50-60 долларов за баррель, то жесткого сценария увеличения налогового бремени населению удастся избежать.

Если же в начале 2017 года нефть продолжит расти и выйдет к уровням 70-80 долларов за баррель (что вполне вероятно), правительству и депутатам будет трудно объяснить народу усиление фискальных мер на фоне такого выраженного экономического позитива. А значит, если к марту будущего года поправки в налоговое законодательство депутатами все еще не будут приняты, можно с уверенностью утверждать, что они будут или вовсе «забыты», или ограничатся полумерами — «слабой тенью» готовящихся сейчас изменений. По предварительной оценке, проект изменений, внесенный на обсуждение в Госдуму, содержит только первые шаги по увеличению налоговой нагрузки на граждан. Максимальные же изменения налогового законодательства будут проведены после президентских выборов 2018 года.

К исходу 2017 года повышение цен на нефть может остановиться, а к середине 2018 года тема увеличения фискальной нагрузки на население вновь обрести былую актуальность.

finance.rambler.ru

Повышение НДС до 22% и другие налоговые новации, о которых лучше знать заранее

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация — уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей — сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», — говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке —вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.

Под грузом НДС: как скажется на экономике повышение налогов

Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100% (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0% и 10% по некоторым видам товаров. Дополнительные же 2 процентных пункта (а речь идет о повышении НДС с 18% до 20%) могут добавить в казну еще порядка 500 млрд рублей.

Последствия для всех

Увеличение налога на добавленную стоимость в первую очередь скажется на уровне инфляции, ставке ЦБ и самочувствии бизнеса в целом.

По мнению Минфина, увеличение НДС приведет к росту инфляции. Предполагается, что НДС может быть переложен торговыми сетями в цены — хотя существенная конкуренция и активность ФАС могут усложнить это решение. Однако итоговый результат будет сильно зависеть от действий Банка России — как показали последние годы, ЦБ готов не снижать ставки достаточно долго, чтобы сдержать рост цен.

Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста. При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018. Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС. В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

Обходные пути

У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени). Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет. Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно. Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов. Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется. Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС. При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

Не сделать бы хуже

Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа. Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах. Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

www.forbes.ru

«Люди почувствуют, что у них что-то отбирают»: к чему может привести увеличение НДФЛ до 15%

Российские власти вернулись к обсуждению налоговой реформы. В частности, рассматривается повышение с 13% до 15% ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который был зафиксирован в 2001 году и не менялся с тех пор.

Правительство заверяет, что дополнительные поступления в бюджет пойдут на здравоохранение и образование. Эксперты предупреждают, что увеличение налоговой нагрузки ударит по доходам россиян и поспособствует уходу «в тень».

Какие меры предлагает правительство

На одном из первых после президентских выборов совещаний у премьер-министра Дмитрия Медведева власти обсуждали повышение ряда налогов, в том числе увеличение налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом «Ведомостям» на условиях анонимности рассказали два федеральных чиновника.

Одна из мер — повышение ставки НДФЛ на два процентных пункта — с 13% до 15%. Одновременно правительство предлагает ввести минимальный размер дохода, который не будет облагаться налогом.

Один из собеседников газеты утверждает, что по этому вопросу уже достигнут консенсус, другой говорит, что окончательное решение пока не принято. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова заявила, что в правительстве обсуждаются разные меры, но пока это только предложения, а решение будет принято позже.

На совещании у Медведева правительство обсуждало и другие меры, перечисляют «Ведомости»:

  • Снижение страховых взносов с работодателя с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18% до 22%.
  • Введение торгового сбора — близок к налогу с продаж, возвращение которого правительство обсуждало в декабре 2017 года.
  • Отмена льготной ставки НДС в 10%, которая распространяется на продовольствие, лекарства и товары для детей. Минфин предлагает заменить льготу прямой субсидией из бюджета для бедных семей, а все существующие пособия — объединить в единую универсальную выплату для бедных.
  • Российские власти не впервые обсуждают такие меры. «Ведомости» уже писали об их изучении в феврале 2017 года. Тогда в Минфине также обсуждали повышение НДФЛ до 15%, из которых шесть-восемь процентных пунктов требуется направлять в федеральный бюджет. Минэкономразвития, в свою очередь, предлагало повысить НДФЛ до 15% с введением налогового вычета.

    Осенью 2016 года правительство рассматривало возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ, при которой люди с низкими доходами платят меньше, а богатые, наоборот, больше. Об этом говорили вице-премьер Ольга Голодец и глава Минфина Антон Силуанов. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», — сказал тогда Силуанов. Голодец говорила о необходимости освободить от подоходного налога людей с низким доходом.

    Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее сегодня обсуждаем.

    Для чего правительству повышать НДФЛ

    Как пишут «Ведомости», за счёт резкого роста налоговой нагрузки для населения правительство хочет выполнить предвыборные обещания Владимира Путина улучшить показатели благосостояния общества и снизить бедность; увеличить расходы на медицину, образование, инфраструктуру и городскую среду.

    Экономисты «Росбанка» оценили затраты на реализацию инициатив Путина в 20,5 трлн рублей до 2024 года.

    Вице-премьер Аркадий Дворкович 22 марта заявил, что не исключает повышения НДФЛ с нынешних 13% до 15%. По его словам, дополнительные доходы в бюджет можно направить на образование и здравоохранение.

    Это число — ставка 13% — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел. Повторяю: если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу.

    Мы жили с 13-процентным налогом достаточно долго, и если дополнительные два процентных пункта будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс.

    «Я не думаю, что разница между 13% и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции», — цитирует Дворковича «Интерфакс». Вице-премьер отметил, что окончательное решение за президентом. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что пока вопрос повышения подоходного налога обсуждается и никаких конкретных решений не принималось.

    За что платят НДФЛ и куда идёт подоходный налог

    Подоходным налогом облагается большинство доходов граждан. НДФЛ прежде всего платят все работающие россияне по ставке 13%. Если в договоре указана зарплата в размере 50 тысяч рублей, то на руки сотрудник должен получить 43 500 рублей. Остальные 6500 рублей — это налог, который гражданин обязан отдать в федеральный бюджет.

    В случае с работой за уплату НДФЛ отвечает работодатель — он ведёт все расчёты и выдаёт зарплату уже за вычетом НДФЛ.

    Налог на остальные доходы придётся посчитать и заплатить самостоятельно. В таком случае обязательно необходимо подать в налоговую службу декларацию о полученных доходах не позднее 30 апреля следующего года с момента получения выгоды.

    Для некоторых видов доходов применяются ставки в 9%, 15%, 30% и 35%. Подробнее об этом можно узнать на сайте ФНС.

    Какие доходы облагаются НДФЛ:

    • от продажи имущества (квартиры или дома), которое находилось в собственности менее минимального предельного срока владения недвижимостью (менее пяти лет);
    • от сдачи имущества в аренду;
    • доходы от источников за пределами России;
    • доходы в виде разного рода выигрышей (например, от участия в лотереях и розыгрышах).
    • Какие доходы не облагаются НДФЛ:

    • доходы, полученные от члена семьи или близкого родственника;
    • доходы, полученные в рамках наследства от члена семьи или близкого родственника.

    Налоги на доходы физических лиц не уходят в федеральный бюджет, они полностью остаются в регионе, где человек работает (по месту регистрации работодателя). То есть повышение ставки увеличит доходы регионов, а не федерального бюджета.

    Большую часть собранного НДФЛ — 85% — получают власти региона, то есть Москвы, Санкт-Петербурга, республики, края или области. Оставшиеся 15% распределяются на местном уровне, по городам. Деньги идут на благоустройство региона или города: например, на них должны строить и ремонтировать дороги.

    Как повышение НДФЛ скажется на россиянах

    Рост НДФЛ вполне реален, и такая мера приведёт к снижению доходов населения, рассказала vc.ru декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина.

    С точки зрения целесообразности оценить повышение НДФЛ на два процентных пункта сложно — с одной стороны, если при этом для беднейших слоёв населения сделают реальный налоговый вычет (то есть введут уровень зарплаты, с которого не будет взиматься НДФЛ), это будет разумным шагом.

    С другой стороны, повышение НДФЛ снизит реальные доходы населения, что может угрожать экономическому росту, так как его основной драйвер на данный момент — потребление. Здесь важно принимать во внимание не только прямой эффект — собственно снижение доходов, но и косвенный — люди почувствуют, что у них «отбирают» что-то, а чувство потери, как учит нас поведенческая экономика, делает людей непропорционально осторожными и бережливыми. Так что вполне возможно, что эта мера приведёт к дальнейшему замедлению экономического роста в стране.

    При увеличении НДФЛ части населения, возможно, придётся повышать зарплаты, но тех, кому её не повысят, будет больше, полагает экономист. При этом те, кому повысят зарплату, должны будут платить более высокий налог.

    Альтернативой обложения более высокими налогами населения являются налоги на бизнес разного рода — налог на прибыль, налог с оборота, налог с продаж и прочие. Однако и в таком варианте произойдёт снижение покупательной способности — повышение налогов на бизнес неизбежно будет перенесено в цены.

    Это означает рост инфляции, а вместе с ним и опережающий рост инфляционных ожиданий — они очень инерционны и до сих пор существенно выше рекордно низкой инфляции. С этой точки зрения рост цен нежелателен и с точки зрения ЦБ, который придерживается очень консервативной денежно-кредитной политики, и вряд ли будет менять курс в ближайшее время.

    Если появится угроза роста цен вследствие повышения налогов на бизнес, у ЦБ будет ещё больше оснований удерживать ставки на высоком уровне, что сдерживает кредитование, в том числе инвестиций, а значит, и экономический рост.

    Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина в разговоре с vc.ru также назвала реальным и вероятным сценарий с повышением налогов. Однако пока рано судить, какие именно налоги будут повышены, заметила она.

    Повышение НДФЛ неминуемо приведёт к снижению располагаемых доходов россиян и их покупательной способности. Даже если повышение НДФЛ для наименее обеспеченных слоёв общества будет компенсировано какими-то мерами, для остального населения повышение ставки НДФЛ приведёт к ухудшению материального положения. Это ухудшение не будет радикальным, но тем не менее это будет ухудшение.

    Кроме того, такая мера может оказать негативное влияние на общий уровень потребления, которое является на данный момент одним из основных драйверов экономического роста.

    Любое увеличение налогов может способствовать появлению новых «серых» схем и росту «теневого» оборота, предупреждает Суслина.

    К сожалению, текущее состояние государственных финансов не позволяет выполнить обещания президента без увеличения налогов. Бюджетные резервы весьма скудны — Фонд национального благосостояния, даже если будет полностью потрачен, не сможет покрыть весь объём необходимых для реализации обещаний президента трат. Альтернативным вариантом является наращивание объёмов госдолга, однако и это не так просто и не так безболезненно для экономики и бюджета в долгосрочной перспективе.

    Юлия Вымятнина из Европейского университета также считает, что Россия могла бы увеличить объём госдолга: это позволило бы оплатить увеличение расходов на отдельные статьи бюджета. В то же время она указывает на отсутствие уверенности в том, что полученные в долг средства будут инвестированы в увеличение качества человеческого капитала или в развитие инфраструктуры, а не просто «проедены».

    Нельзя исключать, что нам повезёт, цены на нефть существенно вырастут, и необходимость повышать налоги снова будет отложена. Правда, я бы на это не рассчитывала. В ситуации, когда наши основные экспортные товары — нефть, газ, металлы — не приносят таких доходов, как раньше, а фискальная политика крайне консервативна, остаётся только закручивать «налоговые гайки» внутри экономики, а эти меры потребление не стимулируют.

    vc.ru

    Это интересно:

    • Ст 17 федерального закона n 128-фз Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" С изменениями и дополнениями от: 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 […]
    • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
    • Число выдачи пенсии в 2018 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ 24 апреля 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в мае 2018 года в соответствии с графиком, разработанным ОСП Севастопольский Почтамт ФГУП «Почта Крыма» по согласованию с Отделением ПФР […]
    • Пособия за 3 ребенка в 2018 году в белоруссии С 1 января за рождение третьего ребенка будут начислять $10 тысяч Президент Республики Беларусь 9 декабря подписал Указ №572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей». Документом устанавливаются с 1 января 2015 года дополнительные меры […]
    • Приказ 607 от 15102007 Приказ 607 от 15102007 ПРИКАЗ 01.12.2016 №607 Об утверждении Правил определения места нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных […]
    • Как заполнять заявление о выдаче паспорта на несовершеннолетнего гражданина Как заполнить заявление на получение загранпаспорта несовершеннолетним? Заграничный паспорт является одним из основных документов, удостоверяющих личность российского гражданина за пределами территории РФ, по которым он может выехать из РФ и въехать в РФ (ст. ст. 6, 7 […]
    • Закон от 1 ноября 2011 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных […]
    • Приказ 110 мон рк Приказ 110 мон рк В соответствии с подпунктом 6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ: 1) типовые учебные планы технического и профессионального образования согласно приложениям 1-2 и типовую учебную программу технического […]