Экологические преступления динамика

| | 0 Comment

Количество экологических преступлений в РФ уменьшилось вдвое за семь лет

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости. Генеральная прокуратура России зафиксировала уменьшение в два раза количества зарегистрированных преступлений в сфере экологии за последние семь лет — с 46 до 23 тысяч с 2009 по 2016 год, сообщил в четверг официальный представитель российского надзорного ведомства Александр Куренной.

«В целом анализ состояния экологической преступности в России свидетельствует о сохраняющейся в последние годы тенденции к ее снижению. С 2009 по 2016 год число регистрируемых в стране преступлений данной направленности сократилось в два раза (с 46 тысяч до 23 тысяч)», — сообщил Куренной, цитируя выступление генерального прокурора РФ Юрия Чайки.

Чайка выступил в Бразилии на совместном семинаре руководителей прокурорских служб государств БРИКС и компетентных органов государств МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки) по вопросам борьбы с экологическими преступлениями. Он отметил, что большую часть преступлений в сфере экологии составляют факты незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесов. Одной из криминальных сфер остается незаконный экспорт леса. По словам Чайки, остро стоит проблема загрязнения водоемов, в том числе озера Байкал. При этом он подчеркнул высокую степень латентности экологических преступлений.

Генпрокурор РФ также отметил, что Россия уделяет большое внимание вопросам экологии, «в РФ создана обширная нормативная база, сформированы система уполномоченных государственных органов и механизмы обеспечения экологической безопасности». В Генпрокуратуре РФ создано отдельное структурное подразделение, в общей системе органов прокуратуры функционирует 81 природоохранная прокуратура. В центральном аппарате прокуратуры созданы три межведомственные рабочие группы по различным отраслям экологии.

В заключение своего выступления Чайка предложил активизировать деятельность всех государств, в том числе членов МЕРКОСУР и БРИКС, по гармонизации национальных экологических законодательств.

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

      § 1. Понятие экологической преступности, ее состояние и структура

      Экстенсивные методы развития отечественной экономики постоянно приводят к основному противоречию между потребностями и возможностями (методами) их удовлетворения в сфере взаимодействия общества и природы. Указанные противоречия, существующие уже многие десятилетия, отражают негативные явления в общественном бытии и общественном сознании и порождают экологические преступления.
      Трагедия Чернобыля, проблемы Байкала, Аральского моря, Севана, Ладожского озера, утрата черноземных почв, ущерб животному и растительному миру, бессмысленные и вредные попытки поворота рек, загрязнение моря, воздуха, водоемов, бесконтрольное и необоснованное научное применение дефолиантов, воздействие нитратов на здоровье людей — далеко не полный перечень экологических последствий безответственной и нередко преступной деятельности homo sapiens.
      К экологическим относятся преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил ох

      раны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
      Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на окружающую среду. Налицо недостаточность выделения экологических преступлений по признакам, указанным непосредственно в уголовном законе. И поскольку восполнить этот пробел практически нереально, необходимо иметь в виду, что ряд статей УК РФ регламентирует ответственность за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь экологическое значение, хотя специально в диспозиции об этом не упоминается.

      Таким образом, уголовный закон, с одной стороны, прямо отражает экологические преступления, с другой — устанавливает ответственность за деяние, которое может нанести ущерб и окружающей среде. Например, вандализм, хулиганство, в частности действия, включающие загрязнение природных объектов отходами пищевых продуктов, битым стеклом и т. п., нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, а также некоторые преступления против личности, совершенные с целью скрыть следы браконьерства, избежать ответственности — далеко не полный перечень подобных правонарушений.
      Криминологическое значение имеет также дифференциация ответственности за экологические правонарушения. В зависимости от степени общественной опасности ответственность может быть как уголовной, так и административной. В КоАП РФ выделена специальная гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», куда включены многие составы экологического противоправного поведения, влекущего административную ответственность[337].

      Состояние экологической преступности в стране характеризуется постоянным ростом и высокой латентностью нарушений законодательства об охране природы.
      В борьбе с экологической преступностью крайне редко применяются нормы, содержащие уголовную ответственность за нарушение законов об охране природы.
      Исследователи практически единодушно отмечают, что на протяжении многих лет сохраняется значительный разрыв между числом уголовно наказуемых деяний и реальным применением соответствующих уголовных норм. Так, преступлений, связанных с загрязнением вод, атмосферы, морской среды, в 2006 г. было зарегистрировано всего 101, а совершивших их лиц выявлено лишь 44. Ежегодно в России возникает до 30 тыс. лесных пожаров, причем более 85% из них — по вине людей. Но к уголовной ответственности привлекается примерно 1 из 100 нарушителей.
      Выборочный анализ зарегистрированных фактов незаконной охоты показывает, что из года в год количество деяний, содержащих признаки преступления, составляют 35—45% общего их числа. В 2000 г. число зарегистрированных экологических преступлений составило 141 818, в 2001 г. — 17 128, в 2002 г. — 21 429, в 2003 г. — 26 096, в 2004 г. — 30 573, в 2005 г. — 33 491, в 2006 г. — 41 883, в 2007 г. — 41 242. В то же время меры уголовной ответственности применяются лишь в 1—3% случаев.
      В структуре экологических преступлений на протяжении многих лет большую часть составляют нарушения правил рыболовства (35—45%), незаконная охота (25—35), нарушения лесного законодательства (8—10%). Поскольку экологические преступления в большинстве случаев обладают латентным характером, следует иметь в виду определенную условность (относительность) статистических данных, которые весьма слабо соотносятся с реальным состоянием охраны окружающей среды.

      lib.sale

      Состояние и динамика экологической преступности

      В настоящий период экономическое и социальное развитие страны привело к явным противоречиям с ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы. В результате нерациональной деятельности загрязняются реки, мелеют моря и озера, исчезают многие виды растений и животных. Это привело к тому, что не только в нашей стране, но и во всем мире остро стоит вопрос о сохранении окружающей среды как среды обитания и выживания человечества.

      Учитывая важность борьбы с экологическими преступлениями, законодатель выделил, впервые в истории нашего законодательства, нормы об ответственности за экологические преступления в самостоятельную главу Уголовного кодекса. Такое решение законодателя обусловлено, прежде всего, значимостью проблемы охраны природы.

      Преступность в сфере экологии — сложная совокупность преступлений против окружающей среды, т.е. общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.

      Экологическая преступность — отрицательное, сложное по характеру социально-правовое явление, складывающееся из совокупности экологических преступлений, совершенных в определенный временной период, на определенной территории, в определенном регионе или стране в целом, и подрывающее биологические основы существования человеческого общества (Криминология (под ред. Долговой А. И.) — Москва, 2012. — С.156).

      Эффективная организация борьбы с преступностью, в частности, эффективная предупредительно-профилактическая деятельность в сфере лесозащиты, возможны только при наличии полного и ясного представления о самой преступности, о ее масштабах и причинах.

      Экологические преступления и административные правонарушения этого же рода относятся к категориям наиболее общественно опасных и распространенных противоправных деяний. В последние годы преступления, совершаемые в сфере экологии, имеют устойчивое криминологическое влияние на динамику и структуру преступности в целом. Анализируя состояние, динамику экологической преступности в специфических условиях российской действительности, следует учитывать отмечающуюся устойчивую тенденцию роста, возрастающую масштабность, а также организованность, тяжесть последствий, хотя в статистике и в судебной практике все это не находит адекватного отражения, что имеет свои причины.

      Удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,28% в 2008 г. до 0,41 % — в 2014 году (2011 г. — 6971 (0,29 у. в.); 2012 г. — 8628 (0,33 — у. в., прирост — 23,8); 2013 г. — 12413 (прирост к 2011 г. — 78,1; у. в. — 0,41); 2014 г. — 14818 (См. сб. Преступность в России и проблемы борьбы с ней /Под редакцией А.И. Долговой. — М., 2001. — С.18).

      К регионам с наибольшими темпами роста числа зарегистрированных экологических преступлений относятся республики Бурятия, Дагестан, Татарстан (в 2,7-5,1 раза), Новгородская, Пермская и Иркутская области (в 2,2-6,8 раза).

      Однако борьба с экологическими преступлениями на фоне ухудшающейся из года в год криминогенной ситуации в стране правоохранительными органами до сих пор не считается приоритетной. Основной упор делается на борьбе с корыстно-насильственной и экономической преступностью.

      Раскрываемость экологических преступлений в Российской Федерации за последние 3 года почти не изменилась и со среднем составляет 85,4%. Отмечается все та же хроническая волокита в органах следствия и дознания при рассмотрении материалов об экологических преступлениях. Что касается преступления в виде загрязнения вод (ст.250), загрязнения атмосферы (ст.251), загрязнения морской среды (ст.252), порчи земли (ст.254), то по этим статьям возбуждено в 2012 г. всего 19 дел (0,22%), а в 2013 г. — 23 (0, 19% от числа всех зарегистрированных экологических преступлений). Эта ситуация не меняется на протяжении многих лет, несмотря на то, что количество случаев загрязнения и порчи земли при прорывах нефтепроводов, загрязнения атмосферы при различных авариях, загрязнения морской среды нефтью и другими опасными веществами продолжает увеличиваться из года в год.

      Обращает на себя внимание резкое несоответствие количества возбуждаемых уголовных дел и реально совершаемых экологических преступлений, а также привлекаемых к уголовной ответственности за них лиц и количества осужденных. Так, например, в 2011 г. выявлено 4262 лица, виновных в незаконной добыче водных животных и растений (ст.256 ч.1,2), осуждено же из них 1556 человек.

      Ежегодно в стране происходит до 30 тысяч лесных пожаров и более 80% из них — по вине людей, однако в 2011 г. было выявлено только 114 лиц, виновных в возникновении пожаров, а осуждено 98 человек. В 2012 году эта ситуация не изменилась — из 115 лиц, виновных в возникновении пожаров, осужден 71 человек.

      Анализ практики применения норм УК РФ в 2012-2013 гг. показал, что применяются в основном 3 статьи об ответственности за незаконный захват природных ресурсов (ст.256, 258, 260 УК РФ). Эти преступления в общей структуре экологической преступности составили более 97%. Так, из общего числа зарегистрированных экологических преступлений в 2013 году указанные виды преступлений составляют соответственно: 5489, (44,2%); 972 (7,8%); 5672 (45,7%). Преступления, связанные с загрязнением природной среды (ст.250,251.252 УК РФ УК РФ), составляют всего 2% от общего числа зарегистрированных экологических преступлений, менее 1% — все остальные преступления. Особую социально-экологическую опасность для России мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются незаконное трансграничное перемещение и незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.

      Около 60% зарегистрированных экологических преступлений совершаются группами лиц. Применительно к посягательствам на природную среду это вполне естественно — занятие браконьерством, особенно поставленным на промышленную основу, требует кооперации, разделения труда. Появились хорошо организованные криминальные формирования лиц, совершающих такие преступления. Они оснащены быстроходным транспортом, новейшей техникой, средствами связи и оповещения, вооружены (отмечаются случаи убийства сотрудников органов охраны природы), имеют коррумпированные связи. Их преступная деятельность носит масштабный характер, связана с нанесением колоссального вреда природе.

      Преступность в сфере экологии xарактеризуется высокой латентностью — в статистике отражается только малая часть реально совершаемых преступлений. При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступлений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о них, известных правоохранительным органам.

      Исчерпывающая информация о реальной распространенности преступлений в сфере экологии в настоящее время отсутствует. Но даже та, которая имеется в природоохранных и правоохранительных органах, свидетельствует, что в данной сфере мы имеем дело с массовыми нарушениями законодательства. С учётом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности по экспертным оценкам фактически составляет не менее 10-12%.

      Латентность экологических преступлений, по мнению экспертов, достигает 90-95%. Это позволяет утверждать, что с учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности фактически составляет не менее 15-20% (См. Плешаков А.М. Уголовно-правовая боорьба с экологической пресутпностью. Автореферат дис. …д-ра юрид. наук. — М., 1994. — С.5.). В целом до 90% от всех выявленных нарушений природоохранительного законодательства, оцениваемых фактически как преступления наказывается в административном порядке, что свидетельствует о проявлении либерализма к их оценке и реализации ответственности.

      Такое положение отражает неадекватность реакции природоохранных и правоохранительных органов, должностных лиц, ответственных за соблюдение экологического законодательства, на сложившуюся кризисную ситуацию в области охраны окружающей природной среды.

      studbooks.net

      Научная электронная библиотека

      § 2. Современное состояние, структура и динамика экологической преступности в Российской Федерации

      Один из важнейших показателей, используемых специалистами для характеристики преступности как негативного социально-правового явления, является ее состояние, определяемое абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц, их совершивших) на определенной территории за определенное время. Однако с учетом того, что некоторые преступления остаются невыявленными, скрытыми (латентными), на практике состояние преступности определяется по данным уголовной статистики – количеством только зарегистрированных преступлений (в том числе и оставшихся нераскрытыми), а также числом лиц, совершивших преступления. Недаром специалисты говорят о криминальном айсберге, в котором соотношение видимой («надводной») и невидимой («подводной») частей определяется как 1:7 или 1:8[15].

      Причины, по которым значительная доля экологических преступлений остается вне уголовной регистрации и, соответственно, за пределами сферы действия уголовной юстиции, разнообразны. Сказываются, например, низкий уровень правовой культуры части населения, неверие граждан в возможности правоохранительных органов (для чего есть определенные основания, если учесть низкий уровень раскрываемости преступлений), усложненность уголовно-процессуальных процедур, манипуляции недобросовестных работников милиции, направленные на сокрытие преступлений (особенно трудно раскрываемых) от учета, и др. Так, по мнению специалистов, латентность экологических преступлений по отдельным видам и регионам достигает 95-99 %, особенно в отношении добычи водных биоресурсов или лесопользования. Именно с учетом поправок на латентность проблема борьбы с экологической преступностью устойчиво оценивается населением (при социологических опросах) как одна из наиболее острых и значимых[16].

      О высокой латентности экологических преступлений представляется возможным судить по материалам надзорных прокурорских проверок, данным печати, анкетирования, изучения материалов, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, материалов административной практики и т.д. Так, по результатам исследования, проведенного Э.Н. Жевлаковым, было выявлено, что в Хабаровском крае, Дагестане, районах Нижней Волги в 100 % материалов о привлечении виновных к административной ответственности за незаконное занятие рыбным промыслом содержались признаки состава преступления[17].

      По данным других исследователей, низкая применяемость норм уголовного законодательства об охране природы отмечалась и в 70-е, и в 80-е годы XX века. Так, за нарушения водного законодательства уровень применяемости этих норм составил в одном из исследуемых регионов страны примерно 0,13 %, за нарушения рыбоохранного законодательства – 0,2 %, за нарушения законодательства, регулирующего производство охоты, – 0,3 %[18].

      С учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре зарегистрированной преступности реально составляет 7-35 %. Многие дела прекращаются на стадии расследования, по другим суды зачастую выносят оправдательные приговоры за недоказанностью вины подсудимых. Остается высоким число материалов, по которым органы дознания необоснованно отказывают в возбуждении уголовных дел. В среднем осуждается 53,3 % лиц от числа привлекаемых к уголовной ответственности[19]. В условиях роста общеуголовной преступности, особенно экономической и корыстно-насильственной, правоохранительные органы не уделяют должного внимания борьбе с экологическими преступлениями. До сих пор они считаются второстепенными, не представляющими большой общественной опасности. По переданным в суд делам при назначении наказания нередко допускается необоснованное послабление лицам, совершившим экологические преступления. Наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи для определенного вида наказания, переход к более мягкому наказанию, а равно условное осуждение и отсрочка исполнения наказания составляют по изученным делам более 80 %.

      Изменения экологической преступности во времени фиксируются с помощью такого ее показателя, как динамика. В динамике может оцениваться и состояние экологической преступности, и ее уровень.

      Сведения, представленные в табл. 1, показывают, что с 1990 по 2010 гг. сложилась устойчивая тенденция увеличения абсолютного числа регистрируемых экологических преступлений. Некоторое снижение в 1991 и 1992 гг. Э.Н. Жевлаков объясняет социально-политической обстановкой в стране: развалом СССР и связанными с этим последствиями), а в 1997-1998 гг. – принятием нового УК РФ, необходимостью его осмысления и накопления опыта применения.

      Изучение особенностей динамики и современного состояния экологических преступлений потребовало выделение отдельных классификационных групп на основе объективных признаков исследуемых преступлений, содержание которых представлено в табл. 2.

      www.monographies.ru

      Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений

      Рубрика: Государство и право

      Статья просмотрена: 3432 раза

      Библиографическое описание:

      Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 387-393. — URL https://moluch.ru/archive/51/6603/ (дата обращения: 22.07.2018).

      В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы на основе анализа законодательства и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, официальных и научных данных, характеризующие элементы структуры криминологической характеристики экологической преступности, а также обращается внимание на повышение эффективности и результативности мер по предупреждению преступлений данной категории.

      Ключевые слова: анализ, законодательство и нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, официальные и научные данные, криминологическая характеристика экологической преступности.

      В современных условиях охрана природной среды, окружающей человека — это одна из актуальных и глобальных проблем всего мирового сообщества. Влияние человеческой деятельности на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что в ряде случаев оно достигает глобального измерения и сопоставимо с общепланетарными масштабами многих естественных процессов, или даже превосходит их. Поэтому мировое сообщество в качестве важнейших составляющих международной (всеобщей) и национальной безопасности отводит и экологической безопасности, которая предусматривает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [16].

      Естественно, в таких условиях охрана окружающей среды в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами является самостоятельным видом государственной и общественной природоохранной деятельности.

      Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий» [15].

      В развитие государственной природоохранной деятельности Указом Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [14] 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды, что, безусловно, должно благоприятно сказаться на среде обитания и экологии жизнедеятельности граждан России.

      В тоже время, с 90-х годов XX века, происходящие в России политические и рыночные реформы, привели к развитию новых экономических отношений, предусматривающих свободу предпринимательства и иной экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Этот процесс оказался достаточно болезненным, повлекшим наряду с другими негативными последствиями большой рост не только экономической и организованной, но и экологической преступности, в том числе появление и новых видов преступлений этой категории.

      Согласно ст. 75 Закона об охране окружающей среды определяется, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [15].

      Вопросам анализа законодательных (правовых) аспектов охраны окружающей среды в литературе посвящено немало публикаций [8]. В не меньшей степени изучены криминологическая и юридическая характеристика правонарушений и преступлений в области охраны окружающей среды [9], что ни в коей мере не лишает нас продолжить рассмотрение актуальных вопросов и проблем охраны окружающей среды. Предметом нашего исследования будут некоторые актуальные вопросы криминологической характеристики экологической преступности, так как во многих случаях нарушения предписаний законодательства в области охраны окружающей среды могут содержать признаки уголовно наказуемых деяний (экологических преступлений).

      Среди всех видов правонарушений, влияющих на криминогенную ситуацию в России, и в тоже время востребованных в правоприменительной практике являются экологические правонарушения и преступления. При этом экологические правонарушения и преступления являются существенным фактором, представляющим опасность для национальной безопасности РФ.

      Закономерны вопросы: какие общественно опасные деяния образуют экологические преступления и их юридическая характеристика, что понимается под экологической преступностью, какова структура криминологической характеристики отдельных видов преступлений, как характеризуются отдельные элементы криминологической характеристики экологической преступности? На многие из вышеуказанных вопросов в законодательстве и других нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды РФ даются ответы в виде понятий, соответствующей юридической характеристики, комментарий и рекомендаций. В литературе по многим из указанных вопросов также имеются научные публикации, чего не скажешь в части исследования современных подходов к криминологической характеристики экологической преступности.

      Прежде всего, мы должны определиться, а какие общественно опасные деяния подпадают под признаки экологических преступлений?

      В Уголовном кодексе РФ [13] (далее — УК) предусматривается специальная глава об ответственности за эти преступные деяния — глава 26 «Экологические преступления». Данная глава включает 17 статей (ст. 246–262 УК), которые предусматривают свыше 30 составов преступлений. К числу экологических преступлений относятся такие общественно опасные деяния, которые посягают на общественную экологическую безопасность, экологический правопорядок и здоровье население, а именно: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК); порча земли (ст. 254 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК) и др. [13].

      В тоже время, как отмечается в юридической литературе общественно опасные деяния, сопряженные с возможностью причинения вреда окружающей среде и здоровью человека содержатся не только в указанной главе, но и в других главах УК — 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 215 УК — нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии; ст. 220 УК — нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах); 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 237 УК — сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей; ст. 243 УК — уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; ст. 245 УК — жестокое обращение с животными); 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 358 УК — экоцид) и т. д.

      Таким образом, к преступлениям в области охраны окружающей среды следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК, а уголовно-правой анализ экологических преступлений требует самостоятельного исследования.

      Как известно, криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения, но и преступности как массового преступного поведения. Экологические преступления не являются исключением.

      Одним из дискуссионных вопросов в криминологической литературе является определение понятия «экологическая преступность». В литературе в отношение преступлений, предусмотренных главой 26 УК используется термин «экологические преступления», а к массовому социально-правовому явлению — «экологическая преступность». Что касается совокупности с иными преступными деяниями, которые предусматриваются в других главах УК (например, в главах 24, 25 и 34, указанных нами выше), то используются термины «преступность в области охраны окружающей среды», «преступность в сфере экологии» и др. Не вдаваясь в научную дискуссию о содержании указанных терминов и понятий преступлений данной категории, а будем исходить из плюрализма в научных подходах.

      В юридической литературе дается достаточно много определений понятия «экологическая преступность». Мы предлагаем следующее понятие преступлений данной категории. Экологическая преступность это совокупность общественно опасных деяний (действий или бездействий), предусмотренных уголовным законом, посягающих на установленные в России природоохранные отношения, экологическую безопасность общества и причиняющие либо способные причинить вред окружающей среде, человеку, другим правоохраняемым интересам и благам.

      Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений, в том числе и экологических преступлений, включает в себя следующие элементы: 1) причины (детерминанты) и условия, способствующие совершению преступлений; 2) состояние рассматриваемого вида преступлений, динамику, удельный вес, структуру, уровень латентности, тенденции динамики и прогнозирования и т. д.; 3) криминологическую характеристику личности преступника; 4) меры по предупреждению преступности. Рассмотрим указанные элементы криминологической характеристики экологической преступности.

      Криминологическая характеристика экологической преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные экологические преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и коррупционного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов. Наиболее общие и постоянно действующие причины вытекают из социально-экономических противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим современную сущность, характер и динамические особенности взаимодействия человека и природы.

      К причинам экологической преступности в России принято относить: неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в стране (предусматривающая антиобщественную жизненную установку личности, руководствующаяся принципом — для достижения поставленной личной цели хороши все средства, в том числе и противозаконные; достаточно низкий технический уровень производства во всех сферах (промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. д.) и высокая изношенность основных фондов; несправедливый характер распределения материальных благ среди населения; высокая степень коррупционности органов государственной и муниципальной власти и др.); несовершенство и непоследовательность в реализации законодательства в области охраны окружающей среды, а в отдельных случаях и противоречия с другим российским законодательством; недостаточно эффективное взаимодействие правоохранительных органов с природоохранными по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других экологических правонарушений; слабое информационное обеспечение деятельности правоохранительных и природоохранных органов по организации борьбы с экологическими правонарушениями; достаточно низкую экологическую культуру значительной части населения, многих должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, зачастую невысокий уровень их правосознания; недостаточную материально-финансовую обеспеченность государственной и общественной природоохранной деятельности по предупреждению и пресечению экологических правонарушений; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др. [1, 18–20].

      Таким образом, способствующие совершению экологических преступлений причины — это система негативных социальных явлений и процессов, сложившихся в социально-экономическом развитии России и детерминирующих экологическую преступность.

      Следующий вопрос, который требует уяснения (как элемент, характеризующий криминологическую характеристику), является состояние, динамика, удельный вес, структура, уровень латентности, тенденции динамики и прогнозирования экологической преступности.

      Состояние, динамику, удельный вес, уровень латентности и др. количественные и качественные показатели экологической преступности проанализируем по официальным и научным источникам. Так, в России число зарегистрированных экологических преступлений за 1991 год составляло 3097 преступлений, а за 2003 год — 26097 преступлений. При этом удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,3 % в 1990 году до 0,9 % в 2003 году [2]. В другом источнике указывается, что по сравнению с 1990 годом прирост экологической преступности в России составил в 2006 году 1061,94 %. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раза, т. е. 88050 преступлений [4].

      Согласно официальной статистике в России за 2012 год всего зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, в том числе 27,58 тыс. экологических преступлений, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 1,2 % [6]. В тоже время за 2010 год было зарегистрировано 2628,8 тыс. преступлений, из них — 39,16 тыс. экологических преступлений, удельный вес преступлений данной категории — 1,5 % [10]. Из этих данных следует, что за 2012 год в сравнение с 2010 годом зарегистрировано почти на 12 тыс. меньше экологических преступлений. При этом в последние 5 лет наблюдается тенденция снижения регистрируемых преступлений, как в целом, так и экологических преступлений.

      Указанный выше научный прогноз в части возможного увеличения числа экологических преступлений как следует из официальной статистики не подтвердился. Более того данные цифры ни в коей мере не снижают общественную опасность преступлений этой категории и их влияние на экологическую безопасность, и социально-экономическое развитие России.

      Общеизвестно, что многие виды преступности, в том числе и экологические преступления, характеризуется высокой латентностью, а поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только одна вторая (или третья) часть совершаемых преступлений данной категории. При этом для экологических преступлений характерна не только высокая скрытая, но и скрываемая часть преступлений этой категории, а общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступных деяний в сфере охраны окружающей среды явно не соответствует числу сообщений о них, известных природоохранным и правоохранительным органам.

      В настоящее время полная и достоверная информация о совершаемых экологических правонарушениях и преступлениях отсутствует. Что касается официальных данных, имеющихся в природоохранных и правоохранительных органах, то они свидетельствуют о значительном количестве нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности с учетом латентности по экспертным оценкам может составлять не менее 3–5 %.

      Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует, что из всех регистрируемых преступлений данной категории по их количеству от наиболее распространенных к менее выявляемым может быть представлен следующими видами уголовно наказуемых деяний — незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК), незаконная охота (ст. 258 УК) и незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); порча земли (ст. 254 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК) и т. д. Безусловно, указанные экологические преступления и другие ее виды, а также их количественные и качественные показатели зависят от регионального фактора.

      Как было указано нами выше, одним из наиболее распространенных в России экологических преступлений является незаконная рубка лесных насаждений (лесное браконьерство), которое с 90-х годов XX века как преступное посягательство изменилось качественно. При этом незаконные рубки лесных насаждений в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, как правило, на коррупционной основе с чиновниками региональной власти и с использованием современных заготовительно-транспортных средств.

      Незаконная заготовка и нелегальный вывоз лесной древесины из России приняли огромные масштабы, что и предопределило возникновение транснациональных экономических компаний с элементами криминального бизнеса. В свою очередь государства пограничные с Россией, такие как Финляндия, Эстония, Латвия и Китай значительно сократили заготовку собственной лесной древесины, рассчитывая на более дешевое российское сырье, невзирая на его зачастую нелегальное происхождение.

      Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства с начала ХХ I века по экспертным оценкам показывает, что объемы незаконной рубки лесных насаждений в России составляют более 30 %, а в некоторых регионах — до 50–70 % от общего количества всей вырубаемой древесины. При этом в отдельных, «лесных» регионах России (например, Северные регионы Европейской части, Сибири, Дальнего Востока и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет свыше 50 % в структуре всех экологических преступлений.

      Представляют значительную общественную опасность и такие преступные деяния как незаконная охота (браконьерство на зверей и птиц). Браконьерство прямо угрожает существованию краснокнижных зверей и птиц. В это число входят такие звери, как амурский (уссурийский) тигр, леопард, барс, все виды медведей, кабарга, зубр, джейран, тур, марал, архар, снежный баран и др., а также птицы — дальневосточный и черный аист, черный журавль, тундровый лебедь, черный гусь, мраморный чирок, белая куропатка, кавказский тетерев, белая чайка, беркут, степной орел и др. Так, по экспертным оценкам в России браконьерами добывается около 300 белых и свыше 400 бурых медведей, около 30–50 амурских тигров, из которых половина шкур каждый год реализуется через Интернет. Неутешительные цифры по фактам браконьерства имеются и в отношении других редких зверей и птиц, а также диких копытных животных, пушных зверей и пернатой дичи.

      Следующим видом браконьерства является незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (водное браконьерство). К водному браконьерству относятся такие преступные деяния: незаконная добыча (вылов) рыбы с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; рыбы в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях (природных заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, экологических коридорах, памятниках природы и т. д.); незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в закрытых зонах и др. Так, по экспертным оценкам рыбное браконьерство соизмеримо с добычей рыбы в промышленных масштабах.

      Что касается уничтожения или повреждения лесных насаждений, то по экспертным оценкам ежегодно в России возникает до 20–30 тыс. лесных пожаров, а согласно официальной статистики ежегодно в России огнем охватывается до 2 млн. гектаров лесов в год, а по неофициальной — до 14 млн. гектаров [11]. При этом по данным официальной статистики пожары в год могут уничтожить до 70 млн. кубометров древесины и до 700 тыс. гектаров лесных насаждений. По оценкам, основанным на данных дистанционного зондирования в 2010 г. погибло более 1 млн. гектаров лесов. Реальный ущерб, наносимый лесными пожарами значительно выше [7].

      В тоже время по экспертным оценкам определяется, что до 70–80 % из всех лесных пожаров возникает по вине человека. При этом исследованиями установлено, что за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекаются примерно 1 из 400 нарушителей, к административной ответственности — 1 из 40 [3, с. 35].

      Эти и другие экологические преступления представляют угрозу национальной безопасности России, как в экологическом, так и в социально-экономическом плане.

      Не менее актуальным является вопрос о криминологической характеристике личности преступника. Общепризнано, что личность преступника включает совокупность индивидуальных свойств и качеств, обуславливающих совершение преступления, в котором проявляется антиобщественная направленность его поведения. Характер преступного поведения складывается из совокупности факторов объективного и субъективного уровня, формируя у лица определенные реакции на конкретные жизненные ситуации. В качестве социально-экономических факторов, влияющих на формирование лиц, участвующих в преступных посягательствах в области охраны окружающей среды является падение нравственно-культурного уровня, углубление материально-финансовой дифференциации и достаточно низкого душевого дохода большинства населения, безработица и другие негативные условия, которые создают благоприятную почву для криминализации населения. Так, для экологических преступлений в форме браконьерства наличие значительной армии безработных, появившейся в конце XX века, привела к росту объемов незаконной рубки лесов, незаконной охоты и незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (прежде всего нелегальной ловли рыбы). Многие лица, потерявшие законные источники заработка в результате экономических затруднений, идут на совершение этих преступлений как основной источник существования. Более того с ростом безработицы у криминальных организаторов появилась возможность вербовать в свои ряды тех, кто лишился постоянных средств к существованию.

      Как свидетельствуют статистические данные около 60 % всех зарегистрированных экологических преступлений совершается группами лиц [12, с. 138]. При этом абсолютное большинство этих преступлений совершается группами лиц по предварительному сговору или организованными группами. Лица, занимающиеся браконьерством, как правило, оснащены современной заготовительной и рыболовецкой техникой, охотничьем оружием, быстроходным транспортом, средствами связи и оповещения, вооружены, имеют коррумпированные связи в исполнительных, правоохранительных и природоохранных органах. Их преступная деятельность носит масштабный характер и связана с нанесением колоссального вреда природе.

      По вине лиц, совершающих экологические преступления, погибает или заболевает значительное количество людей (например, в результате ядовитых выбросов на производстве, взрывов боеприпасов, разлива ядовитых и химических веществ, загрязнения атмосферы, водных источников, сельскохозяйственных земель и т. д.), они приводят к резкому ухудшению качества среды обитания; истощению невозобновляемых природных ресурсов: создают риск возникновения крупных техногенных катастроф; делают опасными для потребления продукты питания и т. д.

      Нравственно-психологический портрет лиц, совершающих преступления данной категории может быть представлен: 1) злостные преступники, имеющие ярко выраженную корыстно-потребительскую ориентацию; 2) лица с неустойчивой ориентацией и уступают давлению неблагоприятных жизненных ситуаций, например, занимаются браконьерством вследствие материальных затруднений и т. д.; 3) лица, совершающие преступления по неосторожности, характеризуются беспечностью, безответственностью и т. д.

      Представляет актуальное и практическое значение вопрос о предупреждении экологических преступлений. В науке криминологии под предупреждением преступности понимается узаконенная деятельность государственных и правоохранительных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан и иных лиц, прямо или косвенно, выполняющих предупредительные функции. При этом предупреждение преступности предполагает осуществление следующих возможных мероприятий — выявление, пресечение и предотвращение преступлений, изобличение и наказание виновных, их ресоциализацию как на общесоциальном, так и на специально-криминологическим уровнях.

      К общесоциальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся, прежде всего, общие меры предупреждения всех видов преступности, которые с одной стороны направлены на развитие и укрепление высокоорганизованной экономики России, создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности, сохранение и создание новых рабочих мест, сокращение безработицы и расширение возможности трудоустройства, в том числе выпускников образовательных учреждений, повышение уровня благосостояния населения, стимулирование доверия населения к власти и готовности поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка; с другой стороны, они рассчитаны на поддержку развития образования и культуры в обществе, правового воспитания и культуры населения, сохранение и развитие духовно-нравственного наследия и т. д. К общесоциальным мерам предупреждения экологической преступности относятся: разработка и осуществление государственной экологической политики в экономике, образовании и других сферах; соблюдение международных договоров и соглашений, касающихся вопросов охраны окружающей среды; развитие и совершенствование законодательства и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия граждан России, гарантии которого предусмотрены в ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [5]. В части совершенствования экологического законодательства требуется принятие ряда законов — о государственной экологической политике, об экологической безопасности и др., внесения необходимых изменений в действующее законодательство, в том числе в Водный, Земельный, Лесной и др. кодексы, а также принятие иных нормативных правовых актов — Указов Президента РФ (примером является Указ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»), постановлений Правительства РФ, нормативных актов иных федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления в пределах своих компетенций. Достаточно значимыми нормативными актами в области охраны окружающей среды являются утверждаемые федеральными министерствами и ведомствами (например, Ростехнадзором, Госгортехнадзором России, МЧС России, Минобороны России и др.) необходимые инструкции, положения, регламенты и другие нормативные акты по обеспечению экологической безопасности.

      К специально-криминологическим мерам предупреждения преступности относится совокупность мер, специально направленных на устранение причин и условий преступности и конкретных средств по предупреждению как общих, так и экологических преступлений. В отличие от общесоциальных мер, они имеют меньший масштаб применения и предусматривают узконаправленную деятельность по предупреждению экологических преступлений в конкретном предприятии (учреждении), в какой-то определенной группе людей или индивидуально.

      Для более действенного предупреждения экологических преступлений целесообразно создание новых организационно-методологических форм предупреждения преступлений этой категории (например, выделение экологической криминологии, которая будет специализироваться на исследовании общественных отношений в области охраны окружающей среды; создание специализированных подразделений полиции и экологических судов и т. д.).

      В заключение считаем необходимым отметить, что повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению экологических преступлений должно предусматривать комплексный характер взаимодействия и координации деятельности правоохранительных, природоохранных, контрольных органов и общественных организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан и иных лиц, выполняющих предупредительные функции.

      Таким образом, настоящее исследование на основе анализа действующего законодательства и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, официальных и научных данных об экологических преступлениях, позволяет более системно подойти к криминологической характеристике экологической преступности, а также обращает внимание на повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению преступлений данной категории.

      Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Монография. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. — 86 с.

      Герасимов И. В. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экологической преступности: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 18 с.;

      Гордиенков А. Д., Колодина Н. В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. — М.: Юрист, 2006. — № 1. — С. 33–36.

      Клетнева Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: дисс…. канд. юрид. наук. — Казань, 2007. — 260 с.

      Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 48 с.

      Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2012 года [Электронный ресурс]. URL : http://clubs.ya.ru/4611686018427433392/replies.xml?item_no=128843 (дата обращения: 25.03.2013).

      Ситуация с лесными пожарами в России [Электронный ресурс]. URL : http://apocalypse-2012.com/miscellaneous/p-blokov.html (дата обращения: 25.03.2013).

      См.: Бурмистрова Т. В. Охрана окружающей природной среды: правовые основы и экологические нормы [Электронный ресурс]. URL : http://www.lawmix.ru/comm/7003 (дата обращения: 25.03.2013); Некоторые проблемы современного законодательства и экологической политики государства в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL : http://www.budgetrf.ru/ (дата обращения: 25.03.2013); Правовые проблемы охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL : http://www.izak.ru/node/1132 (дата обращения: 25.03.2013); Проблемы природопользования и охраны окружающей среды в современной России (законодательные аспекты) [Электронный ресурс]. URL : http :// www . council . gov . ru / inf _ sl / bulletin / item /221/ (дата обращения: 25.03.2013); Скобелева Л. А. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов об охране окружающей среды: конституционно-правовой аспект: дисс. канд. юрид. наук. — Казань, 2005. — 220 с. и др.

      См.: Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, и основные пути их устранения. — М.: Астра, 2006. — 257 с.; Дубовик О. Л., Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. — М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-Синтез», 2006. — 384 с.; Жалинский А. Э. Причины экологической преступности. — М., 2008. — 240 с.; Еремкин П. В. Борьба с загрязнением окружающей среды: Криминологические и уголовно-правовые аспекты: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2006. — 26 с.; Клетнева Е. Г. Экологическая преступность на рубеже ХХ-ХХI веков. — Казань: КЮИ МВД России, 2005. — 72 с. и др.

      Справка о состоянии преступности в России за 2010 год [Электронный ресурс]. URL : http://www.globalitv.ru/show/2542 (дата обращения: 25.03.2013).

      Статистика лесных пожаров в России [Электронный ресурс]. URL : http :// www . rusintec . ru / fire — statistics /58- forest — fires (дата обращения: 25.03.2013).

      Сулейманов А. Л. Предупреждение организованной экологической преступности // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность: Сборник. — М., 2004. — С. 138–142.

      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 № 312-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

      moluch.ru

      Это интересно:

      • Форма заявления 23-фсс Приложение N 3. Форма 23-ФСС РФ "Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации" Информация об изменениях: Приказом ФСС РФ от 20 июля 2015 г. N 305 в приложение внесены изменения См. […]
      • Закон о санкнижке Закон о санкнижке ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА от 20 мая 2005 года N 402 О личной медицинской книжке и санитарном паспорте (с изменениями на 2 июня 2016 […]
      • 209 закон о малом Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" С […]
      • Закон 127 фз о науке Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ"О науке и государственной научно-технической политике" С изменениями и дополнениями […]
      • Законы о туберкулезе в рф Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" С изменениями […]
      • Пункт правил 211 2018 Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 211 "О внесении изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного […]
      • Закон москвы 48 о землепользовании в городе москве Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48"О землепользовании в городе Москве" С изменениями и дополнениями от: 3 февраля 2010 г., 23 марта, 13 апреля, 21 декабря […]
      • Алёна званцова небесный суд Алена Званцова Режиссер, Сценаристка Дата и место рождения: 11 сентября 1971 (46 лет), Томск, СССР (Россия) Участвовала 6 Ее коллеги по цеху Российский кинорежиссёр, сценарист. Алёна Званцова. Биография Алёна Званцова родилась в Томске. Училась в НГТУ. С […]