Налогообложение доходов граждан рф

| | 0 Comment

Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ

Рассматривая существующую систему налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации необходимо прежде всего определиться с теоретическими аспектами сути процесса.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения в обществе, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, населения, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе. Существование налогов с физических лиц, наряду с другими налогами, объясняется, прежде всего, необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции очевидно. Налоги с населения, кроме потребностей фиска, регулируют уровень доходов граждан, стимулируют или ограничивают трудовую активность населения, выполняют функцию социальной защиты населения.

Налогообложение граждан основывается на классических принципах:

— всеобщность — обязательное участие гражданина в поддержке государства частью своих доходов обеспечивается обязанностью платить законно установленные налоги;

— справедливость — граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем граждане с малыми доходами, то есть соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом семейного прожиточного минимума;

— определенность — в налогообложении граждан должны быть определены законом виды налогов, их основные элементы и правила взаимоотношений между налогоплательщиком и государством в целях защиты прав граждан на получение доходов;

— удобность — налоги с граждан взимаются у источника выплаты дохода, исчисляются налоговыми агентами;

— социальная справедливость в свою очередь обеспечивается государством перераспределением части доходов в пользу социально незащищенных слоев населения;

— налогообложение личных доходов граждан определяет уровень обложения другими налогами;

— принцип экономности и достаточности необходимого минимума поступлений денежных средств в бюджет соответствующего территориального образования обеспечивается в основном за счет налогов с граждан, проживающих на данных территориях.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. На ряду с подоходным и имущественными, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким налогам можно отнести все косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Эти налоги выполняют функцию перераспределения, включаются в цену товаров. Связанные с потреблением товаров косвенные налоги уменьшают доходы гражданина при расходовании средств после уплаты прямых налогов, ввиду чего государству приходится смягчать неблагоприятное воздействие косвенных налогов за счет бюджетных дотаций, ужесточая при этом налоги на высокие индивидуальные доходы.

Таким образом, к законодательно закрепленным за гражданами налогам можно добавить налогообразные платежи и налоги на потребление, что показывает взаимосвязь налогов с физических и юридических лиц в единой налоговой системе.

Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц (85 % в налоговых платежах с населения по Краснодарскому краю), который составляет 98% в платежах с населения по РФ.

Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью — сумма налога зависит от платежеспособности плательщика.

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Система разрешенных вычетов способствует увеличению прогрессивности налога на доходы физических лиц. Однако, при низком уровне дохода населения РФ основным источником налогообложения остается заработная плата и, следовательно, упрощение и совершенствование процедуры получения социальных и имущественных вычетов в момент их совершения, а не по результатам налогового периода, усилит их значимость.

Выявлено, что во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов.

Уточнены основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах, которые заключаются в следующем:

— расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности, существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;

— имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;

— наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;

— отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок.

Доказано, что подоходное налогообложение граждан во всех странах строится по единым принципам, обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

— подоходный налог — это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

— подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности;

— налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

— наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода — достаточно простой и эффективный механизм контроля за своевременным перечислением средств в бюджет.

Исследованиями подтверждено, что действующий в настоящее время в России налог на доходы физических лиц во многом отличается по структуре и принципам от видов аналогичных налогов, ранее существовавших, в том числе подоходного налога.

С 1 января 2001 г. доходы условно делятся на три категории, в отношении которых применяются фиксированные ставки — 6, 13, 30, 35% без применения прогрессивной шкалы налогообложения. Единая пониженная ставка налога 13% на трудовые доходы введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества. Налоговый кодекс РФ вводит новое понятие «вычеты» — суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшать налоговую базу. Вычеты разделены на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Все указанные вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13%. Налогоплательщики подразделяются на две группы декларантов:

— предприниматели без образования юридического лица независимо от величины облагаемого дохода, налогообложение которых осуществляется налоговыми органами;

— налогоплательщики, имеющие право на получение социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов или при получении дохода не был удержан налог.

Физические лица-предприниматели уплачивают налоги в трех формах: в соответствии с Налоговым кодексом РФ гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» по ставкам в размере 13%; по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности; по единому налогу на вмененный доход, для определенных видов деятельности. Основная задача упрощенной системы налогообложения — облегчить налоговое бремя, упростить бухгалтерский учет и отчетность в сфере малого предпринимательства. Предприниматели, ведущие свою деятельность без образования юридического лица, добровольно могут вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивать единый налог или стоимость патента. Особенностью вмененного налога, в отличие от упрощенной системы, является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность попадает под установленный перечень, он будет обязан платить вмененный налог. Данные системы налогообложения предпринимательской деятельности физических лиц Налоговым кодексом РФ определены как особые режимы налогообложения, внесены изменения в ранее принятые законы. Недостатком упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности можно считать отмену фиксированных платежей за патент, ограничение пороговой суммы дохода в 15 млн.руб., т.к. она не привязана к минимальному размеру оплаты труда и не будет индексироваться. Единый налог на вмененный доход с принятием гл. 26.3 НК РФ определил единый перечень видов деятельности по всей РФ, что привело к созданию оптимальных условий для индивидуальных предпринимателей. Преимуществом данного налога является то обстоятельства, что сумма налога не увязана с доходами конкретного налогоплательщика, что создает условия для выведения «из тени» реальных показателей выручки. Единый налог на вмененный доход рассчитывается с учетом корректирующих коэффициентов, которые могут изменяться в зависимости от многих условий, а размер единого налога при упрощенной системе налогообложения определяется в зависимости от полученного дохода, что делает более привлекательным налог на вмененный доход. В месте с тем не решена проблема разработки и использования системы коэффициентов наиболее полно отражающих экономическую активность предпринимателей, которые ранее устанавливались региональными органами власти. Жесткая централизация размера базовой доходности поставила налогоплательщиков в неравные условия доже при осуществлении одного и того же вида деятельности.

На основе анализа налоговых поступлений в бюджетную систему России по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю выяснено, что наблюдается стабильный ежегодный рост налоговых поступлений. К 2002 г. сумма поступлений составила по Краснодарскому краю 43614 млн. рублей и по Ставропольскому краю — 16796 млн. руб.

За анализируемый период в структуре налоговых поступлений наибольшую долю в обоих регионах занимает налог на добавленную стоимость (25-27%), на втором месте — налог на прибыль организаций (20-22%) и на третьем месте налог на доходы с физических лиц (подоходный налог) доля которого 18,9% по Краснодарскому краю и 18,4% по Ставропольскому краю в платежах за 2002 г.

Темп роста поступлений подоходного налога значительно выше темпов роста общих налоговых платежей по исследуемым регионам. Так, по Краснодарскому краю общая сумма налоговых платежей увеличилась в 2002 г. на 26,8%, а сумма налога на доходы физических лиц — на 39,2%. По Ставропольскому краю, соответственно, на 22,8%, и на 47,2%. Устойчивый рост поступлений подоходного налога наблюдается с 1999 г., что связано с ежегодным увеличением среднемесячной заработной платы в рассматриваемых регионах.

Сумма поступлений в бюджетную систему России налога на доходы физических лиц зависит не только от уровня заработной платы, но и от численности работников в основных отраслях экономики, регулярный рост которой наблюдается в течение последних пяти лет в обоих регионах. В целом по отраслям экономики численность работников в Краснодарском крае в 2 раза выше, чем в Ставропольском крае, что является одной из причин разницы в суммах поступлений подоходного налога.

Проведенная в работе оценка роли налогов в межбюджетных отношениях дает основание для вывода о том, что налог на доходы физических лиц — регулирующий налог, являясь федеральным налогом, формирует все три уровня бюджетов РФ. За анализируемый период норматив отчислений этого налога в федеральный бюджет устанавливался только в 1999-2001 г.г. Основная доля налога поступает в территориальные бюджеты, и право перераспределения предоставлено региональным органам власти. В силу специфики изучаемых регионов, поступления подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в краевой и местные бюджеты отличаются значительно. Так, по Краснодарскому краю в местные бюджеты ежегодно поступало более двух третьих налога от — 74,5% в 1998 г. до 64% в 2002 г., т.е. произошло незначительное перераспределение налога в краевой бюджет, что связанно с централизацией финансирования отдельных социальных программ края. По Ставропольскому краю сумма поступлений подоходного налога в местный бюджет составила 92% в 1998 г. и снизилась до 51,8% в 2002 г. Повышение роли края в территориальных расходах данного региона полностью определяется бюджетной политикой, которую проводят региональные органы власти. Централизация доходов и расходов территориальных бюджетов связана, в основном, с передачей финансирования из краевого бюджета большей части расходов социальной инфраструктуры.

Доказана значимость налогообложения доходов физических лиц и дана оценка проводимой государственной налоговой политике на основе анализа бюджета Краснодарского края, в структуре доходов которого доля налога на доходы физических лиц увеличилась с 12,9% в 1999 г. до 23,2% в 2002 г. В 1999 г. наибольшую долю занимал налог на прибыль организаций -44,4%, поступления которого к 2002 г. постепенно снизились до 19,7%

Изменение структуры доходов краевого бюджета в 2002 г. связано, в первую очередь, с увеличением налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц в 5,8 раз к 1999 г., с закреплением НДС с 2001 г. только за федеральным бюджетом, с уменьшением доли налога на прибыль. В структуре налоговых поступлений в бюджетную систему России с населения Краснодарского края налог на доходы физических лиц, ежегодно за весь анализируемый период, занимает около 85%. Доля налоговых поступлений с населения края увеличилась с 16,2% в 1999 г. до 22,1 % в 2002 г. Это доказывает, что налоговая нагрузка на население увеличилась не только по налогу на доходы физических лиц, но и по другим налогам. Полученные результаты исследования доказывают, что проводимая налоговая реформа обеспечивает цели бюджетной политики по снижению налоговой нагрузки на экономику и повышению собираемости налогов, тяжесть уплаты налогов переносится с предприятий на население.

Подобная налоговая политика обусловлена, в первую очередь, продолжением тенденции легализации доходов за счет снижения ставки до единой минимальной в 13%. Вместе с тем, такая мера увеличила налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков. Единая ставка налога на доходы физических лиц мало повлияла на размер налоговых поступлений, т.к. до реформы подавляющая часть налогоплательщиков (70%) платили налог по минимальной ставке. Это подтверждается выполненными исследованиями: уровень заработной платы работников в реальном секторе экономики Ставропольского и Краснодарского края не достигает в 2002 г. 50 000 руб. в год.

На основании проведенного исследования среди подходов, определяющих приоритетное направление совершенствования механизм налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, предлагается:

— повысить прогрессивность налога на доходы физических лиц при действующих фиксированных пропорциональных ставках путем увеличения вычетов в виде необлагаемого минимума. Вместе с тем, данная мера требует дальнейшего анализа и изучения бюджетных потерь и должна носить поэтапный характер;

— упростить процедуру получения социальных вычетов на обучение и лечение, установив порядок их получения без документального подтверждения расходов в виде фиксированных вычетов налоговыми агентами по заявлению налогоплательщика и подтверждения факта обучения или лечения;

— совершенствовать порядок предоставления имущественных вычетов в виде инвестиционных в момент получения денежных средств у источника дохода на приобретение жилья или получение кредита, а также используя инвестиционные счета, куда доходы частных лиц поступают без вычета налогов.

По нашему мнению, среди приоритетных задач бюджетной политики является совершенствование налоговой системы и последовательное снижение налогового бремени в целях урегулирования отраслевой и региональной налоговой нагрузки до налогового бремени населения.

Таким образом, совершенствование налогообложения физических лиц требует дальнейшего изучения оценки тяжести налогов для населения и рассмотрения индивидуальной платежеспособности как принципа в построении налоговой системы государства. Считаем, что платежеспособность населения должна быть основным критерием расчета налоговой нагрузки на население каждого региона. Поскольку применение налоговых льгот в России сталкивается с трудностями их применения и контроля, налог на доходы физических лиц, по нашему мнению, должен иметь прогрессивные ставки.

www.jourclub.ru

Налогообложение доходов граждан России


Налогообложение доходов граждан России

Д.Ю. Федотов,
ст. казначей Управления федерального
казначейства по Иркутской обл.

Одной из основных проблем, которую стремится разрешить российское правительство, является достижение справедливого налогообложения, заключающегося в том, что каждый гражданин страны должен платить в бюджет налоги соразмерно получаемым доходам. И на решение данной проблемы направлены значительные усилия правительства. Казалось бы, концентрация усилий на одной цели гарантирует успех. Однако, по нашему мнению, особых успехов достигнуто не было. Справедливость российского налогообложения может быть достигнута только в результате реформирования налоговой системы. С этим полностью согласен профессор И.К. Ларионов, утверждая, что «действующая в России налоговая система изымает чрезмерно высокую долю учтенного дохода у производителей. Она не обеспечивает выполнение государством всех его функций, но практически не затрагивает высоких доходов “новых русских”», которые утаивают их в теневом обороте и концентрируют в зарубежных банках. Назрела необходимость проведения кардинальной налоговой реформы, о характере и деталях которой идут дискуссии”*1.

——
*1 Ларионов И.К. О налоговой системе России. “Финансы”, 1995, № 2. С. 28.

Несоблюдение принципа справедливости налогообложения России хорошо известно руководству страны. руководитель Госналогслужбы России А.П. Починок, еще будучи заместителем председателя Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы, заявлял в 1996 году: “Установленный порядок налогообложения криминализовал рынок квартир и автомобилей. В документах стоимость имущества указывалась на порядок ниже фактической. Огромные суммы передавались из рук в руки без отражения в документах. Известно, что в банках и других фирмах зарплата сотрудников часто сугубо номинальная, она компенсируется за счет вкладов под 500 % годовых или беспроцентных ссуд на 50 лет для приобретения жилья и страхования на дожитие с выплатой страховой суммы в конце каждого календарного месяца. Такое уклонение от налогов приобретает массовый характер. В розничной торговле высока доля необлагаемого “черного” и “серого” оборота, легален уход от налогов с помощью оффшорных предприятий”*1.

——
*1 Починок А.П. Налоговая реформа: долгий извилистый путь. “Налоговый вестник”, 1996, № 1. С. 21-32.

Правительство России уже давно ведет борьбу с недобросовестными налогоплательщиками за равномерное распределение налогового бремени между всеми гражданами страны, то есть за достижение принципа справедливости, но, правда, без особых успехов.

Неспособность органов исполнительной власти России вовлечь в процесс сбора налогов всех налогоплательщиков и достичь соблюдения принципа справедливости при взимании подоходного налога с физических лиц свидетельствует о невозможности добиться этого при сохранении действующего порядка обложения доходов граждан в существующем виде, ведь как отмечает В.П. Логинов: “. сбор налогов с физических лиц осуществляется успешно лишь в форме подоходного налога с бюджетников, где он взимается автоматически независимо от желания налогоплательщика”*1. По нашему мнению, действенной мерой по вовлечению в налоговые отношения доходов всех граждан страны через изменение самого порядка обложения доходов должно стать введение дополнительного инструмента взимания обязательных платежей с дохода — налога с продаж, заключающегося во включении в цену каждой покупки определенной доли налога.

——
*1 Логинов В.П. Спасение бюджета — не налоги, а восстановление материального производства. “Налоговый вестник”, 1997, № 3. С. 9-12.

Если подходить к сущности процесса изъятия части дохода граждан в государственный бюджет, то для экономики страны не должен стать вопросом большой важности выбор — посредством какого налога осуществлять данный процесс: подоходного налога или налога с продаж. А главным критерием в выборе между двумя этими налогами должна стать оценка эффективности в выполнении возложенных на них задач.

С помощью подоходного налога с физических лиц вряд ли удастся изменить ситуацию со сбором налогов в ближайшее время, тогда как обеспечить полноту и своевременность уплаты налога с продаж (как косвенного налога) не составит особого труда. Принимая во внимание, что любые доходы населения страны будут потрачены на оплату товаров (работ, услуг), не будет иметь большого значения то, когда налогоплательщик уплатит налог со своих доходов — при получении либо при использовании.

По оценкам многих экономистов налоговое бремя в России в настоящее время является избыточным, и введение нового налога еще более усугубит положение российской экономики. Поэтому введению налога с продаж должно соответствовать снижение размера уплаты подоходного налога с физических лиц.

Если основная часть населения Российской Федерации, доходы которой не превышают 20 тыс. руб. в год, уплачивает из своих доходов 12 % подоходного налога, она вполне может платить те же самые 12 % своего дохода при оплате товаров и услуг в виде налога с продаж. И нисколько не изменится размер платежей из своих доходов государству добросовестными налогоплательщиками при введении налога с продаж по ставке 15 % (так как освобождение от уплаты 12 % дохода даст увеличение суммы, оставшейся после уплаты налога, на 15 % по сравнению с тем, что получал налогоплательщик ранее) на все виды товаров (работ, услуг), при одновременном повышении размера необлагаемого совокупного годового дохода до 20 тыс. руб. и соответствующим снижением прогрессивной шкалы ставок подоходного налога с физических лиц.

По данной схеме уплаты налога с доходов граждан в налоговый процесс будут уже вовлечены недобросовестные налогоплательщики. И если они будут занижать либо совсем не платить налоги, в любом случае они заплатят уже 12 % со своих доходов, что, в свою очередь, даст значительные поступления в государственный бюджет, о чем неоднократно заявлял руководитель Департамента налоговой полиции РФ С.Н. Алмазов, желая “сосредоточить усилия на действительно криминальной части бизнеса, раскручивающей через теневой оборот, по некоторым оценкам, до 40 % и более товарно-денежного капитала страны”*1.

——
*1 Налоговая реформа: общественная оценка путей и способов осуществления/Обзор выступлений на конференции “Пути совершенствования налоговой системы России”. “Финансы”, 1995, № 12. С. 19-22.

А увеличение доли косвенных налогов в российской налоговой системе окажет благоприятное воздействие на государственные финансы — ведь как отмечает руководитель Госналогслужбы России А.П. Починок: “. единственный не эмиссионный способ заткнуть бреши — высокие косвенные налоги”*1. Данное мнение не является новым для российской экономики: еще министр финансов России конца XIX века граф С.Ю. Витте заявлял, что “косвенные налоги имеют существенное преимущество перед прямыми”, которое заключается в том, что “косвенное обложение в каждый данный момент обильнее оплачивается тою частью населения, которая обладает наибольшей покупной способностью, а следовательно, и вообще распространяется между плательщиками в известном соответствии с их платежными силами”*2.

——
*1 Починок А.П. Налоговая реформа: долгий извилистый путь. “Налоговый вестник”, 1996, № 1. С. 21-32.
*2 Государственное обложение в России/Учебник. — М.: Труд и воля, 1906. С. 64.

Введение налога с продаж даст также положительный социальный эффект психологического характера: хотя продавцы и повысят цену товаров и услуг на 15 %, государство отменит подоходный налог для населения с небольшим уровнем дохода и понизит его для остальных граждан — то есть повысит доходы граждан России на 15 %.

Рассматриваемый порядок налогообложения доходов граждан посредством налога с продаж должен неблагоприятно сказаться на благосостоянии тех категорий граждан, чьи доходы согласно налоговому законодательству России не облагаются подоходным налогом с физических лиц. Для сохранения размера их доходов на прежнем уровне необходимо выплачивать данным лицам налоговые компенсации в размере 15 % их доходов (в дальнейшем данные суммы возвратятся в государственный бюджет в виде налога с продаж).

www.nalvest.com

Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Текст статьи

Комментарии к статье

В каких случаях следует платить налог на доход физических лиц?

Согласно статье 228 НК РФ платить НДФЛ необходимо:

— при получении платы на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма, в том числе от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, если осуществлявшее выплаты лицо не является налоговым агентом по НДФЛ;

— при сдаче любого имущества в аренду;

— при продаже имущества (в том числе находящегося за пределами РФ) или имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению (доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более);

— при получении выигрыша;

— при получении вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

— при получении доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 статьи 217 НК РФ (в случае дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев);

— при получении доходов в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим п. 52 статьи 217 НК РФ (если на дату передачи недвижимого имущества некоммерческой организации на пополнение ее целевого капитала такое имущество находилось в собственности налогоплательщика-жертвователя три и более года).

Какова ставка НДФЛ для физических лиц, не являющихся предпринимателями?

Формула расчета сумм НДФЛ проста: сумма налога = сумма дохода, умноженная на его ставку. При этом размер ставки зависит от статуса налогоплательщика, а также вида облагаемого налога.

Согласно п. 2 статьи 207 НК РФ и п. 1 статьи 224 НК РФ ставка НДФЛ для резидентов РФ (граждан, проживающих на территории страны свыше 183 дней за 12 месяцев), равна 13%. Такая же ставка действует для нерезидентов, которые:

    осуществляют трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

работают по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

получили статус высококвалифицированных специалистов;

участвуют в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

признаны беженцами или получили временное убежище;

считаются членами экипажей судов, ходящих под российским флагом.

Налоговая ставка в размере 9% используется в отношении доходов, полученных в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным от ипотечных сертификатов участия до 1 января 2007 года.

Дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций облагаются НДФЛ по ставке 15%. А ставка в 30% «работает» в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ. Кроме того, НДФЛ в размере 30% от полученных сумм придется заплатить нерезидентам.

Еще одна налоговая ставка, в размере 35%, действует для физических лиц, не являющихся предпринимателями, в отношении:

— сумм выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, если их стоимость превышает 4 тысячи рублей (п. 28 статьи 217 НК РФ);

— процентных доходов по рублевым вкладам, если они превышают ставку рефинансирования ЦБ, действующую в течение периода, за который начислены указанные проценты, увеличенную на 5%, а по вкладам в иностранной валюте — в случае получения доходов свыше 9% годовых (статья 214.2 НК РФ);

— сумм экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, если сумма процентов по договору больше суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых (п. 2 статьи 212 НК РФ).

С каких подарков следует платить НДФЛ?

Согласно статье 228 НК РФ налогом не облагаются подарки, сделанные близкими людьми, — супругами, детьми, бабушками-дедушками, сводными братьями-сестрами, усыновителями/усыновленными.

Если подарок вручен работодателем, то налог автоматически высчитывается от стоимости подарка и согласно статье 24 НК РФ, а также статье 226 НК РФ удерживается дарителем. Но если организация никаких налоговых обязательств на себя не взяла (о чем дополнительно сообщается), то физлицо, получившее подарок, обязано самостоятельно рассчитать и заплатить НДФЛ.

Подарки стоимостью до 4 тысяч рублей, полученные в течение налогового периода (года), на основании п.28 статьи 217 НК РФ налогом на доход не облагаются. Если стоимость подарка/подарков превышает указанную сумму, то налог считается следующим образом:

сумма налога = (стоимость подарка – 4 тысячи рублей), умноженная на соответствующую ставку НДФЛ.

Если подарок сделан физлицом, не являющимся членом семьи или близким родственником, НДФЛ придется платить только в случае, если подарена недвижимость, транспортное средство или акции (доли, паи). В любом другом виде налог с подарка платить не надо.

Как уменьшить суммы НДФЛ при продаже недвижимости?

На основании пп.5 п.1 статьи 208 НК РФ и п. 1 статьи 224 НК РФ физлицо, продавшее квартиру, дом, земельный участок или доли в указанной недвижимости, обязано выплатить в бюджет 13% от полученного дохода. Однако имеются льготы, которые позволят снизить суммы налога. Так, при продаже недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика-физлица свыше трех лет, платить налог вовсе не потребуется (п. 17.1 статьи 217 НК РФ), как и не потребуется заполнять соответствующую налоговую декларацию (п. 4 статьи 229 НК РФ).

Однако в таком случае важно правильно установить срок владения недвижимостью. По общему правилу он определяется, исходя из даты регистрации права собственности на имущество или долю в нем (п. 1 статьи 131 ГК РФ, п. 2 статьи 223 ГК РФ), указанной в свидетельстве о государственной регистрации. Для земельного участка сроки нахождения его в собственности физлица определяются с момента регистрации права на новый участок, полученный в результате разделения первоначального (Письмо Минфина России от 17.12.2013 N 03-04-07/55742).

Если продаваемое имущество было получено по наследству, то для определения сроков владения следует помнить, что право собственности возникает со дня смерти предыдущего собственника или с момента регистрации прав на имущество, если право собственности на общую недвижимость возникло после смерти супруга/дольщика. Для недвижимости, приобретенной при участии налогоплательщика в жилищно-строительном кооперативе, срок владения ею исчисляется с момента уплаты паевого взноса в полном объеме или даты передачи недвижимости по акту приема-передачи, если это произошло позже полной оплаты стоимости недвижимости.

Как получить льготы по НДФЛ при продаже движимого имущества?

На основании статьи 130 ГК РФ движимым имуществом считают любые вещи, которые не относятся к недвижимости (земля, здания, морские суда). В действующей редакции абзаца шестого пп. 5 п. 1 статьи 208 НК РФ и п. 1 статьи 224 НК РФ доходы от продажи таких предметов облагаются НДФЛ по ставке 13%.

Однако при продаже движимого имущества после трех и более лет владения им налогоплательщик имеет право не платить налог и не подавать соответствующую декларацию в налоговую инспекцию. Единственный случай, когда при реализации движимого имущества следует платить НДФЛ, — продажа ценных бумаг, а также долей в уставном капитале организаций. Порядок уплаты и правила расчета налога в таком случае устанавливается статьями 214.1 НК РФ и 217 НК РФ.

m.ppt.ru

Это интересно:

  • Карты на получение пенсии Обязаны ли пенсионеры получать пенсию только на карту “МИР”? Сейчас очень многих пенсионеров призывают перейти на карту “МИР” и получать пенсию только на нее. Пугают – на другие карты пенсии перечисляться не будут. Правда ли это? Действительно ли, что пенсию теперь можно […]
  • Прописка несовершеннолетних детей к родителям Содержание закона о прописке ребенка После долгожданного пополнения родители приобретают массу обязанностей и дополнительных хлопот. Не последнюю очередь в них занимает документация для нового члена семьи. Именно родители, а также близкие по просьбе занимаются вопросом […]
  • Закон об осаго приложение Новый закон об ОСАГО в 2018 году Готовит ли государство новый закон об ОСАГО в 2018 году? Замена выплат по ОСАГО направлением на ремонт и его оплатой за счет страховой организации уже осуществлена. Применяется такой способ компенсации причиненного транспортному средству […]
  • Оплата госпошлины за аренду земли Актуально на: 26 июня 2017 г. В отдельных случаях договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 609 ГК РФ). О размере государственной пошлины, уплачиваемой за регистрацию арендных договоров, расскажем в нашей консультации. Когда […]
  • Как написать жалобу в роддоме Принимаем жалобы на роддома и ЖК в рамках работы по гуманизации государственной системы родовспоможения мы принимаем любые жалобы, замечания по работе роддомов и ЖК г Москвы и не только. Просим в письмах указывать ваши ФИО, точную дату описываемого события, название […]
  • Пенсия воевавшим в чечне Пенсионное обеспечение для жителей Грозного и Чеченской Республики в 2018 году Законы РФ регламентируют поддержку отдельным категориям населения, в число которых входят и пенсионеры, на федеральном и региональном уровне. Пенсия в Чеченской Республике в 2018 году будет […]
  • Оспаривание наследство по закону Кто может оспорить наследство по завещанию Наследственные споры часто возникают и разбираются в судебном порядке. Для разрешения вопросов и споров заинтересованные лица обращаются в суд, который с учетом всех обстоятельств дела выносит решение. В результате, кто-то из […]
  • Прокурор евгений непомнящий Прокурор евгений непомнящий 28 мая 2015 года прокурор Северо-Восточного административного округа города Москвы Сергей Соснин провел совещание по вопросам погашения задолженности по заработной плате. На совещании присутствовали руководители предприятий-должников, […]