Суды таджикистана

| | 0 Comment

Законодательство Таджикистана

База данных «Законодательство Таджикистана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Таджикистана

Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство. Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( Конституция Республики Таджикистан ).

В Таджикистане народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно, а также через своих представителей.

Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна. Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков и сел. Государство обеспечивает суверенитет, независимость и территориальную целостность республики. Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства).

Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана.

Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет, может быть выдвинут кандидатом на пост Президента.

Президент не вправе занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью. В статье 69 Конституции Республики Таджикистан определен круг полномочий Президента.

Правительство республики состоит из Премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Правительство обеспечивает эффективное руководство функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, решений Маджлиси Оли, совместных постановлений Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, постановлений Маджлиси милли, постановлений Маджлиси намояндагон указов и распоряжений Президента Таджикистана. Члены Правительства не вправе занимать другую должность, быть депутатами представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью за исключением научной, творческой и педагогической деятельности. Конституционный Закон Республики Таджикистан «О Правительстве Республики Таджикистан» определяет полномочия Правительства Таджикистана.

Маджлиси Оли — парламент Республики Таджикистан — является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан. Маджлиси Оли состоит из двух Маджлисов — Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон. Срок полномочий Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон 5 лет. Маджлиси намояндагон избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 25 лет и имеющий высшее образование может быть избран депутатом Маджлиси намояндагон.

Три четвертых части членов Маджлиси милли избирается косвенным путем тайным голосованием на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). В Маджлиси Милли Горно-Бадахшанская автономная область, области, город Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное количество представителей.

Одну четвертую часть членов Маджлиси милли назначает Президент Республики Таджикистан. Маджлиси милли действует на созывной основе.

Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет и имеющий высшее образование может быть избран или назначен членом Маджлиси милли. Каждый бывший Президент Республики Таджикистан является членом Маджлиси милли пожизненно, если он не откажется от использования этого права.

Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон заседают раздельно. Заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон правомочны при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа их членов и депутатов.

Полномочия палат Парламента.

Полномочия Маджлиси милли и Маджлиси намаяндагон изложены в статьях 56 и 57 Конституции Таджикистана.

Судебная власть, будучи независимой, осуществляется от имени государства судьями. Судебная власть защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе. Организацию и порядок деятельности судов определяет Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан» . Срок полномочия судей 10 лет. Создание чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный суд Республики Таджикистан является органом судебной власти по защите Конституции Республики Таджикистан. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан определяются конституционным Законом Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» .

Верховный суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городских и районных судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным этим судам.

Высший экономический суд Республики Таджикистан является высшимсудебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военные суды Республики Таджикистан входят в судебную систему Республики Таджикистан и осуществляют правосудие во всех частях, учреждениях, предприятиях, организациях Вооруженных Сил Республики Таджикистан, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, пограничных войсках Комитета по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан, Министерства безопасности Республики Таджикистан, Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны Республики Таджикистан, органах военного управления и других воинских формирований. Деятельность военных судов направлена на охрану прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы и других граждан, прав и законных интересов воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, на укрепление законности и правопорядка.

Суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе состоят из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей суда и народных заседателей и действуют в составе:

  • президиума суда;
  • судебной коллегии по гражданским делам;
  • судебной коллегии по уголовным делам.

Городские и районные суды (кроме городов районного подчинения) образуются в городах, районах. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан образует городской и районный суд.

Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе состоят из председателя и судей. В экономических судах, состоящих из пяти и более судей, устанавливается должность заместителя председателя.

Горно-Бадахшанская автономная область является составной и неделимой частью Республики Таджикистан.

Изменять границы территории Горно-Бадахшанской автономной области без согласия Маджлиса народных депутатов запрещается.

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области обладает правом законодательной инициативы.

Полномочия Горно-Бадахшанской автономной области в социальной, экономической, культурной сферах жизни и другие полномочия области определяются конституционным законом.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

tj.spinform.ru

Судебная система Республики Таджикистан: понятие и принципы организации и деятельности

В самом общем виде под судебной системой обычно понимается совокупность судов того или иного государства, их соподчиненность между собой. Судебная система России также определяется как совокупность всех судов, установленных Конституцией РФ и федеральными законами в соответствии с их компетенцией, и наделенными полномочиями осуществлять судебную власть. Наиболее полное определение судебной системы дает С.А. Разумов: «Судебная система — это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующих независимо от законодательной и исполнительной властей». Указанные формулировки вполне подходят и к судебной системе РТ.

В российском законодательстве закреплена такая черта (признак) судебной системы, как ее единство. Этому вопросу посвящена ст.З Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», так и озаглавленная: «Единство судебной системы». Согласно этой статье, единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В таджикском законодательстве аналогичной нормы нет. Однако, как представляется, все перечисленные факторы, обеспечивающие единство российской судебной системы, могут быть отнесены и к судебной системе РТ (разумеется, с учетом различий в законодательстве).

Вся судебная система РТ объединяется единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, закрепленных в Конституции РТ и Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан».

Одним из наиболее важных и сложных вопросов организации судебной системы является определение принципов ее построения. Суть проблемы заключается в том, что очень трудно разграничить принципы осуществления правосудия и вообще деятельности судов и принципы организации (построения) судебной системы. Попробуем разобраться в этой проблеме.

Существует общепризнанная и закрепленная в Конституции РФ и федеральных законах система принципов правосудия. С некоторыми незначительными различиями она изложена почти во всех учебниках. К таким принципам относятся: законность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия, осуществление правосудия только судом, независимость судей, равенство всех перед законом и судом, гласность, язык судопроизводства, презумпция невиновности и др.В Конституции РТ и в Конституционном законе «О судах Республики Таджикистан» также закреплены такие принципы правосудия, как независимость судей (ст.87 Конституции РТ, ст.5 КЗ «О судах РТ»), равенство всех перед законом и судом (ст. 17 Конституции РТ), гласность (ч.З ст.88 Конституции РТ), язык судопроизводства (ч.4 ст.88 Конституции РТ), право на судебную защиту (ст. 19 Конституции РТ) и др.

Существуют также принципы отдельных видов судопроизводства, во многом совпадающие с принципами правосудия. Так, в УПК РФ имеется специальная глава, посвященная принципам уголовного судопроизводства (ст.6-19). Имеется и обширная литература, в которой разрабатываются и анализируется принципы уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Кроме принципов правосудия и отраслевых принципов, существуют также организационные принципы, т.е. принципы организации и деятельности каких-либо органов. Так, в Конституционном законе РТ «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Таджикистан (ст.6) (аналогичная норма также закреплена в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.4)).

Рассмотрим же, что такое принципы вообще и что можно считать принципами организации и деятельности судебной системы.

Под принципами уголовного процесса (уголовного судопроизводства) обычно понимаются основные, исходные, наиболее общие положения, идеи, определяющие сущность уголовного процесса, его назначение, построение его стадий, институтов, отдельных процедур (форм).Аналогичным образом определяются и принципы правосудия — как общие, руководящие исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида деятельности. Чем же отличаются организационные принципы, в частности принципы организации и деятельности судебной системы, от общих принципов правосудия и от отраслевых принципов? Ведь, в конечном счете, правосудие — это судебная деятельность, поэтому сделать такое отграничение довольно сложно. Тем не менее, представляется, оно вполне возможно.

По нашему мнению, к принципам организации и деятельности судебной системы следует отнести только такие общие положения, идеи, которые определяют организацию, построение судебной системы, или, хотя бы как-то влияют на такое построение. Это могут быть и какие-то общие принципы правосудия (как правило, в несколько иной, более узкой трактовке), либо какие-то иные положения, не являющиеся принципами правосудия или отраслевыми принципами, но имеющие существенное значение для построения судебной системы. Остальные же принципы правосудия не могут быть отнесены к принципам организации и деятельности судебной системы, поскольку на эту организацию никак не влияют, и являются в этом отношении нейтральными. К таковым относятся, например, гласность судебного разбирательства, язык судопроизводства и некоторые другие, которые нередко именуются принципами организации и деятельности органов судебной власти (курсив наш — Х.Г.) и, кстати говоря, закреплены в этом качестве в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.9,10). Между тем, язык судопроизводства с построением судебной системы никак не связан. Могут быть совершенно одинаковые судебные системы с разными языками или наоборот. На построение судебной системы также никак не влияет, какие судебные дела рассматриваются в открытом, а какие в закрытом судебном процессе. То же самое можно сказать и о принципах состязательности, участия граждан в осуществлении правосудия и ряде других.

В итоге, представляется, что к принципам организации и деятельности судебной системы Республики Таджикистан можно отнести следующие:

1. законность (в иной, несколько более узкой трактовке, нежели аналогичный общий принцип, подробней об этом см. ниже);

2. подведомственность рассмотрения судебных дел и разбиение по этому признак судебной системы на независимые друг от друга и организационно никак между собой не связанные подсистемы;

3. иерархичность судебной системы;

4. независимость судей (тоже в более узкой трактовке, нежели аналогичный принцип правосудия);

5. территориальный принцип построения судебной системы.

1. Принцип законности. Законность — общегосударственный, общеправовой, конституционный принцип, действующий во всех областях государственной жизни. Принцип законности — это требование создавать суды только на основе строгого соблюдения Конституции РТ, Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» и иных законов, касающихся организации судов.

Республика Таджикистан в своей Конституции (ст.1) провозглашает, что она есть правовое государство и возлагает обязанность соблюдать и исполнять Конституцию РТ и законы на государство, и все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения (ст. 10). Это значит, что при организации судов компетентные органы и должностные лица обязаны соблюдать и исполнять требования закона, касающиеся данной темы.

Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

Хотя принцип законности — универсальный, правовой принцип, он имеет особое значение в сфере правосудия при определении нормативно-правового акта, подлежащего применению. Суд обязан применить действующий нормативный акт и «обладающий большей юридической силой». Согласно чЛ ст. 10 Конституции РТ, Конституция обладает высшей юридической силой, её нормы имеют прямое действие. Это уже означает верховенство Конституции РТ над всеми другими иными нормативными актами.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

Однако как принцип организации и деятельности судебной системы законность должна пониматься в более узком значении. Во-первых, данный принцип означает, что в судебную систему Республики Таджикистан могут входить только те суды, которые установлены Конституцией РТ и Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан». Ст. 84 Конституции Республики Таджикистан дает исчерпывающий перечень этих судов: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Экономический Суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городские и районные суды, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе. Никакой другой орган, будь он государственный или общественный, не может входить в судебную систему и осуществлять судебную деятельность. Очень важной гарантией осуществления этого принципа является запрет создания чрезвычайных судов, установленный частью 5 ст. 84 Конституции Республики Таджикистан,

Во-вторых, данный принцип означает, что организация, построение судебной системы устанавливаются Конституционным законом. Часть 3 ст. 84 Конституции Республики Таджикистан гласит: «Организацию и порядок деятельности судов определяет Конституционный закон».

Таким образом, в соответствии с принципом законности судебную систему Республики Таджикистан составляют суды, установленные Конституцией РТ и Конституционным законом, и организационное строение, которых также определено Конституционным законом.

2. Подведомственность рассмотрения судебных дел и разграничение по этому признаку судебной системы на независимые друг от друга и организационно никак между собой не связанные подсистемы.

Судебная система Республики Таджикистан состоит из трех видов — судов общей юрисдикции (включая военные суды), возглавляемых Верховным Судом РТ, экономических судов во главе с Высшим Экономическим Судом РТ, и Конституционным Судом РТ. Они разделены по признаку подведомственности, т.е. компетенции, полномочия рассматривать определенные категории судебных дел и принимать соответствующие решения. Эти три вида судов образуют подсистемы судебной системы РТ, которые организационно обособлены и никак друг от друга не зависят. Эта их независимость выражается в том, что они сами окончательно разрешают находящиеся в их ведении дела и не имеют права пересматривать решения друг друга (Конституционный Суд РТ не может пересматривать решение какого-либо другого суда, Верховный Суд — решение Конституционного Суда и Экономического Суда, Высший Экономический Суд — Конституционного Суда и судов общей юрисдикции). Данное обстоятельство, т.е. существование в виде трех самостоятельных, не связанных друг с другом судебных структур, нередко оценивается как недостаток, ослабляющий судебную власть.

Данная точка зрения поддерживается нами, только исходя из того, что в Республике Таджикистан (а также и в других странах СНГ, в том числе России) отсутствует единый орган, который осуществлял бы судебный надзор за деятельностью всех судов РТ и вырабатывал бы единообразную практику применения законодательства на всей территории РТ.

Особенности судебной системы РТ состоят в том, что и Конституционный Суд и экономические суды являются специализированными судами, т.е. рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению, а суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции (учитывая неограниченность права на судебную защиту, ее и невозможно определить) и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции специализированных судов.

3. Иерархичность судебной системы.

Каждый вид судов Республики Таджикистан образует систему взаимосвязанных судов, находящихся между собой в отношении иерархичности (кроме Конституционного Суда РТ, который существует в единственном числе). Эта иерархичность выражается в следующем.

Во-первых, в делении судебной системы на звенья. Суды одинаковой компетенции образуют определенное звено судебной системы. Каждый суд входит в какое-то звено и является по отношению к другим вышестоящим и (или) нижестоящим (либо одноуровневым). Вышестоящие суды обладают по отношению в нижестоящим определенными полномочиями. Так, Верховный Суд Республики Таджикистан может давать нижестоящим судам руководящие разъяснения действующего законодательства (ст. 23 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан»).

Во-вторых, в существовании судебных инстанций. Каждый суд (или его структурное подразделение) может выступать в качестве определенной инстанции. Инстанции тоже имеют строгую иерархичность, являются нижестоящими и вышестоящими. Вышестоящие инстанции вправе (при наличии к тому оснований и в установленном законом порядке) отменять или изменять решения нижестоящих инстанций.

Иерархичность является принципом построения практически любой судебной системы. В частности, по этому принципу построена судебная система Российской Федерации.

4. Независимость судей. Этот принцип также является общеправовым. Он закреплен в ст.87 Конституции РТ и ст.5 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан».

Суть данного принципа проявляется в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи (а также народные заседатели. — Х.Г.) могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

Установленный Конституцией РТ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывают судей пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить как перед собой, так и перед соответствующими компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих такое вмешательство.

Вынесение решений без постороннего вмешательства, «независимо от чьей бы то ни было воли», когда судьи руководствуются исключительно своим внутренним убеждением, является существенным условием процессуальной самостоятельности судей.

Статья 5 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» распространяет действие принципа независимости судей на народных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, так как народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами (выделено нами — Х.Г.) судьи (ч.1 ст. 16 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан»). Подобное уточнение необходимо потому, что, согласно Конституционному закону, судьями могут считаться лишь лица, исполняющие обязанности на профессиональной основе, а практика показала, что представители населения, привлекаемые к отправлению правосудия, также нуждаются в правовой защите.

С целью создания надежного заслона, пресечения вмешательств законодательно внедрена система гарантий независимости судей (народных заседателей). Так в ч.2 ст.5 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» устанавливается целый комплекс правовых гарантий обеспечения независимости судей. Независимость судьи обеспечивается: — установленным законом порядком его избрания, назначения, освобождения и отзыва; — неприкосновенностью судьи; — предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; — тайной совещания судей при вынесении судебных актов; — запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; — ответственностью за неуважение к суду; — неприкосновенностью судьи; — образованием органов судейского сообщества; — предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан», распространяются на всех судей Республики Таджикистан и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РТ. Вместе с тем следует учитывать, что вообще не могут быть изданы законы и иные правовые акты, отменяющие или ущемляющие самостоятельность судов и независимость судей.

Важная гарантия независимости судей, закрепленная в ст.7 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», — это положение о недопустимости вмешательства в их деятельность. Законодательно закреплено, что судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Конкретизация данной нормы содержится в ч.2 ст. 7 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», где установлено, что незаконное воздействие на судью и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного акта, влечет ответственность в соответствии с законом Республики Таджикистан.

Мы считаем целесообразным и уместным привлечь внимание к тому, что вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования отправлению правосудия является преступлением, которое повлечет соответствующее наказание, а если это должностное лицо, то может повлечь довольно строгое наказание. Санкция ч.3 ст.345 УК РТ предусматривает «наказание лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» на незаконное вмешательство, осуществленное должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Однако полная независимость судей нередко приводит к бесконтрольности и произволу, способствует развитию коррумпированности судейского корпуса, стимулируемой безнаказанностью и безответственностью судей. Небезосновательно делается вывод, что в силу всего этого суд все больше напоминает административный орган, а судья — чиновника, действующего по своему усмотрению.

Однако при всей важности и универсальности данного принципа применительно к организации и устройству судебной системы он нуждается в другой, более узкой трактовке. А именно — как действующий только внутри судебной системы. В этом смысле, как организационный принцип, он означает независимость судей, как носителей судебной власти (ст. 84 Конституции РТ), от других (и прежде всего, вышестоящих) носителей этой власти. Он означает, что судьи при осуществлении правосудия независимы не только от каких-либо государственных и иных органов и организации, должностных лиц, но и от вышестоящих судебных инстанций. Существует много гарантий осуществления этого принципа, закрепленных в процессуальном законодательстве различных видов судопроизводства, и, прежде всего, запрет при возвращении судебного дела на новое рассмотрение в нижестоящий суд предрешать вопросы, входящие в компетенцию данного суда и давать ему какие-либо указания по этому поводу.

5.Территориальный принцип построения судебной системы. Судебная система Республики Таджикистан в основном построена в соответствии с территориальным устройством страны. Так, в подсистеме судов общей юрисдикции (кроме военных судов, о которых речь пойдет ниже) имеется Верховный Суд Республики Таджикистан, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, суды городов и районов. В подсистему экономических судов входят Высший Экономический Суд Республики Таджикистан, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе (ст. 84 Конституции РТ).

Несколько иначе построена подсистема военных судов Республики Таджикистан. В нее входят Военная Коллегия Верховного Суда РТ и военные суды гарнизонов (ст.61 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан»), то есть, эти суды тоже построены по территориальному принципу, но уже не в соответствии с территориальным устройством страны, а по месту дислокации гарнизонов.

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович — к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ

superinf.ru

Это интересно:

  • Как заполнять заявление о выдаче паспорта на несовершеннолетнего гражданина Как заполнить заявление на получение загранпаспорта несовершеннолетним? Заграничный паспорт является одним из основных документов, удостоверяющих личность российского гражданина за пределами территории РФ, по которым он может выехать из РФ и въехать в РФ (ст. ст. 6, 7 […]
  • Ликвидация склада автомобилей 2014 москва Ликвидация склада автомобилей LADA! Уважаемые автолюбители! Официальный дилер LADA - Техинком - объявляет ликвидацию склада автомобилей 2013 г.в.! Только сейчас - максимальные скидки на автомобили: Спешите узнать цену на понравившийся автомобиль у менеджеров ТЕХИНКОМ по […]
  • Стаж судьи конституционного суда Стаж судьи конституционного суда Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора. Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ) 1. Судьей может быть гражданин Российской […]
  • 515 правило Приказ ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 “Об утверждении Правил пограничного режима” В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»* приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Правила […]
  • Обеспечение жильем военнослужащих приказ мо рф Приказ Министра обороны РФ от 17 июня 2015 г. № 333 “О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации абзаца третьего пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (не вступил в силу) В целях реализации в […]
  • Государственная экспертиза проекта геологического изучения недр Территориальные отделения Северо-Западное территориальное отделение Начальник отделения: Ваулина Татьяна Эдгардовна Адрес: 199106, г. Санкт-Петербург, Средний проспект, дом 74 Магаданское территориальное отделение Начальник отделения: Матросов Александр Викторович Адрес: […]
  • Правила по организации деятельности участковых инспекторов полиции Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166"Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" С изменениями и […]
  • Адреса где можно получить патент на работу Получение патента в Московской области стало дешевле Получить патент в Подмосковье — в Едином миграционном центре теперь можно за меньшую сумму денег. Стоимость услуг миграционного центра по оформлению патента иностранным гражданам для работы в Московской области снижена. […]