Ответственность при нарушении правил тб и от

| | 0 Comment

§ 5. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

За нарушение законодательства об охране труда, как и вообще законодательства о труде рабочих и служащих, виновные должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взысканий в порядке подчиненности на должностных лиц из числа руководящего, административно-технического или административно-хозяйственного персонала. Дисциплинарное взыскание — это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение.

Мерой административного взыскания за нарушение законодательства о труде и правил об охране труда является штраф, налагаемый техническими инспекторами профсоюзов, лицами начальствующего состава системы Госгортехнадзора, а также главными санитарными врачами органов государственного санитарного надзора. Штраф может налагаться за нарушения, не содержащие признаков преступления (за которые не установлена уголовная ответственность).

Технические инспектора профсоюзов могут налагать штраф в размере до 10 руб., главные технические инспектора профсоюзов — до 50 руб. Штраф налагается органами надзора на виновное лицо — представителя администрации предприятия или учреждения (а не на само предприятие или учреждение) и взыскивается из заработной платы оштрафованного.

Уголовная ответственность должностных лиц за преступное нарушение правил охраны труда, если это нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия, предусмотрена ст. 140 УК РСФСР (или соответствующими статьями УК других союзных республик) и выражается в виде штрафа, привлечения к исправительно-трудовым работам или лишения свободы на определенный срок по приговору народного суда.

Материальная ответственность должностных лиц в связи с нарушением законодательства об охране труда наступает в тех случаях, когда в результате нарушения имело место повреждение здоровья работников и предприятие (учреждение) возместило соответствующий имущественный ущерб потерпевшим. Размер требований предприятия (учреждения) к виновному должностному лицу определяется фактической суммой выплат при условии, если в действиях должностного лица имеются признаки уголовного преступления. При отсутствии признаков уголовного преступления объем материальной ответственности виновного должностного лица ограничивается в пределах 1/3 его оклада (ставки). Материальная ответственность, связанная с нарушением законов об охране труда, правил техники безопасности и производственной санитарии, может возникнуть одновременно с наказанием виновного в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.

Рабочие или служащие, которым по вине предприятия (учреждения, организации) причинено увечье или иное повреждение здоровья, имеют право на возмещение расходов, связанных с восстановлением здоровья (в том числе с санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения), и всех других расходов, связанных с данным несчастным случаем. При продолжительной утрате трудоспособности и инвалидности пострадавший, кроме того, имеет право на возмещение разницы между получаемым заработком или установленной пенсией и средним заработком до несчастного случая. В случае смерти пострадавшего право получения материального обеспечения сохраняется за членами его семьи.

delta-grup.ru

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами, либо препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекают к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работников предприятий привлекают к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К дисциплинарной ответственности привлекают в случаях, когда допущенные нарушения правил и норм охраны труда не влекут за собой тяжелых последствий. Администрация предприятий может применить к виновным лицам следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляют работнику, совершившему нарушение, под расписку.

К административной ответственности могут привлекать должностных лиц предприятий и организаций, а также водителей транспортных средств. К административным взысканиям относят: предупреждение, штраф, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права на управление транспортным средством и т. п.). Следует помнить, что дела об административных нарушениях не могут рассматривать вышестоящие должностные лица или организации. Такое право имеют инспектора органов государственного надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления. Лица, подвергнутые наказанию в виде штрафа, могут это обжаловать в суде в десятидневный срок с момента вручения им решения, поставив в известность бухгалтерию предприятия.

Уголовную ответственность согласно статье 143 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации в виде наказания штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет налагают за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенных лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это причинило по неосторожности тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека. То же деяние, но повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывают лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него. К ответственности могут привлекать физических лиц за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах (ст. 217); пожарной безопасности (ст. 219); санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды (ст. 237); за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238); за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 164). Материальная ответственность заключается в возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию по их вине. Ущерб возмещают по распоряжению администрации путем удержания части заработной платы при наличии письменного согласия работника. Если такого согласия не имеется, то вопрос о возмещении предприятию материальных потерь по заявлению администрации переносится на рассмотрение в суд.

Ответственность за нарушения в сфере охраны труда

За нарушения в сфере охраны труда предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Административная (в соответствии с «Кодексом РФ об административных правонарушениях»).
  • Уголовная (в соответствии с «Уголовным кодексом РФ»).
  • Материальная и дисциплинарная (в соответствии с «Трудовым кодексом РФ»)

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

На должностное лицо штраф от 1 000 – 5 000 рублей

На юридическое лицо 30 000 – 50 000 рублей

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями

на граждан 3 000- 5 000 рублей;

на должностное лицо 10 000 – 20 000 рублей

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

на должностное лицо 10 000 – 20 000 рублей;

на ИП 5 000 – 10 000 рублей

На юридическое лицо 50 000 – 100 000 рублей

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

На должностное лицо 10 000 – 20 000 рублей;

На юридическое лицо 50 000 – 70 000 рублей

Совершение административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

на граждан 5 000 рублей; На юридическое лицо 100 000 – 200 000 рублей

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

На должностное лицо штраф 2 000 – 5 000 рублей

На юридическое лицо 50 000 – 80 000 рублей

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

На должностное лицо Предупреждение или штраф 5 000 – 10 000 рублей

На юридическое лицо 60 000 – 80 000 рублей

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований ОТ, а также обязательных предварительных и периодических медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня

На должностное лицо 15 000 – 25 000 рублей

На юридическое лицо 110 000 – 130 000 рублей

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

На должностное лицо 20 000 – 30 000 рублей

На юридическое лицо 130 000 – 150 000 рублей

Уголовная ответственность

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

Принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

www.smiot.ru

Охрана труда и БЖД

Система стандартов безопасности и контроль охраны труда
Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

За нарушение законодательства о труде, требований охраны труда, правил внутреннего трудового распорядка и производственной дисциплины, связанных с безопасностью труда, обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда должностные лица и работающие на предприятии могут привлекаться к юридической и общественной ответственности (рис. 4).

Дисциплинарная А, административная Б, материальная В и уголовная Г являются основными видами юридической ответственности, предусмотренной Кодексом законов о труде. Уголовным кодексом и другими законодательными актами.

Дисциплинарная ответственность. Этот вид ответственности является наиболее распространенным. Применяется он администрацией предприятия. В этом случае приказом объявляются следующие меры воздействия: замечание (1), выговор (2), строгий выговор (3), перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на срок до 3 мес (4) и увольнение (5). Дисциплинарное взыскание может налагать только должностное лицо на подчиненного ему работника. До вынесения взыскания должно быть тщательно рассмотрено объяснение привлекаемого к ответственности. Приказ о взыскании с изложением причин и меры воздействия доводится до всех работающих на предприятии. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 мес со дня совершения проступка и позже 1 мес со дня его обнаружения.
Административная ответственность. Ее несут только лица административно-управленческого персонала, на которых возложено выполнение законодательства по охране труда. Меры административной ответственности могут быть применены к ним только должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны труда или по их представлению административными комиссиями при районных и городских исполнительных комитетах народных депутатов. При этом могут быть применены следующие меры: административные взыскания (1), которые аналогичны указанным выше дисциплинарным, а также наложение денежного штрафа (2) в размере до 50 рублей.
Материальная ответственность. Она может быть двух разновидностей; предприятия В1 и работающего В2. Предприятие несет ответственность только за ущерб, нанесенный по его вине здоровью работающего вне или на территории предприятия во время исполнения им трудовых обязанностей, а также при следовании на работу или с работы на транспорте предприятия. Возмещение ущерба заключается в выплате пострадавшему части заработка в полном (1) или частичном (2) размере, которой он лишился вследствие утраты трудоспособности. Полностью эта часть заработка выплачивается, если ущерб здоровью работающего нанесен по прямой вине предприятия, не обеспечившего безопасных условий труда, в частности если он наступил вследствие грубых нарушений правил техники безопасности, обученным и аттестованным пострадавшим работником. При смешанной ответственности размер возмещения определяется в процентах с учетом степени вины администрации и пострадавшего на основе заключения комиссии по охране труда профкома предприятия.

Пример. Определить сумму компенсации, подлежащей выплате предприятием пострадавшему вследствие травмы, а также его возможный заработок без потери компенсации. Несчастный случай произошел полностью по вине предприятия. Заработок пострадавшего до травмы составлял 20000 руб. Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК| установила утрату трудоспособности на 40 %. из средств социального государственного обеспечения ему назначена пенсия в размере 3000 руб.
Потеря трудоспособности в денежном выражении к зарплате составляет (20000-4000)/10000 = 8000 руб. За вычетом пенсии, которая засчитывается в возмещение ущерба нанесенного здоровью, предприятие ежемесячно должно уплачивать пострадавшему компенсацию в размере 8000—3000=5000 руб. Так как новый заработок вместе с пенсией и компенсацией не должен превышать прежний, на новой работе пострадавший без потери компенсации может получать 20000—8000 = 12000 руб. (с учетом премий).

При переводе пострадавшего по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую работу ему до восстановления трудоспособности или установления инвалидности выплачивается разница между прежним и новым заработками.
Если в результате неправильных действий обученного работника предприятию будет нанесен материальный ущерб, то он полностью (1) или частично (2) может быть возмещен работником. При его отказе от возмещения ущерба администрация передает дело на
рассмотрение народного суда.
Уголовная ответственность. Это — ответственность должностных лиц, допустивших нарушения правил техники безопасности, производственной санитарии или других требований охраны труда. Она зависит от тяжести последствий. Если нарушение не повлекло, помогло вызвать несчастный случай или иные тяжелые последствия, и виновный может быть приговорен к исправительным работам до 1 года или к штрафу(1). Если нарушение привело или могло привести к травме или иным тяжелым последствиям степень наказания оценивается лишением свободы до 1 года или увольнением (2). При травме со смертельным (летальным) исходом для пострадавшего или нанесением тяжелых травм нескольким лицам виновный может быть осужден на лишение свободы до 5 лет (5).
Общественная ответственность. К нарушителю правил охраны труда могут быть применены следующие меры (см. рис. 4, Л): объявление общественного предупреждения (1), .общественного порицания (2), передача дела на рассмотрение в товарищеский суд (3), постановка вопроса перед администрацией о переводе нарушителя на нижеоплачиваемую должность или понижение его а должности (4).

ohrana-bgd.narod.ru

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении «власть — подчинение»: руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана — в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания — дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо — и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители — об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 — 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание — меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

www.hr-portal.ru

Это интересно:

  • Штраф за невовремя выплаченную зарплату Штраф за невыплату заработной платы Актуально на: 25 октября 2016 г. Мы рассказывали в отдельной консультации о праве работников на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы. А какой штраф грозит работодателю в случае, если заработную плату он вовремя […]
  • Тк рф пенсия Выход работника на пенсию и работа пенсионеров Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2011 Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к.ю.н. Любой работодатель рано или поздно сталкивается с выходом на пенсию своих работников. Вопрос выхода на пенсию […]
  • Оформить аквариум на 20 литров Оформление аквариума 20 литров Запуск аквариума 20 литров (нано аквариума) практически не отличается от запуска большого аквариума. Как оформить аквариум 20 литров выбрать подходящее место в помещении; внести грунт (1 слой – подкормка для растений (2 см), 2 слой – […]
  • Несоблюдение закона о рекламе Какие административные штрафы предусмотрены за нарушение закона о рекламе? в соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ о рекламе , в тексте якобы отсутствует информация об условиях предоставления скидки ( Автомойка на Кузнецкои, 5-ая мойка 50%, 10-ая -бесплатно) , дело в том что […]
  • Используя правила линдемана постройте пирамиды биомассы и численности Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
  • Правили перевозки детей в поезде ПРОВОЗ ДЕТЕЙ: ПРАВИЛА, ДОКУМЕНТЫ Правила провоза детей При отправлении поездов со станций РЖД (то есть станций, расположенных на территории России), ребенку младше 5 лет, проезжающему со взрослым в поезде дальнего следования, если он не занимает отдельное место, […]
  • Кто может исправить кбм осаго Как исправить КБМ? За каждый год безубыточного страхования водителю, вписанному в полис, полагается скидка в размере 5% от базовой премии. При этом её максимальный размер не может превышать 50%, что соответствует 13 классу «бонус-малуса». До 2013 года, когда появилась […]
  • Приказы по отпускам и командировкам Приказы по личному составу – их формирование и хранение Приказы по личному составу группируются в отдельное дело, при этом имеют свою собственную нумерацию (отличную от приказов по основной деятельности). Внутри дела документы систематизируются по хронологии их […]