Криминалистическая характеристика расследования преступлений несовершеннолетних

| | 0 Comment

Какова криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними?

Преступления, совершенные малолетними и несовершенно­летними, особенности расследования дел этой категории, объединенных по признаку субъекта преступной деятельности, опре­деляются спецификой свойств психологии и развития несовершеннолетних обвиняемых, потерпев­ших, свидетелей. Это недостаточность жизненного опыта; по­датливость и склонность к подражанию; стремление привлечь к себе внимание, выделиться и боязнь прослыть несамостоятель­ным, трусом, «слабым»; повышенная эмоциональность, неурав­новешенность, импульсивность; развитое чувство личной друж­бы и групповой солидарности; неадекватное восприятие, запо­минание, воспроизведение некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. Кроме того, следует учитывать надзор и влияние на несовершеннолетних взрослых, их меньшую свободу в передвижении, хранении и распоряжении своим имуществом.

Как показывает статистика, несовершеннолетние в возрасте 14—17 лет чаще всего привлекаются к уголовной ответственно­сти за кражи, хулиганство, грабежи, разбойные нападения, неза­конный оборот наркотиков, реже за изнасилование и убийство.

Кражи обычно совершаются группой, в составе которой есть вожак. Играя на психологии подростков, он руководит их дей­ствиями, подбирает объекты для нападения или кражи, инструк­тирует, как себя вести в случае провала «операции», как унич­тожать следы преступлений.

Кражи из магазинов, киосков, буфетов, дач, автомашин, же­лезнодорожных вагонов, квартир совершаются такими способа­ми, которые позволяют быстро завладеть предметом и скрыться (проникновение в помещение через форточку, взлом двери на даче, нарушение витрины магазина или киоска). Следы таких преступлений несут на себе отпечаток поспешности, лишены инсценировок и иных сложных ухищрений, свидетельствуют об отсутствии профессиональных навыков. На месте происшествия могут быть обнаружены части одежды подростка, самодельные ножи, волосы, следы зубов. Разбои и грабежи отличаются пре­имущественно психическим насилием или угрозой холодным оружием без причинения телесных повреждений.

Многие молодежные неформальные группы и объединения имеют антисоциальную криминогенную направленность. В со­ставе указанных группировок зачастую находятся лица, отбыв­шие наказание за совершение краж, хулиганства, разбойных на­падений и грабежей, которые становятся лидерами групп, опре­деляя их антиобщественную направленность. Вожаки умело воздействуют на подростков, ищущих способы самовыражения и находящих их в формах грубого насилия, цинизма и пренебре­жения к нормам общественной нравственности.

Как правило, при повторном совершении общественно опасных деяний, особенно с участием ранее судимых подростков и взрос­лых, доля заранее подготавливаемых преступлений увеличивает­ся. Орудия, специально подготовленные для совершения пре­ступления, применяются подростками значительно реже, чем взрослыми. При совершении хулиганских действий несовер­шеннолетние в большинстве случаев причиняют потерпевшим побои или наносят телесные повреждения руками и ногами. Ре­же при хулиганских действиях ими используются ножи, обрезки труб и др. Большинство преступлений совершаются без приме­нения каких-либо орудий; часть — с помощью предметов, имеющих различное хозяйственное назначение; еще реже ис­пользуются специально предназначенные для этого орудия или приспособленные предметы.

При совершении грабежей и разбойных нападений группы несо­вершеннолетних, как правило, используют открытый подход к потерпевшим с немедленным требованием у них вещей и денег, реже подход к потерпевшему под определенным предлогом, по­сле чего происходит насильственное изъятие ценностей и ве­щей, еще реже — внезапное нападение на потерпевшего.

Меры по сокрытию преступлений обычно довольно элементарны:

• следы на месте посягательств уничтожаются редко;

• похищенное имущество прячут в большинстве случаев в подвалах, на чердаках, в строящихся или разрушенных зда­ниях, в лесопосадках;

• средствами сокрытия преступлений являются реализация или обмен похищенного;

• при убийствах несовершеннолетние принимают меры к со­крытию прежде всего трупа, обычно в непосредственной близости от места убийства.

Несовершеннолетние чаще всего посягают на деньги, автомототранспорт и запчасти к нему, видеоаппаратуру, магнитофо­ны, одежду, часы. При грабежах и разбойных нападениях — на деньги и личные вещи потерпевших.

Состав преступной группы интересен с точки зрения влия­ния, которое оказывает группа на поведение подростка в период подготовки и при совершении преступления. Для одиночек ха­рактерна минимальная степень жестокости и цинизма, которая повышается при совершении преступлений в группах и стано­вится максимальной в наиболее устойчивых и больших по со­ставу группах. Еще более дерзко действует подросток в соуча­стии с взрослыми.

www.bibliotekar.ru

Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних (подростковая) имеет тревожную динамику и характеризуется достаточно высокими показателями в общей массе совершаемых в стране преступлений. По данным за 2010 г., каждое 19-е преступление из числа зарегистрированных совершено несовершеннолетними. Если при этом учесть, что часть преступлений остается в латентной зоне, что не по всем составам преступлений несовершеннолетние являются субъектами, а также то, что возрастная группа несовершеннолетних преступников варьируется лишь в пределах 14-18 лет, то эти цифры выглядят угрожающе.

В структуре преступности несовершеннолетних наиболее распространены кражи, грабежи, разбойные нападения, хулиганство, акты вандализма, угон транспортных средств.

В структуре криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних наиболее значимым элементом являются типичные свойства личности виновного, поскольку именно они определяют выбор подростками обстановки и способа преступного действия, предмета посягательства, мотивы его поведения как в момент совершения преступления, так и после этого, а также в рамках расследования.

Личность несовершеннолетнего преступника имеет сложную структуру, куда входит целый комплекс взаимосвязанных свойств. В криминалистической литературе принято выделять несколько групп свойств личности: социально-демографические, нравственно-психологические и биологические. К социально-демографическим относят пол, возраст, социальное положение, образование, семейное положение, наличие судимости и др. Возраст несовершеннолетнего в контексте решаемых уголовным судопроизводством задач характеризуется несколькими показателями. Прежде всего закон требует установления точного возраста несовершеннолетнего, числа, месяца и года рождения (ч. 1 ст. 121 УПК). Это требование вытекает из норм уголовно-правового характера, устанавливающих возраст, с которого наступает уголовная ответственность. С криминалистических позиций реализация этого требования в некоторых случаях может составлять определенную проблему (например, в случае утраты документов о рождении подростка). Кроме того, принято выделять реальный возраст несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности. В криминалистической литературе несовершеннолетних принято делить па следующие возрастные группы: от 14 до 15 лет — средний школьный (средний подростковый) возраст, от 16 до 17 лет — старший школьный (старший подростковый) возраст. Каждая возрастная группа характеризуется некоторыми особенностями, которые способны определять поведение подростка как в криминальный, так и в посткриминальный период. Это деление весьма условно, поскольку огромное значение имеет не только физиологический возраст подростка, но и иные свойства его личности, в целом характеризующие уровень его развития, социализации. Дети одного и того же возраста, воспитанные в разных условиях, могут серьезно отличаться друг от друга степенью самостоятельности, ответственности за принимаемые решения. Кроме того, есть мнение, что обозначенные выше возрастные группы требуют более дробного деления, так как разрыв в два года в подростковом развитии слишком велик. Все это свидетельствует о том, что вслед за реальными возрастными характеристиками подростка необходимо установить иные свойства его личности, так называемый психологический возраст.

Кроме возраста к социально-демографическим свойствам относят также социальные характеристики — образование, профессию. Современные подростки, совершающие преступления, представляют собой неоднородную социальную массу. В силу объективных причин они, как правило, еще не успели получить образование или профессию и потому заняты в основном на неквалифицированных малооплачиваемых работах. Для них характерны частая смена места работы и рода занятий, протяженные периоды поиска нового занятия. И тем не менее многие из них имеют стремление заработать собственные средства, что позволяет им почувствовать себя хотя бы немного независимыми от родителей. Это обстоятельство порождает весьма интересную в криминалистическом смысле характеристику подростковой преступности — преступления они совершают в свободное от учебы и работы время.

Семейное положение несовершеннолетних преступников характеризуется прежде всего составом семьи, в которой живет подросток. В основном это неполные семьи с одним родителем, обычно матерью. В этой массе есть и дети, полностью оставшиеся без попечения родителей, сироты. Однако и полная семья не дает гарантии полноценного воспитания. Для многих семей характерны пьянство, алкоголизм, социальная распущенность, отсутствие контроля за поведением подростка, или наоборот — жесткий контроль, которым пытаются заменить полноценное общение, воспитание. В определенные периоды развития подростка родители утрачивают влияние на ребенка, авторитетом для него становятся не мать и отец, а окружение — сверстники, более взрослые ребята. В это время обостряются конфликты в семье, которая еще пытается оказать влияние на подростка, но он всячески сопротивляется. Начинаются уходы из дома, прогулы в школе, открытые ссоры с родителями.

Наличие судимости для несовершеннолетних правонарушителей характерно в меньшей степени, чем наличие асоциального опыта, — приводы в полицию, постановка на учет в школе, отделениях по делам несовершеннолетних за мелкие правонарушения, курение, распитие спиртных напитков, драки.

Огромное значение для расследования имеет исследование нравственно-психологических свойств личности несовершеннолетнего преступника. К ним относят его потребности, стремления, увлечения, интересы. Не менее важно исследовать мировоззрение подростка — его представления о мире, своем месте в нем, связи с окружением. В типичном представлении современные подростки в основном выступают в роли потребителей, для них не характерно чувство ответственности перед обществом, семьей. Многими движет обида за низкий социальный статус родителей; отсутствие желаемых материальных благ и желание получить их любой ценой мотивирует их поведение. У многих формируется опасная «философия» — взять у общества то, чем он был обделен. Поэтому большинство совершаемых подростками преступлений имеют корыстную и корыстно-насильственную направленность.

По данным отдельных исследований, многие подростки относятся к различным разновидностям ситуативных типов преступников, которые совершают преступление в силу сложившихся обстоятельств, ситуации, под влиянием импульсов. Неумение владеть своими эмоциями, контролировать чувства, оценивать ситуацию, находить компромиссы приводит к совершению ими преступлений с признаками особой жестокости, с причинением вреда, несоизмеримого сопротивлению потерпевших.

Все свойства личности несовершеннолетних правонарушителей так или иначе находят отражение в их поведении, поступках, отношениях с обществом и конкретными людьми.

Неуверенность в себе, своих силах они реализуют в выборе обстановки совершения преступлений. Это, как правило, малолюдные, плохо освещенные места. Так же как и взрослые преступники, подростки более уверенно действуют в благоприятной обстановке, которая облегчает совершение преступления, обеспечивает внезапность нападения, не позволяет потерпевшему рассмотреть нападающего. Вместе с тем есть еще одно обстоятельство, которое для подростков является определяющим в выборе обстановки совершения преступления — они крайне редко действуют в чужой, незнакомой для них местности. Знакомая среда придает им уверенности в себе, создает ощущение защищенности.

Выбор времени совершения преступлений подростками также определяется особенностями их жизненного распорядка. Времяпрепровождение подростков в определенном возрасте, даже при условии их воспитания в неблагополучных семьях, находится под контролем взрослых. Поэтому они обычно совершают преступления во время, свободное от учебы, работы, однако в ночное — реже.

Способы совершения преступлений несовершеннолетними отличаются, с одной стороны, примитивностью, отсутствием действий по подготовке и сокрытию преступления. С другой стороны, в них могут присутствовать признаки подражания взрослым, некоторая «книжность». Особая жестокость, совершение действий, выходящих за рамки мотива и цели преступления, также характерны для несовершеннолетних. В этих поступках проявляется пренебрежение к обществу, желание отомстить за несчастливое детство.

Одним из основных признаков способа совершения преступлений несовершеннолетними, независимо от их вида, является групповой характер преступлений. В обществе себе подобных у подростка создается ощущение свободы, появляется возможность проявить себя на глазах у друзей, что поднимает его самооценку. Групповые преступления несовершеннолетних наиболее опасны по своим последствиям, поскольку у каждого возникает желание проявить себя, доказать самом)’ себе и окружающим свою силу.

В силу указанных выше обстоятельств механизм следообразования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, характеризуется весьма разнообразной картиной. Подростки оставляют после себя множество самых разных следов. А поскольку меры по сокрытию преступлений ими принимаются крайне редко, то эти следы, как правило, носят ярко выраженный, очевидный характер. На месте преступления могут остаться не только следы, явившиеся следствием реализации преступного умысла, но и дополнительные следы, образовавшиеся при совершении действий, выходящих за рамки мотива преступления. Например, при совершении квартирных краж, краж из организаций подростки оставляют следы разрушения предметов обстановки, нецензурные надписи, следы испражнений, последствия иных действий хулиганского характера.

Выбор жертвы преступлений несовершеннолетних также во многом обусловлен свойствами их характера. Нередко жертвами становятся знакомые из числа сверстников или детей младшего возраста — соседи по дому, по двору, одноклассники, ученики младших классов. В отношении этих категорий потерпевших обычно совершаются преступления против личности, изнасилования, вымогательство. Жертвами уличных грабежей и разбоев становятся незнакомые люди, однако и здесь срабатывают закономерные взаимосвязи между свойствами жертвы и личности виновного лица. Потерпевшими, как правило, являются наименее защищенные категории граждан, которые не могут оказать сопротивление, — одинокие прохожие, женщины, пожилые люди, лица в состоянии алкогольного опьянения.

Предмет преступного посягательства по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, довольно разнообразен. При хищениях их так же, как и взрослых, интересуют прежде всего деньги, а также вещи и предметы, имеющие весомый денежный эквивалент, — золотые украшения, бытовая техника. Вместе с тем в силу возраста и отсутствия зрелого социального опыта они могут не осознавать ценности отдельных предметов — меховых изделий, модных аксессуаров, произведений искусства. В то же время их могут привлечь яркая бижутерия, игрушки, видеофильмы. Нередко подростки похищают продукты питания, спиртные напитки. Набор похищаемого имущества свидетельствует об инфантилизме, наивности, социальной незащищенности подростков.

studme.org

Криминалистическая характеристика преступности несовершеннолетних: состояние и перспективы развития.

Преступность несовершеннолетних остается одним из показателей криминогенной обстановки в государстве. Указанная преступность имеет значительный интерес, как для правоохранительных органов, так и для общества и государства в целом. Ведь на подрастающее поколение возложены большие надежды в дальнейшем развитии общества и государства. Современное состояние данного вида преступности является отображением преступности завтрашнего дня, а потому все ее тенденции и показатели следует рассматривать как непосредственную угрозу безопасности будущему российского государства и общества.

Согласно, статических показателей за период с 2008 по 2012 гг. количество официально зарегистрированных преступлений совершенных несовершеннолетними на территории РФ и Иркутской области имеет тенденцию к снижению. Однако данные обстоятельства объясняются скорее объективными причинами, такими как: демографический кризис, увеличивающаяся преступность малолетних и т.д.

Соответственно более показательным является анализ качественных характеристик рассматриваемого вида преступности, который показывает увеличение доли лиц женского пола, рост количества преступлений совершенных в состоянии алкогольного (по России с 9, 2% до 13, 7 %) и наркотического опьянения.

Причем следует отметить, что приведенные показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Определенное значение при формировании картины состояния преступности несовершеннолетних имеет латентность, которая обусловлена дефектами регистрации и реального выявления данного вида преступлений. По оценкам специалистов-экспертов, преступность несовершеннолетних реально в 3-4 раза выше, чем официально отражаемая уголовной статистикой.

Важной тенденцией преступности несовершеннолетних является ее омоложение, повышение криминальной активности детей младших возрастов. И это при изменении структуры самой преступности в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний, то есть подростки стали больше грабить, воровать и совершать насильственные действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Уголовного Кодекса Российской Федерации «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ производство по уголовным делам в отношении рассматриваемой категории лиц имеет особый порядок (гл. 50 УПК РФ). Это обусловлено, прежде всего, возрастными, социальными, психическими, функциональными и другими особенностями личности их субъектов.

Существенной особенностью дел данной категории является расширенный предмет доказывания, который включает в себя обстоятельства, предусмотренные не только ст. 73 УПК РФ, но и ст. 421 УПК РФ.
На основании ст.73 УПК РФ следователь (дознаватель) в процессе осуществления своей деятельности наряду с иными устанавливает также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Соответственно наряду с функцией раскрытия и расследования за следователем (дознавателем) закреплена функция по предупреждению преступлений. Использование криминалистически значимой информации выявленной при расследовании преступлений несовершеннолетних при осуществлении предупреждения подростковой преступности всеми субъектами представляет собой криминалистическую профилактику.

Процесс детерминации преступности несовершеннолетних специфичен в силу их возрастных, социальных и психологических особенностей, своеобразия социально-правового статуса. В литературе отмечаются хаотичность инесформированность у несовершеннолетних собственной системы взглядов, позиций, ценностей, повышенная зависимость поведения от мнений и оценок друзей, эмоциональность, неспособность критически анализировать свои поступки и поведение других людей.
Перечисленные особенности личности начинают действовать в механизме преступного поведения не автоматически, а при конфликтных ситуациях в семье, дружеском окружении, безнадзорности, беспризорности и т.п.
Помимо психологических особенностей несовершеннолетних в качестве детерминантов преступного поведения можно назвать противоречия социального и экономического состояния общества.

Следовательно, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы: связанные с личностными особенностями несовершеннолетних и отражающие недостатки общественного устройства.

Наиболее часто встречаются следующие обстоятельства, способствующие совершению преступлений:
— отрицательное влияние семьи (злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, грубость, жестокость и садизм, образ жизни родителей, бравирующих «ловкостью» и безнаказанностью);
— временное или постоянное отсутствие у ряда родителей возможности обеспечить минимально необходимые потребности детей и, как следствие, возникновение озлобленности в отношениях между близкими людьми;
— безнадзорность в результате отсутствия должного контроля со стороны семьи и ряда воспитательных учреждений;
— низкий уровень качества работы учебно-воспитательных учреждений, проявляющийся в форме отказа от индивидуального подхода к малолетним и несовершеннолетним;
— подавление интереса к учебе; неполучение навыков правильной самооценки и управления своим поведением;
— распад системы трудоустройства несовершеннолетних и их воспитания в трудовых коллективах;
— резко меняющиеся системы ценностей в условиях реформ в обществе, что влечет трудности положительной социализации;
— отрицательное влияние окружения (сверстников и старших лиц), которое проявляется в обособлении группы для совместного времяпрепровождения, подражании лидерам;
— вовлечение несовершеннолетних взрослыми в пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, проституцию;
— длительное отсутствие у несовершеннолетнего, оставившего учебу или работу, определенных стабильных занятий, что обусловливает возникновение негативных взглядов и привычек, преобразующихся в ситуационные преступления;
— проникновение в подростковую и молодежную субкультуры через средства массовой информации культа насилия, грубости, жестокости, наркотиков, проституции и т. п.

К числу условий, способствующих преступному поведению несовершеннолетних, следует отнести и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью указанной категории лиц, в том числе органов внутренних дел.
Инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних не обладают достаточными сведениями о состоящих на учете подростках, лицах, отрицательно влияющих на них, не выясняют ситуацию в семье, характер взаимоотношений родителей с детьми, не определяют их интересы, несмотря на то, что данная информация очень важна для проведения профилактической работы.

При опросе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 УМВД РФ по г. Иркутску было выяснено, что 40 % опрошенных основными причинами преступности несовершеннолетних считают неэффективность мер профилактического воздействия на «проблемных детей», 25 % — слабую организацию их досуга и распределение свободного времени. 90 % опрошенных среди наиболее часто применяемых мер профилактического воздействия на несовершеннолетних выделяют индивидуальную беседу, всего 10 % из них припроведении беседы с подростками прибегали к помощи психолога. Исходя из анализа опроса, можно сделать вывод о том, что большинство мер профилактики в отношении несовершеннолетних, предусмотренных Приказом МВД России от 26.05.2000г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», на практике реализуются не в полной мере.

Профилактической мерой, применяемой следователем, является внесение в образовательные учреждения и другие организации, занимающиеся воспитанием детей, представлений о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушений закона, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, организация обсуждений поведения несовершеннолетних правонарушителей по месту их учебы и работы. Однако зачастую данная деятельность носит эпизодический и формальный характер.

Соответственно является необходимой более детальная разработка учения о криминалистической профилактике преступлений несовершеннолетних, главную роль в которой будут выполнять органы предварительного следствия.
Кроме того, представляется, что система профилактики преступлений несовершеннолетних должна иметь ранний характер. В целях её совершенствования является необходимым создание принципиально новой системы превентивной помощи несовершеннолетним, которая должна включать в себя комплекс центров, ассоциаций, консультаций, телефонов доверия, решающих проблемы адаптации и занятости подростков. Кроме того, в ходе опроса сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 УМВД РФ по г. Иркутску 90 % сотрудников отметили необходимость активного привлечения к ранней профилактике органов опеки и попечительства.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних, в определенной степени поддаются регулированию, нейтрализации и устранению. В связи с этим, большое значение приобретает общая и индивидуальная профилактика, применяемые государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Автор: Шишмарёва Е.В.
Доцент кафедры криминалистика
ФГОУ ВПО ВСИ МВД России
канд. юрид. наук
майор полиции

kriminalisty.ru

Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Особенности криминалистических характеристик преступлений несовершеннолетних

Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Как правило, они совершают те же преступления, что и взрослые. Чаще всего это так называемые преступления по линии уголовного розыска. Преступлениями, за которые ответственность наступает с 14 лет, являются: убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство и некоторые другие.

Типовые криминалистические характеристики преступлений соответствующих видов и групп, если эти преступления совершают несовершеннолетние, несколько отличаются от криминалистических характеристик аналогичных преступлений, совершаемых взрослыми. Так, непосредственным предметом преступного посягательства применительно к имущественным преступлениям часто является похищение малогабаритных легко транспортируемых вещей, как правило, престижных в молодежной среде (кроссовок, курток, видеокассет, магнитофонов и т.д.). Способы совершения преступлений несовершеннолетними характеризуются подражанием действиям взрослых преступников, известным из литературы, кино, телевидения; невыраженностью стойкой приверженности к однажды избранному способу (за исключением групп несовершеннолетних, в которых есть взрослый подстрекатель); отсутствием тщательной подготовки к совершению преступления, попыток скрыть следы преступления.

Место, время и обстоятельства совершения преступлений несовершеннолетними также специфичны. В вечернее время несовершеннолетние чаще совершают хулиганства, нанесение вреда здоровью, грабежи, разбои, иные преступления против личности; в дневное – кражи из квартир (преимущественно через форточки на первых этажах домов), половые преступления и некоторые другие виды правонарушений. В общественных местах несовершеннолетние нередко учиняют хулиганские действия, массовые беспорядки (особенно болельщики различных футбольных команд). Подростки совершают преступления преимущественно неподалеку от мест, где они проживают.

Говоря об особенностях оставляемых преступниками следов, важно констатировать наличие по этим делам значительного количества материальных следов (следы рук, ног, зубов, надписи на стенах и так называемые «кляксы», которые делаются с помощью аэрозольных распылителей). Эта информация нередко дополняется идеальными следами преступления (из показаний свидетелей, потерпевших и иных осведомленных лиц, воспринимавших противоправные действия подростков).

Подростки нередко совершают преступления группой. Так, в составе группы совершается более половины краж, более 2/3 грабежей и около 90% разбоев.

Преступники-подростки обычно характеризуются высокой эмоциональной возбудимостью, сопряженной с колебаниями настроения, раздражительностью. Но решение совершить преступление – это, как правило, следствие нравственной деформации личности, искажений в социальном развитии подростка, а не его возрастных особенностей.

Для подростков характерны: неадекватная оценка конкретной ситуации из-за недостаточного жизненного опыта, что нередко приводит к выбору антисоциального образа поведения; переоценка своих сил и возможностей, несоответствие притязаний фактическому положению вещей; склонность к копированию действий старших и проявления инфантильности мотивов; влияние окружающей среды на мотивацию их действий.

Как показывают исследования, значительная доля несовершеннолетних преступников систематически употребляли алкоголь или наркотические средства. У определенной части подростков замечена привычка к азартным играм, праздному, бесцельному времяпрепровождению; в школе они, как правило, были неуспевающими.

Потерпевшими но рассматриваемым делам бывают как взрослые, так и несовершеннолетние. В отношении взрослых подростки чаще совершают преступления группой (убийства, хулиганства, грабежи, разбои и т.д.). В отношении сверстников преобладают половые преступления, причинение вреда здоровью, хулиганские проявления. Определенная часть этих преступлений также совершается группой.

Методика расследования преступлений несовершеннолетних

Несовершеннолетним считается лицо, не достигшее определенного возраста, с достижением которого закон связывает реализацию в полном объеме провозглашенных для человека Конституцией РФ и другими законами страны субъективных прав и обязанностей.

По российскому законодательству, лицо является несовершеннолетним, если оно не достигло 18 лет.

Содержание

Изучение личности несовершеннолетнего

Для решения вопросов, связанных с ответственностью несовершеннолетнего правонарушителя, а также с осуществлением профилактической деятельности, большое значение имеет выяснение условий его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности.

Личность несовершеннолетнего преступника имеет сложную структуру, куда входит целый комплекс взаимосвязанных свойств. В криминалистической литературе принято выделять несколько групп свойств личности: социально-демографические, нравственно-психологические и биологические.

К социально-демографическим относят пол, возраст, социальное положение, образование, семейное положение, наличие судимости и др. Возраст несовершеннолетнего в контексте решаемых уголовным судопроизводством задач характеризуется несколькими показателями. Прежде всего закон требует установления точного возраста несовершеннолетнего, числа, месяца и года рождения (ч. 1 ст. 421 УПК). Это требование вытекает из норм уголовно-правового характера, устанавливающих возраст, с которого наступает уголовная ответственность. С криминалистических позиций реализация этого требования в некоторых случаях может составлять определенную проблему (например, в случае утраты документов о рождении подростка). Кроме того, принято выделять реальный возраст несовершеннолетнего, привлекаемого к уголовной ответственности. В криминалистической литературе несовершеннолетних принято делить на следующие возрастные группы: от 14 до 15 лет — средний школьный (средний подростковый) возраст, от 16 до 17 лет — старший школьный (старший подростковый) возраст. Каждая возрастная группа характеризуется некоторыми особенностями, которые способны определять поведение подростка как в криминальный, так и в посткриминальный период.

Это деление весьма условно, поскольку огромное значение имеет не только физиологический возраст подростка, но и иные свойства его личности, в целом характеризующие уровень его развития, социализации. Дети одного и того же возраста, воспитанные в разных условиях, могут серьезно отличаться друг от друга степенью самостоятельности, ответственности за принимаемые решения. Кроме того, есть мнение, что обозначенные выше возрастные группы требуют более дробного деления, так как разрыв в два года в подростковом развитии слишком велик. Все это свидетельствует о том, что вслед за реальными возрастными характеристиками подростка необходимо установить иные свойства его личности, так называемый психологический возраст.

Кроме возраста к социально-демографическим свойствам относят также социальные характеристики — образование, профессию. Современные подростки, совершающие преступления, представляют собой неоднородную социальную массу. В силу объективных причин они, как правило, еще не успели получить образование или профессию и потому заняты в основном на неквалифицированных малооплачиваемых работах. Для них характерны частая смена места работы и рода занятий, протяженные периоды поиска нового занятия. И, тем не менее, многие из них имеют стремление заработать собственные средства, что позволяет им почувствовать себя хотя бы немного независимыми от родителей. Это обстоятельство порождает весьма интересную в криминалистическом смысле характеристику подростковой преступности — преступления они совершают в свободное от учебы и работы время.

Семейное положение несовершеннолетних преступников характеризуется прежде всего составом семьи, в которой живет подросток. В основном это неполные семьи с одним родителем, обычно матерью. В этой массе есть и дети, полностью оставшиеся без попечения родителей, сироты. Однако и полная семья не дает гарантии полноценного воспитания. Для многих семей характерны пьянство, алкоголизм, социальная распущенность, отсутствие контроля за поведением подростка, или наоборот — жесткий контроль, которым пытаются заменить полноценное общение, воспитание. В определенные периоды развития подростка родители утрачивают влияние на ребенка, авторитетом для него становятся не мать и отец, а окружение — сверстники, более взрослые ребята. В это время обостряются конфликты в семье, которая еще пытается оказать влияние на подростка, но он всячески сопротивляется. Начинаются уходы из дома, прогулы в школе, открытые ссоры с родителями.

Наличие судимости для несовершеннолетних правонарушителей характерно в меньшей степени, чем наличие асоциального опыта, — приводы в полицию, постановка на учет в школе, отделениях по делам несовершеннолетних за мелкие правонарушения, курение, распитие спиртных напитков, драки.

Огромное значение для расследования имеет исследование нравственно-психологических свойств личности несовершеннолетнего преступника. К ним относят его потребности, стремления, увлечения, интересы. Не менее важно исследовать мировоззрение подростка — его представления о мире, своем месте в нем, связи с окружением. В типичном представлении современные подростки в основном выступают в роли потребителей, для них не характерно чувство ответственности перед обществом, семьей.

Многими движет обида за низкий социальный статус родителей; отсутствие желаемых материальных благ и желание получить их любой ценой мотивирует их поведение. У многих формируется опасная «философия» — взять у общества то, чем он был обделен. Поэтому большинство совершаемых подростками преступлений имеют корыстную и корыстно-насильственную направленность.

Все свойства личности несовершеннолетних правонарушителей, так или иначе, находят отражение в их поведении, поступках, отношениях с обществом и конкретными людьми. Неуверенность в себе, своих силах они реализуют в выборе обстановки совершения преступлений. Это, как правило, малолюдные, плохо освещенные места. Так же как и взрослые преступники, подростки более уверенно действуют в благоприятной обстановке, которая облегчает совершение преступления, обеспечивает внезапность нападения, не позволяет потерпевшему рассмотреть нападающего. Вместе с тем есть еще одно обстоятельство, которое для подростков является определяющим в выборе обстановки совершения преступления — они крайне редко действуют в чужой, незнакомой для них местности. Знакомая среда придает им уверенности в себе, создает ощущение защищенности.

Выбор времени совершения преступлений подростками также определяется особенностями их жизненного распорядка. Времяпрепровождение подростков в определенном возрасте, даже при условии их воспитания в неблагополучных семьях, находится под контролем взрослых. Поэтому они обычно совершают преступления во время, свободное от учебы, работы, однако в ночное — реже.

Способы совершения преступлений

Способы совершения преступлений несовершеннолетними отличаются, с одной стороны, примитивностью, отсутствием действий по подготовке и сокрытию преступления. С другой стороны, в них могут присутствовать признаки подражания взрослым, некоторая «книжность». Особая жестокость, совершение действий, выходящих за рамки мотива и цели преступления, также характерны для несовершеннолетних. В этих поступках проявляется пренебрежение к обществу, желание отомстить за несчастливое детство.

Одним из основных признаков способа совершения преступлений несовершеннолетними, независимо от их вида, является групповой характер преступлений. В обществе себе подобных у подростка создается ощущение свободы, появляется возможность проявить себя на глазах у друзей, что поднимает его самооценку. Групповые преступления несовершеннолетних наиболее опасны по своим последствиям, поскольку у каждого возникает желание проявить себя, доказать самому себе и окружающим свою силу.

Механизм следообразования

В силу указанных выше обстоятельств механизм следообразования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, характеризуется весьма разнообразной картиной. Подростки оставляют после себя множество самых разных следов. А поскольку меры по сокрытию преступлений ими принимаются крайне редко, то эти следы, как правило, носят ярко выраженный, очевидный характер. На месте преступления могут остаться не только следы, явившиеся следствием реализации преступного умысла, но и дополнительные следы, образовавшиеся при совершении действий, выходящих за рамки мотива преступления.

Например, при совершении квартирных краж, краж из организаций подростки оставляют следы разрушения предметов обстановки, нецензурные надписи, следы испражнений, последствия иных действий хулиганского характера.

Характеристика потерпевших

Выбор жертвы преступлений несовершеннолетних также во многом обусловлен свойствами их характера. Нередко жертвами становятся знакомые из числа сверстников или детей младшего возраста — соседи по дому, по двору, одноклассники, ученики младших классов. В отношении этих категорий потерпевших обычно совершаются преступления против личности, изнасилования, вымогательство. Жертвами уличных грабежей и разбоев становятся незнакомые люди, однако и здесь срабатывают закономерные взаимосвязи между свойствами жертвы и личности виновного лица. Потерпевшими, как правило, являются наименее защищенные категории граждан, которые не могут оказать сопротивление, — одинокие прохожие, женщины, пожилые люди, лица в состоянии алкогольного опьянения.

Предмет посягательства

Предмет преступного посягательства по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, довольно разнообразен. При хищениях их так же, как и взрослых, интересуют, прежде всего, деньги, а также вещи и предметы, имеющие весомый денежный эквивалент, — золотые украшения, бытовая техника.

Вместе с тем в силу возраста и отсутствия зрелого социального опыта они могут не осознавать ценности отдельных предметов — меховых изделий, модных аксессуаров, произведений искусства.

В то же время их могут привлечь яркая бижутерия, игрушки, видеофильмы. Нередко подростки похищают продукты питания, спиртные напитки. Набор похищаемого имущества свидетельствует об инфантилизме, наивности, социальной незащищенности подростков.

Особенности проведения отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия

Тактические правила осмотра места происшествия напрямую зависят от характера расследуемого события. Специфической особенностью осмотра места происшествия по делам о преступлениях, к которым, по версии следствия, причастны несовершеннолетние, является, прежде всего, необходимость проверки этой версии в ходе осмотра.

Богатую информацию может дать анализ обстановки, в которой произошло событие. Поскольку подростки совершают противоправные деяния в основном на знакомой для них территории, то в ходе осмотра места происшествия могут быть установлены обстоятельства, подтверждающие это предположение. Например, о факте знакомства с обстановкой может свидетельствовать информация о путях подхода и отхода нападавших. Если преступник, покидая место нападения, избрал наиболее оптимальный путь, использовав при этом неизвестные постороннему особенности планировки двора, имеющиеся проходы, лазы, проемы, то, скорее всего, эта территория ему знакома.

Место совершения преступления может быть максимально приближено к месту обитания групп подростков (например, в случаях совершения хулиганских действий, нападения на случайных прохожих, изнасилования). Это, как правило, придворовая территория, пустыри, уединенные места, подвалы, заброшенные строения. В этом случае обстановка становится богатым источником информации об участниках события. Здесь можно найти не только следы совершенного преступления, но и следы постоянного или систематического пребывания подростков, а также предметы обихода, характерные для подобного быта, — старые диваны, стулья, следы кострища, окурки, остатки пищи, бутылки из-под спиртного и т.д.

Указанные выше обстоятельства в целом делают актуальным расширение границ осмотра места происшествия как наиболее эффективного тактического приема осмотра участков открытой местности.

С целью проверки версии о совершении преступления подростком следует также анализировать обстоятельства события, характеризующие способ совершения и сокрытия преступления, применяемые орудия, жертву. Преступления, связанные с проникновением в помещения, закрытые хранилища, подростки совершают реже, поскольку, как правило, не обладают достаточными навыками использования орудий взлома. И если все же решаются на совершение кражи, то выбирают объекты, проникновение в которые не требует этих навыков, — киоски, ларьки, подсобные помещения, школьные буфеты. Проникновение может осуществляться через форточки, вентиляционные отверстия, иные небольшие по размеру проемы. Орудия преступления, как правило, не отличаются разнообразием — это подручные средства, хозяйственные инструменты.

Следовая картина по делам о преступлениях несовершеннолетних, как правило, отличается разнообразием, поскольку подростки редко принимают меры по сокрытию следов, а также совершают на месте преступления действия, выходящие за пределы мотива. В связи с этим на месте происшествия можно наблюдать cледы неумелого обращения с орудием взлома, а также множество «лишних» следов — разрушения, повреждения имущества, циничные надписи.

О совершении преступления подростками могут свидетельствовать также размерные и иные характеристики обнаруженных следов рук, ног. Однако при оценке этих обстоятельств следует быть весьма осторожными и анализировать информацию в совокупности с иными данными, полученными в ходе расследования.

В рамках осмотра места происшествия необходимо активно использовать различные способы поиска информации о событии — выявлять и опрашивать потерпевших и свидетелей, проводить поисковые мероприятия.

Первичный анализ личности потерпевшего может также помочь в выявлении преступника, поскольку в большинстве случаев взаимосвязи между жертвой и виновным лицом существуют в различных вариантах. Подростки нередко выбирают в качестве своих жертв ровесников, и потому версия о причастности подростков должна проверяться во всех случаях, когда жертвами преступления становятся несовершеннолетние. Это касается не только случаев, когда преступное воздействие направлено непосредственно на подростка, но и ситуаций, при которых несовершеннолетние являются членами семьи потерпевшего. В частности, при расследовании квартирных краж, если в семье потерпевшего есть подросток, следует проверять причастность к этим преступлениям его окружения. Тем более если установленные на первоначальном этапе расследования данные также свидетельствуют о возможной связи жертвы и виновного (например, отсутствие следов преступного проникновения в квартиру).

При подготовке к обыску целесообразно помимо сведений о расположении комнат в квартире (доме) попытаться получить информацию о наличии у семьи, в которой проживает несовершеннолетний, подвала, сарая, чердака, гаража и т.д., а также расположенных по близости брошенных или недостроенных построек, так как в этих помещениях подростки нередко хранят похищенное, орудия преступления, предметы, вещества, запрещенные к пользованию.

Рекомендуется проводить обыск не только там, где живет несовершеннолетний, но и по месту его учебы или работы.

В ходе обыска необходимо пристально следить за эмоциональными реакциями несовершеннолетнего на действия обыскивающих, так как подростки обладают меньшей, чем взрослые, выдержкой, большей впечатлительностью и эмоциональной неустойчивостью. Поэтому в таких случаях выше вероятность того, что своим повышенным волнением в момент приближения обыскивающего к месту хранения искомых предметов обыскиваемый невольно облегчит задачу дознавателя, следователя.

При обыске полезно обращать внимание не только на отыскиваемые объекты, но также и на иные предметы, способные в дальнейшем облегчить расследование. В частности ими могут быть: одежда и обувь, которые были на подростке в момент преступления; предметы, дающие представление о связях подростка; предметы, свидетельствующие об увлечениях, интересах подростка; предметы, дающие представление об условиях жизни и материальном положении подростка [1] .

Допрос несовершеннолетних имеет определенную специфику, обусловленную возрастными особенностями, своеобразием психики, дополнительными процессуальными гарантиями. В зависимости от возраста различают несколько групп несовершеннолетних: младенческий возраст (до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный (3-7 лет); младший школьный (7-11 лет); подростковый (11-14 лет); старший школьный возраст (14 — 18 лет). Каждая из этих групп характеризуется типичными особенностями.

Дознавателю или следователю чаще приходится допрашивать несовершеннолетних школьного возраста. Младшие школьники, в основном, правильно воспринимают события, но не всегда могут отличить главное от второстепенного, запоминают чаще отдельные детали, а не событие в целом; затрудняются описать воспринятое, в том числе и предметы. Отсутствие опыта, знаний дети заполняют воображением, фантазией, легко поддаются внушению. Для подростков характерно стремление к самостоятельности, подражанию взрослым. Они полно воспринимают события, но не всегда дают им правильную оценку.

С 14-15 лет эти особенности проявляются ярче, обостряется чувство собственного достоинства, возникают психические состояния повышенной или пониженной эмоциональности, иногда конфликтности. Для несовершеннолетнего, совершившего преступление чаще всего характерны подавленность или, наоборот, приподнятость настроения, нежелание давать правдивые показания из-за боязни прослыть трусом и т.д.

Зная общие психологические особенности несовершеннолетних, следователь или дознаватель должен помнить о том, что они индивидуальны у каждого.

Несовершеннолетние, как правило, вызываются на допрос через родителей или других законных представителей.

Следователь или дознаватель должен использовать присутствие педагога или законного представителя для получения от допрашиваемого правдивых показаний. Этой же цели служит и участие защитника в допросе несовершеннолетнего обвиняемого. Его участие дополнительно гарантирует реализацию прав несовершеннолетнего.

Готовясь к допросу несовершеннолетнего, следователь должен иметь представление о среде, в которой живет и воспитывается допрашиваемый, личностных качествах несовершеннолетнего. Обстановка допроса должна располагать несовершеннолетнего к откровенности. Выбор места допроса основывается на общих тактических рекомендациях (ст. 187 УПК РФ).

К моменту первого допроса следователь редко имеет возможность собрать значительные данные о личности подозреваемого, поэтому условия жизни и воспитания подростка приходится выяснять в ходе допроса, в начальной его стадии. Вступительная часть допроса должна носить характер беседы, лишенной чрезмерной официальности, старшего представителя государственной власти с младшим. Она необходима для установления психологического контакта, установив который, можно переходить к допросу по существу.

В процессе допроса могут быть использованы различные тактические приемы с учетом психологических особенностей подозреваемого.

Для выявления причин и условий совершения преступления необходимо использовать уже начальную часть допроса подозреваемого. Заключительный этап этой части допроса, когда с подростком установлен психологический контакт, тактически наиболее предпочтителен для этой цели. Выясняя биографические данные подростка, следователь неизбежно касается условий его жизни, учебы, работы, воспитания.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля обусловлена не только возрастными особенностями, но и его отношением к преступному событию, обвиняемому и потерпевшему. По этим критериям всех свидетелей можно разделить на следующие группы:

а) друзья несовершеннолетнего обвиняемого;

б) иные его знакомые;

в) соучастники, в отношении которых дело прекращено;

г) несовершеннолетние, не знавшие обвиняемого;

д) ближайшее окружение несовершеннолетнего потерпевшего.

В начальной стадии допроса, в ходе установления психологического контакта необходимо выяснить у свидетеля его взаимоотношения с обвиняемым, т.е. это и другие положения, которые должны быть отражены в протоколе допроса в соответствии со ст.ст. 166, 190 УПК РФ. Несовершеннолетние свидетели также как и совершеннолетние пользуются правом ст. 51 Конституции Российской Федерации.

Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний (ст. 308 УК РФ) и за дачу заведомо ложных показаний (ст. 307 УК РФ), поскольку уголовная ответственность по данным составам преступлений наступает только с 16 лет. Им разъясняется гражданский долг дать правдивые показания по существу дела.

О допросе свидетеля составляется протокол с соблюдением требований ст.ст.166 и 190 УПК РФ.

Целесообразно применять звукозапись (видеозапись, киносъемку) при протоколировании по возможности всех допросов малолетних (лиц до четырнадцатилетнего возраста), слепых, малограмотных и других лиц, которые сами не в состоянии прочесть протокол, в том числе допрос которых велся с помощью переводчика.

Несовершеннолетние потерпевшие допрашиваются по правилам допроса свидетелей. Обычно они дают правдивые показания. Однако необходимо учитывать и возможность искажения ими фактических обстоятельств, ввиду: чувства страха, стыда, страха перед оглаской некоторых сведений, особенно интимного характера; неправильного восприятия деталей события, в том числе вследствие испуга; преувеличения пережитой опасности.

Ценные сведения можно собрать в ходе допроса товарищей несовершеннолетнего обвиняемого по учебе, работе, жительству. По критерию взаимоотношений всех их можно на две группы: друживших с обвиняемым и просто знавших его. Такое деление помогает избрать тактику допроса.

Допрос родителей и педагогов

Дознавателям или следователям рекомендуется по всем делам о преступлениях несовершеннолетних допрашивать педагогов и родителей данного несовершеннолетнего.

При допросе педагога нужно выяснить следующее: условия жизни и воспитания подростка, особенности его характера, интересы, отношение к учебе, труду, к товарищам и старшим, проводилась ли индивидуальная работа с подростком. Допрашивая педагога необходимо выяснить данные, характеризующие родителей несовершеннолетнего, их отношение к воспитанию подростка. Именно педагог дает наиболее объективную оценку воспитательной роли родителей, ее недостатков, негативных сторон, выявляет факты, способствовавшие формированию элементов антисоциальной направленности личности подростка, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Все вышеуказанные сведения позволяют тактически верно допросить родителей несовершеннолетнего. Поэтому допрос педагога должен предшествовать допросу родителей. На практике дознаватели и следователи нередко поступают наоборот, что приводит к тому, что условия, способствовавшие совершению преступления, выясняются несвоевременно и неполно.

Родители несовершеннолетних обвиняемых по понятным причинам не всегда дают правдивые показания об обстоятельствах совершения преступления их детьми. В причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, часто прямо или косвенно повинны сами родители. Можно выделить следующие вопросы, которые необходимо выяснить у родителей на допросе – жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, организация семьи.

Очная ставка

Необходимость в проведении очной ставки возникает в случаях, когда противоречия в показаниях нескольких несовершеннолетних нельзя устранить иными методами. Решая вопрос о проведении очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следует учитывать ряд обстоятельств. Очные ставки между подозреваемыми следует проводить в случаях крайне необходимых, так как возможно негативное влияние одного несовершеннолетнего на другого. То же относится и к очным ставкам между несовершеннолетними и взрослыми преступниками. Отрицательное воздействие лица, дающего ложные показания, в зависимости от социально-психологической характеристики личности несовершеннолетнего, может повлечь отказ от ранее данных показаний.

Поэтому необходима определенная морально-психологическая подготовка несовершеннолетнего.

На очную ставку с участием подростков в возрасте до 16 лет надо пригласить педагога, который поможет снять напряжение, дисциплинировать участников. В ходе очной ставки надо решительно пресекать любые попытки соучастников оказать давление на несовершеннолетнего, тем более высказывать угрозы в его адрес. Первому, как правило, задаются вопросы несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми, исключать уклончивый или односложный ответ. Причины изменения несовершеннолетним своих показаний не должны выясняться в ходе очной ставки. Не следует в таких случаях напоминать ему о прежних показаниях. Надо разъяснить подростку необходимость и значение правдивых показаний. Если по поведению подростка видно, что он запуган соучастниками, или последний не реагирует на требование следователя прекратить угрозы или давление на несовершеннолетнего, очную ставку необходимо прекратить. Крайне желательно ведение видеозаписи хода проведения очной ставки.

В целом производство очной ставки должно соответствовать требованиям ст. 166 и 192 УПК РФ.

Психологические и психиатрические экспертизы

В следственной и судебной практике получает распространение судебно-психологическая экспертиза. Как и все иные виды экспертиз, она проводится на основании ст.ст. 195, 196 УПК РФ, определяющей единые принципы использования в уголовном процессе специальных познаний, относящихся к любой отрасли науки, в том числе и к психологии. При этом в случаях, указанных в п. 3, 4 и 5 ст.196 УПК РФ, ее проведение обязательно.

Следовательно, при назначении судебной экспертизы вопросы должны формулироваться следующим образом: имеет ли обвиняемый признаки отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, и если имеет, то в чем конкретно они выражаются; какому возрасту соответствует уровень психического развития данного обвиняемого; учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями? Основными условиями психического развития подростков являются наследственность, социальная среда, обучение и воспитание.

У несовершеннолетних, слабослышащих и слабовидящих, отставание в психическом развитии иногда является результатом дефектов зрения и слуха, если эти дефекты не были вовремя выявлены, и потому не применены методы специального обучения и воспитания. Поэтому для решения вопроса об уровне психического развития этих подростков, в случае сомнения в их способности полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, следует назначать судебно-психологическую экспертизу.

Однако некоторые формы умственной отсталости связаны с дефектами (поражениями) центральной нервной системы, в частности больные олигофренией. Дети-олигофрены имеют ограниченные возможности психического развития, выраженные, в той или иной степени признаки умственной отсталости у них сохраняются всю жизнь.

В зависимости от степени выраженности психического недоразвития различают три формы олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность. Лица, страдающие одной из первых форм, признаются невменяемыми. Что же касается дебилов, то умственное недоразвитие некоторых из них бывает настолько незначительным, что таковых не всегда легко отграничить от психически здоровых людей с низким общим развитием. В связи с этим для исследования психики несовершеннолетних правонарушителей, страдающих дебильностью, может возникать необходимость в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Отставание в психическом развитии наблюдается у несовершеннолетних, перенесших энцефалит (инфекционное заболевание головного мозга). Последствия этого заболевания имеют многочисленные формы. И хотя такие лица в большинстве случаев критически оценивают совершенные правонарушения, способны регулировать свое поведение и обычно не признаются невменяемыми, – целесообразно проводить комплексную психолого-психиатрическую их экспертную оценку.

И, наконец, отставание в психическом развитии несовершеннолетнего бывает обусловлено перенесенными соматическими (телесными) заболеваниями (инфекции, болезни органов пищеварения, нарушение сердечно-сосудистой деятельности и др.). При этом, состояние отставания в психическом развитии таких несовершеннолетних может усугубляться тяжелыми психическими переживаниями, неправильным режимом занятий и т.д. Поэтому дознаватель или следователь, получивший такие сведения о несовершеннолетнем, при наличии сомнений относительно уровня его развития может назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

Таким образом, в отношении психически здоровых подростков с признаками отставания в развитии проводится только судебно-психиатрическая экспертиза; комплексная психолого-психиатрическая экспертиза должна проводиться в случаях, когда дознаватель или следователь располагает данными, что признаки отставания несовершеннолетнего в психическом развитии могут иметь болезненное происхождение, т.е. в отношении лиц, страдающих некоторыми психическими заболеваниями.

Следовательно, к компетенции комплексной психолого-психиатрической экспертизы относятся: а) установление наличия или отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого психического расстройства и дача, в связи с этим, заключения о его вменяемости или невменяемости; б) решение вопроса о том, мог ли он, с учетом состояния здоровья и особенностей психического развития, полностью сознавать значение своих действий; в) в какой мере он, с учетом состояния здоровья и особенностей психического развития, мог руководить своими действиями.

Если на первый вопрос дан ответ, что обвиняемый невменяем, то необходимость в решении остальных вопросов отпадает. Если же обвиняемый признан вменяемым, то решение остальных вопросов может быть как положительным, так и отрицательным.

Следовательно, в отношении психики здоровых потерпевших, но с признаками психического недоразвития, либо малолетних для решения указанных вопросов может назначаться судебно-психологическая экспертиза, а в отношении лиц, у которых психическое недоразвитие может иметь болезненное происхождение, следует назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

crimlib.info

Это интересно:

  • Правила чтения английский pdf Правила чтения английских слов для ленивых. Васильева Е.А. Цель пособия — познакомить с правилами чтения односложных, двусложных и многосложных слов английского языка, что в дальнейшем поможет выработать и закрепить навыки быстрого правильного чтения слов данных групп […]
  • Приказ о подготовке бюджета образец Формирование годового бюджета компании На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье: Каким компаниям вредно тратить время на бюджетирование Как сформировать целевые показатели деятельности подразделений Какой формат предоставления информации является самым […]
  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Адвокат о профессии плюсы и минусы Профессия адвокат Выбирая будущую профессию, не все следуют призванию. Многие ищут себя там, где в будущем можно попытаться получить хороший доход. Сегодня на пике популярности профессия юрист. Он же впоследствии может стать адвокатом. Но для этого нужно пройти особую […]
  • Федеральный закон о семеноводстве Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.97 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О СЕМЕНОВОДСТВЕ" В данном виде документ опубликован не был Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ […]
  • Пенсионный фонд все про материнский капитал Нуждающимся семьям, в которых с 2018 года родился или усыновлен второй ребенок, Пенсионный фонд из средств материнского капитала ежемесячно на протяжении полутора лет осуществляет выплату в размере прожиточного минимума ребенка в регионе проживания семьи. Подать заявление […]
  • Телесные наказания в россии сохранились до Телесные наказания — карательные меры, направленные непосредственно на причинение физического страдания. Они обыкновенно разделяются на 1) членовредительные (изувечивающие), состоящие в лишении человека какой-либо части тела или в повреждении ее (ослепление, вырезание […]
  • Роль лицензий и патентов 6.2.2.1. Рынок лицензий и патентов Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Лицензия — это разрешение продавца на использование другим лицом — покупателем изобретения, технологических знаний, техноло­гии, […]