Закон удовольствия риторика

| | 0 Comment

Закон удовольствия

Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов — вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

5.1 Собственный палисад — не для собственного удовольствия

На всех таких типичных улицах садовые участки перед домиками и за ними обнесены стеной или огороженным забором. Ограда участка перед домом обычно низкая, чтобы любой мог заглянуть в палисад; ограда участка за домом — высокая.

4.6 Закон и право

Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

Часть II. Закон об обязательном экземпляре документов

Законодательство об обязательном экземпляре документов, ведущее свою историю в Европе с середины шестнадцатого столетия, ныне, бесспорно.

Закон гармонизирующего диалога

Первый закон риторики — закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Раскроем сущность этого закона.

Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон — закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Закон эмоциональности

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» Еще древние риторики говорили о то.

1.3 Мороженое как продукт и предмет удовольствия

Мороженое является высокопитательным продуктом питания, это очень сложная физическая смесь состоящая из многих ингредиентов. Оно также является десертом, который потребляют люди с раннего детства и до поздней старости.

1. Тактический закон риторики. Логическая схема речи. Основные законы логики в речи

Риторика — филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том.

2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН

Библиотека на протяжении столетий постоянно развивалась, содержание ее функций менялось в зависимости от политических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач, которые стояли перед обществом. Современная библиотека.

cult.bobrodobro.ru

Закон удовольствия риторика


Четвертый закон риторики — закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов — вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю — это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

Вопросы для самопроверки и размышления.

1. Почему первый закон риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные три? Раскройте риторический смысл терминов «гармонизирующий» и «диалог»?
2. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы « возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?
3. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя, адресата?
4. Почему второй закон риторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?
5. Как называется третий закон риторики? О чем он гласит?
6. Назовите и сформулируйте четвертый закон риторики? Возможно ли его проявление в неприятных или трагических ситуациях?


ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

www.hiperinfo.ru

Законы современной общей риторики

Атрибуция – конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

Содержание

Законы современной общей риторики: закон диалогизации речи; закон ориентации и продвижения слушателей; закон эмоциональности; закон удовольствия. Средства диалогизации речи: риторический вопрос, восклицание, обращение, вопросно-ответный ход, введение чужой речи.

Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом (фигура ободрения и одобрения, фигура умаления, фигура уступки/допущения). Составление «социального портрета» слушателя (аудитории): социальный состав аудитории или социальное положение слушателя; социальная роль собеседника по отношению к вам; размер аудитории; возраст; круг особых интересов адресата и набор «запретных тем»; почему и зачем люди собрались; как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата; что они хотят получить от вас как оратора; как они будут использовать полученные от вас сведения.

Средства усиления изобразительности: атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия. Атрибуция – конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия (гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора, метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

Литература:

  1. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 90 – 106.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел II, гл. 7.
  3. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2003. Гл. 2.

11.02.2016, 917 просмотров.

myfilology.ru

Законы риторики

Закон — это категория, отображающая существенные, необходи­мые и повторяющиеся связи между явлениями реальной действитель­ности. Законы, как правило, носят объективный характер. Любая це­ленаправленная деятельность людей опирается на знание и практическое использование законов и анализ условий и форм их проявления. Изучив характер и условия действия законов, люди могут использовать их в своих интересах. Любая область научного знания вырабатывает свои специфические законы, сила которых проявляется в определенной, более узкой, сфере действительности. В риторике как сфере гуманитарного знания сформулированы законы, отображающие связи между такими явлениями, как общество и речь, отношения в рамках понятий «говорящий — аудитория» («адресант — адресат»). Рассмотрим наи­более общие законы, отображающие взаимоотношения коммуникан­тов в процессе общения и самого общения в жизнедеятельности человека. Содержание и сущность риторики и ее основных категорий позволяет сформулировать следующие законы.

Необходимо всегда помнить о том, что речь, общение строится по закону диалога, когда все участники общения находятся в позиции взаимодействия, являются субъек­тами речевого общения, что обеспечивает совместные размышле­ния по поводу обсуждаемой проблемы, совместный поиск истины.

Интересным и продуктивным является подход к определению за-
конов современной риторики, предложенный А.К. Михальской[3]. Она
формулирует четыре закона риторики, главным из которых является
закон гармонизирующего диалога. Реализация этого закона предпо-
лагает:

—диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, что проявляется в стремлении «вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.» (М.М. Бахтин);

—установление с адресатом гармонических и двусторонних отно­шений.

Риторика выработала принципы речевого поведения, направлен­ные на диалогизацию речевого общения, чтобы получить живой и ак­тивный отклик слушателя (читателя) на речь говорящего (слово пи­шущего). Эти принципы будут раскрыты в соответствующих разделах пособия.

Второй закон современной риторики —- закон продвижения и ориентации адресата. Суть этого закона в том, что автор речи дол­жен помочь слушателю (читателю) сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с ее восприятием.

Для реализации этого закона необходимо:

—создавать у слушателя ощущение движения в пространстве речи;

—осведомлять адресата о характере «пути», о его неожиданностях и препятствиях;

—определять по мере движения по содержанию речи те позиции, которые уже достигнуты и которые в какой-то степени помогают подготовиться к следующему этапу на пути познания смысла речи.

Закон продвижения и ориентации адресата проявляется прежде всего в общей структуре речи, каждый компонент которой выполняет свою функцию в организации движения коммуникантов в простран­стве речи.

Структура должна быть ясной как для автора, так и для слушате­лей. Ясность структуры проявляется в композиции каждой части ре­чи, в умелых переходах от одной части речи к другой, в формулиро­вании промежуточных и итоговых выводов. Такими смы­словыми вехами в данном тексте являются: название, в котором обо­значено то, о чем пойдет речь в тексте; средства связи и логичного перехода от одной мысли к другой – когезия.

Большую роль в реализации этого закона играет исполнение (про­изнесение) речи: излишние паузы, неумение выделять голосом (пра­вильно интонировать) значимые смысловые блоки, регулировать темп речи — все это мешает движению, утомляет слушателя.

Третий закон современной риторики — закон эмоциональности речи. Чтобы понять суть этого закона, вдумайтесь в слова Н.Ф. Кошанского: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага»[4].

Обратим внимание на выражение «сила чувств». Н.Ф. Кошанский определяет это свойство как «красноречие сердца», которое проявля­ется в живом ощущении истины, в увлечении автором тем, о чем он рассуждает, в умении заразить своими чувствами партнеров по обще­нию, увлечь их за собой.

Убедительность речи Н.Ф. Кошанский понимает как красноречие ума, которое проявляется в силе, ясности и «приятности» убеждений и которое позволяет — даже «против воли и чаяний» — согласиться с мыслями автора.

«Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться», — утверждает Н.Ф. Кошанский. Чтобы добиться эмоциональности речи, нужно осознанно и целе-тправленно пользоваться экспрессивными (выразительными) средствами языка, риторическими тропами и фигурами (об этом подробно будет сказано в соответствующих разделах пособия).

Четвертый закон современной риторики А.К. Михальская формулирует как закон удовольствия.

Чтобы речь была действенной и эффективной, она должна достав­ить удовольствие слушателям (читателям). Удовольствие нужно по­нимать в широком смысле слова, как радость общения в любых, даже трагических ситуациях. Удовольствие в этом значении проявляется не только в ситуациях юмористического концерта, веселого застолья, чтения книг о забавных приключениях и т.п.

Таким образом, закон удовольствия означает, что говорящий ста­вит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение при­ятным. А что делает общение приятным? Какую речь слушать прият­но? Приятную речь слушаешь легко, с удовольствием. А для этого ее нужно сделать ясной, выразительной, нескучной. С этой целью нужно использовать такие приемы, как вовлечение слушателя «в игру», че­редование трудного и легкого в изложении материала, разнообразие речи (смена темпа речи, использование юмора в содержании даже са­мого серьезного сообщения, использование разнообразных интонаци­онных моделей и рисунков).

Сказанное означает, что автор речи должен уметь использовать такие фигуры, как парадокс, каламбур, загадка («игровые фигуры» речи), юмор в различных его проявлениях (анекдот, шутка, история, цитата, афоризм).

Законы удовольствия связаны с гедонистической функцией речи, которая проявляется в ее самоценности — именно речь как таковая служит источником получения удовольствия. Вспомните, что человек часто стремится пообщаться с кем-нибудь, потому что это доставит ему удовольствие (болтовня, разговор по душам, дружеская беседа, развлекательная беседа). Так и при подготовке речи нужно обдумать, как сделать ее легкой для восприятия, приятной для слушателей (чи­тателей), доставляющей радость и себе (как автору), и твоим партне­рам по общению[5].

Согласимся с М.Н. Михалкиным, что «законы риторики отображают связь речи с соци­альными культурологическими ценностями, требованиями, сформу­лированными в обществе, определяют условия создания эффектив­ной, действенной речи, способствующие гармонизации отношений между людьми»[6].

Безусловно, необходимым для целостного понимания риторики как учебного предмета будет знакомство с такой категорией риторики как риторический канон.

studopedia.ru

Гармония речи и основные законы современной риторики (стр. 1 из 2)

1. Гармония в риторике

2.Законы современной общей риторики

2.1 Первый закон – закон гармонизирующего общения диалога.

2.1.1 Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого поведения

2.1.2 Внимание к адресату как принцип речевого поведения

2.1.3 Принцип близости

2.1.4 Принцип конкретности

3. Второй закон – закон продвижения и ориентации. Способы создания

движения в речи.

4. Третий закон – закон эмоциональности речи. Риторические средства

и принципы выполнения третьего закона.

5. Четвёртый закон риторики – закон удовольствия.

Этот реферат посвящён теме «Гармония речи и основные законы современной риторики». Выбрана именно эта тема по следующим причинам. Речь неотъемлемая составляющая повседневной жизни и она часто страдает от нехватки грамотного построения, обеспечивая недостаточное понимание между людьми. Реферат рассказывает про построение гармонии между говорящими, а также про основные законы риторики, которые помогают достичь этой гармонии.

1. Гармония в риторике

«Существующее определение гармонии рассматривают её как как статистическое явление, как готовый продукт. В таком упускается наиболее важная характеристика риторического текста – процесс порождения. Именно с этой позиции представлено понимание гармонии В.В. Виноградовым: «В гармонии целого произведения динамически развертывающееся содержание, во множестве образов отражающее многообразие действительности, раскрывается в смене и чередовании разных фунционально речевых стилей, разных форм и типов речи, в своей совокупности создающих целостный и внутренне единый образ автора». Гармония понимается как закономерное мотивированное интенцией автора и материалом динамическое развертывание содержания во взаиморасположении и соединении элементов текста разлияного ранга и целесообразное их соотношение в тексте как целом».[2]

2.Законы современной общей риторики

Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика, — утверждает риторика. Так можно образно изложить первый и самый общий из фундаментальных законов современной общей риторики. Все четыре общериторических закона, о которых пойдёт речь в этом параграфе, связаны именно с необходимостью для говорящего учитывать «фактор адресата» — особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Законы риторики отражают общериторический идеал: речевое поведение и речь (дискурс) участников речевого события.

Законы риторики показывают, каким образом обеспечивается эта гармония между основными участниками речевой ситуации – говорящим и адресатом. Рассмотрим их последовательно.

2.1 Первый закон – закон гармонизирующего общения диалога

Сформулируем первый закон современной общей риторики – закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

Термин «диалог», как и слова диалогический, диалогичность, в современной риторике имеет иной, более общий и широкий, смысл, чем в таких областях как культура речи или речеведенье. Однако, чтобы вы могли проникнуть в глубину, в существо собственно риторических знаний, нужно будет учесть два важных момента.

Во-первых риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращенной говорящим к самому себе». Такая речь риторику просто не интересует – даже если она и возможна, даже если она в действительности и происходит. Ведь понятия «гармонирующая», «эффективная», «воздействующая» речь всегда предполагают, что рассматривается речевая ситуация, в которой кроме говорящего, есть и другое лицо, другие участники.

Речь в её риторическом плане не может быть обращена «в никуда», а речевой ситуации, в которой действует одинокий говорящий, не может существовать: ведь если речь воздействует – то на кого-то; если гармонизирует – кого-то с кем-то!

2.1.1 Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого поведения

Как же вызвать внутреннее слово слушателя, как должен вести себя говорящий, чтобы добиться живого отклика на свою речь?

Давайте посмотрим, оставаясь пока в границах общей риторики, а значит – пытаясь найти самые общие законы верного речевого поведения. Кстати, правильно ли то, что мы говорим здесь о речевом поведении? Бесспорно, да. Ведь поведение – это, по сути, выбор.

Строя свою речь, можно начать или закончить её так или иначе; можно выбрать именно данный пример, предпочтя его другим возможным; можно говорить проще, а можно сложнее; можно постараться сделать свою речь официальной – а можно использовать привычный «молодёжный жаргон»; можно привести доказательства логические, а можно вызвать к чувствам, можно…

Возможности выбора трудно перечислить, но самое главное, что выбор должен быть сделан. Реальная речь, слово – то, что слышат из ваших уст родные и знакомые, учителя и соседи – это результат таких многочисленных предпочтений, осознанного или неосознанного выбора, который делаете вы – говорящий.

Это – результат вашего речевого поведения. Назовём принципы речевого поведения, которые выработала риторика для того, чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего.

2.1.2 Внимание к адресату как принцип речевого поведения

Готовясь к публичной речи, к деловой, профессиональной или личной беседе, прежде всего необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника. Кто он (они)? Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы)? Может быть, есть темы, которые в беседе с данным конкретным человеком или в речи, адресованной определённой аудитории, вовсе нельзя затрагивать?

«В доме повешенного не говорят о верёвке» — пословица, гуманным смыслом которой, сейчас нередко пренебрегают. Кроме того, вряд ли стоит «походя» затрагивать такие темы или без особой нужды высказывать в категорической форме такие мнения, по которым данный собеседник или данная аудитория заведомо с вами не только не согласится, но и яростно отвергнет вас, поскольку принципиально не приемлет эту точку зрения.

В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, заранее письменно составить «социальный портрет» слушателя (аудитории).

Он создаётся в результате ответов на следующие вопросы:

социальное положение слушателя или социальный состав аудитории (если она неоднородна, перечислить наиболее многочисленные группы); социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? Учитель? Товарищ? Родитель? Администратор? И т п)

1. размер аудитории (2-4 человека; 12 – 15 человек в комнате; 40 – 50 и более человек в зале);

3. круг особых интересов адресата и набор «запрещенных тем»; личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание, вкусы…);

4. почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате конференции, собрания?

5. как ваше сообщение связано с личными насущными интересами ти потребностями адресата?

6. что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление «чувства единства», сплоченности коллектива?

как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это всё равно что выходить в море без карты.

Риторика, классическая и современная, предлагает обширный набор специальных средств, которые служат для того, чтобы диалогизировать даже монологическую речь. Это риторические вопросы, обращения оратора к слушателям и другие. В древности как отдельный жанр речи практиковалась так называемая «диатраба» — монолог, по форме напоминающий диалог.

2.1.3 Принцип близости

Приблизительно оценив и предварительно представляя себе аудиторию или собеседника, вы сможете теперь позаботиться о том, чтобы выбрать для вашей речи, использовать в ней именно те факты, те примеры, те образы, те доказательства, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Представьте, что в программе криминальной хроники вы слышите, что преступник был пойман: а) в вашем городе; б) в вашем районе; в) на вашей улице. Какое сообщение больше привлечет ваше внимание? Чем ближе речь к тому , что хорошо знакомо и дорого, тем более «лично» и полно воспринимается сообщение. Эксперименты показывают, что понимание текста улучшается, если содержание его близко к интересам и потребностям людей, которые слушают или читают этот текст: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается, когда адресатов просят пересказать услышанное или прочитанное. Это и означает, что сообщение лучше, адекватнее воспринято. Поэтому умелые ораторы на всем протяжении речи или беседы стремятся постоянно показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата и каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов. Аристотель замечает, что «слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах»

2.1.4 Принцип конкретности

Это не менее важный принцип общей риторики, «ориентирующий» речь на адресата. Конкретность помогает зримо воспринимать звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Поэтому образную живую речь можно легко и без напряжения слушать.

1. Обязательно должны быть примеры – конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

2. Обратите внимание на образность речи.

3. Правилу конкретности подчините даже отбор слов: чаще всего лучше употребить не родовое наименование, а видовое – сказать не головной убор, а шляпа, и т д. Если вы приводите факты, то по возможности конкретизируйте их.

mirznanii.com

Это интересно:

  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Федеральный закон о семеноводстве Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.97 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О СЕМЕНОВОДСТВЕ" В данном виде документ опубликован не был Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ […]
  • Приказ о подготовке бюджета образец Формирование годового бюджета компании На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье: Каким компаниям вредно тратить время на бюджетирование Как сформировать целевые показатели деятельности подразделений Какой формат предоставления информации является самым […]
  • Увольнение по соответствующим основаниям Увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение […]
  • Адвокат о профессии плюсы и минусы Профессия адвокат Выбирая будущую профессию, не все следуют призванию. Многие ищут себя там, где в будущем можно попытаться получить хороший доход. Сегодня на пике популярности профессия юрист. Он же впоследствии может стать адвокатом. Но для этого нужно пройти особую […]
  • Бланк заявления стандартного налогового вычета Заявление на стандартный налоговый вычет на работника О стандартных вычетах по НДФЛ знает практически каждый работающий россиянин. Они позволяют налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход, с которого исчисляется и уплачивается налог. Физлицо может получить вычет […]
  • Налоги учебное пособие под ред дГ черника Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Оглавление Раздел I. Налоговая система РФ: эволюция, основные принципы построения 3 Глава 1. Налоги в системе экономических отношений 4 1.1. Генезис налогообложения и налоговых теорий 4 1.2. Экономическая сущность и […]
  • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]