Система наказания в японии

| | 0 Comment

119. Особенности исполнения наказаний в Японии

В систему уголовных наказаний Японии входят: малый штраф, штраф; уголовный арест; лишение свободы без принудительного труда; лишение свободы с принудительным трудом; смертная казнь.

Малый штраф (в сумме от 10 сэн до 20 йен) применяется за малозначительные преступные деяния.

Обычный штраф может последовать за более серьезные преступления. Его размеры превышают 20 йен. Штраф является самым распространенным наказанием, к нему приговариваются более 90 % всех осужденных. Это во многом объясняется ростом автотранспортных преступлений и стремлением избежать краткосрочного лишения свободы. В Японии нет системы штрафо-дней, поэтому штраф эффективен в основном для малоимущих слоев населения.

Уголовный арест предусматривается за незначительное преступное деяние сроком от одного до тридцати дней. Исполняется он в арестном доме.

Лишение свободы (с принудительным трудом или без такового) может быть срочным (от одного месяца до пятнадцати лет) либо бессрочным (пожизненным). Пожизненность не абсолютна, если по отбытии десяти лет бессрочного лишения свободы осужденный проявит подлинное исправление, к нему может быть применено условное освобождение из тюрьмы.

В пенитенциарную систему Японии входят следственные тюрьмы, арестные дома, тюрьмы для взрослых преступников, тюрьмы для несовершеннолетних.

Характерной чертой пенитенциарной системы Японии является развитая дифференциация лишения свободы, основанная на классификации осужденных. Все осужденные к лишению свободы поступают первоначально в центры классификации, в зависимости от результатов которой они могут быть направлены в пенитенциарные учреждения для:

1) лиц с незначительными преступными наклонностями;

2) лиц с более развитыми преступными наклонностями;

3) иностранных граждан;

4) лиц, срок наказания которых превышает восемь лет;

5) лиц моложе двадцати лет;

6) психически ущербных лиц;

7) лиц с разными заболеваниями и физическими недостатками и др.

bzbook.ru

Уголовное право зарубежных стран

Виды наказаний в УК Японии

Смертная казнь — самый строгий вид наказания. В ст. 11 УК, посвященной этому наказанию, регламентированы не уголовно-правовые, а уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные вопросы применения этого вида наказания. В названной статье говорится о том, что осужденный к смертной казни до приведения наказания в исполнение содержится в тюрьме. Здесь же сказано, что смертная казнь приводится в исполнение в тюрьме путем повешения. Каких-либо иных положений, относящихся к порядку и условиям назначения этого наказания, кругу субъектов, к которым оно применяется и т.п., в УК нет. Вместе с тем согласно Закону о несовершеннолетних смертная казнь не применяется к лицам, не достигшим 18 лет на момент совершения преступления.

Смертная казнь предусмотрена за ряд государственных преступлений, в том числе за внутреннее восстание и покушение на него (ст. 77) — для главарей; посягательство на внешнюю безопасность (ст. 81). Данный вид наказания может быть назначен за поджог строений, транспортных средств, судов, шахт, которые используются людьми либо в которых находятся люди (ст. 108). Неальтернативно (в качестве единственного наказания) смертная казнь предусмотрена за посягательство на внешнюю безопасность (ст. 81). В других случаях — альтернативно с различными видами лишения свободы (бессрочного либо на определенный срок). Это наказание предусмотрено также за затопление с повреждением строений и других объектов.

УК устанавливает смертную казнь за 13 преступлений. Помимо этого она предусматривается специальными уголовными законами о преступной дуэли, о нарушении правил контроля за взрывчатыми веществами, о насильственном захвате воздушных судов и пр.

Поскольку приговор со смертной казнью подлежит обязательному утверждению министром юстиции Японии, реальное исполнение смертной казни зависит оттого, противник или сторонник смертной казни занимает этот пост.

Пик смертных казней в Японии приходился на 1976 г., когда за 12 месяцев было казнено 12 человек. В ноябре 1989 г. исполнение приговоров к смертной казни было приостановлено, однако с марта 1993 г. оно возобновилось.

Бывший министр юстиции Японии Сейкен Сугиура, выступавший против смертной казни, проводил либеральную политику и ввел мораторий на исполнение смертной казни. За годы моратория (на начало 2007 г.) число осужденных, в отношении которых был вынесен приговор, но наказание не было приведено в исполнение, достигло 100 человек. Следующий министр юстиции, Йинен Нагасе, напротив, являлся сторонником жесткой пенитенциарной политики. Это отразилось на статистике приведения приговоров со смертной казнью в исполнение. Так, за 10 месяцев 2007 г. было приведено в исполнение 10 смертных приговоров. Таким образом, японские власти демонстрируют стремление сократить количество осужденных, ожидающих исполнения смертной казни в «камерах смертников».

В Японии смертная казнь назначается даже женщинам и пожилым людям. К примеру, в августе 2007 г. в один день были казнены сразу трое человек, возраст которых составлял 60, 63 и 69 лет. Все трое были признаны виновными в совершении неоднократных убийств.

Лишение свободы в японском уголовном праве существует в двух основных видах, которые в свою очередь делятся на подвиды в зависимости от их продолжительности и других критериев: 1) лишение свободы и 2) уголовный арест.

В зависимости от наличия или отсутствия у осужденного лица обязанности выполнять принудительные работы первый вид наказания делится на два подвида: лишение свободы с принудительным трудом (ст. 12 УК) и лишение свободы без принудительного труда (ст. 13), которое считается более мягким видом, поскольку не предполагает дополнительных правоограничений кроме изоляции от общества. И тот, и другой вид лишения свободы в зависимости от их продолжительности может быть срочным и бессрочным (пожизненным). Срочный вид лишения свободы с принудительным трудом или без такового назначается на срок от одного месяца до 15 лет. По совокупности преступлений и в случае рецидива суд вправе назначить лишение свободы с принудительным трудом или без него на срок, превышающий 20 лет. Напротив, при наличии смягчающих обстоятельств может быть назначено лишение свободы ниже минимально установленного, т.е. менее одного месяца.

Лишение свободы с принудительным трудом состоит в содержании осужденного в тюрьме и выполнении им принудительных работ. При этом принудительный труд рассматривается как средство исправления и реабилитации осужденного лица.

Лишение свободы без принудительного труда представляет собой тюремное заключение без привлечения осужденного к принудительным работам, хотя он вправе заявить о своем желании работать. В этом случае ему должны обеспечить такую возможность (ст. 26 Закона о тюрьмах).

Уголовный арест (ст. 16) представляет собой один из видов краткосрочного лишения свободы и назначается на срок от одного до 13 дней. В течение этого времени осужденный находится в арестном доме. Никакие принудительные работы им не выполняются. Уголовный арест применяется за нетяжкие преступления.

Согласно ст. 21 УК срок предварительного заключения может быть полностью или частично зачтен судом в срок наказания, назначаемого подсудимому.

Что касается имущественных видов наказаний, то в системе наказаний УК их предусмотрено три вида: денежный штраф, малый штраф и конфискация имущества, которая может быть назначена только в качестве дополнительного вида наказания.

Согласно данным судебной статистики штраф назначается в более чем 90% случаев, из которых примерно одна треть приходится на дела по автотранспортным преступлениям.

Денежный штраф (ст. 15) представляет собой принудительное взыскание в пользу государства определенной денежной суммы, минимальный размер которой составляет 10 тыс. иен. Максимальный размер денежною штрафа в Общей части УК не установлен. При наличии смягчающих обстоятельств суд вправе назначить штраф меньшего размера.

Малый штраф (ст. 17) представляет собой денежное взыскание, назначаемое на сумму от 1 тыс. до 10 тыс. иен.

Следует отметить, что минимальный размер штрафа законодателем все время пересматривается. Для сравнения скажем, что первоначально для денежного штрафа (не малого штрафа) он составлял смехотворную сумму в 20 иен, теперь же он составляет 10 тыс. иен.

В теории уголовного права высказываются предложения о введении в японское уголовное право такого вида имущественного наказания, как штрафо-дни, или штраф, определяемый в дневных ставках (Франция, Германия и др.).

Лицо, которое не может полностью выплатить денежный штраф, помещается в «работный дом» (роэкидзё) на срок от одного дня до двух лет. Осужденный, неспособный уплатить малый штраф, помещается в работный дом на срок от одного до 30 дней. В случае назначения нескольких денежных штрафов либо денежного штрафа вместе с малым штрафом совокупный срок содержания в работном доме за неуплату не должен превышать трех лет. Если назначено несколько малых штрафов, то совокупный срок содержания не должен превышать 60 дней.

При назначении денежного или малого штрафа суд в приговоре указывает тот срок, на который может быть помещен осужденный в работный дом в случае неуплаты денежных сумм.

За исключением случая согласия осужденного помещение в работный дом за неуплату денежного штрафа не может быть исполнено в течение 30 дней с момента, когда приговор вступил в законную силу (стал окончательным), а водворение за неуплату малого штрафа — в течение 10 дней с момента вступления приговора в законную силу.

Если осужденный частично уплачивает штраф, то содержание в работном доме сокращается на число дней, соответствующее уплаченной сумме, исходя из соотношения общей суммы штрафа и срока содержания в работном доме по приговору. Не может взиматься сумма меньшая, чем сумма, соответствующая одному дню содержания в работном доме за неуплату.

Конфискация имущества (ст. 19) представляет собой дополнительное наказание, которое состоит в изъятии в пользу государства определенного имущества, принадлежащего осужденному. Данное наказание распространяется на следующие вещи:

  • предмет преступления (то имущество, по поводу которого совершалось преступление);
  • предмет, который использовался для совершения преступления или был предназначен для этого (орудия совершения преступления);
  • имущество, полученное в результате совершения преступления, в том числе вознаграждение за совершение преступления;
  • предмет, полученный в порядке обмена имущества, указанного в п. 3.

Как правило, конфискации подлежит только имущество, принадлежащее осужденному. Однако имущество может быть конфисковано и у третьего лица, если оно получило указанное имущество после преступления и при этом знало о его происхождении.

В случаях когда предметы, полученные в результате совершения преступления, вознаграждение за преступление или предметы, которые были получены в порядке их обмена, не могут быть конфискованы полностью или частично, взамен суд вправе взыскать с осужденного соответствующую денежную сумму (ст. 19-II).

В УК содержится положение, согласно которому конфискация не может быть назначена за преступление, влекущее только уголовный арест или малый штраф, если это не предусмотрено специальными нормами. Данное предписание не относится к конфискации предметов преступления.

librisum.com

Основные положения Общей части уголовного права Японии

Рассмотренная выше классификация систем уголовного права, как и любая классификация, в известной мере условна, и в нее не вписывается уголовное право ряда стран. Это можно сказать и об уголовном праве одной из самых развитых стран мира – Японии. В связи с этим характеристика ее уголовного права дается обособленно.

В Японии действует Уголовный кодекс 1907 г. с внесенными в него впоследствии изменениями. Кодекс предусматривал крайне широкое судейское усмотрение как в определении размера наказания осужденному, так и в установлении состава соответствующего преступления (последнее объясняется неопределенной и расплывчатой формулировкой ряда составов). Наиболее существенные изменения в Уголовный кодекс были внесены в 1947 и 1954 гг. Так, по Закону от 26.10.1947, например, смягчены условия для отсрочки исполнения наказания и введено правило о погашении прежней судимости. Источниками уголовного права наряду с Уголовным кодексом являются Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г. и некоторые другие уголовно-правовые акты.

Система наказаний, предусмотренная Уголовным кодексом Японии, включает основные и дополнительные наказания. Основными являются: смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом или без него, штраф, уголовный арест, малый штраф. В качестве дополнительного наказания применяется конфискация.

Смертная казнь предусматривается за наиболее опасные государственные преступления (например, акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией), против общественной безопасности (например, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу со смертельным исходом или отравление водопроводной воды со смертельным исходом), против личности (убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием). Фактически смертная казнь в Японии применяется чрезвычайно редко, и там давно обсуждается вопрос о ее отмене.

Лишение свободы (как с принудительным трудом, так и без него) может быть назначено пожизненно или на срок от одного месяца до пятнадцати лет. Уголовный арест назначается на срок от одного дня до тридцати дней. Штрафы и малый штраф отличаются друг от друга размером суммы. Следует отметить, что штрафные санкции применяются наиболее часто по сравнению с другими видами наказания.

Широкое применение имеют меры безопасности, дополняющие или заменяющие наказание с целью предотвращения совершения лицом нового преступления и его исправления. Например, для условно осужденных существует пункт так называемого защитного надзора, который контролирует их, помогает им с трудоустройством и жильем (в соответствии с Законом о защитном надзоре за лицами, осужденными с отсрочкой исполнения наказания, и Законом о предупреждении преступности и реабилитации преступников). Для лиц, освобожденных из тюрем, предусматривается служба восьмимесячной реабилитационной защиты.

Следует отметить, что Япония достигла значительных успехов в борьбе с преступностью по сравнению с другими наиболее развитыми странами (США, Францией, ФРГ, Великобританией). Она, переняв экономический и демократический опыт Запада, не утратила специфических национальных форм традиционного социального контроля. В криминологическом отношении эту страну многие специалисты называют уникальной, и поэтому мировое сообщество давно приглядывается к японскому опыту.

Тенденция сближения систем уголовного права

Несмотря на, казалось бы, достаточно четкое разделение уголовного права на соответствующие его системы, все же представляется, что глубину различий между ними не следует преувеличивать. Во-первых, по ряду позиций (в том числе и основополагающих) между законодательным выражением того или иного уголовно-правового института в разных правовых системах существует кажущееся различие. Ярким примером этому служат вроде бы непримиримые позиции российского уголовного права и системы общего права по вопросу об ответственности за неоконченное преступление. Сколько «копий» было «сломано» по поводу того, что по российскому Уголовному кодексу провозглашается наказуемость приготовительных действий, тогда как, например, в американском уголовном праве законодательной «точкой отсчета» в этом отношении является покушение на преступление. Однако, как уже отмечалось в гл. 11, формулировка, например, Примерного уголовного кодекса США, определяющая покушение на преступление как любое действие или бездействие, которые лицо воспринимает как существенный шаг в направлении совершения преступления, свидетельствует о том, что расширение пределов уголовной ответственности за неоконченное преступление может и не зависеть от того, объявляется по закону наказуемость приготовления или нет, т.е. формулировка ответственности за покушение может охватывать и ответственность за приготовление к преступлению. Разве, например, приобретение лицом огнестрельного оружия для убийства не есть «существенный шаг» в направлении преступления (в соответствии с Примерным уголовным кодексом США)? И сравнение формулировки приготовления к преступлению по УК РФ как умышленного создания условий для совершения преступления, в том числе и приискания средств или орудий совершения преступления (ч. 1 ст. 30 УК РФ), с формулировкой понятия покушения в Примерном уголовном кодексе США приводит к выводу не о том, что приготовление к преступлению не наказуемо по Примерному уголовному кодексу, а о том, что российское понимание приготовления может поглощаться формулировкой Примерного кодекса о покушении на преступление. Фактически получается, что, несмотря на внешнее различие в уголовно-правовых формулировках, конкретное деяние лица, выразившееся в той или иной разновидности приготовления к преступлению, будет признано наказуемым и российским судьей (в рамках приготовления к преступлению), и американским (в рамках покушения на преступление).

Получается, что в этом случае якобы «непреодолимая стена» между указанными позициями была искусственно создана в годы десятилетий «холодной войны» (в действительности ее в данном случае нет, а есть определенные законодательные традиции, лишь на первый взгляд противоречащие друг другу), и юристам обеих стран следовало бы откровенно признать это.

Во-вторых, необходимо отметить, что примерно с 1970-х гг. но некоторым, в том числе и очень принципиальным позициям началось вначале достаточно робкое, затем и вполне видимое сближение соответствующих правовых систем. Наиболее принципиальным в этом отношении следует признать отношение к проблеме уголовной ответственности юридических лиц. Как известно, классическим принципом системы романо-германского уголовного права является принцип личной ответственности виновного, т.е. ответственности лишь вменяемого, достигшего определенного возраста физического лица, совершившего запрещенное уголовным законом преступное деяние.

Однако, как уже отмечалось в гл. 9 (о субъекте преступления), наряду с этим принципом вначале в системе общего права был законодательно сформулирован принцип уголовной ответственности юридических лиц, который впоследствии перешел и в систему континентального (романо-германского права, например, Франция, Нидерланды), а также и в систему социалистического права (Китай).

Второй точкой определенного сближения позиций является отношение к жесткой кодификации уголовного права. Известно, что изначально европейское континентальное уголовное право тяготело к полной кодификации его законодательства. За это ратовали, например, еще предтечи «классической» школы уголовного права Гегель и Ансельм Фейербах. Эти идеи были претворены в Уголовном кодексе Франции 1791 и 1810 гг., Баварском уголовном кодексе 1813 г. Однако в настоящее время, как уже отмечалось, и в Германии, и во Франции (как и в других странах романо-германского права) уголовные кодексы не являются единственным уголовно-правовым законодательным актом. Существует, например, обширное законодательство, предусматривающее ответственность и за преступления, например, экологические, экономические, транспортные. При этом многие уголовно-правовые нормы этого законодательства не включаются в уголовный кодекс, а действуют наряду с ним. Следует отметить и намерение Англии кодифицировать свое уголовное законодательство (известно, что с 1991 г. в рамках Правовой комиссии ведется работа над составлением проекта уголовного кодекса для Англии и Уэльса). Таким образом, перспектива сближения имеется и в данном направлении.

Важным аспектом сближения уголовного законодательства стран всех четырех выделенных систем является заключение международно-правовых конвенций по борьбе с уголовными преступлениями. Их необходимость обусловливается задачей борьбы с международными преступлениями (например, геноцид, наемничество) и преступлениями международного характера (например, фальшивомонетничество, угон воздушного судна). При этом государства – участники соответствующей конвенции обязуются предусмотреть в своем национальном уголовном законодательстве соответствующие уголовно-правовые нормы (напрямую эти конвенции не могут быть применены ввиду того, что они лишены уголовно-правовых санкций). И в этом случае однородные нормы содержатся в уголовном законодательстве и стран с романо-германской системой права, и с англосаксонской, и с мусульманской, и с социалистической. Следует отметить, что имеется явная тенденция к расширению таких «общих» для многих стран уголовно-правовых запретов, вытекающих из соответствующих конвенций и договоров, международного права. Это привело к тому, что возникла необходимость в их кодификации, и в рамках Комиссии уголовного права ООН идет интенсивная работа над Проектом кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества. Под влиянием развития в указанном направлении международного права отдельные государства в своих национальных уголовных кодексах предусматривают самостоятельные разделы об этих преступлениях. Так, в Уголовном кодексе Франции 1992 г. разд. I «О преступлениях против человечества» книги II «О преступлениях и проступках против человека» состоит из трех глав и предусматривает ответственность за геноцид и другие преступления против человечества. В УК РФ 1996 г. также имеется специальный разд. XII о преступлениях против мира и безопасности человечества, предусматривающий ответственность за восемь преступлений, посягающих на указанные объекты:

– планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353);

– публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354);

– производство и распространение оружия массового поражения (ст. 355);

– применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356);

– наемничество (ст. 359);

– нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Известно, что многие нормы уголовного права в системе общего права (например, США) тесно переплетаются с нормами уголовно-процессуального права, что всегда удивляло отечественных юристов. Однако некоторые результаты проводимой в России судебной реформы, в частности, возрождение суда присяжных, уже в определенной мере привели к известной «процессуализации» материального уголовного права. Сошлемся, например, на ст. 65 УК РФ о назначении наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Явные «следы» воздействия норм уголовного процесса «проступают» и в содержании таких норм материального уголовного права, как примечание к ст. 308 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников и примечание к ст. 316 УК РФ о том, что лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Конечно же, как на первой уголовно-правовой норме, так и на второй лежит «печать» такого чисто процессуального института, как свидетельский иммунитет (хотя в ст. 308 и не упомянут защитник обвиняемого, очевидно, что в соответствии со ст. 72 УПК РФ и он не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний, т.е. в этом случае условия освобождения от уголовной ответственности «диктуются» процессуальной нормой).

В советской юридической литературе традиционно подвергалась сокрушительной критике практика так называемых сделок с правосудием, распространенная в уголовном процессе стран системы общего права (в особенности в США), когда признание вины обвиняемым или некоторые другие его «уступки» правосудию влекло за собой со стороны последнего определенное к нему снисхождение. Однако пришло время – и в УК РФ такие действия виновного, как, например, добровольная явка с повинной или способствование раскрытию преступления (т.е. активное сотрудничество с обвинением и правосудием) являются основанием освобождения от уголовной ответственности – в связи с так называемым деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ). И если в соответствии с указанной статьей Общей части УК РФ может быть освобождено лишь лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, то в Особенной части УК РФ появилось немало статей, где деятельное раскаяние, в том числе и выразившееся в сотрудничестве с обвинением и правосудием, является основанием освобождения от уголовной ответственности и при совершении целого ряда тяжких и даже особо тяжких преступлений (например, терроризма – ст. 205, захвата заложника – ст. 206, государственной измены – ст. 275, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти – ст. 278 УК РФ). Конечно же, не только развитие института суда присяжных, но и построение нового УПК РФ на принципе состязательности приведет к закономерному, на наш взгляд, усилению процессуальных начал в материальном уголовном праве, что также будет свидетельствовать о сближении в этом направлении принципов и норм европейского континентального права и системы общего права.

Известно, что прогнозы – дело крайне рискованное. И тем не менее выскажем прогноз в части дальнейшего сближения выделенных систем уголовного права еще в одном направлении – повышения роли судебного прецедента в системе европейского континентального права. Так, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ в том числе и федеральных законов (следовательно, и уголовных), и в этом случае акты или их отдельные положения, признанные не конституционными, утрачивают силу. Таким образом, в случае, если соответствующие уголовно-правовые законы или отдельные их нормы будут признаны не конституционными, суды обязаны выносить свои решения (приговоры) на основе решения Конституционного Суда, т.е. прецедент этого Суда приобретает легальное официальное значение.

studme.org

Система наказания в японии

§ 2. Система наказаний

В зарубежных государствах система наказаний, как правило, не отличается большим разнообразием. Наряду с ней нередко устанавливается и система специальных уголовно-правовых мер — мер безопасности, отличающихся от первых по целям, основаниям назначения и продолжительности.

В Англии и США отдельные виды наказаний, преимущественно вспомогательного характера, можно встретить не в уголовных законах, а в других нормативных актах. В этом вопросе французский законодатель сделал существенный шаг вперед, установив в УК исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых за преступления, проступки и нарушения. Однако в связи с введением уголовной ответственности юридических лиц французская система уголовных наказаний стала дуалистичной и включает две подсистемы: наказаний для физических лиц и наказаний для юридических лиц.

В целом, система наказаний в зарубежных государствах включает следующие основные виды: 1) лишение свободы (различные виды тюремного заключения) и 2) штраф. В ряде государств сохраняется смертная казнь. Наряду с основными видами предусматривается большое количество дополнительных (или вспомогательных) наказаний, связанных с ограничением различных прав осужденного (прав на вождение автомобиля, на ношение или хранение оружия, на осуществление профессиональной деятельности и т. п.). К числу дополнительных наказаний во многих государствах отнесена и конфискация имущества. Однако приоритет отдается специальной конфискации, а не общей, что во многом связано с повышенным вниманием законодателей зарубежных стран к защите частной собственности.

В уголовном праве Англии отсутствует деление наказаний на основные и дополнительные. Санкции бывают абсолютно определенными (смертная казнь и пожизненное тюремное заключение) и относительно определенными (тюремное заключение на срок от одного дня до 25 лет и штраф^. Относительно определенные санкции в английском праве отличаются указанием только верхнего предела наказания. Санкции обычно носят альтернативный характер. Однако за умышленное убийство установлено безальтернативно пожизненное лишение свободы. Предусмотренные в санкции наказания в виде тюремного заключения и штрафа могут быть назначены вместе. Назначение максимального наказания, а также одновременно двух наказаний — лишения свободы и штрафа возможно тогда, когда преступление имеет характер «наихудшего случая» (the worst-case). К обстоятельствам «наихудшего случая» относятся, например, преднамеренность, жестокость, крупный размер причиненного ущерба и т. п.

Помимо конфискации имущества в Англии существуют и другие виды наказаний вспомогательного характера, как-то: лишение активного и пассивного избирательного права, лишение водительских прав сроком до трех лет.

В большинстве американских штатов в настоящее время система наказаний строится с учетом деления преступлений на ряд категорий, каждой из которых соответствует своя подсистема уголовно-правовых мер. Так, в штате Нью-Йорк за фелонию класса «А» суд вправе назначить тюремное заключение в пределах от 15— 25 лет до пожизненного. Для фелонии класса «В» максимум лишения свободы составляет 25 лет, класса «С» — 15 лет, класса «О» — 7 лет, класса «Е» — 4 года. Минимальный срок лишения свободы по общему правилу не может быть менее одного года. В случае совершения фелонии класса «В» или «Е» суд вправе назначить определенный приговор со сроком лишения свободы в пределах одного года включительно, если сочтет, что вынесение неопределенного приговора — это слишком суровая мера для данного подсудимого.

За совершение мисдиминоров по УК штата Нью-Йорк суд должен вынести определенный приговор. При этом за мисдиминор класса «А» срок лишения свободы не может превышать одного года, за мисдиминор класса «В» не может быть более трех месяцев.

За совершение нарушения по законодательству данного штата также выносится определенный приговор. Срок лишения свободы в этом случае не может превышать 15 дней.

С категорией преступного деяния связаны и размеры штрафа, который может быть назначен вместе с лишением свободы.

В США, в отличие от Англии, существует деление на основные и дополнительные виды наказания. Первые представлены лишением свободы и штрафом». К основным наказаниям относится и смертная казнь, сохранившаяся в большинстве штатов. Многообразны дополнительные наказания: лишение избирательных прав; запрещение занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность; конфискация имущества; запрещение пользования имуществом в течение установленного срока; арест или принудительная распродажа имущества; возложение обязанности загладить причиненный вред и др.

По федеральному законодательству за измену государству, покушение на свержение силой правительства США или использование с этой целью оружия в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение американского гражданства.

Некоторые штаты предусматривают назначение такого наказания, как кастрация (стерилизация), для лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против личности. Так, согласно § 645 УК штата Калифорния за совершение полового сношения с девочкой моложе 10 лет в качестве дополнительного наказания судом может быть предписана операция «с целью предупреждения производства этим лицом потомства».

В уголовном законодательстве США существует специальная система наказаний для юридических лиц (корпораций), основное место в которой занимает штраф. По законодательству ряда штатов организациям может быть предоставлена пробация или назначено распространение в средствах массовой информации обвинительного приговора суда.

Система наказаний во Франции строится в соответствии с классификацией преступных деяний на три группы. Преступления караются уголовными наказаниями, проступки — исправительными, нарушения — полицейскими.

Наибольшей суровостью отличаются уголовные наказания. В зависимости от их продолжительности уголовные наказания делятся на два вида: срочные и бессрочные. К срочным относятся уголовное заключение и уголовное заточение на срок до тридцати лет, к бессрочным — пожизненное уголовное заключение и пожизненное уголовное заточение. Минимум срочных уголовных наказаний УК установил в десять лет. Все названные виды лишения свободы могут быть назначены только в качестве основных наказаний. Смертная казнь во Франции отменена специальным законом в 1981 г .

За совершение преступления, наряду с уголовным заключением или заточением, физическим лицам может быть назначен штраф, максимальный размер которого составляет 50 млн. франков, а также одно или несколько дополнительных наказаний.

Среди исправительных наказаний основное место занимают тюремное заключение и штраф. Максимальный срок тюремного заключения за совершение проступка составляет десять лет. В качестве исправительных наказаний могут быть назначены штрафо-дни, бесплатные общественно полезные работы, лишение или ограничение некоторых прав.

Штрафо-дни и бесплатные общественно полезные работы образуют систему альтернативных наказаний и не предусмотрены в санкциях Особенной части УК. Их альтернативный характер связан с возможностью назначения вместо тюремного заключения, предусмотренного за совершение того или иного проступка.

Система полицейских наказаний представлена штрафом и наказаниями, лишающими определенных прав или их ограничивающими. Максимальный размер штрафа за нарушение для физических лиц составляет десять тысяч франков.

В УК Франции все «составы» сформулированы по принципу фиксирования лишь основных наказаний. Дополнительные виды предусмотрены в Особенной части отдельно, применительно к целым группам преступных деяний и даются в конце каждой главы.

Система наказаний для юридических лиц разработана с учетом специфики нового для Франции субъекта уголовной ответственности. Основное место в этой системе занимает штраф. Возможно назначение и других наказаний, затрагивающих имущественные интересы юридического лица: конфискации, включая общую, зап-

заключение считается более строгим наказанием, чем уголовное заточение Политические наказания обычно исполнялись в специальных пенитенциарных учреждениях, призванных нейтрализовать осужденного без применения к нему специфических методов принуждения Такие осужденные никогда не привлекались к труду, не носили тюремной одежды, пользовались различными льготами. Вместе с тем, по мнению ряда французских юристов, в связи с общей гуманизацией пенитенциарной системы, осуществляемой в последние годы, такая дифференциация режимов лишения свободы утрачивает смысл Попутно отметим, что к политическим французский УК относит ряд государственных преступлений (измену, шпионаж, действия, способные причинить вред национальной обороне, и др), преступления и проступки, направленные «против Конституции» (например, мошенничество во время выборов), а также некоторые другие правонарушения (Подробнее см: Кръмова Н. Е. Основные черты нового Уголовного кодекса Франции М СПАРК, 1996 С 34—37).

Употребление термина «состав» здесь условно, поскольку понятия такового французский УК не содержит рещения привлекать вклады населения или выдавать чеки, закрытия одного или нескольких заведений юридического лица, запрещения осуществлять какой-либо вид деятельности, лишения лицензии. Помимо имущественных наказаний предусмотрено наказание, касающееся репутации: распространение вынесенного судом приговора. Юридическое лицо может быть помещено под судебный надзор.

Решением палаты Трибунала большой инстанции т. Парижа от 3 ноября 1995 г . по ст. 222-20 УК Франции были осуждены два юридических лица за неумышленное причинение ранений человеку, повлекших полную утрату трудоспособности на срок свыше 3 месяцев. Оба юридических лица были приговорены к уплате штрафа.

Действующий УК ФРГ содержит в Общей части раздел третий, который включает в себя уголовно-правовые предписания о правовых последствиях деяния. В главе первой «Наказание» рассматриваемого раздела предусмотрено два вида наказания, которые по своей правовой природе являются основными — лишение свободы (§ 38, 39) и денежный штраф (§ 40—43). Согласно Основному закону (Конституции) ФРГ 1949 г . смертная казнь в ФРГ не применяется.

К дополнительным наказаниям отнесено одно — запрещение управлять транспортным средством (§ 44), которое назначается наряду с лишением свободы или денежным штрафом в том случае, когда преступное деяние было совершено при использовании или в связи с управлением транспортным средством, на срок от одного года до трех лет.

Кроме того, новеллой системы наказаний, предусмотренной УК ФРГ, является такое специфичное для германского уголовного права наказание, как имущественный штраф (§ 43а). Он имеет особую правовую природу. В настоящее время имущественный штраф на практике применяется крайне редко и по существу рассматривается как новый вид денежного штрафа.

Специфичным для системы правовых последствий деяния по УК ФРГ является и такой ее элемент, как дополнительные последствия. Дополнительными признаются такие последствия, которые наступают для осужденного без самостоятельного вынесения таких последствий в приговоре. К ним относится лишение права занимать определенные должности, права пользоваться преимуществами, полученными в результате публичных выборов, права избирать или голосовать, права быть избранным (§ 45). Такое дополнительное последствие, как поражение в гражданских правах, с 1 апреля 1970 г . исключено из УК ФРГ.

УК ФРГ различает следующие виды дополнительных последствий:

1. Лицо, осужденное к лишению свободы на срок не менее одного года, лишается на срок до пяти лет права занимать публичные должности и пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов (абз. 1 § 45). При наличии соответствующих условий, указанных выше, данное дополнительное последствие, которое можно определить как утрату пассивного избирательного права, наступает автоматически. С утратой права пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, осужденный одновременно утрачивает соответствующие права и полномочия по должности, которыми он обладал, если иное не предусмотрено УК ФРГ. Причем не требуется специальное вынесение этого правового последствия в приговоре. Утрата права занимать публичные должности, прежде всего, касается должностей, которые выполняют публичные задачи, например, связанные с государственным управлением или деятельностью органов юстиции.

2. В определенных случаях, специально указанных в УК ФРГ (например, § 358), дополнительные последствия, наступающие в связи с осуждением за определенные в этой норме должностные преступные деяния, наряду с лишением свободы на срок не менее шести месяцев суд может лишить лицо, совершившее деяние, права занимать публичные должности на срок от двух до пяти лет (абз. 2 § 45). Данное правовое последствие не наступает автоматически и поэтому требуется вынесение этого дополнительного последствия в приговоре.

3. Суд может лишить осужденного права публично избирать или голосовать на срок от двух до пяти лет (абз. 5 § 45), если это специально предусмотрено УК ФРГ. Эти дополнительные последствия предусмотрены, например, § 108с (в связи с осуждением за определенные в данной норме преступные деяния против конституционных органов, а также связанные с выборами и голосованием), § 101 (в связи с осуждением за измену Родине или угрозу внешней безопасности) и рядом других.

4. Лишение правового положения и прав действительны с момента вступления приговора в законную силу. Продолжительность утраты прав исчисляется со дня отбытия лишения свободы, истечения давности или освобождения от наказания. Определенная специфика исчисления лишения указанных прав как дополнительных последствий существует для случаев, когда наряду с наказанием в виде лишения свободы были назначены меры исправления и безопасности, связанные с лишением свободы. Тогда срок лишения указанных выше прав исчисляется со дня окончания исполнения данных мер. Целям ресоциализации служит правовое предписание § 45Ь о восстановлении в правах, если фактически истекла половина срока или «суд ожидает, что в будущем осужденный не совершит больше умышленных преступлений».

5. До своей правовой природе специфическим дополнительным последствием, на наш взгляд, является и опубликование приговора по уголовным делам об оскорблении (§ 200).

Специфичным институтом германского уголовного права является так называемая система мер (Massnahmen). Германский законодатель понимает их как правовые последствия виновно совершенного деяния. Меры не относятся к наказаниям, дополнительным наказаниям и дополнительным последствиям. На основании п. 8 § 11 УК ФРГ к ним относятся: «Любые меры исправления и безопасности, конфискация имущества, изъятие предметов преступления, уничтожение орудий преступления и запрещенных к обороту вещей».

Так называемое дополнительное уголовное право (Neben-strafrecht) содержит специфические меры, например, запрет содержания животного (§ 20 Закона о защите животных).

Специфичные меры предусмотрены в так называемом молодежном уголовном праве (Yugendstrafrecht). К ним можно отнести воспитательные и исправительные меры, предусмотренные Законом об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних в редакции от И декабря 1974 г .

Среди правоведов Германии наблюдается неоднозначное отношение к мерам исправления и безопасности. Один из комментаторов УК ФРГ К. Лакнер считает, что «в основе УК лежит двухколейная (дуалистическая) реакционная система. В ней меры наряду с наказанием образуют второй основной тип правовых последствий. В то время как наказание ограничено принципом вины и преследует превентивные цели только в ограниченном объеме, меры служат защите общества от опасного преступника. » Профессор Лакнер подчеркивает, что в настоящее время проводится широкая дискуссия о преобразовании, ограничении или, вообще, об устранении системы мер в полном объеме 2 .

Профессор Н. Ф. Кузнецова также отмечает, что «система двух-колейности» претерпевает кризис по ряду оснований: «Во-первых, меры безопасности не основаны на виновности. Крайне спорен и не определен принцип констатации опасности лица вне его вины. Во-вторых, неясна правовая природа многих мер безопасности и поэтому их далеко не всегда можно отграничить от наказаний. В-третьих, многие из них более репрессивны, чем наказания».

В УК Австрии (раздел третий Общей части) предусмотрена следующая система правовых последствий осуждения: 1) наказания, 2) изъятие выгоды, 3) изъятие предметов и 4) предупредительные меры.

Австрийское уголовное право не отличается большим разнообразием элементов системы наказаний. Основных наказаний два: лишение свободы и денежный штраф. В 1950 г . смертная казнь в Австрии была отменена. В УК Австрии предусмотрены и иные правовые последствия осуждения, в частности, конфискация имущества. Дополнительными правовыми последствиями осуждения являются также отстранение чиновника от должности, утрата прав, связанных с участием в выборах, с награждением или назначением на должность.

В австрийском УК предусмотрены три вида предупредительных мер (§ 21—23): помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения, помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом, помещение в учреждение для опасных рецидивистов. Эти меры связаны, прежде всего, с изоляцией осужденного от общества путем помещения в соответствующее учреждение, специфика которого зависит как от психического или физического заболевания правонарушителя, так и от криминологической характеристики его личности. Эти меры преследуют цели предотвратить совершение новых преступных деяний данным лицом и обезопасить общество от таких преступных посягательств со стороны данного лица в будущем.

Большинство предупредительных мер может быть назначено одновременно с наказанием. Исключение составляет помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения. Указанная мера применяется к лицам, совершившим деяния в состоянии невменяемости (§ 11). Очевидно, что таким лицам наказание не может быть назначено вообще.

В § 24 УК Австрии определена последовательность исполнения наказания в виде лишения свободы и предупредительных мер, связанных с лишением свободы. Последние могут исполняться как до исполнения наказания в виде лишения свободы (помещение в учреждение для правонарушителей, имеющих психические отклонения, и в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом, так и после исполнения наказания в виде лишения свободы (помещение в учреждение для опасных рецидивистов). В первом случае время содержания в соответствующем учреждении засчитывается в срок лишения свободы. Предупредительные меры назначаются на неопределенное время. Их продолжительность зависит только от того, достигнуты или нет их цели. Однако УК Австрии устанавливает некоторые ограничения срока применения предупредительных мер: помещение в учреждение для правонарушителей, страдающих наркоманией или алкоголизмом, не может продолжаться более двух лет, а помещение в учреждение для опасных рецидивистов — не более десяти лет. Обязанностью суда является проверять, необходимо ли еще применять предупредительные меры. Суд же принимает решение об их отмене.

По УК Швейцарии система наказаний и мер включает пять подсистем: 1) наказания, связанные с лишением свободы, 2) штраф, 3) дополнительные наказания, 4) меры безопасности, 5) иные меры. Смертная казнь в Швейцарии не применяется. Законодательное установление такого широкого перечня наказаний и других уголовно-правовых мер наиболее полно способствует реализации принципа индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

В швейцарском УК содержится широкий перечень дополнительных наказаний: увольнение от должности, лишение родительской или опекунской власти, запрет заниматься определенной профессией, ремеслом или осуществлять торговую деятельность, изгнание (высылка) за пределы страны, запрещение посещать конкретный ресторан лицам, склонным к алкоголизму.

К мерам безопасности отнесены: изоляция «привычных» преступников; меры, применяемые к психически больным; исправление лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией.

Под иными мерами подразумевается превентивный залог, два вида конфискации (конфискация опасных предметов, конфискация имущественной прибыли), компенсация потерпевшему, опубликование приговора.

Система наказаний по УК Испании включает основные и дополнительные виды. В качестве как основных, так и дополнительных наказаний могут быть назначены штраф, общественные работы и лишение определенных прав. Все другие — только в качестве основных. Смертная казнь в Испании отменена.

В зависимости от характера и продолжительности наказания УК делит их на три категории: строгие, менее строгие и небольшие (ст. 33). К строгим относятся: лишение свободы на срок более трех лет, абсолютное поражение в правах, лишение права заниматься определенным видом деятельности на срок более трех лет, лишение права управлять транспортными средствами на срок более шести лет и некоторые другие. Менее строгими наказаниями являются: лишение свободы на срок от шести месяцев до трех лет, специальное поражение в правах на срок до трех лет, штраф в размере более двухмесячных заработных плат, штраф, пропорциональный причиненному ущербу, арест на срок от семи до двадцати четырех выходных дней и др. К небольшим наказаниям отнесены: лишение права управлять транспортными средствами на срок от трех месяцев до года, штраф в размере от пятидневного заработка до двухмесячных заработных плат, арест на срок от одного до шести выходных дней и др.

В УК Испании установлена и система мер безопасности, применяемых в случае совершения общественно опасного деяния невменяемыми лицами, лицами, находящимися в состоянии сильного алкогольного отравления, наркотического или токсического одурманивания или абстиненции, если суд придет к выводу о возможности совершения ими нового общественно опасного деяния. Меры безопасности могут быть назначены и другим лицам. В этом случае возможно их совмещение с наказаниями.

Предусмотренная в УК Польши система наказаний включает следующие виды: штраф, ограничение свободы, лишение свободы пожизненное и на определенный срок. Смертная казнь в Польше отменена. Как мы видим, система наказаний в польском уголовном праве не отличается большим разнообразием. Исходя из содержания наказаний их можно представить лишь в двух видах: 1) затрагивающие экономическую сферу (штраф) и 2) ограничивающие свободу передвижения (ограничение или лишение свободы). Вместе с тем наряду с системой наказаний в польском уголовном праве существуют система уголовно-правовых мер и система мер безопасности. Самостоятельное значение имеют также институты условного прекращения уголовного преследования и отсрочки исполнения наказания.

К уголовно-правовым мерам, согласно УК Польши, отнесены: лишение публичных прав, запрещение занимать определенную должность или заниматься определенной профессией, запрещение управлять транспортными средствами, конфискация, возмещение вреда, денежная компенсация, денежная выплата, доведение приговора до публичного сведения (ст. 39). В отличие от наказания уголовно-правовые меры не предусмотрены в санкциях статей, устанавливающих ответственность за конкретные виды преступлений и проступков. Порядок назначения таких мер регламентирован в Общей части УК. К примеру, лишение публичных прав, предполагающее утрату активного и пассивного избирательного права, а также другие неблагоприятные для виновного последствия, может быть назначено тогда, когда лицо осуждается к лишению свободы на срок не ниже трех лет за такое преступление, которое совершено «по мотивам, заслуживающим особого осуждения» (ст. 40). В случае назначения наказания за совершение лицом умышленного преступления против жизни или здоровья суд вправе вынести постановление о выплате денежной компенсации «на общественные цели, связанные с охраной здоровья» (ст. 47). Таким образом, система уголовно-правовых мер по существу представляет собой систему дополнительных правоограничений, определяемых судом при назначении наказания за то или иное преступление.

Меры безопасности по уголовному праву Польши включают:

1) помещение в психиатрическое учреждение закрытого типа, 2) помещение в учреждение закрытого типа для прохождения курса лечения от алкогольной зависимости или зависимости от одурманивающих средств и 3) помещение лиц, признанных ограниченно вменяемыми, в пенитенциарное учреждение, совмещающее лишение свободы с проведением лечебно-реабилитационных мероприятий. Следовательно, меры безопасности могут как сопровождать наказание и уголовно-правовые меры, так и быть самостоятельным последствием совершения лицом общественно опасного деяния в случае признания его невменяемым.

Меры безопасности, связанные с помещением лица в какие-либо учреждения закрытого типа, могут быть назначены лишь тогда, когда «это необходимо для предотвращения совершения лицом нового запрещенного деяния, связанного с его психическим заболеванием, умственной отсталостью или зависимостью от алкоголя или другого одурманивающего средства» (ст. 93 УК Польши).

Согласно УК Швеции санкциями за совершение преступления являются: 1) наказания в виде штрафа и тюремного заключения;

2) условное осуждение («условный приговор»); 3) пробация и 4) передача на специальное попечение (ст. 3 гл. 1). Таким образом, в уголовном праве Швеции понятие «санкция» является родовым и включает как собственно наказания, так и другие уголовно-правовые меры. Кроме того, в названном УК говорится о возможности применения так называемых «особых последствий» совершения преступления «независимо от санкции», хотя и на основании закона. К такого рода последствиям отнесены: конфискация имущества, корпоративный штраф, возмещение ущерба (ст. 8 гл. 1). В случае назначения пробации выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ может служить одной из обязанностей, возлагаемых на осужденного, выразившего согласие с применением к нему данной меры.

Смертная казнь в Швеции отменена полностью в 1972 г ., в связи с чем не включается в систему санкций, установленных УК.

По УК Японии система наказаний включает основные и дополнительные виды. К первым относятся смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом, лишение свободы без принудительного труда, штраф, уголовный арест, малый штраф. К дополнительному отнесена конфискация имущества (ст. 9 УК Японии). В УК установлена иерархия основных видов наказания по их тяжести (ст. 10).

Помимо названных в Особенной части УК Японии можно обнаружить и такое наказание, которое не упоминается в системе наказаний, установленной Общей частью кодекса. В санкциях некоторых норм Особенной части говорится о денежной пене, которая отграничивается от штрафа, малого штрафа и конфискации имущества. Денежная пеня, в частности, предусмотрена наряду с такими мерами, как лишение свободы с принудительным физическим трудом на срок до шести месяцев, денежный штраф на сумму до пятисот иен, арест, за публичные непристойные действия (ст. 174 УК). Названная мера установлена и за распространение порнографических предметов, за азартные игры, за оскорбление, за погребение человека, умершего неестественной смертью, за нанесение телесных повреждений и т. д. При этом минимальный и максимальный размеры пени в Кодексе не указаны, не говорится и о порядке ее исполнения. Очевидно, определение размеров денежной пени и решение других вопросов, с этим связанных, — прерогатива суда.

В китайском УК 1997 г . подробно регламентированы вопросы, связанные с видами наказаний (§ 1—8 главы третьей Общей части) и применением наказания (глава четвертая Общей части).

УК КНР делит наказания на основные и дополнительные (ст. 32). К основным наказаниям отнесены надзор, краткосрочный арест, лишение свободы на определенный срок, бессрочное лишение свободы, смертная казнь (ст. 33). Дополнительными наказаниями являются денежный штраф, лишение политических прав и конфискация имущества (ст. 34). Они же могут применяться самостоятельно. Спецификой УК КНР является то, что к совершившим преступление иностранным гражданам в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны (ст. 35). УК КНР возлагает на всех виновных лиц обязанность возместить причиненный преступлением материальный вред (ст. 36).

Если лицо совершает незначительное преступление, то к нему может не применяться уголовное наказание (ст. 37). С учетом конкретных обстоятельств дела таким лицам «может быть вынесено общественное порицание или их можно обязать облечь свое раскаяние в письменную форму, принести извинения, возместить ущерб либо компетентным административным органом на них может быть наложено административное взыскание».

Надзор как вид наказания назначается на срок от трех месяцев до двух лет (ст. 38) в приговоре, вынесенном народным судом, и осуществляется органами общественной безопасности. В течение срока надзора на осужденного возлагается обязанность выполнять определенные в ст. 39 требования (например, соблюдать законы, административные правила, подчиняться надзору; запрещается покидать уезд, город постоянного места жительства или менять место жительства без санкции контролирующего органа и др.). Срок надзора исчисляется со дня вынесения приговора судом. При этом один день предварительного заключения приравнивается к двум дням пребывания под надзором.

Лишение политических прав назначается, как правило, на срок от одного года до пяти лет. Оно состоит в лишении определенных прав, перечень которых установлен в ст. 54 УК КНР. К ним относятся, например, право избирать и право быть избранным; право публично выступать, публиковаться, участвовать в собраниях, право занимать должности в государственных органах и др. Осужденные к смертной казни, бессрочному лишению свободы лишаются политических прав пожизненно. В случае отсрочки исполнения наказания в виде смертной казни с последующей заменой смертной казни бессрочным или срочным лишением свободы назначается лишение политических прав на срок от трех до десяти лет. Срок лишения политических прав начинает течь с момента окончания срока лишения свободы, краткосрочного ареста или со дня условного освобождения.

Система наказаний в мусульманском уголовном праве отличается жестокостью, наличием телесных и членовредительских наказаний, квалифицированных видов смертной казни. При этом наказания делятся на категории в зависимости от вида преступления, установленного шариатом. Так, в соответствии с делением преступных деяний на три группы — «посягательства на права Аллаха», посягательства на права отдельных лиц и иные правонарушения — наказания также делятся на три категории. Первая категория преступлений как самая тяжкая с точки зрения мусульманского уголовного права влечет строго определенное в Коране наказание — хадд. При этом никакой судья не вправе смягчить наказание или каким-либо образом его изменить или заменить. К примеру, кража, причисляемая к первой категории преступлений, наказывается отсечением руки, прелюбодеяние — преступление той же категории — совершенное состоящим в браке мусульманином, карается ста ударами палками и забиванием камнями до смерти.

Для второй группы преступлений предусмотрены наказания категории кисас, что буквально означает «воздаяние равным». Такие наказания тоже четко фиксированы в уголовном праве, однако возможна их замена другими мерами по желанию потерпевшей стороны. Убийство в силу принципа воздаяния равным должно влечь смертную казнь преступника, однако родственники и наследники убитого имеют право простить убийцу либо получить «плату за кровь» (дийа). В этом случае смертный приговор не может быть вынесен, поскольку судья связан волеизъявлением потерпевшей стороны. В последние годы шариатские суды чаще стали прибегать именно к мере «дийа», т. е. к назначению денежного возмещения вреда, причиненного преступлением. К примеру, в Судане полный размер возмещения составляет сто верблюдов или денежную сумму, эквивалентную их стоимости. Полное возмещение предусмотрено за убийство, за утрату всех пальцев на руках или на ногах, утрату всех зубов, за нарушение полностью функций мозга или органов чувств и т. п. Возмещение в половинном размере предусмотрено, например, в случае утраты одной из парных частей тела.

Третья группа преступлений влечет наказания категории та-зир, которые назначаются по усмотрению суда. Исследователи мусульманского права называют от 4 до 11 видов этого наказания. Среди них такие, например, как устное порицание, молчаливое проявление осуждения, бритье головы, чернение лица, распятие на три дня без лишения жизни, телесные наказания, лишение свободы и смертная казнь. Мусульманским правом допускается применение наказания этой категории даже превентивно, если того требуют публичные интересы.

Таким образом, в уголовном праве зарубежных государств система наказаний строится, как правило, с учетом, в первую очередь, категорий преступных деяний. При этом во многих странах сохраняется дуалистичная система уголовно-правовых мер, включающая, помимо собственно наказаний, меры безопасности, применение которых не зависит от вины и основано на констатации «опасного состояния лица», которое может быть связано как с совершением преступления, так и с совершением общественно опасного деяния лицами, не являющимися субъектами преступления (малолетними, психически больными).

В уголовном праве зарубежных государств система наказаний строится также с учетом их значения для реализации целей наказания (основные, дополнительные, вспомогательные, альтернативные), сущности и содержания этих мер (имущественные, телесные и пр.), субъектов уголовной ответственности (для физических, для юридических лиц) и с учетом других критериев.

Система основных наказаний, как правило, не характеризуется большим разнообразием видов. Напротив, дополнительных наказаний, или наказаний вспомогательного характера, чрезвычайно много, и они связаны с ограничением самых разных прав и свобод осужденного, включая личные, политические и социально-экономические права.

www.vuzllib.su

Это интересно:

  • Атопический дерматит передается по наследству Атопический дерматит: профилактика и лечение Фармацевтическая компания " Неофарм" предоставляет информацию о наиболее распространенном кожном заболевании младенцев и детей младшего возраста - атопическом дерматите, о способах его профилактики и лечения. Атопический […]
  • Штрафы за курение с 1 июня 2014 Потребрынок Табак поставили на штрафы Внесен законопроект, устанавливающий штрафы за нарушение закона о запрете курения в общественных местах Закуривших в неположенном месте будут штрафовать на 1,5 тысячи рублей, а владелец табачного магазина заплатит 90 тысяч, если […]
  • Штрафы ростехнадзора по лифтам Штрафы в сфере промышленной безопасности Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы […]
  • Коллектор в 90 «90-е возвращаются»: коллекторы раскритиковали ограничивающий их законопроект Первые легальные коллекторы появились в России недавно — в 2004 году. Непростая экономическая ситуация заметно прибавила им работы, только за последний год просроченная задолженность россиян […]
  • Малые предприятия не платят налог на прибыль Бухгалтерский учет в торговле 1998'3 Льготное налогообложение малых предприятий В соответствии с п. 4.4 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, льготами пользуются […]
  • Начфин субсидии военнослужащим Как получить деньги по военной субсидии. НачФин.info - ЕДВ - Единовременная Денежная Выплата на приобретение жилья для военнослужащего жилищная субсидия - расчет. Документы для получения Последние годы наше государство начинает вспоминать о своих гражданах и даже проявлять […]
  • Получение рвп правила Как получить РВП В первую очередь, необходимо рассказать о распространной ошибке, которая связана с процессом получения РВП – как правило, иностранный гражданин, который узнает что такое РВП, первым делом принимает решение сразу же заняться подготовкой документов. Дело в […]
  • Как оформить контрольную в институте Требования по оформлению контрольных работ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ 1.Работа выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа формата А4 через полтора (1,5) интервала. Тип шрифта (гарнитура) - Times New […]