Правила обж на примерах

| | 0 Comment

Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Игорь Чистяков
Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Урок 3 по ОБЖ в 5 классе. Как научиться выявлять и предвидеть опасности

Материал учебника: § 3.

Цели урока:

развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ.

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

Оборудование: учебник ОБЖ 5 класс, М. П. Фролов, В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин под ред. Воробтева Ю. Л., тетрадь, компьютер, проектор

План урока:

№ Этап урока Содержание (цель) этапа Время (мин)

1 Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1

2 Проверка домашнего задания Проверить знания учащихся о главных правилах ОБЖ 4

3 Фронтальная беседа с сообщением нового материала Дать учащимся знания о том как научиться выявлять и предвидеть опасности 26

4 Самостоятельная работа Отработать умение проводить анализ имеющихся фактов и делать правильные выводы 10

5 Подведение итогов урока Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке 2

6 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 2

На доске (экране):

Классная работа

Тема: «Как научиться выявлять и предвидеть опасности».

Домашнее задание: учебник: § 3.

I. Организационный момент.

Сообщить учащимся, что на этом уроке изучается тема как научиться выявлять и предвидеть опасности в повседневной жизни и что нужно для этого делать (слайд 1).

II. Проверка домашнего задания.

1. Учитель вызывает двух учащихся к доске.

Заслушиваются сообщения по главным правилам ОБЖ

2. Вопросы для фронтального опроса:

Почему возникли правила безопасности?

Назвать три главных правила ОБЖ.

III. Изучение нового материала.

Вы — пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению. Привести примеры из жизни.

Запомните, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ (слайд 2): В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания

Прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем (слайд 3):

Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи?

Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы?

Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно». Вспомним некоторые из них (слайд 4)

Очень древними «рекомендациями ОБЖ» являются пословицы и поговорки о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них (слайд 5)

Теперь давай подытожим все сказанное: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности (слайд 6,

нужно развивать наблюдательность,

постоянно пополнять свои знания об опасностях,

старательно изучать дисциплину ОБЖ,

советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки, соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны

IV. Самостоятельная работа с учебником.

Выписать в тетрадь основные правила выполнение которых поможет научиться предвидеть опасности и не попадать в опасные ситуации (стр. 14).

V. Подведение итогов урока.

Индивидуальный опрос. Работа у доски. (Учитель вызывает 2 учащихся.)

Привести пример опасной социальной ситуации

Можно ли предвидеть возникновение опасной ситуации?

Вопросы для фронтальной беседы.

Что ежедневно должен делать каждый, чтобы развить в себе умение предвидеть опасные ситуации?

VI. Домашнее задание.

Учебник: § 3 (стр. 13-16. Вопросы и задания).

www.maam.ru

План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) на тему:
Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

Тема: «Главные правила ОБЖ».

Цели и задачи урока:

1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;

2)закрепить знания о правилах безопасности;

Оборудование:

  • Учебник «основы безопасности жизнедеятельности».
  • Рабочая тетрадь.
  • Наглядные пособия-плакаты с правилами безопасности, по технике безопасности, фотографии, репродукции плакатов (по выбору учителя).
  • На доске:

    Правила безопасности-это обязательные для исполнения действия, уменьшающие вредные последствия опасных ситуаций.

    Предварительный просмотр:

    Главные правила ОБЖ

    (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

    Тема: «Главные правила ОБЖ».

    Цели и задачи урока:

    3)ознакомить с важнейшими правилами безопасности жизни(БЖ);

    4)развивать умения правильно понимать, анализировать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций БЖ.

  • Видеомагнитофон-фрагменты записей из телепередач или новостей об опасных ситуациях (на 2-3 минуты).
  • Тема урока «Главные правила ОБЖ».

    Примеры правил и комментарий (разъяснение):

    -Не зная броду, н суйся в воду;

    -Не влезай, убьёт.

  • Организационный момент.
  • Актуализация тем урока. Повторение ключевых понятий.
  • Правила безопасности жизнедеятельности появились благодаря многовековому опыту воинов, охотников, спасателей, путешественников и просто обычных людей. Если бы люди всегда помнили и соблюдали эти правила, они намного реже оказывались в беде.

    Учитель просит учащихся сформулировать понятия: «безопасность», «опасность и опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация».

  • Проверка домашнего задания
  • Заслушать сообщения учащихся об опасных ситуациях, возникавших в их жизни. Попросить назвать, какие правила ОБЖ были нарушены (соблюдены) в этих ситуациях: неосторожность, неправильные действия, неумение защищаться от опасных факторов.
  • Выберите верное утверждение или наиболее полный ответ.
  • Безопасность-это состояние защищённости человека.
  • Безопасность-это состояние защищенности имущества человека.
  • Безопасность-это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды.
  • Опасная ситуация-неблагоприятная обстановка, в которой действуют только природные факторы, например изменения погоды.
  • Опасный фактор-неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.
  • Продолжите утверждение, вставьте пропущенные слова.
  • В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации подразделяю на природные, социально-биологические и …, … (социальные, техногенные).
  • Природные опасные факторы-это …, извержения вулканов, …, сели, оползни, …, …, засухи, …, заморозки, снежные и песчаные бури, …, гололед, болезни, распространяемые животными (чума, тиф, клещевой энцефалит, малярия и т.п.).
  • (Землетрясения, цунами, штормы, ураганы, морозы, наводнения.)

  • Техногенные, чаще социально-техногенные опасные факторы-это аварии или катастрофы с электро- и другой техникой, …, …, химические аварии. (Обвал здания, пожар.)
  • Социальные опасные факторы-это …, конфликтные, экономические, …, … (Криминальные, семейно-бытовые, военные.)
  • 4.Объяснение нового материала. Фронтальная беседа.

    Познакомить с правилами ОБЖ, подготовить их интеграцию с прежним материалом, подвести учащихся к пониманию важности соблюдения правил и рекомендаций.

    Знакомство с новыми понятиями-правило, принцип.

    Правила ОБЖ- рекомендации, выработанные практикой и наукой, сберегающие работоспособность, здоровье и безопасность в процессе труда, обучения, досуга, питания, сна и иных видов жизнедеятельности. Иногда правила называют словом принцип , что переводится как важное основное положение практики ил теории. Они отражают многовековой опыт и те знания, которые накопило человечество в борьбе за выживание. Знание правил и общих принципов помогут тебе, а значит, и твоим друзьям и родным уменьшить количество опасных ситуаций, травм и несчастий. А это значит, что усвоение правил ОБЖ позволит каждому сделать свою собственную и нашу общую жизнь счастливее и радостнее.

    -Какие могут быть последствия невыполнения правил безопасности жизнедеятельности?

    Накопление нарушений и других опасных факторов повышает степень опасности и может перерасти в опасную ситуацию, а затем в опасное происшествие (аварию, катастрофу, преступление, травму, гибель человека, животного).

    Слезами горю не поможешь -гласит народная мудрость. Помочь себе может лишь тот, кто вовремя предупрежден о существующих опасностях, научиться их своевременно распознавать, «обходить стороной» либо уменьшать или преодолевать. Предупрежден-значит вооружен и защищен.

    С каждым может случиться неприятность. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Береженого Бог бережет. И первый шаг к предупреждению и преодолению опасностей- это изучение разных их видов, причин возникновения и рекомендаций по безопасному поведению.

  • Первичная проверка и закрепление знаний
  • Учащиеся обсуждают (анализируют) сюжет сказки «Золотой ключик», рассматривают примеры «неправильного» поведения Буратино:

    -обидел говорящего сверчка;

    -обманул папу Карло;

    -продал подарок папы Карло;

    -убежал из дома в страну Дураков;

    -не слушал советы Мальвины;

    -не учился хорошему;

    -поверил мошенникам Коту и Лисе.

    Заполнение таблицы «Правила безопасности» с текстом правил безопасности и пословиц (стр.13, 168-170 учебника).

    Изучай виды и причины опасностей — знание-сила.

    Учись предвидеть опасности всегда и везде – знал бы, где упасть-соломки подстелил бы.

    Составить в тетради таблицы правил безопасности в повседневной жизни.

    Вопросы для закрепления знаний.

  • Какие неприятные случаи с вами или знакомыми вам людьми можно было предотвратить, соблюдая правила безопасности.
  • Как появились правила безопасности, почему говорят, что они «написаны кровью» наших предков?
  • В чем ценность правил ОБЖ для каждого человека?
  • Домашнее задание.
  • Найти соответствующие пословицы и поговорки и закончить заполнение таблицы «Правила безопасности» (стр.12-13 и 168-170 учебника).
  • Подготовьте небольшой рассказ из жизни о последствиях нарушения правил безопасности в жилище.
  • Подготовьте рисунки-плакаты, напоминающие об опасностях и правилах ОБЖ.
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему: «Вредные привычки. Курение». расчитан на возрастную группу детей 10-11 лет, соответствует их интересам, способностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный, с использова.

    Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю.

    Урок рекомендуется проводит в кабинете, оборудованным стендами по ПДД. Можно задействовать как один класс, разделившийся на 2 группы, так и 2 класса в параллели. Кабинет оснащен мультимедийным проекто.

    деление десятичной дроби на натуральное число. правила деления, решение примеров и задач.

    Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2.

    Обобщение понятия натурального числа, ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления.

    тема: «Дорожная безопасность»Цели урока:Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения.

    nsportal.ru

    Тема 1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения

    Оглавление

    На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

    В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

    Сегодня безопасность жизнедеятельности (БЖД) опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

    В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», а в вузах введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

    Будущие специалисты должны быть готовы к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту персонала учреждений, объектов экономики и населения, а также на существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС. Поэтому студентам необходимо изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

    1.1. Сущность и содержание дисциплины

    Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.

    Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему.

    Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

    Задачи БЖД сводятся к:

  • теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • комплексной оценке многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека;
  • оптимизации условий деятельности и отдыха человека;
  • разработке принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработке и рациональному использованию средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия, техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла;
  • непрерывному контролю и мониторингу среды обитания;
  • моделированию и прогнозированию развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучению населения основам защиты от опасностей;
  • разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработке мер по обеспечению национальной и международной безопасности.
  • Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для:

  • создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями;
  • организации функционирования учреждений и объектов экономики в соответствии с современными требованиями по экологии, охране труда и санитарии и с учетом устойчивости работы этих объектов в экстремальных условиях возможной обстановки;
  • прогнозирование ЧС мирного и военного времени и принятия грамотного решения в этих ситуациях по защите населения и персонала учреждений и объектов экономики от возможных последствий ЧС;
  • сохранения безопасности и принятия мер защиты при тушении пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах ЧС военного и мирного времени.
  • Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении социально-экономических, общественных и общеинженерных дисциплин. Научное содержание курса – теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе «человек – среда обитания — производство»

    Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите населения, персонала учреждений и объектов экономики, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени.

    Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (объем 29 часов) состоит из девяти взаимосвязанных тем (объемом 20 часа плановых занятий и 9 часов – самостоятельной работы).

    В результате изучения дисциплины курсанты должны быть готовы к грамотным и осознанным действиям в экстремальных условиях любой обстановки.

    Итак, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями.

    1.2 Основные понятия безопасности жизнедеятельности

    Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

    Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

    В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

    Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

    Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

    Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.

    Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

    Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно.

    Наиболее характерными являются системы:

  • человек — природная среда;
  • человек – машина – среда рабочей зоны;
  • человек – городская (бытовая) среда.
  • Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:

  • это объект защиты (наравне с окружающей средой);
  • это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);
  • это специалист обеспечивающий безопасность.
  • Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.

    Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).

    Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

    Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.

    В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры:

    • общая;
    • локальная;
    • отраслевая;
    • местная (для отдельных объектов) и др.
    • Аксиома о потенциальной опасности деятельности

      Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

      Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

      Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.

      Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается ее негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:

    • опасность реально существует;
    • человек находится в зоне действия опасности;
    • человек не имеет достаточных средств защиты.
    • Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.

      Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.

      Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.

      Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

      Признаками, определяющими опасность, являются:

    • угроза для жизни;
    • возможность нанесения ущерба здоровью;
    • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека
    • Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.

      Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).

      Источники опасности могут быть:

    • внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала);
    • внутренние (ложные особенности работающего).
    • По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):

    • уровень «0» — событие называется отклонением от нормы;
    • уровни «1-3 балла» — инцидент;
    • уровни «4-7 баллов» — авария (разрушение технических средств и выброс опасных веществ).
    • Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, отключение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ, нормативно — технических документов, установленных правил ведения работ на опасном производственном объекте (без выброса и разгерметизации).

      ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

      Таксономия опасностей

      Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

      Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.

      Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры.

      По происхождению различают 6 групп опасностей:

      природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

      По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

      По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

      По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

      По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.

      По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

      Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

      По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

      По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

      К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

    • острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;
    • неровности поверхности, по которой перемещается человек;
    • уклоны, подъемы;
    • незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.
    • Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

      Идентификация опасностей

      Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.

      Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

      В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

      Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

      Можно говорить о разной степени идентификации:

    • более или менее полной,
    • приближенной,
    • ориентировочной и т. п.
    • Причины и следствия.

      Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.

      Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

      Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

      Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.

      Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.

      В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

      «Дерево причин и опасностей» как система

      Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.

      Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

      Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).

      Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

      Квантификация опасностей

      Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

      Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

      В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.

      Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?

      Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.

      Прежде чем перейти к рассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры.

      Пример 1. Определить риск R пр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п=7 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N=70 млн. человек:

      Пример 2. Ежегодно в стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 150 млн. человек, определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей:

      Пример 3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть- ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), если ежегодно погибает в этих происшествиях 30 тыс. человек:

      Различают индивидуальный и социальный риск.

      Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

      Социальный риск (точнее – групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск – это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

      В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1.1).

      Таблица 1.1: Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США)

      eos.ibi.spb.ru

      Это интересно:

      • Доплаты к пенсии на 90 лет При достижении 80 лет производится еще одна добавка к пенсии Такие положения изложены в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249. Также при наличии у восьмидесятилетнего пенсионера иждивенцев полагается доплата за […]
      • Передача библиотечного фонда при увольнении Библиотека Ленинградской области Директор МКУК ПМРБ Правила Внутреннего трудового распорядка библиотекарей Муниципального казенного учреждения культуры «Приозерская межпоселенческая районная библиотека» 1. Общие положения Правила внутреннего трудового распорядка […]
      • Зедгенидзе в я предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников. Ольга Новоселова Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников. Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников 1. Чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте «сигналы […]
      • Разрешение юридических коллизий Юридические коллизии и способы их разрешения Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Юридические коллизии – это противоречия между […]
      • Собственность с даты смерти Физическое лицо получило в наследство жилой дом и земельный участок. Обязан ли наследник платить налог на имущество и земельный налог в случае, если свидетельство о праве на наследство получено, а государственная регистрация права собственности не осуществлена? Кто и как […]
      • Транспортный налог в московской области 2018 для физических лиц Транспортный налог в московской области 2018 для физических лиц Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится […]
      • Закон об автономных учреждениях 2014 Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ ст 2 (ред. от 27.11.2017) Статья 2. Автономное учреждение 1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным […]
      • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]