Правила обж на примерах

| | 0 Comment

Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Игорь Чистяков
Урок по ОБЖ в V классе «Как научиться выявлять и предвидеть опасность»

Урок 3 по ОБЖ в 5 классе. Как научиться выявлять и предвидеть опасности

Материал учебника: § 3.

Цели урока:

развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ.

Тип урока: комбинированный (сочетание беседы и практического занятия).

Оборудование: учебник ОБЖ 5 класс, М. П. Фролов, В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин под ред. Воробтева Ю. Л., тетрадь, компьютер, проектор

План урока:

№ Этап урока Содержание (цель) этапа Время (мин)

1 Организационный момент Нацелить учащихся на урок 1

2 Проверка домашнего задания Проверить знания учащихся о главных правилах ОБЖ 4

3 Фронтальная беседа с сообщением нового материала Дать учащимся знания о том как научиться выявлять и предвидеть опасности 26

4 Самостоятельная работа Отработать умение проводить анализ имеющихся фактов и делать правильные выводы 10

5 Подведение итогов урока Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке 2

6 Сообщение домашнего задания Разъяснить содержание домашнего задания 2

На доске (экране):

Классная работа

Тема: «Как научиться выявлять и предвидеть опасности».

Домашнее задание: учебник: § 3.

I. Организационный момент.

Сообщить учащимся, что на этом уроке изучается тема как научиться выявлять и предвидеть опасности в повседневной жизни и что нужно для этого делать (слайд 1).

II. Проверка домашнего задания.

1. Учитель вызывает двух учащихся к доске.

Заслушиваются сообщения по главным правилам ОБЖ

2. Вопросы для фронтального опроса:

Почему возникли правила безопасности?

Назвать три главных правила ОБЖ.

III. Изучение нового материала.

Вы — пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению. Привести примеры из жизни.

Запомните, пожалуйста, еще одну формулу ОБЖ (слайд 2): В каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом твоей невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания

Прежде чем выйти из любого помещения, обязательно подумай о следующем (слайд 3):

Все ли, что может понадобиться, взято с собой (ключи, сумка, деньги на проезд, иные вещи?

Все ли закрыто и выключено (дверь, газ, свет, вода, утюг, другие приборы?

Предупреждены ли родители или друзья о твоих планах, о маршруте и времени возвращения?

Как же обходить опасности, избегать их, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты своего дела выработали множество рекомендаций-предостережений, которые можно встретить и в поезде, и в инструкции к телевизору, и в автобусе. «Осторожно: высокое напряжение!», «Не отвлекай водителя», «При аварии разбей стекло», «Не срывай стоп-кран», «Огнеопасно». Вспомним некоторые из них (слайд 4)

Очень древними «рекомендациями ОБЖ» являются пословицы и поговорки о безопасном поведении. Вспомним некоторые из них (слайд 5)

Теперь давай подытожим все сказанное: для того чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности (слайд 6,

нужно развивать наблюдательность,

постоянно пополнять свои знания об опасностях,

старательно изучать дисциплину ОБЖ,

советоваться по всем сложным вопросам со старшими товарищами и родителями, анализировать свои ошибки, соблюдать рекомендации по безопасному поведению даже если они еще не совсем тебе понятны

IV. Самостоятельная работа с учебником.

Выписать в тетрадь основные правила выполнение которых поможет научиться предвидеть опасности и не попадать в опасные ситуации (стр. 14).

V. Подведение итогов урока.

Индивидуальный опрос. Работа у доски. (Учитель вызывает 2 учащихся.)

Привести пример опасной социальной ситуации

Можно ли предвидеть возникновение опасной ситуации?

Вопросы для фронтальной беседы.

Что ежедневно должен делать каждый, чтобы развить в себе умение предвидеть опасные ситуации?

VI. Домашнее задание.

Учебник: § 3 (стр. 13-16. Вопросы и задания).

www.maam.ru

План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) на тему:
Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

Тема: «Главные правила ОБЖ».

Цели и задачи урока:

1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;

2)закрепить знания о правилах безопасности;

Оборудование:

  • Учебник «основы безопасности жизнедеятельности».
  • Рабочая тетрадь.
  • Наглядные пособия-плакаты с правилами безопасности, по технике безопасности, фотографии, репродукции плакатов (по выбору учителя).
  • На доске:

    Правила безопасности-это обязательные для исполнения действия, уменьшающие вредные последствия опасных ситуаций.

    Предварительный просмотр:

    Главные правила ОБЖ

    (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

    Тема: «Главные правила ОБЖ».

    Цели и задачи урока:

    3)ознакомить с важнейшими правилами безопасности жизни(БЖ);

    4)развивать умения правильно понимать, анализировать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций БЖ.

  • Видеомагнитофон-фрагменты записей из телепередач или новостей об опасных ситуациях (на 2-3 минуты).
  • Тема урока «Главные правила ОБЖ».

    Примеры правил и комментарий (разъяснение):

    -Не зная броду, н суйся в воду;

    -Не влезай, убьёт.

  • Организационный момент.
  • Актуализация тем урока. Повторение ключевых понятий.
  • Правила безопасности жизнедеятельности появились благодаря многовековому опыту воинов, охотников, спасателей, путешественников и просто обычных людей. Если бы люди всегда помнили и соблюдали эти правила, они намного реже оказывались в беде.

    Учитель просит учащихся сформулировать понятия: «безопасность», «опасность и опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация».

  • Проверка домашнего задания
  • Заслушать сообщения учащихся об опасных ситуациях, возникавших в их жизни. Попросить назвать, какие правила ОБЖ были нарушены (соблюдены) в этих ситуациях: неосторожность, неправильные действия, неумение защищаться от опасных факторов.
  • Выберите верное утверждение или наиболее полный ответ.
  • Безопасность-это состояние защищённости человека.
  • Безопасность-это состояние защищенности имущества человека.
  • Безопасность-это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды.
  • Опасная ситуация-неблагоприятная обстановка, в которой действуют только природные факторы, например изменения погоды.
  • Опасный фактор-неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.
  • Продолжите утверждение, вставьте пропущенные слова.
  • В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации подразделяю на природные, социально-биологические и …, … (социальные, техногенные).
  • Природные опасные факторы-это …, извержения вулканов, …, сели, оползни, …, …, засухи, …, заморозки, снежные и песчаные бури, …, гололед, болезни, распространяемые животными (чума, тиф, клещевой энцефалит, малярия и т.п.).
  • (Землетрясения, цунами, штормы, ураганы, морозы, наводнения.)

  • Техногенные, чаще социально-техногенные опасные факторы-это аварии или катастрофы с электро- и другой техникой, …, …, химические аварии. (Обвал здания, пожар.)
  • Социальные опасные факторы-это …, конфликтные, экономические, …, … (Криминальные, семейно-бытовые, военные.)
  • 4.Объяснение нового материала. Фронтальная беседа.

    Познакомить с правилами ОБЖ, подготовить их интеграцию с прежним материалом, подвести учащихся к пониманию важности соблюдения правил и рекомендаций.

    Знакомство с новыми понятиями-правило, принцип.

    Правила ОБЖ- рекомендации, выработанные практикой и наукой, сберегающие работоспособность, здоровье и безопасность в процессе труда, обучения, досуга, питания, сна и иных видов жизнедеятельности. Иногда правила называют словом принцип , что переводится как важное основное положение практики ил теории. Они отражают многовековой опыт и те знания, которые накопило человечество в борьбе за выживание. Знание правил и общих принципов помогут тебе, а значит, и твоим друзьям и родным уменьшить количество опасных ситуаций, травм и несчастий. А это значит, что усвоение правил ОБЖ позволит каждому сделать свою собственную и нашу общую жизнь счастливее и радостнее.

    -Какие могут быть последствия невыполнения правил безопасности жизнедеятельности?

    Накопление нарушений и других опасных факторов повышает степень опасности и может перерасти в опасную ситуацию, а затем в опасное происшествие (аварию, катастрофу, преступление, травму, гибель человека, животного).

    Слезами горю не поможешь -гласит народная мудрость. Помочь себе может лишь тот, кто вовремя предупрежден о существующих опасностях, научиться их своевременно распознавать, «обходить стороной» либо уменьшать или преодолевать. Предупрежден-значит вооружен и защищен.

    С каждым может случиться неприятность. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Береженого Бог бережет. И первый шаг к предупреждению и преодолению опасностей- это изучение разных их видов, причин возникновения и рекомендаций по безопасному поведению.

  • Первичная проверка и закрепление знаний
  • Учащиеся обсуждают (анализируют) сюжет сказки «Золотой ключик», рассматривают примеры «неправильного» поведения Буратино:

    -обидел говорящего сверчка;

    -обманул папу Карло;

    -продал подарок папы Карло;

    -убежал из дома в страну Дураков;

    -не слушал советы Мальвины;

    -не учился хорошему;

    -поверил мошенникам Коту и Лисе.

    Заполнение таблицы «Правила безопасности» с текстом правил безопасности и пословиц (стр.13, 168-170 учебника).

    Изучай виды и причины опасностей — знание-сила.

    Учись предвидеть опасности всегда и везде – знал бы, где упасть-соломки подстелил бы.

    Составить в тетради таблицы правил безопасности в повседневной жизни.

    Вопросы для закрепления знаний.

  • Какие неприятные случаи с вами или знакомыми вам людьми можно было предотвратить, соблюдая правила безопасности.
  • Как появились правила безопасности, почему говорят, что они «написаны кровью» наших предков?
  • В чем ценность правил ОБЖ для каждого человека?
  • Домашнее задание.
  • Найти соответствующие пословицы и поговорки и закончить заполнение таблицы «Правила безопасности» (стр.12-13 и 168-170 учебника).
  • Подготовьте небольшой рассказ из жизни о последствиях нарушения правил безопасности в жилище.
  • Подготовьте рисунки-плакаты, напоминающие об опасностях и правилах ОБЖ.
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему: «Вредные привычки. Курение». расчитан на возрастную группу детей 10-11 лет, соответствует их интересам, способностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный, с использова.

    Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю.

    Урок рекомендуется проводит в кабинете, оборудованным стендами по ПДД. Можно задействовать как один класс, разделившийся на 2 группы, так и 2 класса в параллели. Кабинет оснащен мультимедийным проекто.

    деление десятичной дроби на натуральное число. правила деления, решение примеров и задач.

    Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты» Цель : 1.Решение задач на проценты. 2.

    Обобщение понятия натурального числа, ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления.

    тема: «Дорожная безопасность»Цели урока:Закрепить теоретические знания о правилах поведения на дороге.Отработать практические навыки безопасного поведения обучающихся как участников дорожного движения.

    nsportal.ru

    Тема 1. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения

    Оглавление

    На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

    В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

    Сегодня безопасность жизнедеятельности (БЖД) опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

    В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», а в вузах введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

    Будущие специалисты должны быть готовы к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) с целью выбора оптимальных и правильных решений, направленных на защиту персонала учреждений, объектов экономики и населения, а также на существенное ослабление (предотвращение) воздействия различных поражающих факторов ЧС. Поэтому студентам необходимо изучать дисциплину «Безопасность жизнедеятельности».

    1.1. Сущность и содержание дисциплины

    Предметом БЖД является обеспечение безопасности человека от природных, техногенных, экологических и социальных опасностей.

    Объект изучения БЖД — комплекс явлений и процессов в системе «человек — среда обитания», негативно действующих на эту систему.

    Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

    Задачи БЖД сводятся к:

  • теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • комплексной оценке многофакторного влияния негативных условий среды обитания на работоспособность и здоровье человека;
  • оптимизации условий деятельности и отдыха человека;
  • разработке принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработке и рациональному использованию средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия, техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортные условия деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла;
  • непрерывному контролю и мониторингу среды обитания;
  • моделированию и прогнозированию развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучению населения основам защиты от опасностей;
  • разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработке мер по обеспечению национальной и международной безопасности.
  • Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для:

  • создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями;
  • организации функционирования учреждений и объектов экономики в соответствии с современными требованиями по экологии, охране труда и санитарии и с учетом устойчивости работы этих объектов в экстремальных условиях возможной обстановки;
  • прогнозирование ЧС мирного и военного времени и принятия грамотного решения в этих ситуациях по защите населения и персонала учреждений и объектов экономики от возможных последствий ЧС;
  • сохранения безопасности и принятия мер защиты при тушении пожаров, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах ЧС военного и мирного времени.
  • Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении социально-экономических, общественных и общеинженерных дисциплин. Научное содержание курса – теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе «человек – среда обитания — производство»

    Исходя из этого, в курсе рассматриваются основы теории безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов, прогнозирование последствий ЧС, разработка и способы осуществления мероприятий по защите населения, персонала учреждений и объектов экономики, ликвидации последствий ЧС военного и мирного времени.

    Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (объем 29 часов) состоит из девяти взаимосвязанных тем (объемом 20 часа плановых занятий и 9 часов – самостоятельной работы).

    В результате изучения дисциплины курсанты должны быть готовы к грамотным и осознанным действиям в экстремальных условиях любой обстановки.

    Итак, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыкам, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности, контроля и управления этими условиями.

    1.2 Основные понятия безопасности жизнедеятельности

    Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

    Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

    В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

    Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

    Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

    Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.

    Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

    Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно.

    Наиболее характерными являются системы:

  • человек — природная среда;
  • человек – машина – среда рабочей зоны;
  • человек – городская (бытовая) среда.
  • Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:

  • это объект защиты (наравне с окружающей средой);
  • это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);
  • это специалист обеспечивающий безопасность.
  • Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.

    Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).

    Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

    Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.

    В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры:

    • общая;
    • локальная;
    • отраслевая;
    • местная (для отдельных объектов) и др.
    • Аксиома о потенциальной опасности деятельности

      Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

      Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

      Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.

      Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается ее негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:

    • опасность реально существует;
    • человек находится в зоне действия опасности;
    • человек не имеет достаточных средств защиты.
    • Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.

      Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.

      Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.

      Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

      Признаками, определяющими опасность, являются:

    • угроза для жизни;
    • возможность нанесения ущерба здоровью;
    • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека
    • Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.

      Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).

      Источники опасности могут быть:

    • внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала);
    • внутренние (ложные особенности работающего).
    • По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):

    • уровень «0» — событие называется отклонением от нормы;
    • уровни «1-3 балла» — инцидент;
    • уровни «4-7 баллов» — авария (разрушение технических средств и выброс опасных веществ).
    • Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, отключение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ, нормативно — технических документов, установленных правил ведения работ на опасном производственном объекте (без выброса и разгерметизации).

      ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

      Таксономия опасностей

      Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.

      Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.

      Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Приведем лишь некоторые примеры.

      По происхождению различают 6 групп опасностей:

      природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.

      По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

      По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

      По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

      По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.

      По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.

      Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

      По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

      По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

      К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

    • острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;
    • неровности поверхности, по которой перемещается человек;
    • уклоны, подъемы;
    • незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.
    • Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

      Идентификация опасностей

      Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.

      Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

      В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

      Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

      Можно говорить о разной степени идентификации:

    • более или менее полной,
    • приближенной,
    • ориентировочной и т. п.
    • Причины и следствия.

      Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.

      Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

      Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

      Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.

      Триада «опасность — причины — нежелательные следствия» — это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.

      В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.

      «Дерево причин и опасностей» как система

      Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам. Без причин нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей чем-то напоминает ветвящееся дерево. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий». В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.

      Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

      Построение «деревьев» является исключительно эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т. д.).

      Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

      Квантификация опасностей

      Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

      Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

      В. Машалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.

      Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?

      Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т. к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.

      Прежде чем перейти к рассмотрению других аспектов проблемы риска, приведем примеры.

      Пример 1. Определить риск R пр гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около п=7 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно N=70 млн. человек:

      Пример 2. Ежегодно в стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения страны 150 млн. человек, определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей:

      Пример 3. Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть- ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с дорожно-транспортным происшествием (ДТП), если ежегодно погибает в этих происшествиях 30 тыс. человек:

      Различают индивидуальный и социальный риск.

      Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

      Социальный риск (точнее – групповой) – это риск для группы людей. Социальный риск – это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

      В качестве примера приведем зарубежные данные, характеризующие индивидуальный риск (см. табл. 1.1).

      Таблица 1.1: Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всему населению США)

      eos.ibi.spb.ru

      Это интересно:

      • В заявлении дата ставится Письмовник Деловое письмо Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября […]
      • Учебное пособие римское право Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
      • Исковое о взыскании алиментов на родителей Исковое о взыскании алиментов на родителей Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм отчетности. Далее--> […]
      • Договор купле продажи котенка Договор купли-продажи племенного животного (для ознакомления - образец!) ДОГОВОР ПРОДАЖИ КОТЕНКА Заводчик Мейн кунов Я _________________ фамилия, имя, отчество покупателя _______________ ____________________ Прожив. по адресу ________________ город, улица, дом, […]
      • Бланк заявления стандартного налогового вычета Заявление на стандартный налоговый вычет на работника О стандартных вычетах по НДФЛ знает практически каждый работающий россиянин. Они позволяют налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход, с которого исчисляется и уплачивается налог. Физлицо может получить вычет […]
      • Проверка штрафов гибдд по белгородской области Гибдд белгород штрафы КБК и ОКТМО, предложенные в форме машин, выехав на встречную полосу, за такое пересечение сплошной Гибдд белгород штрафы линии предусмотрен только штраф по ст.12.15 ч.Гибдд белгород штрафы 3. Страхованию гражданскоправовой ответственности перевозчика […]
      • Приказ на диагностику в доу Приказ по итогам диагностики (конец года) Юлия Веремьёва Приказ по итогам диагностики (конец года) ПРИКАЗ от «25» мая 2016г. № 41 - ОД «Об итогах проведения мониторинга освоения образовательной программы за 2015/2016 учебный» В соответствие с планом работы муниципального […]
      • Развивающее пособие тактильные ладошки Дидактическое пособие «Тактильные ладошки» Татьяна Февралёва Дидактическое пособие «Тактильные ладошки» Добрый вечер, уважаемые коллеги и посетители моего блога! Хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие для развития тактильных ощущений "Тактильные […]