Используя правила линдемана постройте пирамиды биомассы и численности

| | 0 Comment

Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Итоговая контрольная работа по экологии

Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе)

А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции

А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор

А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют

1) видовое разнообразие

А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют

А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)

2) видовое разнообразие

3) плотность популяции

4) все перечисленное

А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются

А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания

3) трофическая цепь

А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы

1) пирамида численности

2) экологическая пирамида

3) пирамида энергии

4) пирамида массы

А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой

4) консументов 3-го порядка

А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется

1) плотностью популяции

2) продуктивностью популяции

3) саморегуляцией популяции

4) восстановлением популяции

А 12. Сигналом к сезонным изменениям является

3) количество пищи

4) взаимоотношения между организмами

А 13. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления
1. изменение скорости течения реки
2. изменение атмосферного давления
3. увеличение концентрации озона в воздушной среде
4. уменьшение содержания кислорода в воде

А 14. К биотическим факторам среды относят
1. факторы, связанные с деятельностью живых организмов
2. факторы, связанные с деятельностью человека
3. факторы неживой природы

А 15. Условиями среды можно назвать
1. факторы, воздействие которых на организм не зависит от их потребления другими организмами
2. абиотические факторы
3. взаимоотношения организмов в сообществе
климат
4. все факторы, оказывающие влияние на организм

Часть В. (выберите три верных ответа из шести)

1. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

2. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

А) острица – человек

Г) гидра — дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

1) хищник – жертва

2) паразит — хозяин

Часть С. Решите задачи

Используя правило Линдемана (правило 10%), постройте пирамиды биомассы для следующей пищевой цепи лесной просеки: растения —> личинки насекомых —> синица —> сокол. Для этого рассчитайте, какова биомасса живых организмов на каждом трофическом уровне, если известно, что масса сокола 5,5 кг.

Установите последовательность звеньев пищевой цепи биогеоценоза

А) еж; Б) дождевой червь; В) медведка; Г) опавшие листья; Д) филин

3. Плотность малого суслика до периода спячки составляет А 1 , после сезона спячки составляет А 2 . Рассчитать смертность во время спячки в популяциях малого суслика.

Таблица 1. — Исходные данные для решения задания 3

Плотность перед впадением в спячку, А 1 , экз/га

infourok.ru

Используя правила линдемана постройте пирамиды биомассы и численности

Экологическая пирамида — графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме.

Схематически изображать эти соотношения предложил американский зоолог Чарльз Элтон в 1927 году.

При схематическом изображении каждый уровень показывают в виде прямоугольника, длина или площадь которого соответствует численным значениям звена пищевой цепи (пирамида Элтона), их массе или энергии. Расположенные в определенной последовательности прямоугольники создают различные по форме пирамиды.

Основанием пирамиды служит первый трофический уровень — уровень продуцентов, последующие этажи пирамиды образованы следующими уровнями пищевой цепи — консументами различных порядков. Высота всех блоков в пирамиде одинакова, а длина пропорциональна числу, биомассе или энергии на соответствующем уровне.

Правило экологической пирамиды

Показатель каждого уровня экологической пирамиды приблизительно в 10 раз меньше предыдущего

Экологические пирамиды различают в зависимости от показателей, на основании которых строится пирамида. При этом для всех пирамид установлено основное правило, согласно которому в любой экосистеме больше растений, чем животных, травоядных, чем плотоядных, насекомых, чем птиц.

На основе правила экологической пирамиды можно определить или рассчитать количественные соотношения разных видов растений и животных в естественных и искусственно создаваемых экологических системах. Например, 1 кг массы морского зверя (тюленя, дельфина) нужно 10 кг съеденной рыбы, а этим 10 кг нужно уже 100 кг их корма — водных беспозвоночных, которым в свою очередь для образования такой массы необходимо съедать 1000 кг водорослей и бактерий. В данном случае экологическая пирамида будет устойчива.

Однако, как известно, из каждого правила бывают исключения, которые будут рассмотрены в каждом типе экологических пирамид.

Типы экологических пирамид

  1. пирамиды чисел — на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов

Пирамида чисел отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам, неуклонно уменьшается (рис.3).

Например, чтобы прокормить одного волка, необходимо по крайней мере несколько зайцев, на которых он мог бы охотиться; чтобы прокормить этих зайцев, нужно довольно большое количество разнообразных растений. В данном случае пирамида будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху.

Однако подобная форма пирамиды чисел характерна не для всех экосистем. Иногда они могут быть обращенными, или перевернутыми. Это касается пищевых цепей леса, когда продуцентами служат деревья, а первичными консументами — насекомые. В этом случае уровень первичных консументов численно богаче уровня продуцентов (на одном дереве кормится большое количество насекомых), поэтому пирамиды чисел наименее информативны и наименее показательны, т.е. численность организмов одного трофического уровня в значительной степени зависит от их размеров.

  • пирамиды биомасс — характеризует общую сухую или сырую массу организмов на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади — г/м 2 , кг/га, т/км 2 или на объем — г/м 3 (рис.4)
  • Обычно в наземных биоценозах общая масса продуцентов больше, чем каждого последующего звена. В свою очередь, общая масса консументов первого порядка больше, нежели консументов второго порядка и т.д.

    В данном случае (если организмы не слишком различаются по размерам) пирамида также будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху. Однако и из этого правила имеются существенные исключения. Например, в морях биомасса растительноядного зоопланктона существенно (иногда в 2-3 раза) больше биомассы фитопланктона, представленного преимущественно одноклеточными водорослями. Это объясняется тем, что водоросли очень быстро выедаются зоопланктоном, но от полного выедания их предохраняет очень высокая скорость деления их клеток.

    В целом для наземных биогеоценозов, где продуценты крупные и живут сравнительно долго, характерны относительно устойчивые пирамиды с широким основанием. В водных же экосистемах, где продуценты невелики по размеру и имеют короткие жизненные циклы, пирамида биомасс может быть обращенной, или перевернутой (острием направлена вниз). Так, в озерах и морях масса растений превышает массу потребителей только в период цветения (весной), а в остальное время года может создаться обратное положение.

    Пирамиды чисел и биомасс отражают статику системы, т. е. характеризуют количество или биомассу организмов в определенный промежуток времени. Они не дают полной информации о трофической структуре экосистемы, хотя позволяют решать ряд практических задач, особенно связанных с сохранением устойчивости экосистем.

    Пирамида чисел позволяет, например, рассчитывать допустимую величину улова рыбы или отстрела животных в охотничий период без последствий для нормального их воспроизведения.

    1. пирамиды энергии — показывает величину потока энергии или продуктивности на последовательных уровнях (рис.5).
    2. В противоположность пирамидам чисел и биомассы, отражающим статику системы (количество организмов в данный момент), пирамида энергии отражая картину скоростей прохождения массы пищи (количества энергии) через каждый трофический уровень пищевой цепи, дает наиболее полное представление о функциональной организации сообществ.

      На форму этой пирамиды не влияют изменения размеров и интенсивности метаболизма особей, и если учтены все источники энергии, то пирамида всегда будет иметь типичный вид с широким основанием и суживающейся верхушкой. При построении пирамиды энергии в ее основание часто добавляют прямоугольник, показывающий приток солнечной энергии.

      Пирамиды энергии позволяют сравнивать энергетическую значимость популяций внутри экосистемы и иллюстрировать количественные отношения в отдельных, представляющих особый интерес частях экосистем, например, в звеньях жертва-хищник или хозяин-паразит.

      В 1942 г. американский эколог Р. Линдеман сформулировал закон пирамиды энергий (закон 10 процентов), согласно которому с одного трофического уровня через пищевые цепи на другой трофический уровень переходит в среднем около 10% поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды энергии. Остальная часть энергии теряется в виде теплового излучения, на движение и т.д. Организмы в результате процессов обмена теряют в каждом звене пищевой цепи около 90% всей энергии, которая расходуется на поддержание их жизнедеятельности.

      Если заяц съел 10 кг растительной массы, то его собственная масса может увеличиться на 1 кг. Лисица или волк, поедая 1 кг зайчатины, увеличивают свою массу уже только на 100 г. У древесных растений эта доля много ниже из-за того, что древесина плохо усваивается организмами. Для трав и морских водорослей эта величина значительно больше, поскольку у них отсутствуют трудноусвояемые ткани. Однако общая закономерность процесса передачи энергии остается: через верхние трофические уровни ее проходит значительно меньше, чем через нижние.

      Рассмотрим превращение энергии в экосистеме на примере простой пастбищной трофической цепи, в которой имеется всего три трофических уровня.

      1. уровень — травянистые растения,
      2. уровень — травоядные млекопитающие, например, зайцы
      3. уровень — хищные млекопитающие, например, лисы
      4. Питательные вещества создаются в процессе фотосинтеза растениями, которые из неорганических веществ (вода, углекислый газ, минеральные соли и т.д.) с использованием энергии солнечного света образуют органические вещества и кислород, а также АТФ. Часть электромагнитной энергии солнечного излучения при этом переходит в энергию химических связей синтезируемых органических веществ.

        Все органическое вещество, создаваемое в процессе фотосинтеза называется валовой первичной продукцией (ВПП). Часть энергии валовой первичной продукции расходуется на дыхание, в результате чего образуется чистая первичная продукция (ЧПП), которая и является тем самым веществом, которое поступает на второй трофический уровень и используется зайцами.

        Пусть ВПП составляет 200 условных единиц энергии, а затраты растений на дыхание (R) — 50%, т.е. 100 условных единиц энергии. Тогда чистая первичная продукция будет равна: ЧПП = ВПП — R (100 = 200 — 100), т.е. на второй трофический уровень к зайцам поступит 100 условных единиц энергии.

        Однако, в силу разных причин зайцы способны потребить лишь некоторую долю ЧПП (в противном случае исчезли бы ресурсы для развития живой материи), существенная же ее часть, в виде отмерших органических остатков (подземные части растений, твердая древесина стеблей, ветвей и т.д.) не способна поедаться зайцами. Она поступает в детритные пищевые цепи и (или) подвергается разложению редуцентами (F). Другая часть идет на построение новых клеток (численность популяции, прирост зайцев — Р) и обеспечение энергетического обмена или дыхания (R).

        В этом случае, согласно балансовому подходу, балансовое равенство расхода энергии (С) будет выглядеть следующим образом: С = Р + R + F, т.е. поступившая на второй трофический уровень энергия будет израсходована, согласно закону Линдемана, на прирост популяции — Р — 10%, остальные 90% будут израсходованы на дыхание и удаление неусвоенной пищи.

        Таким образом, в экосистемах с повышением трофического уровня происходит быстрое уменьшение энергии, накапливаемой в телах живых организмов. Отсюда ясно почему каждый последующий уровень всегда будет меньше предыдущего и почему цепи питания обычно не могут иметь более 3-5 (редко 6) звеньев, а экологические пирамиды не могут состоять из большого количества этажей: к конечному звену пищевой цепи так же, как и к верхнему этажу экологической пирамиды, будет поступать так мало энергии, что ее не хватит в случае увеличения числа организмов.

        Такая последовательность и соподчиненность связанных в форме трофических уровней групп организмов представляет собой потоки вещества и энергии в биогеоценозе, основу его функциональной организации.

        bono-esse.ru

        Сущность и формы взаимодействия общества и природы

        После изучения темы учащиеся должны:

      5. владеть понятиями темы: «экосистема», «биогеоценоз», «видовая структура экосистемы», «трофическая структура экосистемы», «трофические цепи», «продуценты», «консументы», «редуценты», «пространственная структура экосистемы», «функциональная структура экосистемы»;
      6. уметь характеризовать основные типы структурной организации экосистемы;
      7. уметь строить трофические цепи, показывающие пищевые взаимоотношения между организмами;
      8. различать примеры консорций, парцелл, ареолов.
      9. В начале урока нужно вспомнить термин «синэкология», под которым понимают экологию сообществ и экосистем. Уровень сообщества предполагает изучение комплексов организмов с входящими в его состав разнообразными видами растений, животных, грибов и микроорганизмов, взаимодействующих между собой и заселяющих определенные участки земной поверхности.

        Экосистема – (от греч. oikos – жилище, местообитание) – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.

        Обозначить 2 компонента экосистемы – биосистема (биота) и физиосистема.

        Биосистема – комплекс живых организмов.

        Физиосистема – комплекс факторов абиотической среды.

        Сравнить понятие «экосистема» с понятием «биогеоценоз».

        Биогеоценоз (от греч. bios – жизнь, koinos – общий) – это единый комплекс организмов (популяций разных видов), обитающих на определенной территории с однородными условиями существования, а также взаимодействующих между собой.

        Обозначить структурные компоненты биогеоценоза: экотоп и биоценоз (по В.Н. Сукачеву).

        Экотоп – это совокупность факторов абиотической среды.

        Биоценоз – это все взаимодействующее население биогеоценоза.

        Любой биогеоценоз может быть назван экосистемой, в то время как не каждая экосистема может быть названа биогеоценозом.

        Совокупность всех экосистем нашей планеты образует биосферу.

        Привести примеры экосистем.

        Следует отметить, что понятия «экосистема» и «биогеоценоз» не имеют полного тождества и оттеняют различные аспекты устройства и функционирования природы. По сути – это просто разные точки зрения на один и тот же предмет, которые не взаимоисключают, а взаимно дополняют друг друга. И биогеоценоз, и экосистему можно считать моделями реального мира живых организмов.

        Перейти к структуре экосистем. Дать представление о видовой, трофической, пространственной и функциональной структуре экосистемы.

        Под видовой структурой понимается количество видов, образующих экосистему, и соотношение их численности.

        С экологических позиций принято различать три группы организмов, образующие трофические (пищевые) уровни в структуре экосистемы:

        • первый трофический уровень – продуценты;
        • второй уровень – консументы;
        • третий уровень – редуценты.
        • Виды, взаимодействующие между собой в процессе питания, образуют пищевые, или трофические, цепи.

          Показать пищевые взаимоотношения между организмами внутри экосистемы. Построить короткие, длинные, полные и неполные пищевые цепи.

          Взаимоотношения организмов разных трофических уровней можно представить графически, в виде экологических пирамид (совокупности трофических уровней).

          Пространственная структура проявляется в горизонтальном и в вертикальном направлениях. Неоднородность экосистемы в горизонтальном направлении имеет крупные и мелкие формы. Скопления деревьев в лесу могут занимать площадь в десятки и сотни квадратных метров, а мелкие пятна трав, дернинки мхов, пни, валежины и муравейники имеют незначительные размеры. Для обозначения крупных мозаик горизонтальной структуры сообщества было предложено понятие «парцелла», а для обозначения мелких пятен принято понятие «ареола».

          Привести примеры разных типов парцелл темнохвойного леса – мертвопокровные, мелкотравные, крупнотравные.

          Вертикальное, этажное строение экосистемы формируется ярусами, либо горизонтами.

          Привести примеры экосистем с ярусным и горизонтальным строением.

          Примером экосистемы с ярусным строением является лес. В лесу могут быть представлены все ярусы (древесный, кустарниковый, травяной ярусы). Ярус деревьев выделяют на всю древесную толщу: от наиболее глубоких ответвлений корней в почве до верхушек крон. Подобным образом выделяют и другие ярусы.

          Ввести понятие «консорция» – единица функциональной структуры сообщества, отражающая все многообразие существующих в нем связей.

          Рассмотреть пример консорции.

          Дать задание для самостоятельной работы: найти информацию об изменении экосистем во времени (обратимые изменения и глубокие необратимые изменения), подготовить примеры различных структур экосистемы.

          ППопуляции разных видов в природных условиях объединяются в системы более высокого ранга – с биоценозы и экосистемы.

          Термин «экосистема» был предложен английским экологом А.Тенсли в 1935 г. Используют и термин биогеоценоз, предложенный русским учёным В.Н.Сукачёвым, включающий экосистему и ландшафт, место её обитания.

          Экосистемы могут существенно различаться по размеру. Существуют микроэкосистемы – болотная кочка, дерево, покрытое мхом, горшок с цветком; мезоэкосистемы – озеро, болото, луг, песчаная дюна; макроэкосистемы – тайга, пустыня Сахара, дождевые леса Амазонки. Системой жизнеобеспечения Земли является глобальная экосистема – биосфера, включающая все живые организмы, взаимосвязанные с физической средой и энергией Космоса.

          Экосистема – это надорганизменная система, в которой биотический компонент представлен биоценозом, а абиотический – биотопом.

          С функциональной точки зрения экосистемы целесообразно анализировать в следующих направлениях: 1) потоки энергии; 2) пищевые цепи; 3) структура пространственно-временного разнообразия; 4) круговороты питательных элементов (биогеохимические круговороты);5) развитие и эволюция и 6) управление (кибернетика). Термин «биоценоз» был предложен немецким зоологом К. Мёбиусом и обозначает организованную группу популяций растений, животных и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию в пределах определённого объема пространства. Любой биоценоз занимает определённый участок абиотической среды –биотоп.

          Биотоп — пространство с более или менее однородными условиями, заселённое тем или иным сообществом организмов. Важными, с научной точки зрения,критериями оценки состояния биоценозов являются его структура — видовой и численный состав, трофическая (пищевая) цепь, продуктивность, биомассаи т.д.

          Биоценоз — не просто сумма образующих его видов, но и совокупность взаимодействий между ними. Все многообразные взаимодействия между видами принято делить на три основных группы: пищевые взаимоотношения, пространственные и средообразующие.

          Важнейший вид взаимоотношений между организмами в биоценозе, фактически формирующими его структуру — это пищевые связи хищника и жертвы: одни — поедающие, другие — поедаемые. При этом все организмы, живые и мертвые, являются пищей для других организмов: заяц ест траву, лиса и волк охотятся на зайцев, хищные птицы способны утащить и съесть как лисёнка, так и волчонка. Погибшие растения, зайцы, лисы, волки, птицы становятся пищей для детритофагов (редуцентов).

          Пищевая (трофическая) цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них поедает или разлагает другой. Она представляет собой путь движущегося через живые организмы однонаправленного потока поглощенной при фотосинтезе малой части высокоэффективной солнечной энергии, поступившей на Землю. В конечном итоге эта цепь возвращается в окружающую природную среду в виде низкоэффективной тепловой энергии. По ней также движутся питательные вещества от продуцентов к консументам и далее к редуцентам, а затем обратно к продуцентам.

          Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем. Первый трофический уровень занимают автотрофы, иначе именуемые первичными продуцентами, организмы второго трофического уровня называют первичными консументами (гетеротрофами, то есть «питающиеся другими), третьего -вторичными консументами и т.д. Обычно бывают четыре или пять трофических уровней и редко более шести (рис.27):

          Рис. Трофическая сеть луга по Р.Риклефсу, 1979 г. (цифрами обозначены трофические уровни)

          Выделяют два главных типа пищевых цепей — пастбищные и детритные. Концепция пищевых цепей позволяет проследить круговорот химических элементов в природе, хотя реальные пищевые цепи намного сложнее, чем соответствующее их схематичное изображение (рис. 28).

          Рис. Схема превращения азота в биотическом круговороте: потребление азота; поступление азота.

          Живое органическое вещество преобразуется в пастбищных пищевых цепях, а мёртвое – в детритных.

          Пастбищные цепи иногда называют «цепями выедания». В большинстве случаев первым звеном такой цепи являются живые зелёные растения (фототрофы). Второе звено (консументы 1-го порядка) представлено травоядными животными или паразитами растений. Третье звено (консументы 2-го порядка) – хищники или паразиты консументов 1-го порядка. Четвёртое звено — – хищники или паразиты консументов 2-го порядка и так дальше. Примером такой цепи может служить схема: сосна тля божья коровка паук насекомоядная птица хищная птица.

          В детритных цепях, или «цепях разложения», первым звеном является отмершее органическое вещество – детрит (от лат.detritus — истёртый). консументами 1-го порядка в детритных цепях являются организмы, питающиеся трупами, экскрементами, опавшей листвой. Второе и иногда третье звено детритной пищевой цепи представлено настоящими редуцентами – организмами (грибы и бактерии), разрушающими органические вещества до неорганических. Например: опад клёна дождевой червь почвенные грибы бактерии.

          В наземных экосистемах преобладают именно дендритные пищевые цепи, в них перерабатывается почти 90% всего органического вещества, ежегодно производимого экосистемой. Большинство животных может питаться организмами разных типов, входящих в одну и ту же пищевую цепь или в различные пищевые цепи. Это особенно характерно для высших трофических уровней. Всеядные животные питаются и консументами, и продуцентами. Таким образом, в природе пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые (трофические) сети.

          В водных экосистемах чаще доминируют пастбищные цепи. Детритные цепи преобладают в придонных и глубинных слоях воды.

          Для наглядности представления взаимоотношений между организмами различных видов в биоценозе принято использовать экологические пирамиды: пирамиды численности, биомассы и энергии .

          Для построения пирамид численности подсчитывают число организмов на некоторой территории, группируя их по трофическим уровням. Каждый уровень изображается условно в виде прямоугольника, площадь которого соответствует численному значению количества особей в определённом масштабе. Расположив эти прямоугольники в соподчиненной последовательности получают экологическую пирамиду численности, основной принцип построения которой впервые сформулировал американский ученый Ч.Элтон.

          Данные для пирамид численности получают достаточно легко путем прямого сбора образцов, однако сами по себе пирамиды численности не всегда достоверно отражают направление потока веществ и энергии в биоценозе: продуценты сильно различаются по размерам, хотя один экземпляр дерева или злака имеют в пирамиде численности одинаковый статус. Это обстоятельство нарушает правильную пирамидальную форму, давая перевёрнутые пирамиды.

          Рис. Пирамиды численности, биомассы и энергии по Ю.Одуму (1975 г.)

          Чтобы избежать неудобств, характерных для пирамид численности используют пирамиды биомассы. В этом случае размер прямоугольников пропорционален биомассе живого вещества соответствующего уровня, отнесенной к единице площади или объема. Однако сама по себе биомасса каждого трофического уровня, выраженная в единицах массы в каждый конкретный момент времени не содержит в себе информации о скорости её прироста. В тоже время продуцентам небольшого размера, например водорослям, свойственна высокая скорость роста и размножения. Их продуктивность – то есть скорость прироста биомассы, может быть не меньше, а то и больше продуктивности крупных деревьев, и, хотя в каждый данный момент времени биомасса на корню мала, фитопланктон (микроводоросли) может поддерживать жизнь крупных животных, например китов. Поэтому, в случае наземных экосистем пирамиды массы практически всегда имеют широкое основание и узкую вершину, а для водной среды характерны перевёрнутые пирамиды массы.

          Самым фундаментальным способом описания связей между организмами разных трофических уровней является пирамида энергий, в которой размер прямоугольников пропорционален количеству энергии на единицу площади или объема, прошедший через трофический уровень за определённый период времени. На форму такой пирамиды не влияют изменения размеров и интенсивности метаболизма особей. Если учтены все источники энергии, то пирамида всегда будет иметь типичный вид согласно второму закону термодинамики. Пирамиды энергий позволяют не только сравнивать различные биоценозы, но и выявлять относительную значимость популяций в пределах одного сообщества. Первичными поставщиками энергии для всех других организмов в цепях питания являются растения. При дальнейших переходах энергии и вещества с одного трофического уровня на другой существуют определённые закономерности, сформулированные в виде правила Р.Линдемана (1942):

          -с одного трофического уровня на другой, более высокий уровень переходит, в среднем, около 10 % энергии, поступившей на предыдущий уровень экологической пирамиды.

          При этом действует принцип биотического усиления (накопления): вредные вещества накапливаются в трофических сетях, увеличивая свою концентрацию с уровня на уровень примерно на порядок.

          Принцип биотического усиления должен быть принят во внимание при любых решениях, связанных с поступлением соответствующих загрязнений в природную среду.

          1. Что такое пищевая цепь и как много таких цепей в экосистемах?

          2. Какие трофические уровни в пищевой цепи занимают продуценты и консументы первого, второго и третьего порядков?

          3. Как формулируется правило экологической пирамиды? Чем отличаются пирамиды численности, биомассы и энергии?

          4. Сформулируйте правило биотического усиления и приведите примеры его действия.

          5. Какие приспособления эволюционно вырабатывает хищник для этого способа питания?

          6. Кто чью численность контролирует: хищник жертву или наоборот?

          7. Что такое экосистема?

          8. Что такое продуктивность экосистем?

          9. Как влияют абиотические факторы среды на формирование видовой структуры биоценозов?

          10. От чего зависит видовой состав и насыщенность биоценоза?

          11. Объясните, в чем заключается особая важность биоразнообразия для экосистем нашей планеты.

          12. Сформулируйте правило Линдемана и приведите примеры его действия.

          13. Вспомните основные принципы функционирования экосистем. Противоречат ли им основные тенденции развития человеческого общества?

          14. Можно ли цветочный горшок с цветущим растением считать экосистемой? Обоснуйте.

          15.Опираясь на закономерности организации сообществ, обоснуйте точку зрения, в которой для решения проблем человечества необходим переход на растительный рацион питания (вегетарианство).

          Сущность и формы взаимодействия общества и природы.

          Человек во все периоды ϲʙᴏего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы ϶ᴛᴏго взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. В первобытнообщинном строе, когда знания человека о природе были ничтожно малы, производительные силы общества очень слабы, человек находился в полной зависимости от сил природы. Все его взаимодействие с природой ϲʙᴏдилось к слепому подчинению данным силам. Хотя он и стремился познать и понять природу, жить с ней в гармонии, но сделать ϶ᴛᴏго не мог из-за ограниченности ϲʙᴏих экологических знаний. В эпоху рабовладельческой общественной формации, когда человек оϲʙᴏил ремесла, научился добывать и перерабатывать полезные ископаемые, имел представление о небесных телах и мог предсказывать затмение Луны и Солнца, соотношение сил общества и природы изменялось в пользу человека. Человек в ϶ᴛᴏт период в известной мере уже ушел от слепого подчинения силам природы. В период становления и развития капиталистической общественной формации, когда человек открыл периодическую таблицу химических веществ, научился превращать одни вещества в другие, использовать электрическую энергию, он все чаще провозглашает себя господином природы. В ϶ᴛᴏт период общество противопоставляли природе, природа — технике, техника — человеку и т.п. Природа рассматривается как неисчерпаемый источник ресурсов и объект преобразований с вытекающими отсюда пагубными последствиями для природы и для самого человека. Научно-технический прогресс усиливает эту тенденцию. В данных условиях возникает немало естественнонаучных, социологических и других концепций и прогнозов в отношении дальнейших судеб человечества, путей его спасения от наступающего кризиса во взаимодействии общества и природы (экологического кризиса). С одной точки зрения, окружающая нас природная среда существует независимо от воли и сознания человека. Важно знать, что больше того, сам человек будет продуктом природы, находится внутри нее, составляет ее часть, испытывает на себе влияние законов природы. С другой стороны, человек взаимодействует с природой, влияет, воздействует на нее. Задача человечества заключается в том, ɥᴛᴏбы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис.

          Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 1149 . Нарушение авторских прав

          studopedia.info

          Это интересно:

          • Устав флота на речных судах Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
          • Системы пенотушения на судах Охрана труда на морском транспорте Рис. 1. Принципиальная схема системы воздушно-механического пенотушения Всю аппаратуру для получения воздушно-механической пены в зависимости от пенообразования можно разделить на общесудовые системы и установки местного […]
          • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
          • Правила безопасности на уроках обж Журнал по технике безопасности на уроках ОБЖ 8. 4. Не стоит затевать игру, где в шутку надо “топить” друг дуга. 8. 5. Не поднимай ложной тревоги. Инструкция №9. Правила безопасности при общении с животными 9. 1. Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением […]
          • Перегонка судов Перегон судов различного назначения Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна.Но часто возникает необходимость в перегоне судна с одного водного бассейна в другой в условиях, на которые […]
          • Заявление форме n 1п Образец заявления о выдаче паспорта. Форма N 1П Приложение N 1 к Административному регламенту исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по […]
          • Несущий на себя налог 6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, […]
          • Учебное пособие римское право Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]