Правовой режим гражданства в рф

| | 0 Comment

Тема 22 Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

Вопрос 1. Понятие, особенности и назначение административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Административно-правовой режим выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (далее – АПР «выезда-въезда» или режим «выезда-въезда») представляет собой совокупность правовых установлений, регламентирующих порядок оформления и получения документов на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, выдачи соответствующих разрешений и пропуска через государственную границу физических лиц, а также необходимых организационно-управленческих мероприятий, направленных на обеспечение данного режима.

Перечислим характерные особенности данного АПР.

• Правовые нормы в этой области образуют две относительно самостоятельные группы правил, каждая из которых одновременно является элементом режима «выезда-въезда».

• Правила первой группы определяют порядок оформления и получения документов на выезд из Российской Федерации и въезд в нее российских, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также устанавливают порядок выдачи разрешений компетентными органами Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и въезд в нее.

• Правила второй группы определяют порядок пропуска указанных выше лиц через государственную границу Российской Федерации.

• В основе режима «выезда-въезда» лежит разрешительная система, требующая предварительного (то есть до фактического осуществления выезда из Российской Федерации и въезда в нее) получения от компетентных органов Российской Федерации специального разрешения на выезд из Российской Федерации и въезд в нее. В настоящее время такое разрешение оформляется и выдается в виде виз (иностранным гражданам, лицам без гражданства) и разрешений компетентных органов Российской Федерации при оформлении заграничного паспорта.

Назначение АПР «выезд а-въезд а» состоит в том, что он направлен на предупреждение, выявление и пресечение:

• попыток проникновения в страну лиц, которые могут своими действиями нанести ущерб личности, обществу и государству непосредственно на территории Российской Федерации;

• попыток выезда из Российской Федерации отдельных граждан с целью нанесения ущерба личности, обществу и государству (например, с целью ухода от материальной и иной ответственности, уклонения от исполнения воинской обязанности, измены Родине, осуществления террористической и иной преступной деятельности).

Основными нормативными правовыми актами , составляющими правовую основу данного АПР, являются:

1) Конституция РФ;

2) Федеральное законодательство РФ:

• Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

• КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗдр.

• Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и др.

3) указы Президента РФ:

• «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» от 21 июля 1997 г. № 746;

• «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. № 1325 и др.;

4) постановления Правительства РФ:

• «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов» от 28 августа 2003 г. № 532;

• «О миграционной карте» от 16 августа 2004 г. № 413;

• «Об утверждении Положения о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» от 2 февраля 2005 г. № 50;

• «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15 января 2007 г. № 9;

• «О государственной информационной системе миграционного учета» от 14 февраля 2007 г. № 94;

• «Об утверждении Правил учета в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении» от.

16 февраля 2008 г. № 77 и др.;

5) ведомственные нормативные правовые акты:

• Приказ ФПС России от 30 апреля 1997 г. № 272 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке продления действия просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства органами пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации, изготовлении и закреплении гербовых печатей Федеральной пограничной службы Российской Федерации»;

• Приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. № 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»;

• Приказ МИД РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития РФ, ФСБ России, СВР России от 30 марта 2005 г. № 3769/227/244/183/20 «О создании межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» и др.

Вопрос 2. Субъекты и объекты административно-правового режима выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Субъектами АПР «выезда-въезда» выступают, с одной стороны, физические лица, а именно: граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, и с другой стороны, государственные органы Российской Федерации, участвующие в разработке, установлении и осуществлении настоящего режима.

Объектом АПР «выезда-въезда» являются отношения, регулирующие порядок получения документов на выезд из Российской Федерации и въезд в нее, а также пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В разработке, установлении и осуществлении данного АПР принимают участие следующие органы Российской Федерации:

1) Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации);

3) Правительство РФ.

6) иные министерства и ведомства РФ;

7) государственные и общественные организации РФ;

8) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Федеральное собрание законодательно закрепляет общие принципы, регламентирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее.

Президент РФ подписывает законодательные акты Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации с иностранными государствами, устанавливающие основные положения, регулирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в нее.

Правительство РФ:

• принимает решения о порядке выезда-въезда российских и иностранных граждан и лиц без гражданства;

• утверждает перечень городов и районов, закрытых для посещения иностранными гражданами, и устанавливает правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации;

• утверждает образцы документов, удостоверяющие гражданство Российской Федерации;

• разрабатывает меры, обеспечивающие реализацию гражданами Российской Федерации прав на свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение и направленные на совершенствование порядка командирования за границу.

МИД РФ:

• на основе решений высших органов государственной власти ведет переговоры об установлении и закреплении государственной границы. В этих целях оно осуществляет подготовку необходимых документов и материалов;

• осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение охраны государственной границы;

• оформляет в пределах своей компетенции документы на право выезда из Российской Федерации и въезда в нее гражданам Российской Федерации, иностранцам и лицам без гражданства.

МВД РФ:

• обеспечивает права граждан Российской Федерации на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение;

• выдает разрешения на выезд за границу и въезд в Российскую Федерацию по частным делам;

• определяет правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных актов, регулирующих вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в нее.

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие на государственной границе таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля:

• издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;

• контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями требований международных договоров Российской Федерации, законодательства РФ по вопросам, входящим в их компетенцию, и др.

Эти и другие полномочия федеральных органов государственного управления изложены в ст. 28 разд. VI Закона о государственной границе.

Вопрос 3. Основания ограничения на въезд в Российскую Федерацию и запрещения въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

1) в пункте пропуска через государственную границу нарушили правила пересечения государственной границы, таможенные правила, санитарные нормы, – до устранения нарушения;

2) использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;

3) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) два и более раза в течение 3 лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации;

5) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, – до осуществления соответствующих выплат в полном объеме;

6) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации находились в Российской Федерации вследствие их передачи иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, – в течение 5 лет со дня передачи в соответствии с указанным договором.

Согласно ст. 27 указанного Закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:

1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;

2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, – в течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством РФ, – до их представления;

5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, – до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ;

7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;

8) отсутствует письменное подтверждение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о применении процедуры реадмиссии в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, которые передаются иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеют законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, с указанием даты и предполагаемого пункта пропуска через государственную границу.

Вопрос 4. Основания ограничения выезда из Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно ст. 28 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, – до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, – до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, – до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

bzbook.ru

Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их правовой режим

Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати, Казахстан

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИХ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Конец XX века во всём мире характеризуется резким увеличением числа иностранцев, прибывающих в другую страну на временной или постоянной основе. Причинами тому послужили развитие интеграционных процессов, глобализация мировой экономики, расширение миграционного процесса.

В условиях обретения Казахстаном суверенитета роль и значение республики в мировом сообществе возрастают с каждым годом. На территории нашей страны открываются все новые представительства иностранных фирм, создаются совместные предприятия, все больше приезжает туристов. Дальнейшее развитие международного сотрудничества, расширение экономических и культурных отношений с другими государствами, открытость общества, увеличивающийся приток иностранного инвестирования в экономическое русло республики приводит к росту числа иностранных граждан, приезжающих в Казахстан, и вызывает необходимость регулирования их правового положения [1].

Нам известно, что правовой статус иностранцев регулируется одновременно и внутренним законодательством, и актами международного права, представленными в виде договоров и конвенций. Исходя из вышесказанного, ученые расходятся во мнении относительно данного института правовых отношений. Одни относят его к внутригосударственному праву каждого государства, другие к международному публичному праву, некоторые к международному частному праву. Выдвигались также предложения о введении особой отрасли права «права иностранцев», как это принято в ФРГ.

Такие права как имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные регулируются нормами международного частного права.

Иностранные граждане при реализации своих прав и свобод подчиняются одновременно к двум правопорядкам: с одной стороны – своего государства, с другой – государства, в котором он находится. Конституция РК (п. 4 ст. 12) закрепила важный принцип, регулирующий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране для иностранных граждан и лиц без гражданства предоставлен национальный режим, согласно которому им принадлежат все конституционные права и обязанности, что и гражданам нашей страны, за исключением политических прав. В то же время не стоит забывать, что абсолютного тождествa между правовым статусом своих граждан и иностранных нет ни в одном государстве. Практически ни в одной стране в мире иностранцам не предоставляются политические права, они не пользуются всей абсолютностью социально-экономических прав, не имeют доступа к государственной службe, не несут воинской повинности и т. д. Пoэтому национальный режим нельзя принимать буквально: он отражает лишь общий принцип равенства людей без учета отдельных изъятий [2].

Следует упомянуть и о режиме наибольшего благоприятствования, который чаще всего используется во внешнеторговых отношениях. Более того этот режим является одним из важнейших пунктов коммерческих договоров, совершаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранцы обладают максимальным пределом тех прав, которые обычно предоставляются гражданам другого государства. Режим в сферах торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемых к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применен и к любому иному государству, с которым аналогично подписан торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Использование режима наибольшего благоприятствования играет положительную роль в развитии международной торговли. Если сравнивать с национальным режимом данный режим всегда используется на договорных условиях.

Как считает российский правовед Богуславский, договорная практика Российской Федерации в торговых отношениях с другими странами исходит из предоставления режима наибольшего благоприятствования, и к применению национального режима в области торговли относится в общем отрицательно. Национальный режим применяется в торговых отношениях в ограниченном числе случаев, например по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима) [3].

Касательно Республики Казахстан режим наибольшего благоприятствования применялся только во внешнеторговых отношениях. Например, по соглашению между США и Казахстаном 19 мая 1992 года был подписан договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, где каждая сторона согласилась предоставлять организациям, гражданам, компаниям другой страны режим наибольшего благоприятствования в финансовых вопросах. Подобное соглашение было подписано и 22 сентября 1992 года между Казахстаном и Германией «Договор о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники».

Наконец, среди основных режимов, предоставляемых иностранным гражданам, можно отметить и специальный режим. Обычно он устанавливается в отношении отдельных иностранных государств в виде специальных прав (преференций), в то же время, наоборот, в виде отдельных ограничений (к примеру, для граждан государства-противника во время вооруженного конфликта).

В некоторых ситуациях вопросы правового положения иностранных граждан могут решаться посредством заключения многосторонних соглашений. 30 декабря 1999 года Республика Казахстан ратифицировала договор, заключенный между странами СНГ, о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства [3].

Как показывает практика, все выше указанные три режима могут осуществляться одновременно, и применяться к гражданам разных государств.

В основе правового статуса иностранцев и лиц без гражданства ле­жат те же принципы, которые определяют статус гражданина Казахстана:

— принцип национального режима, как было отмечено выше, иностранные граждане имеют те же права и свободы и несут те же обязанности, что и граждане РК. Однако национальный режим вовсе не означает абсолютного приравнивания иностранных граждан и граждан Республики Казахстан. Ограничения всегда имеют место. Согласно ст. 20 Закона РК «О правовом положении иностранцев: «Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории Республики Казахстан»». Согласно нормам Конституции данная обязанность возлагается только на граждан РК. Еще одним примером ограничения из принципа национального режима является ст. 19 Закона, где отмечено, что иностранные граждане в Казахстане не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах. Однако данные ограничения «компенсируются» положением о всеобщей воинской обязанности, от которой иностранные граждане и лица без гражданства освобождены [4].

Законодательство Республики Казахстан не соединяет обеспечение национального режима наряду с принципом взаимности. Права и свободы, предусмотренные законодательством, обеспечиваются иностранным гражданам независимо от того, обладают такими правами в их странах граждане Казахстана или нет.

В Казахстане смешанные браки между лицами различных рас и национальностей официально разрешены. То же самое можно сказать и о конституционном принципе равноправия мужчин и женщин, который распространяется и на иностранных мужчин и женщин в РК. Под определением равенство перед законом понимается, прежде всего, равное подчинение закону всех членов общества, строгость и одинаковая обязательность его соблюдения.

— принцип использования иностранными гражданами своих прав и свобод не в ущерб интересам Республики Казахстан, правам и интересам ее гражданам.

— принцип использования иностранными гражданами своих прав и свобод в неразрывной связи с ответным исполнением обязательств, установленных законодательством РК.

Закон РК «О правовом положении иностранцев» делит всех иностранных граждан на две основные категории: постоянно проживающие и временно пребывающие в РК. Ключевой стержень подразделения этих категорий заключается в степени устойчивости политико-правовой связи иностранца с государством, цель и характер нахождения на территории нашего государства, а вовсе не в сроке пребывания, как это может показаться из смыслового значения слова.

Права и свободы человека, охрана существующего конституционного строя, политическая стабильность в стране, целостность и неприкосновенность ее территории являются приоритетными положениями в конституционном праве Республики Казахстан.

Однако, несмотря на конституционно закрепленный принцип, высказывающий, что высшая ценность государства – это права и свободы, вопреки провозглашенному национальному режиму, в 2012 году в Казахстане произошел довольно таки неприятный казус, связанный с ущемлением прав детей, иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РК.

Проблема была связанна с присвоением идентификационного номера, отсутствие которого серьезно влияло на получение некоторых видов социальной помощи, таких как образование и медицинская помощь.

Как сообщает корреспондент Вера Кисленкова: «Ошибка, выделяющая этих детей из всех граждан и неграждан, была допущена еще в 2007 году, когда принимали Закон «О национальных реестрах идентификационных номеров». Как было сообщено в Министерстве юстиции, документы, удостоверяющие личность, за исключением свидетельств о рождении, признаются недействительными в случае отсутствия в них ИИН с 1 января 2013 года. Получается, эти дети остались единственными, кто лишен самых обычных прав — на бесплатное медобслуживание и образование. Конечно, экстренную медицинскую помощь им окажут, но всю плановую — только за деньги.Конечно, юных иностранцев в стране не так уж много, но непонятно одно — чем же они хуже остальных людей, проживающих в Казахстане?».

Проанализировав данную ситуацию, немудрено было заметить о грубом нарушении ст. ст. 29-30 Конституции РК, ст. 7, ст. 10 Закона РК «О правовом положении иностранцев» (право на охрану здоровья, право на получение образования). Следовательно, создание данного закона, можно расценивать как конституционное правонарушение или конституционный деликт.

1. Сарсембаев М.А. Международное право. Особенная часть: Учебное пособие / «Данекер».- Алматы: Гылым, 1999.- 284 с.

2. Богуславский М.М.Международное частное право: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — M: Юристъ, 2002. — 462 с.

3. Акуев Н.И. Особенности конституционно-правовой ответственности в Казахстане / В сб.: Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2001. – С.54.

www.konspekt.biz

Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации Хабибулина Ольга Владимировна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хабибулина Ольга Владимировна. Административно-правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 Владивосток, 2006 219 с. РГБ ОД, 61:06-12/559

Содержание к диссертации

Введение к работе

Актуальность темы. Развитие международных отношений РФ ведет к увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, посещающих РФ с различными целями. Пребывание иностранцев в РФ вызывает возникновение различных правоотношений с их участием, которые в одних случаях ничем не отличаются от правоотношений с участием российских граждан, в других — носят специфический характер. Важнейшую группу данных отношений составляют административные правоотношения, складывающиеся в сфере публичного управления, так как участие иностранцев в них является предпосылкой возникновения всех других правоотношений, а их административно-правовой статус — фундаментом для возникновения и осуществления иных правовых статусов. Сочетание публичных и частных интересов в рассматриваемой сфере предопределяет использование различных правовых регуляторов, основным из которых является административно-правовая регламентация общественных отношений, связанных с пребыванием иностранцев в РФ, направленная на развитие и углубление международного сотрудничества, защиту национально-государственных интересов России, осуществление иностранцами прав, свобод и обязанностей. При общей тенденции к уменьшению публичного воздействия применительно к данным отношениям реализация исполнительно-распорядительных полномочий органов государственной власти в целях защиты национальных интересов является необходимостью, а доля административно-правового регулирования возрастает. Вместе с тем анализ существующего положения свидетельствует, что в этой области наблюдается существенное отставание и административно-правовой теории, и нормотворческой практики от насущных потребностей административно-правового регулирования.

Иностранцы являются специфическими субъектами общественных отношений, что требует необходимой адаптации обычных форм и методов

государственного управления и, как следствие, установления специального административно-правового режима как жизнедеятельности данных субъектов, так и функционирования российских государственных органов и должностных лиц исполнительной власти в целях обеспечения национальной безопасности РФ и прав и обязанностей иностранцев. Данный режим закрепляет взаимные права и обязанности иностранцев и представителей (носителей) публичной административной власти, а также включает в себя совокупность процедурно-процессуальных моментов реализации этих прав и обязанностей. Именно наличие особого правового режима позволяет эффективно организовать деятельность органов исполнительной власти в отношении иностранцев, создает условия для устойчивого функционирования и жизнедеятельности и тех, и других. Кроме того, административно-правовой режим, с одной стороны, способствует применению особых мер, осуществлению жесткой регламентации, контроля, надзора, введению дополнительных ограничений и изъятий, а, с другой,-гарантирует их соответствие конституционному статусу личности в отношении иностранцев, обеспечивает выполнение международных обязательств в области прав человека.

Правовое регулирование статуса иностранцев во время пребывания в РФ носит комплексный характер и представлено базирующимися на требованиях Конституции Российской Федерации юридическими предписаниями различного отраслевого характера, ведущее положение среди которых занимают нормы административного права. Помимо этого нельзя не учитывать, что между РФ и зарубежными государствами заключен ряд договоров и соглашений, содержащих нормы об иностранцах, оказывающих существенное влияние на правовой статус последних. Это обусловливает необходимость исследования административно-правового режима пребывания иностранцев в РФ в тесной связи с фундаментальными положениями Конституции РФ и международных договоров РФ.

Степень научной разработанности темы. Анализ юридической литературы показывает, что отдельные вопросы, связанные с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ исследовались учеными в достаточной мере. Однако имеющиеся работы в основном посвящены анализу общего правового статуса иностранцев с уделением значительного внимания исторической проблематике вопроса. Что касается административно-правового аспекта, то преимущественно он увязывается с анализом конкретных процедурных моментов въезда иностранцев в РФ, пребывания в ней, выезда с ее территории, а также отдельных сторон деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, правопорядка в местах их пребывания либо особенностей привлечения к административной ответственности этой категории лиц.

Вместе с тем среди российских ученых до сих пор отсутствует единое мнение о содержании и соотношении терминов «иностранец» и «иностранный гражданин». В науке административного права не выработаны единые подходы к классификации иностранных граждан и лиц без гражданства, обоснованию принципов, образующих основу их правового статуса. До настоящего времени актуальным остается вопрос о понятии и содержательном наполнении такой категории, как административно-правовой статус, применительно к личности вообще и к иностранным гражданам и лицам без гражданства, в частности.

Несмотря на то, что понятие «правовой режим» успешно адаптировано многими отраслями российского права, в науке административного права категория «административно-правовой режим» используется в основном для характеристики регламентации общественных отношений в особых, исключительных, чрезвычайных ситуациях, что обедняет возможности его применения для нужд юридического обеспечения всего многообразия отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования, в том числе и с участием иностранцев.

Отдельные выводы о понятии и видах иностранных граждан и лиц без гражданства, понятии и содержании их административно-правового статуса, его принципов, понятии, назначении, содержании и видах административно-правовых режимов освящены в работах Арбузкина А. М., Бахраха Д. Н., Богуславского М. М., Галенской Л. Н., Герасименко Ю. В., Дмитриева Ю. А., Ежовой О. Е., Корсик К. А., Куракина А. В., Малько А. В., Матузова Н. И., Нефедова Б. И., Розанова И. С, Тихомирова Ю. А., Хазанова С. Д. и других авторов. Однако при наличии достаточного количества работ, посвященных иностранным гражданам и лицам без гражданства, их авторами не уделено должного внимания особенностям их административно-правового статуса, а также анализу административно-правового регулирования их пребывания в РФ. К тому же большинство работ данного плана в некоторой мере устарело и не отвечает современным российским реалиям.

С учетом изменений в действующем законодательстве требуют теоретического переосмысления и дополнительной научной проработки вопросы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их классификации, принципов их положения, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также характера, методов и форм административно-правового регулирования в отмеченном направлении. Кроме того, отсутствие в науке единых подходов к содержанию основных понятий, используемых в административно-правовом регулировании в сфере пребывания иностранцев в РФ, существенно затрудняет совершенствование законодательства в этой области, а также препятствует достижению положительного социального эффекта.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом настоящего исследования выступают урегулированные правом либо требующие правового опосредования общественные отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, реализацией функций

исполнительной власти в данной сфере, опосредованной соответствующим административно-правовым регулированием.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и, прежде всего, нормы внутригосударственного права РФ, преимущественно административно-правового характера, а также нормы обычного и договорного международного права, концепции и доктрины, разработанные юристами, практика государств в этой области. Кроме того, в необходимой мере исследуется содержание деятельности органов исполнительной власти и иных субъектов правоотношений по применению указанных норм и обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Финансово-правовые и информационно-правовые аспекты

рассматриваемой темы не являются предметом настоящего исследования. Они могут быть предметом отдельного самостоятельного диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Главная цель исследования ориентирована на всестороннее и полное изучение административно-правовых отношений в сфере пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Определяющими целями являются комплексное исследование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, выработка концептуальных положений в отношении такого правового института, как административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, выявление пробелов в административно-правовом регулировании в данной сфере, разработка и формирование на этой основе теоретических положений и конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства в рассматриваемой области и практики его применения.

Для реализации указанных целей были поставлены следующие задачи:

— исследование содержания административно-правового регулирования пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ как наиболее важного института взаимодействия государства с гражданским обществом в данное сфере;

— анализ юридического понятия «административно-правовой режим», выявление его структуры, содержания, видов; определение понятия «административно-правовой режим пребывания иностранцев в РФ»;

— исследование понятий «иностранец», «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «лицо с двойным гражданством»;

— изучение существующих классификаций иностранных граждан и лиц без гражданства и определение их значения для обеспечения административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

определение специфики содержания научных категорий, раскрывающих административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства;

— рассмотрение особенностей юридической природы административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, его структуры, содержания, классификаций;

— изучение проблем, связанных с реализацией административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;

— систематизация основных нормативно-правовых актов, регулирующих статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

исследование соотношения и взаимодействия норм внутригосударственного права и международного права в регулировании статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;

выработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ в области регулирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. Методологической основой исследования послужил диалектико-материалистический метод как один из общенаучных и фундаментальных методов познания. При написании работы в качестве частнонаучных использовались также сравнительно-правовой, системно-структурный, исторический, формально-логический, статистический и иные методы. Исследование базируется на изучении и обобщении законодательных и иных нормативных правовых документов, научной литературы, периодической печати, материалов практики.

Эмпирическую базу исследования составляют Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, нормативные акты, определяющие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, а также направленные на административно-правовое регулирование их пребывания в РФ. В диссертационном исследовании анализировались и международно-правовые акты универсального, регионального и двустороннего характера по правам человека, а также регулирующие правовой статус иностранцев. Наряду с этим использованы внутригосударственные нормативные источники ряда зарубежных стран. Большое значение для исследования имела практика деятельности органов исполнительной власти по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

В работе получила широкое отражение научная литература по общей теории права, конституционному, административному, международному праву и другим отраслевым наукам. При подготовке данного исследования автор использовал труды, посвященные правовому статусу, защите прав и свобод личности, иностранных граждан и лиц без гражданства. В разработку этой проблемы существенный вклад внесли следующие ученые: Алексеев С. С, Арбузкин А. М., Богуславский М. М., Витрук Н. В., Воеводин Л. Д., Галенская Л. Н., Дмитриев Ю. А., Карташкин В. А., Корсик К. А., Лазарев Л.

В., Лукашева Е. А., Малько А. В., Матузов Н. И., Марышева Н. И., Нефедов Б. И., Эбзеев Б. С. и другие.

Автор опирался также на труды ученых-административистов: Алехина А. П., Бахраха Д. Н., Демина А. В., Князева С. Д., Козлова Ю. М., Коренева А. П., Освянко Д. М., Попова Л. Л., Розанова И. С, Старилова Ю. Н., Тихомирова Ю. А., Хазанова С. Д. и других.

При подготовке работы использованы также труды зарубежных авторов: Броунли Я., Брэбана Г., Веделя Ж., Манолова К., Оппенгейма Л., Фердросса А., Шиферау А. и других.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна исследования базируется на используемом по заявленной теме методе комплексного юридического исследования теоретических и прикладных аспектов административно-правового регулирования пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, основанного на фундаментальных положениях теории права, науки конституционного, административного и международного права, а также на выводах правоприменительной практики.

Автором сформулированы научные определения таких понятий, как «административно-правовой режим», «иностранец», «административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства»; предложена классификация иностранцев, позволяющая наиболее полно показать специфику административно-правового статуса различных их групп.

Определена и проанализирована система компонентов, составляющих содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Сформулированы принципы, лежащие в основе этого статуса с учетом влияния международного права на формирование внутригосударственного статуса рассматриваемой группы лиц.

Предпринята попытка систематизировать нормативные акты, закрепляющие основы административно-правового режима пребывания иностранцев в РФ и сформулированы предложения по их

совершенствованию. Исследовано соотношение и взаимодействие внутригосударственного и международного права по проблемам регламентации административно-правового статуса иностранцев в части имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне.

Основные положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. Административно-правовой режим пребывания иностранцев является основным средством административно-правового регулирования процесса пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Он представляет собой установленную нормами права идеальную модель функционирования и развития общественных отношений, складывающихся по поводу пребывания в РФ иностранцев, закрепленную и обеспеченную совокупностью административно-правовых, организационных и материально-технических средств, определяющих меру возможного и должного поведения субъектов и придающих особую направленность регулированию.

2. Структура административно-правового режима пребывания иностранцев в РФ отражает внутреннюю организацию модели данного режима и представляет собой целостное единство следующих элементов: 1) цели и задачи режима; 2) объект — носитель режима; 3) субъекты режима; 4) режимные правовые средства; 5) режимные правила; 6) система гарантий.

3. Обладателем правового статуса «иностранец» и, соответственно, основным субъектом рассматриваемого административно-правового режима является физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с данным государством, не является его гражданином и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, включая лиц, пользующихся иммунитетом от местной юрисдикции, или же не имеет доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Важнейшим элементом административно-правового режима пребывания иностранцев в РФ является их административно-правовой статус, под которым понимается совокупность прав и обязанностей иностранцев, закрепленных нормами административного права и гарантированных государством. В структурном плане его содержание представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации. Такие явления правовой действительности, как гражданство, правоспособность, дееспособность, ответственность, принципы, не являясь в известном смысле элементами административно-правового статуса иностранцев, вместе с тем оказывают важное, а порой и решающее воздействие на его наполнение и реализацию в сфере государственного управления.

5. В основе административно-правового статуса иностранцев лежат правовые принципы, которые представляют собой основополагающие идеи, выражающие объективные закономерности организации и функционирования отношений российского государства и иностранцев, определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов по осуществлению правотворческой и правоприменительной деятельности относительно этой категории лиц, а также реализации иностранцами своих прав и обязанностей. Особое место среди принципов, оказывающих влияние на административно- правовой статус иностранцев, занимают специальные принципы, к которым относятся: принцип распространения на иностранцев юрисдикции РФ; принцип защиты иностранца во время его пребывания в РФ государством гражданства; принцип защиты прав и интересов иностранцев РФ; принцип свободы покидать РФ; принцип наличия у иностранцев обязательств в отношении РФ; принцип юридического равенства иностранцев; принцип недискриминации иностранцев в целом и отдельных их групп; принцип осуществления межгосударственной взаимности; принцип недопустимости массовых высылок иностранцев, законно находящихся в РФ.

6. Юридическое оформление административно-правового режима пребывания иностранцев в РФ обеспечивается с участием норм различных правовых систем: норм внутригосударственного законодательства РФ, норм национального законодательства иных государств, норм международных договоров. При этом основополагающую роль играет Конституция РФ и основанное на ней российское административное и административно- процессуальное законодательство. Нормы международного и иностранного права могут применяться в РФ с разрешения (санкции) российского государства: не непосредственно, а только через ст. 15 Конституции РФ и только как составная часть правовой системы РФ.

7. Совершенствование законодательства, регулирующего административно-правовой режим пребывания иностранцев в РФ, сопряжено с необходимостью внесения изменений и дополнений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые должны быть направлены на:

— закрепление основных принципов правового регулирования отношений с участием иностранцев на территории РФ;

— прямую фиксацию на уровне федерального закона права иностранцев на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд и иные государственные органы;

— установление возможности применения к иностранцам реторсий;

— уточнение правил применения международных договоров и соглашений в регулировании правового статуса иностранцев;

— установление допустимости и условий (пределов) применения норм иных национальных правовых систем к регулированию правового статуса иностранцев.

8. Детализация административно-правового режима пребывания иностранцев в РФ, отвечающая интересам правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, диктует необходимость разработки и принятия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации нормативно правового акта инструктивного характера, конкретизирующего положения Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующего основные моменты деятельности органов внутренних дел по обеспечению данного режима с уделением особого внимания процедурным (документальным, временным, информационным и иным) аспектам этой деятельности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется изложенными в настоящей работе выводами и предложениями, направленными на совершенствование административно-правового регулирования пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения и выводы обобщают и дополняют накопленный научный материал, относящийся к административно-правовому режиму пребывания иностранцев в РФ. Выносимые на защиту положения важны для развития общей теории режимного регулирования (в том числе административно-правового), административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства и могут быть использованы в дальнейших научных разработках.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем теоретических выводов и практических рекомендаций для: совершенствования законодательства, регламентирующего административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ; оптимизации правоприменительной деятельности органов исполнительной власти по обеспечению административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ; защиты иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и охраняемых законом интересов. Материалы диссертационного исследования могут быть также использованы при

проведении учебных занятий по административному и международному праву. Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственного и административного права Дальневосточного государственного университета. Основные ее положения изложены автором на региональных, общероссийских и международных научно-практических конференциях и в опубликованных научных статьях. Отдельные материалы исследования использовались диссертантом в качестве исходных при проведении учебных занятий в Дальневосточном государственном университете и w Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном

www.dslib.net

Это интересно:

  • Правила возврата мобильных телефонов в магазин Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный телефон денег, при обнаружении […]
  • Процент госпошлины за наследство Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был принят […]
  • Трудовой кодекс 2014 увольнение Особенности увольнения работника по статье 71 Трудового кодекса РФ Автор: Олег Ознобихин При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и […]
  • Программа для юриста рб Хочу быть юристом: в какой юридический ВУЗ пойти учиться Выпускные прошли, закончилась горячая пора централизованного тестирования. Сегодня, 8 июля, началась приемная кампания. Если вы уже определились, что хотите быть юристом, то предстоит сделать еще один выбор: в какой […]
  • Какой закон на работе в армии Новый закон о призыве в армию Вопрос призыва на военную службу стоит достаточно остро у молодых граждан Российской Федерации призывного возраста. Процедура призыва в армию подробно описана в Федеральных законах, но иногда протекает с рядом нарушений. К примеру, […]
  • Заява о разводе Процедура расторжения брака или развод Для заказа юридической услуги при расторжении брака в Украине, свяжитесь с нами: тел: +38 099 071 81 22, e-mail: info​ @ ​yurposlugi.com.ua Как оформить развод в Украине? Украинским законодательством предусмотрено три процедуры […]
  • Приказ 624 допуск сро ПРИКАЗ 30 декабря 2009 г. N 624 Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16902 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной […]
  • Бланк приказ о проведении инвентаризации образец заполнения Унифицированная форма № ИНВ-22 - скачать бланк и образец Отправить на почту Унифицированная форма ИНВ-22 — документ, без которого не начнется ни одна инвентаризация. По унифицированной форме ИНВ-22 оформляется решение руководителя о ее проведении. Рассмотрим, как […]