Разводы дагестана

| | 0 Comment

Почему в Дагестане браки распадаются чаще, чем раньше?

В России согласно статистике распадается каждый второй брак.

Как это не прискорбно, по разводам мы остаемся одной из самых неблагополучных стран. Дагестан, в сравнении с другими регионами России, кажется неким островком семейного благополучия, образцом нерушимости брачных уз. Но если исходить сугубо из дагестанской статистики и сравнить, скажем, цифры 10-ти-20-ти летней давности с нынешними, то придется признать, что в республике из года в год неумолимо растет количество распадающихся семей.

Почему развод для дагестанцев стал обыденным делом? Об этом мы сегодня беседуем с нашим гостем, ученым-этнографом, старшим научным сотрудником ИИАЭ ДНЦ РАН Барият Магомедовной Алимовой.

-Барият Магомедовна, большинство ваших научных работ связаны с изучением семейных, брачных традиций дагестанских народов. Можем ли мы, глядя на сегодняшнюю статистику бракоразводных дел, утверждать, что у нас в республике институт брака потерял былую святость и мы все дальше отходим от своих патриархальных устоев?

— Многое изменилось за последние годы в нашей жизни. Разрушены важнейшие нравственные и моральные ценности. Некоторые ученые вообще считают, что в России как такового института семьи уже не существует. Повсеместно заключаются гражданские, гостевые браки. Если говорить о Дагестане, даже в силу нашего менталитета, традиций и обычаев, развод и для нас стал вполне обыденным делом. Как правило, о разводах у нас не любят говорить, но статистика неумолима. Каждый пятый брак в Дагестане распадается. Причем это только те, кто регистрирует брак в государственных отделах записи актов гражданского состояния. А что происходит в семьях где брак заключают по шариату? Вне всякого сомнения, если бы мы обладали информацией и по этой категории наших граждан, то картина с разводами в республике выглядела бы еще более удручающе.

Если рассматривать нашу тему по различным аспектам и проблемам, я бы обратила внимание еще на один тревожный факт: 5-10 лет назад дагестанские семьи, как правило, распадались в первые же годы супружеской жизни. Сейчас же больше всего разводов регистрируется в возрастной группе от 25-ти до 40 лет. Обычно это семьи, имеющие за плечами не один год совместной жизни, у них есть дети…Причем инициатором развода чаще всего выступают женщины.

Отходим ли мы от патриархальных устоев? Несомненно. Это очень горько осознавать, но это так. Как только наши свадьбы из подворьев перенеслись в банкетные залы, мы с беспечной легкостью тут же расстались с нашими вековыми свадебными традициями и обычаями. А ведь каждый обычай наших народов, связанный с браком, созданием семьи, каждая его деталь несли в себе глубокий нравственный смысл. Через брак, семью мы приобщаемся к своим культурным истокам, учимся любить и ценить родную историю. Именно в семье сохраняется память прошлого и строится будущее. У нас, к примеру, в кайтагских селах, в частности и в моем родном Маджалисе, браки всегда считались крепкими. К свадьбе, к созданию семьи подходили крайне серьезно, начиная от выбора невесты и заканчивая свадебными приготовлениями и планированием будущего новой семейной ячейки. Кайтагская свадьба – это незабываемый яркий фольклорный спектакль. Как жаль, что все это уходит в небытие.

Если бы я был султан

-Среди множества обычаев, связанных с браком и семьей, в Дагестане существовал обычай многоженства. Почему- то этот адат никуда не исчез, более того переживает некий ренессанс. Как вы думаете, с чем это связано?

— В 70-е годы прошлого столетия я вместе со своим руководителем, талантливым ученым Сакинат Гаджиевой объездила весь Дагестан и только в двух селах мы повстречали семьи, где в доме были две жены. С первым таким случаем мы столкнулись в Хивском районе. Женщина, работавшая в местном доме культуры, в беседе с нами, когда речь заходила о ее семье, о супруге, почему-то, все время не упоминая имени, называла его «наш муж». Мы полагали, что она таким образом выражает свое особое почтительное отношение к супругу. Когда мы ее спросили об этом, она рассказала, что она не могла рожать детей и с ее разрешения муж привел в дом еще одну жену. Теперь они все вместе растят и воспитывают детей, родившихся от более молодой супруги. «Они мне как внуки», – говорила она.

Другой подобный случай был так же в Хивском районе, где бригадир местного колхоза привел в дом вторую жену. И здесь причиной тому послужило отсутствие детей в семье.

К нынешнему, как вы сказали, ренессансу многоженства, я отношусь весьма негативно, как к неизбежному процессу падания общих нравов. Ведь для того, чтобы привести в дом вторую, третью, четвертую жену, должны быть очень веские, исключительные основания. Чаще всего старинный религиозный обычай используют лишь для телесных утех. Заводят жен в разных городах, благо сейчас в любой мечети в одночасье вас обвенчают. Раньше их называли любовницами, теперь это кебинные жены. В таких семьях, как правило, больше всего страдают дети. Мы все были свидетелями многочисленных случаев в Дагестане, когда в известных семьях, благодаря чему собственно они и становились достоянием гласности, после смерти мужа многочисленные жены покойного устраивали вселенские скандалы вокруг дележа оставшегося наследства.

-Некоторые полагают, что заключение брака по шариату, т.е. без соответствующего штампа в паспорте, есть один из завуалированных видов гражданского брака, столь популярного в европейских регионах России. Как вы относитесь к подобным утверждениям?

— Для многих дагестанцев брак, который заключен по нормам религии, но не зарегистрирован в ЗАГСе- явление обычное. Можно ли считать такой брак гражданским? Вопрос довольно спорный. Нельзя не учитывать того факта, что в Дагестане в отличии от центральных регионов России, как правило, после совершения обряда никях в мечети следует свадьба. Что из себя представляет дагестанская свадьба — не мне вам рассказывать. Ведь в орбиту брачного свадебного процесса бывает вовлечено несметное количество друзей, соседей, односельчан, близких и дальних родственников. И законность такого брака ни у кого не вызывает сомнений. Хотя брак по шариату ставит в сложное положение, прежде всего, женщину. Ведь в случае возможного развода она лишается своих прав. Что касается гражданского брака в общепринятом понятии этого слова, вряд ли он приемлем для Дагестана. Впрочем, это вовсе не значит, что у нас в республике не заключаются подобные браки.

Межнациональный брак крепче

-Правда ли, что в межнациональных браках меньше разводов, чем в семьях, где муж и жена являются представителями одной нации?

— Да, это так. Это видимо объясняется тем, что в межнациональных браках молодые чаще всего женятся по любви, это их осознанный выбор, а не прихоть родителей, когда парни и девушки вовсе не являются кузнецами собственного счастья. Я и сама состояла в межнациональном браке и вместе с мужем прожила 53 счастливых года (Муж Барият Магомедовны – известный ученый Алим Алимов, был старшим сыном Народного поэта Дагестана Тагира Хурюгского-А.А.). Я всегда с восторгом вспоминаю Евгению Шихбиеву из Ахтов. Она русская по национальности. Прекрасно говорит на лезгинском. Строго соблюдает все местные традиции и обычаи. Я знаю много таких женщин. Это очень умные женщины, искренне пожелавшие создать крепкую семью, основанную на взаимном доверии и любви. Конечно, не все так безоблачно в межнациональных браках, возникает и немало проблем.

Количество межнациональных браков Дагестане пополняется и за счет миграции молодого поколения в иные регионы России. Ежегодно из республики выезжает на заработки в среднем 20 тысяч человек. Добрая их половина не возвращается и обычно там же обзаводится семьями. В большинстве случаев, заключая брак с представителями других национальностей. В дальнейшем прослеживать статистику по межнациональным бракам будет проблематично, так как согласно поправкам, принятым к законам, регулирующим семейные отношения в России, в свидетельстве о браке не будет указываться национальная принадлежность супругов.

— Можно ли утверждать, что нравственно-этическая позиция нынешней дагестанской молодежи в вопросах создания семьи в наше время кардинально отличается от установок старших поколений?

— Если вы полагаете, что к нам вернутся наши старые, мудрые свадебные обычаи и традиции – то это напрасные ожидания. Есть категория молодых людей, для которых брак — это вовсе не ответственность перед своим будущим семейным партнером, перед родителями, а какое-то непродолжительное приятное действо, которое при желании можно будет повторить еще не раз. В прошлом году, собирая материал для своей очередной работы, я посетила городской загс. Мне показали молодую пару, они мило улыбались и держались за руки. Спустя полгода совместной жизни они пришли расторгать брак. «Меня полгода назад очень просили за эту пару, звонили даже из Правительства, просили в виде исключения, не дожидаясь положенного по закону месячного срока, зарегистрировать их брак. Я пошла навстречу. А теперь, видите, они решили расстаться, как в той песне –пожили, не понравилось, «“давай до свидания”». – рассказывала работница ЗАГСа. 5-8 процентов из общего числа молодых людей, подавших заявление о регистрации брака, после месяца ожидания отказываются от своего намерения жениться или выйти замуж.

www.dag.aif.ru

Названы основные причины разводов в Дагестане

  • МАХАЧКАЛА, 9 мая – РИА «Дагестан. Развод в современном мире стал нормой, а не исключением из правил. Но если взять дагестанскую статистику и сравнить с цифрами 10-ти летней давности, то мы увидим, что в Дагестане с каждым годом растет количество развалившихся семей.

    По данным городского Управления записи актов гражданского состояния, с начала этого года в Махачкале зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Соотношение браков и разводов, почти 30% . Вместе с тем, 10 лет назад эта цифра составляла всего 20%.

    Всего по Дагестану, согласно данным Дагстата, с января по февраль (включительно) заключили брак 1 тыс. 38 пар, а развелись – 359.

    Заместитель начальника столичного Управления ЗАГС Оксана Гантилова рассказала о причинах и статистике разводов по Махачкале и республике корреспонденту РИА «Дагестан».

    «В результате многолетних наблюдений специалисты-работники ЗАГСа отмечают, что причины для развода в регионе и непосредственно в Махачкале можно классифицировать. Когда люди приходят подать заявление на развод, они среди разных причин, неофициально, чаще всего говорят, что их брак разрушается из-за вмешательства родственников в семейную жизнь. Молодожены живут с родителями или даже если пара живет отдельно, родственники не дают возможности построить крепкую и счастливую семью. Эта причина у нас на первом месте», – подчеркнула замначальника ЗАГСа.

    По словам Оксаны Гантиловой, довольно часто в Махачкале разводятся по причине отсутствия собственного жилья и тяжелого материального положения. Это проблема стоит на втором месте разводов. Реже специалисты называют такие причины как: пристрастие одного из партнеров к алкоголю или наркотикам, длительное раздельное проживание, например, отъезд на заработки мужа, провоцирует на развод. Также нахождение одного из супругов в местах лишения свободы разрушило немало семей. В результате длительной болезни супруга в Махачкале рассталась всего одна пара за последние 10 лет.

    Измена супругов, как сообщила собеседник агентства, – популярная причина во многих регионах России, но для дагестанцев эта проблема на последнем месте. Многие «официальные» первые жены принимают факт многоженства по шариату, они знают, что супруг живет со второй и даже с третьей «неофициальными» женами.

    «Бытовые проблемы, неустроенность в жилищном плане, родители заставили жениться, появление ребенка, большая разница в возрасте, банальное “не сошлись характерами” свидетельствуют не о необходимости развода, а о неумении супругов идти на компромиссы и вместе искать выходы из сложных ситуаций», – отметила Гантилова.

    Она пояснила, что для некоторых молодых людей брак – это не ответственность перед
    своим супругом и перед родителями, а просто красивое мероприятие, которое можно будет повторить еще не раз. Специалист также добавила, что в городах разводов в разы больше, чем в сельской местности.

    Оксана Гантилова отметила, что в межнациональных браках намного меньше разводов, чем в семьях, где муж и жена являются представителями одной национальности. «В таких браках молодые чаще всего женятся по любви, это их осознанный выбор, а не прихоть родителей, когда парни и девушки даже незнакомы до свадьбы. Но не все так безоблачно в межнациональных браках, возникает и немало проблем. Разный менталитет, родственники, как я сказала выше, “лезут” с советами и упреками, не оставляя надежду на то, что их дети все же решатся угодить родне и женятся “правильно”. Количество межнациональных браков в Дагестане растет между махачкалинцами, у нас интернациональный город и за счет миграции дагестанцев в регионы России», – пояснила она.

    Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!

    www.riadagestan.ru

    В Дагестане распадается каждый третий брак

    Количество разводов в Дагестане увеличивается с каждым годом. Только в Махачкале с начала этого года 230 пар расторгли отношения, это соответствует 30 % от количества заключаемых браков.

    По данным Дагстата, всего в январе — феврале в республике было заключено 1038 браков, а развелись 359 пар. В Махачкале с начала этого года, по данным управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС), зарегистрировано 720 браков и 230 разводов.

    Соотношение количества разводов к количеству заключаемых браков составляет почти 30 %, тогда как, по словам специалистов, 10 лет назад эта цифра составляла 20 %.

    Одна из главных причин, по которой распадаются молодые семьи, — это вмешательство родственников в семейную жизнь, рассказала заместитель начальника столичного управления ЗАГС Оксана Гантилова. «Молодожены живут с родителями, или даже если пара живет отдельно, родственники не дают возможности построить крепкую и счастливую семью. Эта причина у нас на первом месте», — цитирует Гантилову агентство РИА «Дагестан».

    Еще одной довольно распространенной причиной является отсутствие собственного жилья и тяжелое материальное положение. Затем идут такие причины, как алкоголизм или пристрастие к наркотикам одного из супругов, длительное раздельное проживание, например, отъезд мужа на заработки. Кроме того, немало разводов зафиксировано из-за того, что один из партнеров находился в местах лишения свободы. Длительная болезнь одного из супругов стала поводом для развода всего один раз за последние 10 лет.

    Измена как причина для развода стоит в Дагестане на последнем месте. Многие «официальные» первые жены знают, что супруг живет со второй или третьей женой по шариату, и принимают этот факт.

    В межнациональных браках разводы встречаются реже, отметила Оксана Гантилова. Это объясняется тем, что в таких семьях брак является осознанным выбором обоих супругов, а не желанием родителей. Однако и в межнациональных браках хватает своих проблем. «Разный менталитет, родственники лезут с советами и упреками, не оставляя надежды на то, что их дети все же решатся угодить родне и женятся «правильно», — пояснила Гантилова. — Количество межнациональных браков в Дагестане растет между махачкалинцами, у нас интернациональный город, и за счет миграции дагестанцев в регионы России».

    md-gazeta.ru

    В 2016 году в Махачкале заключено 3,7 тыс. браков

    • В 2016 году в Махачкале заключено 3,7 тыс. браков, сообщила главный специалист отдела браков Управления записи актов гражданского состояния администрации города Ольга Абдулаева.

      Эта цифра сохраняется примерно несколько лет. По сведениям ЗАГСа, молодые люди в среднем создают семьи в возрасте 20-30 лет. С каждым годом растет и число браков, заключенных с представителями зарубежных стран – в 2016 году из было около 150. Большинство из них – с уроженцами стран ближнего зарубежья – Украины, Азербайджана, Беларуси и других. Среди них есть и граждане Бразилии, Индии, ЮАР и другие.

      Статистика заключения повторных браков такова: в 2016 году вступили повторно в брак 464 мужчины и 286 женщин.

      Число разводов, как правило, составляет 30% от зарегистрированных браков. В 2016 году эта цифра немного превысила отметку в 1 тысячу. Отмечено, что большая работа проводится работниками отдела разводов Управления ЗАГСа: беседы с заявителями, напутственные слова и советы, а иногда даже и психологическая поддержка. Благодаря этой работе, были случаи, когда супруги передумывали разводиться.

      Рассказали специалисты ЗАГСа и о процедуре оформления документов. Так, в обычном порядке со дня подачи заявления до регистрации брака в торжественной обстановке должно пройти не менее 32 дней. В случае, когда пара заявляет о желании официально зарегистрировать свои отношения, уже находясь в семейных отношениях или имея детей, браки регистрируются в день обращения. Приятным дополнением к сказанному является и то, что с 1 января 2017 года по сегодняшний день в Махачкале зарегистрировали свои отношения ровно 100 пар.

      Очень легкой и быстрой является процедура получения документов о рождении ребенка, период оформления составляет половину рабочего дня. Так, если утром родители новорождённого приходят с заявлением, то уже после обеда получают готовый пакет документов: свидетельство о рождении, справку о получении единовременного пособия, свидетельство об установлении отцовства, либо свидетельство об усыновлении.

      «За 2016 год зарегистрировано рождение 11 тыс. 772 детей. По сравнению с 2015 годом, за отчетный период зарегистрировано на 1,5 тыс. больше детей. Это говорит о том, что идет естественный прирост населения и, соответственно, все вытекающие отсюда последствия», – рассказывает главный специалист отдела рождения Управления ЗАГСа Махачкалы Султанат Мусаева.

      На установление отцовства в 2016 году удовлетворено более 200 заявлений. Возросло и количество усыновленных детей. Это говорит о том, что процедура усыновления упрощена в интересах ребенка и усыновителей. Сами работники ЗАГСа связывают повышение рождаемости с улучшением уровня жизни горожан, а также с государственной политикой, которая ведется в нашей стране.

      Рассказали в ЗАГСе и о самых популярных именах: среди мальчиков – это Мухаммад, Абубакр, Рамазан, очень популярным стало имя Адам. Среди девочек – Хадиджа, Сафия. Среди необычных имен – Бахубриллиант. Родители были настолько рады, что к имени Баху добавили «Бриллиант». Мама настояла, а отцу пришлось уступить. Была так же двойня – Адам и Ева.

      В прошлом году в трех семьях были зарегистрированы тройни. Очень много родилось двойняшек – в 50 семьях. Самым высоким показателем многодетности в семье махачкалинцев стала регистрация восьмого ребенка. «Счастливый отец уже стал постоянным клиентом нашего ЗАГСа и пообещал в этом году прийти снова», – рассказывают в управлении.

      Отмечено, что тенденция рождаемости в Махачкале идет по возрастающей, и уже с начала 2017 года в столице Дагестана зарегистрировано около 400 детей.

      Столичный ЗАГС в этом году празднует свое 100-летие. Здесь ежедневно регистрируют свои отношения десятки махачкалинцев, получают свои первые документы самые маленькие жители города, и, как бы не было печально, оформляются разводы и т.д. Сегодня Управление записи актов гражданского состояния администрации Махачкалы – это здание с известными всем витражными окнами и большими зеркалами, расположенное в самом сердце города. Главным украшением ЗАГСа уже на протяжении 35 лет остается просторный зал бракосочетания с уникальным генеалогическим древом, символизирующим семью.

      Под чутким руководством начальника управления Заиры Омаровой коллектив ЗАГСа добросовестно и ответственно исполняет свои обязанности, реализуя государственную политику, направленную на пропаганду, защиту и укрепление семейных ценностей, института семьи и брака, рождаемости и детства, материнства и отцовства.

      За вековой период в управлении сложились добрые традиции. К примеру, чествование супружеских пар, проживших в браке несколько десятков лет, торжественные церемонии регистрации рождения двойняшек и тройняшек, празднование Международного дня семьи, Дня защиты детей, Дня семьи, любви и верности и т.д. Такие праздники, как правило, проходят с приглашением всех членов семьи, представителей администрации, телевидения и общественности.

      «Работа у нас позитивная и приятная. В основном посетители нас благодарят за качественное обслуживание. Мы стараемся делать все очень быстро. Создание новой семьи и рождение детей – это огромное счастье. Бывают семьи, у которых долгое время не было детей и потом родились двойняшки или тройня. Мы радуемся вместе с ними, счастливы, когда видим радость в глазах родителей», – делятся в ЗАГСе.

      Узы дагестанских сердец: каково отношение к браку у современных и не совсем современных дагестанцев?

      Ответ на этот вопрос искал наш корреспондент…

      Издавна понятие брака и все вытекающие из него обстоятельства играли особенную роль в жизни любого дагестанца. Если даже не сказать, что главную. И также, с давних времен, так сложилось, что дагестанцы, особенно те, кто живет в сельской местности, предпочитают женить своего сына или выдать дочь замуж за «своих» — близких и дальних родственников, односельчан, уж, в крайнем случае, за человека своей национальности. Эпоха Советского Союза, бурный рост городов и повсеместное распространение (особенно в городах) нетрадиционных для Дагестана взглядов, ценностей и устоев немного пошатнули эту ситуацию: всё чаще начали появляться межнациональные браки, порой узами браками связывали свои сердца даже представители таких национальностей, которые внутри республики считались не очень дружественными. Конечно, сопровождалось всё это участившимися случаями кражи невест, бегства возлюбленных или даже переезд в другой регион, чтобы хоть как-то «спрятать позор».

      И всё же, в силу строгих традиций дагестанские браки всегда считались крепкими, основывающимися, прежде всего, на мусульманских устоях, где жена беспрекословно подчинялась мужу, а муж, мужчина, глава семьи отвечал за свою семью, и прежде всего, за честь своей жены. Видимо в силу этих обычаев и понятий до сих пор редкий дагестанский мужчина захочет взять в жены девушку, которая, как бы сказать деликатно, «успела вкусить вкус мужчины». Поэтому, чтобы выйти замуж и не опозориться в первую брачную ночь, успевшие на свой страх и риск согрешить девушки после бурного прошлого поспешного бегут к врачам – восстанавливать целомудрие. Но это всё, как говорится, издержки производства.

      На самом деле дагестанский брак имеет крепкие корни, разводы крайне не приветствуются, родственники сразу же начинают примирять мужа и жену, дабы не страдали дети, да и чтобы женщина не оставалась одна – «На разведенных у нас стараются не жениться – это типа лажа считается» — бросил фразу один из наших собеседников, с которым нам довелось говорить в ходе подготовки этого материала. Писать о браке в Дагестане нелегко – уж слишком много противоречий и столкновений, но они всё же есть. Есть и разводы, о которых так не любят говорить в Дагестане. Но статистика неумолима.

      По словам начальника отдела статистики населения и здравоохранения Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Дагестан Нанав Оздеаджиевой, за последние годы количество разводов в республике увеличилось, как правило, в процентном отношении намечается рост таких случаев: «Несмотря на то, что по сравнению с 2012 годом в 2013-ом мы выявили некий спад в количестве разводов, само их число вызывает тревогу – раньше такого не было. Каждый пятый брак в республике распадается, и это хоть и кажется небольшим показателем, но весьма не характерно для Дагестана. К примеру, в 2013 году было зарегистрировано 19471 браков, тогда как разводов было 4471, получается, практически 1 к 4. И это только данные текущей регистрации».

      На самом деле разводов было бы гораздо больше, просто разводиться в Дагестане как-то не принято. Ведь к браку, как уже отмечалось выше, здесь относятся очень серьезно. «Сыграть свадьбу и обзавестись семьей в Дагестане – это главное событие в жизни человека, к нему подходят крайне серьезно: начиная от выбора будущей жены (а выбирают именно парни), заканчивая свадебных приготовлений и планирования будущего нового социальной ячейки, — рассказывает социолог Магомед Гасанов, — Свадеб у нас всегда много, что говорить, если банкетные залы и музыкантов бронируют чуть ли ни за год до свадебного торжества. И как бы кто не отрицал, в Дагестане были, остаются желательными браки между представителями одной нации – так уж «запрограммированы» историческим прошлым наши люди.

      Действительно, если брать отдельно тему «Брак» и классифицировать ее по различным аспектам и проблемам, то в Дагестане на первый план выйдет именно вопрос о межнациональном браке. Даже при том, что традиции так сильны, позиции свои они всё же сдают. Уже никого не увидишь здесь фактом, что девушка, наполовину кумычка, наполовину даргинка выходит замуж за парня, у которого отец аварец, а мать лезгинка. Ну, или наоборот. Межнациональные браки становятся нормой, и даже начинают превалировать, правда, случается такое в менее архаичных семьях, менее консервативных. Причем чем выше в горы, тем консервативнее мамы с папами. Конечно, возникает на этом фоне и немало проблем, в частности, проблема незнания детьми в таких семьях родного языка: либо родному языку ребенка вообще некогда учить, так как приходится постоянно говорить на русском, либо муж гнет свою линию и пытается научить ребенка родному для себя языку. Здесь не совсем с нами согласно психолог, специалист по семейному консультированию частной клиники Амина Казибекова: «Наши специалисты имеют не малый опыт работы с семьями, и могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев в межнациональных браках матерям лучше удается научить ребенка своему родному языку, чем выучить родному языку отцу. Отцам попросту некогда, а мать то всегда рядом. Мне лично известен случай, когда в семье аварца и табасаранки ребенок буквально тараторил на табасаранском языке, тогда как отец постоянно жаловался, что никак не может научить ребенка своему родному, аварскому, при том, что у них дома постоянно собирались его родственники аварцы. Из ребенка невозможно было и слова вытащить! И такое сплошь и рядом у нас».

      Быть может, однонациональные браки и имеют свои плюсы, но не в тех случаях, когда женятся на близком родственнике, однако такое тоже характерно среди дагестанцев. Ведь чаще всего родители или близкие родственники сами становятся инициаторами устройства семейной жизни молодых людей. Как правило, начинают выбирать невесту для парня среди двоюродных или троюродных родственников, в свою очередь, сторона невесты, узнав, что родственники проявляют интерес к их дочери, взвесив все «за» и «против» (имеется ввиду то, что из себя представляет семья, какое мнение о них среди других родственников или знакомых, насколько будущий муж обеспечен и способен содержать семью, ну остальные важные (!) мелочи, вплоть до цвета диплома и финансового состояния родителей будущего жениха). Но времена меняются…

      Все чаще молодые люди сами становятся кузнецами личного счастья, благо современные технические средства (официоз, зато правда) создают для этого все условия. Молодежь уже не смотрит на национальность будущего спутника жизни, а родители все чаще смиряются с выбором своих чад: «Хоть межнациональным браком сегодня и никого не убедишь и не напугаешь, все-таки сохраняются определенные стереотипы о браках между некоторыми национальностями, и вы знаете, эти стереотипы небезосновательны и лишь подтверждают сами себя. Например, считается, что брак между аварцем и лезгинкой или даргинцем и кумычкой заведомо обречен на несчастье и развод, — рассказывает Майя Муслимова, адвокат по гражданским и семейным спорам, кандидат юридических наук, — к примеру, сейчас я веду одно дело, в котором уже разведенные муж и жена, он – даргинец, она – кумычка, никак не могут поделить ребенка. Женщина хоть и нарушала свои родительские обязанности и уклонялась от их выполнения в какой-то степени, но она имеет полное право на то, чтобы ребенок остался с ней. В свою очередь, отец ребенка, с которым девочка и выросла, напрочь отказывается отдавать ребенка и судится уже два года, бегает по разным инстанциям. В итоге, личная жизнь у них у обоих как-то не сложилась, страдает ребенок, страдают ее родители. Просто видимо и в самом деле бывают такие нежелательные браки, скажем так, заведомо неудачные. Но в то же время такое могло произойти и в однонациональном браке, правда в этом случае конфликт был бы разрешен гораздо легче и быстрее, потому что его бы решали совместно, подключали бы общие тухумные (родственные) связи. Отсюда и идет приверженность большинства дагестанцев создавать однонациональные браки – любой конфликтный вопрос можно решить гораздо легче и с “наименьшими потерями”.

      Но давайте же все-таки разберемся, какое мнение о современном дагестанском браке сложилось у нынешнего поколения дагестанцев, мы решили провести небольшой соцопрос среди жителей города Махачкала и нескольких горных районов. Так вот, респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

      1.Как Вы считаете, можно ли назвать современный дагестанский брак крепким и надежным?

      2.Одобряете ли Вы (или, наоборот, считаете нежелательным) брак между мужчиной и женщиной разных национальностей?

      3.Как Вы относитесь к межконфессиональным бракам? Пожалуйста, кратко аргументируйте.

      4.Гражданский брак – это нормально или неприемлемо для Дагестана? Как Вы вообще относитесь к гражданским бракам?

      Результаты говорят сами за себя.

      Ясмина Кадирболатова, сотрудница одного из республиканских телеканалов:

      1.Как правило, дагестанский брак можно считать крепким, хотя он постепенно утрачивает эту особенность. Кто бы и что не говорил, патриархальный уклад жизни в Дагестане — это факт, хотя бы видимость крепкого брака у нас будут соблюдать.

      2.Я считаю, что это хорошо, потому что является сдерживающим фактором для импульсивных внезапных всплесков эмоций, которые часто приводят к разводу. В итоге, выигрывают и сами супруги, и дети, рожденные в этом браке. В принципе, ничего против не имею, но это добавляет дополнительные трудности в семейную жизнь молодых супругов: они не только притираются друг к другу, но и опытным путем изучают все обычаи другого народа, представителем которого является супруг или супруга. Вообще это очень сложно и приводит часто к конфликтам. Я вышла замуж за представителя той же нации только из другого села, и то было сложно: начиная от тонкостей каких-то традиций и заканчивая трудностями в переводе другого диалекта. А если человек другой нации, то вообще тяжело с родственниками общаться.

      3.К гражданским бракам отношусь плохо. Брак должен быть скреплен не только штампом в паспорте, но и обрядом никяха (мусульманский брад бракосочетания- прим.ред ). Без этого, подобные отношения — это грех.

      4.Соответственно плохо отношусь к гражданскому браку. Даже есть никях, но нет штампа в паспорте — это ставит в сложное положение женщину, ведь в случае возможного развода, женщина лишается своих прав.

      Зайнаб Алимирзаева, заместитель начальника Управления по информационной политике администрации города Махачкала:

      1. Не всегда, все индивидуально.

      2. У меня самой интернациональный брак, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить об отрицательных моментах, прежде всего, надо отметить, что дети в таких браках чаще всего не знают родного языка, также сказывается разность культур, несмотря на то, что мы живем в одной республике.

      3. Межконфессиональные браки вынуждают одну из сторон полностью переформатироваться, это дается тяжело. Возможно, на первых порах, пока эйфория чувств возобладает над разумом, сторонам кажется, что это легко преодолимо. Практика же показывает, что, практически в большей половине случаев, наступает разочарование.

      4. Для многих дагестанцев брак, который заключен по нормам религии, но не зарегистрирован законно — явление обычное. Можно ли считать такой брак гражданским, вопрос спорный. Что касается гражданского брака в общепринятом понятии этого слова, вряд ли приемлем для дагестанцев.

      Лилия Саидова, преподаватель Педуниверситета:

      1.Думаю, что сегодня дагестанский брак даже крепче, чем раньше, потому что у молодых есть возможность общаться по интернету или по телефону, если нет возможности встречаться, и лучше понять друг друга.

      2.Одобряю, если он основан на крепких чувствах.

      3.Отношусь положительно и считаю, что молодые сами должны решить, какую религию им исповедовать.

      4.Я считаю, что это ненормально. По-моему мнению — это блуд. Конечно, для Дагестана это неприемлемо.

      Арсланали Исаев, фельдшер Кумухской районной больницы (Лакский район Дагестана): «Сельские браки намного крепче и надежнее, чем те, которые заключаются в городе. Городские больше подвержены изменам и разводам, потому что слишком пресыщены жизнью, я считаю. Много навидались и наслышались. В селах всё гораздо строже, редко доходит дело до развода. Против межнациональных браков ничего не имею, но я не понимаю, когда, допустим, агулец женится на даргинке, или цахурка выходит замуж за лезгина. Агулов и цахурцев и так немного, говорят даже, что у этих наций нет прироста, тогда зачем смешиваться с другими, если нужно пополнять свою популяцию Проблем здесь немало, но прежде чем заключать брак нужно хорошенько подумать, чтобы потом не было непонимания между супругами, а еще хуже недопонимания между родственниками. Когда брак однонациональный – все эти проблемы сами по себе нивелируются. Многоконфессиональный брак нежелателен, я считаю, так как разные взгляды, ментальность, мировосприятия. Ну, и, во-вторых, мусульманам нельзя заключать брак с немусульманами».

      Кстати, здесь с тружеником здравоохранительного тыла согласиться нельзя. Помнится, как совсем недавно председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнудин в одном из своих интервью отметил, что «в Коране, который является законом для мусульман, выделены «люди Писания» — иудеи и христиане — и предписана веротерпимость по отношению к ним. Это ярко проявляется, в частности, в том, что мусульманам позволяется вступать в брак с представителями этих вероисповеданий, который вправе и в браке исповедовать свою веру».

      Наверняка читатели обратили внимание, что большинство наших собеседников и респондентов выразили свое категорическое «нет» гражданским бракам, и это притом, что в республике таких пар немало. К примеру, предприниматель из Махачкалы Наида Магомедова, считает, что гражданский брак — это уже давно норма для республики. «Нормально отношусь к таким бракам, — комментирует Наида, — Главное, чтобы это не было развратом и не оборачивалось изменами одного или обоих «супругов»».

      Провели мы небольшой опрос и в набирающих популярность социальных сетях – здесь среднестатистический дагестанец был как-то более искренен.

      Пользователь Facebook под ником «Highlander Lee», дагестанец, ныне живущий и работающий в Дубаи, поделился своим мнением относительно приемлемости гражданского брака в дагестанском обществе: «Я вообще считаю, что гражданский брак – это блудливое сожительство. Объясню почему. В первую очередь, я — мусульманин, и на все события и явления вокруг, я должен смотреть через призму Таухида! (Единобожие — по мусульманской терминологии — прим.ред). Брак должен быть заключен с соблюдением определенных условий: махрам (родственник по мусульманской терминологии — прим.ред), свидетели и т.д. Иные формы – это уже прелюбодеяние. Если же под словом «гражданский» вы подразумеваете наличие такого брака по сунне (обычай, пример по мусульманской терминологии -прим.ред)., но не регистрация его в загсе, то это другое дело, ибо нежелательно давать жене свою фамилию (мнение большинства ученых), потому что фамилии в исламе происходят от отцов, а жена по крови не может быть родна мужу, и чтоб не было лжи, это нежелательно».

      Патимат Бекеева, сотрудник редакции республиканской газеты «Ёлдаш» на кумыкском языке: Я считаю, что дагестанские браки всегда были самыми крепкими и надёжными, и не вижу ничего плохого в том, что молодые люди разных национальностей вступают брак: почему нет? А вот межконфессиональные браки я не воспринимаю, может потому что я выросла в семье, где такие браки не приветствуются вообще. Если бы это был мой случай, я бы могла выйти за парня другой конфессии, но при условии, что он примет мою веру. Что касается гражданского брака, то для мусульман это грех, но если законы шариата соблюдены, то, я думаю, это допустимо».

      Пользователь «Альбина Гаджимурадова», дагестанка, ныне живет и учится в Москве: «Я могу сказать, что современный дагестанский брак крепкий и надежный с натяжкой, основываясь на опыте своих сверстниц/сверстников: могу сказать, что только единицы, к сожалению, счастливы в браке. Вообще у молодых дагестанцев в привычку вошло разводиться и без причин. Или, вот еще я часто слышу такую причину: «не сошлись характером». Раньше ради детей пытались сохранить семью, а сейчас даже это не останавливает. Кстати, в случае с Дагестаном межнациональные браки это очень даже хорошо. Все люди одинаковы, независимо от национальности, расы и т.д. От национальной принадлежности мало что зависит. И вообще, я против, чтобы выходить замуж «в слепую», думаю лучше выбрать парня другой нации, но зная, кто он и что он вообще собой представляет, что идти замуж за какого-нибудь родственника, которого вообще даже в глаза никогда в жизни не видела. Вот, моя одноклассница так вышла, на этом настояли родители, но сейчас они на грани развода, даже на годовалого ребенка не смотрят. И таких случаев очень много. Главное, не конфессия или национальность – главное, сам человек. Я только против гражданских браков. Для меня это как мертвый груз. Вроде как замужем и не замужем, ни то и ни другое. Хотя я знаю несколько семей, которые живут в гражданском браке, как в законном. Не хочу никого обидеть, но я не вижу разницы, что гражданский брак в Дагестане, что у некоторых титульных народов России, когда холостые парень/девушка вместе живут».

      Пользователь «Сабрина Гаджиева» считает, что современный дагестанский брак можно считать крепким, но при условии, что если мамы, папы и весь тухум (род – прим.автора) не вмешивается в дела молодых. Ничего плохого нет и в межнациональных браках, а вот межконфессиональные – это не совсем хорошо, потому что такие браки рано или поздно разваливаются».

      Мурад Абдуллаев

      Источник: Kavnews.ru

      Фото: Ивана Дементиевского. Свадебные обычаи дагестанцев.

      kavnews.ru

      Это интересно:

      • Проживание в рим Сколько стоит проживание в Риме Цена проживания на двоих в Риме на неделю (например, 5 ночей в Риме, 1 ночь во Флоренции и 1 ночь в Венеции) — около 1000 EUR плюс стоимость итальянской визы. В эту сумму будут входить проживание в гостиницах 3 или 4 звезды (ночь в самом […]
      • Налоги и штрафы 2018 К чему готовиться автомобилистам в 2018 году: ПДД, ОСАГО, ПТС, ТО, штрафы и цены на бензин Федеральное агентство новостей представляет подборку ключевых нововведений для автомобилистов, которые вступают в силу с 1 января 2018 года. Речь пойдет не только о корректировке […]
      • Белые грибы споры Выращивание белых грибов Выращивание белых грибов в промышленных масштабах малорентабельно. Поэтому разведением белого гриба часто занимаются садоводы-любители. Причина столь непродуктивного разведения заложена в непростом симбиозе с деревьями. Прочные связи с корневой […]
      • Заявление о приватизации квартиры через суд Исковое заявление о приватизации квартиры Не нужно отчаиваться, если получен отказ, подайте исковое заявление о приватизации квартиры! Защита жилищных прав, связанных с вопросами приватизации, путем обращения в суд подчас является единственным вариантом решить возникшую […]
      • Недвижимость гражданство ес В каких странах дают гражданство при покупке недвижимости Более десяти стран в мире предлагают инвесторам приобрести гражданство в обмен на инвестиции и около 40 стран дают возможность получения ВНЖ/ПМЖ при покупке недвижимости конкретной страны. После того как программа […]
      • Изменения штрафы пдд с 1 января 2018 Налоги, штрафы, ПДД: с 1 января 2018 года вступили важные изменения для водителей. С начала нового года в силу вступят некоторые доработки и инновации, связанные с ОСАГО, акцизами на топливо, штрафами, оформлением ПТС и некоторыми другими аспектами. Штрафы за тонировку С […]
      • Калькулятор пенсии сотрудникам таможни Данный расчет основан на: 1. Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" 2. Постановлении […]
      • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]