Социальная структура общества по законам ману

| | 0 Comment

Социальная структура древней Индии: кратко о главном

Поистине уникальна и своеобразна история государственно-правовой системы Индии. Является неоспоримым фактом то, что цивилизация, зародившаяся на берегах Ганга и являвшаяся ровесницей Шумера и Древнего Египта, оказала существенное влияние на философско-этнические взгляды и культуру многих народов Азии. Кроме того, сама социальная структура Древней Индии, кратко описанная в данной статье, по сути, не имела аналогов в мире.

Пришельцы, заполнившие Индию

По мнению исследователей, социальная структура Древней Индии сформировалась в период заселения её территории во II тысячелетии до н. э. ариями ─ народами, говорившими на языках индоевропейской группы. Об этом свидетельствует древнейший памятник истории и литературы ─ Ригведа (1700-1100 гг. до н. э.). Значительную часть пришельцев составляли древнеиранские племена.

Известно, что по своему статусу все их представители делились на четыре основных группы, названные впоследствии варнами. Высшими среди них были брахманы ─ священнослужители, далее шли кшатрии ─ воины и вайшьевы ─ земледельцы, скотоводы и торговцы. Самым низшим сословием были шудры, выполнявшие обязанности слуг и разнорабочих.

В период Средневековья установленный ариями порядок социальной структуры Древней Индии несколько изменился за счёт того, что четыре ранее существовавшие варны распались на множество самостоятельных групп, называемых кастами. Это ещё жёстче обозначило принадлежность каждого жителя страны к определённой социальной группе, что было со временем закреплено законодательно и приняло характер устойчивой национальной традиции, во многом сохранившейся до настоящего времени.

Общинная собственность на землю

Особенности социальной структуры государства Древней Индии во многом определили её отличие от других стран Древнего Востока. В частности, следует отметить бытовавшую в ней общинную систему землевладения при полном отсутствии земель, находившихся в собственности государства. Важную роль также сыграли сохранявшиеся на всём протяжении древнеиндийской истории пережитки родового строя. Считается, что именно они легли в основу деления общества на касты и варны.

Согласно текстам, содержащимся в историческом памятнике II века до н. э., известном под названием «Законы Ману», во многом позволяющем понять социальную структуру и правовое положение населения Древней Индии, даже царь не являлся собственником всей земли, а владел лишь наследственными территориями. Он не имел право отобрать у кого-либо землю или подарить её. По закону земельные владения были неприкасаемы и находились в распоряжении общин, являвшихся основой, на которой была выстроена кастовая система, столь прочная, что её не смогли сломать даже многочисленные захватчики, такие как арабы, македонцы, греки и персы.

Социальное разделение слоёв общества

О происхождении варн, ставших впоследствии основой социальной структуры общества Древней Индии, у исследователей существует несколько точек зрения. Согласно наиболее распространённой из них, этот процесс связывают с брахманской религией. Считается, что элита ариев сумела присвоить себе исключительные права на религиозную, военную и политическую деятельность.

Само слово «варна» переводится с санскрита как «разряд», «вид» или «качество». Принадлежностью к той или иной варне определялась не только должность, профессия и размер получаемого жалования, но даже тяжесть наказания за совершённое преступление. Представители различных варн имели разные права на получение наследства, а по финансовым займам им начислялись разные проценты.

Основы социальной структуры Древней Индии ─ варны и касты ─ нашли религиозное обоснование в гимнах Регведы ─ литературном памятнике, упомянутом в начале статьи. В них представители первых трёх групп ─ брахманы, кшатрии и вайшьи ─ именуются «дваждырождёнными», и им предоставляются преимущественные права перед всеми, кто принадлежит к низшим варнам, состоящим из «единождырождённых». Их весьма многочисленная группа именуется шудрами.

Высший социальный слой общества

Вкратце остановимся на особенностях этих четырёх варн. Согласно древнеиндийской традиции, представители самой высшей из них ─ брахманы ─ произошли из уст бога Брахмы и потому считаются самыми чистыми из людей. Это едва ли не божества в человеческом облике. Принадлежность к варне брахманов являлась наследственной привилегией, и её представители всегда занимали высшие государственные посты.

Однако и у брахманов были свои проблемы. Согласно религиозной традиции, каждый из них был обязан завершить свой жизненный путь аскетом, то есть, почувствовав приближение смерти, надеть рубище и с посохом в руках отправиться просить подаяние. Или удалиться в лесную чащобу и там предаваться благочестивым размышлениям. Однако со временем желающих стать аскетами оказывалось всё меньше, и в наши дни пожилые брахманы просто переселяются в отдельную часть дома и там проводят время в полном комфорте и с телевизором.

Следующая ступень социальной лестницы

Представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли, согласно легенде, из рук Брахмы. Они также именовались «дваждырождёнными», но в социальной структуре Древней Индии занимали позицию рангом ниже. Разница была столь велика, что девятилетний брахман по своему статусу мог считаться отцом девяностолетнего кшатрия. Лица, входившие в это сословие, также имели много привилегий и занимали руководящие посты как в армии, так и в государственно-административной сфере.

Несмотря на то что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество брахманов и кшатриев, на деле между ними всегда возникала острая конкуренция за политическую власть, переходившая порой в кровавые столкновения. Об этом повествуют многие памятники санскритской литературы.

Социальная группа скотоводов и земледельцев

Третья варна ─ вайшьи, появившиеся, как утверждает легенда, из бедра бога Брахмы. Они занимались главным образом земледелием, скотоводством и различными ремёслами, но, поскольку также считались дваждырождёнными, пользовались покровительством представителей двух высших варн.

Однако, даже несмотря на это, вайшьи являлись эксплуатируемым сословием. Из их числа всегда формировались ополчения, и они же несли главное финансовое бремя, отчисляя в казну львиную долю налогов. Кроме того, на шее этого сословия сидел господствующий класс ─ жрецы. Известно, что вайшьи редко входили в число зажиточных граждан.

Те, кто появился из плевка бога Брахмы

И наконец, представители четвёртой варны ─ шудры. Эти имели несчастье появиться из стоп бога. Некоторые источники утверждают даже, что образовались шудры из божественного плевка. Так или иначе, но они составляют низшее сословие, представители которого обречены всю жизнь служить вышестоящим господам. Тем не менее шудры являлись важным элементом социальной структуры Древней Индии, поскольку составляли значительный процент от общего населения страны.

Согласно закону, закреплявшему принципы социальной структуры Древней Индии, шудра был обязан питаться тем, что осталось после трапезы хозяина, донашивать его старую одежду и во всём беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, тогда как за его убийство представителю высшей варны полагался лишь небольшой штраф. И хотя известны случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия за счёт торговли или занятия ремёслами, основная их часть жила в крайней бедности.

Каста отверженных

В эпоху Раннего Средневековья внутри третьей и четвёртой варны произошло разделение на многочисленные касты, принадлежность к которым определялась в основном принадлежностью к тому или иному роду занятий. Так образовались касты кузнецов, парикмахеров, гончаров и т. д. В этот же период появились и самые «нечистые касты», представители которых получили печально известное название неприкасаемых. В литературе их часто называют чандалами или париями.

Это были люди, уделом которых от рождения и до смерти становились самые грязные, тяжёлые и унизительные виды работ. Они собирали и вывозили трупы бездомных, совершали казни преступников, чистили помойки и выгребные ямы и т. д. Селиться неприкасаемые были обязаны за городской чертой, и существовали как бы вне общества. Их положение было ещё хуже, чем у рабов, которые также составляли часть населения Древней Индии, но при этом имели некоторые права, закреплённые законом.

Традиция, пережившая века

Политико-социальная структура Древней Индии сохранялась неизменной на протяжении многих веков во многом благодаря замкнутости каждой из входивших в неё социальных групп. Известно, что законы, положенные в основу жизни общества ещё на рубеже II и I тысячелетий до н. э., исключали всякую возможность перехода из одной варны в другую.

Даже в наше время, когда Индия находится в одном ряду с промышленно развитыми государствами мира и вошла в число ядерных держав, в ней по-прежнему сильны традиции прошлых веков, и граждане страны разделены между собой непреодолимыми кастовыми барьерами.

fb.ru

Правовое положение отдельных групп населения

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.
Название третьей варны «вайшии» произошло от слова «виш» — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.
По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.
В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54-55).
В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово «даса» в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).

* На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стали складываться новое, кастовое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.
Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.
Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в «кормление». Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.
С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».
В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.
В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).
Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

lawtoday.ru

Социальная структура древнеиндийского общества

Индуизм оказал существенное влияние на общественную жизнь индусов. Основными социальными составляющими единицами индийского общества являются варны и касты. Варно-кастовая система и сам индуизм настолько взаимосвязаны, что индусы не могут представить для себя иную жизнь в обществе и другую религию. Изменения в области религии обязательно вызвали бы социальные потрясения, которые, в свою очередь, привели бы к пересмотру религиозных принципов. Человеку из иной культуры варновая система может показаться дикой и несправедливой, однако сами индусы, начиная от брахманов и заканчивая неприкасаемыми, считают свою варновую систему необходимой и истинной. Социальная структура индийского общества включает в себя такую систему варн: брахманы, или брамины (жрецы), кшатрии (воины, государственные правители и чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники), шудры. В русском языке невозможно найти аналог слову шудр, так что условно назовём их рабами, хотя это не совсем правильно. Согласно традиции считается, что брахманы произошли из губ Вселенского человека Пуруши; кшатрии – из его рук; вайшьи – из бёдер; шудры – из пыли под его ногами. Соответственно своему положению в варновой системе, каждый человек должен служить Полному Целому, олицетворённому в образе Вселенского человека. Таким служением люди обеспечивают себе безопасность. Служение индивида Полному Целому, Пуруше, составляет вечный закон мироздания, или санатана-дхарму.

Индуизм укоренён не только в индивидуальном сознании, но и в социальной системе и общественном сознании индусов. Правовой статус в ведическом обществе зависел от состояния ритуальной чистоты или нечистоты, свидетельсвующей о степени духовного и интеллектуального развития человека. Самой высшей варной является варна брахманов. Здесь нужно учесть, что слово брахман может относиться и к всеобщему мировому закону, и к варне, и к текстам, входящим в Веды. Здесь речь идёт о людях определённой социальной группы. Брахманы, в первую очередь, выполняли функции священнослужителей, поэтому они часто ассоциируются с жрецами. Тем не менее такое понимание варны брахманов является неполным, поскольку брахманы занимались и медициной, и астрологией, и преподаванием, лучше сказать, что брахманы – это интеллектуальная аристократия, или элита древнеиндийского общества. Наиболее тяжёлым преступлением считалось убийство брамина, поэтому даже брахмана-отступника нельзя было убить, только выгнать. В VII веке до н.э. брамины сложили священные тексты – Брахманы, включавшие в себя толкования Вед, разъяснения смыслов разных религиозных обрядов. Брахмана отличало от остальных людей система ценностей, в которой на первом месте были принципы духовной жизни и интеллектуальной деятельности. На брахманов распространялись многие пищевые запреты, например, на крепкие хмельные напитки, пиво, мясо – всё это пища низших демонов, которая не должно вкушаться брахманом, поскольку он ест жертвенную пищу, приносимую богам. Важен также факт допущения браминами жертвоприношений, причём в древности практиковались и человеческие жертвоприношения. Брахманы не всегда считались с интересами людей из других варн, особенно из шудр. В случае убийства шудра брахман совершает такой же очистительный ритуал, какой совершается после убийства животного.

Кшатрии также именуются раджаньями. Раджаньи должны были служить обществу на военном и политическом поприще. Раджа – производное от раджаньи – обязан заботится о своих подчинённых и охранять их. Народная этимология производит слово раджа (царь) от глагола ракшохранять. Царская власть мыслится неограниченною по отношению к подданным, но столь неограниченной мыслилась и его ответственность перед божеством и перед своею совестью. Основным орудием царской власти в Индии считалось наказание. Законы Ману, созданные примерно 2 тыс. лет назад и отражающие очень ярко индийскую правовую идеологию, говорят: «Наказание есть по-настоящему царь, наказание истинно муж по силе, руководитель, повелитель… Наказание управляет всеми существами, наказание их охраняет, наказание бодрствует, когда они спят… Весь мир держится в границах наказания, ибо человек безгрешный трудно находим. Ведь из боязни перед наказанием весь мир дает то, что должен давать… Того царя считают истинным применителем наказания, который говорит истину, поступает обдуманно, мудро и который знает закон… Наказание ниспровергает царя со всем его родом, если он отступает от закона». От царя требуется, чтобы он беспристрастно наказывал даже ближайших родственников, и по отношению к самому себе он должен штраф, которым облагает другого человека, увеличить в тысячу раз, если совершит тот же поступок. У того же Ману мы находим указание, что если царь и получает 1/6 доходов и 1/6 добрых дел своих подданных, то и 1/6 их грехов падает на его совесть. Более того, во все времена в Индии существовало убеждение, что если страну постигнет бедствие, то в этом виноват царь, ибо если царь справедлив и соблюдает закон, то страна процветает.

Заметим, что даже обряд посвящения, или вхождения в варну, был связан со сложной системой ритуалов. Даже пройдя посвящение, человека ожидали четыре этапа жизни, суть которых обусловлена дхармой.

1. Брахмачарин – ученик. Этот период жизни, как правило, проходит в доме гуру – духовного наставника. Под его руководством ученик изучает древние тексты. Гуру обучает ученика правилам общения с людьми из разных варн и каст. Это весьма сложно, ибо даже вопрос о здоровье задаётся в той форме, которая соответствует определенной касте. В целом же брахманы обучаются выполнению обрядов, жреческих обязанностей. Кшатрии – владению оружием, искусству управлять государством. Вайшьи обучаются, как правило, наследственной профессии. Длительность обучения составляет 16 лет. Однако иногда обучение длится до 48 лет.

2. Грихастха – домохозяин. Человек вступает в брак и становится домохозяином.

3. Ванапрастха – отшельник. Человек, воспитав детей, внуков, может стать отшельником, дабы очистить свою душу от всякой скверны.

4. Санньясин – от слова санньяса, что значит отречение. Перед смертью, отрешившись от всего земного, человек покидает лес и становится бездомным странником. Он нуждается только в самом необходимом: в ветхой одежде, в посохе и в чашке для подаяний. Подаяния для санньясина считаются допустимыми, так как не нарушают его карму.

Более мелкой социальной единицей является каста (от португальского слова, означающего род, племя, а также от санскритского джатирод). Система каст особенно сложна. Португальцы, прибывшие в Индию в начале XVI столетия, были удивлены жёсткой социальной системой индийского общества, отличавшегося независимостью и замкнутостью отдельных социальных групп. Во главе каждой касты стоит панчаят (переводится в значении пятёрка) – совет из пяти самых уважаемых людей.

Каждая варна включает в себя определённые касты. Так, существуют брахманские касты, в которых есть своя иерархия. Среди варны вайшьев существует также множество каст, как правило, разделяемых по профессиональному признаку. Как пример, возьму касту центральных провинций – это каста рисовальщиков, или маляров; она носит название cifāri, citri, происходящее от санскритского citrakāra – «делатель картин», «живописец». Относительно происхождения этой касты сведения расходятся. Она состоит, видимо, в связи с кастами, работающими по коже, и с кастою башмачников, но уже теперь между ними настолько велико расхождение, что два основных элемента общения – браки и совместный прием пищи – не допускаются между рисовальщиками и работниками по коже. Они не берут друг у друга воды и иногда даже не допускают прикосновения.

Рисовальщики своим основателем называют Viçvakarman – легендарного первого художника и зодчего, принадлежащего к сонму богов; по другому преданию, они ведут свое происхождение от божественной девы Sarasvatī, искусной в живописи и в колдовстве.

Родственны им по занятию, а может быть, по происхождению, но отдельны от них rangajiva – «толкователи изображений», маленькая каста нищенствующих монахов. Представители этой касты странствуют и рассказывают древние легенды, иллюстрируя их изображениями богов или героев. Иногда эти монахи сами пишут эти изображения, обыкновенно сюжетно связанные с двумя большими эпическими поэмами – «Maхабхаратой» и «Рамаяной». Упоминания о толкователях картин – нищенствующих монахах – встречаются в ранней литературе. Эти монахи тоже обособляются браками и держатся значительных ограничений в отношениях с другими кастами.

Вместе с тем есть примеры, когда касты меняли своё положение в варновой системе. Например, каста бенгальских писцов-каястхи первоначально относилась к Варне шудр, но в период господства монголов их положение резко улучшилось, а теперь они твёрдо занимают место среди кшатриев.

Самой низшей кастой, не входящей в систему варн, является каста неприкасаемых (на хинди – ачхут): чандалы, нишада, дасью… Считается, что неприкасаемые произошли не от человека Пуруши, а от помёта священной коровы. Люди из чандалов выполняют самые грязные, трудные работы и становятся уборщиками нечистот (сама работа такого рода нужна, но в Индии условия работы уборщиков нечистот крайне тяжёлые и унизительные), палачами, могильщиками и проститутками (последнии неприкасаемые, прежде всего, в том смысле, что не могут выйти замуж). Здесь следует отметить, что женщина, допустившая своё бесчестье – внебрачную половую связь, – рассматривается как нечистая и автоматически становится неприкасаемой.

Чандал не имеет права допустить падания своей тени на кого-либо из других каст. Еду же им бросают на землю, чтобы исключить возможность соприкасания. В некоторых южных штатах неприкасаемые под страхом смерти не имеют права выходить днём на улицу. Некоторые индийцы, даже умирая от жажды, не примут воду от чандала, хотя женщин из этой касты могут покупать в качестве проституток. Слеудет отметить, что неприкасаемым можно стать не только по рождению от неприкасаемой, но и по поведению, особенно связанному с развратом. Действительно, половая связь вне законного брака для людей недопустима, и в Индии чревата резким снижением социального статуса, вплоть до уровня неприкасаемых. Причём, считается, что блуд является позорным клеймом на развратнике или развратнице не только в данной жизни, но и в последующих перерождениях. Сегодня количество неприкасаемых составляет 16 % от всего населении Индии (примерно 160 миллионов) – это больше, чем всё население России. Ачхутов часто называют далитамипопираемые ногами. Несмотря на то, что официально они защищаются государственным законом, их положение крайне унизительно. Особенно удручает то, что даже если человек из неприкасаемых чист, его стараются насильно осквернить, дабы подчеркнуть его кастовую принадлежность.

studopedia.ru

Это интересно:

  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Федеральный закон о семеноводстве Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.97 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О СЕМЕНОВОДСТВЕ" В данном виде документ опубликован не был Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ […]
  • Приказ о подготовке бюджета образец Формирование годового бюджета компании На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье: Каким компаниям вредно тратить время на бюджетирование Как сформировать целевые показатели деятельности подразделений Какой формат предоставления информации является самым […]
  • Увольнение по соответствующим основаниям Увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение […]
  • Адвокат о профессии плюсы и минусы Профессия адвокат Выбирая будущую профессию, не все следуют призванию. Многие ищут себя там, где в будущем можно попытаться получить хороший доход. Сегодня на пике популярности профессия юрист. Он же впоследствии может стать адвокатом. Но для этого нужно пройти особую […]
  • Бланк заявления стандартного налогового вычета Заявление на стандартный налоговый вычет на работника О стандартных вычетах по НДФЛ знает практически каждый работающий россиянин. Они позволяют налогоплательщику уменьшить налогооблагаемый доход, с которого исчисляется и уплачивается налог. Физлицо может получить вычет […]
  • Налоги учебное пособие под ред дГ черника Налоги и налогообложение. Под ред. Черника Д.Г. Оглавление Раздел I. Налоговая система РФ: эволюция, основные принципы построения 3 Глава 1. Налоги в системе экономических отношений 4 1.1. Генезис налогообложения и налоговых теорий 4 1.2. Экономическая сущность и […]
  • Ст 12 федерального закона о безопасности дорожного движения Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]