Формы публичного спора

| | 0 Comment

33. Спор и его виды

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т. п. В современной научной, методической, справочной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Спор – это особый вид речевой коммуникации. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002).

В русском языке существуют синонимы данного слова: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях данные слова используются не только как синонимы к слову «спор», но и как его разновидности.

Дискуссия – такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения конкретного вопроса.

Диспут первоначально обозначал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня значение этого слова немного изменилось. Им теперь называют публичный спор на научную или общественно важную тему.

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002).

Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима при выработке новых взглядов, отстаивании общечеловеческих ценностей, прав человека, складывании общественного мнения. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Словами «дебаты» и «прения», как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. д.

Любой спор имеет определенную структуру. С одной стороны, это выдвижение и защита тезиса первым оппонентом, а с другой – опровержение выдвинутого тезиса и его аргументации вторым оппонентом.

В науке и методике делают попытки систематизировать различные виды спора. В качестве оснований берутся самые разные признаки. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, количество участников, форма проведения, организованность спора.

www.e-reading.mobi

Искусство публичного спора

Знаменитый римский ритор Цицерон в сочинении «Оратор» приводит символический жест, которым основатель стоической философии, древнегреческий мыслитель Зенон объяснял разницу между двумя возможными способами доказательства собственного мнения: сжатый кулак он сравнил с логикой, а открытую ладонь — с красноречием. Таким образом философ противопоставил две возможные системы воздействия на собеседника: логику как более жесткий, более строгий метод отстаивания идей в среде ученых и философов и красноречие как открытый, выразительный способ передачи мысли и воздействия, присущий ораторам и обычным смертным.

В повседневной жизни едва ли не каждому человеку время от времени приходится сталкиваться с такой специфической формой коммуникации, как спор — столкновением мнений, в ходе которого каждая из сторон стремится убедить другую в справедливости своей точки зрения. В риторическом аспекте спор определяется как публичное обсуждение актуальной для его участников проблемы, вызванное желанием обстоятельнее разобраться в том или ином вопросе. Подобное столкновение различных позиций реализуется в процессе доказательства и опровержения.

Искусство ведения спора имеет многовековую историю: еще в Древней Греции в зависимости от целей, преследуемых участниками, были выделены два основных типа эристики (от греч. eristikos — спорящий, сварливый) — искусства спора:

• диалектика (от греч. (lia — «два» и lexis — «речь, беседа») как искусство спорить для выяснения истины;

• софистика (от греч. sophistes — «обучающий зарабатыванию денег с помощью ума») как стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов (см. гл. 5).

Отметим, что последний термин во многих современных языках используется в несколько ином значении — как сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, или софизмов — разнообразных уловок, замаскированных внешней (формальной) правильностью суждений. Так, к распространенным приемам современной софистики можно отнести, например, следующие: интерпретация того или иного факта при намеренном исключении его из причинно-следственного контекста событий, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, ложные ссылки на авторитеты, использование закономерностей и реалий одной исторической эпохи для интерпретации событий другой эпохи и т.д. Приемы софистики являются средством манипуляции в процессе общения (см. п. 11.3).

Известный русский специалист в области риторического искусства С. И. Поварнин в книге «Спор. О теории и практике спора» (1918) выделил следующие разновидности этого типа коммуникации.

1. Спор для проверки истины. Как замечает сам С. И. Поварнин: «В чистом, выдержанном до конца виде этот тип спора встречается редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми. Если сойдутся два таких человека, и для обоих их данная мысль не кажется уже совершенно готовой и припечатанной истиной, и оба они смотрят на спор, как на средство проверки, то спор иногда получает особый характер какой-то красоты. Он доставляет, кроме несомненной пользы, истинное наслаждение и удовлетворение, является поистине «умственным пиром»». Такого рода «умственная борьба» может приносить специфическое удовольствие, связанное как с расширением кругозора, так и с интеллектуальным наслаждением от полученной победы.

При описании подобного спора польский историк и логик Т. Котарбиньский обращает внимание на совместный характер интеллектуальной работы, которая приводит обе стороны (как это ни парадоксально!) к победе — нахождению истины: «Кто хочет выявить истину, тот не менее усердно ищет ее и в убеждениях или предположениях противника, хотя последние вначале и не согласуются с его собственными взглядами. Это как бы определенное разделение труда: «Ты будешь отстаивать свою гипотезу, а я свою, и посмотрим, что из этого выйдет. Я буду пытаться опровергать твои утверждения, а ты — мои. Давай в нашем исследовании опровергать все, ибо только таким образом можно выявить то, что опровержению не поддается. То, что при этом устоит, и явится совместно найденной истиной. Пусть же она и окажется единственным победителем в этом споре»».

2. Спор для убеждения противника в истинности собственного мнения. Такой спор, в свою очередь, можно разделить на два разных по риторической ценности типа речевого состязания: а) спорящий может убеждать противника в чем-либо, в чем сам глубоко убежден (его задача — сделать другого «соучастником истины»), и б) спорящий может убеждать не потому, что уверен в истине того, что защищает, или в ложности того, на что нападает, — он спорит потому, что «так нужно», «так полезно» для какой-нибудь цели. С такими спорами связано желание любым способом (с помощью разнообразных уловок, подтасовки данных, иногда прямой лжи) убедить собеседников в справедливости своих высказываний. Такого рода споры характеризуют публичные выступления (а зачастую и межличностные беседы) проповедников различных учений, религий и сект, а также агитаторов, рекламистов, торговых агентов и многих других, старающихся убедить в истинности или ложности мысли не потому, что сами в нее верят, а потому, что убедить нужно.

3. Спор из-за победы чаще всего ведется перед сторонними слушателями: одному или обоим участникам важно продемонстрировать перед публикой свое умение спорить и — главное — побеждать в словесных баталиях. Сегодня такие словесные баталии стали популярным жанром на телевидении.

В споре из-за победы его участники часто пользуются не столько логикой или доводами рассудка, сколько разнообразными средствами ораторской убедительности: внушительностью тона, острыми словами, красотой выражения, возбуждением нужных переживаний и другими приемами ораторского искусства. Зачастую вопросы логики и истинности сказанного при такого рода словесных баталиях отступают па второй план: главное — победить!

4. Спор ради спора в большинстве случаев преследует только одну цель — продемонстрировать риторические возможности одного из спорящих (обычно он же является и инициатором разговора). Однако полезно помнить, что спор представляет ценность не сам по себе, а как средство достижения определенных целей. Если ясной и важной цели нет или она может быть достигнута без всякого спора, затевать спор бессмысленно. Постоянная нацеленность на спор, па противопоставление собственного мнения любым другим, развязывание мелких споров и т.п. характеризует человека не с лучшей стороны.

5. Спор-игра получил наибольший расцвет в древнем мире, особенно в Греции. Вот как описывает эту игру С. И. Поварнин: «Спорят двое; но они не излагают по очереди своих воззрений в целых речах, как это делается в теперешних дебатах. У древних греков один из собеседников только предлагал вопросы, другой только давать ответы. Отвечающий мог говорить исключительно «да» или «нет», разве иногда с небольшим разъяснением; спрашивающий, со своей стороны, должен был предлагать только такие вопросы, которые допускают лишь простой ответ: «да», «нет». Цель спрашивающего — вынудить у собеседника согласие с утверждением, противоречащим тезису, который тот взялся защищать, т.е. привести его к противоречию с самим собою. Но так как только очень глупый собеседник мог бы сразу попасть на эту удочку, то спрашивающий предлагал ему общие положения, аналогии, примеры из обыденной жизни, вел его от одного допущения к другому и, наконец, составляя их все вместе, принуждал его самого признать свою непоследовательность».

Кстати, споры и диалоги в целом были характерны для древнегреческой философии. В связи со спором-игрой можно вспомнить знаменитый способ философствования Сократа, который он прямо противопоставлял майевтике, софистической форме рассуждений (от греч. «повивальное искусство») — методу извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусно наведенных вопросов. Сократ видел задачу философствования в том, чтобы в ходе беседы, ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самостоятельно находить истину. Обычно подобные диалоги протекали в поисках ответа на вопрос: «Что такое х?» («х» — это добро, справедливость, истина и другие, обычно нравственные, понятия), причем в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Следует отметить, что далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату.

Выбор конкретной формы, в которой будет вестись обсуждение той или иной проблемы, зависит как от обсуждаемого предмета, так и от параметров коммуникативной ситуации, в которой происходит беседа (кто, где, с кем и когда обсуждает те или иные проблемы).

Из основных факторов, определяющих ход спора и вероятность победы в нем, можно назвать следующие:

1) актуальность темы спора для каждого из участников;

2) личное отношение спорящих к предмету разногласий;

3) ценность результата спора как «награды»;

4) условия и место спора;

5) наличие сторонних участников спора;

6) объем знаний по данной теме, степень готовности к словесному поединку и уровень развития навыков ведения спора у оппонентов;

7) желаемая цель: поиск совместного решения, безоговорочная победа, компромисс и т.д.

Классическое развертывание спора проходит четыре фазы.

1. Стадия конфронтации, во время которой собеседники формулируют вступающие в противоречие друг с другом точки зрения.

2. Стадия начала дискуссии, в ходе которой обсуждаются два варианта развития конфронтации: либо отказ от спора, либо желание с помощью корректной и допустимой аргументации разрешить его. На этом же этапе стороны договариваются о правилах ведения спора.

Требования, предъявляемые к предмету спора, просты:

1) тема спора должна быть сформулирована четко и понятно;

2) тема спора не должна истолковываться двусмысленно;

3) тема спора должна быть неизменной на протяжении всего времени спора.

Вступая в спор, его участники должны согласиться с тем, что их точки зрения могут расходиться, а в некоторых случаях противоречить друг другу. Следовательно, спор предполагает наличие свободы мнений, терпимость к чужой точке зрения, готовность и способность человека к уступкам и компромиссам.

3. Стадия аргументации, на которой один из участников защищает свою позицию, используя те или иные доводы, а оппонент ее критикует, добиваясь дополнительной аргументации до тех пор, пока у него еще остаются возражения. Это главный, решающий этап спора, в ходе которого собеседники используют весь свой арсенал логических и риторических способностей.

Необходимо подчеркнуть, что для успешного ведения спора и победы в нем, нужно не только иметь точные и твердые знания по обсуждаемой проблеме, но и свободно владеть законами логики. Знание логики необходимо не только для того, чтобы делать выводы из своих и чужих утверждений, но и чтобы выявлять противоречия и просчеты, в том числе логические, в словах противника (см. гл. 5).

4. Подведение итогов отражает разрешение спора и определяет того, кто одержал победу.

В ходе многовековой истории развития спора человечество выработало и ряд специфических разновидностей словесных баталий, которые можно встретить в политической, общественной, судебной, научной и других сферах жизнедеятельности человека, например «диспут», «дискуссия», «полемика», «дебаты».

Диспут (от лат. disputare — «рассуждать, спорить») — это коллективное обсуждение политических, литературных, научных, профессиональных, социально значимых и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. Следует отметить, что с начала XVIII в., когда слово вошло в русский язык, до середины XX в. диспут имел более узкое значение — «публичная защита диссертации, научного сочинения, написанного для получения ученой степени», однако сейчас проведение диспута может быть связано с решением разнообразных, а не только научных задач.

Композиция диспута выстраивается через систему оценок, аргументов, примеров, фактической информации, которыми пользуются участники спора. В диспуте используется не только диалогическая речь, но и элементы монолога: если диалогические элементы придают словесным баталиям эмоциональную окраску, то монологические служат в первую очередь для создания логического каркаса содержания.

Диспут служит хорошей тренировкой таких риторических способностей и умений, как искусство убеждать, умение доказательно, аргументированно излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.

Дискуссия (от лат. — «рассмотрение, исследование», дословно — «расшатывание») — это публичный научный или политический спор, публичное обсуждение каких-либо проблем или спорных вопросов на собрании или в средствах массовой информации; это разновидность спора, близкая к полемике (см. ниже) и представляющая собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. В отличие от диспута, дискуссия может существовать не только в устной, но и в письменной форме [1] . Важная характеристика дискуссии, отличающая ее от других видов спора, — это более жесткая система аргументации, что особенно важно для дискуссии в печати, так как у оппонентов — участников спора есть возможность более глубоко и основательно познакомиться с системой взглядов и доводами противника, а также выдвинуть более подготовленные и продуманные собственные контраргументы.

Кроме того, важной особенностью дискуссии как публичного спора можно назвать отсутствие одного тезиса при наличии в качестве объединяющего начала лишь общей темы. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона оппонирует мнению собеседника, аргументирует свою позицию, что также отличает дискуссию от диспута, в котором гораздо чаще свою позицию защищает одна сторона. Таким образом, основной задачей дискуссии становится сопоставление разных точек зрения и достижение участниками компромисса и согласия но обсуждаемому вопросу либо определение путей и подходов к его решению. Дискуссия считается эффективным способом убеждения (см. гл. 11), так как се участники сами приходят к тому или иному выводу. Одновременно дискуссию можно рассматривать и как педагогический метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

В отличие от большинства публичных споров, устная дискуссия имеет регламентированную структуру, в которой обычно выделяют следующие этапы.

Определение темы дискуссии.

1. Подготовка к дискуссии: знакомство с материалами, сбор информации, разработка системы аргументов.

2. Выдвижение тезиса одним из участников, обоснование его правомочности на основе заранее подготовленных аргументов.

3. Опровержение выдвинутого тезиса другим участником — оппонентом.

4. Ответное слово первого участника дискуссии на выступление второго.

5. Подключение к спору остальных участников дискуссии.

6. Подведение итогов.

При правильной организации дискуссии заранее должны быть определены порядок ее ведения (регламент) и ее руководите, п,. который должен обладать такими характеристиками, как опытность, тактичность, твердость и умение управлять аудиторией.

Частной и весьма распространенной разновидностью дискуссии является полемика (от греч. «воинственный, враждебный») — спор на собрании или в печати при обсуждении какой-либо проблемы или злободневного вопроса. Полемика отличается от дискуссии как своей направленностью, так и используемыми средствами: если цель дискуссии — достижение определенной степени согласия участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а победа над оппонентом, утверждение собственной точки зрения. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Поэтому, в отличие от дискуссии, в полемике каждая из спорящих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Нередко в полемике используются экспрессивные языковые средства.

С дискуссией полемику сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, и содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противоположной стороны и очередность выступлений спорящих.

В полемике, как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы и уловки (подмена тезиса, аргумент к невежеству, использование ложных аргументов и др. -см. п. 11.3). Одновременно в полемике гораздо большее значение имеют инициатива спорящих, навязывание своего развития темы, неожиданность доводов, выбор времени для изложения решающих аргументов и т.п. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины или согласия, консенсуса. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна и не способна принести моральное удовлетворение.

Вместе с тем искусство полемики — это искусство убеждать и побеждать. Полемика учит подкреплять мысли убедительными доводами, фактами, логическими построениями, аргументами и контраргументами.

Дебаты (от фр. débat — «спор, прения») — это метод ведения спора, при котором стороны противопоставляют собственные точки зрения с целью убедить некую третью сторону (зрителей, сулей и т.д.). Распространены, например, публичные дебаты по какой-либо социально значимой проблеме (перспективы развития городов, охрана памятников истории и культуры, проблемы экологии). Важными элементами убеждения в дебатах являются логическая последовательность, фактическая точность, эмоциональное воздействие на публику. Уровень готовности к отстаиванию своей позиции, убедительность аргументов (см. гл. 5), использование эффективных средств выразительности (см. гл. 6) определяют доминирование в дебатах одной из сторон.

Подводя итог изложенной классификации публичных споров, следует еще раз подчеркнуть, что выбор той или иной формы диалога зависит от целей, которые преследуют одна или обе стороны. Ни одна из названных форм не имеет преимуществ перед другой — каждая хороша для конкретных обстоятельств и в конкретной речевой ситуации.

Вместе с тем при всем многообразии споров и типов их участников можно выделить наиболее общие требования к честному спору.

Спорить следует только при необходимости. Если можно достичь согласия без дискуссии и полемики, надо постараться это сделать. Следует помнить, что спор представляет ценность не сам по себе, а как средство достижения определенных целей. Если цель не ясна или может быть достигнута без всякого спора, затевать его нет необходимости.

Предмет спора должен быть ясным. Это важнейшее требование с точки зрения логического развертывания спора и системы аргументации: иногда в начале спора его предмет может быть неопределенным — сам спор сводится к прояснению позиций спорящих сторон.

Тема спора должна быть неизменной на всем его протяжении. Если не соблюдать это требование, участники спора будут вынуждены постоянно уточнять свои позиции, что ведет к изменению подходов к теме спора и к ненужному смещению акцентов.

Спор предполагает хотя бы минимальную общность исходных позиций сторон. Всякий спор опирается на определенные предпосылки. Общность исходных тезисов обеспечивает начальное взаимопонимание спорящих, создает пространство, на котором может развернуться баталия. Тс, кто не понимают друг друга, не способны спорить и не способны прийти к согласию.

Спор требует известного знания о предмете речи. Оно не может быть полным, иначе не возникли бы разногласия и полемика, однако оно должно быть достаточно обширным, в противном случае придется спорить о малоизвестном.

В споре нужно быть гибким. Ситуация спора динамична и изменчива: появляются новые аргументы и факты, меняются позиции сторон. Жесткость необходима, когда дело касается существа вопроса, в случае же деталей, частностей, личностных моментов, субъективных симпатий и антипатий лучше проявить уступчивость и терпимость. Это позволит решать сложные вопросы по существу, минуя мелкие препирательства и вместе с тем не поступаясь взглядами и достоинством.

Необходимо уметь признавать ошибки. Главное в споре -внести свою долю в правильное решение обсуждаемой проблемы. Человек, осознавший неверность каких-то своих представлений, может и должен сказать об этом со всей откровенностью: это сделает спор более плодотворным.

Существует несколько критериев успешности спора, но наиболее эффективными будут те словесные баталии, в результате которых их участники:

1) получили новую информацию, глубже поняли позицию оппонента, уточнили видение ситуации и пути решения проблемы;

2) смогли снизить напряженность отношений и недоброжелательность, погасить недоверие, устранить обиды;

3) пришли к большему взаимопониманию и сближению позиций;

4) смогли разрешить спорную ситуацию, устранить конфликт и достичь согласия.

Для того чтобы спор привел к ослаблению и разрешению, а не усилению конфликта, спорящие должны обладать рядом собственно речевых умений, среди которых можно назвать наиболее важные:

1) соблюдение речевого этикета;

2) соблюдение законов логики и логичности рассуждения;

3) владение аргументацией с помощью доводов разного вида;

4) умение формулировать мысль эффективным образом;

5) умение контролировать и выражать эмоции;

6) умение замечать и раскрывать противоречия и уловки в речи собеседника.

Вместе с тем особое значение в достижении эффективных результатов спора занимает умение слушать другого человека в диалоге, во многом зависящее от способности регулировать свое эмоциональное состояние, а также от наличия адекватной самооценки, неизбежно определяющей адекватное отношение к другим людям.

  • [1] Ср. например, дискуссию о состоянии русского языка, представленную на страницах журнала «Отечественные записки», 2005, № 2.

studme.org

Формы публичного спора

Существуют разные виды споров. В науч­ной и методической литературе делаются попытки систе­матизировать их. В качестве оснований берутся самые раз­личные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует. К основным факторам, влия­ющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, количество участников, форма проведения спора .

По цели различают следующие виды: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.

По количеству лиц, при­нимающих участие в обсуждении проблемных вопросов можно выделить три основные груп­пы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими ли­цами).

В свою очередь, спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присут­ствии всех участников).

Споры могут происходить при слушателях и без слу­шателей. Присутствие слушателей, даже если они не вы­ражают своего отношения к спору, действует на споря­щих. В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма ведения борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными (печатными).

Споры бывают организованными и неорганизованны­ми. Организованные споры планируются, готовятся, про­водятся под руководством специалистов. Полемисты име­ют возможность заранее познакомиться с предметом спо­ра, определить свою позицию, подобрать необходимые ар­гументы, продумать ответы на возможные возражения оп­понентов. Но спор может возникнуть и стихийно.

Успех спора, его конструктивный характер, плодо­творность в решении вопросов в значительной степени за­висят от состава полемистов. Важное значение имеют уро­вень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, зна­ние правил публичного спора.

shpargalki.ru

Электронная библиотека

Спор представляет собой столкновение мнений, разногласие, в ходе выяснения которого каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Дискуссия – это разновидность публичного спора. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление различных точек зрения на заданную проблему, выявление истины и нахождение решения. Дискуссия представляет собой эффективный способ убеждения оппонента. Разновидностью дискуссии является диспут – спор на научную или публицистическую тему.

Полемика в отличие от дискуссии представляет собой борьбу принципиально противоположных мнений. В полемике каждая сторона, доказывая свою правоту, стремится одержать победу над противником.

Классификация споров в зависимости от цели

· Спор из-за истины. Целью такого спора является нахождение правды, проверка идей, мыслей. Данный спор отличает тщательный подбор аргументов, реальная оценка собственных позиций и позиций противников.

· Спор с целью убеждения оппонента. Убедить оппонента может только тот человек, который верит в то, что говорит, поэтому для такого спора характерна вера убеждающей стороны в непогрешимость и истинность своей позиции. Достаточно часто такие споры протекают конфликтно, так как используется агрессивная аргументация.

· Спор для одержания победы. Обычно в таких спорах участвуют целеустремленные, волевые личности, которые готовы преодолеть все преграды, но одолеть противника. Выяснение истины в данном виде спора не имеет существенного значения.

· Спор ради спора. Основные участники этих споров несколько конфликтные и эксцентричные личности, для которых спор выступает в роли любимого спортивного упражнения. Для таких людей не важно с кем, о чем спорить, в чем заключается правда.

Анализируя проблему спора, следует выделить основные факторы, влияющие на динамику рассматриваемого процесса. Итак, на характер спора влияют: значимость проблемы спора для сторон участниц, количество участников, время, наличие зрителей, форма осуществления (устная или печатная). Рассмотрим данные факторы более подробно.

Человек, заинтересованный в проблеме, имеющий определенный опыт в рассматриваемой области, будет более горячо отстаивать свою точку зрения, чем человек равнодушный, включенный в процесс спора только по служебной надобности.

По количеству участников выделяют споры-монологи, диалоги, полилоги. Спор самого с собой, как правило, заканчивается предпочтением наиболее актуальной для личности потребности по принципу «если очень хочется, то можно». Споры-диалоги наиболее распространены и очень часто используются в деловом общении, так же, как и споры полилоги. В данных видах спора успех одной из сторон будет зависеть от состава участников, их эрудиции, компетентности в спорном вопросе, а также уровня культуры.

В современном деловом мире в последнее время, особенно в средствах массовой информации, проводят организованные споры, в которых могут принять участие достаточно большое количество человек. Такие споры тщательно планируются, на спор выносятся специально сформулированные точки зрения на проблему. Организованные споры более других способствуют выяснению истины, так как их участники заранее знают проблему и готовят свои аргументы и контраргументы.

Наличие зрителей спора имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущество заключается в том, что при наличии зрителей достаточно сложно прибегнуть к нечестным уловкам, приемам, солгать, а недостаток – в том, что зрители часто заставляют участников забыть истинный предмет спора и перейти к «игре на публику», к позерству.

Успех устного спора зависит от психологических особенностей людей, участвующих в нем: манеры и культуры речи, скорости реакции, живости ума и т.п. В печатном споре участвовать несколько легче, так как в нем не требуется немедленной реакции на доводы партнера, есть время, чтобы тщательно сформулировать свои аргументы. Письменный спор считается идеальным для выяснения истины.

У каждого спора есть свой предмет обсуждения, и в процессе дискуссии очень важно не упускать их из виду, не давать оппоненту отклоняться от непосредственной темы обсуждения.

Спор, как правило, не способствует принятию решения, так как каждая из сторон не готова уступать в своих позициях, однако, если в начале спора есть какие-либо вопросы, по которым мнения сторон сходятся, такой спор может способствовать выработке конструктивного решения.

Успешность дискуссий, диспутов, полемики во многом зависит от общности используемого сторонами понятийного аппарата. Приступая к спорам на научные или общественно-политические проблемы, следует убедиться в отсутствии расхождений в смысловой насыщенности используемых понятий и определений.

Участвуя в спорах, следует помнить о культуре спора, уважительно относиться к своим оппонентам, проявлять выдержку и самообладание, не давать воли эмоциям.

Следует по возможности более точно знать психологические особенности оппонента, чтобы подобрать более убедительные для него аргументы и выбрать более эффективную тактику.

Подбирая аргументы, следует заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум, но и на чувства человека, противостоящего Вам в споре. Достаточно эффективно влияют на спорщика уместно используемые юмор, ирония, иногда даже сарказм, которые помогают снизить эмоциональную напряженность обстановки, создают позитивный настрой. Однако не следует злоупотреблять остротами, если обсуждаются серьезные и важные деловые проблемы.

Г.В. Бороздина приводит некоторые психологические приемы воздействия на участников спора.

· «Сведение к абсурду» состоит в демонстрации ложности тезиса, высказанного оппонентом, последствия которого противоречат действительности.

· «Бумеранг» — тезис или аргумент обращаются против тех, кто их выдвинул.

· «Подхват реплики» — умение применить реплику противника в своих целях, чтобы усилить аргументацию.

· «Довод к человеку» — вместо обсуждения тезиса обсуждаются достоинства и недостатки человека его высказавшего. Данный прием следует применять в сочетании с достоверными и обоснованными аргументами.

· «Обращение к аудитории» — целью данного приема является желание повлиять на чувства зрителей, слушателей и тем самым склонить их на свою сторону.

Успех спора во многом определяется и умением спорящих людей задавать вопросы и отвечать на них. В споре при помощи вопросов уточняется позиция оппонента, получается дополнительная информация, выясняется отношение к обсуждаемым вопросам. Все вопросы, используемые в споре, можно условно разделить на корректные и некорректные. Корректные вопросы нацелены на выяснение истины, не унижают достоинства собеседника, задаются в спокойном тоне. Некорректные вопросы чаще основаны на ложных утверждениях и стремятся задеть чувства оппонента, их цель вывести человека из состояния равновесия. Отвечать на такие вопросы следует спокойно, можно в некоторых случаях такие вопросы просто игнорировать.

Отвечать на вопрос в споре можно только в том случае, если Вы поняли его суть, если же формулировка вопроса недостаточно конкретна и сложна для восприятия, попросите Вашего оппонента уточнить, что собственно его интересует. Помните, что в споре особенно ценятся остроумные и конкретные ответы.

Рассматривая психологические аспекты спора, следует остановиться и на нечестных приемах, которые часто используются спорщиками /2/.

· «Много вопросов». Оппоненту задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа. Подвопросы иногда бывают прямо противоположны друг другу, один требует ответа «да», другой – «нет». Отвечающий, не заметив этого, дает ответ только на один из вопросов. Человек, задавший вопрос, использует это, применяя данный ответ к другому вопросу, чем и запутывает собеседника.

· «Уклонение от поставленных вопросов» — человек делает вид, что не услышал заданного вопроса, либо игнорирует ответ, используя усмешки, иронию.

· «Иронизирование над вопросом» — суть данного приема легче пояснить примерами: «И Вы считаете свой вопрос серьезным?», «Ну что за легкомысленный вопрос!».

· «Негативная оценка вопроса» — вместо ответа на вопрос оппонент оценивает саму формулировку: «Это наивный вопрос».

· «Ответ вопросом на вопрос» — человек задает оппоненту ответный вопрос, часто затрагивающий личностные особенности.

· «Ответ в кредит» — перенос ответа на вопрос на будущее.

· «Оттягивание возражения» — одной из сторон, участвующей в споре, выдвигается какое-либо предложение, а другая ставит вопросы в связи с их утверждением, начиная издалека, опровергает вначале второстепенные аргументы, а затем основные. Данный прием можно использовать в тех случаях, когда требуется время, чтобы сосредоточиться и точнее формулировать свои аргументы.

· «Смягчение ошибки» — если Вы допустили ошибку, высказывая свои мысли, то примените следующие речевые обороты: «я не совсем то имел(а) ввиду», «позвольте уточнить» и т.п.

Искусство спора одно из самых древних и обучаться ему никогда не поздно, развивайте и совершенствуйте свои коммуникативные умения и Вы достигнете успеха.

Постарайтесь сформулировать вопрос, состоящий из нескольких частей, ответы на которые противоположны

Как часто Вы одерживаете победы в спорах? Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

Какие качества необходимы человеку, вступающему в дискуссию с авторитарным начальником?

libraryno.ru

Это интересно:

  • 343 статья уголовного кодекса СТ 343 УК РФ. 1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, - наказывается ограничением по военной […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Правила чтения английский pdf Правила чтения английских слов для ленивых. Васильева Е.А. Цель пособия — познакомить с правилами чтения односложных, двусложных и многосложных слов английского языка, что в дальнейшем поможет выработать и закрепить навыки быстрого правильного чтения слов данных групп […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]