Тема покаяния в преступлении и наказании

| | 0 Comment

Грех и покаяние в произведении великого русского писателя Ф.М.Достоевского

В девятнадцатом веке было много блистательных писателей. Среди них те, кто создавали по настоящему мировые романы, такие люди владели умением показать ту дисгармонию, которая существует в буржуазном мире и как этот мир влияет на душу человека. Безусловно в этом списке величайших имен Федор Михайлович Достоевский один из первых. Уж кто-кто, а он владел необычайнейшим талантом. Русская действительность им показывалась в острых конфликтах и очень ярких образах. У Достоевского получилось показать в произведениях самые значимые проблемы и если их не решить, то нравственное развитие всех людей может быть определено в худшую сторону.

Достоевский жил в то время, когда в стране было все больше недовольных теми порядками, которые существовали. Герои Федора Михайловича терзаются в нравственном смысле, они пытаются осмыслить те отношения в обществе и протестуют против зла, которое царит повсюду. Конечно же один из самых знаменитых его романов, где и раскрыта эта тема это «Преступление и наказание». В романе речь идет о России в середине девятнадцатого века, о том кто погибал и и погиб. Начинается роман с молодого человека, который бредет в тоске, как оказалось дальше это бывший студент по имени Родион Раскольников.

Углубляясь в роман мы понимаем, что у Раскольникова была «безобразная мечта». А мечта эта появилась, после того, как он заложил кольцо своей сестры одной стурушенции. Все больше и больше в Раскольникове проявляются плохие чувства человека, а именно ненависть и отвращение. Встретившись в распивочной с Мармеладовым Радеон понимает, как несправедлив этот мир, ведь даже такая семья живет очень бедно. Теперь Раскольников живет с мыслью об убийстве старухи, которая никому не нужна и напротив, всем вредная. В итоге он идет на самый тяжкий грех, коим является убийство, а ведь что правило этим человеком? Он просто потрясен бездонностью страданий людей, сам верил в том, что «кровь по совести» — это оправданная цель, но и кара за это соответствующая.

www.library-gaidara.ru

Тема греха и покаяния.(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Тема греха и покаяния.
(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Человек, который много согрешил, всегда умён.
М. Горький.

Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим.
В. Шекспир.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным. Он рос « в семействе русском и
благочестивом », где знакомились с Евангелием « чуть не с первого детства ». Поэтому его, как никого другого, очень
интересовала тема греха. Но сам грех по своей сути бывает разным. Оскорбил человека – нагрешил, убил – тоже нагрешил.
Достоевский в своём романе « Преступление и наказание » рассматривает грех идеологический. Греховную теорию, которая
чудовищна сама по себе и, кроме того, приводит к человеческим смертям.
Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » можно отнести к разным типам. Он и философский, и
социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, главное место в нём занимает идеология одного из героев – Родиона
Раскольникова.
Главный герой романа совершает убийство. Но не только в этом заключается его грех. Раскольников, увлёкшись
своей теорией, забывает о простых истинах: даже самая благородная цель не оправдывает средств её достижения и никто,
кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет.
В начале романа мы видим тщательные приготовления Раскольникова к убийству, причины которого пока не знаем.
Обстановка, где проживает главный герой, позволяет нам предположить, что убийство совершается ради ограбления. У
старухи-процентщицы довольно много сбережений, а он вынужден заложить ей последнее что у него осталось – кольцо сестры.
Но впоследствии мы видим, что не это явилось главной причиной для совершения преступления.
Незадолго до этих событий в одной из петербургских газет появилась статья Раскольникова. В ней он излагает теорию о
том, что всё человечество делится на два разряда. Первый – это люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари
дрожащие». Другие – смело нарушают моральные нормы, общественный порядок, проливают ради этого чужую кровь – «сильные
мира сего».
Но, поделив людей на две эти категории, Раскольников сталкивается с неизбежным вопросом: к какому разряду он сам
относится? Убийство старухи – самопроверка героя: выдержит ли он идею, по которой совершается ход истории. Кто же он:
«тварь дрожащая» или «сильный мира сего»?
И это убийство с целью возвысить себя над простыми смертными есть грех неизмеримо больший, чем если бы он
убил, чтобы выжить. Но он не умирал с голоду, он не был на грани… И всё-таки убил.
Очень важно то, что до какого-то момента Раскольников полностью удовлетворён своей теорией и не видит в ней ни
одного изъяна. Ведь что из себя представляет та, жизнью которой он решил пожертвовать ради своих грандиозных замыслов?
Ничтожество, «вошь». Она не приносит никакой пользы, а только вред. И невольно подслушанный им разговор двух студентов
ещё больше убеждает его в том, что это необходимо сделать.
Всё это делает Раскольникова некоторым образом похожим на учёного, который сначала выдвигает гипотезу, а потом
пробует её экспериментально доказать. Но этот чудовищный эксперимент стоил жизни двум людям. Да, да, именно двум людям,
какими бы они ни были. «Не убий» — гласит одна из десяти заповедей. Бог дал жизнь – бог должен её и забрать. Только
бог и никто другой.
В подтверждение своей теории Раскольников приводит имена исторических деятелей: Ликурга, Солона, Магомета,
Наполеона, говорит о том, что «большая часть этих благодетелей… были страшные кровопроливцы». Но это не оправдывает
преступления Раскольникова. Он говорит Соне: ”Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем
муравейником. Вот цель!” вот к чему стремится главный герой – к власти.
В черновых записях Достоевского, связанных с образом Раскольникова, читаем: ”В его образе выражается … мысль
непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу…Он хочет властвовать – и не знает никаких средств.
Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая.”
Сама его теория, сама эта мысль есть грех. Бог созда лвсех по своему образу и подобию. И возвысить себя над
остальными – значит поставить наравне с Богом.
Но после этого страшного эксперимента Раскольников видит полный прговал, несостоятельность своей теории. Она не
подтвердилась. Он убил. Он переступил черту? Нет. Он обрел власть? Не обрёл. Ему помогли украденные деньги? Он ими не
воспользовался.
Наказание же главного героя началось до свершения преступления. Когда он видит свой первый сон, то уже
понимает, что не сможет выдержать своей теории: “Нет, я не вытерплю, не вытерплю!” Наоборот, идея поработила
Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в безвольную пешку.
Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного
возрождения Раскольникова. Но на протяжение всего хода событий ясно видится это возрождение. Осознав открытый смысл,
реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и
готовность к покаянию.
Надежду на восстановление любой преступной личности Достоевский видел в том, что для неё всегда открыт путь к
«великой радости», что в ней нельзя окончательно растоптать совесть и любовь. На этом основано «наказание»
Раскольникова, когда «чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тот час же по свершении
преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…»
Будущее духовного возрождения главного героя романа и было обусловлено его страданием, сострадательной любовью
между ним и Соней Мармеладовой: ”Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого.”
Участие Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова, её любовь к нему иопределило дальнейший путь главного героя
к возрождению. Именно она подталкивает его покаяться, так как понимает, что не сможет он с этим жить: “А жить-то,
жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?” В ней хотел найти Родион Раскольников родственную душу. И нашёл, не ошибся.
Глубокое и искреннее сопереживание Сонечки растопило лёд на сердце Раскольникова, «волной хлынуло в его душу и разом
размягчило её».
Признание Раскольникова, по его собственным словам, есть признание собственной несостоятельности,
собственного ничтожества – «тварью дрожащей оказался». Но это лишь он не смог, а идея, верит главный герой, стоит
нерушимо и незыблемо.
Не так думает сам Достоевский. В противоборстве с теорией Раскольникова побеждает «закон любви».Терпит крах
его бесчеловечная идея.
И, будучи уже в тюрьме, Раскольников понимает, что убеждения его – глубокая ложь. Осознаёт это окончательно
и бесповоротно. Эта мысль, Евангелие и, самое главное, Соня Мармеладова – это его настоящие спасители, которые помогут
ему начать жизнь заново, « но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история
постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой…»
И мы можем поверить в нравственную силу, мужество, решимость Р. Раскольникова найти путь и средства
истинного служения людям. По глубокому убеждению Достоевского для всего человечества на земле есть лишь две полярные
перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть, или победа «закона любви», или
торжество подобных теорий – третьего просто не существует, не дано.

www.yaklass.ru

Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои романа — бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова — нарушают моральный закон, «переступают черту». Раскольников, создавший «теорию», допускающую «кровь по совести», убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая «мачеху злую и чахоточную» и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую «черту», является сострадание, любовь к ближнему. Применима ли категория греха к тому, что совершают эти «убийца и блудница»? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли «великой грешницей» Соня?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала определить понятие греха. Грех есть нарушение Божьей заповеди, следовательно, категория, связанная с религиозным миропониманием. В рамках такого миропонимания и Родион Романович, и Соня совершают «смертный грех» — нарушают заповедь. Однако автор ставит каждого из своих героев перед лицом трагически неразрешимой ситуации, когда одна моральная заповедь («Не убий», «Не прелюбодействуй») становится препятствием для выполнения другой моральной заповеди («Возлюби ближнего своего»).
Путь Раскольникова к преступлению начинается с идеи сострадания. Не собственная нищета удручает героя больше всего, а невозможность помочь кротким, незащищенным «милым существам». Раскольников не просто преступник «от отчаяния» — он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он пытается убедить себя, что моральные запреты — это «предрассудки, одни только страхи напущенные». Запрет на убийство лишь теоретический «принцип», и он оборачивается злом, когда не позволяет защитить добро («милых существ»). Излюбленной идеей Раскольникова становится мысль о том, что задуманное (а затем и совершенное) им убийство — «не преступление». Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не, по сути, и человек не только «право имеет», но и «обязан» совершить его: «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!»
Встреча с Мармеладовым, рассказавшем историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске. Для Раскольникова очевидно, что «преступление» Сони, поставившее ее вне общества, ее «грех», есть на самом деле высокий подвиг, великая жертва любви. Таким образом, «теория» доказана, препятствий больше не существует. Однако, убив «принцип» в своем сознании, Раскольников наталкивается па новую преграду. «Арифметика» сталкивается с «натурой», с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе Родион Романович.
Покаяние (по-гречески «метаноите» — «передумывание», «осмысление») и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание). «Предав себя», Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: «. я великая, великая грешница!» Раскольников же, напротив, все свои интеллектуальные силы тратит на то, чтобы преодолеть в себе сознание греха, убедить себя в обратном.
Свой путь к покаянию Раскольников начинает в тот момент, когда тотчас после убийства внезапно испытывает желание донести на себя. Но сознание героя еще не готово к раскаянию, «бунт» в его душе еще не утих. Родион Романович оказывается один на один со своей «натурой» и наблюдает в себе уже не «драму идей», а «драму чувств». То, что раньше казалось новой, сильной идеей, теперь утрачивает значение. Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Он признается себе, что «ненавидит» мать и сестру, что жить, как раньше (до преступления), он уже не сможет никогда. Итогом долгого и мучительного созерцания собственной души становится взрыв отчаяния: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в сознании Раскольникова.
Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни», которую ему предстоит «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом. »

15758 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

www.litra.ru

Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

«От имени сердца, от имени жизни». Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

«Строка, оборванная пулей». Омские писатели на фронте и в тылу. 1941-1945 гг.

«Чистейшей прелести чистейший образец». Личная жизнь великого поэта в стихах о любви и слайдах с портретами адресатов любовной лирики А.С. Пушкина.
.

Достоевский и мировая культура
Сборник материалов
молодежной научно-практической конференции

Тема женского греха и покаяния в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский – гениальный писатель, работавший не только над внешним содержанием произведения, но и над внутренним миром каждого из своих героев, посвящая читателя в тайны человеческих душ. Каждый герой его индивидуален, но, так или иначе, у всех них есть общие черты, характерные только для творчества Федора Михайловича Достоевского. Например, женские образы.

Ввиду частого недооценивания произведений Достоевского широкими массами читателей, хотелось бы раскрыть замысел автора при создании романа «Преступление и наказание» на примере исключительно образа Женщины. Каждой из своих героинь Достоевский дает индивидуальный характер и тип восприятия мира. Общность их заключается в признании Бога как Высшей силы и их вера в прощение. Вообще сам Федор Михайлович был верующим человеком и, по фактам биографии, даже во время пребывания на каторге не терял своей веры, в отличие от многих его сокаторжников. Такой же твердой и преданной верой он наделяет женщин своего романа.

Тема греха и покаяния – вечная тема в литературе все периодов. Пока живет на земле человек, пока есть в душах людей чувства, эмоции, пока существуют Мужчина и Женщина, грех не перестанет быть актуальной темой. Грехопадение и покаяние Женщины как тема для споров и размышлений появилась еще в Библии. Первая из женщин – Ева – совершает первый из грехов. И покаяние совершается впервые на земле Адама и Евы. Отныне лишь вера в Бога и в Его Всепрощение могут дать человеку шанс на спасение души, запятнанной первогрехом.

Грех присущ каждому из нас, безгрешные люди не живут на этой земле. Но горячая и безыдейная, не требующая доказательств существования Бога, вера помогает нам не пасть слишком низко. Она спасает души от смерти – той моральной смерти, о которой так часто говорили писатели-философы, такие как Достоевский. А покаяние – путь к очищению.

В Библии перечисляются десять заповедей, соблюдение которых восстанавливает человека на более чистый, светлый, праведный путь. Вот они:

1 — Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2 — Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3 — Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4 — Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а в день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

5 — Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

7 — Не прелюбодействуй.

9 — Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10 — Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего 1.

Все эти заповеди более или менее соблюдаются героинями Достоевского. Даже если и переступает кто-нибудь закон, установленный заповедью, то не по желанию своему или из любопытства, а в отчаянии и от безысходности. Порой ситуации в жизни ставят нас в тупик, толкая на совершение греха «во имя спасения». И лишь душевная чистота и искренность веры позволяют вернуться и действительно «спастись».

Так ли тяжек грех, когда вина лежит не столько на павших, сколько на тех, кто «сподвиг» их на совершение греха. На тех, кто не дал права им жить в мире том, откуда убежать не хочется, в мире, построенном на чести и добре, где не только внешнее спокойствие и благость, но и в душе у каждого — тепло и свет по отношению ко всем живущим. Где каждый должен бы «спасать» ежеминутно тех, кто стоит над пропастью греха, заблудившись в своей или чужой душе.

Где женщина — прообраз Той, что жертвует человечеству Сына ради искупления людских грехов и избавления их от пороков. Можно ли назвать падшей ту, что своим грехом спасает от падения души и жизни других. Ту, что кротостью и добротой своей необъяснимой искупляет грехи многих. Или ту, что ради жизни своих детей, губит собственную жизнь, параллельно мучаясь от безвыходности и безысходности…?

В романе «Преступление и наказание» представлены достаточно разнообразные типы женщин, согрешивших в чем-либо и нашедших спасение в покаянии. Цель моей работы – проанализировать каждый из характерных примеров, чтобы определить сходства и различия и причину рождения таких образов у Достоевского.

Общие черты в изображении героинь романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Для каждого писателя женщина была существом, требующим особенно тщательного понимания и описания. Основы женского мироощущения зачастую создавали базу для раскрытия характера и внутреннего мира главного героя, будь то женщина или мужчина. Пробуя передать внутренний мир героини, автор одновременно создает благодатную почву для мира окружающих ее людей-образов. Ведь в ее отношении к жизни и человеку, находящемуся рядом, отображается смысл вообще взаимоотношений всех героев произведения, взаимоотношения обществ и человечества в целом. Достоевский очень точно находит слова и образы для передачи состояния души каждой из своих героинь. Образы Дуни, Сони, Катерины Ивановны пересекаются по ряду мотивов: например, самоотверженность свойственна всем трем…

В то же время все трое резко отличаются друг от друга взглядами на мир и на различные ситуации. Катерина Ивановна в высшей степени наделена своеволием, а Дуня и горда, и своенравна, и жертвенна. Соня с какой-то стороны — идеальная жена. Она не сентиментальничает излишне. Она понимает, чего хочет, хотя не знает, как этого добиться.

Сонечка Мармеладова

Образы Сони — выразительные особенности…

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смертей и отчаянья. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью. Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами» 2.

«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким, маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» 3.

Достоевский противопоставляет внешний образ Сони и ее душу, ее внутреннюю красоту. Неважно, что неправильны черты лица — зато глаза излучают тепло души. А может быть, не случайно глаза именно голубые. Если воспользоваться формулой «глаза — зеркало души», если прибавить еще и глубокую религиозность, то неудивительно такое чудодейственное влияние Сонечки на Раскольникова. И опять-таки не зря Достоевский подчеркивает не раз, что, «несмотря на свои 18 лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет», «почти ребенком» и выражение лица у нее «простодушное».

Непорочность души Сонечки отражается именно в описании ее глаз и выражений лица, в ситуациях, когда сама Соня обращается к священным текстам библии с целью помочь павшим подняться вновь на уровень «святых», пусть внешне (и только внешне) грешных, честных и добрых людей. Она верит, а точнее верует в то, что можно «подняться» лишь с помощью обращения к Богу. И только свой грех Соня считает смертным и непростительным – самоуничижение сквозит в ее монологах и разговорах с Родионом Раскольниковым.

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным 4. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй — она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме — в сторону юродивой — недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Сонечка предстает перед нами в образе ангела с голубыми глазами и перьями, т.е. крыльями за спиной. Она похожа на ребенка, да и все любимые герои Достоевского похожи на детей. Дети, по Достоевскому — Христов образ, в Библии сказано: «Будьте как дети» т.е. негреховными существами. В душе таких людей как Соня нет зла и греха, они несут добро и не могут лгать.

Соня начинает играть активную роль в момент раскаяния Раскольникова, видя и переживая чужие страдания. Она незаметно возникает в романе из арабесок петербургского уличного фона, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с «желтым билетом», потом косвенно — как фигура мимолетного видения Раскольникова из «их мира» на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяная, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подоспевшая к шарманщику девушка в кринолине, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Так по крупицам собирается внешний образ Сони, в котором она появится, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней будет опровержением крикливо-нищенского наряда. В скромном платье она придет к Раскольникову звать его на поминки, и в присутствии его матери и сестры робко сядет рядом. Это символично: отныне им идти одной дорогой и до конца.

У нее нет никаких теорий, кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология. Вера, как и любовь, относится к сфере иррационального, непостижимого, это нельзя объяснить логически. Путь Сонечки — объективный урок для Раскольникова. Соня страдает молча, без жалоб. Невозможно для нее и самоубийство. Но ее доброта, кротость, душевная чистота поражают воображение…Сонечка — воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения.

Соня – не просто придуманный для обращения героя на истинный путь образ. Она реальность, родилась из жизни, из тех случаев, которые чем «фантастичнее», тем реальнее, типичнее характеризуют жизнь. Соня – крайнее выражение бесправия женщины в обществе. Об этих ненормальностях общества писали тогдашние журналы. «Время» в 1862 году поместило статью Э.А. Штейнгеля «Наша общественная нравственность», Достоевский, конечно, помнил ее: она была помещена в его журнале – это статья о проституции, возросшей вместе с процессами капитализации и роста городов. Социалистические учения гласили, что не может общество быть свободным, если в нем порабощена женщина. Такое порабощение было стыдом общества. Сороковые годы, когда формировался Достоевский, выработали свою этику в этом вопросе. В этом регистре звучит история Вареньки Доброселовой в «Бедных людях».

Катерина Ивановна Мармеладова

Катерина Ивановна Мармеладова – женщина, практически одна растившая детей, занималась домом и всячески старалась создать в своей семье обстановку мира и чистоты, хотя бы внешней. «Катерина Ивановна не могла выносить нечистоты и лучше соглашалась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят…» 5.

Несмотря на то, что Соня – падчерица – содержала семью, зарабатывая деньги ценой собственной чести и жизни, Катерина Ивановна держала на себе немалый груз забот и переживаний. Сохранение чистоты души и тела детей и пьянствующего мужа, сохранение самой семьи, постоянный труд и физический, и душевный – какой бы неуравновешенной и вспыльчивой не была она, сознание вины перед детьми, а в особенности перед Соней, давила тяжким бременем…

«Катерина Ивановна, как и всегда, чуть только выпадала свободная минута, тотчас же принималась ходить взад и вперед по своей маленькой комнате, от окна до печки и обратно, плотно скрестив руки на груди, говоря сама с собой и кашляя…» 6.

Ее внутренняя сила, которая присуща любой женщине, не позволяла ей опуститься, стать склочной и обозленной на жизнь бедную и тревожную, не позволяла забыть о своем главном и, пожалуй, единственном, грехе – как она опустила Сонечку, заставив ее занять самое позорное и безобразное положение в обществе, обвиняя ее в неудачах, постигавших семью Мармеладовых.

Несмотря на все трудности и странности характера, эта женщина не из тех, которые тотчас же падают в обмороки. Катерина Ивановна способна пережить и выдержать многое. За всю свою жизнь она, наверное, ни разу не могла с уверенностью сказать, что сделала все, что могла, чтобы окружающие ее люди были счастливы – то, к чему Катерина Ивановна стремилась, что собирала, созидала по крупицам, ежедневно мучаясь и терпя.

«В свойстве характера Катерины Ивановны было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые совсем и не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась. От природы была она характера смешливого, веселого и миролюбивого, но от беспрерывных несчастий и неудач она до того яростно стала желать и требовать, чтобы все жили в мире и радости и не смели жить иначе, что самый легкий диссонанс в жизни, самая малейшая неудача стали приводить ее тотчас же чуть не в исступление, и она в один миг, после самых ярких надежд и фантазий, начинала клясть судьбу, рвать и метать все, что ни попадало под руку, и колотиться головой об стену…» 7.

Все переживания, нервные срывы и неспособность более жить в столь грешном мире со столь тяжким, для фактически безгрешной женщины, грехом в итоге надламливают окончательно стержень личности Катерины Ивановны и она сходит с ума.

«Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждою минутой становилась еще раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их. Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека, остановившегося поглядеть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома». Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться…» 8.

В отчаянии, не выдержав потери мужа, Катерина Ивановна осуждает мир и людей, допустивших, чтобы она, ее дети, ее муж жили в настолько бедной и удручающей обстановке. Она винит всех, кроме Сонечки, в том, что не увидели ее дети красивой, беззаботной и чистой жизни, в том, что вынуждены после смерти отца, и не отца даже, а отчима, ходить с матерью по улицам, прося милостыню. В том, что плачут и мучаются ее дети от такого непонятного им действия, что напуганы они теперь ее состоянием и вообще – нельзя так, люди, нельзя. И грех ее смывается слезами ее и детей, слезами от сознания их настоящей нищеты и грязи, которая заполняет души, заставляя забыть Бога и нравственность.

В смерти Катерины Ивановны никто не виновен – просто напуганные дети побежали прочь от матери, а она, больная чахоткой, бросилась вслед, пытаясь остановить их, на бегу упала всего лишь… и, умирая, не просит исповедать ее – знает, что все грехи свои она стократ искупила страданиями и терпением. «- Что? Священника. Не надо. Где у вас лишний целковый. На мне нет грехов. Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо. » 9.

Катерина Ивановна понимает, что не осталось у нее на этом свете прегрешений и долгов – значит, Бог простит… и Он ее прощает.

Авдотья Романовна Раскольникова

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, — что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!» 10.

Конечно, девушка, столь привлекательная и милая, могла стать счастливой женой любящего мужа. Если бы не обстоятельства, вынудившие ее пойти на жертву ради благосостояния любимого брата.

Дуня — умная и воспитанная девушка. Кроме того, она сильно привязана к своему брату, Родиону Раскольникову. Пребывая в достаточно бедственном финансовом положении, мать и сестра, тем не менее, стараются всеми возможными способами помочь сыну и брату, бедному студенту.

Дуня, подобно Сонечке, не останавливается перед выбором пути. Ей необходимо знать, что ее брат находится в добром здравии и не нуждается в деньгах. Единственный способ обеспечить брата – удачно выйти замуж. В понимании Дуни выйти удачно замуж – значит, за богатого, способного выплатить все долги и помочь встать на ноги ее семье. Это – ее грех. Дуня жертвует собой, своим семейным счастьем, принимая предложение богатого, но отвратительнейшего человека, не заслуживающего даже взгляда девушки.

Покаяние и прощение Дуни приходит с пониманием ошибочности ее взглядов на реальность. Она не желает больше жертвовать собой. Она тоже хочет счастья, как и все герои романа. Выйдя замуж за Разумихина, Дуня разрешила вопрос о своем грехе – осознание собственной грешности порой облегчает путь к прощению.

Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» раскрывает нам несколько типов женщин-грешниц, получивших прощение или, вернее, заслуживших его. Рассмотрев основные из них, вполне разумно было бы сопоставить образы и мироощущение.

• «Блудница» Сонечка – образ чистой, истинно христианской, искренней души. У Достоевского грех Сони и ее жертва любви неразделимы, они сливаются в одном деянии. Более того, ее грех, по существу, становится формой и высшим проявлением любви к ближним. Здесь ясно прослеживается связь с текстами Евангелия, где деяние Марии Магдалины (грех прелюбодейства) искупается другим, совершенным позднее («возлюбила многих») . Достоевский противопоставляет Марию Магдалину и Сонечку.

• Катерина Ивановна – измотанная, изможденная, измученная тяжелой жизнью женщина, не знающая за собой большего греха, чем презрение и нелюбовь к падчерице, позже осознанную и превратившуюся в сострадание и болезненную привязанность. Начало пути к прощению и спасению души Катерины Ивановны – в ее осознании своего греха, в ее покаянии.

• Авдотья Романовна – гордая, и в то же время жертвенная натура. Любыми средствами, ценой собственного счастья, она старается помочь близкому ей человеку – родному брату, по-видимому, нуждающемуся в помощи. Ее готовность к самопожертвованию – возможность гармонического согласия между непосредственным чувством (влечение) и морального долга.

Грех и покаяние Женщины – глубокая и серьезная тема в мировой литературе. Ф.М. Достоевский разрешает проблематику темы в раскрытии разнообразных образов женщины, женских характеров и особенностей мировоззрения.

1 Библия. Вторая книга Моисеева. Исход. Глава 20. Финляндия : Lansi-Savo Oy /St Michel Print Mikkeli, 1991.
2 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Полное собрание сочинений в 18 томах. Том седьмой. С. 129.
3 Там же. С. 165.
4 Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Очерк. М., 1984. С. 107, 116-117.
5 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание… С. 126.
6 Там же. С. 125.
7 Там же. С. 263.
8 Там же. С. 296.
9 Там же. С. 301.
10 Там же. С. 142.

www.litmuseum.omskportal.ru

Это интересно:

  • Питание по 333 приказу Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" Приказ Минздрава СССР от 10 марта 1986 г. N 333"Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах […]
  • Заморозить осаго Как заморозить ОСАГО ЛДПР возмущена принятым решением о росте тарифов на ОСАГО и предлагает Госдуме заморозить старые тарифы до 2017 года. С апреля базовые тарифы ОСАГО повысятся на 40%, а страховые компании имеют право увеличить тарифы еще на 20%, постановил Банк […]
  • Возросли полномочия Хоть права не расти. Регионам готовят правила временного изъятия полномочий Полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень, если это необходимо для безопасности, реализации международных обязательств или позволит сократить расходы бюджета. Такие поправки […]
  • Налог на землю новые изменения Налог на землю в 2018 году — обзор изменений кадастровой стоимости В прошлом году в Российской Федерации был подписан закон, который коренным образом поменял порядок расчета налога на землю. Теперь, с 2018 года, налог на такое имущество, как земельные участки и прочая […]
  • Транспортный налог архангельск ставки Транспортный налог архангельск ставки Изменения ОСАГО. Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания. Подробнее Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту […]
  • Отработка 2 недели при увольнении 2018 год Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
  • Закон о нравственном воспитании Нравственное и патриотическое воспитание может стать элементом образовательного процесса Разработаны меры по обеспечению патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму членом Совета Федерации Сергеем […]
  • Корректирующая декларация по налогу на прибыль Уточненная декларация по налогу на прибыль Регион: Российская Федерация Налог на прибыль уплачивается предприятием с суммы, являющейся разницей между его доходами и понесёнными расходами, он аналогичен налогу, который взимается государством с физических лиц (НДФЛ). […]