Организация судебно медицинской экспертизы

| | 0 Comment

Организация судебно-медицинской службы в РФ

В соответствии с Федеральным законом 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в нашей стране функционируют государственные учреждения судебной экспертизы. Эти учреждения независимы от органов следствия, прокуратуры и суда, что обеспечивает широкие процессуальные гарантии обвиняемым. Потребность в судебно-медицинской экспертизе при расследовании преступлений и в судебном разбирательстве возникает особенно часто при рассмотрении дел по поводу преступлений против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ). Постоянная заинтересованность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в производстве судебно-медицинской экспертизы привела к необходимости организации в нашей стране учреждений, которые бы специально занимались только судебно-медицинской экспертизой.

Эти специальные учреждения находятся в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Они называются бюро судебно-медицинской экспертизы. В субъектах Российской Федерации судебно-медицинскими учреждениями являются республиканские, краевые, областные, в городах Москве и Санкт-Петербурге городские бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении соответствующих министерств, управлений, департаментов, комитетов и отделов здравоохранения.

Функции бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации выполняет Российский центр судебно-медицинской экспертизы, состоящий из двух структурных подразделений: Бюро судебно-медицинской экспертизы (123242,г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 3/2) и Научно-исследовательского института судебной медицины (113035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 1/2).

Этот центр является государственным федеральным учреждением здравоохранения, находится в ведении Минздравсоцразвития России и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами, инструкциями и приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Высшим должностным лицом Российского центра судебно-медицинской экспертизы является его директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Директор центра в качестве руководителя головного экспертно-научного учреждения обеспечивает организационное и методическое руководство судебно-медицинской службой органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Кроме Российского центра судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации функционирует 86 территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы, в структуре которых 190 городских и 964 районных и межрайонных отделения судебно-медицинской экспертизы.

Бюро судебно-медицинской экспертизы являются учреждениями здравоохранения. Их основная деятельность направлена на обеспечение потребностей правоохранительных органов в производстве судебно-медицинских экспертиз, а также на участие в деятельности органов здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению и проведении профилактических мероприятий.

Бюро судебно-медицинской экспертизы обладает полной хозяйственной самостоятельностью, планирует свою деятельность, сочетает бюджетное финансирование с оказанием платных услуг населению и выполнением работ по договорам с юридическими лицами.

В бюро судебно-медицинской экспертизы должны быть следующие структурные подразделения:

отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц (отдел судебно-медицинской экспертизы живых лиц);

отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологическим отделением;

отделение внедрения новых технологий;

отделение программного и математического обеспечения;

кабинет по работе с жалобами и заявлениями;

отдел сложных экспертиз;

отдел судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств со следующими отделениями и лабораториями:

судебно-бактериологическое (вирусологическое) отделение;

лаборатория судебно-медицинских молекулярно-генетических исследований;

Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы, одновременно являющийся главным специалистом по судебной медицине соответствующего органа управления здравоохранением, осуществляет руководство деятельностью бюро на основе единоначалия.

В Министерстве обороны Российской Федерации организована своя судебно-медицинская служба. Главный судебно-медицинский эксперт Министерства обороны д-р мед. наук, проф. В.В. Колкутин возглавляет Центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации и Службу судебно-медицинских экспертов в военных округах и флотах.

Подготовку судебно-медицинских экспертов и повышение их квалификации осуществляют кафедры и институты усовершенствования врачей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Головной базой подготовки и сертификации специалистов в области судебной медицины является кафедра судебной медицины Российской медицинской академии последипломного образования.

www.labex.ru

Организация судебно-медицинской экспертизы

В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», утвержденных на сессии Верховного Совета СССР 19.12.69, указано: «Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза производится в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда. Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы устанавливается Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Министерством внутренних дел и другими ведомствами» (ст. 51).

Исходя из этого закона на основе предшествующего организационного опыта, в соответствии с действующими нормами уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов разработана и введена в действие с 21. 07. 78 г. «Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы».

Эта инструкция утверждена Министерством здравоохранения СССР и согласована с Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Одновременно с этой «Инструкцией» были утверждены «Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы», «Положение о начальнике бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики», «Положение о начальнике бюро судебно-медицинской экспертизы областного (краевого), республиканского (АССР), городского (Москва, Ленинград) подчинения», «Положение о заведующем отделом бюро судебно-медицинской экспертизы», «Положение о заведующем отделением бюро судебно-медицинской экспертизы», «Положение о враче — судебно-медицинском эксперте», «Положение о методическом совете бюро судебно-медицинской экспертизы» и «Положение о главном судебно-медицинском эксперте Министерства здравоохранения СССР».

В «Инструкции» и «Положениях» указаны: целевое назначение и задачи судебно-медицинской экспертизы в СССР; законодательные документы, определяющие ее функционирование; структура и соподчиненность подразделений экспертизы; общая характеристика объектов, входящих в ее компетенцию; принципы судебно-медицинской документации; регламентация прав и обязанностей каждого подразделения в системе судебно-медицинской экспертизы. Между этими подразделениями, судебно-медицинскими экспертами и органами здравоохранения существуют организационно-методическое и административно-хозяйственное соподчинения (схема 1).
Схема 1. Судебно-медицинская экспертиза в СССР

«Положением о бюро судебно-медицинской экспертизы» предусмотрено, что штаты бюро утверждаются в установленном порядке по соответствующим штатным нормативам и что в бюро должны быть следующие структурные подразделения: 1) отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц; 2) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с судебно-гистологическим отделением; 3) судебно-медицинская лаборатория, в состав которой входят судебно-биологическое, физико-техническое, судебно-химическое отделения; 4) районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы; 5) хозяйственная часть. В столицах союзных республик районные, межрайонные и городские отделения не организуются (схема 2).

Схема 2. Бюро судебно-медицинской экспертизы.
«Инструкция» определяет компетенцию судебно-медицинской экспертизы, которая включает: 1) экспертизу трупов при насильственной смерти или подозрении на нее (см. главу 10); 2) экспертизу потерпевших, обвиняемых и других лиц (см. главу 38); 3) экспертизу вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов (см. главу 43); 4) экспертизу по медицинским документам, а также по материалам уголовных и гражданских дел, когда судебно-медицинские выводы (заключение) основываются только на данных медицинских и судебно-медицинских документов (истории болезни, амбулаторные карты, протоколы или акты вскрытия трупа, показания медицинских работников и свидетелей и др.).

При судебно-медицинских экспертизах (исследования и освидетельствования) должна существовать единая организационная основа, обеспечивающая, с одной стороны, соблюдение экспертами требований законодательства и нормативных документов, а с другой, производство экспертизы с применением научно обоснованных, рационально и целесообразно выбранных методов. Такой основой являются действующие в системе судебно-медицинской экспертизы инструктивно-методические указания.

www.medical-enc.ru

Организация судебно медицинской экспертизы

6. Организация судебно-медицинской службы в Российской Федерации. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская документация

Центр судебно-медицинской экспертизы РФ является высшим органом судебно-медицинской службы в нашей стране. Он включает Бюро главной судебно-медицинской экспертизы РФ и Научно-исследовательский институт судебной медицины.

Основные судебно-медицинские учреждения, обслуживающие запросы органов следствия, суда, – республиканские, краевые, областные и городские бюро судебно-медицинских экспертиз.

Бюро судебно-медицинской экспертизы содержит структурные подразделения:

1) отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

2) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с судебно-гистологическим отделением;

3) судебно-медицинская лаборатория, в составе которой имеются судебно-биологическое, медико-криминалистическое, судебно-химическое, биохимическое отделения;

4) районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы;

5) хозяйственная часть; 6) организационно-методический отдел.

Объектами судебно-медицинских экспертиз являются живые люди, трупы, материалы уголовных и гражданских дел, вещественные доказательства (подозреваемое орудие, одежда, следы выделений человека). Право эксперта давать заключение является одновременно и его обязанностью. Эксперт имеет право в пределах своей компетенции давать заключение и по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к конкретному предмету экспертного исследования.

Каждая экспертиза или судебно-медицинское исследование завершается составлением документа, который при наличии постановления следственных органов или определения суда именуется заключением эксперта, а при их отсутствии – актом судебно-медицинского исследования. Порядок составления таких документов предусмотрен УПК РФ. Заключение эксперта, полученное с нарушением закона, не может быть положено в основу обвинительного приговора.

Оба документа имеют три части: вводную, исследовательскую и выводы (в акте – собственно заключение) и составляются с учетом определенных требований. Документы подписывает эксперт (или эксперты), непосредственно проводивший экспертизу, указывается, кто при этом присутствовал (следователь, врач). Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается в архиве, другой направляется в учреждение, назначившее экспертизу. Документы заверяются печатью экспертного учреждения. Эксперт не вправе разглашать сведения об обстоятельствах уголовного дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с производством экспертизы.

www.nnre.ru

Организация судебно-медицинской экспертизы в России

В России созданы и функционируют государственные учреж­дения судебно-медицинской экспертизы. Они независимы от органов следствия, прокуратуры и суда, что обеспечивает широ­кие процессуальные гарантии обвиняемым. Потребность в такой экспертизе при расследовании правонарушений и в судебном разбирательстве возникает особенно часто при рассмотрении дел по поводу преступлений против личности. Постоянная заинтере­сованность органов следствия и суда в производстве судебно-медицинской экспертизы привела к необходимости создания и организации в нашей стране учреждений, которые бы специально занимались судебно-медицинской экспертизой.

Эти специальные учреждения находятся в системе Мини­стерства здравоохранения РФ и называются бюро судебно-медицинской экспертизы. Их система построена в соответствии с административным делением Российской Федерации. В субъ­ектах Российской Федерации судебно-медицинскими учрежде­ниями являются республиканские, краевые, областные (в Моск­ве и Санкт-Петербурге городские) бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении соответствующих ми­нистерств, управлений, департаментов, комитетов и отделов здравоохранения.

Их административная подчиненность органам здравоохране­ния объясняется, во-первых, необходимостью независимости от органов расследования или суда и, во-вторых, органической связью с медицинской наукой и практикой. Они не могут быть подчинены ни суду, ни прокуратуре, ни милиции. Судебно-медицинская экспертиза представляет свое заключение как одно из доказательств в уголовном (гражданском) процессе, и поэто­му не может находиться в тех органах, которые собирают дока­зательства и затем их рассматривают.

Функции Бюро судебно-медицинской экспертизы Мини­стерства здравоохранения РФ выполняет Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы. Центр состоит из двух основных структурных подразделений:

§ Бюро судебно-медицинской экспертизы ( 123242, г . Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.3/2);

§ Научно-исследовательского института судебной медицины ( 113035, г . Москва, Пятницкая улица, д.1/2).

Кроме Республиканского центра судебно-медицинской экс­пертизы в России имеется 86 территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы, в структуре которых 190 городских и 964 районных и межрайонных отделений судебно-медицинской экспертизы.

К компетенции бюро судебно-медицинской экспертизы относится:

§ экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;

§ экспертиза трупов при подозрении на применение насилия или при других обстоятельствах, обусловливающих необхо­димость производства исследования трупа в судебно-медицинском порядке (например, трупы лиц, умерших в лечеб­ных учреждениях при неустановленном диагнозе заболева­ния, или трупы лиц, умерших скоропостижно, независимо от места смерти, в тех случаях, когда причины смерти вра­чом лечебного учреждения не установлены и «Врачебное свидетельство о смерти» не выдано, или трупы лиц, лич­ность которых не установлена);

§ экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц для определения характера и тяжести причинения вреда здо­ровью, возраста, половых состояний, трудоспособности и разрешения других вопросов, требующих познании в об­ласти судебной медицины;

§ экспертиза вещественных доказательств (путем примене­ния лабораторных методов исследования);

§ экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

В докладе на 4-м Всероссийском съезде судебных медиков Главный судебно-медицинский эксперт Министерства здравоохранения РФ профессор В.В. Томилин отметил, что анализ ре­зультатов деятельности судебно-медицинских учреждении Рос­сии свидетельствует о том, что на протяжении 5 лет (1991-1995) объем выполненных экспертиз (исследовании) значитель­но увеличился. Так, произведено фактически в 2,5 раза больше вскрытий трупов; в 1,5 раза возросло число экспертиз (освидетельствований) потерпевших, обвиняемых и других лиц; в 2 раза увеличилось число экспертиз по материалам уголовных дел.

Все возрастающий объем судебно-медицинских исследова­ний выполняет в настоящее время 13 000 человек, в том числе 4400 судебно-медицинских экспертов, 7400 работников среднего и младшего медицинского персонала, 1200 других сотрудников.

Каждый вид экспертизы проводится в соответствии со спе­циальными правилами, например, «Правилами судебно-медицинской экспертизы трупа», «Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью», «Правилами производства судебно-медицинской экспертизы в гистологических отделениях бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами произ­водства судебно-медицинских экспертиз в медико-криминалис­тических отделениях лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами производства судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и установления родства в судебно-биологических отделениях лабораторий бюро судеб­но-медицинской экспертизы», «Правилами производства экс­пертизы вещественных доказательств в судебно-химических от­делениях лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы», «Правилами производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел» и т.д. Эти правила утверждены Министерством здравоохранения РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ, Верховным Судом РФ и Ми­нистерством внутренних дел РФ, в связи с чем они являются обязательными как для врачей, так и для работников органов следствия и суда на всей территории Российской Федерации.

Все медицинские учреждения и отдельные медицинские ра­ботники обязаны оказывать судебно-медицинским экспертам всемерное содействие при производстве экспертизы (проведе­нии клинических анализов и инструментальных исследований, консультаций специалистов, участие в работе комиссионных или комплексных экспертиз).

В бюро судебно-медицинской экспертизы проводится науч­ная разработка конкретных проблем патологии человека и спе­циальных судебно-медицинских вопросов, ведется анализ мате­риалов скоропостижной смерти, транспортных травм, промыш­ленных и бытовых отравлений, осуществляются специализация и усовершенствование судебно-медицинских экспертов и судеб­ных химиков, биохимиков и биологов.

В состав каждого бюро судебно-медицинской экспертизы входят судебно-медицинские эксперты на правах городских, районных и межрайонных экспертов, а также другие специали­сты судебно-медицинского профиля: биологи, химики, физики, биохимики и др.

Руководство деятельностью бюро судебно-медицинской экс­пертизы (республиканского, краевого, областного, городского и т.д.) осуществляет начальник бюро, одновременно являющийся главным специалистом по судебной медицине соответствующего органа здравоохранения.

Организационно в каждом бюро судебно-медицинской экс­пертизы имеется:

§ отдел судебно-медицинской экспертизы живых лиц (судебно-медицинская амбулатория);

§ отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с гисто­логическим отделением (танатологический отдел);

§ лаборатория судебно-медицинского исследования вещест­венных доказательств с отделениями: судебно-биологическим, судебно-химическим, медико-криминалистичес­ким и биохимическим.

Структура бюро судебно-медицинской экспертизы соответ­ствует основным видам объектов судебно-медицинского иссле­дования. Наиболее сложные экспертизы производятся комис­сиями экспертов под руководством начальника бюро судебно-медицинской экспертизы или его заместителя по экспертной работе.

В Министерстве обороны России организована своя судебно-медицинская служба. Главный судебно-медицинский эксперт Министерства обороны возглавляет Центральную судебно-медицинскую лабораторию Министерства обороны России и службу судебно-медицинских экспертов в военных округах и флотах.

Подготовку судебных медиков и повышение их квалификации осуществляют кафедры и институты усовершенствования врачей Министерства здравоохранения РФ. Головной базой подготовки и сертификации специалистов в области судебной медицины яв­ляется кафедра судебной медицины Российской медицинской академии последипломного образования врачей.

Повышение квалификации судебно-медицинских экспертов на­прямую связано с расширением их кругозора, уровнем не только специальных знаний, но и знаний в пограничных отраслях. Назре­вает вопрос о более узкой специализации отдельных экспертов в коллективах бюро. Сегодня очень остро стоит вопрос о специали­зации врачей-биохимиков, генетиков, бактериологов и т.д.

Судебно-медицинская экспертиза в России, помимо прямых задач по обеспечению квалифицированной экспертизой органов правосудия, имеет и другие обязанности, обусловленные необхо­димостью практического использования органами здравоохране­ния данных и результатов исследований, производимых экспер­тами в профилактических и научных целях.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

rudiplom.ru

Организация судебно-психиатрической экспертизы

Подавляющее большинство судебно-психиатрических экспертиз в Российской Федерации проводится в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях. Система экспертных учреждений (государственная судебно-психиатрическая экспертная служба) призвана удовлетворить потребность правоохранительных органов страны в проведении необходимого числа судебно-психиатрических экспертиз, обеспечивая при этом качество экспертной работы на современном научном уровне.

Наименование «судебно-психиатрическое экспертное учреждение» несколько условно. В судебной психиатрии не существует самостоятельных учреждений, единственной функцией которых является проведение судебных экспертиз. Даже ведущее судебно-психиатрическое учреждение России — Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского не занимается исключительно судебно-экспертными вопросами. В Центре ведется научно-исследовательская и научно-практическая работа также по другим направлениям судебной психиатрии (например, по проблемам принудительного лечения психически больных, совершивших общественно опасные деяния, по организации психиатрической помощи в местах лишения свободы) . Этим судебно-психиатрическая служба отличается от иных судебно-экспертных учреждений (СЭУ), действующих в системе Министерства здравоохранения РФ (Бюро судебно-медицинской экспертизы), Министерства юстиции РФ (лаборатории судебной экспертизы) и некоторых других ведомств, организованных только для производства судебных экспертиз и обеспечения судебно-экспертной деятельности.

В судебной психиатрии функции экспертного учреждения выполняют судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК) и судебно-психиатрические экспертные отделения, организуемые при психиатрических учреждениях общего профиля — психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах. Экспертные комиссии и экспертные отделения проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении.

Порядок организации судебно-психиатрических экспертных учреждений определяется ведомственными нормативными актами Минздрава РФ, которые согласовываются в необходимых случаях с федеральными правоохранительными органами и юридическими ведомствами — Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ. В настоящее время на территории России действует немало нормативных актов по организации судебно-психиатрической экспертизы, которые были утверждены еще Министерством здравоохранения СССР по согласованию с общесоюзными правоохранительными органами.

Согласно этим нормативным документам, судебно-психиатрические экспертные комиссии подразделяются на амбулаторные и стационарные. Некоторые СПЭК правомочны проводить как амбулаторные, так и стационарные экспертизы (смешанные комиссии). Персональный состав СПЭК ежегодно утверждается местными органами управления здравоохранением по подчиненности психиатрического учреждения, в котором организована данная экспертная комиссия. Например, состав СПЭК при областной психиатрической больнице утверждается областным департаментом здравоохранения, а состав СПЭК при республиканской (республики в составе РФ) больнице — Министерством здравоохранения этой республики.

Для производства стационарной экспертизы при психиатрических учреждениях, имеющих стационарные СПЭК, открываются специализированные судебно-психиатрические стационарные отделения. Одна их часть предназначена для лиц, содержащихся под стражей («стражные отделения»), другая — для прочих испытуемых («бесстражные отделения»). Первый тип отделений обеспечен условиями для содержания арестованных. В них имеется внешняя охрана, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел; в них действуют правовые ограничения, которые предусмотрены законодательством о заключении под стражу. Пребывание в этих отделениях лиц, не заключенных под стражу, равно как и пребывание арестованных в «бесстражном отделении» запрещено. Направляемые на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу потерпевшие и свидетели по уголовным делам, а также все лица, подвергаемые стационарной психиатрической экспертизе в гражданском судопроизводстве, могут помещаться также в общие (неэкспертные) отделения и палаты того психиатрического учреждения, в котором имеется стационарная СПЭК.

Судебно-психиатрические экспертные комиссии комплектуются наряду с врачами, занимающими должность психиатра-эксперта (штатные эксперты), врачами-психиатрами, такой должности не занимающими (нештатные эксперты). Последние включаются в состав СПЭК распоряжением местного органа здравоохранения. Это означает, что производство судебных экспертиз входит в круг их служебных обязанностей. При производстве конкретных комиссионных экспертиз все эксперты (т. е. как занимающие, так и не занимающие экспертную должность) обладают правами и несут обязанности эксперта, которые предусмотрены процессуальным законодательством, на равных основаниях и без каких-либо изъятий.

Решение об организации или закрытии судебно-психиатрического экспертного учреждения принимается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа). При принятии решения учитываются реальная потребность местных правоохранительных органов в судебно-психиатрических экспертизах, имеющиеся в регионе условия для удовлетворения этой потребности (материальные, кадровые и пр.), а также иные особенности данного региона (например, размеры его территории).

Работа судебно-психиатрических экспертных учреждений организована по зональному (зонально-территориальному) принципу, т. е. экспертное учреждение обслуживает органы предварительного расследования или суды определенной территории. Как правило, это территория того субъекта Российской Федерации, органы управления здравоохранением которого организовали данное экспертное учреждение. Поскольку большую часть субъектов РФ составляют области, такого рода экспертные учреждения получили наименование областных. Экспертные учреждения, проводящие экспертизу по поручению правоохранительных органов не только своей области, но и других областей (преимущественно соседних), именуются межобластными. По принципу межобластных могут функционировать экспертные учреждения города, области, края, республики в составе РФ. Например, стационарное судебно-психиатрическое экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, города Санкт-Петербурга обслуживает кроме правоохранительных органов своего города также органы расследования и суды Ленинградской, Псковской, Мурманской и Новгородской областей.

Перечень территорий, которые обслуживаются межобластными экспертными учреждениями, утверждается Министерством здравоохранения РФ по предварительному согласованию с федеральными правоохранительными органами и с учетом мнения представителей соответствующих территорий.

Следующим звеном в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений выступают региональные центры судебной психиатрии. Региональный центр призван быть не только экспертным, но и научно-методическим учреждением для достаточно обширного региона, включающего, как правило, несколько областей. Например, для Северо-Запада России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Региональные центры создаются на базе крупных психиатрических учреждений, имеющих в своей структуре стационарное экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторную экспертную комиссию и отделение для принудительного лечения. Центры осуществляют методическую и практическую деятельность по вопросам судебно-психиатрической экспертизы, принудительного лечения и профилактики опасных действий лиц с тяжелыми психическими расстройствами.

Региональный центр организуется приказом территориального органа управления здравоохранением по месту своего нахождения. Предварительно решение о создании центра согласовывается с органами управления здравоохранением обслуживаемых им территорий.

Ведущим в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений России является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Центр расположен в Москве и подчинен Министерству здравоохранения РФ. Он осуществляет функции практического экспертного учреждения, проводя первичные экспертизы (прежде всего стационарные экспертизы для Москвы и Московской области, где отсутствуют другие «стражные отделения»), а также наиболее сложные экспертизы для остальных регионов Российской Федерации. Помимо этого, ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского выполняет роль научно-методического центра по основным направлениям судебной психиатрии. В области судебно-психиатрической экспертизы функция научно-методического центра реализуется путем сбора и анализа ежегодных отчетов о деятельности судебно-психиатрических экспертных учреждений страны, координации их работы, рецензирования их экспертных заключений, участия в подготовке нормативно-правовых актов по вопросам судебной психиатрии, подготовки психиатров-экспертов, повышения их квалификации и пр.

Как видим, судебно-психиатрическая экспертная служба неоднородна. Она включает в себя организационно оформленные разновидности, дающие в итоге трехзвенную систему своего построения. Первое звено составляют местные (низовые) экспертные комиссии и экспертные отделения; второе — региональные центры судебной психиатрии; и, наконец, третье — ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Отмеченная неоднородность дает некоторым авторам основания утверждать, будто судебно-психиатрическая служба в Российской Федерации организована по принципу «инстанционности». К этому же выводу приводит некоторых практических работников частое упоминание о Центре им. В.П. Сербского как головном или ведущем судебно-психиатрическом учреждении. Подобные характеристики Центра содержатся и в официальных документах. Однако утверждения о наличии инстанционности в судебной психиатрии неверны и основаны на неправильном толковании самого принципа инстанционности. Организационно оформленная трехзвенность судебно-психиатрической экспертной службы к рассматриваемому принципу отношения не имеет.

Принцип инстанционности в судебной экспертизе отвергается российским процессуальным законодательством. Но он относится не к организации судебно-экспертных учреждений, а к процессу доказывания по уголовным и гражданским делам. В нашем случае — к экспертному заключению как доказательству, оцениваемому следователем, прокурором, судом. Принцип инстанционности, если бы он на самом деле действовал, означал бы примерно следующее. Заключение экспертов одного звена экспертной системы обладает большей доказательственной силой, чем экспертное заключение другого звена. Например, при наличии в деле двух заключений — экспертов регионального центра и членов областной СПЭК — суд (следователь) был вынужден бы признать первое и отвергнуть второе, поскольку региональный центр более высокая инстанция, нежели обычная СПЭК. Что же касается экспертов Центра им. В.П. Сербского, то в условиях реального действия принципа инстанционности их заключения всегда должны были бы считаться окончательными, отменяющими все прочие экспертные заключения с иными экспертными выводами, ибо государственный Центр является головным судебно-психиатрическим учреждением .

Однако для следственной, судебной и экспертной практики приведенные выше правила обращения с экспертными заключениями категорически неприемлемы из-за их противоречия закону. Заключения экспертов являются одним из доказательств по уголовному или гражданскому делу, о чем прямо говорится в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах (ч. 2 ст. 69 УПК, ч. 2 ст. 49 ГПК). Согласно закрепленному в процессуальном законе принципу свободной оценки доказательств лицами, ведущими судопроизводство, никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, «не имеют заранее установленной силы» (ч. 2 ст. 71 УПК, ч. 2 ст. 56 ГПК).

Поэтому в случаях, когда по одному делу проводилось несколько экспертиз и были получены заключения с несовпадающими между собой выводами, перечисленные выше должностные лица и органы обязаны оценить каждое экспертное заключение по существу, т. е. с точки зрения его научной обоснованности, внутренней непротиворечивости экспертных выводов, их соответствия другим доказательствам и пр. И только по результатам такой оценки суд, (следователь) вправе отвергнуть одни экспертные выводы и признать достоверными другие. Причем отвергнутыми могут оказаться заключения экспертов Центра им. В.П. Сербского и регионального центра судебной психиатрии (верхних звеньев экспертной службы), а обоснованными и правильными признаны выводы областной или городской СПЭК (низового звена системы экспертных учреждений).

Сказанное относится не только к следователю, прокурору или суду в процессе оценки ими экспертных заключений, но и к самим экспертам, к другим участникам судопроизводства. Некоторые из них полагают, что заключение, данное экспертами Центра им. В.П. Сербского, не может быть пересмотрено экспертами других учреждений, и является окончательным. Подобные трактовки принципиально неверны и не основаны на законе.

Государственная судебно-психиатрическая экспертная служба остается по сути единой организационно оформленной и имеющей прочную юридическую базу системой, которая обеспечивает судебно-экспертное обслуживание правоохранительных органов на постоянной основе. Более того, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривают возможность организации судебно-экспертных учреждений медицинского профиля лишь в составе государственной (ст. 12) и муниципальной (ст. 13) систем здравоохранения.

Следовательно, действующее российское законодательство не предусматривает возможности существования негосударственных судебно-экспертных учреждений. На этом основании местные органы управления здравоохранением отказывают частным психиатрическим объединениям (обществам, ассоциациям и пр.) в выдаче лицензий на право производства судебно-психиатрических экспертиз.

Между тем процессуальный закон допускает производство судебных экспертиз как в экспертном учреждении (ст. 187), так и вне его (ст. 189 УПК). Орган, ведущий производство по уголовному или гражданскому делу, вправе поручить экспертизу любому лицу, которое обладает познаниями, достаточными для ответа на экспертные вопросы, независимо от места его работы. Это право следователи и суд используют иногда и для разрешения судебно-психиатрических вопросов, поручая проведение экспертизы врачам-психиатрам, не являющимся сотрудниками судебно-психиатрических экспертных учреждений. Однако следует иметь в виду, что абсолютное большинство судебно-психиатрических экспертиз требует от эксперта помимо знания общепсихиатрических вопросов (диагностики психических расстройств, их лечения и пр.) также вопросов судебно-психиатрических, обладающих немалой спецификой. Для проведения судебно-психиатрических экспертиз врачу общепсихиатрического профиля требуется дополнительная подготовка. Как показывает анализ экспертной практики, качество экспертиз, проводимых врачами-психиатрами, не имеющими такой подготовки, как правило, весьма низкое.

Разумеется нельзя отрицать, что в отдельных случаях психиатр, не являющийся сотрудником судебно-психиатрического экспертного учреждения, может провести экспертизу на надлежащем профессиональном уровне. Это возможно, например, когда врач-психиатр проработал в экспертном учреждении долгие годы и лишь недавно перешел на работу в общепсихиатрическую клинику. Это возможно и тогда, когда экспертные вопросы касаются лишь общепсихиатрической проблематики. Например, при экспертизе по делу о незаконном помещении гражданина в психиатрический стационар (ст. 128 УК) или при экспертизе по гражданским делам, по которым рассматриваются заявления и жалобы граждан о нарушении их прав в процессе оказания психиатрической помощи.

При поручении судебно-психиатрической экспертизы психиатру, не являющемуся сотрудником экспертного учреждения, следователь, прокурор, суд обязаны предварительно выяснить его профессиональную компетентность (специальность, стаж работы, наличие специальной экспертной подготовки, врачебную категорию, ученую степень или ученое звание). Вопрос о наличии у такого врача-психиатра познаний, достаточных для проведения экспертных исследований и ответа на экспертные вопросы, необходимо решать самому органу, назначающему экспертизу, причем каждый раз индивидуально. Этот порядок выбора эксперта-психиатра ненадежен и легко может привести сначала к экспертной, а затем и к судебной ошибке. Поэтому к поручению судебно-психиатрической экспертизы психиатрам, не являющимся членами СПЭК или штатными сотрудниками судебно-психиатрических экспертных отделений, нужно подходить с большой осторожностью.

В литературе неоднократно высказывалась мысль о необходимости создания в нашей стране негосударственной судебно-психиатрической системы, альтернативной государственной судебно-экспертной службе. Она включала бы в себя негосударственные экспертные учреждения, а также частных психиатров-экспертов, имеющих лицензию на право производства судебно-психиатрических экспертиз на постоянной (регулярной) основе. Деятельность альтернативных экспертных структур, осуществляемая в рамках закона и в условиях равной и честной конкуренции, в принципе способна повысить общий уровень экспертной работы. Однако для существования полноценной и профессиональной, хорошо подготовленной негосударственной судебно-психиатрической экспертной системы пока отсутствует надлежащая правовая база. Нет еще для этого и удовлетворительных фактических условий (материальных, технических, кадровых).

psyera.ru

Это интересно:

  • Закон о судебно-экспертной деятельности рф НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЛИ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТАМИ Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и в порядке уголовного […]
  • Руководитель судебно-медицинской экспертизы Руководитель судебно-медицинской экспертизы КУ ХМАО-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Государственная судебно-экспертная служба в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре создана в 1994 году и в настоящее время представлена казенным учреждением Ханты-Мансийского […]
  • Постановление по налогам и сборам 42 Постановление МНС РБ 42 20.12.2012 О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 97 ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ декабря 2012 г. № 42 О внесении […]
  • Закон о судебной экспертизы Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" С […]
  • Закон об обязательном социальном страховании в рф Внесены изменения в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных […]
  • Договор купли продажи обоев Договор купли-продажи строительных материалов Договор купли-продажи строительных материалов г. Москва «___»_________ 201_ г. ОАО «____________», именуемое в дальнейшем «Продавец», в лице Генерального директора _______________, действующего на основании Устава, с одной […]
  • 515 правило Приказ ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454 “Об утверждении Правил пограничного режима” В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»* приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Правила […]
  • Нотариус заволжский район ульяновск Нотариус в Ульяновске Заволжский район Телефон: (8422) 21-11-82 e-mail: karpova_tm @ mail.ru ПР-Т ЛЕН. КОМСОМОЛА 18, 24, 26, 30, 32, 42, 44 БУЛ. НОВОСОНДЕЦКИЙ 9, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 22, 26 ПР-Т ТУПОЛЕВА 20, 24, 28 ПР-Т УЛЬЯНОВСКИЙ 11, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 26, 28, […]