Зедгенидзе в я предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

| | 0 Comment

Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников.

Ольга Новоселова
Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников.

Памятка для педагогов по преодолению конфликтов у дошкольников

1. Чтобы преодолеть конфликт, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:

— стычки между воспитанниками;

— нарушения правил в играх;

— отчуждение ребенка от группы детей;

— затянувшееся выяснение отношений.

2. Используйте методы профилактики конфликтов:

— обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;

— чтение и обсуждение художественных произведений;

— просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;

3. Внедряйте в практику стратегию преодоления конфликтов:

Шаг №1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту).

Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.

Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).

Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.

Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно — осуществите проверку.

4. Используйте технику активного слушания:

— обязательно повернитесь к ребенку лицом;

— если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

— стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;

— в беседе с ребенком держите паузу;

— обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

— выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5. Используйте технику позитивных сообщений.

1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка).

2) Может случиться, что (описание возможного результата).

3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения).

6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

По материалам из книги Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005.

Памятки— рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами.

Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем.

Предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

На первой, конструктивной стадии необходимо разобрать конфликтную ситуацию вместе с ребенком. Необходимо вместе с ребенком ответить на такие вопросы как «Почему?» и «Зачем?».

Попросите ребенка вспомнить, когда он впервые почувствовал неприязнь к учителю.

Как развивалась ситуация.

Будьте внимательны к деталям.

Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик. (К примеру, «А может, тебе тяжело спокойно сидеть на уроке после физкультуры, а ее это раздражает? А когда она начинает кричать на тебя?»).

Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у учителя нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.

Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение — не беда. Очень важны его «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.

В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.

• воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует Марию Ивановну;

• игнорировать ситуацию, конфликт;

• попросить прощения у Марии Ивановны;

• не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;

• не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;

• возможно, ребенок будет согласен на визит родителя в школу. Если ребенок не хочет, чтобы об этом узнали одноклассники, выполните его просьбу — придите в школу после уроков, общайтесь с учителем наедине.

Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения после того, как учитель выплеснет свои эмоции.

Пять правил дипломатии

От того, как вы будете себя вести при встрече, зависит, наладятся ли отношения с учительницей или зайдут в тупик. Действуй правильно, ведь это в ваших интересах!

Перед встречей запиши в блокнот вопросы, которые вы хотели бы задать и не стесняйся пользоваться «шпаргалкой» – учительница увидит, что вы пришли не ругаться, а решать проблему, и вы легко придете к конструктивному решению.

Выдели время и пообщайся с педагогом лично, а не по телефону.

Прежде, чем начать разговор, даже самый неприятный, найди повод похвалить учительницу, скажи, что она сегодня прекрасно выглядит, ты восхищаешься ее педагогическими навыками, а только после этого переходи к сути вопроса.

Расскажите педагогу о своих переживаниях, связанных с учебным процессом и спросите ее совета.

Дайте учительнице высказаться, не перебивай ее и не вступай в конфликт.

Итак, конфликт с учителем – серьезная проблема, которая требует вмешательства родителей, тщательного анализа ситуации и, возможно, консультации специалистов для всех сторон.

Что должны делать родители, если у их ребенка конфликт с учителем?

В первую очередь, им нужно использовать эту ситуацию, что научить ребенка разрешать конфликты самостоятельно. Нужно выслушать ваше чадо, не перебивая и не комментируя, не оценивая. Затем обсудите с ним ситуация, проанализируйте ее спокойно, не занимаясь поисками правых и виноватых. После этого пообщайтесь с учителем, узнайте его точку зрения и выскажите свое мнение. Можно поговорить и втроем, чтобы ребенок не молчал, а обсуждал случившееся с вами на равных.

Чаще всего эти шаги помогут вам разрешить конфликт. Но бывает и так, что он зашел очень далеко, и тогда вам не обойтись без помощи психолога. Увы, в наших школах не всегда учителя соответствуют тому, чем называются, среди них встречаются явные садисты, истерики и тираны. Если это ваш случай – поспешите перевести ребенка в другую школу. Однако, когда в каждой новой школе у ребенка появляется враг, это повод задуматься о том, что не так в вашей семье.

Памятки — для педагогов — по преодолению конфликтов со школьниками.

При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.

Не следует вести диалог учителя с учениками на командно-административном уровне.

Диалог не должен содержать набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. В противном случае, к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно проявить искренний интерес к личности ребенка;

Не следует торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу поведения ребенка;

Не следует угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, (закроется) для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену словесными ударами.

Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

Необходимо постараться называть ученика по имени, даже тогда, когда учитель сердит на него. Это придаст обращению к ученику ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя, в школе к ним чаще обращаются по фамилии. Да и сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами.

Нельзя упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер – этого ученики не прощают учителям.

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Освоение своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти за пределы собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

При выборе третьей стороны следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы этот самый «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.

Никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления учащихся словами или делами.

Следить за манерой разговора с подростками. Важно относиться к учащимся, как к взрослеющим людям, вести диалоги с ними с позиций «взрослый – взрослый», (учитывая возрастные особенности, особенно при конфликтных ситуациях, а не из наших ролей «ученик» и «учитель». При таком подходе в большинстве случаев не только находятся компромиссные решения в конфликтах, но и воспитывается личность учащегося.

Если противостояние случается на уроке и принимает явный эмоциональный накал, предлагается оформить свои претензии в письменном виде и огласить их к обсуждению в иное точно назначенное время.

Необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто подросткам просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять.

Суметь вовремя замолчать, если видишь, что подросток понимает нелепость своих претензий, но не может остановиться в силу боязни показаться «хлюпиком» и «слабаком» перед одноклассниками.

Для эффективного взаимодействия учителя и ученика нужны такие качества как:

— способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность);

— способность к сотрудничеству;

Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами Памятки- рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен.

Перспективный план взаимодействия с семьей в ходе проекта «Наши любимые книги», на 2012–2013 год Возрастная группа: старшая Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.

www.maam.ru

Детские конфликты: как их разрешить

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 05.04.2014

Статья просмотрена: 5023 раза

Библиографическое описание:

Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5297/ (дата обращения: 22.07.2018).

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Существуют различные причины конфликтов.

— неприязнь детей друг к другу;

— пытаются занять лидирующую позицию в группе;

— разница в возрасте и др.

(от лат. Сonflictus — ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, с не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Все взрослые знают, что дети ссорятся, и в основном из-за игрушек. Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Прежде чем у них разовьется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство. Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей. Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т. п.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.

Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы, одни силовыми методами, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.

Это и есть два основных способа разрешения конфликтной ситуации: деструктивный и конструктивный. Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»).

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»).

Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник — личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети — это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

Агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

Жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются

Молчуны — спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно

Сверхпокладистые — со всеми соглашаются

Всезнайки — считают себя выше, умнее других

Нерешительные — медлят с принятием решений, боятся ошибиться

Максималисты — хотят чего-то прямо сейчас

Скрытые — затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

Невинные лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5–6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Рекомендации для родителей:

Нет таких родителей, которые не желали бы своим детям только добра. Тогда почему же возникают конфликты между старшими членами семьи и младшими? Дело, наверное, в том, как именно реализуются родительские добрые намерения. Конфликтные ситуации в семье неминуемы. И проблема не в том, как часто они возникают, а каким путем решаются, с какими чувствами выходят из ситуации, которая сложилась, и родители, и дети.

Именно родители, как более мудрые и опытные члены семьи должны точно знать как быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации. Как же правильно вести себя родителям для того чтобы решить детско-родительский конфликт и попытаться сделать так, чтобы он не усугубился:

1. Правильно выбирайте время. Не нужно начинать серьезный разговор с ребенком поздно вечером, когда он расслаблен и занят любимым занятием либо когда он меньше всего этого ожидает.

2. Говорите только про конкретную проблему. Не стоит вспоминать все плохие поступки ребенка, прошлые или будущие. Привести это может к возникновению еще большего напряжения между вами.

3. Избегайте обобщений. Не употребляйте выражений «ты всегда» или «ты никогда» — это отвлечет вас от основной проблемы, которую вы пытаетесь решить.

4. Не имейте привычку добиваться своего за счет снижения статуса вашего ребенка. Аргументы вроде «я старше, мудрее и опытнее», может и в состоянии заставить ребенка согласиться либо замолчать, но проблему решить не помогут. Аргументируйте разумно.

5. Слушайте, что говорит ребенок. Каждый раз, когда вы внимательно слушаете, тем самым вы показываете, что прислушиваетесь к мыслям и мнению ребенка.

6. Не используйте ярлыки. Когда вы используйте ярлыки, например, слова «упертый», «ленивый», «безответственный», «непослушный», то тем самым даете понять ребенку, что он совсем никчемный. И еще, слыша постоянно ярлыки, которые вы сгоряча на него вешаете, он действительно со временем станет именно таким, как вы говорите.

7. Не предсказывайте будущее. «Ты никогда не изменишься», «тебе будет сложно жить с таким характером» и так далее. Такие утверждения только отвлекают от начальной проблемы. Еще они ограждают вас от необходимости прилагать старания и усилия для создания хороших и доверительных отношений с вашим чадом.

8. Не применяйте сарказм. Сказав саркастическим тоном: «Ты такой замечательный…», вы вкладываете в данную фразу мысль, что ребенок — полный дурак, и, к тому же, подчеркиваете, что не несете ответственности за это.

9. Подумайте хорошо перед тем, как играть роль страдальца. Самый жестокий вариант — угрожать болезнью или своей смертью, в том случае, если ребенок не исправится. Это просто манипулирование.

10. Деньги — это не аргумент. «Когда будешь сам зарабатывать, тогда тебе будет дозволено высказывать собственное мнение». Вы обязаны уважать личность ребенка, позволять ему самому принимать решения и делать выбор, высказывать свою точку зрения. Заработанные деньги здесь совершенно не причем!

11. И обратите внимание на собственное поведение. Вы застали ребенка за курением и требуете объяснений, в то время как сами грешите этой вредной привычкой. Прежде чем требовать чего-то от ребенка, подумайте, а сами вы соответствуете этим требованиям?

Помните! Когда ребенок позволяет себе проявлять негативные эмоции по отношению к вам — это не означает, что он перестал любить и уважать вас! Не делайте ошибок и берегите теплые отношения со своими близкими, особенно с детьми.

1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Комарова, Т. В. Конспект практического занятия с воспитателями «Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе». [интернет ресурс] http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/konspekt-prakticheskogo-zanyatiya-razreshenie-konfliktnykh-situa.

3. интернет ресурс:EduContest.net›…article/5776…Детские конфликты.doc

4. интернет ресурс: therapy.by›articles/kak_pravilno…roditelskiy…

Похожие статьи

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта. ‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив, внутренний мир, взрослый.

конфликт, ребенок, воспитатель, разрешение конфликта, воспитательный смысл, конфликтная ситуация, положительный.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов.

Конфликты у дошкольников, конечно, имеют свои отличительные особенности, нежели конфликты детей школьного возраста или взрослых.

Ниже предлагаются следующие методы разрешения конфликтной ситуации

ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов.

Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике. ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив, внутренний мир, взрослый.

Конфликты в образовательной организации (по результатам. )

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация

конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое воздействие

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.

Конфликт между учениками в классе. | Статья в журнале.

Составляющими конфликтной ситуации являются: — участники конфликта (оппоненты)

4. Конфликт — толчок к пересмотру своих взглядов на привычки. 5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает давление.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

. конфликт, конфликтное взаимодействие, предмет конфликта, вариант исхода конфликта, структурная характеристика конфликта, подростковый возраст, подростковая конфликтность, объективная конфликтная ситуация, конфликтная ситуация.

Подросток и конфликты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Термины: конфликты, связь конфликтов с трудной ситуацией, психологические особенности подросткового возраста, внутренние конфликты

Обычно ребенок на притязание к конфликтным действиям родителей отвечает реакцией оппозиции, отказа, изоляции.

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников.

Обучение детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе с помощью «Коврика мира».

moluch.ru

Зедгенидзе в я предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Автор: Родионова Т.В., Попова Е.В., Гошпоренко О.Г.

Организация: МАДОУ «Детский сад №210»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

В современном российском обществе происходят существенные изменения содержания и форм социальных отношений. В жизни каждого человека и общества в целом естественным явлением становится конфликт. Нередко истоки конфликтного поведения лежат в дошкольном детстве.

Проблема преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста сегодня находится под пристальным изучением педагогов и психологов. Изучению проблемы конфликтов дошкольников посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых (А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.С. Залужного, В.Я. Зедгенидзе, А.А. Рояк, Д. Скотт, Х. Корнелиус и др.).

Детские конфликты исследователи рассматривают как противоборство открытое (спор, ссора и т.п.) и скрытое (действие исподтишка, демонстрация показного безразличия и т.п.), отражающееся в их возрастном развитии. Оптимальным для воспитания навыков разрешения конфликтов считается старший дошкольный возраст.

Актуальность разрешения конфликтов у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения исходит из запросов практики и заключается в необходимости создания педагогических условий, обеспечивающих обучение дошкольника выбору конструктивных способов выхода из сложных жизненных ситуаций.

Развитие личности дошкольника предполагает осознание им себя, целей и мотивов своих действий и действий сверстников; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов. По-нашему мнению, этому способствует создание положительных мотивационных установок для нахождения эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает впоследствии сформировать основы конструктивного поведения в процессе идентификации, которая позволяет выстроить личностный образ ребёнка, познающего и распознающего не только мир, но и самого себя, своё окружение.

Мы полагаем, что работа по снижению детской конфликтности в условиях ДОУ должна быть направлена на решение следующих задач, а именно:

1) снижение конфликтности за счёт установления дружеских отношений между дошкольниками;

2) осознание детьми собственных мотивов поведения;

3) определение результативных способов решения конфликтных ситуаций;

4) коррекция внутрисемейных отношений.

Налаживание положительных отношений со сверстниками часто осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Это означает, что необходима ранняя диагностика латентных конфликтов.

Наиболее распространенными методами профилактики и коррекции детской конфликтности являются следующие: беседы, игры (ролевые, дидактические,подвижные и др.), упражнения с элементами арттерапии, игротерапии, библиотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики, релаксационные упражнения, этюды, театры-экспромты.

Важно отметить, что необходимым условием работы по снижению конфликтности является переориентация негативизма (или равнодушия), возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений.

Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует взаимоотношения детей, расширяет сферу общения детей.

Использование игровых методов способствует социализации дошкольников, поскольку владение способами общения — важное условие налаживания конструктивного взаимодействия между детьми.

Дошкольники учатся анализировать предложенные им конфликтные ситуации, интерпретировать их, осознавать иррациональность своего поведения, применять действенное блокирование неадекватного поведения.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить старших дошкольников решать «трудные» конфликтные ситуации, в которые были вовлечены те или иные дети, или же эти ситуации были представлены в сказках, играх и т.д.

Основное требование к ситуациям – их составление с соблюдением двух условий:

1) ситуации являются значимыми для детей (это необходимо для того, чтобы соответствующим образом мотивировать и целенаправленно активизировать дошкольников);

2) содержание ситуаций и характер поставленных в них проблем адекватен реальной действительности (это позволяет педагогу дать положительную установку детям на нахождение эффективных способов выхода из конфликта в процессе идентификации себя с другими).

Таким образом, своевременно организованная и проведенная работа с детьми старшего дошкольного возраста способствует снижению конфликтности дошкольников и приводит к положительным изменения в:

1) характере общения со сверстниками: в группе становится меньше или же вообще отсутствуют отвергаемые дети, возрастает популярность детей. Конфликты возникают редко, а если возникают, то дети умеют находить конструктивный способ выхода из конфликта самостоятельно. У детей возникает желание бескорыстно помогать сверстникам. Дошкольники учатся понимать эмоции и чувства других;

2) игровых умениях: дети играют в коллективные игры, учатся договариваться о сюжете игры, при распределении ролей, становятся более общительны;

3) поведение в конфликтных ситуациях: дети учатся сотрудничать, совместно решать проблемные ситуации, использовать конструктивные способы; уступать и доброжелательно относиться друг к другу.

Литература

  1. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми. [Текст] — Мир психологии. — № 3 (27). — 2001. — С. 197—209.
  2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – Пособие для ДОУ. [Текст] – М.: Айрис-пресс, 2006. – 105 с.
  3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. [Текст] — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. [Текст] — М.: Просвещение, 1988. – 390 с.
  5. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. [Текст]- СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. — 112 с.

www.pedm.ru

Это интересно:

  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Со скольки лет может работать несовершеннолетний Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом? Содержание статьи: Работающий ребенок. В двадцать первом веке этим мало кого удивишь. К детскому труду в европейских и западных странах уже давно привыкли. В Германии тринадцатилетние […]
  • Опека в ульяновске засвияжский район Опека в ульяновске засвияжский район 16 мая 2018 г. в ДОУ прошли мероприятия областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью». 8 Мая в ДОУ состоялась военно - патриотическая игра "Зарничка" Поздравляем победителей в городском фестивале детско […]
  • Приказ морозова ржд Приказ морозова ржд ПРИКАЗ от 1 марта 2013 г. N 18 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ОАО "РЖД" ОТ 9 СЕНТЯБРЯ 2005 Г. N 140 В соответствии с пунктом 83 устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги" приказываю: Внести в приказ ОАО "РЖД" от 9 сентября 2005 […]
  • Юрист по оформлению земли в собственность Оформление в собственность земельного участка БЕСПЛАТНО СТОИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ: (в стандартный пакет входят юридические услуги с подчеркнутой стоимостью) 2 500 р. 5 000 р. ЗАТРАТЫ ПО ДЕЛУ (помимо гонорара за оказание юридических услуг): 1 500 р. - […]
  • Как оформить заграничный паспорт срочно Срочное оформление и получение загранпаспорта Никто не застрахован от ситуации, когда резко возникает необходимость быстро оформить загранпаспорт в Москве или любом другом российском городе. Что делать? Куда обращаться? И во сколько обойдётся подобная услуга? Необходимо […]
  • Оформляют осаго в жасо Электронный полис ОСАГО ЖАСО При ДТП важную роль играет страховка, так как благодаря ее наличию можно компенсировать ущерб, полученный в результате аварии. Электронный документ страхования по ОСАГО довольно удобен в оформлении. С помощью компании «ЖАСО» можно надежно […]
  • Воронов юрист кинешма Воронов юрист кинешма Список адвокатов Ивановской области, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи Гражданам необходимо уточнять время приема по указанным ниже телефонам Заволжский филиал Ивановской областной коллегии адвокатов […]