Закон о предоставлении социального жилья

| | 0 Comment

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

www.garant.ru

Статья 57 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

10 апреля 2013

17 января 2012

20 декабря 2011

27 октября 2011

6 сентября 2011

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Жилищный вопрос
Встала на очередь по улучшению жилищных условий в 1989 году. Проработав более 10 лет в СПбГУ- прописалась в общежитии в 2001 году. Сейчас подают в суд на выселение без предоставления жилья и снимают с очереди. Законно ли это?. Я пенсионерка и не имею возможности купить квартиру- зарплата 8991 рубль.

Вопрос относится к городу Санкт- Петербург

Здравствуйте! при переселении из ветхого фонда (кв. муниципальная) моей семье из трех человек (я ,взролые сын,дочь )предложили новую квартиру, общая площадь 47,2 кв.м., соблюдена по сравнению со старой кв., проблема в жилых комнатах, в новой квартире отнято 8 кв.м. жилой пл. .Жилая пл. в старой кв.(две комнаты) 27,3 кв.м.,( 12 кв.м., и 15,3 ) в новой квартире — коридорах две комнаты , равна 19,2 кв.м,( 8 кв.м и 11 кв.м.) не говоря о ширине комнат 1,89, ( не разместить необходимую мебель)окна 40-50 см(одна створка) Освещенности в дневное время суток очень мало ,при такой ширине окон,выходящим на сев.часть.В моем случае на человека по 6 кв.м. приходится ж.п. ( семья состоит на очереди по улучшению ж.у. с 1987г.). Какова учетная норма кв.м. в жилых комнатах на человека , в Псковской области? Правы ли чиновники ? предоставляя семье эту квартиру,не нарушены ли санитарные нормы в квартире? т. к. она перепланировке не подлежит, если только снести перегородку,получится однокомнатная кв., или совместить комнату с кухней, ,что они и предлагают,на что мы не согласны. .Спасибо!

Вопрос относится к городу Великие Луки Псковской области

я эпилептик с 4 лет. но не на инвалидности. состою на учете. инвалидности мне не положено сказали. т.к.припадков нет. но я на приеме фенобарбитала. мне хочется знать. имею ли я право на жилье по новому законодательству

Вопрос относится к городу омск

Здравствуйте! Удочери ребёнок инвалид детства по зрению(слепота) и ДЦП.. Скажите пожалуйста имеет ли семья дочери право на льготное жильё.Поставили в общую очередь,сказали не положено.

Вопрос относится к городу Находка

До скольки лет можно встать на очередь ребенку сироте на получение жилья?

добрый вечер! меня интересует вопрос в какие сроки предоставляется жилье инвалидам страдающих тяжелым хроническим заболеванием не имя собственного жилья. не уж то ставят в одну очередь с малоимущими и по программе выдаче жилья работникам бюджета?

Вопрос относится к городу томская область город стрежевой

Есть ли шанс получить отдельную квартиру при сносе ветхого жилья,если квартира не приватизирована и разделена по долям

Вопрос относится к городу Нижневартовск

Здравствуйте! Комната в коммуналке (соцнайм) не пригодная для жилья. Стоим на общ. очереди с 1989г., я (сын) и Мама. В администрации сказали что дадут равную комнату в коммуналке до подхода очереди. Правомерны действия администрации, если по закону полагается жильё вне очереди?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Здравствуйте! Вопрос по расселению при сносе ветхого жилья. Расселяют многоквартирный дом. У нас по соцнайму двушка 63 м, прописано 6 чел: 2 мамы, у каждой по 2 детей (у одной 2 мальчика, у второй — 2 девочки). на что можно рассчитывать при расселении? предлагают двушку 68 м.

Льготная очередь,обманывают ,куда обращаться
страдаю шизофренией F220 имею 4 детей ,жил площадь 31 кв метр-трех комнатная,сдается дом в сентябре,детей поставили в самый хвост очереди, а мне сказали этот дом не для меня , а когда когда нибудь будет квартира меня отселят,квартира приватизирована на меня и старшего сына в равных долях сын 20 лет сын 15 лет дочь 10 лет сын 2.5 года как по закону должны обеспечить меня жильем

Вопрос относится к городу комсомольск — на -амуре

ppt.ru

Статья 49 ЖК РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма (действующая редакция)

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к ст. 49 ЖК РФ

1. Согласно ст. 49 жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, может относиться только к двум жилищным фондам — государственному и муниципальному.

Муниципальный фонд предназначен в первую очередь для предоставления жилья нуждающимся в нем малоимущим гражданам. Государственный (федеральный и субъектов РФ) — для категорий граждан, которые хотя и не являются малоимущими, но определены (как имеющие право на жилье по договору социального найма) федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ и тоже признаны нуждающимися в жилье — по основаниям, установленным ЖК РФ, другим федеральным (субъекта РФ) законом или указом Президента РФ.

2. Предоставление гражданам жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде регулируется ч. 2 комментируемой статьи.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) признание гражданина малоимущим. Малоимущими граждан признают органы местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. Учитывая полномочия органов государственной и муниципальной власти, «схема» такого признания выглядит следующим образом:

порядок определения размера дохода и стоимости имущества (находящегося в собственности и подлежащего налогообложению) в целях признания граждан малоимущими устанавливают субъекты РФ (п. 3 ст. 13 ЖК РФ);

размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости указанного имущества — в тех же целях — устанавливают органы местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 14);

б) признание гражданина нуждающимся в жилом помещении (см. комментарий к ст. 51);

в) проживание в данном населенном пункте.

Предусмотренные комментируемой статьей граждане имеют право на получение жилья по договору социального найма, если они нуждаются в жилых помещениях. Основания признания исчерпывающе (перечень закрыт) изложены в ст. 51 ЖК РФ.

Что касается «проживания в данном населенном пункте» как основания обеспечения жильем, то согласно ст. 52 Кодекса на учет в качестве нуждающихся граждане принимаются по месту своего жительства. Принятие на учет в другом месте возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Статьей 57 Кодекса установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

3. В отношении признания граждан малоимущими хотелось бы обратить внимание на следующее.

Методическими рекомендациями по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 17) предложено функциями оценки доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими наделить органы местного самоуправления, уполномоченные вести учет и распределение жилья в муниципальных образованиях. Такая рекомендация более чем сомнительна. У данных органов местного самоуправления иные цели и задачи (учет нуждающихся в жилье, предоставление гражданам жилых помещений).

Для столь трудоемкой работы — оценки доходов и стоимости имущества следует создавать специальные службы (комиссии) органов местного самоуправления с привлечением представителей органов труда и социального развития, финансовых налоговых органов, органов опеки и попечительства и т.п. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, определен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.

Этим Постановлением определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином, в денежной и натуральной формах, в том числе:

все предусмотренные системой оплаты труда выплаты;

средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, транспортных и иных средств и т.п.

Установление порядка определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими отнесено к компетенции субъекта РФ. Приведенное выше Постановление Правительства РФ может служить «ориентиром» для решения данного вопроса. Можно в этом плане упомянуть также Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

4. Помимо указанных в ч. 2 комментируемой статьи существуют такие категории граждан, которые имеют право на получение жилья (по договору социального найма) из федерального жилищного фонда и фонда субъектов РФ. При этом учетная норма, норма предоставления жилья и т.д. нередко значительно отличаются от положений ЖК РФ. Может быть предусмотрено также право на льготное получение жилья (см. комментарий к ст. 57).

Как и лицам, обозначенным в ч. 2 ст. 49, этим категориям граждан жилье может предоставляться из муниципального жилищного фонда при наличии следующих условий:

муниципальные органы в установленном порядке наделяются государственными полномочиями на предоставление таких жилых помещений;

жилье предоставляется в порядке, определенном ЖК РФ, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

5. Определяемая в Жилищном кодексе РФ нуждаемость в жилье служит основанием для вступления в члены ЖК и ЖСК. Согласно ст. 111 ЖК РФ категории граждан, указанных в комментируемой статье, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) или органов местного самоуправления.

www.zakonrf.info

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ

Юрист Умеренков Олег Николаевич

Предоставление жилых помещений (жилья) малоимущим нуждающимся гражданам

Кому возможно предоставление жилого помещения. Признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Постановка на учет в качестве нуждающегося. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения. Порядок предоставления жилых помещений.

В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из данного положения следует, что предоставление жилых помещений по договору социального найма возможно малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания малоимущего гражданина нуждающимся в жилом помещении установлены ст.51 ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из данной статьи, нуждающимися в жилых помещениях признаются:
1) граждане, не имеющие своего жилья, то есть не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или не являющиеся собственниками жилого помещения, а также являющиеся членами семьи собственника жилого помещения;
2) граждане, имеющие свое жилье, но общая площадь такого жилого помещения составляет менее учетной нормы на каждого члена семьи.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4 ст.50 ЖК РФ) .
В городе Курске учетная норма установлена в размере 12 кв.м. и менее на одного человека (Решение Курского городского Собрания от 04.05.2005 №108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения»);
3) граждане, проживающие в помещении, непригодном для проживания.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, основания и порядок признания такого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
4) граждане, являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. К таким заболеваниям, в частности, относятся: активные формы туберкулеза, злокачественные новообразования, хронические и затяжные психические расстройства, эпилепсия и другие.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378.

Что касается признания гражданина малоимущим, то порядок признания малоимущим определен Законом Курской области от 29.03.2008 №15-ЗКО «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
В соответствии с п.1 ст.2 указанного Закона малоимущими гражданами признаются жители Курской области, имущественная обеспеченность которых, определенная в соответствии с настоящим Законом, меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения их жилым помещением по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилых помещений возможно только гражданам, признанным малоимущими, то для признания гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, он должен обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением, в котором указываются сведения о составе своей семьи и нуждаемости в жилом помещении. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи, проживающими с ним (в том числе временно отсутствующими).
Согласно ч.2 ст.8 Закона Курской области «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с заявлением представляются следующие документы:
1) паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность;
2) документы, подтверждающие состав семьи заявителя (свидетельство о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
3) документы, подтверждающие правовые основания владения заявителем и членами его семьи подлежащим налогообложению движимым и недвижимым имуществом на праве собственности;
4) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи за календарный год, предшествующий месяцу обращения заявителя о признании малоимущим, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим;
5) документы, подтверждающие данные о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему заявителю налогооблагаемого имущества.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или об отказе в этом. Указанное решение принимается не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления гражданином всех необходимых документов. О принятом решении уполномоченный орган сообщает гражданину в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия (ст.52 ЖК РФ) .
Отказ в признании гражданина и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должен содержать причины отказа, и может быть обжалован гражданином в судебном порядке.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ ).
Частью 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
— гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
— гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, по площади должно быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курского городского Собрания от 04.05.2005 №108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Несмотря на то, что Жилищным кодексом РФ не установлен максимальный срок, в течение которого должно быть осуществлено предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, такой срок установлен региональным законодательством.
Так, в силу ст.3 Закона Курской области «О порядке признания жителей Курской области малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ожидаемый срок предоставления жилья — период предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ожидаемый срок предоставления жилья устанавливается органом местного самоуправления поселения (городского округа) в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями, представляемыми по договорам социального найма, жителей поселения (городского округа), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не может быть более 12 лет.
Решением Курского городского Собрания от 28.11.2008 №118-4-ОС «Об ожидаемом сроке предоставления жилья» предусмотрено, что ожидаемый срок предоставления жилья по договорам социального найма малоимущих граждан жителей города Курска, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, — 12 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА:

olegumerenkov.ru

Это интересно:

  • О разъяснении решения суда гпк Заявление о разъяснении решения суда На стадии исполнения судебных актов может возникнуть необходимость подать заявление о разъяснении решения суда. Причем, такая возможность имеется у истца, ответчика, третьего лица, иных участвующих в деле лиц, а также судебного […]
  • Приказ 90 от 14031996 Приказ 90 от 14.03.1996 г на мельнице Дата публикации : 06 марта 2015, 09:52:54 Оценка : 0 Приказ 90 от 14.03.1996 г на мельнице Информация о файле: Добавлен: 06.03.2015 Скачали: 383 Рейтинг: 434 из 1467 Скорость загрузки: 29 Mbit/s Файлов в категории: 246 действует […]
  • Нотариусы поповым Нотариусы поповым График приема граждан: Пн: 9.30-17.30 Вт: 9.30-17.30 Ср: 9.30-17.30 Чт: 9.30-17.30 Пт: 9.30-17.00 Сб., Вс: Выходной Перерыв: Без перерыва График работы нотариальной конторы: Пн: 9.00-17.30 Вт: 9.00-17.30 Ср: 9.00-17.30 Чт: 9.00-17.30 Пт: 9.00-17.00 Сб: […]
  • Заявление на надбавку к пенсии на иждивенца Доплата к пенсии на иждивенцев в 2017 кому и сколько положено Когда речь заходит об иждивенцах, то в первую очередь вспоминаются дети, хотя иждивенцами могут быть и престарелые родители.Сейчас мы поговорим о детях. Иждивенцами могут быть не обязательно родные дети. Старшие […]
  • Закон по донорам Если работник – донор Для граждан, решившихся стать донорами крови и ее компонентов, законодатели предусмотрели ряд гарантий (ст. 186 ТК РФ). Прежде всего сотрудник-донор освобождается от работы в день сдачи. Также работодатель должен отпустить его и в день назначения […]
  • Базовые тарифы осаго до 1 октября 2014 После повышения тарифов ОСАГО в октябре 2014 года и в апреле 2015 года средняя стоимость страховых полисов увеличилась более чем на 2 тыс. руб. По итогам II квартала 2015 года средняя стоимость полиса ОСАГО составила 5691 руб. При этом до 1 октября 2014 года этот […]
  • Налог после продажи автомобиля 2018 Как рассчитывается налог с продажи автомобиля? Большинство собственников авто рано или поздно решают его продать. При этом налог с продажи автомобиля менее 3 лет в собственности является обязательным (гл. 23 НКРФ). Далее мы рассмотрим способ расчета налогового платежа в […]
  • Осаго в 2018г Актуальные изменения ОСАГО в 2018 году Впервые, законодательство, по вопросам страхования автогражданки было принято в 2002 году под №40. Очередные изменения автолюбителей ждут с 2018 года. Автострахование терпит реформирование. Изменения в ОСАГО начинают действовать с 25 […]