Уголовно процессуальный кодекс кореи

| | 0 Comment

Уголовно процессуальный кодекс кореи

НОВЫЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Комитет по законодательству провел первые из трех запланированных парламентских слушаний, посвященных проекту нового Уголовно-процессуального кодекса. Предмет обсуждения первых слушаний — общие положения УПК. Открыл слушания заместитель Председателя Государственной Думы Георгий Боос.

В дискуссии приняли участие председатель Комитета по государственному строительству Анатолий Лукьянов, депутаты, члены Совета Федерации, сотрудники Администрации Президента, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФСНП, Минюста, ГТК, адвокатуры, представители науки. С основным докладом выступила заместитель председателя Комитета Елена Мизулина.

. Сложность принятия нового УПК, по мнению Е.Мизулиной, обусловлена и столкновением ведомственных интересов. В уголовно-процессуальной сфере полномочия следствия разобщены, оперативно-розыскные функции и функции следствия сливаются. Несколько ведомств сразу наделены мощной властной функцией — лишения свободы до суда. По новому УПК, некоторые ведомства будут ограничены, а некоторые вовсе лишены полномочия вести следствие. Новый кодекс призван ограничить судейский произвол.

Как сообщила Е.Мизулина, проект общей части УПК позволяет совместить ответственность государства за реализацию уголовно-процессуальных полномочий, с одной стороны, и достаточную процессуальную самостоятельность участников уголовного судопроизводства, от которых зависит принятие окончательного решения.

Предлагается сохранить предварительное расследование как самостоятельную стадию уголовного производства. По словам Е.Мизулиной, отказаться от предварительного расследования на данном этапе, значит разрушить уголовное судопроизводство.

Авторы проекта УПК попытались найти механизмы, позволяющие бороться с фальсификацией, возможным произволом в ходе предварительного расследования. При этом был отвергнут вариант перехода к так называемому параллельному расследованию.

Предложен ряд норм, разделяющих полномочия и следователей. Исключен институт возвращения дела на дополнительное расследование. Суд лишается права возбуждать уголовные дела.

Вторые парламентские слушания 16 апреля будут посвящены досудебному производству. На слушаниях 23 апреля планируется обсудить третью часть проекта кодекса — судебное производство. Готовятся четвертая (особый порядок уголовного судопроизводства) и пятая (международное сотрудничество в сфере уголовного производства) части.

www.koreana.ru

Правовая система Корейской Республики

Республика Корея входит в романо-германскую правовую семью, имея также значительные заимствования из американского права. При этом правосознание и правовая культура корейцев в значительной степени основываются на общих для народов Восточной Азии конфуцианских традициях: коллективизм, патернализм, приоритет этических норм над юридическими, обязанностей над правами, предпочтение неформальных примирительных процедур судебному разбирательству и т.д. Первая рецепция европейского, романо-германского права в Корее произошла «опосредованно» через введение японского законодательства в период реформ конца XIX в. и японского колониального господства (1910-1945 гг.). В то же время в период японской оккупации корейское обычное право сохраняло роль главного правового источника в сфере семейных отношений и наследования.

После освобождения и обретения независимости все японские кодексы и законы, были заменены на корейские. Однако, в наиболее важных отраслях и институтах южнокорейское право сохранило основные принципы и черты романо-германского права в том самом виде, в котором они были заимствованы через японское законодательство. Как результат деятельности американской военной администрации в 1945-1948 гг. и ориентации сеульского правительства на США, в послевоенный период правовая система Кореи заимствовала многие элементы американского права, особенно в административной, торговой, трудовой, уголовно-процессуальной сферах.

В 1980-1990-е гг. важнейшие изменения в южнокорейской правовой системе связаны с ее демократизацией. Конституция 1987 г. ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия Президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в Конституцию включено положение о недопустимости вмешательства армии в политику. В конце 1988 г. приступил к работе Конституционный суд.

Основным источником права являются законодательные и другие нормативные акты. Иерархию образуют: Конституция, законы Национального собрания, декреты Президента, ордонансы премьер-министра или исполнительного министерства. Согласно Конституции (ст.6) ратифицированные международные договоры становятся частью правовой системы. Они, как и общепризнанные нормы международного права, имеют ту же силу, что и внутренние законы. Вспомогательным источником права для некоторых отраслей (гражданское, торговое, трудовое право) признается обычай, который не должен противоречить законодательству.

Вспомогательным источником рассматривается и судебная практика.

Гражданское право и смежные отрасли. В 1958 г. был принят собственный Гражданский кодекс Республики Корея, который вступил в силу с 1 января 1960 г. Кодекс 1958 г. состоит из пяти разделов: Основные положения; Право собственности; Обязательственное право; Семья; Наследование. Перечень вещных прав включает собственность, владение, суперфиций, сервитут, преимущественное право покупки, залог, ипотеку.

Семейное право Республики Корея является одной из немногих отраслей, в которых традиционные корейские нормы преобладают над заимствованиями из западных правовых систем. От западного (романо-германского) семейного права его отличает, прежде всего, само понятие семьи. Она включает всех лиц с общими предками, объединенных родовой фамилией. Соответственно не разрешается брак между однофамильцами. Замужняя женщина всегда сохраняет свою девичью фамилию.

Согласно обычному корейскому праву брак создается особой церемонией. Однако ГК (ст.812 пар.1) предусматривает, что брак становится юридически действительным с его регистрацией. Фактические браки могут быть «узаконены» по решению Семейного суда в Сеуле.

Вплоть до начала 1990-х гг. южнокорейское семейное и наследственное право носило откровенно дискриминационный характер по отношению к женщинам. Изменения в семейном законодательстве, вступившие в силу в 1991 г., впервые позволили женщине быть главой домашнего хозяйства, признали право жены на часть имущества супругов, а также предоставили женщине больше возможностей для общения с ее детьми после развода.

Важнейшими источниками торгового права являются Торговый кодекс 1962 г., Закон о переводном и простом векселе и Закон о чеках 1962 г. Торговый кодекс имеет 5 разделов: 1) Общие положения; 2) Торговые сделки; 3)Компании; 4) Страхование; 5) Морское право. Концепции и нормы южнокорейского ТК в целом следуют образцу японского торгового права, которое в свою очередь основывается на Германском торговом уложении 1898 г.

Одной из наиболее динамично развивающихся подотраслей экономического права Южной Кореи является законодательство об иностранных инвестициях, которое подвергается постоянным изменениям в сторону либерализации (расширение сфер для инвестиции, упрощение инвестиционных процедур, сокращение налогов и т.д.). Принятый в 1966 г. «Закон о поощрении иностранного капитала» в 1997 г. был полностью пересмотрен и переименован в «Закон о поощрении иностранных прямых инвестиций и капитала». Однако уже в сентябре 1998 г. его сменил новый «Закон о содействии иностранным инвестициям». Новый акт направлен на создание режима наибольшего благоприятствования прямым иностранным инвестициям, полностью соответствующего международным стандартам. В этих целях предусматривается либерализация практически всех секторов экономики.

Трудовое право. В отличие от большинства других стран, в которых трудовое право формировалось на протяжении многих десятилетий по мере их социально-экономического развития, трудовое право Кореи было создано почти одномоментно после окончания Второй мировой войны с помощью военной администрации США. Соответственно южнокорейская система трудового права построена в целом по американскому образцу.

Основные принципы регулирования трудовых отношений заложены в Конституции 1987 г., провозглашающей право на труд (и обязанность трудиться), необходимость охраны труда и человеческого достоинства работников через установление законодательным путем достойных условий работы, специальной охраны труда женщин и подростков, право работников на организацию, коллективные переговоры и коллективные действия. В то же время в Основном законе допускается возможность ограничения коллективных трудовых прав (например, права на забастовку) государственных служащих, работников государственных предприятий, работников оборонных предприятий.

Фундамент трудового права в Республике Корея составляют четыре закона: «Закон об условиях труда» (фактически это трудовой кодекс), «Закон о профсоюзах», «Закон о порядке разрешения трудовых споров» и «Закон о комитетах по вопросам труда». Их дополняют такие акты, как «Закон о занятости» (1961), о труде моряков (1962), о профессиональном обучении (1973), о совместных производственных советах (1980).

До 1990-х гг. нормы южнокорейского трудового законодательства были одними из наиболее антирабочих в мире, что обеспечивало местной экономике дополнительную конкурентоспособность. В настоящее время положения пересматриваются и постепенно приближаются к мировым стандартам. Продолжительность рабочего времени установлена в 8 часов в день и 44 часа в неделю (с 1989 г.). Сверхурочная работа возможна только с согласия работника и при надзоре инспекции труда.

Уголовное право и процесс. Основным источником уголовного законодательства Республики Корея является Уголовный кодекс, принятый в 1953 г. и действующий с многочисленными изменениями и дополнениями. По своей структуре он делится на Общую часть, где изложены основные принципы и категории уголовного права, и Особенную, посвященную главным образом конкретным видам преступлений. Кодекс состоит из 46 разделов, включающих 372 статьи.

УК предусматривает девять видов наказаний: 1) смертная казнь; 2) «каторга» (тюремное заключение с исполнением тяжелых физических работ); 3) тюремное заключение (без исполнения тяжелых физических работ); 4) лишение определенного права; 5) отстранение от должности; 6) штраф в крупном размере; 7) арест, заключение под стражу; 8) мелкий штраф; 9) конфискация имущества. К основным видам наказания относятся: смертная казнь, каторга, тюремное заключение, штраф в крупном размере. Мелкий штраф, лишение определенного права, отстранение от должности и арест являются дополнительными видами наказания, хотя могут применяться и самостоятельно.

Система уголовных санкций отражает суровость южнокорейского уголовного права. Смертный приговор может быть вынесен по широкому кругу преступлений на основании Уголовного кодекса и других законов. Это обязательная мера наказания для граждан Южной Кореи (и иностранцев, задержанных на территории республики), воюющих на стороне врага, и за преступления, предусмотренные Воинским уголовным кодексом, такие как руководство вооруженным восстанием или дезертирство офицера. Каторга предусмотрена в более чем 210 статьях УК, в то время как простое тюремное заключение — только в 29 статьях, а арест в виде самостоятельного наказания устанавливается лишь санкциями пяти статей.

Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1954 г. Он сохранил основные черты, присущие романо-германской правовой системе, закрепив и ряд элементов англо-американского права. Среди заимствований из правовой системы США — необходимость судебных ордеров для производства ареста и обыска, право на освобождение до суда под залог, усиление роли института назначаемого государством защитника.

Согласно Конституции (ст.12), по общему правилу, для ареста или обыска требуется ордер, выданный судом в соответствии с должной процедурой по запросу прокурора. Всякий, кто арестован или задержан, имеет право на получение помощи адвоката. Если обвиняемый не способен обеспечить себе адвоката, государство должно его назначить. Арестованный или задержанный имеет также право обратиться в суд для проверки законности ареста или задержания. В соответствии с УПК обвиняемый должен быть представлен адвокатом, если инкриминируемое преступление наказуемо смертной казнью или заключением на срок более трех лет.

Суд присяжных отсутствовал до недавнего времени. Уголовные дела, по которым наказание может составлять один год лишения свободы и выше, рассматриваются коллегией из трех судей, остальные дела — судьей единолично.

На практике уголовное судопроизводство в Республике Корея всегда демонстрировало обвинительный уклон; судьи обычно следуют доводам обвинения, доля оправдательных приговоров в начале 1990-х гг. не превышала 0,5%. Значительно ограничены права обвиняемого при производстве по делам, затрагивающим вопросы национальной безопасности. В частности, нередко исключается участие адвоката на стадии предварительного следствия, до 1989 г. по таким делам не применялось освобождение до суда под залог.

Смертная казнь в Южной Корее. Смертная казнь применялась в Корее с древнейших времен. Современное уголовное законодательство Республики Корея предусматривает смертную казнь путем повешения, а военное уголовное право – смертную казнь путем расстрела. Для исполнения смертной казни существуют специальные места в тюрьмах. Смертная казнь должна быть исполнена в течение 5 дней после получения приказа Министерства юстиции. Смертная казнь не применяется в отношении лиц, не достигших на момент совершения преступления 16 лет.

Судебные власти Южной Кореи пока занимают довольно консервативную позицию по вопросу об отмене смертной казни. Представитель Министерства юстиции заявил лишь о том, что оно «пересмотрит систему смертной казни», но совсем не обязательно, что она будет отменена. Но даже подобные заявления уже являются определенным сдвигом, и скорее всего они придадут новый импульс кампаниям за отмену смертной казни.

14. Правовая система Японии в конце XIX – нач. ХХ вв.

Гражданский и Торговый кодексы конца XIX века действуют в Японии и поныне, несмотря на большое число внесённых в них изменений. Особенно значимы преобразования японского законодательства после Второй мировой войны, когда в Конституции 1946 года было провозглашено равенство в правах супругов, а в области торговых отношений и деятельности компаний в весьма существенной мере стало сказываться влияние американского права (что отчасти проявилось уже в принятом в 1922 году Законе о доверительной собственности, преследовавшем цель привлечь в страну англо-американский капитал).

Гражданский кодекс Японии состоит из Общей части и 4 разделов, посвящённых вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву.

Торговый кодекс Японии состоит из 4 разделов, в которых регулируются следующие вопросы: общая часть, торговые компании, торговые сделки, морская торговля. В него, как и в Гражданский кодекс, после издания неоднократно вносились изменения, однако значительно чаще издавались дополнительные законы, не включаемые в эти кодексы. Среди наиболее важных из них — изданные в 1899 году законы о лицензиях, о торговых знаках, об авторском праве, законы об аренде земли и об аренде жилища, а также принятые после Второй мировой войны законы об обороте ценных бумаг, о восстановлении компаний и о возмещении ущерба, связанного с движением автомобильного транспорта.

Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законодательными актами признаю́тся действующие обычаи и нормы морали, хотя сфера их применения постепенно сокращается

Решения японских судов формально не считаются источником права, однако на практике постановления вышестоящих судов, и в особенности Верховного суда, воспринимаются судами как нормативные акты, подлежащие неукоснительному исполнению.

Гражданский процессуальный кодекс Японии был издан в 1926 году по австрийскому образцу и предусматривал активную роль суда в ходе разбирательства дела.

Уголовное право Японии

Уголовный кодекс Японии действует с 1907 года, в редакции 1947 года. Кроме того в качестве источников уголовного права наряду с Уголовным кодексом 1907 года выступают Закон о малозначительных преступлениях 1948 года, Закон о несовершеннолетних 1948 года и другие периодически изменяемые и дополняемые акты.

Судебная система Японии

Современная судебная система Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947—1948 годов. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделённый самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами.

Высшие суды выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции.

Территориальные суды рассматривают по первой инстанции основную массу гражданских и уголовных дел. Эти суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам.

Семейные суды разбирают споры имущественного и неимущественного характера между супругами, дела о наследстве, а также о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет.

Первичные суды являются низшими судами и рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы

studopedia.org

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ — Полезная информация для граждан России, временно и постоянно находящихся в Корее

Полезная информация для граждан России, временно и постоянно находящихся в Корее

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

В южнокорейском уголовном судопроизводстве важное место отведено институту адвоката, усилена роль судебных постановлений, без которых невозможно проведение обыска, заключение под стражу. При этом практически все процессуальные действия должны быть санкционированы прокурором.

В рамках досудебного расследования арест подозреваемого в случае наличия достаточных оснований его причастности к преступлению может быть осуществлен только по постановлению судьи с ходатайства следователя, направленного через прокуратуру. Подозреваемый может быть задержан полицией без предъявления обвинения на срок до 48 часов, из которых в течение 36 часов прокурор должен рассмотреть представленные следствием доказательства причастности подозреваемого к совершенному преступному деянию и направить окружному судье ходатайство об аресте (ст. 200 УПК). Срок ареста в данном случае не может превышать десяти суток, по истечении которых материалы следствия предаются в прокуратуру для проверки и предъявления обвинения. В противном случае арестованный подлежит немедленному освобождению. По получении следственных материалов прокурор вправе назначить новый срок содержания под стражей до 10 суток с возможностью продления еще на такой же период (ст. 203 УПК), в течение которого должно быть принято процессуальное решение.

Для ареста подозреваемого с поличным надобность в заблаговременном получении каких-либо ходатайств не требуется (ст. 211-212 УПК). Это же норма распространяется на случаи, когда следователь и прокурор обладают достаточными фактами о причастности подозреваемого к преступлению, за которое по уголовному законодательству предусмотрена мера наказания в виде смертной казни, пожизненного заключения, содержания в тюрьме на срок не менее трех лет. УПК закрепляет эту возможность, исходя из необходимости немедленного реагирования в случае обнаружения местонахождения подозреваемого, предотвращения его попыток скрыться и скрыть доказательства. Следователь, прокурор составляют протокол о немедленном аресте, направляют ходатайство в суд об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, предъявляют обвинение.

Постановление прокурора о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей окружного суда с участием обвиняемого, прокурора и защитника. При этом учитываются такие факторы, как тяжесть преступления, опасность совершившего преступление для общества, отсутствие его постоянного места жительства, вероятность того, что преступник может скрыться от следствия (ст. 70 УПК). Под эти условия часто следственные органы подводят арест матросов российского рыболовного флота по обвинению в краже, употреблении наркотиков, нанесении побоев и т.д.

Срок содержания под стражей в период рассмотрения дела в суде первой инстанции составляет 2 месяца с последующим двукратным продлением, но не более 6 месяцев. Такие же сроки устанавливаются при уголовном судопроизводстве в судах второй (апелляционной) и третьей инстанций. Таким образом, суммарный срок ареста по подсудности не должен превышать 18 месяцев, по истечении которых обвиняемый должен быть осужден, либо выпущен на свободу.

Заключенный под стражу может воспользоваться правом обжаловать законность своего ареста, так называемой презумпцией незаконного задержания (лат. «habeas corpus»). Соответствующая жалоба направляется через адвоката в суд, который в течение 24 часов должен допросить обвиняемого и вынести процессуальное решение.

Подсудимый, его законный представитель, супруга, родственники вправе назначить защитника (ст. 30 УПК). В следующих случаях предусмотрено назначение судом для подсудимого государственного адвоката бесплатно:

  1. содержание под стражей;
  2. подсудимый — несовершеннолетний (уголовная ответственность – с 14 лет);
  3. возраст подсудимого более 70 лет;
  4. подсудимый — инвалид;
  5. подсудимый страдает психическим расстройством;
  6. в отношении подсудимого возбуждено уголовное судопроизводство по факту совершения преступления, за которое по УК РК предусмотрено наказание в виде смертной казни, пожизненного заключения или тюремного срока более 3 лет.

Государственный адвокат присутствует при оглашении судьей обвинения, вынесении постановления об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, направляет жалобы и ходатайства в ходе судебного разбирательства. Ограничений по контактам защитника и подсудимого в СИЗО при соблюдении действующих уголовно-процессуальных норм и законодательства о содержании лиц в пенитенциарных учреждениях нет. Соблюдается тайна разговора в ходе личных встреч.

Прокурор после возбуждения судебного преследования за 5 дней до первого рассмотрения дела в суде должен направить обвинительный акт подсудимому и его адвокату. После получения обвинения подсудимый может в течение 7 рабочих дней направить в суд свое мнение относительно осуществляемого в отношении его уголовного преследования. При этом он вправе ознакомиться с материалами и вещественными доказательствами, которые должен предъявить ему прокурор, поскольку это может иметь значение для признания или отрицания им своей вины (ст. 266 УПК). К сожалению, на практике эта норма не всегда соблюдается корейской стороной.

Как правило, заседания судов проходят не чаще одного раза в месяц и длятся не более 10-15 минут. Прения сторон как таковые, с участием прокурора, адвоката, потерпевшей стороны и обвиняемого, бывают в редких исключениях.

Уголовно-процессуальной практикой предусмотрена тщательная подготовка к судебному заседанию. Обвинитель, защитник, подсудимый заблаговременно представляют в суд в письменной форме необходимые материалы, доказательства и т.п. (п. 5 ст. 266 УПК). В случае несогласия с представленной доказательной базой прокурор, адвокат и обвиняемый могут заявлять возражения (ст. 296 УПК). После изучения доказательств прокурор, адвокат и судья могут ходатайствовать о назначении судебного слушания для допроса подсудимого или потерпевшего в качестве свидетеля. По окончании судебных прений назначается дата окончательного заседания, на котором оглашается приговор. Оглашение приговора должно состояться не позднее 14 дней после завершения всех судебных слушаний (п.4 ст. 318 УПК). В случае представления прокурором или защитником новых доказательств судебное разбирательство может быть продлено (ст. 305 и 306 УПК). Постановление о заключении под стражу обвиняемого теряет силу при вынесении оправдательного приговора, в случае освобождения от наказания, отсрочки оглашения приговора, отсрочки исполнения наказания, отмены обвинительного постановления, назначения наказания в виде выплаты штрафа (ст. 331 УПК). Условно-досрочное освобождение возможно при вынесении приговора о наказании с отбыванием тюремного срока не более 2,5 лет.

В последнее время довольно часто стали встречаться случаи задержания росграждан и взятия их под стражу по обвинительным постановлениям двух- трехгодичной давности. Ни обвиняемый, ни консульское учреждение уведомление о вынесенном процессуальном решении не получают. Корейская сторона исходит из того, что подозреваемый будет немедленно задержан, как только он окажется в пункте пропуска через государственную границу.

Важно в таких ситуациях также учитывать фактор действия уголовного преследования во времени. Для преступлений, по которым выносится смертный приговор, срок давности составляет 25 лет, для преступлений, по которым суд приговаривает к пожизненному сроку, — 15 лет, для преступлений, по которым предусмотрено тюремное заключение на 10 лет, — 10 или 7 лет, для преступлений, предусматривающих наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет или выплаты штрафа, – 5 лет и 1 год соответственно.

Уголовно-процессуальная практика в РК содержит достаточное количество особенностей и отличий от российской системы правосудия.

Данная информация носит справочный и ознакомительный характер.

korea-seoul.mid.ru

Как работают суды в Северной Корее

Автор: Евгения Лакеева

Казнь Чан Сон Тхэка, одного из самых влиятельных политических деятелей Северной Кореи и дяди главы КНДР Ким Чен Ына показала, насколько суров обновленный после смены главы государства режим в стране. Расстрелу подверглись и родственники бывшего «серого кардинала» в связи с применяемой в стране практикой коллективной ответственности. Такой подход к правосудию принципиально отличается от принятого в западных странах. Во всем мире к преступлениям против государства подходят с особой строгостью, но в КНДР судебная система de facto делится на две независимые друг от друга части: одна занимается преступлениями против политической системы, другая – всеми остальными.

Как там все устроено

Большинство гражданских и уголовных дел рассматриваются народными судами в составе одного судьи и двух народных заседателей. Народные суды — это суды первой инстанции. Они организуются на уездном (то есть районном) или городском уровне, однако под их юрисдикцию могут попадать более одного уезда или, наоборот, только часть города. Судей и народных заседателей выбирают региональные народные ассамблеи (с поправкой на северокорейскую специфику их можно сравнить с местными парламентами), но кандидатов назначает Постоянный совет Верховного народного собрания (ВНС), являющегося высшим законодательным органом КНДР. Депутаты собрания избираются на основе всеобщего прямого тайного голосования; выборы проходят по одномандатным округам. Кандидаты на должность в Постоянном совете выдвигаются от Единого демократического отечественного фронта КНДР — объединения всех партий и организаций Северной Кореи, в том числе руководящей партии страны — Трудовой партии Кореи (по сути назначения производит руководство правящей партии). Свой пост депутаты занимают в течение 5 лет.

Решения народных судов могут быть обжалованы в судах следующего уровня – провинциальных. К судам провинций приравниваются суды городов центрального подчинения. Это вторая, апелляционная инстанция трехуровневой системы Северной Кореи. Последней инстанцией по уголовным и гражданским делам является Центральный суд. Он также может выступать в роли первой инстанции, когда рассматриваются дела о тяжких преступлениях, например, против государственного строя. В стране нет арбитражных или других экономических судов (как и частной собственности), поэтому сравнительно редкими спорами между государственными предприятиями также занимается Центральный суд. Института судебного конституционного контроля в КНДР нет, а правом толкования законов наделен Постоянный совет ВНС. Верховное народное собрание может назначать и смещать председателя Центрального суда, а судей этой инстанции избирает Постоянный совет ВНС. Стандартный срок пребывания в должности – 3 года, однако орган, назначивший судью, может его отозвать до истечения срока. Юридическое образование или опыт работы в области права не являются обязательным условием для того, чтобы стать судьей.

Верховное народное собрание также наделено полномочием назначать и смещать генерального прокурора. Деятельностью прокуроров разных уровней – провинциального, уездного, городского — централизованно руководит Центральная прокуратура, которая назначает и освобождает от должности местных сотрудников. Прокуроры, как и полагается, следят за соблюдением закона во время судебного процесса и вмешиваются в случае необходимости.

Существуют также специальные суды: военные трибуналы и линейные, или транспортные суды. Судьи для таких учреждений назначаются Центральным судом, а народные заседатели избираются на собраниях соответствующих военных или трудовых коллективов. Все транспортные объекты считаются в КНДР стратегическими, поэтому для работающих там корейцев и был создан отдельный суд. Он, согласно конституции, будет рассматривать даже происшествия с гужевым транспортом.

Для тех, кто не разделяет идеи чучхе

Расследованием и предварительным рассмотрением дел о преступлениях против государства, партии и народа занимается Государственный отдел безопасности. Если Министерство народной безопасности, прокуратура или иное учреждение считает, что выявило шпиона, антипартийного деятеля или государственного преступника, оно должно передать дело отделу безопасности.

Конституция Северной Кореи признает право обвиняемого на защиту и на адвоката, который представлял бы подзащитного в суде. Согласно уголовному кодексу, обвиняемый, его семья или рабочие представители могут сами выбрать защитника. Судебные разбирательства проходят, как написано в конституции, открыто и гласно, кроме случаев, предусмотренных законом. В первую очередь, закрытые слушания проводятся по дела, касающихся государственной безопасности, политических преступлений разной степени тяжести. Таких в стране немало.

В закрытом порядке слушалось и дело Чан Сон Тхэка, занимавшего прежде пост зампредседателя Госкомитета обороны и заведующего орготделом ЦК Трудовой партии. Разбирательство происходило не в обычном народном суде, а на заседании специального военного трибунала. Еще до этого дядю Ким Чен Ына сместили со всех постов и исключили из партии по обвинениям в ряду преступлений, среди которых назывались растрата государственных средств на женщин и алкоголь, контрреволюционная деятельность, попытка свержения власти. Военный трибунал признал Чан Сон Тхэка виновным в государственной измене. Это одно из преступлений, за которые в Северной Корее предусмотрена смертная казнь.

По существовавшему ранее законодательству, к смертной казни могли приговорить за довольно абстрактные преступления вроде «отклонение от идеологических принципов» или «противодействие социализму», однако в современном, обновленном в 2004 году по воле «дорогого лидера» Ким Чен Ира, Уголовном кодексе таких статей нет. По действующему закону, смертная казнь может быть назначена только за четыре преступления: участие в перевороте или его планировании, терроризм, государственную измену или «подавление движения народа к национальному освобождению». На практике этот краткий список (в особенности — последний пункт) может применяться к весьма широкому спектру действий.

Почему наказывают семьями

Наказание за преступления против государства, партии или народа очень сурово. Оно не ограничивается смертной казнью виновного и часто сопровождается конфискацией имущества. Слушания в этих случаях закрытые, в связи с чем у международных обозревателей возникают подозрения, что законный порядок проведения процесса часто не соблюдается. Большинство политических процессов не проходит через уголовную судебную систему, а идет в Государственный отдел безопасности. Помимо этого, права на апелляцию у осужденных нет. Наказание часто распространяется на ближайших, а иногда и дальних родственников. Практика коллективной ответственности в Северной Корее, которая не закреплена ни одним официальным законом, но существует в форме государственной доктрины, неоднократно вызывала тревогу международного сообщества в связи со случаями отправки в лагеря родственников преступников.

В случае Чан Сон Тхэка, его семья разделила еще более страшную участь. Его старшая сестра Чан Ге Сун с мужем, послом КНДР на Кубе Чон Ен Чжином, а также племянник Чан Сон Тхэка, посол КНДР в Малайзии Чан Ен Чхоль и его 25-летние сыновья Тэ Реном и Тэ Уном были отозваны в Пхеньян в декабре прошлого года и казнены. Братьев бывшего влиятельного политика на тот момент уже не было в живых, он умерли раньше от болезни, поэтому казни подверглись семейства его сестер. Смерти удалось избежать только женщинам, не являющимися кровными родственниками дяди лидера и оказавшимися членами семьи за счет вступления в брак.

Когда приговор в отношении главного фигуранта вынесен, установленные в нем факты могут автоматически считаться доказательством вины его родственников, которые как члены семьи выступали бенефициарами преступной деятельности, если речь идет, как в случае Тхэка, об экономических преступлениях. В рамках доктрины также предполагается, что близкие к осужденному люди попадают под тлетворное влияние врага народа и его идеологических заблуждений. Если называть вещи своими именами, доктрина просто формулирует обоснование политическим чисткам.

Как исправиться

В случае иных (не связанных с политикой) преступлений основной целью государства является исправление преступника и возвращение обществу обновленного члена коллектива. Тюремное заключение всегда сопровождается принудительными работами. В 1987 году максимальный срок лишения свободы был уменьшен с 20 лет до 15. Таким образом, в соответствии с Уголовным кодексом назначается либо смертная казнь, либо пожизненное лишение свободы, либо, в случае ограниченного срока, от 1 года до 15 лет.

В КНДР предусмотрено несколько видов тюрем и лагерей для заключенных. Существуют особые тюрьмы для политических преступников, и возможность их возвращения оттуда в общество – вопрос спорный. Второй тип – обычные тюрьмы со стандартным распорядком и строгостью режима, зависящим от тяжести преступления. Предполагается, что из них заключенные вернутся в общество исправленными и готовыми ответственно исполнять свой социальный долг. Помимо этого есть специальные рабочие лагеря на муниципальном и провинциальном уровне. У международных обозревателей время от времени возникают подозрения, что за незначительные идеологические проступки (вроде неудачной шутки про «дорогого лидера») осужденных отправляли в особые санатории, где их лечили от якобы имеющихся признаков душевной болезни. Официальные представители Северной Кореи данную информацию никогда не подтверждали, однако признали существование «воспитательных центров» для людей, «совершивших преступление по ошибке».

pravo.ru

Это интересно:

  • Пособие для учителя азбука берегоши Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Алена Антонова Конспект занятия «Азбука Берегоши, или Как экономить воду и электроэнергию» Азбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, […]
  • Закон рф о гражданской обороне с изменениями ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
  • Делегирование полномочий процесс Процесс делегирования полномочий Благодаря чему попали на свои должности не все, но многие руководители? В первую очередь потому, что они выполняли свою работу рядовых сотрудников лучше остальных, разбирались в ней куда глубже своих коллег. Но руководитель — не только […]
  • Что такое страхование титула покупателя права собственности на квартиру Страхование титула. Защита права собственности покупателя от правопритязаний третьих лиц, возникших до и сохранившихся после приобретения недвижимости Покупатель недвижимости должен знать: как бы тщательно риэлтор, нотариус или регистратор ни проверяли юридическую чистоту […]
  • Приказ 544 по плану графику Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
  • Правила выбора шкафа купе Как выбрать шкаф-купе и на что обращать внимание. Предлагаем ознакомиться со списком вопросов, которые возникают наиболее часто при выборе шкафа купе: часто задаваемые вопросы. Наши покупатели имеют возможность оставить вопрос в Книге вопросов и ответов. Тут тоже можно […]
  • Опека в ульяновске засвияжский район Опека в ульяновске засвияжский район 16 мая 2018 г. в ДОУ прошли мероприятия областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью». 8 Мая в ДОУ состоялась военно - патриотическая игра "Зарничка" Поздравляем победителей в городском фестивале детско […]
  • Налоги на физических лиц в швеции Налоги в Швеции и перспективы развития бизнеса Прежде чем отправиться в Швецию в качестве бизнес-эмигранта, нелишним будет узнать больше о налоговой системе страны. Налоги в Швеции – это сложная, и, как сказали бы наши соотечественники, мудрёная система. Некоторых она […]