Налоги их функции элементы и виды

| | 0 Comment

Сущность, функции, виды и основные элементы налогов

Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции:

  1. регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики;
  2. перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.;
  3. фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов;
  4. контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов;
  5. стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Классификация налогов:

  1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.
  2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.
  3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.
  4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.
  5. По цели использования – общие и целевые.
  6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).
  7. Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

    Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

    Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

    Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

    Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

    be5.biz

    Налоги их функции элементы и виды

    15. Налоги, их виды и функции

    Налогиэто обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

    Налогообложение прошло длительный путь развития. Первые налоги возникли в период разделения общества на классы и образования государства. Они были преимущественно натуральными и представляли собой «взносы граждан», предназначенные для содержания публичной власти. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали основным видом государственных доходов: сегодня денежные налоги обеспечивают до 9/10 всех доходов бюджетов промышленно развитых государств.

    В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.

    Фискальная функция налогов заключается в том что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.

    Сущность регулирующей функции состоит в том, что налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства, стимулируя или сдерживая темпы воспроизводства.

    Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровне между сферами хозяйства и различными группами населения.

    Некоторые ученые-экономисты объединяют регулирующую и распределительную функции налогов в одну общую функцию — экономическую.

    Любой налог состоит из следующих элементов: субъект налога, объект налога, источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

    Субъектом налога, или налогоплательщиком, называется физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог.

    Объект налога — это предмет (доход имущество, товар), подлежащий налогообложению. Часто название налога является производным от его объекта (например, земельный налог).

    Под источником налога понимается доход субьекта налога (зарплата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Иногда источник и объект налога могут совпадать (например, налог на прибыль).

    Единицей обложения является единица измерения объекта налога (по земельному налогу такой единицей может быть, например, гектар).

    Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

    Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта.

    Под налоговыми льготами понимается полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

    Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги — это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль).

    Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т. е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом производящим их реализацию.

    По направлению их использования все налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и расходуются последним по своему усмотрению, и специальные, направляемые государством только на заранее определенные цели.

    В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, республиканские (налоги субъектов федерации) и местные.

    Налоговая практика знает три способа взимания налогов. Первый способ называется кадастровым. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов налога, классифицируемых по внешним признакам, с установленной доходностью объекта обложения (например, при земельном налоге внешним признаком является размер участка). Вторым способом является изъятие налога до получения налогоплательщиком дохода: налог исчисляется и удерживается бухгалтерией с того юридического лица, который выплачивает доход субъекту (таким путем взимается подоходный налог). При третьем способе изъятие налога у субъекта происходит уже после получения им дохода — на основе поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных им доходах.

    Между количеством денег, которое может получить государство, и ставкой налогов существует зависимость, доказанная американским экономистом Артуром Ласером. По мнению Ласера, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно не взимает налогов (т. е. устанавливает налоговую став ку равной нулю) и когда оно забирает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль предприятий лишает последние стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и в конеч-ном счете уменьшает поступление доходов в государственный бюджет. Вот почему любое государство стремится к нахождению оптимальной величины налогового бремени, построению эффективной и справедливой системы налогов.

    В Российской Федерации формирование современной налоговой системы после 1991 г. шло в сложных условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 г. был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ.

    Как и в большинстве крупных государств, в РФ действует трехуровневая система налогообложения.

    Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

    Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономных областей и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот.

    Третий уровень — это местные налоги, т. е. налоги городов, поселков и т. п. Они устанавливаются местными представительными органами власти. Причем представительные органы власти Москвы и Санкт-

    Петербурга имеют право устанавливать как местные налоги, так и налоги субъекта Федерации.

    Недостатки современной системы налогообложения в РФ очевидны: большое количество налогов и сложность их подсчета, высокий уровень налогообложения, а также постоянные изменения в налоговом законодательстве. С целью устранения этих недостатков в настоящее время федеральные органы власти пытаются провести налоговую реформу в стране.

    www.e-reading.mobi

    Налоги, их виды, функции и роль в экономике.

    Налоги являются основным источником поступлений в государственный бюджет.

    Налоги — это обязательно взимаемые государством платежи с юридических и физических лиц. Налоги регулируются законодательством.

    1. Фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов.

    2. Регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики и перераспределение в этих целях финансовых потоков.

    3. Социальная — поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп.

    Налог состоит из элементов:

    1. Субъект налога — лицо, которое по закону обязано платить налог.

    2. Носитель налога — лицо, которое фактически выплачивает налог.

    3. Объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог.

    4. Ставка налога — величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают 4 вида ставок:

    1. Твёрдые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения.

    2. Пропорциональные ставки — действуют в одинаковом процентном отношении на единицу объекта (НДФЛ — 13%).

    3. Прогрессивные ставки — предполагает возрастание ставки процента налога при росте дохода.

    4. Регрессивные ставки — предполагает снижение процента при увеличении дохода (единый социальный налог).

    6. Налоговый период — период, за который начисляется налог.

    7. Срок уплаты налога.

    8. Порядок уплаты налога.

    по способу платежа:

    1. Прямые — взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения.

    2. Косвенные — уплачиваются конечным потребителям облагаемого налогом товара, а продавцы выступают носителем налога (НДС — налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины).

    1. Общие — идут в государственный бюджет и используются на общегосударственные цели.

    2. Специальные — имеют строго целевое назначение (единый социальный налог, транспортный налог).

    в зависимости от органа распоряжения налогом:

    1. Федеральные — государственный бюджет.

    2. Региональный — бюджет субъектов федерации.

    sci.house

    22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

    Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

    Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

    1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

    2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

    3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

    4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

    5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

    1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

    2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

    3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

    4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

    1) По принадлежности к уровню управления:

    а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

    б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

    в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

    2) По налогоплательщикам:

    а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

    б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

    в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

    3) По степени переложения:

    а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

    б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

    4) По объекту налогообложения:

    а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

    б) налоги с доходов (НДФЛ),

    в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

    г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

    Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

    1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

    2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

    3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

    4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

    5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

    scicenter.online

    Сущность, функции и виды налогов

    Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:
    • работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
    • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Объектами налогообложения являются:
    • прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);
    • имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);
    • операции по реализации товаров, работ и услуг;
    • стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

    Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

    Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

    В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:
    • распределительную (социальную);
    • фискальную;
    • регулирующую;
    • контрольную;
    • поощрительную.

    Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

    Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

    Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

    Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

    Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

    Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введение специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.

    Действующие налоговые льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
    • финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
    • малых форм предпринимательства;
    • занятости инвалидов и пенсионеров;
    • благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

    Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т. е. изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
    1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
    2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
    3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
    4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
    5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
    6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований называется налоговым кредитом.

    Одной из преференций является также инвестиционный налоговый кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

    Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта РФ.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
    1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
    2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
    3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

    Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

    К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

    Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

    Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

    Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

    В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:
    — федеральные;
    — региональные (налоги и сборы субъектов РФ);
    — местные.

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

    Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

    Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

    Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

    Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

    К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:
    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    • налог на прибыль (доход) организаций;
    • налог на доходы от капитала;
    • подоходный налог с физических лиц;
    • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    • государственная пошлина;
    • таможенная пошлина и таможенные сборы;
    • налог на пользование недрами;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    • лесной налог;
    • водный налог;
    • экологический налог;
    • федеральные лицензионные сборы.

    К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:
    • налог на имущество организаций;
    • налог на недвижимость;
    • дорожный налог;
    • транспортный налог;
    • налог с продаж;
    • налог на игорный бизнес;
    • региональные лицензионные сборы.

    В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:
    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу;
    • налог на наследование или дарение;
    • местные лицензионные сборы.

    До введения в действие части второй Налогового кодекса ссылки на конкретные законы приравнивались к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

    Особое значение имеет порядок отражения налогов в бухгалтерском учете — в составе издержек производства за счет финансовых результатов или налогооблагаемой прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

    Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

    Кроме того, налоги делятся на различные виды в зависимости от признака их классификации.

    В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

    Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:
    • реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);
    • вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

    Помимо этого, налоги делятся на:
    — раскладочные (сейчас используются в основном в местном налогообложении, например, на нужды образования, на благоустройство территории и т.д.);
    — количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог (при этом косвенно учитывается имущественное положение налогоплательщика).

    Налоги также делятся на:
    — закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);
    — регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и т.д.).

    Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

    Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:
    — регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.) и
    — разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).

    psyera.ru

    Это интересно:

    • До экстремального проживания Кому нужно регистрироваться по месту жительства во время ЧМ-2018? Меньше чем через неделю в России стартует долгожданный Чемпионат мира по футболу 2018. Он пройдет сразу в одиннадцати городах: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, […]
    • Пенсия казань Пенсионное обеспечение для жителей Казани и Республики Татарстан в 2018 году В правовом поле Российской Федерации граждане разделены на две большие группы: на трудоспособных и тех, кто не в состоянии (по нормам законодательства) себя обеспечивать. Причем действующие нормы […]
    • Социальный налог является источником доходов Налоги как источник доходов государства В экономиках, основанных на частной собственности и рыночных механизмах, источником денежных ресурсов государства служат прежде всего налоги на доходы и имущество граждан и фирм. Такого рода устройство государственных финансов […]
    • Система арбитражных судов включает в себя Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к […]
    • Нк рф налог на прибыль 2018 Налог на прибыль в 2018 году: ставки, таблица Ставка налога на прибыль зависит от того, в какой бюджет платиться налог. В 2018 году налог на прибыль между федеральным и региональным бюджетом нужно распределять по-новому. Таблицу с новыми ставками смотрите в статье. Из 20% […]
    • Какие права имеет учитель на уроке Права и обязанности учащихся Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы […]
    • Налоговые вычеты уменьшающие налоговую базу налога на доходы физических лиц Налог на доходы физических лиц Налогоплательщики. Включают две группы физических лиц: налоговые резиденты – физические лица, фактически находящиеся на территории РФ более 183 дней в календарном году; физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами (нерезиденты), […]
    • Кто принимает жалобы в прокуратуре Кто принимает жалобы в прокуратуре Федеральный Закон "О прокуратуре" дает гражданам право обращения в прокуратуру с жалобами на действия государственных органов. Статья 10: В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные […]