Закон о ликвидности

| | 0 Comment

Пресс-служба

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба

107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru

О внедрении норматива краткосрочной ликвидности

Банк России принял решение об установлении с 1 января 2016 года норматива краткосрочной ликвидности (Базель III) (далее — НКЛ), разработанного в соответствии с документами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) «Basel III: The Liquidity Coverage Ratio and liquidity risk monitoring tools (January 2013)» и «Principles for Sound Liquidity Risk Management and Supervision (September 2008)», на минимально допустимом числовом значении в размере 70% с последующим повышением на 10 процентных пунктов ежегодно до достижения значения 100% с 1 января 2019 года. Расчет норматива будет производиться в соответствии с требованиями Положения Банка России от 3 декабря 2015 года № 510-П «О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности („Базель III“) системно значимыми кредитными организациями» (далее — Положение № 510-П).

Положением № 510-П установлено, что в условиях нестабильности на финансовых рынках допустимо использование высоколиквидных активов на покрытие оттоков денежных средств, приводящее к снижению фактического значения НКЛ ниже минимально допустимого числового значения.

Требование по соблюдению НКЛ будет распространяться на системно значимые кредитные организации, признанные Банком России таковыми в соответствии с Указанием Банка России от 22 июля 2015 года № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций». К системно значимым кредитным организациям, являющимся головными организациями банковских групп, будет применяться требование по соблюдению НКЛ на консолидированной основе. Перечень системно значимых кредитных организаций утвержден Банком России.

Расчет НКЛ будет осуществляться в соответствии с порядком расчета показателя краткосрочной ликвидности (далее — ПКЛ), установленным Положением Банка России от 30 мая 2014 года № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности („Базель III“)» (далее — Положение № 421-П), в том числе с учетом изменений, предусмотренных Указанием Банка России от 1 декабря 2015 года № 3872-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 мая 2014 года № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности („Базель III“)».

Начиная с 1 января 2016 года Банк России вводит требование о ежеквартальном раскрытии системно значимыми кредитными организациями информации о средних арифметических значениях НКЛ и показателей, включаемых в расчет НКЛ, на основе значений по состоянию на первое число каждого месяца квартала. С 1 января 2017 года предусматривается осуществление системно значимыми кредитными организациями раскрытия информации о средних арифметических значениях НКЛ и показателей, включаемых в расчет НКЛ, на основе ежедневных значений за предыдущий квартал.

Кредитные организации, соответствующие по состоянию на 1 января критериям пункта 7 части 1 статьи 76 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», продолжат рассчитывать ПКЛ и представлять в Банк России отчетность по форме 0409122 «Расчет показателя краткосрочной ликвидности „(Базель III“)» (далее — отчетность по форме 0409122).

Банк России провел анализ объема высоколиквидных активов в российской финансовой системе и потребности в указанных активах системно значимых кредитных организаций в целях оценки возможности использования предусмотренных Базелем III альтернативных (дополнительных) вариантов расчета числителя НКЛ. Учитывая недостаток в целях расчета НКЛ высоколиквидных активов у российских кредитных организаций, Банк России принял решение о возможности включения в расчет числителя НКЛ величин лимитов открываемых Банком России безотзывных кредитных линий и высоколиквидных активов в отдельных иностранных валютах в части, превышающей потребности в этой валюте, в качестве дополнительных требований (активов).

В рамках реализации указанного решения Банк России предоставляет кредитным организациям возможность заключить договоры об открытии безотзывной кредитной линии (далее — Договор) в соответствии с приложением 1 к Приказу Банка России от 30 ноября 2015 года № ОД-3381 «О представлении кредитов в рамках договоров об открытии безотзывной кредитной линии». Договор с Банком России могут заключить системно значимые кредитные организации и кредитные организации, величина собственных средств (капитала) которых превышает 25 млрд рублей, являющиеся дочерними по отношению к системно значимым кредитным организациям, доля участия которых в капитале дочерних кредитных организаций превышает 50%.

Безотзывная кредитная линия открывается Банком России кредитной организации на 1 год (365 календарных дней) с возможностью открытия новой безотзывной кредитной линии на аналогичный срок по истечению срока открытой безотзывной кредитной линии. Максимально возможный лимит безотзывной кредитной линии будет рассчитываться Банком России на основе данных рублевой компоненты отчетности по форме 0409122 в соответствии с приложением к Приказу Банка России от 3 декабря 2015 года № ОД-3439 «Об определении максимально возможного лимита безотзывной кредитной линии», и представлять собой минимальную из двух величин: величины запрашиваемого кредитной организацией лимита безотзывной кредитной линии и величины регулятивной оценки размера дефицита высоколиквидных активов.

При открытии безотзывной кредитной линии кредитная организация уплачивает плату за право пользования безотзывной кредитной линией в размере 0,15% от величины установленного в Договоре максимально возможного лимита безотзывной кредитной линии.

Банк России не может расторгнуть Договор до истечения срока действия безотзывной кредитной линии и изменить параметры безотзывной кредитной линии (например, размер платы за право пользования безотзывной кредитной линией, максимальный лимит безотзывной кредитной линии, срок, на который открыта безотзывная кредитная линия) в одностороннем порядке.

Кредиты Банка России в рамках Договора предоставляются на срок до 90 календарных дней включительно по процентной ставке, равной ключевой ставке Банка России, увеличенной на 1,75 процентного пункта (на 1 января 2016 года — 12,75% годовых).

29 декабря 2015 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

www.cbr.ru

Тема 1. Денежное обращение и денежная система

4. Ликвидность

Платежная функция денег порождает главную проблему денег – проблему ликвидности.

Ликвидность – это способность любого реального актива выступить в роли средства платежа.

Все, что выступает в качестве денег, и есть деньги. Платежным средством может выступить любой актив, на который на рынке имеется спрос. Степень ликвидности означает сравнительную величину затрат обмена данного актива и аналогичных затрат на обмен другого актива (трансакционные издержки).

Активы располагаются по степени ликвидности (в балансе возрастает). Абсолютно ликвидным активом являются наличные деньги, затраты на обмен равны нулю.

Ликвидность характеризует 3 свойства любого актива:

— реальную возможность использовать его в качестве средства платежа;

— скорость превращения актива в средство оплаты;

— способность актива сохранять во времени и пространстве свою номинальную стоимость (антиинфляционная устойчивость).

В пользу наличности склоняют 4 мотива:

1) предпочтение ликвидности (термин ввел Кейнс), понимается спрос на наличные деньги из-за их абсолютной ликвидности;

2) трансакционный мотив (люди предпочитают наличность из-за удобства ее использования в качестве средства платежа);

3) мотив предосторожности (наличные как резерв на случай неожиданных платежей);

4) спекулятивный мотив (владелец не рискует вкладывать деньги в ценные бумаги из-за риска).

Обращение денег не происходит стихийно — оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативно реагировать на или иные изменения, принимать соответствующие решения и воздействовать на экономическое развитие. Эти правила обращения называются законами денежного обращения.

Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег:

Количество денег = Сумма цен / Число оборотов денежных единиц.

Указанная формула в большей степени справедлива для золотого обращения. При обращении золота в качестве денег из-за ограниченности золотых запасов соотношение между количеством золота (монет) и товарами устанавливается стихийно, но относительно точно: избыток денег изымается из обращения и переходит в сферу накопления (сокровищ), а при недостатке монет их изъятая часть возвращается их сокровищ в обращение.

Когда появляются кредитные деньги, происходит необеспеченная эмиссия. В этом случае неизбежно появление инфляции, т.е. обесценения денег из-за их возросшего количества. Необходимо отслеживать ту часть денежных обязательств, которые могут быть взаимно погашены без дополнительной эмиссии.

В количественной теории денег используется уравнение Фишера:

М – обращаемая денежная масса;

V – скорость обращения денежной единицы;

P – средний уровень цен;

Y – количество товаров и услуг.

Этот закон называют законом бумажно-денежного обращения. Поскольку количество денег теперь может возрастать неограниченно, роль государства в денежном регулировании колоссальна. Одним из видов регулирования является поддержание структуры и объема денежной массы — совокупной покупательной способности денежных средств.

Для измерения денежной массы предусмотрены денежные агрегаты, отличающиеся между собой по степени ликвидности (таблица 1.1).

www.aup.ru

Оценка платежеспособности и ликвидности организации

8.2.1. Оценка платежеспособности

Платежеспособность это способность своевременно полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающиеиз торговых, кредитных ииных операций платежного характера. Расчет платежеспособности проводится на конкретную дату.

Для подтверждения платежеспособности проверяют наличие денежных средств на расчетных и валютных счетах, краткосрочные финансовые вложения, причем эти активы должны иметь оптимальную величину. С одной стороны, чем значительнее размер денежных средств на счетах, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. С другой стороны, наличие незначительных остатков средств на денежных счетах не всегда означает, что предприятие неплатежеспособно: средства могут поступить на расчетные и валютные счета, в кассу в течение ближайших дней, краткосрочные финансовые вложения легко превратить в наличность. Постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что предприятие превращается в «технически неплатежеспособное», а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству.

С оценкой платежеспособности связано такое понятие, как несостоятельность организации. Мировой опыт показывает, что при оценке несостоятельности используется всего два критерия — недостаточность имущества для оплаты задолженности (неоплатность) или платежная неспособность, т.е. неспособность должника к платежам. Еще в начале XX века замечательный русский ученый Г. Ф. Шершеневич подробнейшим образом исследовал возможности использования указанных критериев и пришел к выводу: «. следует склониться к . системе, которая в основание несостоятельности ставит неспособность должника к платежам».

Тем не менее закон «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 1992 года критерием несостоятельности устанавливал неоплатность, т.е. организация признавалась несостоятельной лишь в том случае, если общая стоимость задолженности превышала стоимость имущества. Практика применения закона показала, что путем изменения объемов дебиторской и кредиторской задолженности, переоценкой активов можно было длительное время по отчетности показывать свою оплатность.

Тот же закон в редакции 1998 и 2002 годов изменил критерий несостоятельности — им стала платежеспособность. Но до сих пор многие авторы отождествляют оплатность (ликвидность) с платежеспособностью, что противоречит действующему законодательству. В таблице 8.2. приведены критерии несостоятельности, используемые в различных странах.

Таблица 8.2 — Сопоставление критериев несостоятельности

* Во всех странах законодательство постоянно изменяется.

В п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ № 127-ФЗ от 26.10.02г. «О несостоятельности (банкротстве) указано: «Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Условием возбуждения дела о банкротстве в соответствии с п. 2 ст. 6 этого же Закона является наличие долга не менее 100 тыс. руб.

В соответствии с текстом Закона о банкротстве в редакции 1998, 2002 гг. и ПриказомФСФО РФ от 23 января 2001 г. № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций» (условные обозначения в формулах приняты аналогичными приведенным в Приказе), степень платежеспособности по текущим обязательствам определяется как соотношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке:

где среднемесячная выручка;

где валовая выручка организации по оплате;

количество месяцев в рассматриваемом периоде.

Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс организации (масштаб бизнеса), который используется для ведения хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. В форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» по строке 010 приводится выручка-нетто.

8.2.2. Анализ ликвидности баланса предприятия

Задача анализа ликвидности баланса в ходе анализа финансового состояния предприятия возникает в связи с необходимостью оценивать кредитоспособность (оплатность) предприятия, т.е. его способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Кредитоспособность обеспечивается ликвидностью. Ликвидность— это способность предприятия оплатить свои обязательства, реализуя свои активы. Различают ликвидность баланса и ликвидность активов.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предпринимательской организации ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов — скорость (время) превращения активов в денежные средства, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения активов в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в денежные средства, тем выше их ликвидность. Предприятие, оборотный капитал которого состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, обычно считается более ликвидным, чем предприятие, оборотный капитал которого состоит преимущественно из запасов.

В ходе оценки финансового состояния организации широко применяется анализ ликвидности баланса, который заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.

Все активы предприятия в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.

Наиболее ликвидные активы (А1) — суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.

Быстрореализуемые активы (А2) — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотные активы.

Медленно реализуемые активы (А3) — наименее ликвидные активы — запасы, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. При этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.

Труднореализуемые активы (А4) — активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включаются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы».

Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество предприятия.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.

Наиболее срочные обязательства (П1) – кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).

Краткосрочные пассивы (П2) – краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

При определении I и II групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.

Долгосрочные обязательства (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы. Это статьи раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства», подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Постоянные пассивы (П4) — статьи раздела III «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить суммы по каждой группе активов и пассивов нарастающим итогом.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:

А1 + А2 + A3 ³ П1 + П2 + П3;

Если выполняются первые три неравенства, т.е. оборотные активы превышают внешние обязательства предприятия, то обязательно выполняется последнее неравенство. Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.

Обратим внимание на то, что некоторые экономисты предлагают выделять в активе и пассиве баланса не по 4, а по 5 групп. Обычно это делается путем разбиение вышеуказанной 3-й группы на 2 группы для более детального анализа.

Предварительный анализ ликвидности баланса предприятия удобнее проводить с помощью таблицы (табл. 8.3).

Таблица 8.3 – Предварительный анализ ликвидности баланса

В графы этой таблицы записываются данные на начало и на конец отчетного периода по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода. Таким образом, с помощью этой таблицы можно выявить рассогласование по срокам активов и пассивов, получить общее представление о ликвидности и платежеспособности анализируемого предприятия.

Кроме того, сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели.

Текущая ликвидность (Лт), которая свидетельствует о платежеспособности или неплатежеспособности предприятия на отчетную дату:

Перспективная ликвидность (Лп) прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:

Однако следует отметить, что проводимый по изложенной схеме (на основе абсолютных показателей) анализ ликвидности баланса не учитывает структурные соотношения активов и обязательств, не позволяет формировать нормативные оценки. Поэтому такой анализ должен дополняться анализом платежеспособности и ликвидности с использованием соответствующих финансовых коэффициентов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кла) показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно:

Этот коэффициент отражает соотношение самых ликвидных активов (денежных средств, приравненных к ним ценных бумаг и т.п.) и — текущих обязательств. Он наиболее точно характеризует платежеспособность предприятия, поэтому его некоторые экономисты называют коэффициентом платежеспособности, что, безусловно, лучше отражает экономическое содержание этого коэффициента. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,2-0,3 до 0,7.

Коэффициент быстрой ликвидности(Клб), или «коэффициент критической оценки», «коэффициент ликвидности», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность:

Клб = (А1+А2) / (П1+П2).

В ликвидные активы включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Поскольку для погашения обязательств готовой продукцией и запасами сырья требуется их предварительная реализация, данный коэффициент показывает, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т.е. какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также за счет поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5, однако следует иметь в виду, что достоверность выводов по результатам расчетов этого коэффициента и его динамики в значительной степени зависит от «качества» дебиторской задолженности, что можно выявить только по данным внутреннего учета.

Коэффициент текущей ликвидности (Клт) показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованыим для погашения своих краткосрочных обязательств в течение периода. Это основной показатель платежеспособности предприятия:

Клт = (А1+А2+А3) / (П1+П2).

В мировой практике принято считать, что значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне от 1 до 2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2, то, как правило, это свидетельствует о нерациональном использовании средств предприятия или нестабильности экономики. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже 1 (а для нестабильной экономики – ниже 2) говорит о неплатежеспособности предприятия.

Высокая нестабильность экономики делает невозможным нормирование этого показателя. В таких условиях хозяйствования показатель текущей ликвидности должен оцениваться для каждого конкретного предприятия по его учетным данным.

Если соотношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем 1:1, то можно делать вывод о высоком финансовом риске, связанном с тем, что организация не в состоянии оплатить свои счета. Принимая во внимание различную степень ликвидности активов, можно предположить, что не все активы могут быть реализованы в срочном порядке, а следовательно, возникнет угроза финансовой стабильности предприятия. Если же значение коэффициента текущей ликвидности превышает 1, то можно сделать вывод о том, что предприятие располагает некоторым объемом свободных ресурсов (чем выше коэффициент, тем больше этот объем), формируемых за счет собственных источников.

В финансовой теории есть положение, что чем выше оборачиваемость оборотных средств, тем меньше может быть нормальный уровень коэффициента текущей ликвидности. Однако не любое ускорение оборачиваемости материальных оборотных средств позволяет считать нормальным более низкий уровень коэффициента текущей ликвидности, а лишь связанное со снижением материалоемкости. Это объясняется следующим: чем меньше необходимая потребность в материальных ресурсах, тем меньшая часть средств расходуется на приобретение материалов и большая часть остается на погашение задолженности предприятия. Таким образом, предприятие может считаться платежеспособным при условии, что сумма его оборотных активов равна сумме краткосрочной задолженности.

Данные рассуждения могут быть использованы в стабильной, устоявшейся экономике и к России пока не могут быть применены в полной мере. Поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ №498 от 20.05.94г., не отмененным до настоящего времени, при оценке российских предприятий предусмотрено нормативное значение коэффициента текущей ликвидности Клт. норм. = 2,0.

Общий показатель ликвидности баланса, который рекомендуется использовать для комплексной оценки ликвидности баланса в целом, показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (кратко-, долго- и среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств.

Общий показатель ликвидности баланса (Кло) определяется по формуле:

Кло = (А1+0,5А2+0,3А3) / (П1+0,5П2+0,3П3).

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1. С его помощью осуществляется оценка изменения финансовой ситуации на предприятии с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного из множества потенциальных партнеров на основе анализаих отчетности.

Показатель ликвидности при мобилизации средств(Клм) характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств:

Рекомендуемые значения этого показателя от 0,5 до 1. Необходимость его расчета вызвана тем, что ликвидность отдельных составляющих оборотного капитала предприятия, как уже отмечалось, далеко не одинакова. Если денежные средства могут служить непосредственно источником выплаты по текущим обязательствам, то запасы и затраты могут быть использованы для этой цели лишь послеих реализации, что предполагает наличие не только покупателя, но и денежных средств у покупателя. Этот коэффициент может иметь значительные колебания в зависимости от материалоемкости производства и для каждого предприятия индивидуален. Желательно, чтобы его динамика не имела больших отклонений.

Для углубленного анализа ликвидности и платежеспособности предприятия представляет интерес анализ показателя ликвидности при мобилизации средств в динамике вместе с изменениями значений материальных оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия. Такой анализ позволяет выявить изменения в хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения кредитной политики.

Так, при неизменной кредитной политике (т.е. при стабильной сумме краткосрочных обязательств) значительный рост Клм будет говорить в целом об ухудшении результативности хозяйственной деятельности, в частности о росте незавершенного производства, затоваривании сырьем, готовой продукцией и т.д. При стабильном объеме материальных оборотных средств в случае уменьшения значений Клм можно предположить, что на предприятии ухудшилась ситуация с краткосрочными обязательствами, т.е. либо были взяты дополнительные краткосрочные кредиты, либо увеличилась задолженность кредиторам, либо и то и другое вместе.

Основные коэффициенты, рассчитываемые при оценке ликвидности баланса в ходе анализа финансового состояния, сведены в табл. 8.4.

Таблица 8.4 Коэффициенты, используемые для оценки ликвидности баланса предприятия

studopedia.info

Нормативы ликвидности кредитной организации: правовые аспекты

А. В. ЕРИЦЯН,
научный сотрудник Института государства и права РАН

Регулирование банковских рисков кредитных организаций осуществляется посредством установления специфических ограничений на их деятельность, выражающихся в требованиях поддержания определенных соотношений показателей деятельности, т. е. обязательных нормативов. К числу подобных ограничений относятся нормативы ликвидности кредитных организаций.

Согласно п. 6 ст. 61 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями)1 Банк России может установить нормативы ликвидности капитала.

Содержание данных нормативов раскрывается в ст. 66 вышеуказанного закона, согласно которому:

«Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов».

В соответствии с положениями указанного закона кредитные организации должны соблюдать данные нормативы на протяжении всего срока осуществления банковской деятельности. Нормативы ликвидности регулируют содержание установленного в момент создания кредитной организации норматива неденежной части уставного капитала кредитной организации, поскольку последний изначально формируется за счет денежных [advert=109]взносов[/advert] учредителей (акционеров, участников) кредитной организации.

Для наиболее адекватного определения понятия «ликвидность банка» необходимо учитывать его экономический смысл.

Приведем определение ликвидности, данное профессором О. И. Лаврушиным: «Ликвидность — одна из обобщенных качественных характеристик деятельности банка, обуславливающая его надежность. Ликвидность банка есть его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами». Он указывает факторы, влияющие на ликвидность, и среди прочих называет капитальную базу (т. е. капитал банка) и качество активов банка. Качество активов определяется на основе четырех критериев: ликвидности, рискованности, доходности и диверсифицированности.

Ликвидность активов — это способность активов трансформироваться в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником. В этой связи активы банка классифицируются по степени ликвидности на несколько групп.

Рискованность как критерий качества активов означает потенциальную возможность потерь при их превращении в денежную наличность.

Доходность активов как критерий качества отражает работоспособность, эффективность активов, т. е. способность зарабатывать доход и таким образом создавать источник для развития банка и укрепления его капитальной базы.

Диверсифицированность показывает степень распределения ресурсов банка по разным сферам размещения2.

Для поддержания указанных свойств кредитной организации как экономической системы и установлены нормативы ликвидности. Ограничение деятельности кредитной организации выражается в том, что она должна совершать банковские операции и сделки с учетом требования о соблюдении значений нормативов ликвидности.

На основе ст. 6, п. 3 ст. 61, ст. 63 и абз. 2 ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в своей Инструкции от 1 октября 1997 г. N 1 «О порядке регулирования деятельности банков» (в редакции приказа ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. N 02-430) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 29 января, 18 августа, 30 сентября 1998 г., 30 октября, 21 декабря 1998 г., 1 февраля 1999 г.) (в редакции от 27 мая 1999 г., с изменениями от 13 июля, 1, 24 сентября, 2 ноября 1999 г.) 3 (далее — Инструкция N 1) установил порядок определения данных нормативов, а Приказом ЦБ РФ от 8 сентября 1997 г. N 02-390 «О введении в действие Положения «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации»» (с изменениями от 17 ноября 1997 г., 3 февраля 1998 г., 1 февраля 1999 г.)4 (далее — Положение) введен порядок определения одного норматива ликвидности, названного нормативом Н15, для расчетных небанковских кредитных организаций (для иных небанковских кредитных организаций данный норматив не устанавливается).

В Инструкции N 1 установлен порядок определения следующих нормативов ликвидности:

ћ норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется (п. 3.1 Инструкции N 1) как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Норматив мгновенной ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАм (высоколиквидные активы) и ОВм (обязательства до востребования), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 20 %;

ћ норматив текущей ликвидности банка (НЗ) определяется (п. 3.2. Инструкции N 1) как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Норматив текущей ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАт (ликвидные активы) и ОВт (обязательства до востребования и на срок до 30 дней), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 70 %;

ћ норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) определяется (п. 3.3 Инструкция N 1) как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Норматив долгосрочной ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей Крд (кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся сроком до погашения свыше года) и суммы собственных средств (капитала) и ОД (обязательства банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка сроком погашения свыше года), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 120 %;

ћ норматив общей ликвидности (Н5) определен в п. 3.4 Инструкции N 1 как процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Норматив общей ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАт (ликвидные активы) и разницы между специально рассчитываемыми показателями А (общая сумма всех активов по балансу банка за минусом остатков на определенных счетах или частей счетов) и Ро (обязательные резервы кредитной организации), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 20 %.

Согласно подп. 2 п. 5.2 Положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации от 8 сентября 1997 г. N 516 установлен только один норматив ликвидности для расчетных небанковских кредитных организаций — норматив соотношения суммы высоколиквидных активов к сумме обязательств в размере не менее 100 % (Н15). Указанный норматив определяется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ВА (высоколиквидные активы) и ОВ (обязательства), выраженное в процентах.

Установленные в Инструкции N 1 специальные правила определения высоколиквидных активов не согласуются с экономическим содержанием данного понятия (имеется в виду, что это активы, легко трансформирующиеся в денежную наличность посредством их реализации или погашения обязательств должником). Так, в состав данных активов не включены, в частности, денежные средства, не находящиеся в Банке России, хотя, казалось бы, вряд ли кто-либо и когда-либо может усомниться в высоколиквидности, например, денежных средств кредитной организации на корреспондентском счете в другой кредитной организации. Но Банк России исключил данный актив из состава высоколиквидных и включил в состав иного специального показателя — ликвидных активов, используемого при определении норматива текущей ликвидности. В состав высоколиквидных активов включены только вложения в долговые обязательства Российской Федерации, исключены из него все иные активы в виде ценных бумаг иных эмитентов, что также не вполне согласуется с обычной экономической логикой.

При определении долгосрочной ликвидности учитываются только кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, со сроком свыше года до погашения (специальный показатель — Крд), но не вложения сроком трансформации в денежную наличность сроком более года. При определении не учитываются вложения в ценные бумаги сроком от одного года, а также вложения в ценные бумаги и долговые обязательства, приобретенные для инвестирования, хотя логичнее и экономически более обоснованно было бы принять данные активы в расчет этого показателя.

При определении норматива общей ликвидности используются не ликвидные активы, а высоколиквидные активы. Кроме того, из положений п. 3.4 Инструкции N 1 следует, что данные правила определения норматива общей ликвидности приняты в развитие положений ч. 3 ст. 66 Федерального закона, из чего следует, что в знаменателе должны быть суммарные активы, т. е. все активы без исключений, установленных в Инструкции N 1.

Сравнив положения Инструкции N 1 с положениями п. 6 ст. 61 и ст. 66 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», легко обнаружить, что согласно положениям последнего устанавливаются два норматива ликвидности. В п. 6 ст. 61 говорится о нормативах ликвидности во множественном числе (без уточнения их количества), а в ст. 66 — о двух нормативах. В Инструкции N 1 Банком России установлены четыре норматива ликвидности, в Федеральном законе их два, а для расчетных кредитных организаций — один норматив.

Следовательно, два из четырех установленных в Инструкции N 1 нормативов ликвидности являются лишними и нарушают ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», так как не предусмотрены ст. 66 указанного закона.

Как уже говорилось выше, нормативы ликвидности ограничивают право распоряжения кредитной организации имуществом. А поскольку право распоряжения имуществом является конституционным, то при его ограничении необходимо соблюдать соответствующие конституционно-правовые требования.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции конституционное право на распоряжение имуществом (п. 2 ст. 35 Конституции РФ) может быть ограничено Федеральным законом. В соответствии со ст. 61 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» полномочие по установлению норматива ликвидности для кредитных организаций передано Банку России.

В этой ситуации возникает вопрос о конституционной обоснованности установления Банком России данных нормативов.

Как следует понимать конституционно-правовое требование необходимости установления ограничения конституционного права федеральным законом? Достаточно ли для удовлетворения данного требования всего лишь назвать ограничение в тексте федерального закона и передать полномочия по определению всех элементов, характеризующих ограничение, органу государственного управления?

Решение данного вопроса зависит от содержания самого конституционно-правового требования к форме нормативного акта, содержащего положения, ограничивающие конституционное право. В практике применения конституционно-правовых норм со стороны Конституционного суда РФ неоднократно возникали подобного рода вопросы, при решении которых Конституционный суд исходил из того, что требование п. 3 ст. 55 Конституции РФ не носит формального характера и имеет свое глубокое содержание, выражающееся в необходимости установления всех существенных элементов ограничения конституционного права.

Подобная система аргументации легла в основу многих итоговых решений Конституционного суда, в частности, по налоговым вопросам. Но при решении данных дел Конституционным судом была сформирована правовая позиция о необходимости установления всех существенных элементов ограничения конституционного права вообще, а не только о необходимости установления в федеральном законе всех существенных элементов ограничения права собственности при налогообложении.

Передача же полномочий по установлению норматива Банку России противоречит ст. 10 Конституции РФ, так как создается ситуация, при которой размывается граница между законодательной и исполнительной властью, что, естественно, не соответствует конституционному принципу разделения властей. Более того, такая передача полномочий создает основания для произвольного изменения величины норматива до такого уровня, который фактически может привести к невозможности осуществления конституционного права на осуществление банковской деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Последнее, в свою очередь, не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах (п. 3 ст. 56 Конституции), т. е. парализует реализацию конституционного права, а это противоречит принципу соразмерного конституционно значимым целям ограничению конституционного права (п. 3 ст. 55 Конституции).

Следовательно, ограничение конституционного права распоряжения имуществом в виде установления норматива максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) будет конституционно обоснованным только в случае наличия в федеральном законе всех существенных элементов данного ограничения.

Принятие закона, в котором будут учтены содержание самого ограничения и пределы ограничиваемого конституционного права, исключит возможность произвола со стороны соответствующего правоприменительного государственного органа, в данном случае Банка России.

Каковы же существенные составляющие данного ограничения конституционного права на распоряжение имуществом кредитной организации?

Первый — это минимальная величина норматива достаточности капитала кредитной организации. Другие — критерии, на основе которых проводится классификация имущества по степени ликвидности (классификация активов по степени риска) и порядок определения разновидностей обязательств, учитываемых при расчете нормативов ликвидности.

Только в случае отсутствия указанных элементов норматива достаточности капитала кредитной организации в тексте Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» данное ограничение следует признать неустановленным, так как положения п. 6 ст. 61 и ст. 66 указанного закона не соответствуют требованиям п. 3 ст. 55 Конституции. В то же время Банком России фактически установлены для банков два лишних норматива, не предусмотренные в Федеральном законе. Таким образом, можем констатировать, что Банк России «вторгся» в компетенцию федерального законодателя, нарушив ст. 10 Конституции в части установления дополнительных нормативов ликвидности для банков.

Установление минимальных значений ликвидности продиктовано обЪективной необходимостью, так как кредитная организация стремится держать в наличии высоколиквидные и малодоходные активы с целью обеспечения достаточного уровня ликвидности и получать прибыль. Для обеспечения необходимого обЪема ликвидного имущества, гарантирующего своевременное исполнение обязательств кредитной организации перед своими кредиторами (вкладчиками) и установлены нормативы ликвидности.

Однако с правовой точки зрения нормативы ликвидности следует считать неустановленными. Соответствующие положения подзаконных нормативно-правовых актов Банка России, регулирующие порядок определения данных нормативов, противоречат требованию п. 3 ст. 55 Конституции об установлении ограничения конституционного права Федеральным законом.

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в текст Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для удовлетворения вышеуказанных требований конституционно-правовых норм. В этом плане предстоит решить непростую задачу по юридическому оформлению экономических понятий, используемых при определении нормативов ликвидности кредитной организации, с тем чтобы использовать их в тексте Федерального закона, в отличие от существующего порядка, при котором для определения нормативов ликвидности кредитной организации используются бухгалтерские счета.

Документы:1 Ведомости СЪезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 356; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1593; 1996, N 26, ст. 3032; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3472.

2 Банковское дело (под. ред. О. И. Лаврушина). М.: Финансы и статистика. С. 127-132.

3љљљљљљљљљљљљљ Вестник Банка России от 16 октября 1997 г. N 66

4љљљљљљљљљљљљљ Вестник Банка России от 16 сентября 1997 г. N 59.

www.klerk.ru

Это интересно:

  • Как оформить заключение по рискам Как оформить заключение по рискам ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РИСКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ FEATURES OF THE ASSESSMENT OF RISKS IN THE PRODUCTION ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES Слабинский С.В. (УрФУ, г. Екатеринбург, РФ) Slabinsky […]
  • Обучалочка Сборник развивающих заданий Пособие для детей 3-4 лет Обучалочка: Сборник развивающих заданий: Для детей 3-4 лет Мнения и отзывы: Здесь еще никто ничего не написал! Вы можете быть первым: Коваль Н.Н. (Все книги автора) Издательство: Ранок; 2015 г.; 96 стр. Издательство: Ранок; 2016 г.; 80 стр. Серия: Первые занятия […]
  • Приказ минздрава россии от 22 апреля 2014 183н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 г. N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 […]
  • Приказы по бюджетным обязательствам Приказ Минфина России от 29 июля 2016 г. № 127н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств […]
  • Налог на авто в красноярском крае Транспортный налог в Красноярском крае в 2018-2017 г. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Красноярском крае на 2017-2018 год установлены Законом Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями, […]
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 года 247-фз 8, 30 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 25 ноября, 2 декабря 2013 г., 27 мая, 4 ноября 2014 г. Принят Государственной Думой 7 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года См. комментарии к настоящему Федеральному закону Настоящий Федеральный […]
  • Приказ фсин 109 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 7 февраля 2018 г. № 109 “О внесении изменения в перечень должностей сотрудников уголовно-исполнительной системы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и […]
  • Федерального закона n 159 фз Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, […]