Полномочия государственной инспекции безопасности дорожного движения

| | 0 Comment

Полномочия государственной инспекции безопасности дорожного движения

Уточнены структура и полномочия Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Установлено, что в систему Госавтоинспекции входят:

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России;

Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России;

подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ;

специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ;

подразделения Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям (подразделения Госавтоинспекции на районном уровне);

научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.

Из обязанностей Госавтоинспекции исключено осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия мер по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи и доврачебной помощи, а также проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Указ Президента РФ от 01.06.2013 N 527
«О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711»

www.7553738.ru

Государственная инспекция безопасности дорожного движения: проблемы реформы и перспективы (Головко В.В., Бекетов О.И., Майоров В.И.)

Дата размещения статьи: 15.04.2017

Орган федерального надзора в области дорожного движения был реформирован в соответствии с Указом Президента России от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Этим же Указом утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — Положение). После проведения административной реформы в 2004 — 2009 гг. Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГУГИБДД) стало Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД), позднее было переименовано в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД). Правительством Российской Федерации была принята концепция развития Госавтоинспекции на 2013 — 2020 гг., в которой прописаны порядок создания и функционирования государственной системы учета основных показателей состояния безопасности движения, порядок регистрации автомототранспортных средств и т.п.

В соответствии с Положением ГИБДД должна осуществлять специальные контрольные и надзорные функции, обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения, контролировать соблюдение правил, нормативных стандартов в данной сфере. Ранее эти функции выполняла Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), созданная, в свою очередь, на базе общесоюзной специальной инспекции Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс), его местными органами были одноименные главные управления (Главдортрансы) при правительстве союзных республик. Цудортранс входил в состав Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) .
———————————
См.: Постановление ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1928 г. «О дорожном хозяйстве и автомобильном деле в Союзе ССР» // СЗ СССР. 1929. N 6.

Вопросы организации обеспечения безопасности дорожного движения в 30-е гг. XX в. по разметке улиц городов, установке дорожных знаков, светофоров, освещению проезжей части улиц и т.д. возлагались на народные комиссариаты коммунального хозяйства союзных республик, а ограждение опасных мест на внегородских дорогах, установка там дорожных указателей, знаков и др. — на Цудортранс . В начале 1932 г. Цудортранс был выделен из состава НКПС в самостоятельное Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совнаркоме СССР . Специальная инспекция была образована для контроля состояния и эксплуатации транспортных средств в автохозяйствах всех ведомств, а также строительства и содержания дорог. Однако Цудортранс недостаточно эффективно выполняло свои задачи, мало уделяло внимания осуществлению надведомственного контроля и надзора, т.к. было перегружено другими функциями . Постановлением СНК СССР от 5 ноября 1934 г. Цудортрансу поручено улучшить надзорную деятельность и повысить статус дорожной инспекции. При Цудортрансе НКПС была организована Государственная автомобильная инспекция .
———————————
См.: Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития): Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 150.
См.: Постановление СНК СССР от 13 января 1932 г. «Об утверждении Положения о Всесоюзном центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров СССР» // СЗ СССР. 1932. N 4.
Подробнее см.: Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993. С. 28.
См.: Постановление СНК СССР от 5 ноября 1934 г. «О мероприятиях по улучшению дорожного хозяйства» // СЗ СССР. 1934. N 57.

Необходимо отметить, что в первые годы существования ГАИ выполняла лишь контрольные, наблюдательные функции, право налагать административные наказания за нарушение Правил дорожного движения было предоставлено позднее, после упразднения в 1935 г. Цудортранса и включения ГАИ в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Руководство дорожным строительством и обеспечение безопасности дорожного движения возлагалось на НКВД СССР, а автомобильным транспортом — на местные Советы . Постановлением СНК СССР от 3 июля 1936 г. было утверждено Положение о ГАИ ГУРКМ НКВД СССР . С этой даты и начинается совершенствование ее деятельности . Перед Госавтоинспекцией ставились задачи: борьба с авариями на дорогах, наблюдение за подготовкой шоферов, учет автопарка. В связи с этим на нее возлагались следующие обязанности: учет аварий, анализ и выявление их причин, привлечение лиц, виновных в ДТП, к ответственности и др. . Положением о Государственной автомобильной инспекции предусматривалось, что ее работники пользуются всеми правами, установленными для сотрудников милиции . Все это явно свидетельствовало о надзорном предназначении автомобильной инспекции .
———————————
См.: Постановление ЦИК и СНК СССР от 28 октября 1935 г. «О передаче Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта в Народный комиссариат внутренних дел Союза ССР» // Там же. 1935. N 56.
См.: Постановление СНК СССР от 3 июля 1936 г. «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР» // Там же. 1936. N 36.
См.: Афанасьев М.Б., Кочетов Л.А., Россинский Б.В. и др. История ГАИ. М., 1996. С. 3; Искрина Н.А., Храпов И.С. ГАИ 60 лет: история, воспоминания, очерки. М., 1996. С. 3; Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М., 1983. С. 3; и др.
См.: Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития): Дис. . д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 151.
См.: Афанасьев М.Б., Кочетов Л.А., Россинский Б.В. и др. Указ. соч. С. 18; Квитчук А.С., Синькевич Н.А. Государственно-правовая политика обеспечения безопасности дорожного движения. СПб., 2005. С. 19.
См.: Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2007. 208 с.

В научной литературе на протяжении многих лет административный надзор традиционно рассматривался как важнейшая правовая форма административной деятельности милиции . В то же время некоторые известные российские ученые считали административный надзор способом (методом) деятельности милиции по обеспечению общественного порядка и безопасности , а отдельные из них — функцией милиции . Таким образом, административный надзор, осуществляемый полицией, в зависимости от угла зрения на него, можно рассматривать и как форму, и как метод деятельности полиции, а также как ее функцию. В то же время и сам административный надзор полиции как организационно-правовой феномен несет в себе несколько функций — прежде всего информационную (о состоянии общественного порядка и безопасности) и правоохранительную, а административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, еще и реабилитационную. Независимо от подходов, общее определение понятия административного надзора полиции на протяжении многих лет остается неизменным.
———————————
Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 88.
Разаренов Ф.С. Основы административной деятельности милиции. М., 1986. С. 14.
Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 144 — 145.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» используется широкое понятие «государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения», но его «наполнение» никак не объясняется. Из текста нормы следует, что правовая основа данных видов деятельности является двухуровневой, поскольку они «организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». Что касается содержания терминов, то законодатель в этом, как и во многих других случаях, ограничивается лишь целеуказанием: «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения» (ст. 30). Очевидно, что значимость административного надзора и контроля в современный период становления рыночных отношений значительно возросла, что нашло свое отражение в преобразованиях, связанных с административной реформой , которая, представляется, имеет перманентный характер и пока не дает эффективных результатов .
———————————
Административная деятельность полиции: Общая часть: Учебное пособие / Под ред. проф. О.И. Бекетова. Омск: Омская академия МВД России, 2015. С. 143 — 146.
Административное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. 351 с. и др.

Начиная с 1936 г. круг надведомственных контрольных и надзорных полномочий ГАИ постоянно расширялся. Если первым Положением о ГАИ на службу были возложены две контрольно-надзорные функции: контроль подготовки и воспитания шоферских кадров; контроль проведения наркоматами и автомобильными хозяйствами необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии, то в Типовом положении о Госавтоинспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики (1963 г.) были записаны уже семь функций, связанных с осуществлением контроля и надзора, а в Положении о ГАИ, утвержденном в 1978 г., — двенадцать . В дальнейшем на протяжении нескольких лет органы ГАИ дополнительно выполняли функции по контролю, возложенные на них нормативными актами Министерства внутренних дел. Неоправданное расширение контрольно-надзорных функций не способствовало повышению эффективности деятельности ГАИ, перегружало ее подразделения излишней работой, что в конечном счете отрицательно сказывалось на результатах ее деятельности, вызывало справедливую критику со стороны государства и граждан.
———————————
См.: Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. С. 28.

Вплоть до 60-х гг. XX в. в милиции были два подразделения, занимавшихся обеспечением безопасности дорожного движения: Госавтоинспекция и ОРУДы (отделы регулирования уличного движения). Последние создавали группы по разбору нарушений Правил уличного движения. Кроме этих структур, Приказом НКВД СССР N 463 (1938 г.) были созданы пикеты дорожного надзора для работы на важнейших пригородных и междугородных автомагистралях. Следует отметить, что сотрудники ГАИ не занимались вопросами организации дорожного движения и не патрулировали на улицах города, эти функции выполняли городские ОРУДы, которые позднее были реформированы в подразделения дорожно-патрульной службы .
———————————
См.: Квитчук А.С., Синькевич Н.А. Указ. соч. С. 22.

Возможно ли было выполнение некоторых функций госавтоинспекции иным органом государственного управления, например Цудортрансом? Полагаем, что ответ можно дать положительный. Для этого Правительство должно было расширить его полномочия по осуществлению надзора за соблюдением правил безопасности дорожного движения и наделить правом наложения административных наказаний. Однако государству требовалась жесткая централизация механизма управления для выполнения поставленных задач. Как справедливо отмечает Б.В. Россинский, карательная политика, или политика устрашения, прошлых лет считалась наиболее эффективной и не требовала больших финансовых затрат. Без специального правоохранительного органа, который мог бы проводить такую политику и применять меры административного принуждения, обеспечить безопасность дорожного движения было невозможно. Период власти Советов характеризуется не только склонностью государства решать важные проблемы путем репрессий или устрашений. В это время наблюдались рост большого числа органов государственного управления, увеличение численности бюрократического аппарата и, как следствие, появление большого количества нормативных документов .
———————————
См.: Россинский Б.В. Указ. соч. С. 159.

С изменением времени изменилась политика государства. На смену административно-командным методам пришли экономические «рычаги» управления, наблюдалась некоторая децентрализация государственной власти. Влияние государства на автотранспортные организации, водителей, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляется в основном через лицензирование и сертифицирование их работ и услуг. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утвердил Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). После опубликования Указа ГАИ, как уже отмечалось, прекратила свое существование. На смену ей пришла ГИБДД. Названный документ несколько расширил ее полномочия. Согласно принятому Положению она имеет право: проводить задержание транспортных средств; осуществлять во взаимодействии с государственными органами контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных Госавтоинспекцией и др.
Остальные права и обязанности по смыслу и содержанию практически не отличались от прежних, за исключением того, что сотрудники не правомочны направлять на повторный экзамен водителей, нарушивших Правила дорожного движения. Насколько эффективно действие этого документа, покажет время. Однако очевидно, что его принятие так и не устранило некоторых проблем, требующих своего разрешения. Поможет ли улучшить дисциплину водителей и пешеходов на дорогах Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России? Ответить пока сложно. По результатам социологических исследований, 70% опрошенных респондентов считают очередную реформу малоэффективной или относятся к ней безразлично . Необходимо отметить, что принятие Положения способствовало активизации нормотворческой деятельности в области дорожного движения. Так, в 1998 г. Правительство, Министерство внутренних дел Российской Федерации приняли ряд важных нормативных правовых документов, направленных на совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения. Однако эти меры, как представляется, носили односторонний характер.
———————————
См.: данные официального сайта www.Gibdd.Ru. 2015.

Важно отметить, что проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий комплексная, требующая координации и взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств, а также четкого разграничения их полномочий. Однако вопрос о совершенствовании деятельности органов управления в сфере безопасности дорожного движения на законодательном уровне, полагаем, решается крайне медленно. В их работе присутствуют дублирование, выполнение излишних функций. Все эти пробелы и недочеты затрудняют, на наш взгляд, выполнение главной задачи — осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением Правил дорожного движения.
Одной из государственных структур, осуществляющих контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности дорожного движения до июля 2004 г., была Российская транспортная инспекция Министерства транспорта Российской Федерации (РТИ), образованная Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 25 сентября 1990 г. N 378. В ее компетенцию, помимо контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, входило лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 8 сентября 2014 г.), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» (в ред. от 25 декабря 2015 г.), от 30 июля 2004 г. N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (в ред. от 25 декабря 2015 г.) названные функции возложены на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Ространснадзор согласно поставленным задачам также осуществляет государственный контроль за соблюдением всеми организациями и предпринимателями законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 Федеральной службе надзора в сфере транспорта переданы функции Российской транспортной инспекции Министерства транспорта в части осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу, а также на территории России контроля за соблюдением иностранными и российскими юридическими и физическими лицами, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, международных договоров, регламентирующих такие перевозки.
Согласно положениям Ространснадзор и Росавтодор должны решать возложенные на них задачи во взаимодействии с ГУОБДД, органами исполнительной власти, Государственными инспекциями безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, а также с инспекциями, комиссиями и регистрами, осуществляющими контроль и надзор на соответствующих видах транспорта и путях сообщений, не допуская дублирования их работы. Анализируя нормативные правовые акты, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что пока, к сожалению, все это остается только на бумаге.
На ГИБДД во главе с ГУОБДД возложен контроль за соблюдением правил, нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичную функцию выполняет и Ространснадзор. В обобщенном виде она сформулирована в Положении как осуществление государственного контроля за соблюдением правил безопасности движения. Кроме того, органы Ространснадзора, как и ГИБДД, имеют полномочия, включающие контроль транспортных средств, в частности вправе контролировать выполнение «стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно-дорожного комплекса» (п. 3), «осуществлять в установленном порядке проверку транспортных средств на линии» (п. 7), «составлять акты и давать обязательные предписания об устранении выявленных нарушений». Данные функции напрямую касаются не только юридических лиц, но и водителей, занимающихся предпринимательской деятельностью, лиц, управляющих транспортными средствами. Подобные противоречия в деятельности РТИ и ГАИ ранее справедливо критиковал Б.В. Россинский в своих научных исследованиях . Однако, несмотря на происшедшие изменения в современных нормативных правовых актах в области дорожного движения, положение дел спустя десятилетие, на наш взгляд, осталось прежним.
———————————
См.: Россинский Б.В. Указ. соч. С. 153.

В связи с этим возникают вопросы: сможет ли Ространснадзор как правопреемник РТИ выполнять указанные задачи, не допуская дублирования функций ДПС? Каким образом сотрудники Федеральной надзорной службы в сфере транспорта будут осуществлять свою деятельность, не имея права регулировать дорожное движение? Если они самостоятельно, без взаимодействия с ГИБДД, будут реализовывать свои полномочия, не вызовет ли это конфликтные ситуации с широким кругом субъектов дорожного движения ? Полагаем, ответить на данные вопросы довольно сложно. Необходимо сделать вывод, что функции уполномоченных на то органов в отношении транспортных средств достаточно точно до сих пор не определены. Сегодня требуется четкое правовое регулирование функций и полномочий министерств, ведомств и организаций, обеспечивающих безопасность дорожного движения, прежде всего ГУОБДД, ГИБДД и Ространснадзора.
———————————
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации работник Ространснадзора не относится к числу лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение, т.е. останавливать, временно прекращать или запрещать движение транспортных средств.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» подходит к обеспечению безопасности дорожного движения как к многоплановой проблеме. Он определяет важнейшие направления деятельности в этой сфере, но не устанавливает пределов полномочий федеральных органов исполнительной власти. Можно только констатировать, что действующее законодательство в общем виде разграничивает полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 6).
Правовой документ лишь закрепляет принцип взаимоотношений между уровнями государственной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что вопросы разграничения полномочий применительно к конкретным органам управления в сфере безопасности дорожного движения в вышеназванном Законе так и не были решены.
Как справедливо отмечает Б.В. Россинский, «организационно-правовые вопросы надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения вообще не нашли пока должного отражения в федеральных законах» . В указанном Законе им посвящена лишь одна ст. 30, в которой принципы надзорной деятельности в рассматриваемой сфере, права и обязанности органов, призванных ее осуществлять, не сформулированы. Данная статья отсылает к законодательству, которого фактически нет. Для решения этой проблемы целесообразно не только разграничить полномочия ГИБДД и Ространснадзора на уровне федерального законодательного акта. Можно согласиться с точкой зрения Б.В. Россинского, который предлагает разработать и принять закон «О Государственной автомобильной инспекции» в связи с тем, что Закон «О милиции», будучи фундаментом ее организационно-правовой системы, не в состоянии охватить всех нюансов работы входящих в милицию подразделений, всех ее прав и обязанностей. Тенденция к детальной регламентации деятельности отдельных служб милиции, по его мнению, не надуманное, волюнтаристское решение, а отражающее глубинные процессы демократизации общества, дух и требования Конституции Российской Федерации . Полагаем, что эти слова актуальны и сегодня. Вместе с тем вывод о том, что сведение государственных контрольных полномочий Госавтоинспекции до минимума является крайне опасной тенденцией и носит дискуссионный характер. С учетом изменения правового регулирования в области дорожного движения необходимо говорить о проектах законов «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения» или «О Федеральной дорожной патрульной службе» . В этих документах, помимо детальной проработки прав и обязанностей органов надзорной службы в области обеспечения безопасности дорожного движения, надлежит более четко обозначить основные ее задачи. Считаем, что будет правильно освободить инспекцию (службу) от несвойственной работы. Постоянное увеличение функций Госавтоинспекции привело к резкому сокращению в работе службы удельного веса надзорной деятельности. Исполнение распорядительных, организационно-хозяйственных, внутренних контрольных функций других ведомств стало более важным. Количество задач и функций, возложенных на нее, возросло до 48 .
———————————
Россинский Б.В. О необходимости разработки Федерального закона «О Государственной автомобильной инспекции» // Информационный бюллетень НИЦ ГАИ МВД России. 1998. N 3. С. 67.
Там же.
См.: Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. С. 151.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» к полномочиям федеральной службы относятся контроль и надзор в установленной сфере деятельности (п. 4).
См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897.

С нашей точки зрения, основными задачами государственной инспекции в рассматриваемой сфере должны стать:
1) контроль и надзор за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, надзор за содержанием автомобильных дорог, техническим состоянием транспортных средств;
2) регулирование дорожного движения, в т.ч. с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
3) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;
4) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также иные задачи, связанные с защитными контрольными и надзорными функциями, указанными в Положениях о ГИБДД и ДПС ГИБДД. Подчеркнем, что эти службы должны уйти от тотального контроля и надзора за поведением участников дорожного движения, выполняя только защитную функцию. Это должно стать не сменой «вывески» в наименовании, а более жестким регламентированием контрольных и надзорных функций по основаниям и порядку их применения.
Все остальные функции необходимо отнести к компетенции Ространснадзора и Росавтодора. Основными направлениями их деятельности, по нашему мнению, должны быть:
1) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;
2) организация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
3) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
4) выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений, а также другие обязанности в соответствии с Положениями о Ространснадзоре и Росавтодоре.
На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение перечисленных служб, можно сделать вывод о необходимости освобождения Ространснадзора от осуществления государственного контроля за соблюдением правил безопасности дорожного движения и возложения на нее функций контроля за выполнением требований специальных разрешений (лицензий) юридическими лицами и предпринимателями, занимающимися перевозочной деятельностью. Сотрудники ГИБДД, а точнее ДПС ГИБДД, как представляется, должны выполнять функции, непосредственно связанные с обеспечением безопасности участников дорожного движения, реализация которых предполагает возможность применения мер прямого принуждения — физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Деятельность Ространснадзора и Росавтодора, на наш взгляд, должна носить сугубо «мирный» характер. Сфера их интересов может распространяться на проведение технических осмотров транспортных средств, подготовку и обучение водителей, принятие контрольных экзаменов и т.д.
Освободившись от излишних задач, Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения могло бы значительно эффективнее выполнять свои функции, использовать материальные и иные ресурсы на обеспечение безопасности дорожного движения, оперативнее осуществлять контрольные и надзорные полномочия. Необходимо подчеркнуть, что изъятие у Госавтоинспекции несвойственных ее природе функций следует рассматривать в качестве перспективной тенденции. Важно, на наш взгляд, отметить, что целесообразно не сужать, а перераспределять полномочия федеральных служб, чтобы повысить их эффективность, не забывая о том, что, освобождая ГИБДД от излишних задач и функций, следует крайне осторожно подходить к практической реализации этой концепции .
———————————
См.: Россинский Б.В. Указ. соч. С. 157.

Литература

1. Административная деятельность полиции: Общая часть: Учебное пособие / Под ред. проф. О.И. Бекетова. Омск: Омская академия МВД России, 2015. 312 с.
2. Административное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. проф. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. 351 с.
3. Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2007. С. 60.
4. Дугенец А.С., Масленников М.Я. Правоприменение по делам об административных правонарушениях: реалии и перспективы оптимизации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2011. С. 54.
5. Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993. С. 28.
6. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. М.: Норма, 2012. С. 49.
7. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 144 — 145.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Это интересно:

  • Пиколт домашние правила Джоди Пиколт Книги, собрания сочинений Джоди Пиколт - Серия: Романы Джоди Пиколт 2005 Издательство: Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга"Серия: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". С о д е р ж а н и е: Дорога перемен Девятнадцать минут Последнее правило Похищение […]
  • Заместителю прокурора области старшему советнику юстиции Хамошин Андрей Николаевич Первый заместитель прокурора Орловской области Родился в 1973 году в Краснозоренском районе Орловской области. В 2000 году окончил Воронежский государственный университет, юриспруденция 1990 – помощник комбайнера, Краснозоренский район, […]
  • Статья 6 закон 255 фз Статья 6 закон 255 фз ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.06 N 255-ФЗ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ,ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года Одобрен Советом […]
  • Агентство пенсий Для фондов-участников и ПФР Уплата гарантийных взносов Фонды-участники и ПФР обязаны платить гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии со статьей 15 Закона № 422-ФЗ, согласно которой ставка гарантийных взносов составляет 0,0125 процента […]
  • Какой закон на работе в армии Новый закон о призыве в армию Вопрос призыва на военную службу стоит достаточно остро у молодых граждан Российской Федерации призывного возраста. Процедура призыва в армию подробно описана в Федеральных законах, но иногда протекает с рядом нарушений. К примеру, […]
  • Семейный кодекс собственность супругов Статья 33 СК РФ. Понятие законного режима имущества супругов Новая редакция Ст. 33 СК РФ Комментарий к Статье 33 СК РФ 1. О разделе совместной собственности супругов см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства […]
  • Самые интересные суда Встать, суд идет: самые необычные судебный процессы в истории Во все времена считалось, что в суд люди идут, чтобы добиться правды и справедливости. Но вот в последнее время, в суд обращаются как совсем по смехотворным поводам, так и без поводов вовсе. Судятся из-за […]
  • Закон о территориальном море рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 июля 1998 года №155-ФЗ О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 22.04.2003 г. №49-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 11.11.2003 г. […]